Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 33-38. УДК 378.(045)
Н. Г.Спиренкова
Проектирование вариативной части образовательной программы по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования»*
В статье рассматриваются особенности построения основной профессиональной образовательной программы в магистратуре с учетом требований практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Целью исследования является изучение теоретических основ и обоснование вариативной части модели подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования». В исследовании использовались теоретические методы, которые включают: теоретический анализ психологической, педагогической, научной, литературы; анализ и обобщение педагогического опыта; анализ законодательных и нормативных документов. В результате исследования получены научные материалы, содержащие характеристику направлений реализации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов дошкольного образования, обобщение теоретических оснований и описание организационно-педагогических условий подготовки педагогических кадров по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования».
Ключевые слова: высшее образование, дошкольное образование, магистратура, воспитатель, модернизация высшего педагогического образования, вариативность, федеральный государственный стандарт дошкольного образования
* Исследование выполнено в условиях реализации гранта на проведение научно-исследовательских работ в условиях сетевого взаимодействия вузов-партнеров ЮУрГГПУ и МГПИ им. М. Е. Евсевьева по теме: «Проектирование вариативной части образовательной программы по уровню образования магистратура с направленностью (профилем) «Педагог дошкольного образования»)
Design of variable part of the model of training the pedagogical personnel as per the master course educational level with major (profile) "Pre-School Teacher"
The article investigates the peculiarities of practically oriented training of future pre-school teachers. The research objective is to investigate the theoretical basis and substantiation of variable part of the model of training the pedagogical personnel as per the master course educational level with major (profile) "Pre-School Teacher". The research incorporated theoretical methods including: theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific literature; analysis and summarizing the pedagogical experience; analysis of legal and normative documents. The research resulted in scientific materials incorporating characteristics of implementation trends for practically oriented training of pre-school teachers, summarizing the theoretical substantiations and description of organizational and pedagogical conditions of pedagogical personnel training as per the master course educational level with major (profile) "Pre-School Teacher".
Key words: higher education, pre-school education, master course, variability, federal state standard of pre-school education
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 33-38.
N. G. SPiRENKOVA
зменения в системе высшего педагогического образования предполагают построение такой модели подготовки будущих педагогов, в результате освоения которой каждый специалист сможет определить основные направления своей собственной педагогической деятельности, учитывая требования Профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования. В настоящее время актуализировалась необходимость проектирования вариативной части ОПОП ВО по программам магистратуры. Это обусловлено с повышением требований общества к воспитателю, изменениями содержания его профессиональной деятельности. Современный педагог должен не только уметь осуществлять психолого-педагогическую поддержку дошкольников, но и сопровождение их индивидуального развития в образовательной и других детских видах деятельности.
Проектирование и реализация основной профессиональной образовательной программы «Педагог дошкольного образования» осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10], федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [9]. С целью повышения качества подготовки будущих педагогов дошкольного образования и создания условий для их углубленной практической подготовки необходимо использование новых моделей построения образовательного процесса в вузе.
Анализ опыта магистерского образования в Германии, Франции, США показал наличие ряда отличительных особенностей современной подготовки педагогов: вариативность видов программ, учитывающих предыдущий уровень образования; вариативность программ, учитывающих приоритетную направленность (академическая или прикладная), административное управление в сочетании с индивидуальной мобильностью и другое.
Анализ исторического опыта подготовки магистров в университетах нашей страны, по мнению Л. И. Лебедевой, показывает, что «постепенно сложившаяся в России система присуждения ученых степеней и званий не была просто заимствованной из опыта других стран. Эта система была рассчитана на более высокие требования к лицам, которые готовились к научной и педагогической деятельности». Ведь именно магистерская степень являлась ключевым звеном в цепочке продвижения преподавателя к званию профессора» [3, с. 222].
Традиции подготовки магистров были продолжены в начале 90-х XX века в России, после прекращения их выпуска в 1917 г. В РГПУ им. А. И. Герцена реализовывались программы, ориентированные на интеграцию науки и практики, что обеспечивало одновременно их фундаментализацию и практическую направленность образовательных программ [5].
