Библиографический список
1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Под редакцией В.С. Стёпина. Москва: Мысль. 2001.
2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Просвещение, 1989.
3. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. References
1. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Pod redakciej V.S. Stepina. Moskva: Mysl'. 2001.
2. Rubinshtejn S.L. Problemy obschej psihologii. Moskva: Prosveschenie, 1989.
3. Rean A.A., Kolominskij Ya.L. Social'naya pedagogicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.12.14
УДК37.013.46: 373.21
Tikhonova A.Yu., Doctor of Sciences (Culturology), Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Culture and Museum Studies, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected] Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy Department, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROJECT-RELATEDCULTUREIN MASTER STUDENTS IN THE CONDITIONS OF PRACTICE-ORIENTED VOCATIONAL TRAINING. In the article the authors investigate a topical problem of formation of project-related culture among master students (teachers in preschool education) as doing project activity being a type of professional pedagogical activity. As pedagogical means of the educational module "Designing and creation of the scenario of developing educational work with preschool children" in the form of a number of the practice-oriented educational programs directed in general on mastering technology of pedagogical design and a creation of the scenario and formation of design culture is offered. The author's justification of the software of the module in the context of requirements of FGOS VPO for the direction of preparation 050400.68 Psychology and pedagogical education, the tutor profile (magistracy) and the pedagogical teacher standard which development provides formation of design culture of the master in the course of the practice-focused training in network interaction is presented.
Key words: pedagogical design, design culture, design and a creation of the scenario, the practice-focused training, network interaction, educational module.
А.Ю. Тихонова, д-р культурологии, канд. пед. наук, зав. каф. культурологии и музееведения Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected] Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Работа выполнена в рамках Государственного контракта № 05.043.12.0024 от 16 мая 2014 г. «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов».
В статье поднимается актуальная проблема формирования проектной культуры магистра (воспитателя ДОО) как составляющей проектной деятельности, являющейся видом профессиональной педагогической деятельности. В качестве педагогического средства предлагается образовательный модуль «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в виде ряда практико-ориентированных образовательных программ, направленных в целом на овладение технологией педагогического проектирования и сценирования, и формирование проектной культуры. Представлено авторское обоснование программного обеспечения модуля в контексте требований ФГОС ВПОпо направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, профиль «Воспитатель» (магистратура) и Педагогического стандарта «Педагог», освоение которого обеспечивает формирование проектной культуры магистра в процессе практико-о-риентированной подготовки в сетевом взаимодействии.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектная культура, проектирование и сценирование, практи-ко-ориентированная подготовка, сетевое взаимодействие, образовательный модуль.
Современное научное педагогическое познание неразрывно связано с практикой реального образовательного процесса в части разработки теоретических и научно-прикладных проблем педагогического проектирования как вида профессиональной педагогической деятельности, в которой используется технология проектной деятельности, проявляется и развивается проектная культура участников этой деятельности, творчески создаются продукты этой деятельности, усваивается социальный опыт на деятельностной основе.
Пилотный анализ изучения проблем проектирования в педагогической науке позволяет установить направления исследования педагогического проектирования, его теоретические и технологические аспекты; круг и разнообразие предметов педагогического проектирования и их особенности; используемые технологии педагогического проектирования и др. Остановим внимание на представленности значительного круга диссертационных исследований по проблематике педагогического проектирования.
Авторы анализируют особенности проектирования и реализации содержания высшего педагогического образования (В.К.Власова, И.Б. Готская, Т.В. Ежова, В.Г. Иванов), высшего профессионального образования (РБ. Галеева, Г.В. Глухов, А.С. Мущеряков, А.К. Орешкина), экономического образования (О.А. Булавенко, Н.В. Жадько), технологического образования (В.П. Овечкин, В.И. Писаренко), непрерывного образования (О.А. Булавенко, В.А. Ермоленко), содержания обучения средствам информационных технологий (Е.В. Баранова, Н.Ю. Воло-ва), постдипломного образования (Г.А. Игнатьева, Н.В. Ромейко), а также содержания образования: по направлениям образования (Т.Н. Абросимова, А.Ф. Борискин, И.В. Сейферт, И.В. Сорокина, А.А. Чурсина, И.Г. Федосейкина), по отдельным учебным курсам (Е.М. Архипова, А.В. Степанов, В.В. Черняев), регионального компонента в образовании (Н.Г. Никифорова, А.В. Никольский, Г.А. Резяпова).
