УДК 373.2 ББК 74.105
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
TEACHERS AND PARENTS' INTERACTION IN THE PROCESS OF FORMING UP THE PRESCHOOL CHILDREN'S IT CULTURE
Калинина Татьяна Валерьевна
Магистр образования, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема организации продуктивного педагогического взаимодействия педагогов дошкольного образования с родителями воспитанников для формирования первоначальных основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Автором представлены данные исследования современного состояния проблемы использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях семьи. Приведены основные приемы здоровьесбережения детей в процессе использования средств ИКТ в семейном воспитании. Сформулированы методические рекомендации для родителей и педагогов дошкольного образования по формированию основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Kalinina Tatiana V.
Senior lecturer at the Pre-School Pedagogy Department, Moscow State University of Education (MSPU), MA in Education E-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals the problem of organization of productive pedagogical interaction between the preschool teachers and pupils' parents, so as to form the initial bases of IT culture in children of the senior preschool age.
The author presents the data on the current state of the problem of the use of information and communication technology (ICT) tools in the family environment. The main methods of children's health-saving in the process of the ICT use in the family education are given. Methodical recommendations for parents and preschool teachers on the formation of IT culture bases in children of senior preschool age have been defined.
Ключевые слова: Взаимодействие педагогов Keywords: Interaction of preschool teachers
детского сада и родителей воспитанников, and pupils' parents, setting up pre-school
формирование основ информационной children's basic IT culture, health saving, IT
культуры детей дошкольного возраста, culture, Information Technology.
здоровьесбережение, информационная культура, информационные и коммуникационные технологии.
Ученые ИИТО ЮНЕСКО отмечают, что нецелесообразно использовать продукты новых технологий в образовании детей без объяснения их места и значения для общества, функциональной характеристики, приучения к определенной технике безопасного использования, осуществления психологической защиты от деструктивной информации. Дети цифрового общества должны овладеть новыми понятиями, инструментами и компетенциями, порожденными информационными и коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), и должны знать об их причинах и последствиях [1, с. 219].
В соответствии с реалиями современного общества дети с очень раннего возраста имеют практически неограниченный и свободный доступ к различным современным средствам ИКТ без предварительной подготовки и приучения к определенной культуре их безопасного использования. Это приводит к искажению восприятия детьми реального значения, места и функциональных возможностей современных технологий, ограничивая их лишь развлекательной функцией, что не приносит значительной пользы в дальнейшем развитии и обучении детей, а также их профессиональном становлении в будущем.
Основываясь на системно-деятельностном подходе и кибернетической точке зрения на педагогический процесс, а также учитывая целевую ориентацию, определим понятие «информационная культура старших дошкольников» как интегративное качество личности, формирующееся в процессе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослыми и включающее в себя определенные мотивы, знания, умения и навыки информационной деятельности, позволяющие детям адаптироваться к реалиям современного общества и достаточно компетентно использовать современные возможности ИКТ в различных видах деятельности без вреда для своего психического и физического здоровья.
Основным фактором развития информационнонй культуры является образование. Следовательно, процесс формирования основ информационной культуры невозможен без руководства взрослого, задачей которого является создание такой информационно-образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Полученные актуальные данные состояния проблемы использования детьми средств ИКТ в условиях семьи подтверждают, что современные дети испытывают повышенный интерес к продуктам технического развития общества, компьютерным технологиям, различным устройствам коммуникации. Большое количество детей взаимодействуют с современными коммуникационными технологиями и техникой впервые в семье и
ближайшем окружении. К старшему дошкольному возрасту интерес детей приобретает устойчивый характер, а процент детей, свободно использующих различные средства ИКТ, в домашних условиях возрастает.
Из всего количества обследованных детей (285) старшего дошкольного возраста (5,57,5 лет) - у 93,6% (267) есть компьютеры (планшеты, IPad и др.) дома. Имеют доступ к технике (разрешается пользоваться) - 79,6% детей (227). Из них играют в компьютерные игры 90,3% (205). Остальные 9,7% (22) используют ИКТ для просмотра мультфильмов, фильмов, прослушивания музыки и т. д. При этом из всего количества играющих в компьютерные игры старших дошкольников (205) - 51,7% (106) не имеют практически никаких временных ограничений пребывания за ПК. Большинство детей 72,4% (206 из 285) осведомлены о вреде чрезмерного пребывания за ПК, но ограничены по времени игры и соблюдают 1-2 приема защиты от вредных факторов ИКТ только 13,5% (28 из 206). Остальные 27,6% (79) временных ограничений пребывания за ПК не имеют, рассказывали, что играют столько, сколько захотят, пока не надоест. Уверены, что долгая игра в компьютерные игры не вредит их здоровью.
