Научная статья на тему 'Аттестация магистранта в процессе стажерской практики'

Аттестация магистранта в процессе стажерской практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ МАГИСТРАНТА / СТАЖЕРСКАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРАНТА / ЭТАПЫ СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО / A GRADUATE STUDENT'S PERFORMANCE REVIEW / INTERNSHIP / ACADEMIC SKILLS / PRACTICE ORIENTED EDUCATION OF GRADUATE STUDENTS / INTERNSHIP PHASES / PEDAGOGICAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна, Новичкова Надежда Михайловна

В статье поднимается проблема организации аттестации магистранта (воспитателя ДОО) в ходе стажерской практики как итоговой практики в его практико-ориентированной профессиональной подготовке при изучении образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками». Представлено авторское обоснование видов аттестации магистранта, их целей, содержания и форм как процесса установления практико-ориентированных образовательных результатов, достигнутых магистрантом в контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, профиль «Воспитатель» (магистратура) и Педагогического стандарта «Педагог», в рамках подготовки к реализации стандарта ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Анна Юрьевна, Новичкова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification of a Graduate Student during Trainee Practice

This paper discusses key issues of organizing performance review of a graduate student (early years teacher) during internship. Internship is seen as a final practical training within the educational module «Development and direction of early learning programmes for preschool children» as a part of practice oriented education. Different types of а performance review of a graduate student are proposed. Goals and content of a performance review are outlined in this paper. Performance review introduced in this paper is in compliance with the Federal State Education Standard of Higher Professional Education requirements for training programme 050400.68 «Psychology and pedagogical education, specialization «Early years teacher» (master's degree programme) and pedagogical standard «Teacher». The described performance review can be adapted to the Federal State Education Standard of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Аттестация магистранта в процессе стажерской практики»

УДК 008.009

А. Ю. Тихонова, Н. М. Новичкова

Аттестация магистранта в процессе стажерской практики

В статье поднимается проблема организации аттестации магистранта (воспитателя ДОО) в ходе стажерской практики как итоговой практики в его практико-ориентированной профессиональной подготовке при изучении образовательного модуля «Проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с дошкольниками». Представлено авторское обоснование видов аттестации магистранта, их целей, содержания и форм как процесса установления практико-ориентированных образовательных результатов, достигнутых магистрантом в контексте требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование, профиль «Воспитатель» (магистратура) и Педагогического стандарта «Педагог», в рамках подготовки к реализации стандарта ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

Ключевые слова: аттестация магистранта, стажерская практика, образовательные компетенции, практико-ориентированная подготовка магистранта, этапы стажерской практики, педагогическое портфолио.

A. Yu. Tikhonova, N. M. Novichkova

Certification of a Graduate Student during Trainee Practice

This paper discusses key issues of organizing performance review of a graduate student (early years teacher) during internship. Internship is seen as a final practical training within the educational module «Development and direction of early learning programmes for preschool children» as a part of practice oriented education. Different types of а performance review of a graduate student are proposed. Goals and content of a performance review are outlined in this paper. Performance review introduced in this paper is in compliance with the Federal State Education Standard of Higher Professional Education requirements for training programme 050400.68 «Psychology and pedagogical education, specialization «Early years teacher» (master's degree programme) and pedagogical standard «Teacher». The described performance review can be adapted to the Federal State Education Standard of Higher Education.

Keywords: a graduate student's performance review, internship, academic skills, practice oriented education of graduate students, internship phases, pedagogical competences.

Профессиональная педагогическая магистратура сегодня обеспечивает практико-ориентированную подготовку будущих магистров для педагогического образования, которая имеет специфические цель и задачи, практико-ориентированные образовательные результаты, обусловленные ими образовательные программы. Построение программы стажерской практики на практико-ориентированной основе обусловлено синтезом идей того качества, которое присуще обществу постиндустриальной эпохи (социокультурных, социально-исторических, педагогических, процессуально-технологических и прикладных), а также особенностями предстоящей деятельности магистра.

