Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
васенина, е. с. ошкина, н. н. щемерова
Речевое развитие детей-билингвов в процессе формирования элементарных математических представлений*
Статья посвящена проблеме развития речи детей-билингвов. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития речи. Основное внимание в статье уделяется обучению детей-билингвов русскому и мордовскому языкам (эрзя / мокша), поскольку их развитие речи имеет определенную специфику, влияющую на владение обоими языками (эта специфика определяет особенности развития речи и методов обучения).
На основе теоретического анализа проблемы и собственного опыта авторы определяют педагогические условия развития речи детей-билингвов в процессе формирования элементарных математических представлений.
Методы исследования: исследование основано на анализе, обобщении и систематизации современных достижений педагогической теории и практики по развитию речи детей-билингвов. В результате исследования: получены научные материалы, в которых рассматривается возможность использования потенциальных возможностей для межпредметной и внутрипредметной интеграции в развитии речи детей-билингвов; выявлены педагогические условия развития речи двуязычных детей в процессе формирования элементарных математических представлений; определена специфика преподавания русского и мордовского языков (эрзя / мокша) для детей-билингвов в детском саду.
Ключевые слова: дети-билингвы, математическое развитие, речевое развитие, информационно-коммуникативные технологии, интеграция образовательных областей, дети дошкольного возраста
* Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и МГПИ им. М. Е. Евсевье-ва) по теме «Инновационные технологии обучения дошкольников второму языку»
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 201-208.
УДК 373.2 (045) с. и.
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 201-208.
s. i. vasenina, e. s. oshkina, n. n. shemerova
Speech development of bilingual children in the process of forming elementary mathematical representations
The article is devoted to the problem of verbal development of bilingual children. Preschool age is a sensitive period for speech development. The main emphasis in the article is made on the teaching of bilingual children to the Russian language, since their speech development has a specific specificity that influences the mastery of the Russian language (this specifics determines the features of the method of developing speech and learning).
Based on the theoretical analysis of the problem and their own experience, the authors of the article reveal the pedagogical conditions for the speech development of bilingual children in the process of forming elementary mathematical representations.
Research methods: the research is based on the analysis, generalization and systematization of modern achievements of pedagogical theory and practice on the issues of speech development of bilingual children. As a result of the research: scientific materials were received that consider the use of potential opportunities for intersubject and intrasubject integration in the speech development of bilingual children; Pedagogical conditions of speech development of children-bilinguals in the process of formation of elementary mathematical representations are revealed; specifics of the Russian language teaching of bilingual children in the conditions of a kindergarten.
Key words: bilingual children; mathematical development; speech development; information and communication technologies; integration of educational areas; children of preschool age
ечевое развитие ребенка-билингва про-УУ исходит на всем протяжении его пре-/ бывания в детском саду в разных видах деятельности (учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой, трудовой), в условиях дополнительного образования, в семье. Анализ современных научных работ по обучению детей-билингвов позволил выделить следующие направления исследования данной проблемы:
- выявление особенностей и методических приемов обучения второму языку в процессе создания языковой среды (А. М. Николаева, Н. Н. Щемерова, Х. Х. Амшоков и др.);
- анализ влияния различных средств на эффективность овладения вторым, в том числе и русским языком ребенком-билингвом (Н. В. Ку-либина, А. М. Иванова, М. К. Иванова, Е. Ф. Замятина и др.);
- разработка системы мониторинга по обучению дошкольников второму языку (Д. Н. Караева, Н. Н. Щемерова и др.);
- разработка условий и специальной среды развития двуязычных детей в дошкольный период (В. С. Санникова, А. И. Улзытуева, А. И. Гусева, К. Б. Мамедова, С. Г. Лещенко и др.);
- анализ разных методик обучения второму языку детей дошкольного возраста и эффективности их применения (С. В. Гоголева, Е. Ю. Протасова, Н.М. Родина и др.);
- выявление психолого-педагогических условия развития двуязычия у дошкольников, относящихся к городскому социуму (Н. В. Бычкова, Е. И. Негневицкая, Ю. И. Трофимова, Н. В. Федюки-на и др.).
