УДК 378
DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-44-52
Татьяна Евгеньевна Пахомова,
аспирант,
Читинский педагогический колледж (672038, Россия, г. Чита, ул. Красной Звезды, 51а),
e-mail: [email protected]
Формирование ИКТ-компетентности у будущих педагогов при изучении
междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в дошкольной
образовательной организации»
В статье обсуждается проблема формирования ИКТ-компетентности у будущих воспитателей детей дошкольного возраста и способов проверки её сформированности. Обосновывается, что при формировании ИКТ-компетентности следует учитывать компетенции, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в Профессиональном стандарте педагога дошкольного образования (воспитателя), рекомендуемые работодателями (заведующими дошкольными образовательными организациями). Формируется гипотеза исследования, в связи с чем обосновывается введение в образовательный процесс педагогического колледжа междисциплинарного курса, в рамках которого осуществляется формирование ИКТ-компетентности у обучающихся при помощи разработки и использования специальных дидактических средств, организуется работа обучающихся в педагогическом кластере по применению ИКТ в образовании. Представлена структура междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в дошкольной образовательной организации» для специальности «Дошкольное образование». Более подробно рассматривается раздел «Практикум по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников», основу разработанных автором лабораторно-практических работ которого составляют учебно-методические и компетентностно ориентированные задания. Представлены примеры учебно-методических заданий трёх уровней (базовый (Б), повышенный (П), углублённый (У)). Описан проект в рамках педагогического кластера, организованного на базе Читинского педагогического колледжа, цель которого заключалась в создании условий для повышения эффективности и качества обучения, развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации. Проект по взаимодействию студентов специальности «Дошкольное образование», преподавателей педагогического колледжа, педагогов дошкольной образовательной организации г Чита и детей создан для проверки сформированности ИКТ-компетентности у обучающихся. Представлены результаты опроса обучающихся и беседы с педагогами дошкольной образовательной организации, касающиеся взаимодействия в педагогическом кластере и оценки его результативности.
Ключевые слова: междисциплинарный курс, ИКТ-компетентность, учебно-методическое задание, педагогический кластер
Tatiana E. Pakhomova,
Postgraduate Student, Chita Pedagogical College (51a Krasnoy Zvezdi st., Chita, 672038, Russia), e-mail: [email protected]
Formation of the Future Teachers' Professional IT-Competence in the Study of the Interdisciplinary Course "Theory and Methods of IT Use in Preschool Educational Institution"
The article discusses the problem of the formation of IT-competence of future teachers of preschool children and methods of formation of its audit. It is proved that the formation of IT-competence to consider the competences represented in the federal state educational standard of secondary vocational education, professional standard of teacher preschool education, competences recommended by the employers (heads of preschool educational organizations). The hypothesis of research is formed, and therefore the introduction of interdisciplinary pedagogical college course in the educational process is justified, in which the formation of the IT-competence of students is through the development and use of special means of teaching, the students' work is organized in the pedagogical cluster on the application of IT in education. The article presents the structure of the interdisciplinary course "Theory and methods of use of IT in preschool educational institution" for the specialty "Preschool education". The section "Workshop on electronic gaming educational resources for preschool children" is considered in more detail, its foundation is laboratory works which make up the training-methodical and competence-oriented tasks. The table with examples of training-methodical tasks of three levels (basic, elevated, advanced) is presented. The article describes the implemented project within the teaching cluster organized on the basis of Chita Pedagogical College, the purpose of which was to create conditions for improving the efficiency and quality of training, development and education of children in preschool educational institution. The project of the interaction of the students of specialty "Preschool education", college teachers, teachers of preschool educational organizations of Chita and children is designed to
44
© Пахомова Т. Е, 2016
test the formation of IT-competence among students. The results of a survey of students and interviews with teachers of preschool educational organizations are presented, they concern the interaction in pedagogical cluster and assessment of its effectiveness.
Keywords: interdisciplinary course, IT-competence, training-methodical task, pedagogical cluster
Вводная часть. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО), ключевым критерием подготовки будущего специалиста является формирование общих и профессиональных компетенций [12]. В рамках государственного стандарта от выпускников специальности «Дошкольное образование» требуется овладение такими общими и профессиональными компетенциями, как:
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК-5);
- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий (ОК-9);
- создавать в группе предметно-развивающую среду (ПК-5.2).
