Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Н. В. Винокурова, Е. Н. Киркина
Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе организации досуговой деятельности
Проблема развития духовно-нравственной культуры в современном обществе актуальна по - прежнему. Поиск средств и методов ее решения является предметом дискуссии педагогической общественности. Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственной культуры в период дошкольного детства является досуговая деятельность. Данный вид деятельности направлен на сохранение, восстановление и развитие духовного и физического здоровья человека, а также положительно влияет на его интеллектуальное совершенствование. Опираясь на собственный опыт, авторы статьи показывают возможность организации работы по формированию у детей моральных и нравственных норм, принципов поведения посредством организации досуговой деятельности. Целью исследования является выявление условий формирования духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в процессе организации культурно-досуговых мероприятий, на примере математического развития.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, дети дошкольного возраста, культурно-досуговая деятельность, математическое развитие, математические развлечения
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 175-182.
УДК 373.2(045) С. И. ВАСЕНИНА,
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 175-182.
s. v. VASENiNA, N. V. ViNOKUROVA, E. N. KiRKiNA
Formation of spiritual and moral culture of preschool children in the process of leisure activities
The problem of development of spiritual and moral culture in modern society is still relevant. The search for means and methods of its solution is the subject of discussion of the pedagogical community. One of the effective means of formation of spiritual and moral culture in the period of preschool childhood is leisure activities. This type of activity is aimed at the preservation, restoration and development of spiritual and physical health of a person, as well as a positive effect on his intellectual improvement. Based on their own experience, the authors show the possibility of organizing work on the formation of children with moral and ethical standards, principles of behavior through the organization of leisure activities. The aim of the study is to identify the conditions of formation of spiritual and moral culture of preschool children in the process of organizing cultural and leisure activities, on the example of mathematical development.
Key words: spiritual and moral culture; preschool children; cultural and leisure activities; mathematical development; mathematical entertainment
Благодарности
Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева) по теме «Национальные языки и культура в дошкольном образовании».
_Acknowledgements
The study was performed under a grant to conduct scientific research on priority areas of scientific activities of universities-partners in networking (South Ural state humanitarian-pedagogical University and Mordovian State Pedagogical Institute) on the theme «National languages and culture in pre-school education».
_Введение
уховно-нравственное развитие под-I Л растающего поколения - залог успешности и благополучия общества. Проблема привития нравственных ценностей детям остается наиболее актуальной в современном образовании. Одной из приоритетных задач дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. Реализация данной задачи осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия детьми духовно-нравственных ценностей на всех этапах дошкольного детства. Методологией ФГОС ДО является культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию детей, содержание образовательной работы с детьми направлено на «..присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности...» [2, с. 73]. Многонациональность общества обращает внимание педагогов на специфику социокультурных и национальных условий развития ребенка, поскольку национальная культура вбирает в себя духовно-нравственные ценности, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обычаи и обряды. В тоже время следует отметить существующие проблемы и трудности в процессе формирования духовно-нравственной культуры детей: наличие разнообразных источников влияющих на еще не сформировавшуюся личность ребенка (СМИ), духовная культура семьи и педагогов, слабая заинтересованность родителей в совместной работе с педагогом, нерегулярность посещения образовательных организаций для получения профессиональной консультации от специалиста. Решение данных проблем современная система дошкольного образования видит в амплификации детского развития в рамках приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Данная работа должна быть включена во все образовательные области, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка. Цель данного исследования: обосновать возможность организации работы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие» на примере досуговой деятельности в сочетании с математическим развитием детей.
