Научная статья на тему 'Требования к учителю по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современной школы'

Требования к учителю по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / MODERN SCHOOL / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарамова Э. А.

В статье рассмотрена роль информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе современной школе. В статье выделены преимущества информационно-коммуникативных технологий. а также требования, которые предъявляется к учителю для успешного их использования в образовательном процессе. автор так же приводит классификацию образовательных средств информационно-коммуникативных технологий и примеры их использования. Автор приходит к выводу, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как они способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а также уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR TEACHERS ON THE EFFECTIVE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL

The article discusses the role of information and communication technologies in educational process of modern school. The article highlights the benefits of information and communication technologies, as well as requirements that are presented to the teacher for their successful use in the educational process. The author also gives a classification of educational means of information and communication technologies and provides some examples of how to use them. The author comes to the conclusion that ICT brings a variety of activities in teachers’ work, for they contribute to the establishment of effective systems of training, depending on pedagogical and methodological preferences of teachers, as well as the level of preparation of students, their age, profile and characteristics of the material base of educational institutions

Текст научной работы на тему «Требования к учителю по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе современной школы»

4. Ильичева В.А. Влияние характера педагогического взаимодействия преподавателя и студента на профессионально-личностное развитие будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Череповец, 2000.

5. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва: Издательство Московского психолого-социологического института, 2004.

References

1. 'Erdyneeva K.G., Verhoturova N.V. Praktikum po psihologii. Chita: ChitGU, 2007.

2. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii. Rostov-na-Donu, 1996.

3. Lednova I.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelej tehnicheskih vuzov v nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2006.

4. Il'icheva V.A. Vliyanie haraktera pedagogicheskogo vzaimodejstviya prepodavatelya i studenta na professional'no-lichnostnoe razvitie buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cherepovec, 2000.

5. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-sociologicheskogo instituta, 2004.

Статья поступила в редакцию 06.10.15

УДК 378

Taramova E.A., senior teacher, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

REQUIREMENTS FOR TEACHERS ON THE EFFECTIVE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN SCHOOL. The article discusses the role of information and communication technologies in educational process of modern school. The article highlights the benefits of information and communication technologies, as well as requirements that are presented to the teacher for their successful use in the educational process. The author also gives a classification of educational means of information and communication technologies and provides some examples of how to use them. The author comes to the conclusion that ICT brings a variety of activities in teachers' work, for they contribute to the establishment of effective systems of training, depending on pedagogical and methodological preferences of teachers, as well as the level of preparation of students, their age, profile and characteristics of the material base of educational institutions

Key words: information and communication technologies, educational process, modern school.

Э.А. Тарамова, ст. преп. каф. информационных технологий и прикладной информатики, Чеченский государственный

педагогический институт, E-mail: [email protected]

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье рассмотрена роль информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе современной школе. В статье выделены преимущества информационно-коммуникативных технологий. а также требования, которые предъявляется к учителю для успешного их использования в образовательном процессе. автор так же приводит классификацию образовательных средств информационно-коммуникативных технологий и примеры их использования. Автор приходит к выводу, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как они способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а также уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, учебный процесс, современная школа.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль будут играть не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания - факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это «программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей» [1].

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (табл. 1):

Неоценимую помощь учителю при подготовке и проведении уроков оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя помимо текстового процессора Word ещё и систему баз данных Access, табличный процессор Microsoft Excel, электронные презентации Power Point, и многое другое.

Следует так же отметить, что на современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям, обычаям, обрядам. Этот интерес связан с осознанием исторической преемственности поколений, распространением и развитием национальной культуры. Вспомнить с детьми

обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам, обычаям народов. Информационно-коммуникативные технологии помогают активно приобщать учащихся к культуре предков. В Чеченской республике учителя активно используют ИКТ для создания вместе с учащимися презентаций, электронных пособий, содержащих региональный компонент и раскрывающий традиции чеченского народа.

На уроке освоения нового материала можно использовать демонстрационную программу, созданную в среде Power Point, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал, содержащий элементы народного фольклора. Так, используя мультимедиа, можно провести виртуальную экскурсию по образцам изделий народного промысла, созданных умельцами Чечни. Привлечение регионального компонента на уроках повышает результативность обучения, стимулирует активный творческий поиск, способствует развитию познавательной деятельности учащихся различных возрастных групп [2].

Тем самым, функционирование в условиях информационного общества предполагает формирование у населения, начиная со школьного возраста, информационной культуры, как свода правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Последовательное эволюционное развитие сложившейся методологии образования за счёт использования явных преимуществ ИКТ (наглядность, возможность использования различных форм представления информации — звук, изображение, удалённый доступ, обра-

Таблица 1

Классификация образовательных средств ИКТ

№ Параметры классификации Примеры

1 По решаемым педагогическим задачам - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); - комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2 По функциям в организации образовательного процесса - информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); - интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); - поисковые (каталоги, поисковые системы).

3 По типу информации - информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; интерактивные модели, статистические и динамические модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); - информационные ресурсы с текстовой информацией (учебные пособия, задачники, словари, тесты, энциклопедии, справочники, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); - электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы; стихотворений, дидактического аудио-материала) - электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); - электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебные пособия, учебники, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4 По формам применения ИКТ в образовательном процессе - внеурочные - урочные;

5 По форме взаимодействия с обучаемым: - технология асинхронного режима связи - «offline»; - технология синхронного режима связи - «online».