В качестве методологических и теоретических предпосылок для разработки программы стажер-ской практики в условиях практико-ориентированной магистратуры и определенных требований к аттестации обучающегося в ходе стажерской практики послужили, во-первых, ра-

боты по проблематике педагогической практики студентов. В исследованиях, связанных с педагогической практикой будущего педагога, представлены различные аспекты ее организации: общепедагогический, дидактический, методический, технологический; аксиологический, когнитивный, рефлексивый, акмеологический; инновационный, творческий и др. (С. О. Анемподи-стова, И. А. Ганичева, Т. А. Кожевникова, Л. С. Колодкина, Т. А. Михайлова, Н. М. Мкртчян, Н. В. Неводниченко, Н. М. Новичкова, И. В. Прошкина, Н. Г. Пряникова, А. Н. Саврасова, Е. Г. Саливон, Р. М. Султанова, З. М. Хутыз, Р. Р. Шахмарова, Г. Г. Эрнст, Т. М. Иванова, Т. Н. Томилова. И. Е. Емельянова, Д. И. Воронин, Н. В. Палеха, Т. А. Таскаева, О. А. Буданова, О. В. Баркунова, М. Р Курбонова, И. К. Прохорова, М. А. Силкова, Н. О. Яковлева и

др.).

Во-вторых, важными для данного исследования явились концептуальные идеи, которые объ-

© Тихонова А. Ю., Новичкова Н. М., 2017

ясняют необходимость инновационных подходов к профессиональной педагогической подготовке магистрантов в условиях выхода образования из кризиса в постиндустриальную эпоху развития общества. Согласно культурологической и социокультурной позициям, культуре постиндустриальной эпохи соответствует инновационная модель образования (В. Я. Ляудис и др.) или креативная модель образования (И. Е. Видт) с определенными отличительными характеристиками: целью, содержанием, способом, формами, в каждом из которых есть новые смысловые акценты, вызванные спецификой постиндустриальной эпохи. С этих позиций для организации практи-ко-ориентированной подготовки магистра важно обеспечить реализацию следующих идей:

— цель креативной модели образования - подготовка человека к жизни в быстро меняющихся социокультурных условиях, требующих способности к саморазвитию, творчеству и пр., обладающего автономно-гуманистическим типом сознания (И. Е. Видт, А. А. Марголис);

— содержанием образования сегодня выступает опыт саморазвития и самообразования, а не только педагогически адаптированный социальный опыт, подлежащий усвоению обучающимися в качестве основного в образовании (В. И. Андреев, И. Е. Видт);

— способом образования называют продуктивно-творческую со-деятельность всех, кто занят непосредственно в образовании и кто опосредованно влияет на его развитие (И. Е. Видт);

— формами креативной модели образования являются мастер-классы, творческие мастерские, проекты, дистанционное обучение и пр., которые способны дать обучающемуся интегративное, комплексное представление о мире (А. Моль, Е. И. Видт);

— полилогичный, поликультурный принцип образования, в частности, может обеспечиваться возможностями сетевого взаимодействия образовательных организаций друг с другом, а также с другими социокультурными учреждениями, организациями, сообществами (А. А. Марголис, Н. М. Новичкова, А. Ю. Тихонова и др.).

Программа стажерской практики в рамках образовательного модуля «Проектирование и сце-нирование развивающей образовательной работы с дошкольниками» разработана нами для профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое

образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов. Ста-жерская практика магистранта базируется на освоении дисциплин «Психотехнологии проектирования и сценирования развивающей работы с детьми», «Проектирование инновационного образовательного процесса в ДОО», «Проектирование игровой деятельности дошкольника»; практикумов «Проектирование и сценирование образовательной работы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста» и «Проектирование и сценирование образовательной работы по познавательному развитию дошкольников» и тесно связана с научно-исследовательской работой магистранта. Ста-жерская практика является итоговой в его профессиональной подготовке, нацеливает будущих магистров (воспитателей) на проектирование и сценирование развивающей образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста в условиях сетевого взаимодействия согласно требованиям ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта «Педагог».

Описание модели и особенностей организации стажерской практики представлено в предыдущих публикациях [5, 6, 7]. Предложенная нами программа стажерской практики магистрантов прошла апробацию и получила положительную оценку в Московском государственном психолого-педагогическом университете, в Челябинском государственном педагогическом университете.