Проблемы проектирования образовательной среды исследуются учеными в нескольких аспектах и представлены как проектирование: образовательных пространств (А.Я. Данилюк, И.Г. Шендрик, А.В. Шумакова), образовательной среды вуза (А.И. Артюхина, В.М. Нестеренко), информационно-образовательной среды высшей школы (В.В. Ильин, Е.В. Лобанова), образовательной политики региона (Л.Н. Глебова) и т.п.
Проектирование развития образовательных систем охватывает образовательные системы различного уровня, направленности, масштаба, в числе которых изучалось проектирование: личностно-развивающих образовательных систем (Г.М. Анохина, Н.В. Ходякова), региональных систем образования (М.Л. Баранова, Н.Я. Карпушин, А.Б. Панькин, В.З. Юсупов), систем обучения по конкретным областям знаний (В.В. Андреева, М.А. Ари-ян, М.А. Вершинин, А.А. Ворожбитова, С.Г. Добровольская, О.Б. Епишева, Т.Ю. Китаевская, А.В. Козлов, А.Ю. Костарев, Ю.М. Кудрявцев, Т.А. Николаева, Н.К. Нуриев, В.В. Плещев,
A.А. Русаков, Г.Н. Стайнов, Т.К. Смыковская, О.С. Тамер, В.Е. Уткин); системы социального партнерства (С.Г. Марфин), системы профессиональной подготовки (Г.Л. Абдулгалимов, Н.А. Давыдов, С.В. Марихин, Б.Р. Мисиков, Н.В. Молоткова, Е.Л. Осоргин,
B.С. Якимович), образовательных систем на конкретной ступени образования (В.А. Анищенко, Н.К. Зотова, Л.Ф. Савинова, В.П. Сухинин), инновационных систем (Н.О. Яковлева).
Проектирование образовательного процесса представлено в работах ученых по следующим направлениям: технологии проектирования учебных дисциплин (С.П. Грушевский, Ю.И. Евсеев, А.М. Кочнев, И.В. Непрокина, В.Г. Пашинцев, М.В. Сахарова, Э.Г. Скибицкий, Т.Л. Шапошникова), проектирование различных образовательных технологий в учебном процессе (Е.Н. Трофимова, Е.А. Тупичкина, Р.С. Сафин, М.П. Сибирская, Н.Н. Сурта-ева, В.П. Черкашин, Ю.К. Чернова, Ф.Т. Шагеева), проектирование процесса обучения (Н.П. Поличка), теоретические основы проектирования образовательных стандартов (М.Н. Невзоров), проектирование учебного процесса (В.Ф. Любичева, Г.А. Монахова, Г.Е. Муравьева, В.В. Юдин), проектирование применения средств обучения (Е.А. Крюкова, В.И. Сопин), проектирование инновационной деятельности педагога (В.М. Жучков, Ф.А. Шоге-нова), проектирование системы оценки в педагогическом процессе (Т.В. Потемкина).
Наряду с этим, педагогическое проектирование изучалось как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Н.А. Дука), к проектированию школьных уроков (Н.А. Птицына), к проектированию творческой деятельности (В.В. Зилева). Формирование умений педагогического проектирования исследовалось в процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования (Л.Д. Морозова). В последние годы становится востребованным проектирование развития личности на разных ступенях образования (И.Ф. Бережная, Т.А. Челнокова, О.А. Фиофанова).
