педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Силантьева Алена Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ...
УДК 378.2
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0035
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
© 2019
Медведева Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент Силантьева Алена Анатольевна, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, Ульянова 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрены особенности нарушения лексической стороны речи у дошкольников с ОНР, в том числе словарный запас, объем активного и пассивного словаря детей. Был сделан вывод, что лексический строй речи у дошкольников с ОНР характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами. В результате была выявлена и обоснована необходимость целенаправленной коррекцион-ной работы по формированию лексической стороны речи, при этом, особое внимание было уделено использованию современных компьютерных технологий, в том числе, компьютерных игр как эффективному средству коррекции указанных нарушений. В качестве примера были рассмотрены основные компьютерные программы и игры для детей дошкольного возраста с ОНР.
Ключевые слова: речь, нарушение речи, лексика, словообразование, словарный запас, коррекция, информационные технологии, компьютерные игры.
THE FORMING OF THE LEXICAL PARTY OF SPEECH OF CHILDREN WITH ONR THROUGH THE USE OF COMPUTER GAMES
© 2019
Medvedeva Elena Yurievna, candidate of psychological Sciences, associate Professor Silantyeva Alena Anatolievna, master student
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article describes the features of the violation of the lexical side of speech in preschool children with ONR, including vocabulary, volume of active and passive vocabulary of children. It was concluded that the lexical structure of speech among preschoolers with ONR is characterized by the presence of agrammatisms, difficulties in word formation, and lexical substitutions. As a result, the necessity of purposeful correctional work on the formation of the lexical side of speech was revealed and justified, while special attention was paid to the use of modern computer technologies, including computer games, as an effective means of correcting these violations. As an example, the main computer programs and games for preschool children with ONR were considered.
Keywords: speech, speech disorder, vocabulary, word formation, vocabulary, correction, information technology, computer games.
С каждым годом число детей, имеющие какие-либо речевые нарушения, увеличивается. Чаще всего регистрируется общее недоразвитие речи (ОНР). Данное обстоятельство указывает на необходимость поиска и внедрения новых, более эффективных подходов к коррекции недоразвития речевой деятельности у детей.
Известно, что при ОНР нарушены практически все структурные элементы речевой деятельности - лексика, грамматический строй, просодика. А поскольку лексика тесно связана с процессами словоизменения и словообразования, данные компоненты речевой деятельности также оказывается нарушены. Одним из отличительных признаков речевой деятельности дошкольников с ОНР, как указывает М.Н. Ромусник, является существенная разница между объемом активного и пассивного словаря. Многие слова дети с ОНР понимают, но использовать их в активной речи не могут. У многих дошкольников с ОНР не развито понимание целостности слова, поэтому они начинают его додумывать и дополнять по своим собственным правилам, что является причиной возникновения в детском возрасте словотворчества [1].
Поскольку в дошкольном возрасте речевая деятельность и когнитивные процессы интенсивно развиваются, лексический строй речи не просто расширяется и обогащается, но, также уточняется и систематизируется. На любом из этапов речевого развития лексика детей испытывает на себе влияние разнообразных факторов и в соответствие с этим претерпевает значительные видоизменения. В процессе развития лексического строя одну из важнейших ролей выполняют факторы коммуникативного характера. Усвоение лексического строя речи детьми осуществляется исключительно при непосредственном взаимодействии детей со сверстниками и окружающими взрослыми.
Как указывает Г.В. Бабина, при ОНР становление и развитие речи происходит намного позднее, чем у де-
тей с нормой, при этом словарный запас у детей с ОНР существенно ограничен, имеют место многочисленные аграмматизмы, дефекты образования и произношения фонем. У каждого ребенка речевое недоразвитие протекает индивидуально, с характерными только ему признаками. Это может быть и лепетная речь, и развернутая речь с элементами лексико-грамматического или фонематического недоразвития, или же полное отсутствие речевой деятельности. Нарушения лексического строя речи у дошкольников с ОНР выражаются также в неправильном употреблении слов, в несформированности семантических полей, различных вербальных парафазиях. Навыки слогового анализа и синтеза у таких детей развиты недостаточно, а это в свою очередь служит главным препятствием в овладения письмом и чтением [2].
