Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования основ информационной культуры у дошкольников'

Педагогические условия формирования основ информационной культуры у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1138
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION CULTURE / COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Оюна Дабаевна

В статье содержатся краткие теоретические сведения по проблеме формирования основ информационной культуры у детей. Определены возможности и особенности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения как средства формирования информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of formation of pre-schoolers' information culture

The article deals with the brief theoretical data on the problem of the formation of bases of information culture at children. The possibilities and features of use of information and communication technologies in the educational process of preschool institutions and formation means of information culture are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования основ информационной культуры у дошкольников»

аспекты этикета, методов создания морального кодекса в классе и нравственного самосовершенствования.

Таково в самых общих чертах содержание основных модулей курса Основы религиозных культур и светской этики.

Таким образом, содержание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать созданию у ребенка собственной системы ценностей. Очень

важно, что в этот период ему предлагается ознакомиться с высшими ценностями, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человеческого общества. Содержание курса позволит ребенку выработать свою позитивную нравственную позицию, взглянуть на самого себя, как на личность.

Список литературы

1. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. URL: http://ns.informika.ru/text/ magaz/higher/2_97/7razdel.html

2. Замятин Е. И. Советские дети. URL : http://lib.babr.ru/index.php?book=2877

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. URL : http://www.prosv. ru/umk/ ork/info.aspx?ob_no=20300

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. URL: http:// standart.edu.ru / catalog. aspx?CatalogId=985

5. Игумен Георгий (Шестун) Современные проблемы содержания образования. URL: http://www. portal-slovo.ru/pedagogy/37908.php

6. Кураев А. В. Основы православной культуры : учебник для 4-5 классов. М., 2010.

УДК 372.21 ББК Ч 411.38

О. Д. Очирова Педагогические условия формирования основ информационной культуры у дошкольников

В статье содержатся краткие теоретические сведения по проблеме формирования основ информационной культуры у детей. Определены возможности и особенности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения как средства формирования информационной культуры.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная культура, компьютерные технологии.

О. D. Ochirova Pedagogical conditions of formation of pre-schoolers' information culture

The article deals with the brief theoretical data on the problem of the formation of bases of information culture at children. The possibilities and features of use of information and communication technologies in the educational process of preschool institutions and formation means of information culture are defined.

Key words: information and communication technologies, information culture, computer technologies.

В настоящее время наше общество называют информационным, поскольку XXI в. характерен быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся значимыми для развития и воспитания человека. Перед образованием стоит задача научить ребенка использовать все эти возможности для получения новых знаний, способствующих его самореализации и социальной адаптации в изменяющемся мире. Это предполагает изменение содержания дошкольного образования, осознание необходимости формирования основ информационной культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества, у всех субъектов образовательного процесса, т. е. на первый план выходит умение пользоваться информацией, получать ее с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Дошкольное образовательное учреждение в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как социокультурная база воспитания и развития детей. Следовательно, в дошкольном образовании необходимо формировать основы информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста с учетом социокультурных особенностей региона.

Для более подробного рассмотрения термина «информационная культура» обратимся к трактовке Б. С. Гершунско-го, который выделяет следующие признаки культуры «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере» [3, с. 65].

Информация - это любой вид сведений о предметах, фактах, понятиях предметной области. Значит, в контекс-

те «информационную культуру» можно понимать как способность воспринимать и преобразовать любой вид сведений.

Отечественные и зарубежные исследователи, такие как С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Ю. Горвиц, Г. Петку, Б. Хантер и др., уделяют большое внимание применению информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании и его роли в развитии личности.

На современном этапе приобщение к информационной культуре детей старшего дошкольного возраста является не только велением времени, но и необходимостью, так как «программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение» [3, с. 28].

По мнению С. Пейперта, компьютер может изменить характер учения - не чему-то определенному, а учения вообще - и сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными [6].

Понятие «информационная культура», включая в себя духовную культуру, подразумевает целостность воспитательного процесса. Формирование информационной культуры - «неуправляемый процесс, он структурируется, организуется и усиливается при целенаправленном развитии культуры личности системами обучения и воспитания. Однако, не имея четкого представления о содержании информационной культуры, названные системы действуют хаотично» [6, с. 250].

У детей 5-6 лет наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. При работе с компьютером они советуются, помогают друг другу, общаются, что способствует развитию общения между ними, обогащению речи, готовит к обучению в школе.

