Научная статья на тему 'Актуализация и совершенствование регионального модуля дошкольного образования (на примере республики Мордовия)'

Актуализация и совершенствование регионального модуля дошкольного образования (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ / FAMILIARIZATION WITH THE NATIVE LAND / ПРОЕКТНАЯ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ / COOPERATION WITH THE FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Бурляева Ольга Викторовна, Щемерова Надежда Николаевна

В статье проанализированы вопросы актуализации регионального содержания дошкольного образования. Авторами освещен региональный, национальный и этнический материал в содержательном и технологическом плане. Вопросы актуализации и обновления ознакомления дошкольников с родным краем рассмотрены в трех аспектах: содержательном, технологическом и ресурсном. Описываются пути совершенствования регионального содержания и технологий работы с детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов, кружковой и досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киркина Елена Николаевна, Бурляева Ольга Викторовна, Щемерова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actualization and improvement of the regional module of preschool education (on the example of the Mordovian republic)

The article analyzes the issues of actualization of the preschool education regional content. The authors covered regional, national and ethnic material both in content and in technological terms. The issues of actualization and renewal of familiarization of preschool children with their native land are considered in three aspects: content, technological and resource. The ways of improving regional content and technologies of work with children both in the classroom and in free independent activity, in the organization of regime moments, circle and leisure activities are described.

Текст научной работы на тему «Актуализация и совершенствование регионального модуля дошкольного образования (на примере республики Мордовия)»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 169-174.

удк 373.2(045) Е. Н. КиркинА, О. В. Бурляева, Н. Н. Щемерова

Актуализация и совершенствование регионального модуля дошкольного образования (на примере республики Мордовия)

В статье проанализированы вопросы актуализации регионального содержания дошкольного образования. Авторами освещен региональный, национальный и этнический материал в содержательном и технологическом плане. Вопросы актуализации и обновления ознакомления дошкольников с родным краем рассмотрены в трех аспектах: содержательном, технологическом и ресурсном. Описываются пути совершенствования регионального содержания и технологий работы с детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов, кружковой и досуговой деятельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, ознакомление с родным краем, проектная и поисково-исследовательская деятельность, сотрудничество с семьей

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018

No. 4 (34). pp. 169-174. ^

E. N. KiRKiNA, 0. v. BURLYAEVA, N. N. SHCHEMEROVA

Actualization and improvement of the regional module of preschool education (on the example of the Mordovian republic)

The article analyzes the issues of actualization of the preschool education regional content. The authors covered regional, national and ethnic material both in content and in technological terms. The issues of actualization and renewal of familiarization of preschool children with their native land are considered in three aspects: content, technological and resource. The ways of improving regional content and technologies of work with children both in the classroom and in free independent activity, in the organization of regime moments, circle and leisure activities are described.

Key words: preschool education; familiarization with the native land; project and research activities; cooperation with the family

Благодарности: исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева) по теме «Национальные языки и культура в дошкольном образовании».

_Введение

еория и практика дошкольного воспитания показывают, что опора на культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения. Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. В процессе познания природы, культуры и истории родного края у дошкольников не только расширяется кругозор, но формируется избирательное, эмоциональное, чуткое отношение к культурным, историческим, природным объектам, знакомым с раннего детства.

Региональный, национальный и этнический материал как в содержательном плане, так и в технологическом, выступает средством формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста [1].

Актуальность данной темы очевидна и не вызывает никаких сомнений.

Проблема ознакомления ребенка с родным краем в течение многих лет не теряет своей актуальности. Еще Я. А. Коменский в своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет... »[6]. Его идею поддерживали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русские педагоги - К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, в советское время - А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина [2].

Позднее методика и технологии ознакомления дошкольников с родным краем раскрывалась в исследованиях В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой, А. Г. Рузской, Н. Ф. Виноградовой, Р. И. Жуковской, С.А. Козловой и других педагогов и психологов [2].

_Формулировка цели статьи

В данной статье поставлена цель - рассмотреть пути обновления и совершенствования работы по ознакомлению дошкольников с родным краем в содержательном, технологическом и ресурсном аспектах.

_Изложение основного материала статьи

В Республике Мордовия, начиная с 1999 года, в детских садах активно разрабатывался и внедрялся национально-региональный компонент, сначала на основе программы «Валдоня» и программы «Методика обучения дошкольников

мордовскому языку» А. И. Исайкиной, затем (с 2011 г.) - примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». С 2015 года данный модуль реализуется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и включается в часть программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, или в дополнительные образовательные программы [80.