Разработка новых образовательных программ магистратуры в этот период актуализировала постановку множества задач, а именно определения специфики программ, дифференциации требований к функциональным обязанностям специалистов, имеющим степень «магистр».
По мнению В. П. Соломина, постепенно в университете сложилась практика целостная инновационная система педагогического образования, связанная с
разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Основными элементами этой системы стало построение инновационных моделей нового содержания и организации образовательного процесса; инновационного включения работодателей в подготовку учителя; интеграции науки и образования; интернационализации образования; повышения квалификации [6].
Под руководством А. Г. Гогоберидзе, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, МГПИ им. М.Е Евсевьева явился вузом-соисполнителем проектов комплексной программы модернизации педагогического образования Миноб-рнауки России, как на первом (2014 - 2015 гг.), так и на втором (2016 - 2017 гг.) этапах. Так на первом этапе были апробированы модули ОПОП подготовки бакалавра для работы с детьми дошкольного возраста. На втором этапе были реализованы новые ОПОП бакалавриата с направленностью профилем «Педагог дошкольного образования» с использованием сетевой формы взаимодействия [8].
В ходе реализации Проекта апробировались новые практико-ориентированные образовательные программы, спроектированные в логике компетент-ностно-деятельностного подхода. В разработанных программах подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, целевые ориентиры определены с учетом требований стандартов. Определение целевых ориентиров таким образом, позволяет сблизить процесс подготовки молодого специалиста с запросами работодателей, подготовить студента к реальной профессиональной деятельности (в перспективе к профессиональному экзамену), занятию определенного функционального статуса и должности.
Образовательные программы спроектированы как модульные (в основе модели положена структура учебного модуля, разработанная А. А. Марголисом) [4]. Ориентация содержания модуля на конкретные, проверяемые результаты позволяет сбалансировать теоретическую и практическую подготовку в модуле, отобрать междисциплинарное содержание дисциплин, усилить практико-ориентированность за счет практикумов и практик [2].
Результаты мониторинга апробации образовательных программ в разных вузах показали, по мнению А. Г. Гогоберидзе, не только эффективность и возможность распространения разработанных образовательных программ, но и зафиксировали растущий интерес и вовлечение в процесс модернизации педагогического образования более широкого круга образовательных организаций высшего образования.
В целом, результаты разработки и апробации новых образовательных программ подготовки педагогов дошкольного образования могут быть использованы при проектировании новых основных профессиональных образовательных программ высшего образования профиля «Педагог дошкольного образования» на всей территории Федеральных округов Российской Федерации; в процессе повышения квалификации педагогических работников и учебно-методических служб вузов по разработке и реализации модульных сетевых образовательных программ [2].
Однако, уровень магистратуры МГПИ по профилю «Педагогика дошкольного образования» не участвовал в реализации данного проекта.
Проанализируем опыт построения ОПОП сложившийся в вузе. ОПОП была разработана в 2015 году. В ней содержится определение целей, ожидаемых результатов, основного содержания и технологий образовательного процесса по профилю «Педагог дошкольного образования» и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы производственной практики.
В результате освоения основной программы выпускник должен обладать общекультурными компетенциями, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогика дошкольного образования», содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПОП регламентируется учебным планом с учетом профиля; рабочими программами дисциплин (модулей); программами производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
Учебный план составлен с учетом общих требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, сформулированных в разделе VI ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, и отображает логическую последовательность освоения учебных дисциплин (блок 1), включающий дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части, производственных практик (блок 2) которые относятся к вариативной части, обеспечивающих формирование компетенций магистранта, государственную итоговую аттестацию (блок 3).
В базовую часть блока Б.1 включен перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Перечень и последовательность дисциплин в вариативной части Блока 1, типы и виды практик Блока 2 определены разработчиками данной программы совместно с представителями работодателей. Для каждой дисциплины и практики указаны формы промежуточной аттестации.
Перечень и последовательность дисциплин в вариативной части учебного плана сформированы разработчиками ОПОП ВО магистратуры с учетом профиля.