Для детей старшего дошкольного возраста может быть применена тради-

ционная формулировка понятия «информационная культура», включающая в себя овладение первоначальными навыками компьютерной грамотности и приобретение умений и навыков сбора, обработки, применения информации, приобретение этической, эстетической, интеллектуальной чуткости.

Таким образом, одним из условий формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста является, на наш взгляд, использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Но успех этого процесса возможен в том случае, если компьютерные средства станут значимыми в деятельности ребенка, т. е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах продуктивной творческой деятельности.

Интеграция традиционных педагогических и новых информационно-коммуникационных технологий позволит поднять дошкольное образование на новый уровень качества.

Однако конкретные пути и способы решения данной проблемы остаются недостаточно разработанными. Слабо отражены данные вопросы и в педагогической науке. Использование информационно-коммуникационных технологий характерно для многих регионов РФ, но, несмотря на имеющийся опыт работы педагогов в этом направлении, пока еще не определены педагогические условия формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения обозначенной задачи необходимым условием является создание интерактивных образовательных ресурсов для детей старшего дошкольного возраста. Содержательную сторо-

ну может составлять доступный материал любого характера и направления, но только на основе системной работы дошкольники могут научиться воспринимать и преобразовывать информацию. Проблема состоит в том, чтобы определить спектр тех возможностей и особенностей применения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, которые оказывают влияние на формирование основ информационной культуры у детей дошкольного возраста.

В нашем дошкольном учреждении «Бэлиг» создан проект по формированию основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами краеведческого и этнокультурного материала. Этнокультурный материал должен применяться в связи с тем, что многие детские сады Агинского бурятского округа функционируют в условиях билингвизма. А «подбор и систематизацию этнокультурного материала на бурятском и русском языках» является одним из педагогических условий развития двуязычия [5, с. 7]. По нашему мнению, реализация данного проекта является одним из путей совершенствования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду по патриотическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий. Созданы учебнометодические пособия для педагогов, интерактивные образовательные ресурсы для детей и их родителей.

По данным анкетирования, проведенного среди детей старшей и подготовительной групп и их родителей, из 50 опрошенных у 19 имеются дома компьютеры. Владеют компьютером 15 детей; понимают поставленную дидактическую задачу компьютерной игры - 20.

Перед педагогами нашего дошкольного учреждения встала задача интеграции информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения для формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, необходимостью создания системы работы по формированию у детей основ информационной культуры, с другой, - недостаточной разработанностью изучаемой проблемы в педагогической науке.

Успешное решение данной проблемы будет также способствовать всестороннему воспитанию и развитию детей дошкольного возраста и соответственно повышению качества образования.

Отметим, что в данной работе к техническим средствам информационно-коммуникационных технологий обучения, используемых в дошкольном учреждении, мы относим компьютеры, вычислительную технику, периферийное оборудование, средства связи, кино, аудио-, видео-, библиотеки и т. д., т. е. все разнообразие способов хранения и обработки информации.

Мы подходим к использованию информационно-коммуникационных технологий как к средству воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения его интеллектуальной сферы, позволяющее сделать более интересной и насыщенной продуктивную деятельность ребенка, что и является составными компонентами информационной культуры. Рассмотрим с этих позиций основные особенности формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, формирование основ информационной культуры у детей стар-

шего дошкольного возраста возможно на основе создания единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса. Универсальность и многофункциональность информационно-коммуникационных технологий позволяет делать более эффективным взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в модели «ребенок-педагог-компьютер», «ребенок-родитель-компьютер», «педа-гог-родитель-компьютер».

Во-вторых, создание индивидуального образовательного информационного пространства, где ребенок становится не только пассивным наблюдателем, а активным творческим созидателем. Компьютер дает возможность ребенку экспериментировать, не боясь неудач. Например, у каждого ребенка имеется база данных, куда входят анкетные данные, видеосъемки всех утренников с его участием и интервью, фотогалерея, творческие работы и т. д.

Педагогические возможности реализации информационно-компьютерных технологий очевидны - это индивидуализация и активизация обучения, диагностика, оптимизация образовательного процесса и т. д. В подготовке детей к школе также значительную роль играет применение современных информационных компьютерных технологий. Это мощная дополнительная мотивация обучения и развития, так как каждый ребенок мечтает прикоснуться к компьютеру. Решая задачу качественной подготовки к обучению в школе, мы видим эту проблему как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности.

