► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.2 ББК 74.102
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
IT CULTURE BASES IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN: CURRENT STATUS OF THE ISSUE AND SOLUTIONS
Калинина Татьяна Валерьевна
Старший преподаватель Кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, магистр образования E-mail: [email protected]
Kalinina Tatiana V.
Senior lecturer at the Pre-School Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University (MSPU), MA in Education E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования первоначальных основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие «основы информационной культуры» старших дошкольников. Сформулированы критерии и показатели развития структурных компонентов, показана методика развития основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Представлены данные современного состояния проблемы формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также количественные и качественные результаты проведенного автором эксперимента по развитию основ информационной культуры у старших дошкольников с анализом причинно-следственных связей полученных результатов.
Abstract. The article deals with the issue of forming the initial foundations of information culture in children of senior preschool age. The concept of «the foundations of the information culture» of senior preschoolers is defined. The criteria and indicators for the development of structural components are laid down and the methodology for developing the basics of information culture in children of senior preschool age is shown. The data of the current state of the issue of IT culture bases formation in children of the older preschool age are presented, as well as the quantitative and qualitative results of the experiment on the development of the foundations of information culture among older preschool children conducted by the author, along with the analysis of the cause-effect relationship of the results obtained.
Ключевые слова: информационная культура детей дошкольного возраста, информационные коммуникационные технологии, структурные компоненты, критерии, показатели и методика развития основ информационной культуры у старших дошкольников.
Keywords: preschool children IT culture, Information and Communication Technology, structural components, criteria, indicators and the methodology for developing the basics of information culture in children of senior
preschool age.
В соответствии с реалиями современного общества дети с очень раннего возраста имеют практически неограниченный и свободный доступ к современным коммуникационным технологиям и технике, без предварительной подготовки и приучения к определенной культуре ее безопасного использования. Это приводит к искажению восприятия детьми реального значения, места и функциональных возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ), ограничивая их лишь развлекательной функцией. Многие родители не осознают сущности и степени позитивного и особенно негативного влияния продуктов информационного общества на современных детей, потребительски и утилитарно используют их в семейном воспитании как удобную альтернативу непосредственного общения с ребенком.
Неуправляемые информационные процессы, в которые включены дошкольники без надлежащего контроля со стороны педагогов и родителей, могут нести непосредственную опасность для физического и психического здоровья детей. В этой связи формирование информационной культуры подрастающего поколения является социальным заказом нового общества.
Специалисты ИИТО ЮНЕСКО отмечают, что нецелесообразно использовать продукты новых технологий в образовании детей без объяснения их места и значения для общества, функциональной характеристики, приучения к определенной технике безопасного использования, осуществления психологической защиты от деструктивной информации. Дети цифрового общества должны овладеть новыми понятиями, инструментами и компетенциями, порожденными ИКТ, и должны знать об их причинах и последствиях
По мнению Н. М. Розенберга, информационную культуру необходимо рассматривать в контексте «сквозного» содержания информационного образования, начиная с дошкольного возраста, первых школьных лет и до завершения общего среднего и профессионального образования [2].
Так как информационная культура человека формируется на протяжении всей жизни человека, на этапе дошкольного детства мы судим только о последовательном и планомерном формировании основ информационной культуры, которую будем трактовать как интегративное качество личности, формирующееся в процессе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослыми и включающее в себя определенные мотивы, знания, умения и навыки информационной деятельности, позволяющие детям адаптироваться к реалиям современного общества, комфортно себя чувствовать в мире техники и достаточно компетентно использовать
[1, с. 219].
современные возможности ИКТ в различных видах деятельности без вреда для своего психического и физического здоровья.
Основным фактором развития информационной культуры является образование. Следовательно, процесс формирования основ информационной культуры невозможен без руководства взрослого, задачей которого является создание такой информационно-образовательной среды, которая позволила бы заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка и подготовить его к жизни в информационном обществе.
Для сбора информации об актуальном состоянии проблемы формирования инфор -мационной культуры у детей старшего дошкольного возраста были выделены наиболее значимые критерии и показатели, по которым определялась качественная характеристика степени сформированности структурных компонентов основ информационной культуры (табл. 1) [3].
