4. MokKaHo Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 No. 3/4, Fall/Winter 2007.pp. 433-454.
5. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Developing and Emerging Countries:
A Focus on Transnational Higher Education in Asia // Journal of Studies in International Education. Vol. 11 No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 421-432.
6. Sheregi F. E., Dmitriev N. M., Аrefev А. L. Nauchno-pedagogicheskij potentsial i eksport obra-zovatel'nykh uslug rossijskikh vuzov (sotsiologi-cheskij analiz). M., 2002.
7. Ennew Christine T. & Yang Fujia Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44.No. 1.Part I. pp. 21-36.
8. Haynoe R., Lin J. China's Private Universities: A Successful Case Study// International Higher Education. 2008. No. 51. pp. 6-8.
9. Ma V., Ven Dzh. Аkademicheskaya professiya v Kitae: novye realii // Budushcheye vysshego obrazovaniya i akademicheskoj professii. Strany Brik i SShА / pod red. F. Аl'tbakha. M., 2013. S. 163-199.
10. Salmi D. Sozdaniye universitetov mirovogo klassa. M., 2009.
11. Аl'1bakh F. Perspektivy stran BRIK: novye ob-razovatel'nye sverkhderzhavy? // Budushcheye vysshego obrazovaniya i akademicheskoj professii. Strany Brik i SSM. M., 2013. S. 9-42.
12. Аrefev А.L. Rossijskiye studenty v kitajs-kikh vuzakh // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2009. №5. S. 118-126.
13. Xiaohao D., Changjun Y., Yuze S. The Influence of China's Entry into the WTO on its Education System // European Journal of Education. 2009. Vol. 44. No. 1. Part 1. pp. 9-19.
14. Belov A V., Zolotov А. V. Ekonomicheskiye aspekty deyatel'nosti universitetov v Yaponii // Voprosy obrazovaniya. 2014. № 3. S. 30-53.
15. Aoki Kumiko Japanese Higher Education Institutions in the 21st Century The Challenge of Globalization and Internationalization // http://www.international.ac.uk/resources/Japanese%2 0Higher%20Education%20Institutions%20in%20the %2021 st%20Century.pdf
16. Tsuruta Y. Transnational higher education in Japan // RIHE International Publication Series. Transnational Higher Education in Asia and the Pacific Region. 2006. Vol. 10. рp. 59-89.
CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRIES OF ASIA
Prokhorov Andrey Vasilyevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: proh_and@rambler.ru
This article contains current trends of development of the higher education in the countries of Asia which in many respects globalization and internationalization defined. The author actively considered the western experience, paid the attention to questions of quality, extent of internationalization of educational process. At the same time the inequality between leading higher education institutions and other higher education institutions is obvious.
Key words: university, higher education, internationalization, globalization, transnational education
УДК 378.159.9
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Алисов Евгений Анатольевич
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия, e-mail: evgenii.alisov@mail.ru
В статье обобщается опыт моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия, накопленный в Московском городском педагогическом университете. Характеризуются концептуальные аспекты моделирования практики магистрантов на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».
Модуль соответствует задачам разработки и апробации программ педагогической магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях; усиления связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога, сформулированным в Концепции поддержки развития педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, магистратура, сетевое взаимодействие, практика, модель
Многочисленные опросы преподавателей, а также отзывы выпускников педагогических программ свидетельствуют о недостаточной практической подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности [1; 2]. «Отсутствие решения этой проблемы ставит под сомнение вопрос о выполнении кадровых требований к реализации ООП общего образования и превращает программы подготовки педагогов из профессиональных, т. е. готовящих к профессиональной деятельности, в программы продолженного общего образования, не ориентированные на подготовку к профессии» [3]. Парадигма компетентностного подхода к образованию актуализирует необходимость подготовки нового учителя, представляющего собой активную личность, способную самостоятельно определять и реализовы-вать цели, выходящие за пределы стандартных требований.
Условия эффективности реализации современного высшего педагогического образования сопоставимы с основными тенденциями функционирования мирового образовательного процесса, но имеют свою выраженную специфику, ввиду принципиальных особенностей профессиональной деятельности педагога. Одним из таких условий выступает сетевое взаимодействие высшей школы с другими общественными институтами и структурами [4; 5].
Принцип сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, предполагает углубленную профессионально-ориентированную практику студентов; он выступил ведущим в контексте апробации экспериментальных модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры, осуществляемой в Московском городском педагогическом университете. Остановимся подробнее на концептуальных аспектах моделирования углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в рамках модуля «Проек-
тирование образовательной деятельности в основной школе».