Учитывая опыт апробации и сложившие традиции подготовки будущих педагогов, в настоящее время возникла необходимость корректировки учебных планов, в том числе вариативной части подготовки магистров по профилю «Педагогика дошкольного образования» и построения их как модульных.
Модуль, вслед за Е. Н. Глубоковой, С. А. Писаревой, А. П. Тряпицыной понимаем, как относительно самостоятельную часть учебного процесса, которую можно охарактеризовать как:
- логическая и допустимая часть работы в рамках теоретического производственного обучения, профессии или сферы трудовой деятельности с четко очерченными началом и завершением, которую, как правило, не делят на менее мелкие части;
- логически завершенная часть теоретических и
практических знаний по учебной дисциплине, адаптирована к индивидуальным особенностям тех, кто учится, т.е. функциональный узел процесса [1, с. 13].
Основой разработки модуля является обобщенная профессиональная задача, к решению которой должен быть готов магистр по профилю «Педагогика дошкольного образования». Предлагаем выделить следующие модули:
Модуль 1. «Современное дошкольное образование».
Модуль 2. «Методическая деятельность в дошкольном образовании».
Модуль 3. «Управление дошкольным образованием».
Так в модуле 1 предлагаются такие дисциплины как «История и теория педагогики детства», «Инновационные технологии в дошкольном образовании» и др., в модуле 2 - «Проектирование образовательной работы в дошкольной образовательной организации», «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста» и др., в модуле 3 - «Мониторинг качества дошкольного образования», «Управление качеством дошкольного образования», каждому из которых предлагается ряд курсов по выбору, например «Современные концепции дошкольного образования», «Предшкольная подготовка детей», «Воспитание активности и самостоятельности детей дошкольного возраста», «Проектирование предметно-развивающей среды детского сада» и различные виды практик.
Охарактеризуем содержание дисциплин. Изучая дисциплину «Проектирование образовательной работы в дошкольной образовательной организации», магистры знакомятся с особенностями проектирования и организации воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах ДОО, принципами, методами и средства нравственного, трудового, умственного, эстетического, правового, патриотического, сенсорного и физического воспитания детей в разных возрастных группах, проектирования непосредственно - образовательной деятельности, трудовой, игровой, проектной и других видов детской деятельности и др.
В ходе овладения содержанием курса «Инновационные технологии в дошкольном образовании» студенты знакомятся основными видами современных технологий: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориенти-рованные технологии, игровые технологии, с особенностями их использования в современных детских садах.
Особый интерес представляют дисциплины по выбору. Так «Предшкольная подготовка детей» предполагает изучение концептуальных идеи и вариативных моделей организации предшкольного образования, многообразия образовательных программ пред-школьного образования, проблемы готовности детей к школе в контексте личностного развития ребенка.
«Проектирование предметно-развивающей среды детского сада» играет важную роль в подготовке педагога, так как знакомит с особенностями проектирования здоровьесберегающей среды, игрового пространства для сюжетно-ролевых, театрализованных, строительно-конструктивных и спортивных игр в разных возрастных группах, создания мини-музеев в
детских садах в аспекте социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развитии дошкольников.
В организационном плане деканат и кафедры факультета педагогического и художественного образования через систему оперативного управления (учебные планы, кадровое обеспечение, организация ИРС, УИРС, НИРС и др.) и оптимального информационного обеспечения учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов (учебная и научная литература, методические материалы к семинарам и практическим занятиям по учебным дисциплинам и т.п.) задают условия педагогического процесса, адекватные современным целям и задачам высшего профессионального образования.
Деканат, выпускающие кафедры факультета и другие кафедры института, обеспечивающие реализацию учебного плана подготовки педагогов дошкольного образования проводят большую работу по учебно-информационному обеспечению образовательного процесса. При этом ведущей была тенденция на обновление и полное (соответствующее лицензионным требованиям) удовлетворение студентов учебно-информационным материалом.