Исходя из этого, в вариативную часть учебного плана введен кружок по информатике. Но при организации занятий с детьми столкнулись с некоторыми проблемами:

- нет отдельного помещения, совмещение кабинетов;

- разный уровень подготовленности детей, их расслоение по мотивации обучения;

- у 62 % детей отсутствие закрепления материала дома, связанные с отсутствием ПК;

- нет адаптированных развивающих компьютерных игр;

- нет электронных учебных пособий;

- нет игр для интерактивной доски;

- недостаточность знаний у родителей и педагогов по информационнокоммуникационным технологиям.

Прежде чем продолжить работу с детьми и с педагогами, была создана материально-техническая база: имеются 3 компьютера для использования детей, 1 ноутбук, интерактивная доска, проектор, экран. В штатном расписании предусмотрена ставка преподавателя информатики. Соответствующая материально-техническая база также является условием формирования основ информационной культуры. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (включая интегрированные занятия). Дополнительно после изучения каждого направления проводится диагностика. Итого 36 занятий. В соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей собран и адаптирован материал по формированию информационной культуры. Занятия в компьютерном кружке позволили обогатить общий уровень подготовленности детей к обучению в школе.

Одно из главных условий формирования основ информационной культуры у детей дошкольного возраста - специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся

в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым информационно-коммуникационным технологиям. В нашем дошкольном учреждении все педагоги владеют компьютером и умеют работать с интерактивной доской SMART BOARD. Из 14 педагогов прошли Интернет-курсы 7 педагогов.

При формировании информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста существуют определенные риски, которые необходимо учитывать при работе. Во-первых, чрезмерное увлечение компьютером влечет асоциальное поведение ребенка в обществе. Во-вторых, накопление большого объема ненужной информации приводит «к своеобразной информационнообразной зависимости» [6, с. 250].

Эксперимент показал следующие результаты. Владеют элементарными навыками работы на компьютере - 50 детей. Знают и работают с компьютерными программами - 36 детей. Являются пользователями Интернет - 28 детей. Понимают информационный язык - 42 ребенка.

Результатом проделанной работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно осваивать информацию, умения осмыслить ее в контексте культуры, умения применить информацию в своей повседневной жизни. Таким образом, при создании необходимых педагогических условий формирования основ информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста возможно становление гармонично развитой личности, способной мыслить самостоятельно, творчески, что так необходимо для получения новых знаний, способствующих его самореализации и социальной адаптации в изменяющемся мире.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 175 с.

2. Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998.

3. Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников: методология, теория, практика. Екатеринбург, 2008. 144 с.

4. Пейперт С. М. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / пер с англ. М. : Просвещение, 1989. 370 с.

5. Улзытуева А. И. Методика обучения речевому общению детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия (бурятско-русского и русско-бурятского) : учеб. пособие / авт.-сост. А. И. Улзытуева ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Изд. 2-е, стер. Чита, 2010. 155 с.

6. Храпатая М. В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности и информационной культуры учащихся школы / / Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 248-254.

УДК 329.05 ББК Ч422

Н. И. Турушев

Детское движение как предмет междисциплинарного научного изучения

Содержание материала данной статьи построено на анализе педагогической категории «детское движение». Комплексное рассмотрение представленной понятийной единицы находит свое отражение в научных положениях педагогики, психологии, социологии, раскрывающих проблемы педагогического содержания детских организаций. Актуальность заявленной темы выражается в поиске новых подходов, детальной разработки вопросов сотрудничества педагога и ребенка в процессе функционирования детских общественных структур.

Ключевые слова: детское движение, педагог, скаут, И. Н. Жуков.

N. I. Turushev

Child's movement as the subject of interdisciplinary scientific research

Contents of this article's data are built on the analyses of pedagogical category "Children's motion". The complex examination of presented conceptual unit finds its reflection in scientific theories of pedagogic, psychology, sociology, which open the problems of children's organizations' pedagogical content. Actuality of declared theme expresses in search of the newest approaches of detailed development's issue of pedagogue and child's collaboration in operation of children's social structures.

Key words: children's motion, pedagogue, scout, I. N. Zhukov.

Опыт отечественных и зарубежных исследователей вопросов развития ребенка позволяет говорить, что ребенок как субъект деятельности и развития представляет аналитический интерес в научной среде. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в на-

уках гуманитарного цикла недостаточно разработана единая концепция личности и ее воспитания и социализации. В условиях сложных многочисленных и многохарактерных изменений четко фиксируется перестройка ментальности, смена целей, ценностей, ориента-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.