Для общения на бытовом уровне словарный запас детей с ОНР вполне достаточен. Но при более тщательном рассмотрении выявляется полное незнание редко употребляемых ребенком слов (к примеру, локоть, веко, изгородь). В связи с этим диагностируются множественные семантические замены (к примеру, перчатки - это которые на руки; корзина - большая сумка). Еще одной характерной особенностью у дошкольников с ОНР является неправильное понимание и употребление обобщающих понятий (к примеру, транспорт - машины; одежда - вещи)[3].
Овладение дошкольниками с ОНР лексическим строем речи представляет собой сложный и длительный процесс. Словарный запас таких детей в основном состоит из существительных. Это бытовые слова с предельно узким предметным значением. Число лексических единиц, принадлежащих к другим частям речи, значительно ограничено. Большую трудность представляет для детей с ОНР усвоение и использование лексем с приставками. Недоразвитие лексического строя речи создает сложности при общении детей с окружающими, приводит к ча-
Medvedeva Elena Yurievna, Silantyeva Alena Anatolievna pedagogical
THE FORMING OF THE LEXICAL PARTY OF SPEECH ... sciences
стому использованию слов одной и той же группы, что делает их речь неточной и однообразной [2].
Таким образом, лексическая сторона речи у дошкольников с ОНР характеризуется наличием аграмматизмов, многочисленными лексическими заменами, трудностями в словообразовании. Одной из характерных особенностей у детей с ОНР является снижение интереса к обучению, частые перепады настроения, нестабильность психических процессов, пониженная работоспособность. В связи с перечисленными недостатками в речевом и психическом развитии дошкольников с ОНР, возникает необходимость поиска наиболее эффективных методов и форм коррекционно-развивающей работы с указанной категорией детей.
В последние годы в соответствие с ФГОС в России реализуется концепция развития информационного общества, суть которой - это доступность информационно-коммуникационных технологий для всех категорий граждан. Поэтому использование в образовании информационно-коммуникативных информационных технологий является одним из приоритетов эффективного развития современного образования [4].
Положительные стороны использования компьютерных технологий в образовательном процессе, в частности при обучении дошкольников с ОНР определяются тем, что они значительно повышают эффективности коммуникативного взаимодействия, существенно повышают мотивацию детей к активному речевому общению, тем более, что все детские компьютерные ресурсы представлены в наиболее простом для усвоения формате [5].
Весь учебный материал, основанный на использовании специальных компьютерных программ, составлен в доступной и яркой для ребенка форме, что вызывает у него неподдельный интерес и обращает на себя внимание. Дошкольникам с ОНР использование обучающих компьютерных программ просто необходимо, поскольку вся информация в них представлена в простом и привлекательном виде, с очень удобным интерфейсом, что не только ускоряет процесс запоминания учебного материала, но и делает его осмысленным для детей с речевыми нарушениями [6].
Все исследователи детской психологии сходятся во мнении, что ребенок 5-6 лет способен овладеть простейшими компьютерными навыками, поскольку данный возраст совпадает с периодом интенсивного формирования когнитивных процессов ребенка, подготавливающих переход от наглядно-образного к логическому мышлению. В это время компьютер является особым интеллектуальным инструментом для решения задач разнообразных видов деятельности на данном этапе развития ребенка [7, 8].
Многочисленные исследования доказывают, что использование в коррекционной работе компьютерных игр снижает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность и в целом повышает эффективность логопедической работы. Компьютерные технологии вносят в занятия эффект наглядности, повышают мотивационную активность детей, способствуют созданию более тесного взаимодействия между логопедом и родителями [9].