Основная часть
Анализ современных научных работ по формированию духовно-нравственной культуры
личности позволил нам определить направления изучения проблемы. Формирование духовно-нравственной культуры ребенка дошкольного возраста в научных и прикладных исследованиях рассматривается с точки зрения духовно-нравственного воспитания в различных областях деятельности:
- средствами традиций народной праздничной культуры, празднично-игровых технологий (И. А. Контаренко, Н. М. Медведева, Т. Э. Мангер, Ю. Ю. Тотонова, Л. В. Николаева и др.);
- в процессе формирования экологической, физической культуры, культуры общения детей (С. Е. Блохина, М. Е. Званцова, Т. С. Грядкина, Г. И. Бабенко, Е. А. Потапова, М. В. Чурикова и др.);
- посредством ознакомления с народной и православной культурой (Т. Р. Арзуманова, Ж. Н. Мысливцева, Е. В. Волкова, А. А. Выскорко, Т. В. Долгих, О. В. Алафьева, Г. Н. Буряковская, О. А. Гераськина, Т. Ю. Мртьянова, И. А. Лаврентьева и др.);
- изучения значения образов музыкальной и художественной культуры на духовно-нравственной воспитание детей в дошкольный период (Е. А. Быстрова, В. А. Войнова, Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова, А. В. Нестеренко, Е. А. Кунюгина);
- в процессе ознакомления с культурой родного края, ее традициями, языком (Е. П. Бабен-кова, Т. Н. Былкина, С. В. Чиркина, Т. А. Негина, З. П. Красношлык, З. А. Соколова и др.);
- влияния семьи и семейных традиций и ценностей на духовно-нравственное воспитание ребенка, формирование у него духовно-нравственной культуры (М. Б. Зацепина, С. Н. Юревич, Е. П. Москвитина, Н. Г. Василенко, Л. В. Шматок и др.);
- в процессе досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста (М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, М. В. Созинова и др.)
Духовно-нравственная культура детей рассматривается нами как система морально-нравственных ценностей человека, основы которых закладываются в процессе воспитательного взаимодействия общественных институтов и позволяют ребенку успешно адаптироваться в обществе, существовать в нем без вреда для себя и других его членов. Формирование духовно-нравственной культуры ребенка дошкольного возраста мы будем рассматривать процесс и результат освоения нравственных и моральных норм и принципов поведения, сформированности нравственных качеств, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему. Согласно методическим исследованиям, особенности формирования духовно-нравственной культуры обусловлены «индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социально-профессиональным опытом личности» [4, с. 145].
Одним из средств формирования духовно-нравственной культуры ребенка-дошкольника является культурно-досуговая деятельность. Из-
учением содержания, методов и форм организации культурно-досуговой деятельности в различных областях дошкольного образования занимались М. Б. Зацепина, В. А. Харламова, А. Е. Балбаева, А. Е. Нугманова и другие.
М. Б. Зацепина обращает внимание на то, что организация культурно-досуговой деятельности в условиях семьи и других социальных институтов способна стимулировать творчество, «произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире» [5, с. 6].
В настоящее время в практике дошкольных образовательных организаций используются различные культурно-досуговые виды деятельности: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество [там же]. В нашем исследовании более подробно остановимся на организации математических развлечений. Математическое развлечение можно рассматривать с двух позиций: как одну из форм организации совместной деятельности с детьми, с целью расширения, обогащения и закрепления полученных математических представлений и их применения в нестандартных условиях и ситуациях; и как разновидность занимательного материала (различные виды головоломок, геометрических построений, математические игры, упражнения с палочками и пр.), интересного по содержанию, отличающегося необычностью решения и результатом [6].
Праздники и развлечения по математическому развитию в дошкольных образовательных организациях вносятся в план воспитательно-образовательной работы с детьми и позволяют:
- организовать свободное время детей; закрепить полученные детьми математические представления;
- осуществлять консультативно-диагностическую работу по выявлению недостатков в математическом развитии каждого ребенка группы; на этой основе скорректировать индивидуальный маршрут развития ребенка и организовать консультационную помощь родителям воспитанников.
Развлечения, в том числе и математические, являются красочными моментами в жизни дошкольника, влияют на его умственное, эмоциональное развитие, способствуют развитию интереса к математической деятельности, развивают творческую активность. Наиболее эффективными оказываются математические развлечения, в которых реализуется интеграция различных видов деятельности. Проиллюстрируем примерами из опыта работы [7]:
1. «Путешествие в Солнечный город».
Интеграция областей: «Познавательное развитие» (математического и экологического развития) и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов, решать математические
загадки, совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке до 10; закреплять названия деревьев и кустарников, их внешний вид и отличия; развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, расширять пространственное представление; воспитывать интерес к играм математического содержания, умение согласовывать свои действия с детьми группы, оказывать помощь при ошибках товарищей.