Была разработана анкета, включающая в себя опрос детей по подготовленным вопросам; рассматривание иллюстраций с элементами беседы, направленной на выявление имеющихся представлений; выполнение детьми небольших практических заданий и работу с подобранным демонстрационным материалом. Полученные ответы анализировались по показателям, группировались и распределялись по основным критериям, характеризующим развитие компонентов основ информационной культуры старших дошкольников. Такая работа была проведена с каждым ребенком, участвовавшим в констатирующем этапе исследования.
Полученные результаты подтверждают, что современные дети испытывают повышенный интерес к продуктам технического развития общества, компьютерным технологиям, различным устройствам коммуникации. Большое количество детей с раннего возраста получают доступ к технике и взаимодействуют с подобными устройствами впервые в семье и ближайшем окружении. К старшему дошкольному возрасту интерес детей приобретает устойчивый характер, и количество детей, использующих различные средства ИКТ, возрастает.
Из всего количества обследованных детей (285) старшего дошкольного возраста (5,57,5 лет) - у 93,6% (267) есть компьютеры (планшеты, IPad) дома. Имеют доступ к технике (разрешается пользоваться) - 79,6% детей (227). Из них играют в компьютерные игры 90,3% (205). Остальные 9,7% (22) используют ИКТ для просмотра мультфильмов, фильмов, прослушивания музыки.
При этом из всего количества играющих в компьютерные игры старших дошкольников (205) - 51,7% (106) не имеют практически никаких временных ограничений и существенно превышают допустимое количество времени пребывания за ПК. Руководство взрослыми компьютерно-игровой деятельностью детей незначительно. Лишь 13,5% (27) взрослых оказывают непосредственную помощь и руководят компьютерно-игровой деятельностью своих детей, используя совместную игру. Остальные 86,5% (178) взрослых занимаются своими делами и не вмешиваются в игровой процесс.
На вопрос, чем занимаются мама, папа и другие взрослые дома, когда ты играешь в компьютер, дети давали такие ответы: готовят ужин; стирают; убирают; ходят в магазин за продуктами; сами играют в телефон или компьютер; смотрят телевизор;
Таблица 1
Степень сформированности структурных компонентов основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста
Содержание Критерии Показатели
Мотивационно-ценностный компонент Интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники; осознание ребенком роли и значения информации в жизни общества, стремление к поиску информации с использованием различных источников, в том числе и Интернета, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т. п. Наличие общих представлений о функциях ПК, его назначении, роли в жизни общества, личное отношение к ПК - Ребенок не знает, для чего нужен ПК; - ребенок считает, что ПК нужен для игры и развлечений; - ребенок считает, что ПК - рабочий инструмент взрослых, интересное средство развития и обучения для детей, необходимо для обучения в школе
Желание детей получить навыки самостоятельного использования ПК - Ребенок хочет научиться навыкам самостоятельной работы на ПК; - ребенок считает, что учиться не нужно, все понятно и так
Когнитивный компонент Начальные знания старших дошкольников об ИКТ: знания об общем устройстве, назначении, областях использования компьютерной техники, правилах безопасного использования компьютера (включение, выключение и др.); об информации, ее видах, источниках, способах получения и критической оценке, умение концентрироваться на наиболее важных смы-слообразующих звеньях информационного потока; представление о сети Интернет как неиссякаемом и постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности, знания о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры Общая ИК старших дошкольников и определение степени участия взрослых в формировании имеющихся знаний: - объем имеющихся начальных знаний об ИКТ и их структура; - наличие начальных представлений о сети Интернет I уровень - имеющиеся знания достаточно обширны для уровня старших дошкольников, формировались под руководством взрослого; II уровень - имеющиеся начальные знания недостаточны (отрывочны, фрагментарны или отсутствуют) для ребенка старшего дошкольного возраста, представления носят хаотичный характер и взрослыми не формировались
