Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018
№ 6 (30). С. 66-69. __ .
УДК 373.2 Ю. В. Афонина, Т. Г. Ханова
Использование игр-презентаций как средства активизации познавательного интереса дошкольников
В данной работе рассмотрены возможности использования в образовательном процессе дошкольной организации компьютерных игр как важного и доступного средства интеллектуального развития дошкольников, выступающего одновременно интерактивным методом и приемом обучения. Подчеркнуто, что в условиях обновления системы дошкольного образования особенно актуальным представляется поиск путей оптимизации образовательного процесса, направленного, в первую очередь, на развитие познавательной активности и интересов дошкольников, формирование предпосылок учебно-познавательной деятельности, стимулирование творческих способностей, умения находить нестандартные способы решения познавательных задач. В этих условиях особая роль отводится компьютерным технологиям, в частности, интерактивным играм, позволяющим в условиях свободной увлекательной деятельности на знакомом содержании осваивать сложный образовательный материал, овладевать мыслительными операциями и умственными способностями. Авторами приведены конкретные примеры использования компьютерных игр на различных занятиях. Сделан вывод, что включение компьютерных игр в образовательный процесс ставит обучающегося в позицию активного субъекта познания, что в конечном итоге, способствует достижению более качественного результата.
Ключевые слова: дошкольное детство, игры-презентации, игры-тренажеры, интерактивные методы обучения, компьютерные технологии, мотивация, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие, познавательная активность
Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 52-57.
Use of games presentations as a means of activating the courtests of the presentive interests of preschoolers
In the given work possibilities of use in the educational process of preschool organization of computer games as an important and accessible means of intellectual development of preschool children, acting simultaneously as an interactive method and the method of learning are considered. It is emphasized that in the conditions of updating the system of preschool education, it is especially important to find ways to optimize the educational process, aimed primarily at developing cognitive activity and interests of preschool children, shaping the prerequisites for educational and cognitive activity, stimulating creative abilities, and the ability to find non-standard ways of solving cognitive tasks . In these conditions, a special role is assigned to computer technology, in particular, interactive games that allow you to master complex educational material in a context of free exciting activity on familiar content, to master mental operations and mental abilities. The authors give concrete examples of the use of computer games in various occupations. It is concluded that the inclusion of computer games in the educational process puts the learner in the position of an active subject of cognition, which ultimately contributes to the achievement of a better result.
Keywords: preschool childhood, games-presentations, games-simulators, interactive methods of teaching, computer technologies, motivation, educational process, pedagogical interaction, cognitive activity
J. V. AFONiNA, T. G. Khanova
современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования основной целью работы дошкольного образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития ребенка. Приоритетной становится задача создания условий для обогащенного развития личности ребенка, воспитания и формирования умения учиться. При этом главной задачей воспитателя становится «взращивание архитектора и строителя» образовательного процесса. Воспитателю необходимо обучать ребенка таким образом, чтобы он мог быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, был способен находить собственные пути решения задач, но самое важное, был готов получать новые знания, применять их в привычных и нестандартных ситуациях.
Общеизвестно, что занятия в детском саду имеют свою специфику, которая отличается эмоциональной, яркой подачей материала, с привлечением иллюстрированных, звуковых и визуальных эффектов. В связи с этим возникает вопрос, как увлечь современного ребенка, заинтересовать его, с помощью каких средств и методов сделать обучение доступным, увлекательным? Подчеркнем, важно не заставлять ребенка учиться, а заинтересовать, сделать серьезное обучение занимательным, увлекательным, удивительным [9].
Дошкольный период детства, как свидетельствуют многочисленные исследования ученых, - уникальный период в развитии личности. В дошкольные годы формируются общие представления ребенка об окружающем мире, наблюдается интенсивное физическое и психическое развитие. Ребенок знакомится с общепринятыми способами поведения, овладевает социальным опытом, «присваивает» образцы национальной и общечеловеческой культуры и т.д. В период от рождения до 6-7 лет, согласно исследованиям ученых, наиболее интенсивно развиваются функциональные возможности мозга, происходит переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Мышление - интеллектуальная база, и овладение этой базой, способами решения познавательных задач ведет к обогащению всех сторон личности. Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что необходимо раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста, но только в рамках специфически детских видов деятельности, в первую очередь, игровой деятельности [10; 11]. На этом этапе компьютер становится интеллектуальным помощником для решения поставленных задач, а предназначение педагога при таком обучении - использовать компьютер в качестве мощного инструмента развития познавательной мотивации, способного стимулировать интерес ребенка к учению. Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным
явлением. Способность компьютера предъявлять информацию одновременно в текстовом, графическом, звуковом и визуальном формате, быстро обрабатывать данные обусловила возможности и эффективность его использования в образовательной работе с детьми, как нового образовательного средства [1].