Как показал анализ результатов проведённого нами анкетирования работодателей (заведующих ряда дошкольных образовательных организаций г. Читы), современному работодателю необходимо, чтобы воспитатель дошкольной образовательной организации владел умением организовывать занятия с детьми дошкольного возраста с применением информационно-коммуникационных технологий, осуществлять различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста с использованием современных технологий, анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности с использованием автоматизированной вычислительной техники, разрабатывать и оформлять методические и дидактические материалы с использованием персонального компьютера.
Предложенные работодателями профессиональные компетенции (ПКР) согласуются с компетенциями, представленными в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [11]. Данные компетенции отражают специфику работы педагога дошкольного уровня образования, согласно которому воспитатель должен «владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста» [11]. Таким образом, целями данного исследования являются:
1) разработка и включение в вариативную часть образовательной программы специально-
сти «Дошкольное образование» междисциплинарной дисциплины, содержание и реализация которой направлены на формирование ИКТ-компетентности;
2) создание контрольных оценочных средств (КОС) сформированности ИКТ-компе-тентности у обучающихся в рамках данной дисциплины.
Данные о методологии и методике исследования. Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование ИКТ-компе-тентности у будущих воспитателей будет обеспечено, если:
1) разработать и ввести в образовательный процесс междисциплинарный курс;
2) разработать специальные дидактические средства, направленные на формирование ИКТ-компетенций у обучающихся в рамках данного курса; 3) организовать работу студентов в педагогическом кластере по применению ИКТ в дошкольной образовательной организации.
Для проверки гипотезы и достижения поставленных целей исследования использовались следующие подходы и методы исследования: компетентностный, кластерный подходы; анкетирование; беседа.
Результаты исследования. В ходе данного исследования нами разработан междисциплинарный курс «Теория и методика использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации» (вариативная часть ФГОС СПО, специальность «Дошкольное образование»), реализуемый в Читинском педагогическом колледже. Целью данного курса является подготовка студентов как будущих воспитателей к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Структурно основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности «Дошкольное образование» содержит профессиональные модули (ПМ), которые, в свою очередь, состоят из междисциплинарных курсов (МДК), разрабатываемых образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. В рамках профессиональных модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности.
Междисциплинарный курс «Теория и методика использования ИКТ в ДОО» является частью профессионального модуля ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» [9].
При освоении содержания ПМ 03 у будущих воспитателей должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):
- определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста (ПК-1);
- проводить занятия с детьми дошкольного возраста (ПК-2);
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников (ПК-3);
- анализировать занятия (ПК-4);
- вести документацию, обеспечивающую организацию занятий (ПК-5).
Кроме того, в рамках междисциплинарного курса у обучающихся должны быть сформированы профессиональные компетенции, рекомендованные работодателями, представленные ранее в статье.
Междисциплинарный характер курса обеспечивается его связью с естественнонаучными и общепрофессиональными дисциплинами, та-
кими как: ЕН.01 - «Математика»; ЕН.02 - «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»; ОП.01 - «Педагогика»; ОП.02 - «Психология»; ОП.05 - «Теоретические основы дошкольного образования», а также междисциплинарными курсами других профессиональных модулей: МДК 02.01 - «Теоретические и методические основы игровой деятельности»; МДК 05.01 - «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста».
Междисциплинарный курс рассчитан на 2 года обучения (329 ч, III и IV курсы) и содержит четыре раздела:
1. Информационные процессы и системы.
2. Информационные и коммуникационные технологии.
3. Практикум по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников.
4. Методика организации деятельности дошкольников при работе с компьютером в дошкольной образовательной организации.
Рассмотрим содержание разделов МДК 03.05 «Теория и методика использования ИКТ в ДОО» (табл. 1).