В содержательном аспекте кафедры компетентно предъявляют студентам базисные и вариативные знания, опираясь на современные достижения в области психолого-педагогических, методических наук, формируют в единстве теоретической и практической подготовки профессиональные умения и навыки. Процесс обучения обеспечен типовыми и авторскими программами. Самостоятельная работа студентов организуется через систему самостоятельных заданий, разработанных по каждой дисциплине (тесты, рефераты, поисковые задания, аннотирование источников, проектирование, моделирование и др.). Основным содержанием этих разработок являются: темы и вопросы для изучения; контрольные вопросы для самопроверки изучаемого материала; проблемные вопросы; темы для докладов, рефератов; упражнения и практические задания; необходимая специальная и справочная литература и др.
Разнообразные формы текущего и итогового контроля, собеседования, тематические контрольные работы, зачеты, экзамены обеспечивают обратную связь в педагогическом процессе. Например, по дисциплине «История и теория педагогики детства» представляет интерес у магистрантов ряд заданий для самостоятельной работы: составление «древа» понятия курса, «матрицы идей» выдающихся мыслителей, педагогов, выполнение ксерокс-конспекта по одному из вопросов, подготовка коллажа по заданной теме, слайдов к коллективной медиапрезентации, написание статьи в научный журнал, подготовка к проведению виртуальной «экскурсии» в одно из дошкольных учреждений и др.
Реализация рабочей программы по дисциплине по выбору «Имидж дошкольной образовательной организации» предполагает создание фирменного стиля дошкольной образовательной организации (эмблемы, вывески детского сада, эскизы оформления интерьера детского сада, календарей, поздравительных открыток, приглашений, дипломов, рекламных информационных материалов (листовки, буклеты, визитки); разработку сценариев проведения ряда мероприятий: празднование дня рождения детского
сада; Дня Знаний; проведение дней открытых дверей для родителей будущих воспитанников детского сада; подготовку разделов для выпуска газеты для родителей «Узнай-ка!»
В модульной ОПОП учебные программы сопровождаются необходимым учебно-методическим обеспечением.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В рабочих программах учебных дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной сочетании с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ОПОП ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование профилю «Педагогика дошкольное образование» раздел программы магистратуры «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» является обязательным и ориентированным на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ОПОП ВО предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская работа; производственные практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; преддипломная практика.
Базой практики являются структурные подразделения МГПИ, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и дошкольные организации г. Саранска и Республики Мордовия.
При проектировании содержания вариативной части учебного плана подготовки магистров по профилю «Педагогика дошкольного образования» учитывалось состояние системы дошкольного образования, как в РФ, так и РМ, а именно: стимулирования развития сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений; формирования сети учреждений для детей, нуждающихся в коррекции развития; совершенствования форм взаимодействия с родительской общественностью; создания условий по развитию форм дошкольного образования с учетом потребностей населения; создания условий по привлечению и удержанию квалифицированных кадров в дошкольные образовательные организации. Особое значение имеет учет региональных условий, так в Республике Мордовия осуществляется перечень мероприятий по реализации муниципальной программы в области дошкольного образования: удовлетворение потребности населения в оказании образовательных услуг (открытие дополнительных ДОО и резервных групп); грантовая поддержка дошкольных учреждений (представление материалов на конкурс «Лучшее ДОУ, внедряющее инновационные образовательные программы»); создание в ДОО здоровьесберегаю-щей среды (создание экспериментальных площадок по здоровьесберегающему направлению, обучению и безопасному поведению в социуме); развитие сети ДОО, реализующих инновационные технологии дошкольного образования (создание Ассоциации ДОО,
работающих в инновационном режиме, внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий, отрабатываемых на уровнях республиканской и муниципальной экспериментальной площадок); совершенствование работы педагогических коллективов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей с учетом регионального компонента (разработка методических рекомендаций, конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста мордовскому (мокша, эрзя) языку); научно-методическое обеспечение работы по повышению квалификационного уровня педагогов ДОО (обновление нормативной базы по проведению аттестации педагогов, направление на курсы повышения курсов повышения квалификации в МРИО, привлечение к совместной работе по повышению квалификации педагогов.