Проблемы совершенствования регионального содержания и технологий работы с детьми по данному направлению как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов, кружковой и досуговой деятельности неоднократно обсуждались на научно-практических и методических конференциях, семинарах, семинарах-практикумах, что говорит о заинтересованности педагогов, родителей, учителей, социальных партнеров и общественности в реализации программы [4].

Как показывает практика, данный региональный модуль вариативно используется во всех дошкольных образовательных организациях республики Мордовия.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях накоплен значительный положительный опыт ознакомления дошкольников с родным краем, данная проблема не теряет своей актуальности.

Актуализация и обновление ознакомления дошкольников с родным краем происходит в трех аспектах: содержательном, технологическом и ресурсном.

В содержательном плане обновление касается краеведческого материала, отобранного для обучения и воспитания дошкольников, который отражает культурные, экономические и политические процессы, проходящие в республике. В одних образовательных областях данные процессы малозаметны, например, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в основе лежат языковые процессы (ознакомление с мордовскими языками), народная музыкальная и художественная культура, фольклор и устное народное творчество, не меняющееся несколько десятков лет.

В других образовательных областях - «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» - содержание постоянно претерпевает изменения [10].

Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» начиная со старшей группы предполагается знакомить дошкольников с достопримечательностями родного города и приведены примеры достопримечательной города Саранск (Мемориальный музей военного и трудового подвига, Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, республиканский объединенный краеведческий музей, Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, На-

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 4 (34)

циональный и Русский драматический театры, кинотеатры, памятники, площади, учебные заведения, парк, железнодорожный вокзал). Учитывая, что за последние годы в связи с новыми событиями были возведены новые здания и сооружения, изменилась архитектура города, оформлены новые улицы, претерпевает изменение и содержание регионального дошкольного образования в данной области.

В разделе «Знаменитые земляки» указаны имена известных людей - уроженцев Мордовии, список которых также пополнился в последние годы.

Таким образом, актуализация содержательного аспекта регионального модуля программы дошкольного образования предполагает постоянную работу дошкольных организаций по сбору обновленных сведений о республике, о событиях, происходящих в стране и в мире, и адаптацию их для ознакомления дошкольников.

Кроме изменения содержания, меняются технологии воспитания и обучения дошкольников. Сегодня на смену традиционным занятиям, экскурсиям, играм приходят виды деятельности, связанные с использованием технических средств, информационно-коммуникационных технологий, а также побуждающие дошкольников к активной познавательной и творческой деятельности - экспериментирование, проектная деятельность, самостоятельные исследования. В детских садах стало нормой использование мультимедийных презентаций, видеофильмов о Мордовии, интернет-источников.

Широкое распространение при ознакомлении с родным краем получил метод проектов. Опыт работы в данной области накоплен и обобщен во многих детских садах. В области познания социального мира, изучения культуры и истории родного края проектная деятельность позволяет ребенку самостоятельно заниматься поиском сведений об исследуемом объекте, обрабатывать полученную информацию, представлять ее на обсуждение сверстникам и взрослым.

Начиная с 2015 года, в детских садах республики были реализованы долгосрочные проекты «Саранск - культурная столица» (эстетическое воспитание дошкольников при ознакомлении с культурными достопримечательностями г. Саранск, цель - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурными достопримечательностями г. Саранск и закрепление впечатлений посредством художественно-эстетической деятельности); «Поисково-исследовательская деятельность детей как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников»; «Растим патриотов России»» (цель - на примере биографий прадедов, формировать у детей старшего дошкольного возраста чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановить утраченные связи между поколениями); «Мы маленькие дети на большой планете по имени Земля» и др.

Также апробирован и обобщен опыт работы над созданием краткосрочных проектов «Улица, где я живу», «Детская площадка», «На перекрёстке» и т.д.

Исследовательское развитие в дошкольном возрасте рассчитано на творческое взаимодействие ребенка и педагога. Воспитанники в силу возрастных особенностей способны исследовать заповедные места республики, природу родного края, среди членов семьи выявлять участников различных войн и т.д. Работа может проводиться индивидуально, парами или группами.

Как показал опыт работы, именно разработка проектов и ведение поисково-исследовательской деятельности позволяют ребенку активно участвовать в познавательном процессе, способствуют не только прочности усвоения знаний и представлений, но и развитию познавательного интереса, воспитанию активной жизненной позиции.

Ведение поисково-исследовательской деятельности развивает умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, а также развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. У детей формируются познавательные умения и навыки; способности ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить.

Такая работа возможна только с детьми старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы разработать проект, педагоги учат детей формулировать проблему («Почему улица, на которой ты живешь, так называется?»), выдвигать гипотезы, строить предположения, выбирать источники информации (спросить у взрослых, прочитать в книжке, в интернете), обрабатывать информацию и представлять ее на обсуждение. Готовые работы защищаются детьми в группе. Ребенок выходит с подготовленной аннотацией своего проекта и знакомит с ней детей группы, демонстрируя при этом приготовленный иллюстрационный материал. При этом формируется позитивная Я - концепция (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов).