Практико-ориентированный компонент Первичные умения и навыки использования ПК, понимание интерфейса детских компьютерных программ; первоначальные умения использовать средства ИКТ как инструменты для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации; соблюдение правил безопасности в работе с ПК и соблюдение различных приемов здоровьесбережения (ограничение продолжительности компью-теро-игровой деятельности; соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора; использование релаксационных приемов и зрительная гимнастика для снятия утомления глаз, физические упражнения для профилактики гиподинамии и др.) Первичные умения навыки использования и соблюдение правил безопасной работы на ПК Количество правильных ответов и выполненных заданий: 3 и меньше -низкий уровень 4-5 - средний уровень 6 и больше - высокий уровень
Кто обучал детей основным навыкам и правилам работы на ПК - Братья и сестры; - родители; - учили в ДОО; - никто не обучал
Ограничение продолжительности компьютерно-игровой деятельности - Время игры ограничено (вредно для здоровья); - играет, сколько захочет, без ограничения
Соблюдение приемов здоровье-сбережения - Ребенок соблюдает 1-2 приема; - ребенок не соблюдает ни одного приема
отдыхают; занимаются своими делами. Такие ответы показывают недостаточную управляемость и нереализованные возможности процесса использования ИКТ детьми дошкольного возраста.
Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют, что развитие мотивацион-но-ценностного компонента основ информационной культуры старших дошкольников оказалось на достаточно высоком уровне. Например, понимание важности и необходимости обучения использовать компьютерную технику и совершенно искреннее желание научиться навыкам владения ПК присутствует у 79,0% всех опрошенных детей старшего дошкольного возраста. Из них 54,0% рассматривают ПК как источник получения новых знаний и интересной информации, необходимый и интересный инструмент познания окружающего мира и успешного обучения в школе. Эти данные позволяют говорить о повышенном интересе детей к продуктам технического прогресса общества и желании их использовать в повседневной деятельности.
Когнитивный компонент основ информационной культуры сформирован у старших дошкольников на довольно низком уровне. Всего 24,2% (69) респондентов имеют достаточно хороший объем начальных знаний об ИКТ (назначение ПК, области использования компьютерной техники, правила безопасного использования компьютера, знания о расширяющихся возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности; о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры и др.). При этом знания детей носят явные признаки формирования взрослыми: системный характер имеющейся информации с пониманием взаимосвязей. Также при выявлении у старших дошкольников представлений о всемирной сети Интернет только 21% (60 из 285) детей смогли перечислить отдельные функциональные возможности всемирной сети.
Практико-ориентированный компонент основ информационной культуры также имеет достаточно низкие показатели формирования. Развитие основных навыков, умений использования ПК, а также готовности применять правила безопасного обращения с компьютером у 43,1% (123) детей находятся на низком уровне, у 32,3% (92) детей - на среднем уровне и только у 24,5% (70) - на высоком уровне. Среди детей, имеющих доступ к ПК и играющих в компьютерные игры, только 31,3% (89 из 205) старших дошкольников обучали правилам пользования компьютерной техникой родители, 1,4% (4) получили эти умения и навыки в ДОО. Остальные 59,6% (170) опрошенных детей либо никем не обучались, либо в обучении участвовали братья и сестры 7,7% (22), что тоже не всегда способствует высокому качеству полученной информации.
Чуть лучше показатели соблюдения детьми приемов здоровьесбережения. Большинство 72,4% (206 из 285) осведомлены о вреде чрезмерного пребывания за ПК, но ограничены по времени игры и соблюдают 1-2 приема защиты от вредных факторов только 13,5% (28 из 206). Остальные дети - 27,6% (79) временных ограничений пребывания за ПК не имеют, они рассказывали, что играют столько, сколько захотят, пока не надоест. Эта часть детей уверена, что долгая игра в компьютерные игры здоровью не вредит.