Таблица 1
Содержание разделов МДК 03.05 «Теория и методика использования ИКТ в ДОО»
№ п/п Название раздела Темы раздела Цели изучения раздела
1 Информационные процессы и системы 1.1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 1.2. Основы компьютерной графики. 1.3. Офисные технологии и информационные системы. 1.4. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей. 1.5. Основы сайтостроения Обобщить и сформировать у обучающихся целостное представление о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации. Научить обрабатывать и использовать различные виды информации. Привить студентам навыки сознательного и рационального использования персонального компьютера в учебной и профессиональной деятельности
2 Информационные и коммуникационные технологии 2.1. Современные информационные технологии. 2.2. Гипертекстовые информационные технологии. 2.3. Мультимедийные информационные технологии. 2.4. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. 2.5. Коммуникационные технологии. 2.6. Автоматизированные информационные системы Познакомить и научить обучающихся работать с программами различного назначения, относящимися к разным уровням программного обеспечения. Показать место и назначение информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного специалиста, методы и приёмы их использования для решения учебных, профессиональных и творческих задач
3 Практикум по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников 3.1. Электронные образовательные ресурсы для дошкольников на современном этапе. 3.2. Проектирование и разработка обучающих и развивающих электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дошкольников. 3.3. Проектирование и разработка компьютерных игр для дошкольников. 3.4. Разработка методических рекомендаций по использованию компьютерных игр для дошкольников Сформировать у студентов целостное представление о компьютерных играх и программах различного назначения, относящихся к разным уровням программного обеспечения. Научить будущих воспитателей работать с компьютерными играми и программами различного назначения, относящихся к разным уровням программного обеспечения. Изучить методы и приёмы использования игровых компьютерных программ для развития детей дошкольного возраста
4 Методика организации деятельности дошкольников при работе с компьютером в дошкольной образовательной организации 4.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе дошкольников. 4.2. Психолого-педагогические основы использования компьютера в развитии дошкольников. 4.3. Методические основы обучения дошкольников работе на компьютере. 4.4. Основы компьютерной грамотности для дошкольников. 4.5. Моделирование профессиональной деятельности педагога при организации работы дошкольников с компьютером Сформировать у обучающихся целостное представление о принципах и методах использования информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе дошкольной образовательной организации
Логическим завершением изучения МДК является производственная практика, цель которой заключается в разработке и реализации будущими воспитателями занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях г. Читы.
Подробно рассмотрим раздел «Практикум по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников». Раздел содержит следующие 4 темы:
1. Электронные образовательные ресурсы для дошкольников на современном этапе.
2. Проектирование и разработка обучающих и развивающих электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дошкольников.
3. Проектирование и разработка компьютерных игр для дошкольников.
4. Разработка методических рекомендаций по использованию компьютерных игр для дошкольников.
Раздел-практикум рассчитан на 78 ч практических занятий, кроме того, 40 ч отводится на самостоятельную работу обучающихся. В разделе содержится 16 лабораторно-практических работ. В табл. 2 приведены наименования лабо-раторно-практических работ.
Таблица 2
Наименования лабораторно-практических работ раздела «Практикум по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников»
Наименование тем раздела Наименование лабораторно-практических работ
1. Электронные образовательные ресурсы для дошкольников на современном этапе 1. Обзор видов современных электронных образовательных ресурсов для дошкольников, их анализ. Классификация компьютерных игровых программ для дошкольников
2. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие
3. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: познавательное развитие
4. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: речевое развитие
5. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: художественно-эстетическое развитие
6. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: физическое развитие
7. Анализ компьютерных игр и программ для дошкольников различных возрастных групп
Окончание табл. 2
Наименование тем раздела Наименование лабораторно-практических работ
2. Проектирование и разработка обучающих и развивающих электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для дошкольников 1. Изучение и анализ требований к ЭОР для дошкольников
2. Обзор программных средств для конструирования ЭОР для дошкольников, их анализ
3. Конструирование ЭОР для дошкольников по различным образовательным областям (индивидуальные проекты)
3. Проектирование и разработка компьютерных игр для дошкольников 1. Обзор программных средств конструирования компьютерных игр для дошкольников, их анализ
2. Обзор технических средств конструирования компьютерных игр для дошкольников, их анализ
3. Конструирование компьютерных игр для дошкольников по различным образовательным областям (индивидуальные проекты)
4. Разработка методических рекомендаций по использованию компьютерных игр для дошкольников 1. Обзор характеристик компьютерных игр для дошкольников по различным образовательным областям, их анализ
2. Обзор методических рекомендаций к компьютерным играм для дошкольников, их анализ
3. Конструирование собственных методических рекомендаций к обучающим и развивающим компьютерным играм для дошкольников различных возрастных групп
По окончании изучения каждой темы раздела предусмотрена самостоятельная работа учащихся: составление каталога рекомендованных компьютерных программ для дошкольников по разным темам и образовательным областям (тема 1); составление каталога электронных образовательных ресурсов для изучения информатики в дошкольной образовательной организации (тема 2); составление мультимедиа презентации по направлению «Обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников» (тема 3); разработка буклета, содержащего сведения о разработанной компьютерной игре для дошкольников, её характеристики и методические рекомендации к ней; составление общего сборника компьютерных игр (тема 4).