Предварительная работа: решение с детьми задач-шуток и математических загадок, прохождение лабиринтов, игры с планами «Накроем стол для гостей», «Расставим мебель в новой комнате», дидактические игры «Найди и назови», развивающая игра «Сложи узор».
План хода:
Игровой момент «Коротышки попросили Незнайку нарисовать план Солнечного города и украсить его, но он не знает, как это сделать и просит ребят о помощи». Дети с помощью считалки делятся на две команды и соревнуются, кто лучше поможет Незнайке.
Задание 1. «Кто быстрее нарисует план». Детям каждой команды предлагается распределить между собой геометрические фигуры разного цвета и формы. Каждая фигура имеет свое обозначение (дома, парк, игровая площадка, огород, фруктовый сад). По инструкции воспитателя (например, прямоугольник зеленого цвета положить в верхнем левом углу), дети поочередно расставляют фигуры по клеткам. Выигрывает та команда, которая сделает меньше ошибок.
Задание 2 (индивидуальное для каждого ребенка в команде). «Посадка огорода». Детям раздаются карточки (грядки) на которых необходимо добавить (посадить) столько овощей, чтобы получилось число 10. На нижней стороне карточки записать свои действия (арифметический пример). Выигрывает та команда, которая правильно «посадит» огород.
Формируемые умения: адекватно выражать свои чувства при неудачном выполнении задания собою или кем-то из товарищей; проявлять чувства социально приемлемыми способами [8, с. 43].
Физкультминутка «Музыкальная зарядка малышей Солнечного города».
Задание 3. «Отгадай номер дома». Воспитатель от лица Незнайки зачитывает задание, а дети поочередно отгадывают число, находят его среди карточек и нумеруют дома Солнечного города. Пример задания: «Это число меньше числа 5, но больше числа 3», «Это число на 2 меньше 6» и т.д.
Задание зачитывается поочередно каждой из команд, отвечает ребенок, выбранный командой.
Задание 4. «Красивые песочницы». Каждой команде предлагается по два набора игры «Сложи узор» и образец песочницы. По сигналу дети должны договориться между собой о своих действиях (пути выкладывания фигуры, действия каждого ребенка в группе: поиск нужного
элемента, выкладывание фигуры, исправление ошибок). В конце задание проверяется, Незнайка выбирает правильно сложенные фигуры и предлагает детям расположить их на местах, согласно плану города.
В процессе выполнения задания воспитатель может напомнить способы оказания помощи товарищу (прямая подсказка; показ правильного действия; объяснение отличий между деревьями и кустарниками, чтобы товарищ мог сам догадаться и выполнить задание; похвала при правильном выполнении задания; сочувствие - при неудаче).
Задание 5. «Украсим улицы Солнечного города». Детям предлагается за определенный промежуток времени распределить на полотне в нужном порядке деревья и кустарники. Подобрать к ним нужные карточки с листьями и плодами.
Задание 6. «Соседи коротышек». Детям предлагается отгадать загадки о животных.
Формируемые умения: считаться с мнением сверстников, при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия [8, с. 32].
Подведение итогов. Поощрение активности детей в процессе развлечения.
2. «Путешествие по календарю»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (национально-региональный компонент) и «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: закрепить дни недели, времена года и месяцы, их последовательность, признаки сезонов, праздничные даты; развивать внимание, мышление, память; активизировать словарь детей названиями числительных и времен года на мордовском языке; воспитывать умение согласовывать свои действия с детьми группы, желание оказывать помощь при ошибках товарищей; уважение к культуре родного края.
Предварительная работа: решение с детьми задач-шуток и математических загадок, рассматривание и составление рассказов по картинкам и иллюстрациям, изображающим времена года и их признаки; изучение названий числительных и времен года на факультативных занятиях по мордовскому языку; разучивание стихов, считалок.
