References
1. Robert I.V. Tolkovanie slov i slovosochetanij ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2004; 6: 66.
2. Tatarincev A.I. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativnyh tehnologij na urokah tehnologii. Koncept. 2013; 1.
Статья поступила в редакцию 13.10.15
УДК 37.013.46: 373.21
Tikhonova A.Yu., Doctor of Cultural Studies, Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Cultural Studies and Museology, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia) Е-mail: [email protected] Novichkova N.M., Cand. Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia) Е-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF PROJECT-MAKING COMPETENCES IN MASTER STUDENTS IN CONDITIONS OF PRACTICE-FOCUSED VOCATIONAL TRAINING. In the paper the researchers study a problem of development of project-making competences in master students, who will make future teachers in preschools. These competences are necessary for implementation of project-oriented pedagogical and educational activity in schools for young children. As a pedagogical means of the educational module "Design and creation of a scenario of the developing educational work with preschool children" in the form of a number practice-focused educational programs directed in general at mastering project-making, the project-making competence and design culture of a teacher is used. The authors prove the significance of the use of software of the module in the context of the requirements of federal educational standards for teaching Psychology (Code 050400.68), the Teacher's profile (MA school) and the Pedagogical Teacher standard, which allowed masters to acquire project-making competences.
Key words: pedagogical project-making, project-making competences, project-making and creation of a scenario, practice-focused teaching, network interaction, educational module.
А.Ю. Тихонова, д-р культурологии, канд. пед. наук, зав. каф. культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.043.12.0024 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».
В статье поднимается проблема формирования проектировочных компетенций магистра (воспитателя ДОО), необходимых для осуществления проектной педагогической и образовательной деятельности в ДоО. В качестве педагогического средства используется образовательный модуль «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в виде ряда практико-ориентированных образовательных программ, направленных в целом на овладение педагогом проектировочными компетенциями, проектировочной компетентностью и проектной культурой педагога. Представлено авторское обоснование программного обеспечения модуля в контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, профиль «Воспитатель» (магистратура) и Педагогического стандарта «Педагог», которое позволило магистрам овладеть проектировочными компетенциями, что подтвердилось в ходе его апробации.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектировочные компетенции, проектировочная компетентность, проектирование и сценирование, практико-ориентированная подготовка, сетевое взаимодействие, образовательный модуль.
Профессиональная подготовка магистров к педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) предполагает овладение проектировочными компетенциями для осуществления проектирования как вида профессиональной педагогической деятельности и условия для обеспечения: высокого качества организации воспитания и обучения в образовательной организации, инновационной составляющей образовательного процесса, личностно-профессиональной и социокультурной самореализации педагога, акмеологических достижений педагога, общепрофессиональной компетентности педагога.
Педагогическое проектирование заключает в себе богатые возможности создания и преобразования педагогических условий, самих субъектов образовательного процесса, социокультурных условий. Как отмечают учёные, педагогическое проектирование представляет собой самостоятельную педагогическую деятельность, которая направлена на создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, И.А. Колесникова и др); проектная деятельность становится средством развития и само-
развития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых (И.А. Колесникова) [1, с. 38].
Для осуществления проектной деятельности магистром (воспитателем в ДОО) необходимы проектировочные компетенции, проектировочная компетентность и проектная культура, формирование и развитие которых осуществляется в профессиональной подготовке к организации этой деятельности, на что ориентируют требования ФГОС вПо, ФГОС дошкольного образования. Профессиональная подготовка педагогов к педагогическому проектированию становится объективно и субъективно необходимой для развития основных контекстов, в которых происходит педагогический процесс: социокультурного, психолого-педагогического (т. е. собственно педагогического), образовательного (контексты - позиция И.А. Колесниковой) [1, с. 41]. Проектировочные компетенции в данной работе мы рассматриваем как совокупность умений и практических навыков педагога, необходимых для проектирования в педагогической деятельности и являющихся неотъемлемой частью проектиро-
вочной компетентности как единства теоретической и практической подготовленности педагога к проектированию как виду профессиональной деятельности.