Данная стажерская практика реализуется на стажировочной площадке, которую представляет конкретная дошкольная образовательная организация (ДОО), входящая в сетевое образовательное сообщество и участвующая в сетевом взаимодействии. Во время прохождения стажерской практики магистранты совершают трудовые действия, тренируют свои профессиональные умения в этих действиях, что происходит в системе, необходимой для обеспечения проектирования и сценирования в образовательном процессе дошкольной организации. Степень сформирован-ности трудовых действий стажера в процессе стажерской практики оценивает супервизор, он дает рекомендации по их выполнению с учетом индивидуальности и запросов магистранта. Научно-исследовательская работа является важной частью стажерской практики магистранта:

трудовые действия магистранта-стажера направлены на «нахождение» проблемы, ее формулировку, изучение и определение способов решения.

Аттестация магистранта и контроль за освоением образовательной программы стажерской практики организуются как текущая, промежуточная, итоговая. Цель аттестации состоит в установлении достигнутых магистрантом прак-тико-ориентированных образовательных результатов, в обеспечении корректировки этих результатов согласно целям и задачам данного образовательного модуля при текущей и промежуточной аттестации. Оценивание образовательных результатов осуществляется на основе личностного и деятельностного подходов. Этапы аттестации представляют собой академические периоды обучения магистрантов.

Текущая аттестация осуществляется на аналитическом этапе стажерской практики, целью которой является применение компетенций, сформированных в бакалавриате, и установление поэтапной сформированности предполагаемых образовательных результатов в виде компетенций, «работающих» на трудовые функции магистра (воспитателя). Выявляются: а) востребованные компетенции: владение знаниями о педагогическом проектировании и сценировании, о специфике образовательной работы в ДОО, об активных и интерактивных технологиях развивающей образовательной работы в ДОО и др.; б) сформированные компетенции как «работающие» на конкретные трудовые функции: ОК-1, ОК-3, ОПК-2, ОК-11.

Содержание и формы текущей аттестации ориентированы на активность магистранта, предоставляют ему возможность выбора темы и способа ее реализации (индивидуально или в малой группе):

1. Разработка аналитической справки по работе конкретного образовательного учреждения. Примеры предлагаемых тем аналитической справки: «Проектирование развивающей образовательной работы в дошкольной образовательной организации», «Сценирование учебных занятий с дошкольниками» и др.

2. Подготовка научно-методического проекта в форме мультимедийной презентации (на выбор: тема, форма презентации и способ ее подготовки - индивидуально или в малой группе). Отправные темы: «Педагогический проект как инновационный способ развития образовательной работы в ДОО», «Сценирование как педагогиче-

ская прогностическая техника в ДОО», «Педагогическое проектирование в отечественном и зарубежном опыте ДОО», «Сценирование в дошкольном образовании: отечественный и зарубежный опыт» и др.

Работа над аналитической справкой/проектом предусматривает взаимодействие с учеными и преподавателями вуза, с педагогами ДОО, с родителями дошкольников, с другими магистрантами, работу с интернет-ресурсами. Формой отчетности является аналитическая справка/проект по направлениям развития дошкольников или видам деятельности дошкольников. Способы оценивания: самооценка, взаимооценка, независимая оценка родителей, педагогов ДОО.

Промежуточная аттестация осуществляется на содержательно-процессуальном этапе стажерской практики. Цель: установление способности магистранта к системной и интегральной реализации имеющихся компетенций по педагогическому проектированию и сценированию, которые в системе «работают» на необходимые трудовые функции; формирование умений научно-исследовательской деятельности. Выявляются сформированные компетенции как работающие на обобщенные трудовые функции: ОК-7, ПК-22, ПКПП-5, ПКОД-2, ПКОД-4, ПКНИ-6.

Содержание и формы промежуточной аттестации (на выбор: тема и способ - индивидуально или в малой группе, форма - мультимедийная или устная презентация проекта):

1. Защита образовательного мини-проекта по направлениям развития дошкольников или видам деятельности дошкольников. Варианты тем мини-проекта: «Игровая деятельность дошкольников как культурная практика», «Проектирование познавательной деятельности дошкольников», «Творческая деятельность воспитателя по речевому развитию дошкольников» и др.