План хода:
Игровой момент. Воспитатель предлагает совершить путешествие по календарному году. Дети под музыку совместно с воспитателем произносят слова и выполняют движения, отправляясь в полет: «Куда мы захотим, туда и полетим. Руки в стороны - в полет отправляется самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. 1, 2, 3, 4 - полетел наш самолет!». Дети попадают в гости к Зиме (Тяла мокш.), которая предлагает выполнить серию заданий и показать, какие они ловкие, смекалистые, умные.
Детям предлагается вспомнить считалку на мордовском языке и разделиться на команды. Включение элементов национального фольклора повышает познавательный интерес воспитанников к родному краю, приобщает к национально-региональным ценностям культуры родного края [9].
Задание 1. «Неделька соберись». Дети каждой команды распределяют между собой карточки-модели дней недели и расходятся по залу. По сигналу «Раз-два-три, неделька соберись!» должны быстро построиться в нужном порядке (собрать неделю). Порядок (с какого дня собирается неделя) устанавливает воспитатель. За каждое правильно выполненное задание команде дается фишка, выигрывает та команда, у которой будет больше всех фишек. В конце игры можно предложить детям вспомнить названия дней недели на мордовском языке.
Формируемые умения: адекватно выражать свои чувства при неудачном выполнении задания собою или кем-то из товарищей; чувство ответственности за свой выбор; уважать себя и других [8, с. 42-43].
Задание 2. «Отгадай время года». Детям предлагается отгадать загадки, отражающие признаки различных времен года и распределить картинки. За каждый правильный ответ команде дается фишка.
Формируемые умения: соблюдать правила игры, соблюдать очередность, вносить свой вклад в общее дело [8, с. 33].
Задание 3. «Скажи наоборот». «Зима» называет слова, а дети подбирают к словам антонимы. Например, высокий - низкий, круглый - квадратный, глубокий - мелкий, холодно - жарко, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно, утро - вечер и др.
Разминка. Мордовская игра «Палочка-стуча-лочка» («Палкат-стукамкат» - эрз., «Палканят-ча-каманят» - мокш.) [10, с. 42]). Подобные игровые ситуации позволяют закрепить ранее изученный лексический материал и грамматические формы мокшанского (эрзянского) языка.
Задание 4. «Отгадай-ка». Воспитатель называет героев сказки «Теремок». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик - по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
Формируемые умения: уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям; умение договариваться, соблюдать очередность [8, с. 33].
Задание 5. «Что мы делаем?».
Дети становятся в круг. По считалочке выбирается команда, которая начинает игру. Играющие изображают разные действия (Что мы делаем утром? Днем? Вечером? Ночью?), но не называ-
ют их. Задача второй команды - угадать, что изображают играющие. Затем команды меняются игровыми действиями.
Формируемые умения: умение договариваться, соблюдать очередность, оказывать взаимопомощь, свободно самовыражаться, воспитывать уважение и терпимость к другим детям вне зависимости от их поведенческого своеобразия [8, с. 32].
Разминка. «Лесная полянка». Дети выполняют движения согласно содержанию стихотворения.
Задание 6. «Красный день календаря».
Детям дается описание праздника, который необходимо угадать и назвать месяц и время года, когда этот праздник бывает.
Поведение итогов, «возвращение домой», поощрение активности детей.
3. «Математический КВН»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: закреплять знания цветов, форм, развивать способность комбинирования предметов, умение решать на слух задачи в стихотворной форме; формировать умение классифицировать фигуры по форме, цвету; развивать логические операции: сравнение, сериация, классификация; умение думать, сопоставлять, проявлять смекалку при решении заданий, имеющих неординарный ответ; воспитывать умение находить собственное решение; работать в команде, брать ответственность за собственные действия и ответ.
План хода:
Игровой момент. Приход в гости Бабы-Яги и Лешего, предлагающих устроить соревнования.
Задание 1. «Математические загадки».
Задание 2. Игра парами «Рассели детей». Каждой паре дается рожица, нарисованная на бумаге с клейкой основой, и схема с изображением домов. Гости для каждой пары читают задания, остальные члены команды наблюдают и исправляют ошибки. Примеры заданий: Оля живёт в самом низком доме на 4-ом этаже в квартире слева. Денис живет в доме, который находится между самым высоким и самым низким домом на 5-ом этаже в квартире справа. Соня живет в самом высоком доме на 8-ом этаже в квартире слева и т.д.