Существует множество определений билингвизма, рассматривающих данное явление с разных сторон. Мы опираемся на определение А. Д. Швейцера («Билингвизм - это сосуществование двух языков в рамках одного и того же речевого коллектива, использующего эти языки в соответствующих коммуникативных сферах, в зависимости от социальной ситуации и других параметров коммуникативного акта») [1, с. 115] и определение «учебного билингвизма», данное Е Н. Галичкиной («...данный вид билингвизма формируется в процессе обучения, он также называется искусственным. Учебный билингвизм противопоставляется естественному билингвизму по трем параметрам: по способу формирования, цели и условиям») [2, с. 140].
По мнению Е. Ю. Протасовой и Н. М. Родиной, дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, достаточно быстро начинают понимать, кто на каком языке говорит. Учитывая это во время разговора, они обращаются к каждому соответствующим образом [3, с. 5]. В тоже время наблюдаются сложности в правильном произношении слов, словосочетаний, построении предложений, так как у каждого языка есть своя специфика.
Общепризнанным в методике развития речи детей дошкольного возраста считается тот факт, что важнейшим средством развития речи детей является занятие. Невозможно обеспечить речевое развитие двуязычных детей на должном уровне без специальных обучающих занятий по развитию речи.
Обучение на занятиях позволяет решить все речевые задачи, обозначенные в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования [4]. Прежде всего, это фонетические и лексико-грамматические обобщения, которые составляют ядро языковых способностей ребенка и играют первостепенную роль в усвоении языка, звуко- и словопроизно-шении, построении связных высказываний и др.
У детей-билингвов возникают дополнительные трудности в области языковых обобщений, которые нерешаемы без целенаправленного руководства взрослого, что приводит к отставанию в их речевом развитии. Рассмотрим подробнее трудности и особенности организации речевого развития двуязычных детей в процессе организации занятий: они овладевают элементарными формами разговорной речи, затрудняются давать ответы на вопросы, у них отсутствуют навыки рассказывания. Но при целенаправленном обучении на занятиях дошкольники приобретают способности правильно задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать и пересказывать, поскольку занятия помогают преодолевать стихийность, решать задачи развития речи планомерно, в определенной системе и последовательности.
Для решения выделенных проблем необходимо добиваться, чтобы дети внимательно слушали воспитателя, понимали его речь в различных ситуациях, правильно выполняли задания. Речь самого педагога должна быть ясной и четкой, служить образцом для подражания. Каждый вид деятельности, направленный на развитие речи ребенка-билингва, должен строиться как ситуация общения, максимально приближенная к естественному общению. Так на занятиях можно реализовать возможности речевого развития детей-билингвов в дошкольный период, который считается самым благоприятным периодом для овладения языком. В процессе овладения навыками общения дошкольники начинают понимать значимость языка как общественного явления, у них начинают развиваться и интеллектуальные, и речевые, и эмоциональные способности. При обучении детей рекомендуется частая смена видов деятельности, т. к. в этом возрасте их внимание неустойчиво. Они устают не от деятельности, а от ее однообразия, и запоминается им только то, что вызывает эмоции и интерес.
Речевое развитие двуязычных дошкольников происходит в различных видах деятельности, в играх и игровых ситуациях, в которых они многое узнают об окружающем мире, игрушках,
о себе и о товарищах по группе, о литературных персонажах, о действиях в различных упражнениях и играх.
Особое внимание следует обратить на формирование фонетической стороны речи (звукопро-изношение, овладение интонацией и т.д.). Занятие следует начинать с фонетической разминки с использованием считалок, четверостиший, песенок. Они должны быть направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя, снятия усталости и напряжения. Такие физкультминутки развивают внимание и память, дети упражняются в произношении.
Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребенка, нужно чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребенка, а не речевые нарушения. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Успех обучения и отношение детей к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально педагог проводит занятия. Конечно, в процессе непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно педагог использует игровые приёмы, наглядность, тем прочнее ребенок усваивает материал. Наблюдения показывают: укрепляя уверенность ребенка в себе, а так же, повышая его самооценку, педагог создает условия для его успехов и достижений в изучении языка. Даже исправление ошибок должно протекать как определенный этап игры.