В ходе занятий с использованием компьютера дети учатся преодолевать трудности, оценивать результаты, контролировать свою деятельность. Благодаря этому, становится результативным обучение планированию, целеполаганию и контролю путем сочетания различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную задачу, ребенок начинает стремиться к ее выполнению, достижению положительных результатов, тем самым подчиняет свои действия поставленной цели.
Таким образом, применение компьютерных технологий в обучении помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как собранность, самостоятельность, усидчивость, сосредоточенность.
Благодаря последовательному появлению изображе-142
ний на мониторе компьютера, дети учатся выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимационных приемов и различных сюрпризных моментов делает коррекционный процесс более выразительным и интересным. В процессе игры дети получают одобрение за правильно выполненное задание не только от логопеда, но также и со стороны компьютера в виде анимированных картинок-призов, сопровождающихся звуковым эффектом [10].
В логопедии достаточно давно разработаны и уже успели положительно зарекомендовать себя различные компьютерные тренажеры, игры и другие развивающие программы. Самые популярные из них - это «Контроль произношения», «Видимая речь», «Состав слова», «Мир за твоим окном», «Состав слова», «Игры для тигры» и множество других. В основе данных программ заложены принципы многофункциональности, наглядности и простоты обучения. Специально для дошкольников с ОНР используются обучающие программы «Фонема», «Баба Яга учится говорить», «Звуковой анализ слов» [11].
Программа «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова), в комплект которой входит СD-диск с компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебное пособие с подробными инструкциями, предназначена непосредственно для коррекции различных речевых нарушений, в том числе общего недоразвития речи. Кроме ОНР, данная программа может использоваться для коррекции заикания, ринолалии, дислалии. В ее основу положены методики обучения детей с речевыми нарушениями Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Л.В. Лопатиной, Т.А. Каше, Е.М.Мастюковой, Н.В. Серебряковой и Т.Б. Филичевой [3]. Программа состоит из 50 заданий, различных по своему объему и уровням сложности, которые объединены в 4 тематических блока, «Просодика», «Фонематика», «Лексика» и «Звукопроизношение», являющиеся основными направлениями логопедической работы с детьми. Яркие рисунки, трехмерное изображение, звуковые эффекты, познавательная направленность программы, а также интерактивная игровая форма представления учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают данную программу привлекательной, повышают интерес детей к логопедическим занятиям. Программа построена на следующих основных принципах [12]:
- деятельностный и системный подход к коррекции речевых нарушений;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, когда слуховое восприятие информации находится в непосредственной взаимосвязи со зрительным восприятием, что дает возможность задействовать сохранные анализаторы и помогает активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению [11].
Программа «Фонема» включает в себя несколько серий упражнений для коррекции и формирования структурных компонентов устной речи - громкости голова, длительного выдоха, продолжительности звучания, слитности речевого дыхания, четкости произнесения согласных и гласных звуков, ритма и темпа речи. Все задания программы представлены в игровой форме.
Следует также упомянуть о популярной компьютерной игре «Баба-Яга учится читать», которая предназначена для детей 6-7 лет, так как именно данный возрастной период является наиболее благоприятным для обучения ребенка чтению. «Баба-Яга учится читать» помогает детям в игровой форме постепенно перейти на новую ступень интеллектуального развития - овладение письменной речью. Однако следует отметить, что у детей к этому времени должна быть достаточно сформирована устная речь, пространственные представления, зву-копроизношение и фонематическое восприятие. Данная игра не решает всех вопросов коррекции речевых нарушений, но доказана ее эффективность для профилактики дислексии при обучении детей чтению [13].
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Медведева Елена Юрьевна, Силантьева Алена Анатольевна ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ...
