УДК 371.3
Н. В. Белинова, Н. Ф. Никитина
ИКТ в профессиональной подготовке педагога к развитию речи детей
Приведены основные методические аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые являются системообразующими для организации деятельности педагога и формирования у него соответствующей профессиональной компетенции: дидактические принципы использования ИКТ, классификационные подходы к компьютерным программам и играм, понятие «образовательный контент» и условия его создания. Актуализирована необходимость пересмотра содержательного компонента профессиональной подготовки современного педагога в рамках реализации основных профессиональных общеобразовательных программ среднего профессионального высшего образования в свете требований основных образовательных нормативно-правовых документов: ФГОС ДО, ФГОС НОО и Профессионального стандарта педагога.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, ИКТ, развитие речи детей, компьютерные игры, образовательный процесс, информационно-методическое сопровождение, образовательный контент
N. V. Belinova, N. F. Nikitina
ICT in the vocational training of a teacher for the development of the speech
of children
The main methodical aspects of IT use in the speech development of children of preschool and primary school age are considered. They are claimed system-forming for the organization of the teacher's activity and the formation of appropriate professional competence: didactic principles of IT use, classification approaches to computer programs and games, the concept of "educational content "and the conditions for its creation. The need to revise the content component of the vocational training of the modern teacher in the framework of the implementation of the basic professional general education programs of secondary professional higher education is updated in the light of the requirements of the main educational regulatory documents: Standard of preschool education, Standard of primary education and the Professional Standard of the Teacher.
Keywords: teacher training, IT, development of children's speech, computer games, educational process, information and methodological support, educational content
Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательной организации рассматривается как актуальная проблема современной педагогики, что обусловлено рядом факторов и требует уточнения содержания профессиональной подготовки педагогов.
Первым фактором является объективное снижение уровня речевого развития детей в плане сформирован ности звуковой культуры речи и грамматического строя языка, развития словаря, становления форм диалогического и
монологического общения, и как следствие, снижение порога стартового уровня готовности ребенка к обучению грамоте на ступени начального общего образования и в дальнейшем в средней школе на уроках русского языка и литературы.
Вторым фактором является требования нормативно-правовых документов в сфере дошкольного и начального общего образования - ФГОС ДО и ФГОС НОО, где актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается путем выделения
государственный СоВет-ник, 2018
отдельной образовательной области «Речевое развитие» во ФГОС ДО и учебных предметов в предметной области «Филология» во ФГОС НОО, с одной стороны, и Профессиональный стандарт педагога (2013 г.), где владение ИКТ, определено как базовая профессиональная компетенция современного педагога [7,9,10].
На стыке этих двух проблемных областей наблюдается насущная необходимость поиска новых методологических подходов, во-первых, к подготовке педагога по направлению «Психолого-педагогическое образование», и, во-вторых, к организации психолого-педагогического сопровождения развития речи детей в условиях детского сада и начальной школы с использованием ИКТ.
Таким образом, профессиональная подготовка современного педагога должна предусматривать следующее:
- углубленное изучение нормативно-правовых основ интеграции ИКТ в образовательный процесс (статьи 18, 29, 98 ФЗ N0 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; СанПиН и др.);
- изучение психолого-педагогических основ информационно-методического сопровождения образовательного процесса в детском саду и начальной школе в свете современных научных исследований (А.А. Андреев, В.П. Беспаль-ко, И.Б. Бичева, И.Г. Захарова, И.Д. Коган, И.А. Морев, Е.В. Ширшов и др.);
- формирование профессиональной компетенции, позволяющей анализировать возможность и целесообразность применения информационно-коммуникационных продуктов, дифференцировать их программные компоненты в соответствии с психофизиологическими особенностями обучающихся [1,2].
Образовательный дискурс нового тысячелетия оставляет вопрос использования ИКТ вне дискуссии. Противоречивым остается технологический аспект внедрения и совершенствования методических аспектов информационного сопровождения [5]. На сегодняшний день проблемное поле предполагает развитие педагогических технологий использования информационно-программных продуктов, средств и форм, а также разработка, апробация и внедрение образовательного контента. В области дошкольного и начального образования специфика разработки технологий и содержательного наполнения образовательного контента определяет игровой формат дидактических преобразований [8].
Система использования ИКТ в образовании базируется на ряде общих принципов, опреде-
№ 3
ляющих структуру образовательного процесса в целом:
- принцип научности, обеспечивающий фундаментальную базу и метотодологи чески й подход наряду с практическими разработками и технологическими достижениями последних лет;
- принцип системности, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие всех элементов системы;
- принцип линейного развертывания образовательного материала в системе ИКТ, позволяющий переходить от простого этапа к более сложному;
- принцип прочности, обеспечиваемый цикличностью многих компьютерных обучающих игр, удобством в организации образовательной работы, возможностью просматривать мультимедийные образцы многократно;
- принцип наглядности, обеспечивающий восприятие информации через зрительные образы, что лучшим образом соответствует психофизиологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- принцип активизации познавательной деятельности детей, которым интересен интерактивный формат транслируемой информации.
В соответствии с вышеперечисленными принципами в работе с детьми используется ряд компьютерных программ, которые обобщенно можно классифицировать как:
1) обучающие программы, позволяющие в игровой форме решать познавательные задачи в соответствии с реализацией образовательных (ФГОС ДО) или предметных (ФГОС НОО) областей;
2) развивающие программы, ориентированные на развитие ведущих психических процессов: внимание, воображение, память, мышление, речь, логика, восприятие;
3) диагностические программы, разрабатываемые для определения уровней и особенностей коммуникативного, умственного развития детей, также как и выявление склонности, одаренности к тому или иному виду деятельности.