Полученные результаты показывают, что когнитивный и практико-ориентиро-ванный компоненты находятся на низком уровне развития. Мотивационный компонент
хорошо развит, о чем свидетельствует повышенный интерес детей к продуктам технического прогресса общества и желание их использовать в повседневной деятельности. В совокупности с низким уровнем развития других компонентов логичен вывод о недостаточном удовлетворении высокой потребности детей в соответствующих знаниях, умениях и навыках. В условиях высокой доступности детям средств ИКТ без временных ограничений возникает реальная опасность для их физического и психического здоровья.
Проведенное исследование выявило также низкую степень участия родителей воспитанников в процессе формирования информационной культуры старших дошкольников. И если родители используют ИКТ только как удобное средство организации досуга и развлечения детей, не требующее внимания, то возникает вопрос: почему педагоги, активно используя в своей профессиональной деятельности ИКТ, так мало уделяют внимания передаче детям знаний о них?
Выход из сложившейся ситуации видится в организации взаимодействия педагогов дошкольного образования, детей и родителей в процессе формирования основ информационной культуры дошкольников и совместном планомерном формировании у детей мо-тивационной, интеллектуальной и операционной готовности к овладению компьютерными средствами и безопасному использованию их в различных видах деятельности. Однако приобщение дошкольников к информационной культуре невозможно ограничить только овладением компьютерной грамотностью и использованием качественных компьютерных игр. Необходимо и развитие у детей системы знаний и представлений о роли ИКТ в современном обществе, их назначении; об информации, ее видах, различных способах ее получения; ознакомление с правилами и техникой безопасности.
Все это возможно при реализации определенных организационно-педагогических условий:
1. Формирование на основе личностно-ориентированного целенаправленного взаимодействия с взрослым определенных мотивов, знаний, умений и первоначальных навыков информационной деятельности, которые выражаются в трех структурных компонентах основ информационной культуры:
• мотивационно-ценностном (создание мотивации детей, их заинтересованности, актуализация и поддержание познавательного интереса к различным средствам информации; осознание и закрепление изначальных познавательных потребностей детей, и их эмоционально-личностную составляющую, основанную на любознательности и любопытстве);
• когнитивном (формирование представлений об информации, ее видах, различных способах ее получения, а так же представления об ИКТ, их значении как источниках получения различной информации, областях применения, перспективах развития и др.; обучение детей критически оценивать, интегрировать и синтезировать информацию, замечать сходства и различия в информации, делать выводы из полученной информации);
• практико-ориентированном (развитие первоначальных практико-ориентиро-ванных информационных умений, навыков и приемов взаимодействия с информационными ресурсами и средствами информации, а также владение способами
безопасного использования ИКТ и важнейшими приемами здоровьесбережения в процессе компьютерно-игровой деятельности).
2. Осуществление целенаправленного педагогического взаимодействия педагогов дошкольного образования, детей и родителей в процессе формирования основ информационной культуры.
При этом особую ценность для успешного решения этой задачи приобретают такие факторы, как:
• влияние личности педагога, который путем создания атмосферы сотворчества с детьми и родителями организует плодотворное взаимодействие с дошкольником в процессе работы с необходимой информацией;
• моделирование предметно-пространственной развивающей и информационно-насыщенной среды, которая способствует становлению, реализации, раскрытию, самосовершенствованию личности ребенка в информационной деятельности.
Вышеизложенное стало основанием для проведения формирующего этапа эксперимента, который заключался в следующей логической последовательности:
1. Осуществление предварительной работы с педагогами дошкольного образования по программе, которая позволила повысить специальную ИКТ-компетенцию, необходимую для формирования у старших дошкольников основ информационной культуры [4-6]. Реализация этого этапа привело к положительным изменениям уровня развития специальной ИКТ-компетенции у педагогов (табл. 2): из всего количества педагогов (77) - на 20,4% увеличилось количество педагогов с высоким уровнем; на 14,1% стало больше педагогов со средним уровнем, а с низким уровнем уменьшилось на 34,5%.
Отбор педагогов для работы с детьми осуществлялся путем сопоставления результатов начального и заключительного тестирования. К экспериментальной работе с детьми допускались педагоги, имеющие высокие результаты обучения. Всего в работе с детьми на формирующем этапе эксперимента принимало участие 24 педагога, включая автора.
2. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ информационной культуры.
Дети, участвующие в контрольном исследовании (285), были разделены на две группы: контрольную (143), и экспериментальную (142).
В экспериментальной группе работа осуществлялась по разработанной автором методике, основанной на структуре основ информационной культуры, и
Таблица2
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования уровня развития специальной ИКТ-компетенции у педагогов дошкольного образования
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Констатирующее исследование 59% (45 чел.) 22% (17 чел.) 19% (15 чел.)
Контрольное исследование 25% (19 чел.) 36% (28 чел.) 39% (30 чел.)
распределялась на 4 этапа, в каждом из которых присутствует приоритет какого-либо структурного компонента.
Например, на 1-м этапе внимание уделялось мотивационно-ценностному компоненту, так как одним из условий успешности обучения детей является формирование сначала эмоционально-ценностного отношения к деятельности и возникновение желания освоить новое. На 2-м этапе главным становится когнитивный компонент, так как осуществление любого вида деятельности предполагает изучение и накопление необходимой информации, а также овладение определенными знаниями для оперирования ими в практической деятельности.
На этом этапе формируются представления детей об общем устройстве, назначении, областях использования компьютерной техники; о сети Интернет как неиссякаемом и постоянно увеличивающемся источнике информации; о расширяющихся возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности.
Дети знакомились с современными профессиями, в которых эффективно используются ИКТ. Изучали правила безопасного использования ИКТ. Особенное значение для ребенкаприобретаетвозможностьориентироватьсявполученнойинформации,критически ее оценивать, концентрировать внимание на наиболее важных смыслообразующих звеньях информационного потока.
Данный компонент также связан с представлениями дошкольника о различных информационых ресурсах, об информации, ее видах, источниках, способах ее получения. Акцентировалось внимание на знаниях и представлениях о многообразии доступных средств, являющихся источниками получения различной информации. При этом сохранение стабильного интереса к получению и освоению новых знаний позволило поддержать личностно-значимую ценность когнитивной деятельности для детей.
На 3-м этапе приоритет принадлежит практико-ориентированному компоненту. На этом этапе осуществлялось не только овладение детьми определенными практическими умениями, навыками, но и развитие способности преодолевать затруднения, возникающие по ходу деятельности, а также соблюдение техники здоровьесбережения в процессе компьютерно-игровой деятельности. Работа с детьми была направлена на освоение дошкольниками практико-ориентированных умений: определение цели и задач информационной деятельности; приобретение умений, навыков и приемов взаимодействия с информационными ресурсами и средствами информации (например, такие, как поиск, сохранение, передача и творческое использование и воспроизведение различной информации); овладение умениями и навыками безопасной работы с компьютером (подготовка к работе, запуск, остановка, владение клавиатурой, понимание интерфейса детских компьютерных программ, способы безопасного поведения в экстремальных ситуациях, например, неисправность ПК, возгорание, замыкание электроцепи при попадании влаги). На завершающем, 4-м этапе осуществлялся анализ достигнутых результатов, корректировка педагогического воздействия и включение достигнутого уровня в процесс продуктивной творческой деятельности детей, уделялось внимание самообразованию и самосовершенствованию.
Однако, говоря об условном приоритете какого-либо компонента на каждом этапе работы с детьми, необходимо отметить, что нами не отрицается использование на всех
этапах работы элементов других компонентов основ информационной культуры. Например, на 1-м этапе приоритет принадлежит мотивационно-ценностному компоненту, но это не означает, что из работы должны быть полностью исключено содержание, составляющее когнитивный или практико-ориентированный компоненты и педагог не может формировать у детей на этом этапе, например, практические навыки работы с информацией. То есть, организуя работу с детьми на этом этапе, педагогу следует подбирать такие формы работы, которые, прежде всего, направлены на развитие мотивационной сферы: формирование интереса к получению информации, проявление любознательности и заинтересованности к темам (викторины, виртуальные экскурсии, подбор интересных фактов для обсуждения с детьми, информационные задания и т. д.). Так же строится работа и на других этапах.
