ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
УДК 376.37 ББК Ч457
ГСНТИ 14.29.29
К. В. Артемкова K. V. Artemkova
Россия, Санкт-Петербург Russia, St. Petersburg
Код ВАК 13.00.03
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ
Аннотация. Рассматриваются вопросы сравнительной характеристики употребления различных типов словосочетаний детьми старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи в специальных заданиях и в связной речи.
Ключевые слова: дошкольники; связные высказывания; общее недоразвитие речи; глагольные словосочетания; субстантивные словосочетания.
Сведения об авторе: Артемкова Карина Викторовна.
Место работы: аспирант кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Россия, Санкт-Петербург.
FEATURES OF THE USE OF PHRASES BY PRESCHOOL CHILDREN WITH THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE IV LEVEL
Abstract. In the article the questions of the comparative characteristic of the use of various types of word-combinations by children of the senior preschool age with normal speech progress and with the general immaturity of speech in special tasks and in connected speech are considered.
Key words: preschool children, coherent statements, the general immaturity of speech, verbal word-combinations, substantive word-combinations.
About the author: Artemkova Karina Viktorovna.
Place of employment: Post-graduate Student of the Chair of Speech Therapy, Leningrad State University n.a.
A. S. Pushkin, Russia, St. Petersburg.
Контактная информация; e-mail: [email protected]
На современном этапе развития логопедии большое внимание уделяется проблеме общего недоразвития речи (ОНР). Научное обоснование эффективных методов преодоления нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Формирование словосочетаний у детей с ОНР имеет важное значение для развития грамматического строя
речи, особенно для формирования синтаксической структуры предложений. Вместе с тем вопрос формирования словосочетаний у детей с ОНР является недостаточно разработанным. Теория данного исследования построена на фундаментальных положениях коррекционной педагогики, специальной психологии, лингвистики и психолингвистики
(Н. С. Валгина [1], В. В. Виноградов [2], Л. С. Выготский, В. А. Ков-
шиков [4], Р. И. Лалаева [5], Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев [6], Е. М. Мастюкова [7], Е. Ф. Собо-тович [9], Т. В. Туманова, Т. Б. Фи-личева [11], С. Н. Цейтлин [12] и др.). В нашем исследовании принимается точка зрения Н. Ю. Шведовой [14]: словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Синтаксис словосочетания характеризуется сложностью, неоднозначностью правил комбинирования составляющих его слов.
Анализ специальной литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием позволил сделать следующий вывод: дети с нарушением развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексикограмматических единицах языка (В. К. Воробьева [3], О. Е. Грибова,
Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков [4], Р. И. Лалаева [5], Е. М. Моисеенко [8], Н. В. Серебрякова [5], Е. Ф. Со-ботович [9], И. П. Сусов [10], Т. Б. Филичева [11], С. Н. Цейтлин [12], А. М. Шахнорович [13], Л. Ярох-Полом и др.). В результате анализа специальной литературы мы пришли к выводу, что научные исследования особенностей формирования словосочетаний у дошкольников являются перспективными, будут способствовать углуб-
лению представлений о характере нарушений речи у детей с ОНР, совершенствованию логопедиче-
ской работы по формированию у них лексико-семантического компонента языковой способности, морфологического и синтаксического строя, диалогической и монологической речи.
С целью изучения особенностей употребления словосочетаний дошкольниками с ОНР IV уровня нами была разработана и апробирована методика констатирующего эксперимента с уровневой оценкой, которая проводилась при изучении импрессивной и экспрессивной речи. Возраст дошкольников составил 6 лет.
В ходе исследования особенностей семантического и языкового уровня продуцирования текстовых сообщений у дошкольников с ОНР IV уровня были выделены 2 типа нарушений: семантические и нарушения языкового оформления связной речи.
К числу семантических нарушений на уровне текста мы отнесли следующие: смысловые лакуны
(пропуск смысловых звеньев: фактов, целых эпизодов); нарушение последовательности в изложении событий; искажение замысла, соскальзывание на побочные ассоциации; искажение смысловой структуры текста; нарушение смысловой целостности.