Особого внимания заслуживает разработка программ практик. Они погружают магистрантов в реальный воспитательно-образовательный процесс детского сада, в процессе которого магистрант осваивает образцы, нормы и правила будущей профессиональной деятельности, осознает реальные трудности и сможет продемонстрировать готовность решать профессиональные задачи педагога в образовательной организации.
Так, например программа научно-исследовательской практики включает: анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагога дошкольного образования, результатом которого является составление аналитической справки.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в дошкольной образовательной организации) предполагает изучение и планирование форм образовательной деятельности и культурных практик педагогом в режимных моментах на неделю в разных возрастных группах, в результате которого магистры представляют протоколы с анализом НОД по видам деятельности: двигательной (занятия физической культурой); коммуникативной (развитие речи); познавательно-исследовательской (экспериментирование), формирование навыков безопасного поведения, общение, игровая деятельность, формы творческой активности (мастерская творчества, гостиная), самообслуживание и разные виды трудовой деятельности, а также проведение непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, прогулок, игровой и трудовой деятельности, организация разнообразной самостоятельной деятельности детей (изобразительной, художественной, музыкальной, театрализованной и т.д.) в дошкольной образовательной организации; проведение различных видов работы с родителями (индивидуальная беседа, консультации, наглядность и др.); организацию и проведение досуга детей дошкольного возраста (физкультурный; музыкальный экологический и др.); инсценировка произведений детской художественной литературы; экскурсии в природу; подвижные игры; занятия по интересам.
Программа научно-педагогической практики включает: изучение деятельности старшего воспитателя по направлениям: организация и координация педагогического процесса в детском саду, педагогического совета; методической работы, анализ основных образовательных программ; оснащение педагогического кабинета; создание условий для повышения квалификации педагогов; своевременная и целесо-
образная координация всех видов деятельности детей и взрослых; изучение деятельности заведующего ДОО (планирование работы, работа с персоналом, контроль за организацией питания, организация дополнительных образовательных услуг, обеспечение ДОО программно-методическими средствами); проведение методической работы с воспитателями и т.д.
Итоговая аттестация студента-выпускника магистратуры в МГПИ носит обязательный характер и осуществляется после завершения освоения ими профессиональной образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственного экзамена.
Изменяется и процедура ИГА магистрантов, как организационно, так и содержательно: разработаны критерии оценивания сформированности компетенций, в экзаменационные билеты внесена педагогическая ситуация, позволяющая выявить готовность магистрантов к выполнению основных видов профессиональной деятельности и решению профессиональных задач, способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам дошкольного образования. Это позволит продемонстрировать необходимый уровень владения теоретическими знаниями, свободную ориентацию в предметной области; умение конструировать, используя проблемное изложение содержания ответа на экзаменационные вопросы, а также аргументированно, в диалоговой форме отстаивать свою собственную исследовательскую точку зрения с учетом сформированной собственной профессиональной позиции, умение осуществлять творческое проектирование и реализацию организационно-коммуникативное взаимодействия в конкретно заданной педагогической ситуации при решении как типовых, так и нестандартных задач; умение проявлять мобильность при решении оперативных стандартных и нестандартных задач, возникающих в ходе взаимодействия в заданной ситуации (критичное отношение к научной информации, собственное суждение и его коррекция относительно дискуссионных вопросов); владение культурой профессионального взаимодействия: демонстрацией информационных, коммуникативных, перцептивных, интерактивных умений и способностей.
Защита выпускных квалификационных работ направлена на выявление уровня владения магистрантами теоретическим обобщением, систематизаций, проблематизацией учебного и исследовательского материала, умений содержательно и убедительно отвечать на заданные вопросы, демонстрировать собственную исследовательскую позицию.
Образовательный процесс подготовки магистров с направленностью Педагогика дошкольного образования имеет в наличие учебные аудитории для проведения занятий лекций, практический занятий, проведения групповых и индивидуальных консультационных мероприятий, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации магистров.