Руководство взрослыми компьютерно-игровой деятельностью детей незначительно. Лишь 13,5% (27) взрослых оказывают непосредственную помощь и руководят компьютерно-игровой деятельностью своих детей, используя совместную игру. Остальные 86,5% (178) взрослых занимаются своими делами и не вмешиваются в игровой процесс. На вопрос, чем занимаются мама, папа и другие взрослые дома, когда ты играешь в компьютер, дети давали такие ответы: готовят ужин; стирают; убирают; ходят в магазин за продуктами; сами играют в телефон или компьютер; смотрят телевизор; отдыхают; занимаются своими делами и др. Многие родители не осознают сущности и степени позитивного и особенно негативного влияния средств ИКТ и продуктов информационного общества на современных детей, потребительски и утилитарно используют их в семейном воспитании, как удобную альтернативу непосредственного общения с ребенком.
Таким образом, неуправляемые процессы использования средств ИКТ, в которые включены дошкольники, без надлежащего контроля со стороны взрослых (педагогов и родителей) могут нести непосредственную опасность для физического и психического здоровья детей.
Доказано, что восприятие ребенком окружающего мира строится на тех критериях и оценках, которые преподносят ему взрослые. При этом в идеале взрослый не навязывает ребенку определенные понятия или ценности, а вместе с ним формирует его внутренний мир, раскрывая потенциал дошкольника. Следовательно, накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание происходят непосредственно в совместной деятельности со взрослым.
Приведем основные методические рекомендации, предназначенные педагогам дошкольного образования, работающим в ДОО, и родителям их воспитанников, для создания максимально благоприятных условий здоровьесбережения и формирования основ информационной культуры у старших дошкольников.
Для педагогов дошкольного образования
1. При формировании основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать высокую доступность средств ИКТ и наличие практических и интуитивных навыков пользования техническими средствами у современных детей [1]. Следовательно, работа с детьми должна опираться больше на информационную составляющую и культуру использования ИКТ в обществе.
2. Важным фактором, обеспечивающим успешность формирования основ ИК у дошкольников, является единство, целенаправленность, взаимозависимость и гармоничное сочетание мотивационной, когнитивной, операционной и творческой сторон деятельности детей. На их основе формируются три взаимосвязанных структурных компонента основ информационной культуры старших дошкольников: мотивационно-ценностный; когнитивный и практико-ориентированный [2].
3. Следует акцентировать внимание на формирование у детей первичных навыков и умений работы с информацией: оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники, средства информации и способы ее поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать и критически оценивать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, макеты, рисунки); творчески применять различные средства ИКТ в работе с информацией и своей практической деятельности.
4. Ориентировать практические задания для детей не на предоставление готовых знаний, а на самостоятельный их поиск и получение навыков работы с информацией. Такие творческие практические задания должны иметь небольшой объем. Важно привлекать к выполнению заданий родителей и родственников из ближайшего окружения детей (бабушки и дедушки, братья и сестры и др.).
5. Просвещение родителей в вопросах использования ИКТ в семейном воспитании детей дошкольного возраста имеет неоценимое значение для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ информационной культуры [3-5].
6. Обучение детей грамотной работе с информацией: представления о получении, обработке, критическом отношении, классификации информации, ее индивидуальной творческой интерпретации (словесной, изобразительной и т. д.); различения и обобщения средств получения информации; умение видеть ассоциации и устанавливать связи между новой и ранее полученной информацией.
7. Создание условий, позволяющих понять дошкольнику личностно значимый смысл поступающей информации, помочь приобрести знания и умения, которые позволят сформировать определенные жизненные ориентиры в окружающей действительности для поддержки критического отношения к полученной информации.
8. Осуществление тщательного отбора практического и игрового материала для организации образовательной деятельности с использованием ИКТ (безопасность информации и информационных ресурсов, их соответствие возрастным, физиологическим и психическим особенностям ребенка).
Для родителей детей старшего дошкольного возраста
1. Обеспечение психологической защиты детей от деструктивной информации и информационных ресурсов, фильтрация влияний информационной среды, которая предусматривает тщательный анализ детских передач, компьютерных программ, книг.
2. Большую ценность в воспитании культуры использования средств ИКТ имеет для ребенка личный пример родителей, которые по возможности уместно и умеренно используют различные средства ИКТ во время пребывания дома; объясняют ребенку функциональные возможности различных средств ИКТ; не злоупотребляют компьютерными и телефонными играми, лишая ребенка общения и совместного времяпровождения; показывают пример использования средств ИКТ для выполнения какой либо творческой деятельности (создание семейной видеотеки, просмотр фотографий, мультимедийных энциклопедий).
3. Формирование семейных традиций, совместных увлечений, которые позволят интересно организовать совместный досуг и значительно уменьшить время, проводимое ребенком со средствами ИКТ. Специалисты утверждают, что угроза развития компьютерной зависимости зничительно выше у детей, которые кроме компьютерно-игровой деятельности больше ничем не интересуются и не занимаются. Профилактической мерой развития компьютерной зависимости впоследствии для детей дошкольного возраста могут служить: увлечение спортом, посещение различных кружков, организация взрослыми совместного досуга с детьми (выставки, кинотеатры; туристические походы, совместное творчество).