Формируемые умения: развитие у детей чувства личной ответственности.
Музыкальная разминка.
Задание 3. «Сложи такой же». Детям предлагается, поочередно выбирая элементы, сложить общий узор.
Формируемые умения: осознание ценности сотрудничества с другими детьми; понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия.
Задание 4. «Кто быстрее догадается». Гости читают каждый своей команде задачи-шутки (по три каждой команде). Выигрывает та команда,
которая быстрее всех даст правильный ответ.
Формируемые умения: готовность к самостоятельности;
Задание 5. «Только одно свойство». Набор из 16-ти маленький и 16-ти больших геометрических фигур, отличающихся по цвету, форме.
Первая команда кладет на стол любую фигуру. Вторая должна положить на стол фигуру, отличающуюся от нее только одним признаком. Так, если первая положила на стол желтый большой треугольник, то вторая кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от первой или отличающуюся от нее более чем одним признаком. В этом случае фигуру у игроков забирают. Проигрывает та команда, которая первая останется без фигур.
Формируемые умения: самостоятельное решение конфликтов; умение договариваться, соблюдать очередность [8, с. 33].
Индивидуальное выполнение и ответ помогают педагогу обратить внимание на детей с низкой самооценкой, более медлительных и неуверенных в себе. Выделение правильности выполнения задания таким ребенком, его вклад в успех команды, позволяет развить у детей следующие нравственные качества: 1) уверенность; 2) удовлетворение от полученного результата, направленного на общую цель; 3) положительную эмоциональную отзывчивость к товарищу; 4) сочувствие; 5) произвольность поведения. Применение элементов национального компонента в математических досугах, направлено на воспитание уважительного отношения к культурным традициям народа, его языку, искусству. Используемые в процессе математических развлечений заданий для капитанов команд, позволяют создать у детей чувство коллективизма, умение ставить общественные интересы выше, чем личные. В дошкольном возрасте выбор происходит с помощью считалки, однако к концу дошкольного периода можно наблюдать выдвижение группой детей на лидирующую роль конкретного ребенка. В процессе выполнения задания дети за него переживают, оказывают помощь, осуществляют контроль за его действиями и корректировку. Такое сотрудничество и взаимопомощь говорит о сформированности чувства коллективизма в группе.
Для полноценной реализации задачи формирования духовно-нравственной культуры в процессе организации культурно-досуговой деятельности по математическому развитию необходимо правильное построение предметно-развивающей среды в группе, с учетом цели и задач их создания. Четкая постановка цели в процессе построения предметной среды позволит педагогам сочетать в ней различные технологии математического и духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, заинтересовать и привлечь родителей к их реализации [11].
Предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональна, так как в процессе организации досуговой деятельности детей решаются разнообразные задачи дошкольного образования (умственного, духовно-нравственного, физического, речевого развития и пр.) и учитывать возрастные и гендерные интересы и склонности детей, условия свободного выбора ребенком вида досуга [12; 13]. Косвенное руководство деятельностью детей в уголках, помогает воспитателю подготовить их к специально организованным математическим развлечениям и праздникам. Отбирая материал, педагог должен соблюдать педагогические, эстетические и гигиенические требования к нему. Используемое оборудование должно привлекать, но не отвлекать внимание детей. Побуждать детей к выполнению игровых действий, решению познавательных задач, проявлению активности.