Графически методику формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста можно представить следующим образом (рис.).
Реализация данной методики предполагает последовательное осуществление практической работы с детьми, организованное в виде комплексных занятий, викторин, бесед. Для 1-го, 2-го и 3-го этапов работы были разработаны и реализованы темы занятий в соответствии с содержанием компонентов основ информационной культуры старших дошкольников.
Важное место отводилось выполнению детьми, совместно со сверстниками и взрослыми, различных творческих заданий; подготовка совместных проектов и их презентация; использование приемов поиска различной информации с целью расширения кругозора детей; побуждение к практическому применению полученных знаний, умений и навыков информационной деятельности; привлечение внимания взрослых к заинтересовавшей ребенка теме и др.
Большое место занимала работа с родителями в области использования ИКТ в семейном воспитании. Формировались знания о значении развития информационной культуры для детей; представления о том, как важно быть для ребенка образцом во взаимодействии с миром информации; контролировать качество источников, из которых дети получают знания, помогать ребенку ориентироваться в мире разнообразной информации;
Рис. Методика формирования основ информационной культуры
у старших дошкольников
использовать определенные ресурсы современных ИКТ в процессе развития информационной культуры своего ребенка [7].
Для анализа результатов проведенной работы на 4-м этапе использовались критерии оценки формирования основ информационной культуры старших дошкольников, приведенные в табл. 1. Полученные результаты явились итогом формирующего этапа экспериментального исследования.
3. Проведение контрольного обследования степени сформированности основ информационной культуры у детей контрольной и экспериментальной групп.
Сравнительный анализ достигнутых результатов у детей контрольной и экспериментальной групп показал высокую результативность методики и реализации организационно-педагогических условий формирования основ информационной культуры у старших дошкольников.
В развитии мотивационно-ценностного компонента основ информационной культуры у старших дошкольников в экспериментальной группе на 11,1% увеличилось количество детей с более полным представлением о функциях ПК, его назначении, роли в жизни общества. Изменилось и личное отношение детей к ПК как к интересному средству развития и обучения, способу получения новых знаний, необходимому инструменту для успешного обучения в школе. Также на 12,7% уменьшилось количество детей, считающих, что учиться пользоваться ПК не нужно, все понятно и так (табл. 3).
Таблица 3
Развитие мотивационно-ценностного компонента
Содержание: интерес к истории, современному состоянию и перспективам развития компьютерной техники; осознание ребенком роли и значения информации в жизни общества, стремление к поиску информации с использованием различных источников, в том числе и Интернета, желание самостоятельно освоить и применять компьютер в игровой занимательной форме для образования, подготовки к обучению в школе и т. п.
1-й критерий Наличие общих представлений о функциях ПК, его назначении, роли в жизни общества, личное отношение к ПК
Показатели Ребенок не знает, для чего нужен ПК Ребенок считает, что ПК нужен для игры и развлечений Ребенок считает, что ПК - рабочий инструмент взрослых, интересное средство развития и обучения для детей, необходимое средство обучения в школе
Контрольная группа 8 (5,6%) 52 (36,4%) 83 (58%)
Экспериментальная группа 0 44 (30,9%) 98 (69,1%)
2-й критерий Желание детей получить навыки самостоятельного использования ПК
Показатели Ребенок хочет научиться навыкам самостоятельной работы на ПК Ребенок считает, что учиться не нужно, все понятно и так
Контрольная группа 116 (81%) 27 (19%)
Экспериментальная группа 133 (93,6%) 9 (6,3%)
Исследование развития когнитивного компонента показало, что в экспериментальной группе на 29,9% увеличилось количество детей, у которых объем имеющихся начальных знаний об ИКТ и их структуре соответствуют I уровню. То есть имеющиеся знания достаточно обширны для уровня старших дошкольников и имеются такие признаки участия взрослых в их формировании, как системный характер имеющейся информации с пониманием взаимосвязей. Также на 52,3% увеличилось количество детей, имеющих начальные представления о сети Интернет и ее функциональных возможностях (табл. 4).