Проблемы профессиональной подготовки педагогов к использованию проектирования в образовательном процессе разрабатываются учёными с 1990-х годов и достаточно последовательно представляют идеи, положения, выводы, которые составляют методологические и теоретические предпосылки для разработки проблемы формирования проектировочных компетенций магистра (воспитателя ДОО), достаточных для осуществления в целом педагогического проектирования всех видов.
Теоретические основы педагогического проектирования и обучения педагогическому проектированию сформулированы в работах Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Си-бирской, В.П. Беспалько, В.С. Безруковой, В.Е. Радианова и др.
Проектирование образовательного процесса представлено в работах ученых по следующим направлениям: технологии проектирования учебных дисциплин (С.П. Грушевский, Ю.И. Евсеев, А.М. Кочнев, И.В. Непрокина, В.Г. Пашинцев, М.В. Сахарова, Э.Г. Скибицкий, Т.Л. Шапошникова), проектирование различных образовательных технологий в учебном процессе (Е.Н. Трофимова, Е.А. Тупичкина, Р.С. Сафин, М.П. Сибирская, Н.Н. Сурта-ева, В.П. Черкашин, Ю.К. Чернова, Ф.Т. Шагеева), проектирование процесса обучения (Н.П. Поличка), теоретические основы проектирования образовательных стандартов (М.Н. Невзоров), проектирование учебного процесса (В.Ф. Любичева, Г.А. Монахова, Г.Е. Муравьева, В.В. Юдин), проектирование применения средств обучения (Е.А. Крюкова, В.И. Сопин), проектирование инновационной деятельности педагога (В.М. Жучков, Ф.А. Шоге-нова), проектирование системы оценки в педагогическом процессе (Т.В. Потемкина).
Проблемы проектирования образовательной среды исследуются учеными в нескольких аспектах и представлены как проектирование: образовательных пространств (А.Я. Данилюк, И.Г. Шендрик, А.В. Шумакова), образовательной среды вуза (А.И. Артюхина, В.М. Нестеренко), информационно-образовательной среды высшей школы (В.В. Ильин, Е.В. Лобанова), образовательной политики региона (Л.Н. Глебова) и т. п.
Методологические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса разрабатывала Е.В. Чернобай; описание технологий обучения проектированию представлено в диссертациях М.Н. Ахметовой, Ф.Ф. Бандуристого, А.М. Бе-рестовского, Т.В. Горбуновой, И.Ю. Малкиной, Т.Н. Милютиной, О.В. Насс, Г.И. Китайгородской, Н.Ю. Сафонцевой.
Педагогическое проектирование изучалось как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности, как условие и результат для развития проектировочных компетенций и проектировочной компетентности (Г.А. Демакова, Н.А. Дука Н.А., Е.В. Кетриш, Т.В. Шутова), к проектированию школьных уроков (Н.А. Птицына), к проектированию творческой деятельности (В.В. Зилева). Формирование умений педагогического проектирования исследовалось в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования (Л.Д. Морозова). В последние годы становится востребованным проектирование развития личности на разных ступенях образования (И.Ф. Бережная, Т.А. Челнокова, О.А. Фиофанова).
Нами разработано программное обеспечение образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в структуре основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов. Методологические и теоретические подходы к разработке подобного рода образовательных модулей находим в работах А.А. Марголиса, где изложены требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога, и представлены предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [2].
Освоение образовательной программы модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» ориентировано на выполнение требований
профессионального стандарта «Педагог», ФГОС дошкольного образования, соответствует базовой части ФГОС ВПО психолого-педагогического направления, соотносится с другими программами, реализуемыми в вузе, в рамках общей стратегии инновационного обучения и работает на выполнение миссии современного педагогического вуза.
Данный модуль реализует цели - задачи - ожидаемые результаты практико-ориентированной подготовки магистров (воспитателей) дошкольной образовательной организации к педагогическому проектированию, конструированию, сцениро-ванию, что обеспечивается: а) практико-ориентированным содержанием образования, предусмотренным на освоение модуля (дисциплины по выбору, практикумы, практики); б) реализацией деятельностного подхода на основе применения активных и интерактивных форм, методов, методик, технологий усвоения модуля; в) созданием условий для реального проектирования, конструирования, сценирования магистрами образовательных продуктов как содержательной и процессуально-деятельностной основы деятельности, адекватно реализующей проектировочные компетенции магистров; г) условиями сетевого взаимодействия дошкольной организации в реальном образовательном процессе.