Значительными возможностями обладает использование элементов драматизации. Ребенок должен воспринимать педагога не только как носителя знаний по предмету, но и как яркую и интересную личность, умеющую установить и развивать доброжелательные отношения с ним, что способствует плодотворному и эффективному сотрудничеству. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции. Это речь, интонация, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д. Благодаря этому расширяет творческую личность ребёнка; развивается эмоциональная сфера, развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается чувство перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.
Доцентами кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный институт имени М. Е. Евсе-вьева» были подробно исследованы важнейшие аспекты организации обучения детей мордовским языкам [5].
Таким образом, основной акцент в статье сделан на обучении детей-билингвов русскому и мордовскому (эрзя / мокша) языкам. В муниципальных районах республики Мордовия с компактным проживанием мордвы у детей дошкольного возраста отмечается мордовско-русский билингвизм. В данных условиях, как правило, обучение русскому языку осуществляется на занятиях по развитию речи в процессе реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Обучение мордовскому языку в дошкольных образовательных организациях проводится в рамках дополнительного образования по программам, разработанным в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с опорой на Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (авт. О В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина и др.) [6].
Планируя работу по обучению детей мордовскому языку (эрзя / мокша), руководителю кружка необходимо решать речевые задачи в комплексе. Важно учитывать специфику мордовско-русского двуязычия: уровень понимания детьми мордовских языков, речевую обстановку в семьях и в данной группе. Одновременно педагогом должна проводиться работа над грамматическими, лексическими и фонетическими аспектами языка. Методически грамотно обучение языкам выстраивается в том случае, если речевая работа проводится взамосвязанно на занятиях по развитию речи по обучению русскому языку и в рамках дополнительного образования при обучении мордовскому языку, например, в таком направлении может активизироваться в речи детей лексический и грамматический материал по темам «Домашние птицы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты», «Овощи» и т. п., формироваться умения составлять монологические высказывания разных структурно-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение) и т. д.
Несмотря на то, что реализация языкового содержания предусмотрена реализацией всех образовательных областей по ФГОС ДО в разных видах детской деятельности и организационных формах (регламентированной и нерегламенти-рованной), тем не менее аспект речевого развития детей-билингвов в процессе формирования элементарных математических представлений остался неизученным.
Цель нашего исследования и данной статьи - определить педагогические условия речевого развития детей-билингвов в процессе формирования элементарных математических представлений. Мы считаем, что данными условиями являются: 1) использование потенциальных возможностей межпредметной и внутрипредмет-ной интеграции образования; 2) планирование
речевой деятельности детей и создание условий для широкой речевой практики; 3) создание специальной образовательной и предметно-развивающей сред в дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования; 4) применение разнообразных информационно-коммуникационных технологий на занятиях, в других видах деятельности.
Под формированием элементарных математических представлений понимают «целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями» (А. А. Столяр) [7]. В процессе целенаправленного обучения происходит математическое развитие дошкольников, которое рассматривается как «сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности» (по А. А. Столяру); «целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности» (по А. А. Белошистой); «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» (по Е. И. Щербаковой) [8].
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях [9]. Усвоение математической терминологии является одним из показателей математического развития дошкольников.
В процессе ознакомления с математическими основами, ребенок осваивает количественные и пространственно-временные отношения, познает свойства предметов и их относительность, учится мыслить, рассуждать, отвечать на вопросы, то есть развивается математическая речь.
Работа по математическому развитию в рамках дошкольного образования способствует решению задач речевого развития двуязычных детей: лексическому развитию, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, развитию связной речи. У двуязычного ребенка в детском саду развитие речи происходит в процессе различных целенаправленных и повседневных видов деятельности. Главным мотивом становится удовлетворение личностных, познавательных, коммуникативных потребностей ребенка. Использование в работе
игры позволяет повысить речевую активность детей-билингвов, мотивировать их к взаимодействию со взрослым и другими детьми группы, расширить кругозор ребенка, способствовать развитию навыков общения.
Основными формами математического развития являются непосредственно образовательная математическая деятельность, различные виды игр с математическим содержанием, математические досуги и развлечения, повседневная деятельность детей (прогулки, самостоятельные игры, различные формы самообслуживания).