В практико-ориентированном компоненте основ информационной культуры старших дошкольников количество детей с высоким уровнем владения первичными навыками и умениями применять основные правила безопасной работы на ПК в экспериментальной группе увеличилось на 23,5% в сравнении с результатами контрольной группы.
Таблица 4
Развитие когнитивного компонента
Содержание: начальные знания старших дошкольников об ИКТ: знания об общем устройстве, назначении, областях использования компьютерной техники, правилах безопасного использования компьютера (включение, выключение и др.), представление о сети Интернет, как неиссякаемом и постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся возможностях ИКТ для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности, знания о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры
Показатели Имеющиеся знания достаточно обширны для уровня старших дошкольников, формировались под руководством взрослого -I уровень Имеющиеся начальные знания недостаточны (отрывочны, фрагментарны или отсутствуют) для ребенка старшего дошкольного возраста, представления носят хаотичный характер и взрослыми не формировались - II уровень
1-й критерий Объем имеющихся начальных знаний об ИКТ и их структура (знания об общем устройстве ПК, его назначении, областях использования компьютерной техники; определение целей, задач информационной деятельности; начальные представления об ИКТ как инструментах для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации; правила безопасного использования компьютера (включение, выключение и др.); знания о современных профессиях, в которых эффективно используются компьютеры)
I уровень II уровень
Контрольная группа 60 (41,9%) 83 (58,1%)
Экспериментальная группа 102 (71,8%) 40 (28,2%)
2-й критерий Наличие начальных представлений о сети Интернет (как неиссякаемом и постоянно увеличивающемся источнике информации, о расширяющихся функциональных возможностях ИКТ и сети для образования, общения, игровой и профессиональной деятельности)
I уровень II уровень
Контрольная группа 45 (31,5%) 98 (68,5%)
Экспериментальная группа 119 (83,8%) 23 (16,2%)
В экспериментальной группе на 74,8% больше количество детей, которые соблюдают основные приемы здоровьесбережения. Также в экспериментальной группе на 6,1% снизилось количество детей, считающих, что долгая игра в компьютерные игры безвредна для здоровья (табл. 5).
Важность реализации целенаправленного педагогического взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе формирования основ информационной культуры
Таблица 5
Развитие практико-ориентированного компонента
Практико-ориентированный компонент Содержание: основные умения и навыки использования ПК, понимание интерфейса детских компьютерных программ; первоначальные умения использовать средства ИКТ как инструменты для поиска, сохранения, передачи и творческого использования различной информации; соблюдение правил безопасности в работе с ПК и различных приемов здоровьесбережения (ограничение продолжительности компьютеро-игровой деятельности; соблюдение правильной осанки и безопасного расстояния до монитора; использование релаксационных приемов и зрительная гимнастика для снятия утомления глаз, физические упражнения для профилактики гиподинамии и др.)
1-й критерий Первичные умения, навыки использования и соблюдение правил безопасной работы на ПК
Показатели (Количество правильных ответов и выполненных заданий) низкий уровень (3 и меньше) средний уровень (4-5) высокий уровень (6 и больше)
Контрольная группа 33 (23,1%) 62 (43,3%) 48 (33,6%)
Экспериментальная группа 16 (11,2%) 45 (31,7%) 81 (57,1%)
2-й критерий Кто обучал детей основным навыкам и правилам работы на ПК
Показатели братья и сестры родители никто не обучал учили в ДОО
Контрольная группа 45 28 (19,6%) 67 3
Экспериментальная группа 9 39 (27,5%) 2 92
3-й критерий Соблюдение правил безопасности компьютерно-игровой деятельности детей
Показатели время игры ограничено (вредно для здоровья) ребенок играет, сколько захочет, без ограничения
Контрольная группа 113 (79,1%) 30 (20,9%)
Экспериментальная группа 121 (85,2%) 21 (14,8%)
4-й критерий Соблюдение приемов здоровьесбережения
Показатели ребенок соблюдает 1-2 приема ребенок не соблюдает ни одного приема
Контрольная группа (из 113 (79,1%) тех, у кого временное ограничение есть) 6 (5,3%) 107
Экспериментальная группа (из 121 (85,2%), у кого время игры ограничено) 97 (80,1%) 24
подтверждают следующие полученные результаты: в экспериментальной группе на 7,9% увеличилось количество детей с участием родителей в обучении основным умениям и навыкам самостоятельной работы на ПК. На 41% увеличилось количество детей, родители которых стали соблюдать рекомендуемый временной режим пребывания ребенка за компьютером. И на 40,3% стало больше детей, родители которых начали принимать непосредственное участие в руководстве компьютерно-игровой деятельностью детей, используя совместную игру.