Основу лабораторно-практических работ практикума составляет комплекс учебно-методических и компетентностно ориентированных заданий, как специальных средств, направленных на формирование ИКТ-компетенций у будущих педагогов дошкольного образования.
Учебно-методические задания представляют собой специальное дидактическое средство, обеспечивающее целенаправленную подготовку будущего воспитателя к профессиональной деятельности через формирование у них методических умений. Учебно-методические издания могут выступать как проблемная ситуация, требующая от обучающегося применения методических умений.
Характеристикой учебно-методического задания, входящего в комплекс УМЗ, является уровень его сложности: базовый (Б), повышен-
ный (П), углублённый (У) [3]. Решая учебно-методическое задание, обучающийся устанавливает междисциплинарные связи, актуализирует, интегрирует знания, получаемые из целого ряда наук - общественных, специальных, психолого-педагогических [4].
Для применения комплекса УМЗ в образовательном процессе преподавателю необходимо предварительно выполнить следующую работу:
1) разработать такие условия учебно-методических заданий, при выполнении требований которых у обучающихся актуализировались бы знания из различных учебных дисциплин и на основе их интеграции обеспечивалось бы формирование соответствующих компетенций;
2) создать комплекс УМЗ, реализация которого позволила бы обучающимся повышать уровень методической компетентности;
3) подготовить обучающихся к решению подобных заданий [4].
В основу формирования ИКТ-компетенций положено обобщённое понятие умения применять информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Формированию каждого из частных умений способствует решение специально сконструированных УМЗ. Приведём примеры содержания учебно-методических заданий практикума, применение которых позволяет эффективно формировать у обучающихся основные методические умения использовать возможности информационной среды (табл. 3).
Таблица 3
Примеры УМЗ из практикума по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников
Тема раздела Название пабораторно-практической работы Наименование профессиональной компетенции УМЗ (Б) УМЗ (П) УМЗ (У)
1. Электронные образовательные ресурсы для дошкольников на современном этапе ЛПР № 2. Обучающие и развивающие игры для дошкольников по образовательным областям: со-циально-коммуникативное развитие ПКР 4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности с использованием автоматизированной вычислительной техники Дайте характеристику понятию «социально-комму-никативное развитие», используя рекомендованную литературу Проведите анализ обучающих и развивающих компьютерных игр для дошкольников по указанной образовательной области, используя конкретные примеры рекомендованных игр Выявите и опишите обобщённую структуру обучающих и развивающих компьютерных игр для дошкольников по указанной образовательной области с обозначением отличий структуры игр
4. Разработка методических рекомендаций по использованию компьютерных игр для дошкольников ЛПР № 1. Обзор методических рекомендаций к компьютерным играм для дошкольников, их анализ ПКР 5. Разрабатывать и оформлять методические и дидактические материалы с использованием персонального компьютера В виде таблицы представьте методические рекомендации к одной из предложенных компьютерных игр для старших дошкольников («Кузя. Фабрика игр». Разработчик - компания «Ме-диаХауз», «Лунтик Малышам. Развивающие задания». Разработчик и издатель - «1 С-СофтКлаб») Проведите сравнительно-сопоставительный анализ двух компьютерных игр для старших дошкольников (из предложенного списка игр для старших дошкольников по различным образовательным областям) на основе предложенных критериев Предложите свои (дополнительные) требования к использованию предложенных компьютерных игр для старших дошкольников: «Ба-ба-Яга учится считать», «Баба-Яга учится читать». Разработчик -компания «МедиаХауз»
со
Сформированность ИКТ-компетентности у обучающихся можно проверить как в период производственной практики, так и в рамках работы педагогического кластера, образованного на базе Читинского педагогического колледжа.
Кластер - это практико-ориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса [6]. Педагогические кластеры опираются на коллективный опыт и совместные ресурсы с целью стимулирования идей, взращивания новых объединений, а самое главное, улучшения качества образования обучающихся [10]. Основоположниками кластерного подхода к организации образовательного процесса являются зарубежные педагоги-новаторы Дж. С. Рензулли, М. Джентри, С. М. Рейс, Е. Ю. Селюк и др. [8]. Мы будем придерживаться мнения российских учёных, педагогов о том, что наиболее целесообразно для решения проблем формирования профессиональной компетентности педагогов и будущих педагогов в области применения ИКТ в дошкольной образовательной организации использовать кластерный подход [1-2; 5].