Так, в процессе целенаправленного обучения (занятий) обязательным является выделение задач словарной работы. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
На математических занятиях дети осваивают слова-числительные, названия геометрических фигур, величин, их свойств и отношений, пользуются категориями для определения расстояния, времени. Активизируется использование в речи глагольной лексики (арифметические действия сложения и вычитания, уравнивание, сосчиты-вание). Богатый лексический запас является не только одним из факторов готовности к обучению в школе, но и показателем высокого уровня развития ребенка.
В процессе выполнения на занятиях игровых заданий, ребенок упражняется в правильном употреблении грамматических форм. Для двуязычного ребенка это задача является особенно трудной. Часто можно наблюдать как дети-билингвы, называя количество или определяя величину предметов, используют только единственное число (например, пять карандаш, большие дом). Ошибки возникают и при образовании сравнительной степени прилагательного (длинный, длиннее, высокий, выше и пр.). Похожие ошибки могут быть у любого ребенка, однако у двуязычных детей они встречаются чаще. Это связано с особенностями родного языка (например, в мокшанском языке слово «сон» обозначает «он / она», «сонь» - «его / ее»; слово «маленький» - «ёмланя», еще меньше - «нинге ёмланя», самый маленький «самай ёмланять»). Поэтому педагогу необходимо показать изменения не только в количестве / величине, но и изменения в произношении слова.
Одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка-билингва является его речевая активность, поскольку повторность
употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. При чем к речевой активности необходимо, на наш взгляд, отнести не только говорение, но и слушание, восприятие речи, поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога. С этой целью на занятиях следует использовать факторы обеспечения речевой активности всех детей: например, эмоционально-положительный фон, субъект-субъектное общение, широкое использование наглядного материала, игровых приемов, смену видов деятельности и др. Из общепринятого утверждения, что язык усваивается в процессе его употребления, и вытекает важнейший в методике развития речи детей дошкольного возраста методический принцип «обеспечения активной речевой практики детей», выведенный из закономерностей усвоения детьми языка и речи и отражающий специфику обучения родной речи, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения [10]. Следуя данному принципу, необходимо создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.
Речевое развитие детей-билингвов находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. В повседневной работе воспитатель находит множество ситуаций для общения с детьми и корректировки их речи. Регулярность использования связей слов и их форм с фактами действительности позволяет выработать у ребенка речевой стереотип. Установление и осознание ребенком существующих связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов.
Развитие связной речи детей-билингвов на занятиях по развитию математических представлений также естественно, как и решение других речевых задач, поскольку математическая деятельность включает объяснение, аргументацию и т. п.
Современное материально-техническое обеспечение дошкольного и дополнительного образования детей создает условие для внедрения технологических инноваций в организацию познавательно-речевого развития детей. Богатая развивающая предметно-пространственная среда в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования создает условия для организации игр и самостоятельной математической деятельности, с учетом возрастных и гендерных интересов и склонностей детей [11]. Развивающие и логико-математические игры в традиционном виде
и online, организуемые в игровых центрах и посредством мультимедийного оборудования, позволяют отработать речевые умения и навыки в индивидуальной работе или с небольшой подгруппой детей. Проиллюстрируем примерами из опыта работы [12; 13]: Игра «Сложи узор».
Цель: развитие у детей умения ориентироваться на плоскости; собирать узор (предмет) по образцу; выкладывать узор (предмет), подбирая и сочетая в нужном цветовом и пространственном решении, отдельные его элементы.
Речевые умения. Активизировать использование в речи слов, обозначающих цвета, речевые конструкции (верхний левый угол, справа от..., ниже, чем..; в верхней/нижней части узора; синий треугольник; квадрат белого цвета и пр.).
Игровые действия. Ребенок выкладывает предмет по рисунку и комментирует свои действия. Игра может проводиться в паре.
Игра «Собираем мостик» (с блоками Дьене-ша).
Цель: развитие логики и внимания, умения рассуждать и аргументировать свой ответ.
Речевые умения. Включить в речь детей частицу не (здесь выкладываются фигуры не красного цвета или не квадратные).
Игровые действия. Детям предлагается собрать мостик для друзей. Мостик собирается по особым правилам. Правила из карточек предлагает воспитатель или ребенок, хорошо знакомый с игрой и ее правилами.