Полученные результаты показывают положительную динамику развития у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе всех структурных компонентов основ информационной культуры (мотивационно-ценностного; когнитивного и пра-ктико-ориентированного), которую можно рассматривать как убедительное свидетельство эффективности методики (задачи, содержание, формы, методы) развития основ информационной культуры у старших дошкольников.
Целостный подход к формированию основ информационной культуры у старших дошкольников должен быть направлен на максимальное развитие возможностей ребенка, поддержание интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков с помощью современных информационных средств, реализацию внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации и творческом ее использовании. Это закономерно приведет к наполнению новым содержанием и углублению имеющихся знаний детей, расширению их кругозора и реализации индивидуальных склонностей, интересов, способностей в познавательной и продуктивной творческой деятельности.
Список литературы
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: моногр. / под ред. Б. Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
2. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. - 1991. - № 3. - С. 33-38.
3. Калинина Т. В. Формирование основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4. - С. 121-127.
4. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Информационная компетентность педагога дошкольного образования // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 1. - С. 100-108.
5. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Информационная компетентность педагога, как условие организации компьютерного обучения детей // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 6. - С. 56-63.
6. Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А. Формирование и совершенствование информационной компетентности педагогов ДОО // Информационные и компьютерные технологии в дошкольном образовании: материалы заоч. междунар. науч.-практ. конф. (20 апр. 2016 г.). - М.: МПГУ, 2016. - С. 21-27.
7. Дмитриев Ю. А., Калинина Т. В., Кротова Т. В. Возможности информационных и коммуникационных технологий и их использование в сотрудничестве педагогов ДОО и родителей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2017. - № 1. - С. 47-54.
References
1. Dendev B. (ed.) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii: monogr. Moscow: IITO YuNESKO, 2013.
2. Rozenberg N. M. Informatsionnaya kultura v soderzhanii obshchego obrazovaniya. Sovetskaya pedagogika. 1991, No. 3, pp. 33-38.
3. Kalinina T. V. Formirovanie osnov informatsionnoy kultury u detey starshego dosh-kolnogo vozrasta. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016, No. 4, pp. 121-127.
4. Kalinina T. V., Dmitriev Yu. A. Informatsionnaya kompetentnost pedagoga doshkol-nogo obrazovaniya. Prepodavatel XXI vek. 2014, No. 1, pp. 100-108.
5. Kalinina T. V., Dmitriev Yu. A. Informatsionnaya kompetentnost pedagoga, kak us-lovie organizatsii kompyuternogo obucheniya detey. Upravlenie doshkolnym obrazo-vatelnym uchrezhdeniem. 2014, No. 6, pp. 56-63.
6. Kalinina T. V., Dmitriev Yu. A. Formirovanie i sovershenstvovanie informatsionnoy kompetentnosti pedagogov DOO. In: Informatsionnye i kompyuternye tekhnologii v dosh-kolnom obrazovanii. Proceedings of extramural International scientific-practical conference (20 Apr. 2016). Moscow: MSPU, 2016. Pp. 21-27.
7. Dmitriev Yu. A., Kalinina T. V., Krotova T. V. Vozmozhnosti informatsionnykh i kom-munikatsionnykh tekhnologiy i ikh ispolzovanie v sotrudnichestve pedagogov DOO i roditeley. Doshkolnik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2017, No.1, pp. 47-54.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 1