В марте 2013 г. на базе ГПОУ «Читинский педагогический колледж» образован педагогический кластер «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Данный кластер создан в целях: а) обеспечения системы дошкольного, начального общего и дополнительного образования квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими современными ИКТ; б) системного внедрения ИКТ в образовательный процесс образовательных организаций кластера; в) обеспечения непрерывности и последовательности овладения студентами педагогического колледжа и педагогическими работниками образовательных организаций ИКТ; г) развития и укрепления связей и взаимовыгодного сотрудничества участников кластера в сфере образования [7].
В рамках работы педагогического кластера нами разработан проект по взаимодействию ГПОУ «Читинский педагогический колледж» с муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребёнка - детский сад № 85» г. Чита.
Работа проекта в кластере включает взаимодействие педагогов детского сада, преподавателя дополнительной подготовки в области ИКТ, студентов педагогического колледжа, детей для создания условий с целью повышения эффективности и качества обучения, развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Обсуждение результатов. В настоящее время разработанный нами проект в рамках педагогического кластера «ИКТ в образовании» реализован. В ходе изучения междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в ДОО» обучающиеся посещали различные занятия с использованием ИКТ в дошкольных образовательных организациях г. Читы. Студенты в достаточной степени овладели знаниями и умениями при изучении курса «Теория и методика использования ИКТ в ДОО», что позволило им разработать электронные образовательные ресурсы («Мои друзья», «Планета вредных привычек», «Мой город - Чита!», «В гостях у краски», «Правила дорожного движения» и др.), компьютерные игры и методические рекомендации к ним («Овощ или фрукт?», «Слепи снеговика», «Раскрась-ка!» и др.) и провести ряд занятий в ДОУ № 85. Содержание данных занятий направлено на развитие и обучение дошкольников по различным образовательным областям через игровую деятельность с использованием компьютерных игр.
По окончании реализации проекта нами было проведено анкетирование обучающих-ся-участников проекта. Анализ ответов обучающихся на вопросы анкеты позволил сделать ряд выводов: а) студенты за два года изучения междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в ДОО», в частности, практикума по электронным игровым образовательным ресурсам для дошкольников, получили необходимые знания и умения для того, чтобы самостоятельно разрабатывать и создавать все перечисленные в анкете виды образовательных продуктов (ЭОР по различным образовательным областям, компьютерные игры для дошкольников с методическими рекомендациями по их использованию); б) будущие педагоги научились пользоваться образовательными ресурсами сети Интернет; в) обучающиеся приобщились к профессии воспитателя ДОО; г) часть выпускников трудоустроились в ДОО г. Чита; д) студенты научились решению ряда профессиональных задач (организация и проведение занятий с учётом теории и методики использования ИКТ в ДОО; подбор и\или разработка собственных обучающих и развивающих ЭОР для дошкольников и др.).
Беседа с педагогами дошкольных образовательных организаций показала их высокую заинтересованность в сотрудничестве со студентами и педагогами колледжа. Педагоги выразили готовность пройти курсы повышения квалификации в области использования ИКТ и научиться создавать собственные образовательные ресурсы [7].
Заключение. Анализ результатов исследования позволил сделать ряд выводов:
1) формирование ИКТ-компетентности у будущих педагогов будет более эффективным при комплексном изучении МДК «Теория и методика использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации», освоению которого должно предшествовать изучение ряда дисциплин, обеспечивающих междисциплинарный характер курса, таких как «Педагогика», «Психология», «Математика», «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности», «Теоретические основы дошкольного образования» и др.;
2) необходимо в дальнейшем организовать работу педагогического кластера таким образом, чтобы можно было осуществлять проверку сформированности ИКТ-компетентности у обучающихся при изучении всех тем МДК «Теория и методика использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольной образовательной организации»: информационные процессы и системы; информационные и коммуникационные технологии; методика организации деятельности дошкольников при работе с компьютером в дошкольной образовательной организации.
Список литературы
1. Балалиева О. В. Кластерное развитие дошкольного образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г). Пермь: Меркурий, 2011. Т. I. С. 69-71.
2. Давыденко Т., Жиляков Е. О кластерном подходе к формированию профессиональных компетенций // Высшее образование в России. 2008. № 7. С. 69-76.
3. Десненко С. И., Проклова В. Ю. Преемственность в подготовке бакалавров физического образования к осуществлению исследовательской деятельности // Учёные записки Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 6. С. 28-35.