Другими словами, практико-ориентированная подготовка магистров (воспитателей) ДОО к педагогическому проектированию, конструированию, сценированию происходит в реальных условиях включения магистранта в эти виды деятельности, где он обучается действием и в действии (эту особенность проектной деятельности отмечали Д. Дьюи, В. Килпатрик; И.А. Колесникова и другие педагоги). Эта особенность проектной деятельности реализуется в процессе: а) целеполагания к изучаемому образовательному модулю, которое выстраивается в логике «цель -задачи - ожидаемые результаты» способом через результаты действий магистрантов [3, с. 150]; б) моделирования, собственно проектирования, конструирования, (которые выделяют ученые, в частности, В.С. Безрукова) [4, с. 145], сценирования; в) рефлексии проектировочных компетенций, проектировочной компетентности, проектной культуры магистрантом [5, с. 8].
Содержание в модуле изучаемых образовательных дисциплин, практикумов, практик заключает в себе содержание формирования проектировочных компетенций с соотношением теоретического материала и практической подготовки как 30% к 70%: дисциплина общенаучного цикла: «Психотехнологии проектирования и сценирования развивающей работы с детьми»; дисциплины профессионального цикла вариативной части (компонент по выбору): «Проектирование инновационного образовательного процесса в ДОО», «Проектирование игровой деятельности дошкольника»; практикумы (компонент по выбору): «Проектирование и сценирование образовательной работы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста», «Проектирование и сценирование образовательной работы по познавательному развитию дошкольников»; стажер-ская практика (на стажировочной площадке); научно-исследовательская практика (в рамках стажерской практики). Педагогические практики в контексте профессиональной подготовки магистра (воспитателя ДОО) создают полифакторное пространство профессионально-личностного становления будущего педагога [6, с. 140], в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены разнообразные функции практики, а также реализуются в единстве знания, умения, навыки, компетенции, ценности, отношения и др.
Формирование проектировочных компетенций содержательно предусмотрено в логике достижения планируемых результатов образовательного модуля: «трудовая функция - компетенции для ее выполнения - образовательные результаты модуля, необходимые для формирования компетенций и трудовой функции» согласно практико-ориентированного механизма формирования профессиональной проектировочной компетентности [5, с. 18].
В профессиональной подготовке будущий магистр (воспитатель ДОО) реализует трудовые функции, задающие требование и необходимость формирования проектировочных компетенций:
обобщённые функции: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (А/01.6, А/02.6); педагогическая деятельность по проектированию основных общеобразовательных программ (В/01.5);
конкретные профессиональные функции: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; планирование и проведение учебных занятий; участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и / или дошкольного возраста; владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; участие в реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, разработка (освоение) и применение современных психолого-педагогических технологий в проектировании образовательного процесса; планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
При успешном освоении программы модуля у магистра формируются компетенции: разрабатывает и реализует образовательные программы и технологии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на современные психолого-педагогические исследования (ПК-1), организует эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса в дошкольной организации, построенного на принципах социального партнерства и сотрудничества (ПК-2); использует методы научного исследования в решении профессиональных задач, связанных с образованием детей дошкольного возраста (ПК-3); разрабатывает социально-педагогические проекты, обеспечивающие развитие инновационных процессов в дошкольной организации (ПК-5); создает благоприятные условия развития детей (социально-коммуникативного, физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического) в различных видах деятельности (ПК-6).
Освоение модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» обеспечивает достижение образовательных результатов: готов творчески использовать технологии проектирования и сценирования в образовательной работе с дошкольниками в различных видах деятельности: игровой, познавательной, художественно-творческой и в организации образовательной среды ДОО; способен использовать технологии проектирования при разработке программы развития образовательной организации; способен к применению интерактивных технологий в проектировании инновационного процесса в ДОО; умеет организовывать рефлексию (собственного и других специалистов) профессионального опыта использования технологий проектирования и сценирования в образовательной работе с дошкольниками; готов использовать ИКТ-технологии в проектировании и сценировании образовательной работы с детьми.