В процессе работы обращается внимание на использование ребенком материала: аккуратное, бережное или наоборот, пренебрежительное. Задача по воспитанию у детей бережного отношения к оборудованию и игрушкам осуществляется во всех видах деятельности на протяжении всего дня. Воспитатель в процессе развлечения обращает внимание детей на то, что эти материалы им знакомы и для того, чтобы можно было их использовать в играх и далее, следует бережно к ним относиться (не разбрасывать, убирать после использования на специальное место, не мять, не ломать и пр.). Таким образом, развивается произвольность поведения, происходит закрепление моральных норм, оценка хороших и плохих поступков, контроль за собственными действиями и действиями товарищей.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей духовно-нравственной культуры в досуговой деятельности осуществляется посредством различных форм и построено на принципах педагогики сотрудничества:
- привлечение родителей к поиску занимательного игрового материала по теме и цели математического развлечения (рисование ребусов, подготовка индивидуального задания с ребенком для детей группы; разучивание считалок, физкультминуток, в том числе на национальном языке; разработка способов поощрения детей);
- присутствие родителей на развлечении и последующее выделение проблем в поведении детей, их взаимодействии и общении в коллективе сверстников;
- организация взаимодействия родителей группы, с целью обмена опыта по воспитанию отдельных нравственных качеств личности;
- организация консультативно-диагностической деятельности с целью выявления проблем в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, а также дальнейшей разработке / корректировке индивидуального образовательного маршрута ребенка.
_Заключение и выводы
Эффективное формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста возможно при реализации следующих педагогических условий:
- наличие четко обоснованных задач и их отражение в содержании различных видов куль-турно-досуговой деятельности детей на каждом этапе дошкольного периода, учета национально-регионального компонента;
- выделение на каждом этапе развлечения математического характера задач духовно-нравственного воспитания и приемов их решения. В процессе математических развлечений взрослым (воспитателем) организуются проблемно-игровые ситуации, способствующие проявлению ребенком взаимопомощи, доброжелательности, сочувствия к ошибкам товарища, симпатии, жизнерадостности, обучению регуляции самочувствия при неудачах и ошибках;
- создание предметно-развивающей среды в группе, соответствующей возрастным особенностям детей и способствующей интеллектуально-творческому и духовно-нравственному самовыражению ребенка. Создание уголков занимательной математики позволяет детям проявить самостоятельность в выборе игрового математического задания, длительности его выполнения. Объединение детей в мини группы позволяет воспитателю (косвенное руководство) скорректировать общение детей, развить умение слушать другого. Правильно налаженное общение в процессе выполнения математических заданий различной сложности позволяет проявить ребенку инициативу, развивает уверенность в своих силах, лидерские качества. Взаимодействие детей в процессе математических развлечений позволяет развивать желание оказать помощь, умение сотрудничать, договариваться, приучая уважать права друг друга. То есть ребенок, общаясь, осваивает социальный опыт и этические нормы.
- привлечение родителей к организации математических развлечений и праздников. Взаимодействие с родителями позволит воспитателю обратить внимание на проблемы не только интеллектуального, но и нравственного развития ребенка в процессе общения и взаимодействия в коллективе при выполнении совместных игровых заданий.
- немаловажным условием эффективного формирования духовно-нравственной культуры у детей является профессиональное владение педагогом технологией организации культурно-досуговой деятельности по математическому развитию. Осознание значимости данной цели.
Организация культурно-досуговой деятельности на этапе дошкольного образования требует специального внимания и заботы со сто-
роны взрослых (педагогов, родителей и других окружающих). Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста, владение технологиями организации культурно-досуго-
вой деятельности, соблюдение вышеуказанных условий позволит, по нашему мнению, заложить основы духовно-нравственной культуры ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ, 14 ноября 2013 г. URL: edu.mari.ru (дата обращения: 20.08.2018)
2. Спиренкова Н. Г. Разработка структуры и содержания основной образовательной программы дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. №1 (21). С. 70-75.
3. Шукшина Т. И. Development of innovation in frastructurein pedagogical university (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 262 - 264.
4. Щербина А.И. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений в условиях вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6. С. 145-148.
5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 86 с.
6. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 26-29.
7. Васенина С.И, Винокурова Н.В., Уланова С.И. Группа кратковременного пребывания: из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста // Современный детский сад. 2011. № 6. 24-27.
8. Примерная образовательная программа дошкольного образования: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/P00P_D0.pdf (дата обращения: 20.08.2018)
9. Мазуренко О.В., Винокурова Н.В. Развитие познавательного интереса дошкольников к культуре родного края средствами национального фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. URL: http://e-koncept.ru/2016/46169.htm (дата обращения: 20.08.2018)
10. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 104 с.