4. Земцова В. И. Формирование методической компетентности студентов по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 93-104.
5. Моштаков А. А. Формирование профессиональной компетентности преподавателей колледжа на основе кластерного подхода // Человек и образование. 2013. № 2. С. 132-135.
6. Осинцева И. М. Кластерное развитие образования // Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития. Екатеринбург, 2009. С. 46-48.
7. Пахомова Т. Е. Педагогический кластер как новая форма подготовки студентов педагогического колледжа к решению профессиональных задач // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. Чита: ЗабГУ, 2014. С. 72-76.
8. Рензулли Дж. С. Обогащающее обучение: путеводитель по практико-ориентированному, основанному на потребностях студентов обучению. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.
9. Сайт ГПОУ «Читинский педагогический колледж» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. chpkol.ru (дата обращения: 20.07.2016).
10. Culatta R. Education innovation clusters: accelerating innovation through regional partnerships [Электронный ресурс] // The official site of Office of Educational Technology. 2012. Режим доступа: http://www.blog.ed.gov /2012/07 /education-innovation-clusters-accelerating-innovation-through-regional-partnerships (дата обращения: 20.07.2016).
Источники
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/documents/3071 (дата обращения: 20.07.2016).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. chpkol.ru (дата обращения: 20.07.2016).
References
1. Balalieva O. V. Klasternoe razvitie doshkol'nogo obrazovaniya // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2011 g.). Perm': Merkurii, 2011. T. I. S. 69-71.
2. Davydenko T., Zhilyakov E. O klasternom podkhode k formirovaniyu professional'nykh kompetentsii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 7. S. 69-76.
3. Desnenko S. I., Proklova V. Yu. Preemstvennost' v podgotovke bakalavrov fizicheskogo obrazovaniya k osushchestvleniyu issledovatel'skoi deyatel'nosti // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. un-ta. 2013. № 6. S. 28-35.
4. Zemtsova V. I. Formirovanie metodicheskoi kompetentnosti studentov po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen') bakalavr) // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 1. S. 93-104.
5. Moshtakov A. A. Formirovanie professional'noi kompetentnosti prepodavatelei kolledzha na osnove klasternogo podkhoda // Chelovek i obrazovanie. 2013. № 2. S. 132-135.
6. Osintseva I. M. Klasternoe razvitie obrazovaniya // Natsional'naya obrazovatel'naya strategiya. Formirovanie sovremennoi modeli obrazovaniya, orientirovannoi na dostizhenie tselei operezhayushchego razvitiya. Ekaterinburg, 2009. S. 46-48.
7. Pakhomova T. E. Pedagogicheskii klaster kak novaya forma podgotovki studentov pedagogicheskogo kolledzha k resheniyu professional'nykh zadach // Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenyayushchemsya mire: teoriya i praktika. Chita: ZabGU, 2014. S. 72-76.
8. Renzulli Dzh. S. Obogashchayushchee obuchenie: putevoditel' po praktiko-orientirovannomu, osnovannomu na potrebnostyakh studentov obucheniyu. Vladivostok: Izd-vo VGUES, 2006.
9. Sait GPOU «Chitinskii pedagogicheskii kolledzh» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.chpkol.ru (data obrashcheniya: 20.07.2016).
10. Culatta R. Education innovation clusters: accelerating innovation through regional partnerships [Elektronnyi resurs] // The official site of Office of Educational Technology. 2012. Rezhim dostupa: http://www.blog. ed.gov /2012/07 /education-innovation-clusters-accelerating-innovation-through-regional-partnerships (data obrashcheniya: 20.07.2016).
Istochniki
11. Professional'nyi standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.minobrnauki.rf/documents/3071 (data obrashcheniya: 20.07.2016).
12. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 44.02.01 Doshkol'noe obrazovanie [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.chpkol.ru (data obrashcheniya: 20.07.2016).
Библиографическое описание статьи
Пахомова Т. Е. Формирование ИКТ-компетентности у будущих педагогов при изучении междисциплинарного курса «Теория и методика использования ИКТ в дошкольной образовательной организации» // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 44-52. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-44-52.
Reference to the article
Pakhomova T. E. Formation of the Future Teachers' Professional IT-Competence in the Study of the Interdisciplinary Course "Theory and Methods of IT Use in Preschool Educational Institution" // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 44-52. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-44-52.
Статья поступила в редакцию 25.08.2016