Теоретические идеи, положения, выводы и научно-прикладные наработки, содержащиеся в диссертационных педагогических исследованиях и представляющие определённые предпосылки для разработки научной проблематики по подготовке будущих педагогов к проектированию педагогической деятельности, обнаруживают предметы педагогического исследования, которые очень «плотно» друг к другу складывают картину научного познания по педагогическому проектированию в общих «мазках» - в виде теоретических выводов о компонентах исследуемого процесса или системы, условий их формирования или развития, отдельных технологических аспектов. Тогда как необходимость организации практико-ориентирован-
ной подготовки будущих педагогов: бакалавров и магистров, требует разработки: а) технологической стороны педагогического проектирования и его методического сопровождения, что позволило бы обеспечить инструментальность проектирования и достижимость проектных результатов; б) сущности и смысловых характеристик проектной культуры педагога и учащегося, что ориентировало бы педагога на профессиональное и личностное саморазвитие, необходимые для овладения проектной технологией как педагогическим средством и обеспечения качества проектной деятельности; в) процесса формирования проектировочных умений как части проектировочной компетенции, которая необходима для организации проектной деятельности; г) сущности, структуры, критериев проектировочной компетенции педагога, что необходимо для ее формирования и оценки ее сформированности; д) специфики проектировочного компонента в структуре деятельности педагога (был выделен в 70-е гг. XX в. Н.В. Кузьминой, но пока не вошел в контекст педагогических исследований), что требуется для методологического осмысления структуры педагогической деятельности и её методического сопровождения.
Проблемы профессиональной подготовки педагогов к использованию проектирования в образовательном процессе разрабатываются учеными в диссертационных исследованиях с 1990-х годов. Одной из первых теоретические основы обучения педагогическому проектированию сформулировала Е.С. Заир-Бек [1]. Методологические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса разрабатывала Е.В. Чернобай; описание технологий обучения проектированию представлено в диссертациях М.Н. Ахметовой, Ф.Ф. Бандуристого, А.М. Бе-рестовского, Т.В. Горбуновой, И.Ю. Малкиной, Т.Н. Милютиной, О.В. Насс, Г.И. Китайгородской, Н.Ю. Сафонцевой.
В начале XXI века в контексте педагогического проектирования стала разрабатываться проблема становления проектной культуры педагога и обучающихся (В.Д. Васильева, Ю.В. Весе-лова, Е.Э. Киркина, И.А. Колесникова, А.О. Кравцов, Т.Л. Стенина, Н.В. Топилина, Л.А. Филимонюк, О.А. Ческидова). По свидетельству В.Д. Васильевой, понятие «проектная культура» чаще «применяется в отношении проектирования социальных систем в области политики и культуры, в сферах обслуживания, быта и досуга, проектирования содержания различных видов деятельности, в том числе педагогической деятельности преподавателя, учебной деятельности студентов и т.д., отражая при этом типологию проектных процедур и автономность проектирования как вида деятельности» [2, с. 6]. По мнению Л.А. Фи-лимонюк, «несмотря на значительное количество публикаций, в педагогической науке остаются не изученными трактовка понятия «проектная культура» и параметрические характеристики проектной культуры» [3, с.8]. Л.А. Филимонюк (2008) приводит собственное определение проектной культуры и раскрывает его «как способ творческой самореализации человека, включающий ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды; ценностные ориентации субъектов проектирования; методики, в которых операционализируются творческие замыслы проектировщиков; мыслимые, чувственные, осязаемые ценности проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния творческого сознания, необходимые для личностной реализации проектного процесса, и основывающийся на проектной компетентности студента, включающей в себя знания и умения по основам проектирования и готовность к осуществлению проектной деятельности; сформированности творческих качеств и способностей личности, ее умении конструировать собственные инновационные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях; творческой активности в преобразовательной деятельности, направленной на оптимизацию и эстетическую организацию среды жизнедеятельности» [3, с.11].
Подобное расширенное представление сущности проектной культуры как части профессиональной педагогической культуры правомерно в условиях, когда в отечественной педагогике развивается теория проектной деятельности, продолжаются педагогический поиск и разработка методологических и теоретических оснований этой деятельности, происходит принятие технологических шагов проектной деятельности как педагогически самодостаточных в практике. Вместе с тем, требуется раскрытие сущности проектной культуры педагога (или учащегося) как субъекта проектной педагогической деятельности в образовательном процессе, в основных или ключевых характеристиках, которые передавали бы сущность проектной культуры личности и профессио-
нала, и ориентировали процесс формирования данной культуры в ходе профессиональной подготовки педагогов к педагогической деятельности.
В исследованиях мы находим выделение содержательных компонентов проектной культуры: проектная компетентность; развитие творческих качеств и способностей; ценностно-эстетическое отношение к среде жизнедеятельности (Ю.В. Весело-ва) [4, с. 11], педагогическую интерпретацию проектной культуры учащихся (обучающихся) как пространство для творчества, включающего формирование познавательных способностей учащихся, эмоционально-ценностного отношения к среде, творческих качеств личности, проявляющихся в изобретательской, преобразовательной и исполнительской деятельности (О.А. Че-скидова) [5, с. 10].