К числу нарушений языкового оформления текстового сообщения относятся: замены слов; ошибки словообразования; ошибки словоизменения; трудности использова-
ния межфразовых средств связи; нарушения в употреблении связующих звеньев текста.
Анализ ошибок, представленных в высказываниях детей, проводился с учетом классификации ошибок, представленных в лингвистической, психолингвистической и логопедической литературе (Ю. Д. Апресян, В. Б. Апухтин, В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р. И. Лалаева,
А. А. Леонтьев, М. Р. Львов, Л. Б. Халилова и др.). Анализ полученных данных показал неоднозначное соотношение степени несформирован-ности семантического и языкового уровня продуцирования текста. У детей контрольной группы отсутствовали какие-либо нарушения в реализации семантической программы связных высказываний. В то же время у детей с ОНР имелись определенные нарушения семантической структуры, нарушения внутреннего программирования связного высказывания. Это обусловлено несфор-мированностью процессов симультанного анализа и синтеза. Более существенные различия между экспериментальной группой (ЭГ) и контрольной группой (КГ) выявлены в состоянии языкового оформления связных высказываний. Это связано с тем, что на фоне имеющихся нарушений семантической структуры связного высказывания у детей с ОНР наблюдались явные лексические, морфологические, синтаксические затруднения, что определялось бедностью словарного запаса, не-сформированностью грамматиче-
ского строя языка.
В ходе исследования особенностей синтаксической структуры предложений в связных текстах выявлено, что основной синтаксической единицей у детей обеих групп является простое распространенное предложение. Все дети КГ правильно пользуются простыми распространенными двусоставными повествовательными предложениями. Средняя длина предложения составила 6,5 слов. В своих рассказах дети активно использовали и сложные предложения. Так, число сложных предложений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных) составило 41,5% от общего количества предложений.
В отличие от дошкольников КГ, дети ЭГ при составлении рассказов стремились использовать простые двусоставные предложения, состоящие из 4-5 слов. Процентное соотношение употребления простых и сложных предложений составило соответственно 75% и 22,3%. При употреблении простых распространенных предложений у дошкольников ЭГ наблюдались многочисленные ошибки: лексические замены, ошибки словоизменения и словообразования. При попытках детей увеличить объем предложения количество описанных выше ошибок увеличивалось.
В ходе сравнительной характеристики употребления различных типов словосочетаний в связных высказываниях детей контрольной и экспериментальной групп выявлено, что среднее значение употребления словосоче-
таний различных типов резко не отличалось от первоначальных текстов. Качественный анализ показал определенные различия в характере словосочетаний у детей КГ и ЭГ.
Проведенное исследование показало, что среди глагольных словосочетаний дошкольники КГ и ЭГ использовали следующие (по мере убывания): простые свободные глагольные словосочетания с типом синтаксической связи - управление; простые свободные глагольные словосочетания с типом синтаксической связи - примыкание.
В простых свободных глагольных словосочетаниях с типом синтаксической связи -управление преобладали словосочетания с объектными смысловыми отношениями, выраженными существительными в винительном падеже. В своей речи дошкольники обеих групп преимущественно использовали глаголы прошедшего времени, единственного числа, мужского и женского рода, совершенного вида (количество словосочетаний, управляемых глаголом прошедшего времени совершенного вида, составило 93,6% от данного типа словосочетаний).
Проведенное обследование позволило установить наиболее распространенные ошибки, проявляющиеся в речи детей КГ и ЭГ.
Первая группа ошибок выражалась в речи дошкольников ЭГ в виде: неправильного употребления приставок при образовании глаголов совершенного вида; употребления вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки; не-
точного употребления формы глагола прошедшего времени.
Вторая группа ошибок выражалась в замене падежных окончаний существительных внутри падежа; замене формы существительного множественного числа косвенного падежа формой существительного в именительном падеже единственного или множественного числа; замене существительного множественного числа данного падежа формой другого косвенного падежа множественного числа; нарушении акцентуации; ошибках словообразования.
Проведенный анализ первой и второй групп ошибок, допущенных дошкольниками ЭГ при употреблении простых свободных глагольных словосочетаний с типом синтаксической связи - управление, позволил сделать вывод о том, что синтаксическая конструкция «глагол + существительное в косвенном падеже без предлога» - усвоен дошкольниками ЭГ на среднем уровне.