Возможности компьютера в создании игровых и обучающих ситуаций, без сомнения, огромны, сам по себе он оказывает значительное стимулирующее воздействие на ребёнка. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования, такие как: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к замещению, умение прогнозировать возможные результаты и др.), которые стимулируют развитие творческих способностей. Однако, нужно понимать, что только путем целесообразно организованного взаимодействия ребенка, педагога и компьютера можно достичь желаемого результата. Сам по себе компьютер не играет познавательной роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности. Важно при этом, чтобы компьютер лишь дополнял воспитателя, но не заменял его. В начале занятия педагог стремится вызвать у ребенка интерес к изучению нового, которое должно захватить его внимание своей необычностью, яркостью, вызвать желание узнать и научиться.
Одной из разновидностей компьютерных технологий для обучения дошкольников являются интерактивные игры. Будучи включенными в систему традиционных игр, они способны внести свой вклад в совершенствование процесса развития творческой личности ребенка. Согласно исследованиям Ю.М. Горвиц, Г.С. Гушлевской, Е.В. Зворыгиной, Т.С. Комаровой, И.И. Комаровой, В.В. Моторина, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, А.В. Туликова, Л.Д. Чайновой и др., компьютерные игры имеют большое значение в обучении детей, в частности, с их помощью педагог может завуалировать дидактическую программу, способствующую развитию познавательных психических процессов: речи, мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, представив ее в виде увлекательной игры с движущимися картинками и видео роликами [4]. К таким играм относятся, прежде всего, игры-тренажеры, которые при умелом использовании позволяют еще и диагностировать уровень умственного, речевого, эстетического, нравственного развития.
Perspectives с^ Science & Education. 2017. 6 (30)
Педагогу, имеющему базовые навыки в пользовании ПК, непросто будет создать игру-тренажер, так как она предполагает сложную анимацию, движение героев, различные варианты ответов ребенка, подтверждение и отрицание выбранных действий [3]. Но таких развивающих игр известно немало, важно лишь тщательно подобрать материал. Например, на занятии присутствует анимированный помощник, который сообщает детям новое задание. Так, на занятии по теме «Животные и среда их обитания» дети сначала отгадывают загадки о животных, которые выведены на экран, при отгадывании появляется изображение животного и место его обитания [7]. Изображения животных и природы сопровождаются анимацией и звуками, что способствует более прочному и осознанному усвоению материала. Далее следует рассказ воспитателя о том, что животные делятся на домашних и диких. На этапе закрепления дается задание распределить животных на две группы, подобрать для каждого место обитания. Такая игра-тренажер привлекает внимание ребенка, повышает мотивацию учения и, следовательно, способствует усвоению материала на достаточном уровне. С помощью подобных компьютерных тренажеров ребенок может изучить профессии, времена года, одежду, посуду, научиться счету и логическому рассуждению, овладеть классификацией объектов («Распредели продукты на полезные и вредные», «Где чьи малыши?», «Кто чем питается?»), способностью выстраивать сериационный ряд («Расположи продукты в порядке увеличения их веса», «Что сначала, что потом?» и др.) [5; 6; 7].
Игра-презентация может быть авторской разработкой педагога, поскольку она, как правило, довольно проста в создании и использовании [2]. При применении компьютерных игр на занятии важно учитывать ряд правил.
1. Обязательное проведение предварительной работы перед использованием игры-презентации. Предварительная работа должна включать активизацию знаний детей о той сфере действительности, которой посвящена игра: игрушки, посуда, профессии, транспорт и т.п.
2. Стимулирование познавательной и речевой активности при проведении игры-презентации через проблемные вопросы, прямое предложение, систему заданий, оценку и т.п.
3. Создание положительного психоэмоционального фона при проведении игр-презентаций. Ребенок должен чувствовать ситуацию успеха при выполнении заданий, особенно, если это касается первоначальных игр с компьютером.
4. Продумывание игровой задачи для каждой игры-презентации с целью поддержания интереса детей. Игровые задачи должны быть разнообразными и доступными детскому пониманию.
5. Обеспечение в электронном образовательном материале повторяемости и постепенности изучения дидактического содержания.
6. Выполнение гигиенических требований к оформлению игр-презентаций: контрастность фона и рисунков, крупные изображения, четкость силуэтов, незаслоняемость изображений, др.
Приведем примеры наиболее известных игр-презентаций.
1. Игра «Профессии»
Дидактические задачи: закреплять представления детей о видах профессий, их назначении; активизировать в речи названия профессий; вводить в словарь детей обобщающее слово «профессия». Задача педагога подготовить слайды с изображением людей различных профессий. Игровая задача для дошкольника: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь. Можно также предложить детям установить соответствия между предметами, принадлежащими определенному роду занятий и профессией человека.
2. Игра «Аналогии»
Дидактические задачи: развивать умение устанавливать аналогии между заданными предметами; развивать лексические связи; расширять значения слов. Игровая задача для дошкольника: заполнить карточку с картинками, изображенными на экране.