Актуальность углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в рамках модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» обуславливается необходимостью повышения уровня практической подготовки магистрантов в области проектирования образовательной деятельности в основной школе, связанной с:
1) усилением глобальной конкуренции, основанной на востребованности образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладают конструктивностью и динамизмом, а также чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое и культурное процветание;
2) резким повышением роли инновационных процессов в образовании, акцентирующих необходимость развития у магистрантов практических умений инновационного проектирования образовательной деятельности в современных условиях, готовности к выполнению профессиональных обязанностей в области инновационной педагогической деятельности;
3) возрастанием значения подготовки будущих магистров к организации и внедрению проектных видов и форм деятельности школ и субъектов образовательного пространства, нормативно-правовому обеспечению развития системы на основе согласования целей личности (обучающихся, педагогов, родителей) с целями общественного развития.
Цели профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия:
- приобретение опыта проектировочной деятельности, необходимого для проектирования образовательной деятельности в основной школе;
овладение основными проектировоч-
ными умениями педагогической деятельности учителя основного общего образования и формирование профессиональных черт личности учителя;
выработка навыков самостоятельного проектирования учебных занятий по предмету;
овладение умениями практического применения знаний в области формирования универсальных учебных действий в основной школе;
овладение навыками самостоятельного выявления универсальных учебных действий в содержании предметных линий;
- овладение умениями практического применения знаний в области методики проектирования образовательных систем;
- овладение навыками самостоятельного осуществления проектировочной деятельности в образовательной организации;
- овладение умениями практического применения знаний в области формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
- накопление потенциала педагогических технологий создания полноценных условий для психологически комфортного, безопасного сотрудничества субъектов образовательной среды;
формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранного профиля подготовки, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам;
- формирование готовности к осуществлению социально-педагогической поддержки подростков.
Задачи профессионально-ориентированной практики студентов в условиях сетевого взаимодействия:
- применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов педагогического проектирования;
овладение основными видами и формами проектировочной деятельности, профессиональными умениями и навыками, формирование профессионально-личностных качеств педагога;
изучение передового педагогического опыта в области педагогического проектирования;
развитие и воспитание устойчивого интереса к педагогическому проектированию;
выработка творческого, исследовательского подхода к педагогическому проектированию;
формирование основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля проектировочной деятельности, соответствующей особенностям и профессиональной деятельности;
развитие способностей решать прикладные задачи формирования универсальных учебных действий с использованием современных технологий;
- практическое знакомство с современными методами формирования универсальных учебных действий в основной школе;
- развитие способностей решать прикладные задачи формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды с использованием современных технологий;
практическое знакомство с современными методами формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды;
применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов организации социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста;
изучение передового педагогического опыта в области организации социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста.
Углубленная профессионально-ориентированная практика магистрантов в условиях сетевого взаимодействия проводится в три этапа.
Первый этап - учебная концентрированная практика (ориентировочный блок): проводится до изучения практико-ориентированной части теоретического обучения дисциплинам модуля.
Второй этап - педагогическая рассредоточенная практика (формирующий и корректирующий блоки): проводится одновременно с изучением практико-ориентированной части теоретического обучения.
Третий этап - производственная концентрированная практика (функциональный блок): проводится на завершающем этапе изучения дисциплин модуля.
В зависимости от этапа практики магистрант на базе образовательной организации -стажировочной площадке - осуществляет дей-
ствия (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, разрабатывает учебно-методические и дидактические материалы, участвует в учебно-воспитательном процессе, проводит занятия и др.), необходимые для выполнения заданий, разработанных для модуля по каждой из образовательных дисциплин.
По результатам каждого из этапов практик, а также по ее итогам оформляется отчет о результатах работы.
Содержание углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия подразумевает осуществление ими следующих видов деятельности:
характеристику образовательной организации;
изучение основных направлений деятельности образовательной организации;
- выявление специфики проектировочной деятельности учителя основного общего образования в образовательной организации;
- изучение методической основы педагогического проектирования образовательного процесса в образовательной организации;
- изучение технологической основы педагогического проектирования образовательного процесса в образовательной организации;
- оценку перспектив и потенциала реализации педагогических проектов в образовательной организации;
- проектирование системы обучающей деятельности учителя основного общего образования;
проектирование системы воспитательной деятельности учителя основного общего образования;
проектирование системы развивающей деятельности учителя основного общего образования.
