Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186031. htm.
ART 186031 УДК 376.37
Вартапетова Галина Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой коррек-ционной педагогики и специальной психологии ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», доцент кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]
Гимадиева Кристина Андреевна,
магистрант кафедры логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск [email protected]
Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. В статье приводится обоснование дифференцированного подхода к коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрено применение дифференцированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми. Проведен анализ программ коррек-ционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ключевые слова: лексический строй речи, дифференцированный подход, словарный запас, индивидуальные особенности, общее недоразвитие речи. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Содержание дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который указывает на необходимость учета особенностей развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей с ОВЗ. Данное положение также определяет необходимость дифференцированного подхода при проведении коррекционной работы и с детьми при общем недоразвитии речи (далее - ОНР). Дифференцированный подход как принцип в организации логопедической работы при ОНР обоснован в разработках школы Р. Е. Левиной и широко применяется логопедами-практиками. При этом основанием для дифференциации является уровень развития речи детей. Вместе с тем в отдельных источниках [1] указывается на необходимость выделения клинических вариантов общего недоразвития речи: неосложненный вариант ОНР, ОНР при дизартрии, ОНР при моторной алалии. В исследованиях последних лет разрабатывается синдромальный подход в качестве основы для дифференцированного подхода в логопедической работе с детьми. В частных логопедических методиках также обосновывается применение дифференцированного подхода [2-4]. Авторы отмечают необходимость замены монокаузального подхода в рассмотрении отклонений в развитии у детей на поликаузальный анализ, чтобы выявить, как биологические и социально-психические факторы дизонтогенеза взаимодействуют в определении характера отклонений у конкретного ребенка [5]. Однако специфика формирования лексической стороны речи детей с ОНР определяется лишь в рамках уровневой дифференциации речевого развития детей, что явно недостаточно.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186031. htm.
Формирование лексической стороны речи дошкольника предполагает обогащение и качественное совершенствование словарного запаса. Дошкольник постепенно осваивает смысловое значение слова, повышается уровень обобщения усваиваемых им слов. Главными характеристиками лексического компонента являются системность организации и подвижность, обусловленная его непосредственной обращенностью к действительности, а также неисчислимость. В словаре лингвистических терминов Т. В. Жеребило [6] лексический строй речи определяется как вся совокупность слов, характерных для данного варианта речи, связанная с определенной сферой ее применения. Формирование лексического компонента - это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и применения в конкретных условиях общения. Развитие словаря ребенка при нормальном онтогенезе подчиняется определенной закономерности. Вместе с тем многочисленные психологические исследования показали, что успешность развития лексической стороны речи у детей определяется разнообразием и активностью неречевой предметной деятельности ребенка и речевой деятельностью окружающих его взрослых. В свою очередь, речь делает познание окружающей ребенка действительности более системным и глубоким. Авторами указывается, что условием развития словаря является: своевременное и качественное развитие познавательных функций (восприятия, памяти, мышления, внимания); обогащение сенсорного опыта ребенка; увеличение контактов дошкольника с окружающим миром и развитие деятельности ребенка в соответствии с возрастом. Кроме того, значительное влияние на количественные и качественные характеристики словаря оказывает уровень развития фонематического восприятия, которое, в свою очередь, развивается в процессе обогащения словаря [1].
В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевой патологией наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: внимания, мышления, восприятия, памяти. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития лексической стороны речи у детей, то в случае нарушения процесса формирования любого из компонентов речевой системы это приведет к нарушению речи в целом и лексического строя речи в частности.
Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определённых отделов центральной нервной системы. По данным Е. М. Мастюковой, до 97% детей с недоразвитием речи имеют признаки органического поражения центральной нервной системы. В данном случае правомерно говорить о том, что общее недоразвитие речи возникает в структуре сложного синдрома системного недоразвития психической деятельности ребенка в целом, где в основе дизонтогенеза лежит взаимосвязанное и взаимообусловленное недоразвитие отдельных базовых для речи психических и моторных функций. При ринолалии, дизартрии, моторной и сенсорной алалии структура общего недоразвития речи, соотношение первичных и вторичных нарушений компонентов речи, их механизмы будут иметь определенные различия.