4. Взаимодействие с педагогами дошкольного образования по моделированию развивающей информационно-насыщенной среды в домашних условиях, которая способствует становлению, реализации, раскрытию, самосовершенствованию личности ребенка в информационной деятельности [3-5].
5. Соблюдение основных правил здоровьесбережения детей дошкольного возраста в процесе компьютерно-игровой деятельности [6]:
• тщательный отбор развивающих игровых программ для детей (соответствие возрастным интеллектуальным возможностям; ориентация на развивающие возможности и познавательный характер, а не на развлечение;
• ограничение продолжительности компьютерно-игровой деятельности (для ребенка 5-6 лет - не более 20 минут в день);
• выбор оптимального времени для игры (не позже чем за 1,5 часа до сна);
• осуществление совместной игры с последующим обсуждением игровых моментов и результатов;
• соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора;
• использование релаксационных приемов и зрительная гимнастика для снятия утомления глаз, физические упражнения для профилактики гиподинамии;
Приобщение старших дошкольников к использованию современного цифрового и интерактивного оборудования может быть занятием не только полезным в плане формирования ИК, но и очень увлекательным. При умелом использовании Интернет также
может стать ценным источником информации для детей. С помощью Интернета вместе со взрослыми дошкольник может путешествовать по миру и узнавать много интересного о разных странах, культурах, людях, о науке, истории, искусстве. Грамотное использование современных ИКТ и средств массовой информации дают совершенно новые возможности для получения знаний, познания окружающего мира, детского творчества, усвоения общечеловеческих ценностей, значения и роли ИКТ в жизни общества, из которых в целом и складывается информационная культура дошкольника.
Также необходимо планирование личной траектории развития ИКТ-компетенции и непрерывное повышение своей квалификации в области информационных технологий как педагогам дошкольного образования, так и родителям детей дошкольного возраста. Такая позиция обеспечит понимание места, значения и функций ИКТ в жизни детей дошкольного возраста и позволит:
• стимулировать познавательную активность детей и помогать в мотивированном освоении новых знаний и их и расширении;
• получить детям дошкольного возраста первичные навыки и умения информационной деятельности;
• использовать возможности современных средств ИКТ в различных видах деятельности без вреда для психического и физического здоровья дошкольников.
Список литературы
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: моногр. / под ред. Б. Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
2. Калинина Т. В. Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 121-127.
3. Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В., Кротова Т. В. Возможности информационных и коммуникационных технологий и их использование в сотрудничестве педагогов ДОО и родителей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2017. - № 1. - С. 47-54.
4. Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В., Кротова Т. В. Информационно-образовательная среда ДОО как фактор эффективного взаимодействия педагогов и родителей // Современный детский сад. - 2016. - № 4. - С. 64-70.
5. Кротова Т. В., Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 689-691.
6. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Проблемы здоровьесбережения в процессе ознакомления детей с компьютерной техникой в компьютерно-игровых комплексах ДОУ // Здоровьесберегающее образование. - 2011.- № 1 (13). - С. 56-61.
References
1. Dendev B. (ed.) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: monogr. Moscow: IITO YuNESKO, 2013.
2. КаНпта Т. V. Formirovanie osnov informatsionnoy kultury и detey starshego dosh-kolnogo vozrasta. Pedagogicheskoe obrazovanie I пайка. 2016, N0. 4, рр. 121-127.
3. Dmitriev Уи. А., Ка1тта Т. V., Krotova Т. V. Vozmozhnosti informatsionnykh i кот-munikatsionnykh tekhnologiy i ikh ispolzovanie V sotrudnichestve pedagogov DOO i roditeley. Doshkolnik. Metodika i ргакНка vospitaniya i оЬи^туа. 2017, N0. 1, рр. 47-54.
4. Dmitriev У^ А., Kalinina Т. V., Krotova Т. V. Informatsionno-obrazovatelnaya sreda DOO как faktor effektivnogo vzaimodeystviya pedagogov i roditeley. Sovremennyy detskiy sad. 2016, N0. 4, рр. 64-70.
5. Krotova Т. V., Dmitriev У^ А., Kalinina Т. V. Multimediynye tekhnologii V sovremen-nom doshkolnom obrazovanii. Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozrasta. 2016, N0. 5, рр. 689-691.
6. Ка1тта Т. V., Dmitriev У^ А. Problemy zdorovyesberezheniya V protsesse ozna-komleniya detey s kompyuternoy tekhnikoy V kompyuterno-igrovykh kompleksakh DOU. Zdorovyesberegayushchee obrazovanie. 2011, N0. 1 (13), рр. 56-61.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5