Критериями отбора общеобразовательных организаций сетевого взаимодействия в рамках модуля выступают:
- обладание школой образцами тех трудовых действий, которые необходимо будет сформировать у будущего магистра в рамках решения профессиональных задач или долгосрочной учебно-производственной практики;
- наличие необходимой материально-технической базы;
- укомплектованность кадрами с высоким уровнем профессиональной квалифи-
кации;
наличие квалифицированных специалистов, готовых к организации и сопровождению дистанционного обучения;
- высокий уровень мотивации руководящих и педагогических работников к обеспечению эффективности проектирования образовательного процесса, решению современных образовательно-развивающих задач;
- наличие опыта успешного проектирования образовательной деятельности в основной школе.
Необходимыми условиями организации сетевого взаимодействия являются:
наличие нормативно-правовой базы регулирования правоотношений участников сети;
- договорные формы правоотношений между участниками сети;
- экономическая эффективность сетевого взаимодействия;
общее информационное пространство, интернет-сайты субъектов сетевого взаимодействия, позволяющие: предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети, иметь информацию о деятельности других участников сети;
- управление организацией сетевого взаимодействия.
Правовой основой сетевого взаимодействия выступают договоры гражданско-правового характера между участниками сети. При заключении договоров образовательные организации становятся участниками гражданских правоотношений, которые регулируются Гражданским Кодексом РФ.
Организация сетевого взаимодействия с общеобразовательной организацией строится на принципах школьно-университетского партнерства. Формой реализации сетевого взаимодействия в процессе освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» выступают стажи-ровочные площадки, организуемые на базах образовательных организаций (школ), отвечающих вышеприведенным критериям отбора общеобразовательных организаций сетевого взаимодействия в рамках модуля и необходимым условиям организации сетевого взаимодействия.
Основная цель стажировочной площадки освоения модуля «Проектирование образова-
тельной деятельности в основной школе» -создание магистрантами (стажерами) проекта инновационной образовательной среды, предоставляющей обучающимся возможность проявлять личностную активность, побуждающей их инициативу, помогающей становлению их учебной самостоятельности. Достижение основной цели стажировочной площадки подразумевает инициативную разработку магистрантами (командой проектировщиков) пакета предложений конкретных аспектов модернизации, оптимизации отдельных направлений образовательной деятельности организации за счет реализации педагогически обоснованных (на основании всестороннего качественного анализа особенностей образовательной деятельности в основной школе) качественных инновационных преобразований.
Работа стажировочных площадок освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» организуется в соответствии с принципами сетевого взаимодействия, что позволяет:
- выявить проблемы и затруднения магистрантов, возникающие в ходе практики взаимодействия с субъектами реально функционирующего образовательного процесса в основной школе;
- обеспечить становление адекватной профессиональной позиции магистранта (не позиции «потребителя» готового организационно-методического продукта, а позиции его активного, творческого проектировщика);
активизировать коммуникации, обмен опытом, мнениями, знаниями магистрантов и представителей профессионального педагогического сообщества.
Для координации деятельности стажиро-вочной площадки освоения модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» создается Совет стажировочной площадки. Для оказания помощи в организации работы назначается научный консультант, из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров (кандидатов или докторов педагогических наук). Научный консультант обеспечивает информационные условия для тиражирования опыта, посредством сетевого взаимодействия стажировочной площадки, базовых, опорных организаций и широкой практики проектирования образовательной деятельности в основной школе.
Сотрудники стажировочной площадки:
- организуют занятия по конкретным темам образовательной программы;
- участвуют в мониторинге результатов деятельности стажировочной площадки;
- осуществляют тьюторское сопровождение магистрантов [6; 7] (стажеров).
Стажировочная площадка обеспечивает презентацию собственного инновационного опыта путем организации различных форм социально-педагогического взаимодействия (конференции и видеоконференции, «круглые столы», семинары-практикумы, мастер-классы, консультирование, творческие мастерские и другие мероприятия).
По результатам работы стажировочной площадки проводится мониторинг. Мониторинг результатов реализации мероприятий стажировочной площадки организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов.
Технология учета сформированности, в ходе реализации сетевого взаимодействия, компетенций будущих магистров в электронном портфолио предполагает соблюдение принципов использования портфолио развития [8]. Портфолио развития содержит различные работы обучающегося по определенной дисциплине, группе схожих дисциплин или все работы за определенный период, позволяет проследить динамику развития обучающегося, процесс формирования компетенций.