Достижение образовательных результатов процессуаль-но-деятельностно происходит с помощью активных и интерактивных форм, методов, методик, технологий: интерактивная работа в малых группах сменного состава, работа проблемных групп, создание и реализация проекта (индивидуальный или групповой проект), создание сценария, тренинги, дискуссия в различных формах, оргдеятельностная игра, деловая игра, турниры, внеаудиторные интерактивные занятия, кейс-метод, работа с интернет-ресурсами, работа с библиотечными ресурсами, мини-исследование, защита портфолио, практикум в учебно-лабораторных условиях, практикум в реальной образовательной среде ДОО, практикум на стажировочной площадке.
В ходе апробации образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» были реализованы условия практико-ориен-тированной подготовки магистров в формах: практикум в учебно-лабораторных условиях, практикум в реальной образовательной среде ДОО, практикум на стажировочной площадке, а также в направлениях и видах деятельности:
- наблюдение, анализ образовательного процесса в дошкольной образовательной организации и разработка рекомендаций по улучшению образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста;
- изучение, анализ образовательной программы дошкольной образовательной организации;
- изучение, анализ и проектирование предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОО с учетом специфики образовательной организации;
- проектирование и сценирование образовательной работы с детьми раннего возраста;
- проектирование и сценирование социально-коммуникативного развития дошкольников;
- проектирование и сценирование познавательного развития дошкольников; проектирование и сценирование речевого развития дошкольников;
- проектирование и сценирование художественно-эстетического развития дошкольников;
- проектирование и сценирование физического развития дошкольников;
- проектирование и сценирование игровой деятельности дошкольников;
- проектирование и сценирование взаимодействия ДОО с семьей (просветительских, профилактических, досуговых мероприятий);
- подготовка и презентация авторских проектов и сценариев;
- организация рефлексии профессиональной деятельности магистранта;
- обобщение результатов, полученных в ходе научно-исследовательской и проектной деятельности в научных, научно-методических, научно-популярных изданиях, выступлениях на конференциях.
Практико-ориентированные возможности в формировании проектировочных компетенций при освоении данного модуля создает и пространство сетевого взаимодействия ДО с ОО и другими организациями: дополнительного образования, социокультурными, физкультурно-оздоровительными, медицинскими и др., в котором используются активные и интерактивные формы, методы, техники сотрудничества в совместном проектировании педагогических и образовательных продуктов деятельности педагогов. Проектировочные компетенции будущих магистров реализуются, когда они выступают в качестве тьюторов бакалавров (по направлению «Психолого-педагогическое образование») в организации их самостоятельной и творческой работы в процессе обучения по проектированию и сценированию образовательной работы с детьми в пространстве сетевого взаимодействия «вуз - магистратура - бакалавриат - ДОО - другие образовательные и социокультурные организации».
Освоение магистрантами модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» позволяет будущему воспитателю ДОО овладеть теми проектировочными компетенциями, которые необходимы в различных видах педагогического проектирования (за основу - позиция И.А. Колесниковой): а) психолого-педагогического (проектируются цели, задачи, результаты воспитания и обучения, способы их достижения в педагогическом процессе, формы деятельности дошкольников, совместной деятельности с родителями и педагогами и др.); б) социально-педагогического (проектируется образовательная среда как часть социокультурной среды в сетевом образовательном формате); в) образовательного проектирования (проектируются образовательные программы; критерии результативности воспитания и обучения в ДОО и другие параметры оценки деятельности педагога в ДОО).
Результаты сформированности проектировочных компетенций как образовательных результатов по модулю в ходе промежуточной диагностики в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» обнаружили, что полученный диапазон баллов колеблется от 41 до 83 баллов; средний балл, полученный за промежуточную диагностику, составляет 62 балла. Уровень сформированности образовательных результатов ниже среднего не был зафиксирован у магистров; уровень средний - у 28,5% магистров, уровень выше среднего - у 57,3% магистров; высокий уровень - 14,2 % магистров. Большинство магистров выполнили все оценочные средства.