Ошибки третьей и четвертой групп отмечались при образовании словосочетания «глагол + предложно-падежная конструкция с существительным в единственном числе» (предложно-падежные конструкции с существительными во множественном числе дошкольниками КГ и ЭГ не употреблялись). Исследование выявило 2 уровня нарушения в употреблении глагольного словосочетания с предложно-падежной конструкцией:
а) семантические нарушения
(пропуск предлога, нарушение
дифференциации предлогов одного общего значения);
б) нарушения на формальноязыковом уровне проявлялись в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу.
Ошибки пятой группы были наименее распространенными и проявлялись лишь при употреблении приставочного глагола с предложнопадежной конструкцией. В 97,3% случаев данная группа ошибок выявлялась в конструкциях, обозначающих направление действия.
Простые свободные глагольные словосочетания с типом синтаксической связи - примыкание составили 19,8% (ЭГ) от общего количества глагольных словосочетаний. При обследовании данного типа глагольных словосочетаний нами были выявлены лишь единичные ошибки у дошкольников обеих групп, которые проявлялись в неправильном употреблении приставки при образовании глагола совершенного вида, ошибках употребления наречий. Полученные результаты можно объяснить тем, что при типе синтаксической связи «примыкание» между словами устанавливается только смысловая связь. Отсутствие необходимости изменять зависимое слово значительно облегчило употребление данного типа словосочетаний.
Проведенное исследование показало, что среди субстантивных словосочетаний дошкольники КГ и ЭГ использовали следующие (по мере убывания): простые свободные субстантивные словосоче-
тания с типом синтаксической связи - согласование; простые свободные субстантивные словосочетания с типом синтаксической связи -управление.
В простых свободных субстантивных словосочетаниях с типом синтаксической связи -согласование преобладали словосочетания с атрибутивными смысловыми отношениями, выраженными местоимениями и прилагательными. При составлении данных синтаксических конструкций дошкольники обеих групп не испытывали затруднений и допускали лишь единичные ошибки. В своей речи дошкольники ЭГ и КГ употребляли следующие синтаксические конструкции.
• «Существительное + числительное» - данный тип словосочетаний дошкольники обеих групп употребляли крайне редко. При составлении данного типа словосочетаний ни один дошкольник КГ и ЭГ не допустил ошибок.
• «Существительное + местоимение» - данный тип словосочетаний был наиболее распространен у дошкольников. В ходе обследования детей КГ нами не было выявлено ни одной ошибки при составлении данных синтаксических конструкций. В речи дошкольников ЭГ встречали единичные ошибки, которые преимущественно сводились к неправильному согласованию притяжательного местоимения с существительным множественного числа.
• «Существительное + прилагательное» - данный тип субстантивных словосочетаний также был
широко представлен в речи детей КГ и ЭГ. В речи дошкольников ЭГ встречали единичные ошибки. Исследование выявило две группы ошибок (все ошибки носили единичный характер), возникающих при употреблении данного типа словосочетаний: 1) неправильное
употребление окончания прилагательного при правильном употреблении флексии существительного; 2) неправильное употребление окончания существительного при правильном употреблении флексии прилагательного.
В простых свободных субстантивных словосочетаниях с типом синтаксической связи -управление преобладали словосочетания с объектными смысловыми отношениями, выраженными предложно-падежной конструкцией с существительным. В своей речи дошкольники КГ и ЭГ употребляли следующие синтаксические конструкции: «существительное + предложно-падежная конструкция с существительным в единственном числе»; «существительное + предложнопадежная конструкция с существительным во множественном числе»; «существительное + существительное в косвенном падеже без предлога». Ошибки носили единичный характер.
Адвербиальные словосочетания встречались в речи детей крайне редко. Так, у дошкольников КГ и ЭГ было выделено лишь 3 и 7 случаев соответственно. При употреблении данного типа словосочетаний у дошкольников обоих групп не было допущено ни одной ошибки.
В ходе исследования сравнительной характеристики употребления словосочетаний в специальных заданиях дошкольниками с нормальным и нарушенным речевым развитием было проанализировано состояние словообразования и словоизменения существительных, прилагательных и глаголов, а также выявлены особенности употребления глагольных и именных словосочетаний в специальных заданиях.