Игра «Расселяем жильцов» (с блоками Дье-неша).
Цель: развивать умение подбирать геометрическую фигуру с учетом заданных условий; читать таблицу; объяснять свой выбор.
Речевые умения. Упражнять в грамматически правильном построении словосочетаний и предложений (к этой схеме подходит большой круг красного цвета; или здесь «спрятаны» толстые синие прямоугольники маленького размера; большой красный квадрат; все маленькие желтые квадраты и пр.).
Игровые действия. Ребенку предлагается таблица «домик», квартиры которого необходимо заселить нужными фигурами. Необходимая фигура находится по заданным условиям, отраженным в крайней верхней строке и крайнем левом столбце «домика».
Игра «Что изменилось» (с блоками Дьене-ша).
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах, их цвете, толщине, величине; развивать внимание, память.
Речевые умения. Упражнять в назывании геометрических фигур в нужном числе (круг - круги, квадрат - квадраты), правильном сочетании прилагательного с существительным (красных квадратов; большого круга; маленького толстого прямоугольника и т.д.).
Интересны и полезны для речевого развития игры на освоение числа (способов образования, состава числа из двух меньших, сравнение чисел). Для повышения интереса можно использовать палочки Кюизенера.
Игра «Как разговаривают числа».
Цель: учить детей оперировать числовыми значениями цветных палочек; сравнивать числа; познакомить со знаками сравнения.
Речевые умения. Упражнять в назывании слов-числительных (согласно цвету палочки), понимании значения слов «больше», «меньше» и их употреблении в речи; «чтении записей» («три больше чем два», «пять меньше шести»)
Игровые действия. Дети с помощью палочек, карточек с цифрами и знаками выкладывают различные варианты сравнения чисел и «записывают» их.
Игра «Какие бывают дома?»
Цель: учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать зрительный глазомер, умение понимать поставленную задачу, навык самоконтроля.
Речевые умения. Активизировать словарь детей словами-числительными, названиями цветом, словами-сравнениями по размеру (самая короткая; длиннее, чем ...; домик «шесть» выше, чем ...).
Игровые действия. Детям предлагается «построить» (выложить из палочек) дом, в основе которого будет число пять. Вначале дети все вместе вспоминают варианты состава числа «пять», а затем выкладывают (строят) дом. В конце определяют, какого цвета палочки (числа) понадобились для строительства.
Игра «Чет - нечет».
Цель: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах десяти на единицу; учить называть «соседей» данного числа; познакомить с четными и нечетными числами; упражнять в установлении логических связей и закономерностей; развивать навык самоконтроля и самооценки.
Речевые умения. Ввести в словарь детей слова «четные» и «нечетные» числа; словосочетания «больше, чем..; меньше, чем»; упражнять в правильном назывании слов-числительных.
Игровые действия. На двух разных столах лежат «четные» и «нечетные» палочки. Дети должны построить из них лесенки равной высоты так, чтобы разница между ступеньками была одинаковой (это первое знакомство с арифметической прогрессией). Затем с помощью розовой палочки (числа два) дети определяют разницу между смежными ступеньками.
Математические online игры позволяют раскрепостить детей, увлечь математическими заданиями в нестандартной ситуации. Их могут использовать в работе как воспитатели, так и родители, соблюдая требования к организации детской деятельности за компьютером или ин-
терактивной доской. Организация речевой деятельности с детьми посредством компьютерной техники позволяет сформировать коммуникационные способности в процессе обмена впечатлениями при обсуждении компьютерных игр, результатов работы в графическом редакторе и т.д. Игровые задания, выполняемые дошкольниками на компьютере, предполагают те элементы знаний, которые при использовании традиционных средств дидактики понять и усвоить детям-билингвам сложно [14; 15; 16].
Для использования в педагогической деятельности можно предложить следующие сайты развивающих компьютерных программ и игр: www.adalin.mospsy.ru;www.igraemsa.ru; www.doktorpapa.ru;www.babylessons.ru; www. samouchka.com.ua; www.babyuser.net; www. torrentino.ru и другие. Представленные на сайтах развивающие игры с математическим содержанием упражняют детей в счетной деятельности, выполнении арифметических действия вычитания и сложения, сравнении чисел, запоминании состава числа, знакомстве с понятиями «больше - меньше», сопоставлении чисел и цифр, развитии логики и мышления.