2. Защита образовательного сценария. Актуальные проблемы сценария: «Сценирование игровой деятельности дошкольников», «Сценирование досуговых событий в ДОО», «Сценирование художественно-эстетического развития дошкольников», «Сценирование социально-коммуникативного развития дошкольников с использованием психотехнологий», «Сценирование взаимодействия ДОО с семьей по оздоровительной работе в ДОО» и др.

Форма отчетности: проект/образовательный сценарий. Способы оценивания: взаимооценка, оценивание наблюдателей из числа других магистрантов и педагогов ДОО, родителей.

Итоговая аттестация осуществляется на рефлексивно-обобщающем этапе стажерской практики. Цель: установление сформированное™ у магистранта проектировочной компетентности, которая позволяет выполнять предусмотренные трудовые функции, и умений организовать рефлексию профессиональных действий, научно-исследовательской деятельности по проблемам образовательной работы ДОО. Выявляются сформированные компетенции как работающие на обобщенные трудовые функции: ПКНМ-8, а также ОК-7, ПК-22, ПКПП-5, ПКОД-2, ПКОД-4, ПКНИ-6.

Содержание и формы итоговой аттестации: основные продукты всех видов работ, выполненных магистрантом в ходе освоения дисциплин и практик модуля, публикация по материалам исследования с использованием технологии проектирования (аналитического, научно-теоретического, научно-методического характера).

Отчетная документация по стажерской практике:

— Аналитическая справка по работе конкретного образовательного учреждения.

— Научно-методический проект.

— Образовательные мини-проект и сценарий по направлениям развития дошкольников или видам деятельности дошкольников, анализ результативности внедрения.

— Рецензия на образовательную программу дошкольной образовательной организации.

— Статьи, тезисы, другие публикации научно-методического характера.

— Педагогическое портфолио.

Содержание портфолио магистрант определяет

самостоятельно при научно-методическом сопровождении и поддержке координатора стажерской практики, научного руководителя, супервизора. Портфолио магистранта создается в процессе изучения дисциплин модуля и в период стажерской практики, представляется преподавателю, являющемуся руководителем НИР по модулю. Защита портфолио предполагает подготовку и представление портфолио, ответы магистранта на вопросы к компонентам и элементам портфолио, обоснование проектных и сценарных образовательных продуктов. Цель защиты портфолио: установление у магистранта сформированной проектировочной компетентности в виде свободного владения и оперирования компетенциями, которые позволяют выполнять предусмотренные трудовые функции самостоятельно, творчески, в новых ситуациях образовательного пространства, в сетевом взаимодействии.

При выполнении портфолио магистранты показывают способность и готовность

— самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, обусловленные требованиями ФГОС, реализуя задачи по проектированию и сценирова-нию развивающей образовательной работы в ДОО в условиях сетевого взаимодействия;

— профессионально владеть проектировочной компетентностью как некой универсальной компетентностью в педагогической деятельности, которая может быть востребована в образовательном процессе для решения разнообразных педагогических задач;

— аргументированно излагать специальную информацию, научно обосновывая и предъявляя свою точку зрения, опираясь на полученные углубленные знания, практические навыки и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции.

При оценке результатов стажерской практики магистранта учитываются

— овладение ожидаемыми образовательными результатами практики;

— овладение компетенциями, необходимыми для выполнения трудовых функций магистра (воспитателя);

— полное выполнение программы практики;

— соответствие документации предъявляемым требованиям;

— своевременность сдачи отчетной документации;

— творческое отношение к практике (авторские элементы);

— защита отчетных документов как продуктов практики.

По результатам стажерской практики магистранту выставляется дифференцированная оценка по принятой четырехбалльной шкале оценки знаний, характеризующая качество освоения знаний, умений и навыков и суммирующая баллы по всем видам контроля. Программой стажерской практики предусмотрено описание фондов оценочных средств с балловыми значениями оценки выполнения каждого вида работ по аттестации.