Количественный анализ баллов, полученных за промежуточную аттестацию, свидетельствует о высоком уровне усвоения таких дисциплин как «Проектирование инновационного процесса в ДОО», «Проектирование игровой деятельности дошкольников», «Стажерская практика», по которым всеми магистрантами были получены максимальное количество баллов. По дисциплинам «Проектирование и сценирование образовательной работы
по познавательному развитию дошкольников» 50% магистрантов показали достаточно высокий уровень образовательных результатов, остальные продемонстрировали средний уровень сфор-мированности образовательных результатов. По дисциплине «Проектирование и сценирование образовательной работы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста» 51% магистрантов показали высокий уровень сформиро-ванности образовательных результатов. Низкий уровень сфор-мированности образовательных результатов не показал никто из магистрантов. По итогам стажерской практики уровень сформи-рованности образовательных результатов ниже среднего не был зафиксирован у магистров; уровень средний и выше среднего -у 42,3% магистров; высокий уровень - у 57,2 % магистров.
Библиографический список
Таким образом, формирование проектировочных компетенций магистра (воспитателя ДОО), необходимых для выполнения им трудовых действий (функций) и предусмотренных в качестве образовательных результатов в профессиональной подготовке магистра в системе ВПО, целостно и последовательно происходит в реальном процессе педагогического проектирования и сценирования при изучении образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками», реализующем условия практико-ориентиро-ванной подготовки в сетевом взаимодействии, что согласуется с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта «Педагог» и объективными потребностями, как самого педагога, так и образовательной организации.
1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. Москва: Академия, 2005.
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Available at: http://psyedu.rU/journal/2014/2/Margolis.phtml
3. Новичкова Н.М. Педагогическое целеполагание как современная научно-прикладная проблема. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1: 147 - 151.
4. Безрукова В.С. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
5. Тихонова А.Ю., Новичкова Н.М. Формирование проектной культуры у магистров в условиях практико-ориентированной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1: 16 - 20.
6. Новичкова Н.М. Педагогическая практика как полифактор подготовки педагога-гуманиста. Педагогическое образование в России. 2012; 5: 61 - 65.
References
1. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie. Moskva: Akademiya, 2005.
2. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizaciiosnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovkipedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda vpodgotovke pedagogicheskih kadrov. Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
3. Novichkova N.M. Pedagogicheskoe celepolaganie kak sovremennaya nauchno-prikladnaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1: 147 - 151.
4. Bezrukova V.S. Proektivnaya pedagogika. Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1996.
5. Tihonova A.Yu., Novichkova N.M. Formirovanie proektnoj kul'tury u magistrov v usloviyah praktiko-orientirovannoj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1: 16 - 20.
6. Novichkova N.M. Pedagogicheskaya praktika kak polifaktor podgotovki pedagoga-gumanista. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; 5: 61 - 65.
Статья поступила в редакцию 27.10.15
УДК 371
Hizhnyakova O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector on Educational and Organizational Work, Stavropol Krai Institute of Education Development, Professional Development and Retraining of Education Workers (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Astretsova N.V., senior teacher, Department of Primary Education, Stavropol Institute of Education Development, Professional Development and Retraining of Education Workers (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
FINAL COMPREHENSIVE WORK AS A TOOL FOR MONITORING OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS. The article highlights the features of the meta-subject results of the assessment of young learners in accordance with the Federal educational standards of new generation. The authors define objectives and definite tasks of the comprehensive test papers in elementary school as a monitoring tool of formation of universal educational actions of young schoolchildren. The paper presents and proves the efficiency of a model for regional monitoring the quality of learning of the basic educational program in primary education. The authors conclude that the use of time proved materials during the monitoring that show how to do control and measuring of knowledge will help to get the most objective picture of the level of each student and on this basis to make decisions, regarding his or her further work with the class, about the directions of correctional-developing work with each student.
Key words: external monitoring, internal monitoring, complex work, subject and meta-subject results, universal educational actions, cognitive and regulatory universal educational actions.
О.Н. Хижнякова, канд. пед. наук, проректор по учебно-организационной работе, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Н.В. Астрецова, ст. преп. каф. начального образования, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СФОРМИРОВАННОГО УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье освещаются особенности оценки метапредметных результатов обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Определены цели и задачи проведения комплексной контрольной работы в начальной школе как инструмента мониторинга сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Представлена и обоснована модель регионального мониторинга качества освоения обучающимися основной образователь-