В ряде исследований авторы указывают на необходимость учета ведущего дефекта в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи. Однако несмотря на то, что накоплен огромный опыт в области изучения речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, дифференциация логопедической работы с детьми исследуемой категории отсутствует. Это приводит к тому, что на практике содержание коррекционной работы по формированию лексического строя речи для детей с разными речевыми нарушениями оказывается одинаковым. Очевидно, что такой подход уже не может удовлетворить специалистов, так как причины возникнове-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186031. htm.
ния трудностей несколько различаются, а значит, и формирование лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи разных клинических групп имеет определенные различия. Необходима разработка дифференцированного подхода к логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На основании требований стандарта разработан ряд примерных адаптированных образовательных программ, в том числе и для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), к которым относятся и дети с общим недоразвитием речи. Адаптированная основная образовательная программа включает программу по квалифицированной коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Именно в коррекционной работе в наибольшей степени может быть реализован принцип дифференцированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Адаптированные образовательные программы (далее - АОП) самостоятельно разрабатываются и реализуются образовательной организацией. Основой разработки адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации могут служить Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, примерные программы, разработанные Н. В. Нищевой и Л. В. Лопатиной.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи предусматривает системный подход и комплексную коррекционно-развивающую работу, в которой объединены и взаимосвязаны направление речеязыковой работы и целенаправленное формирование психофизиологических возможностей ребенка с тяжелыми нарушениями речи (развитие процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций) с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. В основу дифференциации содержания работы по коррекции нарушений и развитию речи положен принцип уровневой дифференциации речевого развития (Р. Е. Левина). Этот принцип полностью отражен и в содержании работы по формированию лексической стороны речи у детей с ОНР. Программа предусматривает в выборе содержания, методов диагностики и коррекции нарушений речи ориентировку на различия уровней речевого развития у детей дошкольного возраста.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, разработанная Н. В. Нищевой, основана на возрастном принципе, т. е. содержание работы с детьми определяется уровнем речевого развития детей определенного возраста (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа), а не состоянием речи ребенка с ОНР. Автором предложен концентрический принцип развития лексики, что отражено в перспективном плане. Вместе с тем анализ содержания плана показал, на наш взгляд, недостаточную системность в работе по коррекции общего недоразвития речи. Лексическое развитие речи ребенка в нормальном онтогенезе проходит в процессе развития всех компонентов речевой системы, в связи с чем не совсем ясно, как это учитывается при данной форме перспективного планирования. Кроме того, некоторые понятия, формируемые у детей в процессе фонематического развития, развития грамматического строя и лексики, предложены с опережением возрастных параметров речевого развития. Программа, разработанная Н. В. Нищевой, не полностью соответствует ФГОС ДО как по целевым ориентирам, так и по структурным компонентам программы.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186031. htm.
В примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной представлены три ступени обучения по возрастам: первая ступень - младший дошкольный возраст, вторая - средний дошкольный возраст и третья ступень - это старший дошкольный возраст.
Программа состоит из двух разделов: содержательного и организационного. В связи с тем что программа предусматривает разностороннее развитие детей и коррекцию недостатков в их речевом развитии, в содержательном разделе описана работа по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, а также художественно-эстетическое и физическое развитие.
В организационном разделе по каждой ступени обучения приводится примерный перечень: игр и игровых упражнений, детского литературного материала, иллюстративного материала, произведений декоративно-прикладного искусства, а также музыкального материала.