Данная игра включает в себя 10 упражнений в игровой форме. Каждое задание направлено на изучение и закрепление определённых умений и навыков, которые необходимы для овладения четкой речью и чтением. Игра представляет собой мультфильм из десяти серий. Ребёнок как бы путешествует по волшебному миру, при этом обучается сложному психофизиологическому процессу - чтению. После успешного прохождения всех 10 заданий или уровней, последовательность которых устанавливает логопед, детей ждет приз, что положительно влияет на формирование необходимой мотивации при обучении чтению [5].
Компьютерную игру «Баба-Яга учится читать» можно осваивать детям как уже умеющим читать, так и не знающим еще буквы, поскольку в ее комплект входит модуль «Букварик», где представлены небольшие четверостишия про каждую букву алфавита, что помогает закрепить зрительные образы букв. Кроме «Букварика», в комплект игры входит модуль «Слогарик», который обучает составлению слогов. С данной программой можно работать как на групповых занятиях, когда за компьютером находится логопед, так и на индивидуальных, когда за компьютером ребенок. Одна из задач проведения групповых занятий - это активизация психических процессов, поскольку любому ребенку хочется ответить правильно первому [4].
В завершении статьи отметим, что процесс усвоения лексического строя речи дошкольниками с ОНР сложный и длительный. Для него характерны многочисленные аграмматизмы, сложности словообразования и различные лексические замены. Речь детей отличается однообразием и монотонностью. Недоразвитие лексического строя речи негативным образом сказывается на процессах коммуникации данной категории детей, они замкнуты, малообщительны, безынициативны [6].
В данном аспекте, использование рассмотренных в статье компьютерных игр и упражнений в работе с дошкольниками с ОНР, положительным образом сказывается на развитии у них звукопроизношения, артикуляционной моторики, помогает расширению и обогащению активного словаря, а также формированию положительной мотивации и интереса к посещению коррекционных логопедических занятий. Предлагаемые компьютерные игры отражают, по нашему мнению, несколько аспектов логопедической работы по формированию лексического строя речи: обогащение словаря, формирование произносительных умений и навыков, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи.
Необходимо отметить и еще один положительный аспект - существенное сокращение времени усвоения дошкольниками с ОНР полноценной речевой деятельностью, которая является основой для дальнейшего успешного взаимодействия детей с окружающими. Включение в коррекционную программу компьютерных технологий делает ее более интересной и познавательной для дошкольников с ОНР и более эффективной и качественной для педагогов [7]. При этом эффективность работы будет более высокой, если информационно-коммуникативные технологии не являются основными в обучении, но представляют собой важную составную часть кор-рекционной программы по развитию лексического строя речи, заранее составленной с учетом индивидуальных особенностей и речевых нарушений каждого конкретного ребенка, по коррекции и развитию лексического строя речи данных детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ромусник М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. - 2016. - № 7. - 115с.
2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебное пособие /Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова.- Электрон. текстовые данные.- М.: ПАРАДИГМА, 2014. - 96 с.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. -160 с._
4. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений // О.Е. Громова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016 - 344 с.
5. Гаркушина Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед М., 2016. № 4. -122 с.
6. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. 2013.-№4. — 115 с.
7. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельност-ного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2018. №3 С.19-29.
8. Батяева С.В. Вопрос готовности детей с ТНР к инклюзивному образованию (на примере детей с ОНР) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 37-40.
9. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: Пособие для учителя-дефектолога //М.И. Лынская; Под ред. С.Н. Шаховской.
- М.: Парадигма, 2012. -128 с.
10. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лек-сико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи / Е.Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - Н. Новгород, 2014, №3.
11. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей / Л.Ф. Фатихова // Логопед. - 2014. - №2.
- 87 с.
12. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи. Игры для тигры. Учебно-методическое пособие, издание 2-е, дополненное и переработанное. — Пермь, 2009. — 60 с.
13. Севастьянов, В.В., Морозов, М.Н. Мультимедиа технологии в обучении детей с речевыми и нейросенсорные нарушениями // Труды юбилейной научно-технической конференции. — Рязань, 2014. — 227 с.
Статья поступила в редакцию 24.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019