Проектная культура педагога, на наш взгляд, представляет собой интегративную профессионально-личностную характеристику как совокупность: ценностного отношения к проектной деятельности, проектности как свойства мышления, творческих устремлений в проектировании, личностных качеств, проявляемых в самореализации проектировочных компетенций и умений как части проектной компетентности (А.Ю. Тихонова, Н.М. Но-вичкова).
В известных исследованиях установлено, что формирование проектной культуры требует наличия ряда условий: изучение учебных дисциплин, развивающих проектную культуру (Ю.В. Ве-селова, С.В. Кружкова, О.А. Ческидова); создание образовательной среды (А.И. Артюхина, В.М. Нестеренко) или образовательного пространства (Ю.В. Веселова, А.Я. Данилюк, И.Г. Шендрик, А.В. Шумакова); создание системы заданий для проектной деятельности учащихся; организация взаимодействия на основе педагогической поддержки (активизация, помощь, совет, консультация, сотворчество, фасилитация) (О.А. Ческидова); проективное обучение, содержанием которого является опыт саморазвития и самообразования, получаемый совместной проектной деятельностью (Ю.В. Веселова) и др.
Нами разрабатывается программное обеспечение образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в структуре основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов. Данный модуль выступает в качестве педагогического средства формирования и развития проектной культуры будущего педагога в условиях деятельности педагогического проектирования и сценирования.
Целеполагание образовательного модуля связано с профессиональной практико-ориентированной подготовкой воспитателя, способного осуществлять деятельность на инновационной основе с использованием проектирования и сценирования в сетевом взаимодействии и выполнено в виде конкретных ожидаемых результатов, что необходимо для обеспечения диа-гностичности образовательной цели [6, с. 31 - 32], и выступает «определённым дидактическим, методическим, педагогическим инструментом в организации учебного процесса» для формирования проектной культуры обучающихся [7, с. 149].
Педагогическое проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками ориентировано на развитие у магистров необходимых практических умений и компетенций для решения практических педагогических задач: применение проектировочных компетенций; сотрудничество в сетевом взаимодействии; инициирование нетипичных (нестандартных) решений воспитателя в образовательной работе; соизмерение и соотнесение внутренних и внешних ресурсов и возможностей для достижения образовательных результатов; выбор альтернативных педагогических средств для творческого и инновационного развития образовательной работы; обеспечение реализации педагогического проекта и сценария в образовательной работе как инновационных продуктов проектирования и сценирования. Перечисленные умения и компетенции лежат в основе трудовых функций (действий) воспитателей, которые предстоит выполнять, отвечая на актуальные запросы общества, государства, работодателей. Трудовые функции и трудовые действия педагога предусмотрены Профессиональным стандартом
«Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н).
Педагогическая деятельность, как традиционно многофункциональная, изменяет своё качество в сторону востребованности новых её функций, в частности, проектировочной функции. Полифункциональная по своей природе проектная деятельность педагога, что отмечает И.А. Колесникова[8. с. 39], на наш взгляд, конгруэнтна и адекватна природе образовательной деятельности, и заключает в себе богатые практико-ориентированные возможности для профессиональной подготовки и самореализации специалиста.
Изучение программы модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» может представлять интерес для бакалавров, имеющих психолого-педагогическое образование, специалистов в области дошкольного и дополнительного образования, социальных педагогов, которые могут выступить в качестве потенциальных потребителей данного вида образовательных услуг и удовлетворить свои профессиональные, карьерные и образовательные перспективы.
