Научная статья на тему 'Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР'

Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3618
529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яшина К.И.

В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы. Известно, что словарный запас детей с ОНР беден как в количественном, так и в качественном ракурсах. Наше исследование показало, что у дошкольников с ОНР нарушения лексического строя обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности. На преодоление данных недостатков овладения семантикой слова детьми с ОНР и была направлена наша работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Яшина К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР»

Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР

Яшина К. И.,

учитель-логопед ГБОУ«Школа №1286», Москва, Россия

Аннотация. В статье представлено описание коррекционно-логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР подготовительной к школе группы. Известно, что словарный запас детей с ОНР беден как в количественном, так и в качественном ракурсах. Наше исследование показало, что у дошкольников с ОНР нарушения лексического строя обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности. На преодоление данных недостатков овладения семантикой слова детьми с ОНР и была направлена наша работа.

В настоящее время интерес педагогов, психологов, лингвистов и психолингвистов к коррекции нарушений лексического строя речи у детей обусловлен вниманием к становлению речевой компетенции ребенка и его речевой коммуникации. На фоне устойчивой тенденции к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития своевременная логопедическая помощь с учетом индивидуальных особенностей развития дошкольников способствует удовлетворению их образовательных потребностей и успешной подготовке к социализации.

А.Н. Гвоздев, Д.Э. Розенталь, Л.П. Федоренко, С.Н. Цейтлин подчеркивают, что слово является важнейшей номинативной единицей языка, все слова русского языка входят в его лексическую систему, и без освоения лексической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому формирование лексического строя речи является особенно важным для становления у ребенка навыков общения и полноценных представлений об окружающем мире.

Овладение значением слова в онтогенезе протекает через смысл, конкретный в данной ситуации. Ребенок, встречаясь с различными смыслами слов в разных ситуациях речевого общения, усваивает и значение слова. Важнейшими для формирования значения слова являются практика речевого общения со взрослыми, познавательная информация и исходящие от взрослых сведения об окружающем мире, предметно-практическая и игровая деятельность ребенка. В то же время усвоение слов с отвлеченным, абстрактным значением предполагает целенаправленное обучение.

Исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и других ученых показали, что несформированность лексической стороны речи является одним из наиболее значимых, ведущих симптомов общего недоразвития речи (ОНР). Авторы отмечают, что словарь дошкольников с ОНР более скудный по сравнению со словарем детей с нормальным речевым развитием как в количественном, так и в качественном ракурсах. Словарный запас детей с ОНР отличается бедностью, отмечаются трудности овладения семантикой, имеются нарушения лексической сочетаемости, недостатки словообразования и словоизменения, наблюдается использование слов в приблизительном, неточном значении, замены слов близкими по ситуации и назначению словами. Бедность активного и пассивного словарного запаса ограничивает речевые возможности ребенка с ОНР и снижает понимание им обращенной речи, негативно влияет на формирование познавательной деятельности, затрудняет овладение письменной речью.

Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие ученые считают практическое усвоение лексических средств языка одной из важнейших задач коррекционного обучения детей с ОНР. По мнению авторов, работа над словом, направленная не только на расширение активного словаря, но и на осмысление слова, формирование умения сознательно использовать лексические средства в самостоятельном высказывании, является фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка и развитие культуры речи.

Высокая значимость, а также недостаточная разработанность практической стороны вопроса системной коррекции нарушений лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной к школе группы заставила нас обратить свое внимание на эту проблему.

Для определения особенностей лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной группы нами было проведено исследование, направленное на изучение лексической системности и структуры значения слова, навыков словообразования, понимания детьми и умения объяснить значения производных слов-существительных, производных слов-прилагательных и производных слов-глаголов.

В процессе экспериментального исследования было установлено, что у детей с ОНР, посещающих подготовительную к школе группу, недостаточно сформированы различные компоненты лексического значения слов, наблюдается резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, страдает точность словоупотребления, наблюдаются замены слов по звуковому либо по семантическому сходству.

Полученные нами данные соответствуют результатам проведенных ранее исследований Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и других ученых, изучавших вопросы формирования и развития лексики у детей с нарушениями речи. Указанные нарушения лексического строя речи у детей с ОНР обусловлены несформированностью операций семантического анализа, синтеза, дифференциации; низким уровнем словесного обобщения; несформированностью языковых средств, невозможностью спонтанно осуществлять их выбор и использовать в речевой деятельности.

На основании полученных результатов были определены направления и этапы коррекционно-логопедической работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР, уточнено ее содержание, определены методы, приемы и средства логопедического воздействия.

Работа по формированию лексического строя речи у старших дошкольников с ОНР предусматривала:

- уточнение семантического содержания и предметной отнесенности слов, имеющихся в пассивном словаре;

- расширение объема словаря;

- формирование и развитие структуры значения слова, лексической системности языка;

- уточнение семантики производных слов;

- развитие понимания и дифференциации словообразовательных моделей;

- актуализацию слов в экспрессивной речи.

Изучение методических рекомендаций Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.И. Тимонен, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной по проблеме формирования лексического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР позволило определить содержание коррекционно-логопедической работы.

Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось поэтапно. Этапы были тесно связаны между собой и взаимообусловлены:

Первый этап — уточнение и актуализация словарного запаса дошкольников.

Второй этап — формирование лексической системности и структуры значения слова, а также навыков словообразования.

Третий этап — закрепление и автоматизация полученных навыков в различных речевых ситуациях.