2. Игра «Четвертый лишний»
Дидактические задачи: активизация в речи обобщающих понятий «посуда», «одежда», «обувь» и др.; развитие операций обобщения и классификации. Игровая задача: найти ненужную картинку и услышать звук.
Комплексное использование компьютерных игр наряду с другими видами детской игры оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительно-моторной координации («глаз-рука»), образного восприятия, мышления и воображения, произвольного внимания, запоминания, познавательной мотивации и функции внутреннего планирования деятельности [2; 8].
Итак, на каждом этапе занятия интерактивное обучение одновременно решает три основных задачи: образовательную или познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентационную. Обучение рассматривается как интенсивное, многоплановое, межличностное общение всех включенных в познавательный процесс субъектов. Для педагога компьютерные технологии предоставляют возможность активизировать воспитанника, организовать самоконтроль, реализовать индивидуальный темп обучения, поддержать индивидуальность в процессе освоения знаний, обучить способам саморегуляции поведения. В такой ситуации дошкольник оказывается в позиции субъекта собственной познавательной деятельности, самостоятельно находит путь к познанию мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. 2010. № 4. C. 14.
2. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Игровая деятельность как одно из основных условий использования ИКТ в ДОО // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 11-14.
3. Бичева И.Б., Старикова А.Ю. Развитие информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов в образовательном процессе вуза // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 300-303.
4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-синтез, 2011. 128 с.
5. Красильникова Л.В., Старикова А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в математическом образовании детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 196-205.
6. Меличаева А.М., Ханова Т.Г. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 6-67.
7. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 70-73.
8. Сурова О.А. Что могут дать детям компьютерные игры? // Управление ДОУ. 2009. №8. С. 55-59.
9. Шувалова Н.Ю. и др. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. 2008. №1. С.60-64.
10. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. С. 108-110.
11. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 31.
REFERENCES
10.
11.
Belaya K.Yu. Use of modern information technologies in preschool educational institution and a role of the tutor in development of initial computer literacy by children. Modern preschool education, 2010, no. 4, P. 14 (in Russian).
Belinova N.V., Starikova A.Yu. Game activity as one of the main conditions of use of ICT in DOO. Pedagogics and psychology: tendencies and prospects of development: The collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference. Nizhny Novgorod: Innovative center of development of education and science, 2014, pp. 11-14 (in Russian).
Bicheva I.B., Starikova A.Yu. Development of information and communication competence of future teachers of educational process of higher education institution. Current problems of modern education: experience and innovations. Materials of the All-Russian scientific and practical conference (correspondence) with the international participation / Otv. edition of A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk, 2016. pp. 300-303 (in Russian).
Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Information and communication technologies in preschool education [Information and communication technologies in preschool education]. Moscow, Mosaic synthesis, 2011, 128 p. (in Russian). Krasilnikova L.V., Starikova A.Yu. Information and communication technologies in mathematical education of children of preschool age. Problem of modern pedagogical education, 2016, no. 52-7, pp. 196-205 (in Russian).
Melichayeva A.M., Hanova T.G. Development of mathematical abilities of children of preschool age. Current problems of preschool and primary education in the light of realization of FGOS: The collection of articles on materials of the All-Russian scientific and practical conference. Nizhny Novgorod: NGPU of K. Minin, 2016, pp. 6-67 (in Russian).
Platova A.G., Hanova T.G. A game as a method of ecological education at preschool age. Current problems of preschool and primary education in the light of realization of FGOS: The collection of articles on materials of the All-Russian scientific and practical conference. Nizhny Novgorod: NGPU of K. Minin, 2016, pp. 70-73 (in Russian).
Surova O.A. What can give to children computer games? Management of preschool educational institution, 2009, no. 8, pp. 55-59 (in Russian).
Shuvalova N.Yu., etc. To a question of development of informative activity in the senior preschool children in the course of a computer game. Psychology and school, 2008, no. 1, pp. 60-64 (in Russian).
Hanova T. G., Vavilova V.S. Features of modern subculture of a children's game. Society: sociology, psychology, pedagogics, 2016, no. 11, pp. 108-110 (in Russian).
Hanova T. G. "Modern preschool childhood: problems and prospects": on materials of a regional scientific and practical conference. The Bulletin of the Mininsky university, 2015, no. 2 (10), p. 31 (in Russian).
Информация об авторах Афонина Юлия Викторовна
(Россия, Нижний Новгород) Студент магистратуры Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: jlyfox@mail.ru
Information about the authors
Afonina Julia Victorovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Graduate student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: jlyfox@mail.ru
Ханова Татьяна Геннадьевна
(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и
начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: tanyaha10@mail.ru
Khanova Tatyana Gennadievna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education Minin Nizhny Novgorod State
Pedagogical University E-mail: tanyaha10@mail.ru