Результаты выполнения заданий на словоизменение существительных и на образование именных словосочетаний выявили, наряду с общими тенденциями, как задержку, так и качественные нарушения у детей ЭГ. Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в отличие от детей с нормальным речевым развитием дошкольники с ОНР показали более низкие результаты выполнения всех заданий.
При исследовании употребления предложно-падежных конструкций существительных единственного числа были выявлены существенные различия в понимании и употреблении предлогов детьми КГ и ЭГ. Особенно наглядно это проявилось при сравнении понимания и употребления предлогов В, ОКОЛО, ПЕРЕД, ИЗ-ПОД. У детей с ОНР выявлены существенные нарушения как на семантическом, так и на формально-языковом уровне. Данные констатирующего эксперимента показали, что дети с ОНР неправильно употребляют даже некоторые простые предлоги, которые усваиваются детьми с нор-
мальным развитием в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет, что свидетельствует о существенном нарушении в усвоении предложнопадежной системы.
Среди форм словоизменения существительных множественного числа наиболее трудным оказалось задание на употребление формы родительного падежа множественного числа. Преобладающая часть дошкольников в КГ выполнила задание на высоком (10 %) и выше среднего (50 %) уровнях. Среди испытуемых ЭГ только 9,6 % дошкольников смогли выполнить задание на уровне выше среднего, а в
19,7 % случаев они полностью не справились с заданием (низкий уровень). Почти все дети с ОНР допустили многочисленные ошибки, которые не смогли исправить даже при активной помощи экспериментатора.
Анализ полученных данных по исследованию субстантивных словосочетаний (с именами прилагательными) показал, что наиболее трудными для детей ЭГ оказались задания на согласование существительного с прилагательным в роде. Все ошибки, допущенные детьми с ОНР, можно объединить в две группы: к первой группе относятся ошибки, указывающие на то, что употребление рода прилагательных не соотносится с родом существительных; вторую группу составляют ошибки, связанные с тем, что полная форма прилагательного заменяется усеченной формой. Данные констатирующего эксперимента, полученные при исследовании
именных словосочетаний у дошкольников с ОНР, позволяют говорить о том, что данный вид словосочетаний еще недостаточно усвоен детьми ЭГ. В процессе построения именных словосочетаний дошкольники с ОНР используют лишь некоторые дифференциальные семантические признаки и не используют всю совокупность сем, позволяющих отличать одну форму слова от другой формы.
Анализ результатов экспериментального исследования словоизменения глаголов выявил, что наиболее усвоенными у детей ЭГ оказались формы мужского рода прошедшего времени (69,5 % правильно выполненных заданий). Самое большое количество ошибок отмечалось при употреблении глаголов прошедшего времени среднего рода (37,8 % правильно выполненных заданий).
Данные констатирующего эксперимента, полученные при изучении функции словоизменения глагола у дошкольников с ОНР, позволяют говорить о том, что неспособность различать грамматические глагольные формы у детей с ОНР обусловлена несформированностью морфологических обобщений и отсутствием так называемого «чувства» языка (языковой компетентности), с помощью которого нормально развивающийся ребенок усваивает практическим путем всю сложную систему русского языка.
Анализ результатов экспериментального исследования словообразования глаголов показал значительное расхождение в выполне-
нии предложенных заданий испытуемыми ЭГ и КГ. 70 % детей с нормальным развитием легко справились с заданием (высокий уровень). В то же время у дошкольников с ОНР наблюдался большой разброс уровней выполнения.
26,7 % дошкольников экспериментальной группы правильно употребили менее половины глаголов (уровень ниже среднего). У 50 % дошкольников отмечались единичные ошибки (средний уровень). Большинство детей нуждались в помощи экспериментатора в виде уточнения ответов. Проведенное исследование выявило у детей с ОНР нарушение дифференциации приставок по их значению, несфор-мированность связи значения приставки и ее формального выражения, трудности выбора приставок.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет заключить, что у всех испытуемых с общим недоразвитием речи выявлены нарушения грамматического строя речи, в том числе нарушения на уровне словосочетаний (глагольных и именных). Дети допускали частые и устойчивые ошибки при выполнении экспериментальных заданий. Исследование выявило нарушение структурирования словосочетаний преимущественно на формально-знаковом уровне. Вместе с тем у дошкольников с ОНР нарушенной оказалась и грамматическая семантика. В процессе конструирования словосочетаний у детей был затруднен выбор правильной формы слова с учетом всей совокупности грамматических значений.