Активизация речевой деятельности в online играх с математическим содержанием происходит по всем направлениям речевого и математического развития. Комментирование собственных действий, выбор ответа и его аргументация, проговаривание и другие речевые высказывания позволяют педагогу контролировать и исправлять речевые и познавательные ошибки.
Психолого-педагогические исследования показывают, что человек сам строит свои знания через обобщение тех ситуаций, в которых они были предъявлены. Поэтому для овладения активного речевого развития детей, особенно двуязычных, следует создавать множество повторяющихся новых ситуаций, в которых ребенок будет опираться на уже освоенные навыки составления и понимания фраз.
Таким образом, эффективное речевое развитие детей-билингвов возможно при реализации следующих педагогических условий:
- использования межпредметной и внутри-предметной интеграции образования;
- планирования речевой деятельности детей на занятиях и других видах математической деятельности;
- создания специальной образовательной и предметно-развивающей сред в дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования;
- применения разнообразных информационно-коммуникационных технологий на занятиях по математике, в других видах деятельности с математическим содержанием;
- создания условий для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности для обеспечения повторяемости
употребления языковых средств в меняющихся условиях и выработки прочных и гибких речевых навыков, усвоения обобщений.
Организация речевого развития детей на этапе дошкольного образования требует специального внимания и заботы со стороны взрослых (педагогов, родителей и других
окружающих). Владение педагогами способами интеграции математического и речевого развития, соблюдение вышеуказанных условий будет способствовать, по нашему мнению, эффективному овладению русским языком детьми-билингвами и развитию у них правильной речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М.: Наука, 1976. 176 с.
2. Галичкина Е. Н. Виды интерференции в учебном билингвизме // Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. 2017. № 4 (32). С. 139-143.
3. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Русский язык для дошкольников: учеб-метод. пособие для двуязычного детского сада. 2-е изд. СПб.: Златоуст, 2011. 320 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://base. garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 28.06.2018).
5. Щемерова Н.Н. Формирование навыков общения русскоязычных детей на мордовских языках // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 2 (18). С. 90-94.
6. Бурляева О. В. Мы в Мордовии живём : региональный образовательный модуль дошкольного образования. Саранск, 2015. 84 с.
7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. 303 с.
8. Власенко Н.В., Шаталова Е.В. Математическое развитие дошкольников на основе интегрированного подхода // Успехи современного естествознания. 2013. № 10 С. 125-125. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/ view?id=33004 (дата обращения: 28.06.2018).
9. Примерная образовательная программа дошкольного образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (дата обращения: 23.06.2018).
10. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Академия, 2013. 448 с.
11. Алексеева В.Ю. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие всестороннего развития детей дошкольного возраста // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. С. 74-77.
12. Васенина С.И, Винокурова Н.В., Уланова С.И. Группа кратковременного пребывания: из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста // Современный детский сад. 2011. № 6. 24-27.
13. База данных электронных материалов к дополнительным общеразвивающим программам интеллектуально-познавательной направленности для детей «Первые шаги к грамоте», «Веселая математика», «Мир вокруг нас» / Сост. Винокурова Н.В., Мазуренко О.В., Васенина С.И., Уланова С.Л. Свидетельство о гос. регистрации № 2014620367 от 28 февраля 2014 г. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).
14. Авраменко О.В., Миронова Э.Л., Кушникова О.В. Информационные технологии как дидактическая поддержка работы по развитию речи детей // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. С. 105-110.
15. Дроговцова Н.О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 49-57.
16. Ошкина Е.С., Щемерова Н.Н. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников второму языку // Перспективы науки. 2018. № 7(106). С. 35-45
REFERENCES
1. Schweitzer A.D. Sovremennayasotsiolingvistika [Modern sociolinguistics]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 176 p.
2. Galichkina E.N. Types of interference in educational bilingualism. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2017, no. 4 (32), pp. 139-143 (in Russian).
3. Protasova E.Yu., Rodina N.M. Russkiy yazyk dlya doshkol'nikov [Russian language for preschool children]. Saint-Petersburg, Zlatoust Publ., 2011. 320 p.