11. Васенина С.И. Конструирование предметно-развивающей среды как средство математического образования дошкольников // Казанская наука. 2015. № 8. С. 115-117.
12. Алексеева В.Ю. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие всестороннего развития детей дошкольного возраста // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI Международной научной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. С. 74-77.
13. Созинова М. В, Как организовать содержательную досуговую деятельность старшего дошкольника? // Детский сад от А до Я. 2011. № 2 (50). С. 33-44.
REFERENCES
1. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 17, 2013 N 1155 "On approval of the Federal state educational standard of preschool education". Registered in the Ministry of justice, November 14 2013. Available at: edu.mari.ru (accessed 20 August 2018) (in Russian)
2. Spirenkova N.G. Design of the structure and content of the basic educational program of preschool education. Humanities and education, 2015. no. 1 (21), pp. 70-75.(in Russian)
3. Shukshina T.I. Development of innovation infrastructurein pedagogical university. Prospects of science, 2011. no. 10,pp. 262-264.(in Russian)
4. Scherbina A.I. Model of formation of spiritual and moral culture of future teachers of preschool institutions in the conditions of high school. Historical and socio-educational thought, 2012. no. 6. pp. 145-148. (in Russian)
5. Zacepina M.B. Cultural and leisure activities in the kindergarten. Program and guidelines. To work with children 2-7 years. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2008. 86 p. (in Russian)
6. Mikhailova 3.A. Entertaining games and exercises of mathematical content in independent children's activities. Preschool education. 2002. no. 8, pp. 26-29. (in Russian)
7. Vasenina S.I., Vinokurova N. V. Ulanova S.I. Group of short-term stay: from experience with children of preschool age. Modern kindergarten, 2011. no. 6. pp. 24-27. (in Russian)
8. Approximate educational program of preschool education: approved by the decision of the Federal educational Association for General education (Protocol from 20 may 2015 r. no. 2/15). Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/P00P_D0.pdf (accessed 20 August 2018) (in Russian)
9. Mazurenko O.V., Vinokurova N. V. Development of cognitive interest of preschool children to the culture of their native land by means of national folklore. Scientific and methodical electronic magazine "Concept", 2016. Vol. 17. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46169.htm (accessed 20 August 2018) (in Russian)
10. We live in Mordovia: an example. region. module of the program of preschool education / O.V. Burlyaeva and others. Saransk, Mordovians. kn. publishing house, 2011. 104 p. (in Russian)
11. Vasenina S.I. Conruction of subject developing environment as a means of preschool students' mathematical education. Kazan science, 2015. no. 8, pp. 115-117. (in Russian)
12. Alekseeva V. Yu. Predmetno-razvivajuschaja sreda doschkol,noy obrazovatel,noy organizacii kak uslovie vsestoronnego razvitija detey doschcol,nogo vozrasta [Subject-developing environment of preschool educational organization as a condition of comprehensive development of preschool children]. Materials of the VI International scientific conference "Education as a factor of development of intellectual and moral potential of the individual and modern society". SPb. Leningrad state University named after him. A. S. Pushkin, 2016. pp. 74-77. (in Russian)
13. Sozinova M. V. How to organize a meaningful leisure activity of a senior preschooler? Kindergarten from A to Z. 2011. no. 2 (50). pp. 33-44. (in Russian)
Информация об авторах Васенина Светлана Ивановна
(Россия, г. Саранск) Кандидат педагогических наук Доцент кафедры методики дошкольного и
начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» E-mail: [email protected]
Information about the authors
Svetlana I. Vasenina
(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]
Винокурова Наталья Валентиновна
(Россия, г. Саранск) Кандидат педагогических наук Доцент кафедры методики дошкольного и
начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» E-mail: [email protected]
Киркина Елена Николаевна
(Россия, г. Саранск) Доцент, кандидат филологических наук Доцент кафедры методики дошкольного и
начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» E-mail: [email protected]
Natalia V. Vinokurova
(Russia, Saransk) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute
named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]
Elena N. Kirkina
(Russia, Saransk) Associate Professor, PhD in Philology Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev E-mail: [email protected]