Данные, полученные при исследовании составления словосочетаний из слов в начальной форме и дополнения пропущенных слов в словосочетании у детей с ОНР, позволяют сделать вывод о стойкости речевых ошибок при образовании именных словосочетаний, которые требуют проведения специальной коррекционной работы по их устранению.
Использование коэффициента ранговой корреляции К. Спирмена подтвердило тесные системные связи между компонентами речевой (языковой) системы дошкольников КГ и ЭГ (с уровнем значимости р<0,01).
Результаты математико-статистической обработки количественных данных констатирующего эксперимента (с использованием ^ критерия Стьюдента) показали, что по всем заданиям различия КГ и ЭГ являются статистически значимыми (р<0,01). В наиболее сильной корреляции находятся следующие компоненты речевой (языковой) системы дошкольников КГ и ЭГ: словообразование глаголов, уровень сформированости словосочетаний, уровень развития связной речи (пересказ, рассказ).
С учетом выявленных особенностей была разработана и апробирована методика формирования словосочетаний у дошкольников с ОНР. Дошкольники, занимающиеся по авторской методике, составили ЭГ, дошкольники, занимающиеся по традиционной методике, составили КГ. Уровень развития ЭГ и КГ до начала формирующего эксперимента был примерно одинаков.
Коррекционно-логопедическое воздействие осуществлялось по следующим направлениям: 1) уточнение лексического и грамматического значения слова; 2) формирование парадигмы словоизменения; 3) развитие языкового анализа; 4) овладение
синтаксической структурой словосочетания; 5) развитие связной речи.
Связь между этими направлениями осуществлялась последовательно-параллельно. По каждому из направлений определены этапы, содержание и методы логопедического воздействия, подобран речевой материал (Л.С.Волкова, Н.СЖукова,
Р.И.Лалаева, Л.В.Лопатина, Е.М.Мас-тюкова, Е.М.Моисеенко, Л.ГПара-монова, Н.В.Серебрякова, Т.Б.Фили-чева, С.Н.Шаховская и др.).
Как показал контрольный эксперимент, обучение детей с ОНР с использованием разработанной нами системы логопедического воздействия дает существенную положительную динамику развития всех компонентов речевой системы.
В результате обучения по экспериментальной методике дети ЭГ статистически достоверно (р<0,01) превзошли испытуемых КГ, занимающихся по традиционной методике. Наибольшие статистические различия были установлены по следующим факторам: словоизменение существительных; уровень сформи-рованности словосочетаний. Таким образом, эффективность разработанной методики, этапов, методов и приемов логопедической коррекционной программы подтверждается полученными в ходе формирующего эксперимента данными.
Литература
1. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. - М. : АГАР, 2000.
2. Виноградов, В. В. История русских лингвистических учений /
В. В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 1978.
3. Воробьева, В. К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией / В. К. Вороьева // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М. : МПГИ им.
В. И. Ленина, 1973.
4. Ковшиков, В. А. Принципы формирования языкового механизма у детей с экспрессивной алалией / В. А. Ковшиков // Принципы и методы логопедической работы. - Л., 1984.
5. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2004.
6. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1969.
7. Мастюкова, Е. М. Ребенок с от-
клонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - М. : Про-
свещение, 1992.
8. Моисеенко, Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи : авто-реф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук / Е. М. Моисеенко- СПб., 2002.
9. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) : учеб пособие для студентов /
Е. Ф. Соботович. - М. : Классика Стиль, 2003.
10. Сусов, И. П. Лингвистическая прагматика / И. П. Сусов. - Винница, Нова Кныга, 2009. - 272 с.
11. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Фи-личева. - М. : Альфа МГОПУ, 2001.
12. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000.
13. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - М. : Наука, 1990.
14. Шведова, Н. Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе (словосочетание) / Н. Ю. Шведова. - М. : Просвещение, 1966.