Подходы к проектированию данной программы и её содержания созвучны известным идеям о модульном обучении Posilethwait, В. Goldshmid, М±. Goldshmid и J. Russel), о педагогическом проектировании (З.А. Абасов, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.К. Зотова, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, Т.Г. Новикова, О.Г. Прикот, В.И. Слободчиков, Н.О. Яковлева и др.), о сценировании в образовании (Ю.В. Громыко, Н.Б. Ковалева, Р. Миллер, Н.С. Михайлова, А.Ю. Уваров, Форгати, Е.Б. Чернова и др.). Программа образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» методологически и теоретически разработана на основе: модульно-компетентностного подхода; принципов модульности и развития как принципов системного подхода к образовательному процессу; метода модульного проектирования (П. Юцявичене); понимания проектирования как самостоятельной педагогической деятельности (И.А. Колесникова), как самостоятельной полифункциональной педагогической деятельности, предопределяющей создание новых или преобразование имеющихся условий воспитания и обучения (В.П. Беспалько), как способа нормирования и трансляции инноваций (А.А. Масю-кова); сценарного подхода (Н.С. Михайлова), сценирования как процедуры педагогического дизайна (А.Ю. Уваров).
В настоящее время в университетских странах Европы - в Германии, Франции, Италии - проектирование модульной образовательной программы используется как один из способов модернизации образования. Наиболее сопоставимы с программой данного модуля по структуре программы модулей, - существующие в системе высшего образования в современной Германии (Университет Регенсбург и др.) а также в Швейцарии (Педагогическая Высшая Школа Цюрих и др.).
В российском образовании существует определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на модульной основе, в которых реализуется педагогическое проектирование и сценирование в условиях сетевого взаимодействия. Так, программа «Проектирование и сценирование учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования», реализуемая в образовательных организациях на Федеральной инновационной площадке «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (Нижний Новгород), отчасти являются сопоставимыми с опытом проектирования и разработки программы данного образовательного модуля.
Инновационность данного модуля состоит в организации образовательного процесса, в котором овладение магистрантом компетенциями педагогического проектирования и сценирова-ния происходит по пути освоения модуля: от практикоориенти-рованных образовательных дисциплин к практикумам, а затем к стажерской практике в дошкольной образовательной организации - в условиях сетевого взаимодействия под руководством супервизора.
Новизна предлагаемых решений в данном образовательном модуле заключается в использовании педагогического проектирования и сценирования как практико-ориен-тированного механизма формирования профессиональной педагогической проектировочной компетентности в логике «компетенции-деятельность-компетентность» в сетевом взаимодействии, на основе соотношения изучения содержания
образования как теоретического курса и практической подготовки - 30% и 70%.
На этапе разработки данной программы разработчиками привлекались специалисты по психологии, общей педагогике, дошкольной педагогике, по педагогическому проектированию, педагогическому менеджменту, эксперты по качеству профессиональной педагогической подготовки специалистов. Замысел программы публично обсуждался на круглом столе «Практи-ко-ориентированная магистратура: проблемы и перспективы развития» (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова) с участием ученых, преподавателей ВШЭ (г. Москва), представителей ДОО г. Ульяновска, магистрантов, бакалавров педвуза. В результате обсуждения идей и замысла программы модуля «Педагогическое проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» прозвучали рекомендации: усилить прикладную часть педагогической подготовки специалистов, необходимую для реализации требований ФГОС для различных уровней образования; строить профессиональную подготовку с ориентацией на конкретные образовательные результаты; использовать педагогические технологии проектирования и сцени-рования в профессиональной подготовке специалистов; обучать активным и интерактивным технологиям педагогического проектирования на уровне овладения ими; обеспечивать и использовать содержательную и технологическую вариативность организации проектной деятельности в психолого-педагогическом образовании магистрантов. Эти и другие рекомендации максимально учтены при разработке данной программы.
Настоящая образовательная программа модуля ориентирована на выполнение требований Профессионального стандарта «Педагог», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, соответствует базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования психолого-педагогического направления.
Разработка данного модуля вносит вклад в реализацию программы модернизации педагогического образования в РФ, обеспечивая практико-ориентированную подготовленность магистрантов к использованию таких инновационных видов образовательной работы как проектирование и сценирование в сетевом образовательном взаимодействии, отвечая на социальный запрос современного общества, работодателей в компетентных педагогических кадрах, что соответствует требованиям к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога на основе реализации деятельностного подхода [9].