Следует отметить, что проектную и поисково-исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт дошкольников. И хотя в этом возрасте работы детей имеют описательный характер (ребята рассказывают то, о чем прочитали в разных книгах с помощью родителей и воспитателя, нашли информацию на Интернет - сайтах), все равно они исследователи, первооткрыватели.

Проектная и поисково-исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реали-

зовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению группы, создает обстановку общей увлеченности и творчества.

Эффективная работа по ознакомлению дошкольников с родным краем невозможна без активной деятельности родителей. Поэтому в детских садах поставлена цель - формирование у родителей сознания необходимости целенаправленной работы по ознакомлению с родным краем в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.

Сегодня используются разнообразные формы взаимодействия с семьями:

- привлечение родителей к сбору краеведческого и познаватель-ного материала (совместные проекты детей и родителей, например, по теме «Моя фамилия»);

- подключение родителей к проектной и поисково-исследовательской деятельности, что способствует сотрудничеству, активному взаимодействию с воспитателем, определяет оптимальные формы их возможного участия в разработке проекта - помощь советом, творческими идеями, книжной информацией, использованием компьютера для поиска информации и т.д.

- привлечение родителей к организации и проведению различных конкурсов, выставок и т.д.

С помощью родителей в группах оформляются уголки по ознакомлению с родным краем, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране. В нём могут быть представлены следующие материалы: фотоальбомы «Хорошо у нас в детском саду», «Мы живём в Мордовии», «Дружная семья», широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны, столицы, снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского и мордовского герба и флага.

Таким образом, условиями, способствующими эффективному решению задач ознакомления дошкольников с родным краем, являются:

- реализация комплексного подхода к познавательному развитию и воспитанию гражданско-патриотических чувств;

- знание педагогом истории и культуры своего народа;

- соблюдение принципов систематичности, доступности при отборе содержания ознакомления с родным краем;

- тематическое построение материала;

- совместная работа детского сада и семьи.

Третья сторона, нуждающаяся в постоянном

совершенствовании - это совершенствование ресурсного обеспечения ознакомления дошкольников с родным краем, главным образом, профессиональной подготовки педагогов в данной области.

Любые образовательные программы неизбежно влекут за собой определённые требования к специалистам, реализующим эту программу, что в свою очередь связано с требованиями к системе их подготовки. При новой педагогической стратегии нужны педагоги, способные на импровизацию, чутко улавливающие индивидуальные особенности и склонности детей, их реакцию на то или иное педагогическое воздействие. Многие программы для дошкольных учреждений, созданные психолого-педагогической наукой на основе лучших традиций практики дошкольного образования, требуют от педагога совершенно нового отношения к ребенку, родителям и к самим целям образования маленьких детей.

Для того, чтобы реализовать региональный модуль программы дошкольного образования, педагогу необходимо владеть компетенциями методики ознакомления детей с родным краем и хорошо знать историю и культуру народов, проживающих на территории региона, и современные тенденции развития региональных процессов [3].

С этой целью авторами регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации педагогов «Познавательное и речевое развитие в сфере родного языка», «Проектирование регионального содержания дошкольного образования», «Методика обучения дошкольников родному (мокшанскому, эрзянскому) языку» и другие [4; 5; 9].

В процессе повышения квалификации широко используются интерактивные и активные методы работы с педагогами - проблемные лекции, лекции-визуализации, проблемные семинары, разработка проектов, решение кейсовых задач и пр. Эффективность этого процесса зависит от множества компонентов, входящих в систему, но центром внимания является слушатель и его познавательная активность, заинтересованность в получении новой информации и формировании новых компетенций, что выступает гарантом результативности образовательного процесса. В свою очередь, компетентный педагог, заинтересованный в познании родного края, любящий свою родину и уважительно относящийся к природе, истории и культуре родного края, способен воспитать эти качества и у своих воспитанников.

_Выводы

Актуализация и совершенствования регионального содержания дошкольного образования предполагают постоянное обновление содержания, образовательных технологий и ресурсного обеспечения, главным образом, постоянного повышения квалификации педагогов, которые смогут своевременно вносить изменения как в содержательный, так и в технологический аспект ознакомления дошкольников с родным краем.

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. М.: Цветной мир, 2014. 144 с.

2. Бурляева, О. В. Воспитание детей дошкольного возраста на региональном материале в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: глава в монографии // Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС в условиях региональной системы общего образования: монография / под ред. Т. И. Шукшиной. Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т., 2015. С. 4-22.