ботка и хранение больших объёмов информации), должно стать основой опережающего развития образования. На ИКТ, в сложившихся условиях возложена миссия, направленная на внесение существенных изменений в структуру и организацию учебного процесса в связи с информатизацией образования. Как следствие этого, уже на стадии вузовского обучения необходимо сформировать готовность будущего учителя к внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессионально-педагогической деятельности.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, учителю постоянно необходимо следить и производить критический анализ существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронных учебников, энциклопедий, виртуальных лабораторий, интегрированных обучающих сред). При этом учитель должен уметь:

- комбинировать, адаптировать информационно-коммуникативные технологии в зависимости от объёма и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер,

- работать с ИКТ, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи нового материала и управления классом;

- организовывать на основе ИКТ не только учебную, но и воспитательную работу с учащимися, в том числе, направленную на воспитание;

Библиографический список

- создавать собственный электронный дидактический материал,

- работать с различными презентационными программами (Power Point, Flash),

- а так же постоянно участвовать в различных обучающих семинарах, посвящённых совершенствованию работы с ИКТ, Интернет-конференциях, приобщать учащихся к участию в различных Виртуальных олимпиадах и т. д.

Как показал анализ литературы и личный опыт, использование ИКТ на уроках обеспечивает:

- возможность представления материала в наглядном и более доступном для восприятия школьников виде;

- определённую экономию времени урока при объяснении нового материала;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

- возможность реализации дифференцированного подхода к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

- организацию оперативного контроля над усвоением материала учащимися.

В целом, можно сказать, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как они способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а так же уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

1. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. Информатика и образование. 2004; 6: 66.

2. Татаринцев А.И. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии. Концепт. 2013; 1.

References

1. Robert I.V. Tolkovanie slov i slovosochetanij ponyatijnogo apparata informatizacii obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2004; 6: 66.

2. Tatarincev A.I. Ispol'zovanie informacionno-kommunikativnyh tehnologij na urokah tehnologii. Koncept. 2013; 1.

Статья поступила в редакцию 13.10.15

УДК 37.013.46: 373.21

Tikhonova A.Yu., Doctor of Cultural Studies, Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Cultural Studies and Museology, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia) Е-mail: [email protected] Novichkova N.M., Cand. Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia) Е-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF PROJECT-MAKING COMPETENCES IN MASTER STUDENTS IN CONDITIONS OF PRACTICE-FOCUSED VOCATIONAL TRAINING. In the paper the researchers study a problem of development of project-making competences in master students, who will make future teachers in preschools. These competences are necessary for implementation of project-oriented pedagogical and educational activity in schools for young children. As a pedagogical means of the educational module "Design and creation of a scenario of the developing educational work with preschool children" in the form of a number practice-focused educational programs directed in general at mastering project-making, the project-making competence and design culture of a teacher is used. The authors prove the significance of the use of software of the module in the context of the requirements of federal educational standards for teaching Psychology (Code 050400.68), the Teacher's profile (MA school) and the Pedagogical Teacher standard, which allowed masters to acquire project-making competences.

Key words: pedagogical project-making, project-making competences, project-making and creation of a scenario, practice-focused teaching, network interaction, educational module.

А.Ю. Тихонова, д-р культурологии, канд. пед. наук, зав. каф. культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.043.12.0024 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».

В статье поднимается проблема формирования проектировочных компетенций магистра (воспитателя ДОО), необходимых для осуществления проектной педагогической и образовательной деятельности в ДоО. В качестве педагогического средства используется образовательный модуль «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в виде ряда практико-ориентированных образовательных программ, направленных в целом на овладение педагогом проектировочными компетенциями, проектировочной компетентностью и проектной культурой педагога. Представлено авторское обоснование программного обеспечения модуля в контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, профиль «Воспитатель» (магистратура) и Педагогического стандарта «Педагог», которое позволило магистрам овладеть проектировочными компетенциями, что подтвердилось в ходе его апробации.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектировочные компетенции, проектировочная компетентность, проектирование и сценирование, практико-ориентированная подготовка, сетевое взаимодействие, образовательный модуль.

Профессиональная подготовка магистров к педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) предполагает овладение проектировочными компетенциями для осуществления проектирования как вида профессиональной педагогической деятельности и условия для обеспечения: высокого качества организации воспитания и обучения в образовательной организации, инновационной составляющей образовательного процесса, личностно-профессиональной и социокультурной самореализации педагога, акмеологических достижений педагога, общепрофессиональной компетентности педагога.

Педагогическое проектирование заключает в себе богатые возможности создания и преобразования педагогических условий, самих субъектов образовательного процесса, социокультурных условий. Как отмечают учёные, педагогическое проектирование представляет собой самостоятельную педагогическую деятельность, которая направлена на создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания и обучения (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, И.А. Колесникова и др); проектная деятельность становится средством развития и само-

развития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия детей и взрослых (И.А. Колесникова) [1, с. 38].

Для осуществления проектной деятельности магистром (воспитателем в ДОО) необходимы проектировочные компетенции, проектировочная компетентность и проектная культура, формирование и развитие которых осуществляется в профессиональной подготовке к организации этой деятельности, на что ориентируют требования ФГОС вПо, ФГОС дошкольного образования. Профессиональная подготовка педагогов к педагогическому проектированию становится объективно и субъективно необходимой для развития основных контекстов, в которых происходит педагогический процесс: социокультурного, психолого-педагогического (т. е. собственно педагогического), образовательного (контексты - позиция И.А. Колесниковой) [1, с. 41]. Проектировочные компетенции в данной работе мы рассматриваем как совокупность умений и практических навыков педагога, необходимых для проектирования в педагогической деятельности и являющихся неотъемлемой частью проектиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.