Функционирующая в вузе электронная образовательно-информационная среда института на платформах ИНФО-вуз и «1:С Университет», позволяет обеспечить доступ к учебным планам, рабочим программам
дисциплин (модулей), разных видов практик, широкому перечню образовательных ресурсов в электронном виде, электронным портфолио студентов; дает возможность организовать содержательное взаимодействие между участниками образовательного процесса при обучении в магистратуре.
Таким образом, МГПИ, создавая основную образовательную программу магистратуры, должен обеспечить возможность обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а также активно внедрять технологии проектного обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Педагогическая магистратура: требования стандартов и новые модели // Человек и образование. 2015. № 4(45) С. 10 - 18.
2. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 38 - 45.
3. Лебедева Е. А. Магистратура в XIX - начале XX века как институт подготовки научных и научно-педагогических кадров в России // Экономика образования. 2008. №4. С. 220 - 224.
4. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis. phtml (дата обращения: 20.08.2018).
5. Соломин В. П. Магистерская подготовка в современном профессиональном педагогическом образовании // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 12. С. 13 - 15.
6. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования // Человек и образование . 2012. № 1 С. 19 - 22.
7. Спиренкова Н. Г. Усиление практической направленности подготовки педагогов дошкольного образования / Н. Г. Спиренкова // Гуманитарные науки и образование. 2015. №3 (23). С. 112 - 115.
8. Презентация Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://педагогическоеобразование.рф/texts/show/4 (дата обращения: 20.08.2018).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL : http://www. edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553/ (дата обращения: 20.08.2018).
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. URL : http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.08.2018).
REFERENCES
1. Glubokova E. N., Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Pedagogical magistracy: standards requirements and new models. Man and education. 2015. no. 4 (45) pp. 10 - 18. (in Russian)
2. Gogoberidze A. G., Golovina I.V. Modernization of the process of preparation of teachers of preschool education: markers of new basic professional educational programs. Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23. no. 1. C. 38 - 45. (in Russian)
3. Lebedeva E. A. Magistracy in the XIX - early XX century as an institute for the training of scientific and scientific and pedagogical personnel in Russia. Economics of Education. 2008. no 4. P. 220-224. (in Russian)
4. Margolis A. A. Requirements for upgrading of the basic professional educational programs (OPOP) teacher training in accordance with the professional standard of the teacher: proposals for the implementation of the activity approach in teacher training. Psychological Science and Education, 2014, no. 1. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml). (accessed 20 August 2018) (in Russian)
5. Solomin V. P. Masters training in modern professional pedagogical education. Vocational education. Capital. 2011. no. 12. pp.13 - 15. (in Russian)
6. Solomin V. P. Models of innovative transformations of the system of pedagogical university education. Man and education. 2012. no. 1 pp. 19 - 22. (in Russian)
7. Spirenkova N. G. Strengthening the practical orientation of the training of teachers of preschool education. Humanities and Education. 2015. no. 3 (23). pp. 112-115. (in Russian).
8. Presentation Herzen State Pedagogical University of Russia / Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation The modernization project of teacher education. Available at: http:// pedagogicheskoeobrazovanie. rf /texts/show/4/ (accessed 20 August 2018) (in Russian)
9. Federal State Educational Standard of preschool education. Available at: http://www.edu.ru/index.php7page_ id=5&topic_id=22&sid=29553 (accessed 20 August 2018) (in Russian)
10. Federal Law of the Russian Federation from December 29, 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation», adopted by the State Duma on December 21, 2012 [Electronic resource], Available at: http://www.rg.ru/2012 /12/30/ obrazovanie-dok.html (accessed 20 August 2018) (in Russian)
Информация об авторе Information about the author
Спиренкова Наталья Григорьевна Natalia G. Spirenkova
(Ро^ия, г. Саранск), (Russia, Saransk)
Доцент, кандидат педагогических наук, Assistant professor,
доцент кафедры педагогики, PhD in Pedagogical Sciences, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный Associate Professor of the Department of Pedagogy
педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Mordovian State Pedagogical Institute
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]