Портфолио должно включать все материалы, которые иллюстрируют достижения магистранта при изучении дисциплин модуля (как положительные, так и отрицательные). Это могут быть не только отчеты о проектах и решениях ситуационных задач, но и результаты письменных работ, черновики, т. е. вся информация, которая позволит охарактеризовать обучающегося и оценить уровень сформиро-ванности компетенций в сфере проектирования образовательного процесса в основной школе. Портфолио должно отражать все этапы обучения дисциплинам модуля, позволять контролировать процесс обучения, определять, насколько обучающийся владеет специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, характеризовать его личностные качества и отношение к работе, тем самым позволяя оце-
нить сформированность как когнитивной, так и личностной составляющих компетенций.
Организация теоретического обобщения итогов практической части изучаемого, в процессе сетевого взаимодействия, модуля предполагает задействование методов объяснения, сопоставления, формулировку выводов в соответствии с конкретными полученными заданиями по проектированию образовательной деятельности в основной школе.
Квалификационными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются: наличие высшего образования по профилю;
наличие практического опыта деятельности (не менее 5 лет);
повышение квалификации (за последние 3 года);
наличие опыта подготовки участников олимпиад, конкурсов и т.д.;
наличие опыта подготовки и организации олимпиад, конкурсов и т. д.;
- публикации за последние 3 года (по проблеме изучения).
Функциональными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются: разработка и согласование с координатором практики от университета учебно-методической документации (программа практики с указанием задач профессионального модуля и соотносимых с ними профессиональных компетенций и трудовых действий, содержание и планируемые результаты практики; формы оформления заданий по практике; контрольно-измерительные материалы по оценке сформиро-ванности профессиональных компетенций и трудовых действий и т. д.);
знакомство практикантов с образовательной организацией;
- проведение инструктажа по охране труда и контроль за соблюдением правил техники безопасности и правил внутреннего распорядка, установленных в организации;
- составление совместно с обучающимся и координатором практики от университета индивидуального плана с поэтапным формированием профессиональных трудовых действий («смотрю - повторяю - делаю»);
- демонстрация профессиональных трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и
содержанием модуля;
- обеспечение необходимых условий для формирования профессиональных компетенций и отработки профессиональных трудовых действий;
регулярное консультирование практикантов по вопросам выполнения трудовых действий, предусмотренных программой практики и содержанием модуля;
- анализ и оценивание уровня сформированности трудового действия и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля;
составление письменного отзыва о результатах практической подготовки обучающегося к выполнению профессиональ-ных трудовых действий и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля с качественной и количественной оценкой;
внесение предложений по совершенствованию организации и содержания практической подготовки обучающихся.
Модель углубленной профессионально-ориентированной практики студентов в рамках модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» предполагает:
- соответствие требованиям ФГОС ВО [9] (ФГОС ВО 3+) и Профессионального стандарта [10; 11];
встроенный характер долгосрочной практической стажировки;
усиление связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами.
В целом, разработанная модель претендует на:
интеграцию результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта по схеме: функция - действие - компетенция (знание, умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат;
- вариативность содержания;
- полноценную реализацию принципов сетевого взаимодействия.
Внедрение модели углубленной профессионально-ориентированной практики создает предпосылки для формирования непрерывно развивающей среды практики и позволяет це-
ленаправленно разрабатывать и корректировать процесс индивидуального личностно-профессионального становления магистра, соответствующий современным вызовам, запросам и требованиям развития основного общего образования.
Литература
1. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV / под ред. В. С. Собкина. М., 2010.
2. Шаршов И. А., Макарова Л. Н. Технология развития метакомпетенций аспирантов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2013. № 9 (125). С. 102-110.
3. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41-57.
4. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.
5. Алисов Е. А. Современные ориентиры повышения эффективности реализации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Смоленск, 2014. Т. 2. С. 184-187.
6. Рябинина Н. П. Технологии индивидуализации тьюторского сопровождения в педагогическом вузе. URL: http://www.rusnauka.com-/33_DWS_2013/Pedagogica/2_150019.doc.htm
7. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. Тверь, 2012.
8. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутчен-ков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 201-238.
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»: приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35 URL: http://umd.udsu.ru/FGOS_ VPO/FGOS_fail/080500.htm
10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ min trud-/orders/129
11. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. 1.10.2012. URL: http://portal21.ru/news/update_-russia.php?ELEMENT_ID=5367
References
1. Sotsiologiya obrazovaniya. Trudy po sotsi-ologii obrazovaniya. T. XIV. Vyp. XXIV / pod red. V. S. Sobkina. M., 2010.
2. Sharshov I. А., Makarova L. N. Tekhnolo-giya razvitiya metakompetentsij // Vestnik Tambovs-kogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. Tambov. 2013. № 9 (125). S. 102-110.