Комплекс разных типов программ в образовательном процессе образовательной организации позволяет организовывать как групповое взаимодействие детей, так и построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Большое значение в обучении детей имеют игры, так как игра - ведущий вид деятельности, особенно, в жизни дошкольника [11]. Игра не теряет своей актуальности и в младшем школьном возрасте. По словам Новоселовой С.Н. в ходе игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами, «возникают психи-
ческие новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к повышению творческих способностей детей» [6, с.51].
Существует большое количество классификаций компьютерных игр, самая популярная из них основана на игровых действиях.
1. Адвентурные игры - по сюжету похожи на мультипликационный фильм, носят приключенческий характер, ребенок в рамках заданного игрового сюжета может управлять ходом событий.
2. Аркадныеигры - по сюжету представляют собой несколько последовательных миссий со все большим усложнением, объединенные или главным героем, или рамочным сюжетом, в котором в каждой миссии можно выступать от лица разных героев.
3. Логические игры - содержат познавательные задачи в виде головоломок, развивающих логическое мышление (обучают детей счету, чтению, письму и другим предметам) [4].
4. Ролевые игры - в сюжет игры входят несколько игровых персонажей, выполняющих определенную функцию, которыми управляет игрок. Для выполнения поставленной задачи ребенок должен проектировать поведение и поступки своего героя в ходе взаимодействия с другими героями и игроками.
5. Стратегии - игра направлена на планиро-
вание, управление ресурсами, войсками, энергией или другими подобными составляющими. Успешное прохождение игры зависит от долгосрочного перспективного проектирования.
6. Симуляторы - игра-имитатор, обозначается через приставку, например: авто-, авиаспортивный и др.. Большое значение в этих играх придается реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды.
7. 3D или 5D - Action - повышенная степень виртуальности создается за счет трехмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни есть верх, низ, право, лево, впереди и позади.
Все вышесказанное обусловливает необходимость профессиональной подготовки педагога в условиях информационно-технической среды, где дети нередко чувствуют себя более свободно и раскрепощено, чем педагоги. Анализ реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования показывает однозначное признание всеми представителями педагогического сообщества важности и насущности включения в подготовку студентов методических аспектов ИКТ, но степень решения проблемы проявляется по разному: от разработки отдельных тем учебных дисциплин до включения специальных учебных дисциплин, предусматривающих практическое погружение в мир компьютерных технологий [3].
3
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Н.С., Гарипов Л.Ф. Познавательные компьютерные игры младших школьников: от интереса к диалогу и мотивации // Современные проблемы науки и образования. 2013. N 5. С. 257. Александрова Н.С., Хмелькова Е.В. Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современных исследованиях // Казанская наука. 2015. N 12. С. 176-178. Бичева И.Б., Коровина Е.А., Сомова Н.М. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход // Бизнес. Образование. Право. 2016. N 1 (34). С. 242-246.
4. Бичева И.Б., Старикова А.Ю. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза. В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации (материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием) Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 300-303.
5. Гуцу Е.Г. Проектировочные действия преподавателя педвуза при реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2012. N 2. С. 58-63.
6. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М .: Новая школа, 1997. 128 с.
7. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (дата обращения 26.12.2017)
8. Старикова А.Ю. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов психолого-педагогического образования / В сб.: Инновационная деятельность в образовании :сборник статей по материалам III региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 15-18.
9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. URL: https://rg.ru/2013/11/25/ doshk-standart-dok.html (дата обращения 26.12.2017)
10. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. URL: минобрнауки.рф/ документы/922 (дата обращения 26.12.2017)
11. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. N 3. С. 152-155.
Государственный СоВетНиК, 2018
№ 3
REFERENCES
Aleksandrova N.S., Garipov L.F. Cognitive computer games of primary school children: from interest to dialogue and motivation. Modern problems of science and education. 2013. no. 5. p. 257. (in Russian) Aleksandrova N.S., Hmelkova E.V. The problem of social and communicative development of preschoolers in modern research. Kazan Science. 2015. no. 12. pp. 176-178. (in Russian)
Bicheva I.B., Korovina E.A., Somova N.M. Professional development management of educators in educational organization: participative approach. Business. Education. Law. 2016. no. 1 (34). pp. 242-246. (in Russian) Bicheva I.B., Starikova A.Y. The development of IT competence of future educators bi the educational process of higher school // Actual problems of modern education: experience and innovation (materials of national scientific-practical conference with international participation. Editor in response A.Y. Nagornova. 2016. pp. 300-303. (in Russian)
Gutsu E.G. Design actions of University tutor in realization of competence approach. Pedagogics. 2012. no. 2. pp. 58-63. (in Russian)
Novoselova S.L., Petku G.P. Computer world of preschoolers. Moscow: Novaya shkola, 1997. 128 p. Professional standart of pedagog. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (accessed 22 September 2018)
Starikova A.Y. Formation of information and communication competence of future teachers of psychological and pedagogical education // Innovative activity in education: a collection of articles on the materials of the III regional scientific and practical conference. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. 2017. pp. 15-18. (in Russian)
Federal state standard of preschool education. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 22 September 2018)
10. Federal state standard of primary general education. Available at: minobrnauki.rf/dokumenty/922 (accessed 22 September 2018)
11. Hanova T.G. Pedagogical conditions of children games development. Nizhny Novgorod education. 2015. no. 3. pp. 152-155. (in Russian)
1.
2.
3.
4.
9.
Информация об авторах Белинова Наталья Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного и
начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Belinova Natalya Vladimirovna (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogy, Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Nikitina Natalya Fedorovna (Russia, Nizhny Novgorod) Postgraduate student Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Никитина Наталья Федоровна
A
(Россия, Нижний Новгород) Магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]