Учебная программа образовательного модуля «Педагогическое проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» обеспечивает достижение цели, задач и образовательных результатов модуля посредством системы учебных дисциплин, практикумов и практик: дисциплин общенаучного цикла: «Психотехнологии проектирования и сценирования развивающей работы с детьми»; дисциплин профессионального цикла вариативной части (компонент по выбору): «Проектирование инновационного образовательного процесса в ДОО», «Проектирование игровой деятельности дошкольника»; практикумов (компонент по выбору): «Проектирование и сценирование образовательной работы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста», «Проектирование и сценирование образовательной работы по познавательному развитию дошкольников»; стажерской практики (на стажировочной площадке); научно-исследовательской практики (в рамках стажерской практики). В содержании данных учебных программ модуля отражена образовательная работа по следующим образовательным областям - направлениям развития дошкольников: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; образовательная область - направление развития дошкольников - физическое развитие реализуется лишь косвенно в силу специфичности данной области.
Практическая значимость модуля заключается в подготовке индивидуальных и групповых проектов по направлениям ФГОС дошкольного образования, сценариев образовательных событий (мероприятий). Завершение модуля предусматривает реализацию лучших проектов и сценариев, разработанных обучающимися под руководством преподавателя вуза, курирующего данный модуль, и педагога-супервизора образовательной организации (ста-жировочной площадки) в ходе стажерской практики в ДОО.
Цель модуля: обеспечить педагогическое сопровождение магистранта в проектировании и сценировании развивающей образовательной работы с дошкольниками в условиях реального образовательного процесса и сетевого образовательного взаимодействия на основе практико-ориентированной деятельности, что необходимо для обеспечения современного качества и инновационного развития дошкольного образования в конкретной дошкольной образовательной организации.
Задачи модуля:
- овладение теоретическими, научно-методическими и учебно-методическими основами проектирования и сценирова-ния образовательного процесса и образовательных программ, обеспечивающих развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей - образовательные области;
- освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;
- овладение стратегиями, технологиями, техниками проектирования и сценирования образовательной работы, необходимыми для личностного и социально-коммуникативного развития дошкольников;
- овладение формами и методами анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;
- овладение опытом самостоятельной работы, развития профессионального мышления и творческих способностей будущего воспитателя;
- формирование информационно-технологической готовности к проектированию и сценированию образовательной работы;
- формирование проектной культуры будущего воспитателя.
Планируемые результаты образовательного модуля определены и представлены в данной программе в логике «трудовая функция - компетенции для ее выполнения - образовательные результаты модуля, необходимые для формирования компетенций и трудовой функции». На «выходе» из магистратуры магистрант овладеет проектировочной компетентностью, необходимой для выполнения следующих трудовых функций.
1. Готов творчески использовать технологии проектирования и сценирования в образовательной работе с дошкольниками в различных видах деятельности: игровой, познавательной, художественно-творческой и в организации образовательной среды ДОО.
2. Способен использовать технологии проектирования при разработке программы развития образовательной организации.
3. Способен к применению интерактивных технологий в проектировании инновационного процесса в ДОО.
4. Умеет организовывать рефлексию (собственного и других специалистов) профессионального опыта использования технологий проектирования и сценирования в образовательной работе с дошкольниками.
5. Готов использовать ИКТ-технологии в проектировании и сценировании образовательной работы с детьми.
При успешном освоении программы у магистра будут также сформированы компетенции, необходимые для осуществления педагогической деятельности, а также научно-методической деятельности: разрабатывает и реализует образовательные программы и технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, опираясь на современные психолого-педагогические исследования (ПК-1), организует эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса в дошкольной организации, построенного на принципах социального партнерства и сотрудничества (ПК-2); использует методы научного исследования в решении профессиональных задач, связанных с образованием детей дошкольного возраста (ПК-3); разрабатывает социально-педагогические проекты, обеспечивающие развитие инновационных процессов в дошкольной организации (ПК-5); создаёт благоприятные условия развития детей (социально-коммуникативного, физического, речевого, познавательного, художественно-эстетического) в различных видах деятельности (ПК-6).
Образовательный процесс при изучении образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» имеет следующие особенности. Профессиональное образование магистров (воспитателей) организуется на основе практико-ориентированно-го подхода с тем, чтобы выпускник магистратуры обладал компетенциями и практическими навыками для проектирования и
сценирования развивающей образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Овладение компетенциями и практическими навыками происходит через реализацию деятельност-ного подхода в непосредственной практической деятельности по проектированию и сценированию образовательной работы в ДОО и в условиях сетевого взаимодействия участников образовательных отношений, что обеспечивается соотношением изучения теоретического материала и практической подготовкой как 30% к 70%.Личностный подход в образовательном процессе предполагает развитие личностных характеристик магистранта как современного человека, компетентного профессионала, отличающегося проектной культурой, активного и ответственного гражданина.