3. Margolis А. А. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovaniye. 2014. T. 19. № 3. S. 41-57.
4. Margolis А. А. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedago-ga: predlozheniya k realizatsii deyatel'no-stnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 2014. T.19. № 3. S. 105-126.
5. Alisov E. А. Sovremennye orientiry povyshe-niya effektivnosti realizatsii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskoye obrazovaniye: vy-zovy XXI veka. Smolensk, 2014. T. 2. S. 184-187.
6. Ryabinina N. P. Tekhnologii individualizatsii t'yutorskogo soprovozhdeniya v pedagogicheskom vuze. URL: http://www.rusnauka.com/33_ DWS_ 2013/Pedagogica/2_150019.doc.htm (data obra-shheniya 10.03.2015).
7. Kovaleva T. M., Kobyshcha E. I., Popova (Smolik) S. Yu., Terov A. A., Cheredilina M. Yu. Pro-fessiya «tyutor».M. Tver', 2012.
8. Novikova T. G., Pinskaya M. A., Prutchen-kov A. S., Fedotova E. E. Portfolio v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike [Portfolio in foreign educational practice] // Voprosy obrazovaniya. 2004. №3. S. 201-238.
9. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstviye feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego profess-sional'nogo obrazovaniya po napravle-niyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoye obrazovaniye (kvalifikatsiya (stepen') «magistr»): prikaz Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya 2010 g. № 35. URL: http://umd.udsu.ru/FGOS_VPO/ FGOS_fail/080500.htm (data obrashheniya 14.03.2015).
10. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, sredne-go obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ min-trud/orders/129 (data obrashheniya 14.03.2015).
11. Yamburg E. A. Zachem nuzhen professional'nyj standart uchitelya? // Novaya gazeta.
1.10.2012. URL: http://portal21.ru/ news/update_ niya 14.03.2015). russia.php?ELEMENT_ID=5367 (data obrashche-
THE PROFESSIONAL FOCUSED PRACTICE OF UNDERGRADUATES IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION
Alisov Evgeny Anatolyevich
Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia e-mail: evgenii.alisov@mail.ru
In article the author generalized the experience of modeling of the profound professional focused practice of undergraduates of the direction of preparation «Pedagogical education» in the conditions of network interaction saved up at the Moscow city teacher training university and characterized Conceptual aspects of modeling of practice of undergraduates on the example of the educational module «Design of Educational Activity at the Main School». The module corresponds to problems of development and approbation of programs of a pedagogical magistracy with the built-in long-term practical training in the educational organizations; strengthening of communication of all components of the content of preparation (subject, psychology and pedagogical, information and technical) with practical professional tasks of the teacher, formulated in the Concept of support of development of pedagogical education.
Key words: pedagogical education, magistracy, network interaction, practice, model
УДК 159.992.7
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Мещеряков Дмитрий Викторович
Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, г. Воронеж, Россия, е-тай: mechericov@mail.ru
В статье обоснована необходимость разработки диагностического инструментария для оценки уровней сформированности личностно-профессиональной компетентности курсантов военного вуза. Выделены группы компетенций, подлежащие оцениванию: социально-личностные, командные (управленческие), профессионально-специализированные, военно-специальные. Подробно раскрыты методики, используемые в измерительном комплексе. Проанализированы достоинства рейтинговой системы оценки, рассмотрены требования, предъявляемые к экспертам.
Ключевые слова: личностно-профессиональная компетентность, компетенции, военный вуз, курсант, измерительный комплекс, педагогическая диагностика, рейтинг, экспертная группа
Для организации образовательного процесса в военном вузе, ориентированного на формирование компетенций курсантов, преподаватель, оказывая им педагогическую поддержку в преодолении трудностей, должен обладать информацией о мотивах и интересах курсантов, предлагать такие задания, которые мотивируют и направляют их на решение возникающих проблем, контролировать реакции обучающихся и оказывать им при необходимости помощь. Изучение курсанта должно предусматривать, как отмечает В. А. Бодров, «оценку достаточно устойчивых, сложившихся и необ-
ходимых для осуществления деятельности, качеств личности ... и учет возможного преобразования этих качеств в динамике профессионального обучения, а также в связи с изменениями требований деятельности» [1].
Обучение в воинском коллективе связано с четко распределенными функциями курсантов. В процессе обучения у них формируются компетенции, необходимые для эффективного выполнения различного рода военно-профессиональных задач. Поэтому формируемые компетенции должны быть достоверно измерены. Без оценки сформиро-