3. Бурляева, О. В., Киркина Е. Н. Проектирование регионального содержания дошкольного образования : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Саранск : Мордов. гос. пед. инт., 2014. 21 с.

4. Бурляева О. В., Киркина Е. Н. Проектирование работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем // В мире научных открытий. №11 (59). 2014. С. 4382-4399.

5. Киркина, Е. Н. Языковое погружение как эффективная технология обучения дошкольников мокшанскому языку // Гуманитарные науки и образование, 2014. № 2(18). С. 30-34.

6. Коменский Я. А. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет [Электронный ресурс] URL:http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html (дата обращения: 03.06.2018).

7. Кондрашова Н. В., Андреева О. Н. Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста (примерная парциальная программа) // Концепт. 2016. №. 15. С. 291-295. URL: http:// e-koncept.ru/2016/86959.htm (дата обращения: 02.06.2018).

8. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования: учебно-методическое пособие / Сост. О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина, Т. Н. Кондратьева, Л. П. Карпушина [и др.]; Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т., 2015. 80 с.

9. Щемерова, Н. Н. Методические аспекты обучения дошкольников мордовским языкам // В мире научных открытий. 2015. № 3.9 (63). С. 4171-4178.

10. Щемерова, Н. Н. Особенности планирования работы по обучению дошкольников второму языку и разработки системы мониторинга // В мире научных открытий. Социально-гуманитарные науки: научный журнал. № 11.11 (59). 2014. С. 4400-4416.

1. Berezhnova O.V., Timofeeva L.L. Technology of designing the educational process in pre-school organization. Moscow, Tsvetnoy Mir Publ., 2014. 144 p. (in Russian)

2. Burlyaeva O.V .The education of preschool children on regional material in the context of the implementation of the GEF preschool education: the chapter in the monograph // Scientific and methodological support of the GEF implementation in the conditions of the regional system of general education: monograph / ed. T.I. Shukshina. Saransk, Mordov. state. ped. in-t., 2015. pp. 4-22. (in Russian)

3. Burlyaeva, O. V., Kirkina E. N. Designing the regional content of preschool education: an additional professional development program. Saransk, Mordov. state. ped. in-t., 2014. 21 p. (in Russian)

4. Burlyaeva O.V., Kirkina E. N. Designing the work on familiarizing the children of the senior preschool age with the native land. In the world of scientific discoveries. 2014. No. 11 (59). pp. 4382-4399. (in Russian)

5. Kirkina E.N. Language Immersion as an Effective Technology for Teaching Preschoolers to the Moksha Language. Humanities and Education, 2014. no. 2 (18). pp. 30-34. (in Russian)

6. Komensky Ya. A. The mother's school or the careful education of youth in the first six years [Electronic resource] Available at: http: //jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/01_Comenius_Mother_school.html (accessed 03.06.2018). (in Russian)

7. Kondrashova N.V., Andreeva O.N. The formation of ethno-cultural awareness in children of the senior preschool age (approximate partial program). Concept. 2016. no. 15. pp. 291-295. Available at: http://e-koncept.ru/2016/86959. htm (accessed 03.06.2018). (in Russian)

8. We live in Mordovia: a regional educational module for preschool education: an educational-methodical manual / Comp. O.V. Burlyaeva, E.N. Kirkina, T.N. Kondrat'eva, L.P. Karpushina [and others]; Saransk: Mordov. state. ped. in-t., 2015. 80 p. (in Russian)

9. Shchemerova N.N. Methodical aspects of teaching preschool children to Mordovian languages. In the world of scientific discoveries. 2015. no. 3.9 (63). pp. 4171-4178. (in Russian)

10. Shchemerova N.N. Features of planning work on teaching the preschoolers to the second language and developing a monitoring system. In the world of scientific discoveries. 2014. no. 11.11 (59). pp. 4400-4416. (in Russian)

REFERENCES

Информация об авторах Киркина Елена Николаевна

(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» E-mail: kirkinaelena@yandex.ru

Information about the authors Elena N. Kirkina

(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Philology Sciences, Associate Professor of the Department of methods of pre-school and primary education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: kirkinaelena@yandex.ru

Бурляева Ольга Викторовна

(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» E-mail: burljaev_1@mail.ru

Щемерова Надежда Николаевна

(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» E-mail: nadya.shem@mail.ru

Olga V. Burlyaeva

(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Management

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

and Economics of Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: burljaev_1@mail.ru

Nadezda N. Shchemerova

(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Philology Sciences, Associate Professor of the Department of methods of pre-school

and primary education Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev E-mail: nadya.shem@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.