Природа образовательного процесса при изучении данного образовательного модуля отличается органичной взаимосвязью трудовых функций, образовательных результатов, заданий и видов деятельности по изучению модуля, способов оценивания результатов и достижений магистрантов. Взаимодействие в образовательном процессе строится как сотрудничество и реализует принципы вариативности и свободы выбора для магистранта: заданий, видов деятельности, форм отчетности, способов оценивания, возрастных групп детей, стажёрской площадки, сетевого взаимообмена научно-методическими ресурсами. Задачи практико-ориентированной обучающей деятельности магистранта решаются в пространстве сетевого взаимодействия, которое происходит на добровольной основе участников образовательного процесса и предполагает взаимообмен научно-методическими ресурсами. Магистранты-выступают в качестве тьюторов бакалавров (по направлению
Библиографический список
«Психолого-педагогическое образование») в организации их самостоятельной и творческой работы в процессе обучения по проектированию и сценированию образовательной работы с детьми, что происходит в сетевом взаимодействии «вуз - магистратура - бакалавриат - ДОО - другие образовательные и социокультурные организации».
Для достижения цели, задач и образовательных результатов, и воплощения выше названных особенностей образовательного процесса при изучении модуля применяются активные и интерактивные формы, методы, техники, технологии [10, с. 13-15], адекватные целям, задачам и ожидаемым результатам практико-ориентированного образовательного модуля: интерактивная работа в малых группах сменного состава, работа проблемных групп, создание и реализация проекта (индивидуальный или групповой проект), создание сценария, тренинги, дискуссия в различных формах, оргдеятельностная игра, деловая игра, турниры, внеаудиторные интерактивные занятия, кейс-метод, работа с интернет-ресурсами, работа с библиотечными ресурсами, мини-исследование, защита портфолио, практикум в учебно-лабораторных условиях, практикум в реальной образовательной среде ДОО, практикум на стажировочной площадке.
Таким образом, формирование проектной культуры магистра (воспитателя ДОО) происходит в процессе педагогического проектирования и сценирования при изучении образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» в условиях практико-ори-ентированной подготовки в сетевом взаимодействии, что согласуется с требованиями ФГОС и Профессионального стандарта «Педагог».
1. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1995.
2. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей школы: Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2013.
3. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: Диссертация .... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2008.
4. Веселова Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Омск. 2007.
5. Ческидова О.А. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.
7. Новичкова Н.М. Педагогическое целеполагание как современная научно-прикладная проблема. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1(44).
8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. Москва, 2005.
9. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: Предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Availaale at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
10. Никитина Н.Н. [и др.]. Технологии воспитания и обучения. Ульяновск, 2011.
References
1. Zair-Bek E.S. Teoreticheskie osnovy obucheniya pedagogicheskomu proektirovaniyu <http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy-obucheniya-pedagogicheskomu-proektirovaniyu>: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1995.
2. Vasil'eva V.D. Formirovanie proektnoj kul'tury inzhenera v usloviyah vysshej shkoly: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Ma-hachkala, 2013.
3. Filimonyuk L.A. Formirovanie proektnoj kul'tury pedagoga v processe professional'noj podgotovki: Dissertaciya .... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2008.
4. Veselova Yu.V. Stanovlenie proektnoj kul'tury studentov v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo kolledzha: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk. 2007.
5. Cheskidova O.A. Formirovanie proektnoj kul'tury uchaschihsya obscheobrazovatel'nyh shkol na zanyatiyah izobrazitel'nym iskusstvom: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.
6. Bespal'ko V.P Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989.
7. Novichkova N.M. Pedagogicheskoe celepolaganie kak sovremennaya nauchno-prikladnaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1(44).
8. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie. Moskva, 2005.
9. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: Predlozheniya k realizacii deyatel'nostnogo podhoda vpodgotovke pedagogicheskih kadrov. Availaale at: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
10. Nikitina N.N. [i dr.]. Tehnologii vospitaniya i obucheniya. Ul'yanovsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 14.12.14