Таким образом, стажерская практика магистрантов и аттестация по ее итогам основана на идеях, подходах, принципах, методах и формах, которые в модели современного высшего образования магистров (воспитателей) призваны обеспечить (или реализовать) важнейшие образовательные тенденции новейшего времени, такие как профессионализация, креатизация, информатиза-

ция образования; инновационность, проективность, креативность, социализированность, открытость, поликультурность, поливариативность, интерактивность.

Библиографический список

1. Видт, И. Е. Образование как феномен культуры. Монография [Текст] / И. Е. Видт. - Тюмень : Печатник, 2006. - 200 с.

2. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: уч. пос. для студентов вузов [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; под ред. И. А. Колесниковой. - М., 2005. - 284 с.

3. Марголис, А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] / А. А. Марголис. - Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml

4. Новичкова, Н. М. Педагогическая практика как пространство профессионально-личностного становления будущего педагога [Текст] / Н. М. Новичкова // Дело его жизни. - Чебоксары. - 2008. - С. 133-139.

5. Тихонова, А. Ю., Новичкова, Н. М. Организация стажерской практики магистрантов в условиях прак-тико-ориентированной и профессиональной подготовки [Текст] / А. Ю. Тихонова, Н. М. Новичкова // А. Ю. Тихонова, Н. М. Новичкова. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2015. - № 11. - С. 273-280.

6. Тихонова, А. Ю., Новичкова, Н. М. Формирование проектной культуры у магистров в условиях практико-ориентированной подготовки [Текст] / А. Ю. Тихонова, Н. М. Новичкова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. -2015. - № 1. - С. 16-20.

7. Тихонова, А. Ю., Новичкова, Н. М. Формирование проектировочных компетенций у магистров в условиях практико-ориентированной профессиональной подготовки [Текст] /

А. Ю. Тихонова, Н. М. Новичкова // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2015. - № 6 (55). - С. 49-52.

Bibliograficheskij spisok

1. Vidt, I. E. Obrazovanie kak fenomen kul'tury. Monografija [Tekst] / I. E. Vidt. - Tjumen' : Pechatnik, 2006. - 200 s.

2. Kolesnikova, I. A. Pedagogicheskoe proektiro-vanie: uch. pos. dlja studentov vuzov [Tekst] / I. A. Kolesnikova, M. P. Gorchakova-Sibirskaja ; pod red. I. A. Kolesnikovoj. - M., 2005. - 284 s.

3. Margolis, A. A. Trebovanija k modernizacii osnov-nyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s pro-fessional'nym standartom pedagoga: predlozhenija k real-izacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagog-icheskih kadrov [Jelektronnyj resurs] / A. A. Margolis. -Rezhim dostupa: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml

4. Novichkova, N. M. Pedagogicheskaja praktika kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo stanovlenija budushhego pedagoga [Tekst] / N. M. Novichkova // Delo ego zhizni. - Cheboksary. - 2008. - S. 133-139.

5. Tihonova, A. Ju., Novichkova, N. M. Organizacija stazherskoj praktiki magistrantov v uslovijah praktiko-orientirovannoj i professional'noj podgotovki [Tekst] / A. Ju. Tihonova, N. M. Novichkova // A. Ju. Tihonova, N. M. Novichkova. European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyh nauk). - 2015. - № 11. -S. 273-280.

6. Tihonova, A. Ju., Novichkova, N. M. Formirovanie proektnoj kul'tury u magistrov v uslovijah praktiko-orientirovannoj podgotovki [Tekst] / A. Ju. Tihonova, N. M. Novichkova // Mir nauki, kul'tury, obrazovanij a. -Gorno-Altajsk. - 2015. - № 1. - S. 16-20.

7. Tihonova, A. Ju., Novichkova, N. M. Formirovanie proektirovochnyh kompetencij u magistrov v uslovijah praktiko-orientirovannoj professional'noj podgotovki [Tekst] / A. Ju. Tihonova, N. M. Novichkova // Mir nauki, kul'tury, obrazovanij a. - Gorno-Altajsk. - 2015. - № 6 (55). - S. 49-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.