Нами были разработаны и проведены индивидуальные и подгрупповые занятия по темам "Объединение слов в группы по лексическому значению", "Ассоциативный подбор определений к словам и подбор существительных к определениям", "Ассоциативный подбор глаголов к существительным и существительных к глаголам", "Синонимы", "Антонимы", "Словообразование существительных", "Словообразование прилагательных", "Словообразование глаголов", в ходе которых решались задачи формирования навыков словообразования, расширения и активизации словаря дошкольников.

Например, с целью обучения детей с ОНР образованию слов — названий профессий нами было проведено открытое подгрупповое занятие, в ходе которого были уточнены названия профессий, у детей формировали навыки образования названий мужских и женских профессий.

Успешности проведения занятия способствовала следующая предварительная работа: проведение целевых экскурсий для знакомства с трудом продавщицы, повара, учителя, кассира, швеи, строителя; рассматривание иллюстраций с сюжетами, которые дети увидели во время экскурсии; рассматривание вместе с родителями различных орудий труда, приспособлений и механизмов (мастерок, молоток, пила, швейная машинка, фонендоскоп и др.) на специально подготовленной выставке "Все профессии важны", просмотр подготовленного родителями видеоролика о труде пожарного, кондитера и швеи.

Во время занятия мы использовали карточки с изображением трудовых действий людей разных профессий и орудий их труда, видеозагадки.

Для уточнения значения слов мы предлагали дошкольникам выполнить упражнения по подбору существительных к прилагательным, прилагательных к существительным, существительных к глаголам, глаголов к существительным. Суть упражнений заключалась в ассоциативном подборе к предметам признаков и действий; подбор предметов к признакам и к действиям по вопросу с опорой на предмет, на картинку или без опоры. Кроме расширения, актуализации и активизации словаря использование приема вызывания ассоциаций способствовало развитию памяти и формированию ассоциативных лексических связей, что является важным для дошкольников с ОНР.

При проведении работы по введению слова в систему лексических связей и формированию значения слова мы учитывали, что развитие лексической системности предполагает организацию семантических полей по различным признакам. В связи с этим мы проводили упражнения "Классификация предметов по картинкам", "Объедини картинки в группы", "Четвертый — лишний" для закрепления навыков группировки слов на основе сенсорных и тематических признаков — по цвету, форме, размеру, сезонности, материалу и т.д. Это способствовало и развитию у детей мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Работа по формированию и развитию структуры значения слова у дошкольников включала в себя установление лексических связей на основе противопоставления и аналогии, т.е. формирование у детей навыков подбора синонимов и антонимов. Для этого мы использовали упражнения для подбора синонимов и антонимов к существительным, глаголам и прилагательным. Упражнения на подбор синонимов и антонимов к многозначным прилагательным также способствовали усвоению лексического значения многозначных слов, так как каждое значение слова раскрывается через его синонимы и антонимы.

Упражняя детей в словообразовании, мы использовали речевые игры, упражнения, ответы на которые требовали от детей решения определенной словообразовательной задачи. Для формирования навыков словообразования имен прилагательных с дошкольниками проводились упражнения на образование качественных, отглагольных

качественных, относительных, притяжательных прилагательных; образование простой сравнительной степени прилагательного. Для формирования навыков словообразования глаголов проводились упражнения на образование глаголов от существительных, прилагательных, на образование глаголов приставочным способом и т.д. Для формирования навыков словообразования имен существительных с детьми проводились упражнения на образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; образование существительных со значением вместилища, единичности, женскости и т.д.

В работе по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР мы использовали следующие приемы обогащения лексики: соотнесение предъявляемого логопедом предмета (или изображения) с обозначающим его словом; объяснение логопедом назначения предметов; уточнение значения слов; называние логопедом нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.

Для усвоения и закрепления детьми синтагматических связей между словами, мы использовали слова, словосочетания и короткие предложения. Формирование синтагматических связей слова предполагает овладение словом в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях. На основе синтагматических связей одно слово как бы вытягивает за собой из лексикона ребенка слово другое, что значительно облегчает и ускоряет выбор точного слова.

С целью закрепления и активизации лексики мы предлагали детям показать картинки по инструкции логопеда; ответить на вопросы; выполнить речевые действия согласно инструкциям.

Таким образом, нами была проведена целенаправленная работа по формированию у детей с ОНР подготовительной к школе группы лексического строя речи, что способствовало переводу речевых навыков и умений из автоматического плана в произвольный. Благодаря этому были созданы условия для преодоления языкового и речевого недоразвития у дошкольников с ОНР.

Результаты повторного изучения особенностей лексического строя речи у дошкольников с ОНР подготовительной группы показали положительную динамику в успешности выполнения детьми диагностических заданий. Изменился характер ошибок, ответы стали более уверенными, дошкольники могли самостоятельно исправить ошибки, принимали помощь педагога.

Следовательно, проведенная нами коррекционно-логопедическая работа показала свою эффективность для формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР и целесообразность для дальнейшего использования при подготовке детей к школьному обучению.

Литература

Гвоздев А.Н. 2007. Вопросы изучения детской речи. М.

ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. 2003. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург.

Каше Г.А. 1985. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. 2001. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.

Розенталь Д.Э., ГолубИ.Б., ТеленковаМ.А. 2002. Современный русский язык. М.

Тимонен Е.И. 2004. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий. СПб.

Ткаченко Т.А. 2003. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. М.

Туманова Т.В., Филичева Т.Б. 2000. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.

Федоренко Л.П. 1984. Закономерности усвоения родной речи. М.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. 1993. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.П. Второй год обучения (подготовительная группа). М.

Цейтлин С.Н. 2000. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.