4. Federal state educational standard of preschool education. URL: http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf7 41eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (accessed 28 June 2018)
5. Schemerova N.N. Formation of Russian-speaking children's communication skills in the Mordovian languages in daily life. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2014, no. 2(18), pp.90-94 (in Russian).
6. Burlyaeva O.V. My v Mordovii zhivom: regional'nyy obrazovatel'nyy modul' doshkol'nogo obrazovaniya [We live in Mordovia: a regional educational module for preschool education]. Saransk, 2015. 84 p.
7. Formation of elementary mathematical representations in preschool children / ed. A.A.Stolyar. Moscow:, Prosveshchenie Publ., 1988. 303 p.
8. Vlasenko N.V., Shatalova E.V. Mathematical development of preschool children on the basis of the integrated approach. Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya - Progresses of Modern Natural Science, 2013, no. 10, pp. 125125 (in Russian). Available at: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33004 (accessed 28 June 2018).
9. Primernaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya : odobrena resheniyem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"yedineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 20 maya 2015 g. № 2/15) (Approximate educational program of preschool education: approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education (Protocol No. 2/15 of May 20, 2015) Available at: http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (accessed 23 June 2018).
10. Yashina V. I. Teoriya i metodika razvitiya rechi detey [Theory and methods of children's speech development]. Moscow, Academia Publ., 2013. 448 p.
11. Alekseeva V.Yu. Predmetno-razvivayushchaya sreda doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii kak usloviye vsestoronnego razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta [The subject-developing environment of the preschool educational organization as a condition for the comprehensive development of preschool children]. Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Obrazovaniye kak faktor razvitiya intellektual'no-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obshchestva" [Materials of the VI International Scientific Conference "Education as a factor in the development of the intellectual and moral potential of the individual and modern society"]. Saint-Petersburg, Leningrad A.S. Pushkin State University, 2016, pp. 74-77.
12. Vasenina S.I., Vinokurova N.V., Ulanova S.I. Group of short-term stay: from the experience of working with children of senior preschool age. Sovremennyy detskiy sad - Modern kindergarten, 2011, no. 6, pp. 24-27 (in Russian).
13. Vinokurova N.V., Mazurenko O.V., Vasenina S.I., Ulanova S.L. Baza dannykh elektronnykh materialovk dopolnitel'nym obshcherazvivayushchim programmam intellektual'no-poznavatel'noy napravlennosti dlya detey «Pervyye shagi k gramote», «Veselaya matematika», «Mir vokrug nas» [The database of electronic materials for additional general developmental programs of intellectual-cognitive orientation for children "First Steps to Reading and Writing", "Merry Mathematics", "The World Around Us"]. Certificate of state registration No. 2014620367 of February 28, 2014, the Federal Service for Intellectual Property (Rospatent).
14. Avramenko O.V., Mironova E.L., Kushnikova O.V. Information technologies as a didactic support for the development of children's speech. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya - Advances in modern science and education, 2016, Vol. 1, pp. 105-110 (in Russian).
15. Drogovtsova, N.O. Cognitive dialogue in the computer game environment. Detskiy sad ot A do Ya - Kindergarten from A to Z, 2010, no. 2, pp. 49-57 (in Russian).
16. Oshkina E.S., Shchemerova N.N. Application of information and communication technologies in the teaching of preschool children to the second language. Perspectives of science. 2018, no. 7, pp. 35-45 (in Russian).
Информация об авторах Васенина Светлана Ивановна
(Россия, Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра методики дошкольного и начального образования. Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Ошкина Елена Сергеевна
(Россия, Саранск) Доцент, кандидат педагогических наук, кафедра методики дошкольного и начального образования. Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Щемерова Надежда Николаевна
(Россия, Саранск) Доцент, кандидат филологических наук, кафедра методики дошкольного и начального образования Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева E-mail: [email protected]
Information about the authors
Svetlana I. Vasenina
(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Department of Preschool and Primary Education. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]
Elena S. Oshkina
(Russia, Saransk) Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Preschool and Primary Education. Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]
Nadezhda N. Shchemerova
(Russia, Saransk) Associate Professor, Candidate of Philology, Department of Preschool and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]