На третьей ступени обучения первостепенной задачей является развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словарного запаса импрессивной и экспрессивной речи, правильного употребления грамматических форм слова, а также различных синтаксических конструкций. Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на развитие различных компонентов языковой способности (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, семантический). Вместе с тем в данной программе дифференцированный подход в коррекции нарушений речевого развития также недостаточно учитывает разницу в механизмах нарушения речи в целом и лексического состава в частности.
Таким образом, анализ примерных адаптированных образовательных программ для детей с общим недоразвитием речи показал, что в них реализуется принцип дифференцированного подхода в отношении содержания коррекционно-логопедической работы, но лишь с учетом степени (уровня) нарушения речевого развития. При этом механизмы речевого нарушения учитываются недостаточно. И прежде всего необходимость учета механизмов нарушения обусловлена некоторыми различиями в качестве и уровне сформированности функций, умений и представлений, лежащих в основе формирования лексической компетентности ребенка. В ряде исследований показана связь между качественными и количественными показателями развития сенсомоторного базиса речи и лексическим строем речи.
Несмотря на достаточную разработанность вопросов, связанных с методикой обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, остаются не до конца разработанными проблемы дифференцированного подхода в процессе формирования лексического строя речи. На наш взгляд, возникает необходимость разработки дифференцированного подхода на основе учета клинических вариантов, а значит, и механизмов общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Это даст возможность повысить эффективность коррекционной работы по формированию словаря у детей со сходной структурой нарушения речи.
Ссылки на источники
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
2. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. - 128 с.
3. Вартапетова Г. М., Литошенко Н. Н. Дифференцированный подход как принцип работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 5. - С. 197-201.
ISSN 2304-120X
4.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А. Дифференцированный подход в коррекции нарушений лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V4. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186031. htm.
Вартапетова Г. М., Тычинина Л. Л. Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи // Сибирский учитель. - 2007. - № 5. - С. 43-48.
5. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Пилигрим, 2010. - 488 с.
6. Там же.
Galina Vartapetova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Correctional Pedagogics and Special Psychology Chair, Novosibirsk Institute of Teachers' Professional Retraining and Further Education, Associate Professor of Speech Therapy and Children's Speech Chair at Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk [email protected] Christina Gimadieva,
Graduate Student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk [email protected]
Differentiated approach to the correction of speech lexical structure violations in pre-school children with general speech underdevelopment
Abstract. The article substantiates the differentiated approach to the correction of speech lexical structure violations in preschool children with general speech underdevelopment. The application of the differentiated approach in correctional speech therapy for children is considered. The authors analyse programs of corrective work with preschool age children having general speech underdevelopment.
Key words: speech lexical structure, differentiated approach, vocabulary, individual features, general
speech underdevelopment.
References
1. Zhukova, N. S., Mastjukova, E. M. & Filicheva, T. B. (1998). Logopedija. Preodolenie obshhego nedora-zvitija rechi u doshkol'nikov, lzd-vo ARD LTD, Ekaterinburg, 320 p. (in Russian).
2. Arhipova, E. F. (2008). Logopedicheskij massazh pri dizartrii, AST: Astrel'; Vladimir: VKT, Moscow, 128 p. (in Russian).
3. Vartapetova, G. M. & Litoshenko, N. N. (2015). "Differencirovannyj podhod kak princip raboty s det'mi doshkol'nogo vozrasta s narushenijami rechi", Teorija i praktika sovremennoj nauki, № 5, pp. 197-201 (in Russian).
4. Vartapetova, G. M. & Tychinina, L. L. (2007). "Formirovanie leksiko-grammaticheskogo stroja rechi u mladshih shkol'nikov s obshhim nedorazvitiem rechi", Sibirskij uchitel', № 5, pp. 43-48 (in Russian).
5. Zherebilo, T. V. (2010). Slovar'lingvisticheskih terminov, Piligrim, Nazran', 488 p. (in Russian).
6. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.03.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.03.18 Опубликована Published 30.04.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Вартапетова Г. М., Гимадиева К. А., 2018
9772304120180