Научная статья на тему 'Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста'

Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7204
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH DEVELOPMENT / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / COMPUTER GAMES / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталия Вячеславовна

В статье рассматривается проблема использования компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Авторами приводится анализ актуальности речевого воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния компьютерных игр на речевое развитие детей 5-6 лет: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Авторы приводят данные педагогической диагностики уровня речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Педагогическая диагностика проводилась до и после реализации системы работы с использованием компьютерных игр, что позволило авторам сделать выводы об эффективности проведенной работы с детьми. В статье приводится система работы по использованию компьютерных игр в развитии речи, включающая развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Система работы содержит психологопедагогические условия применения игр в работе с детьми. Предлагаемая авторами система работы прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Красильникова Лариса Владимировна, Вялова Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of computer games in the development of speech of children of preschool age

The article deals with the problem of using computer games in the development of speech of preschool children in a pre-school educational organization. The authors analyze the relevance of verbal education in the light of the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The article contains a description of the organization of experimental research work on studying the influence of computer games on the speech development of children aged 5-6: ascertaining, forming and controlling experiments. The authors cite the data of pedagogical diagnostics of the level of speech development of pupils of the senior preschool age. Pedagogical diagnosis was carried out before and after the implementation of the system of work using computer games, which allowed the authors to draw conclusions about the effectiveness of the work done with children. The article describes the system of work on the use of computer games in the development of speech, including the development of the vocabulary, the education of the sound culture of speech, the formation of the grammatical structure of speech, the development of coherent speech. The system of work contains psychological and pedagogical conditions for the use of games in working with children. The system of work proposed by the authors was approved on the basis of preschool educational organizations of the city of Nizhny Novgorod.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 217-225. I I Г) Г)

УДК 373.21 л. в. Красильникова, Н. В. Вялова

Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема использования компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Авторами приводится анализ актуальности речевого воспитания в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья содержит описание организации экспериментально-исследовательской работы по изучению влияния компьютерных игр на речевое развитие детей 5-6 лет: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Авторы приводят данные педагогической диагностики уровня речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Педагогическая диагностика проводилась до и после реализации системы работы с использованием компьютерных игр, что позволило авторам сделать выводы об эффективности проведенной работы с детьми. В статье приводится система работы по использованию компьютерных игр в развитии речи, включающая развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Система работы содержит психолого-педагогические условия применения игр в работе с детьми. Предлагаемая авторами система работы прошла апробацию на базе дошкольных образовательных организаций города Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: развитие речи, компьютерные игры, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, психолого-педагогические условия

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 217-225.

L .V. Krasilnikova, N. V. Vyalova

Use of computer games in the development of speech of children of preschool age

The article deals with the problem of using computer games in the development of speech of preschool children in a pre-school educational organization. The authors analyze the relevance of verbal education in the light of the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The article contains a description of the organization of experimental research work on studying the influence of computer games on the speech development of children aged 5-6: ascertaining, forming and controlling experiments. The authors cite the data of pedagogical diagnostics of the level of speech development of pupils of the senior preschool age. Pedagogical diagnosis was carried out before and after the implementation of the system of work using computer games, which allowed the authors to draw conclusions about the effectiveness of the work done with children. The article describes the system of work on the use of computer games in the development of speech, including the development of the vocabulary, the education of the sound culture of speech, the formation of the grammatical structure of speech, the development of coherent speech. The system of work contains psychological and pedagogical conditions for the use of games in working with children. The system of work proposed by the authors was approved on the basis of preschool educational organizations of the city of Nizhny Novgorod.

Keywords: speech development, computer games, pre-school children, pre-school educational organization, psychological and pedagogical conditions

11а современном этапе развития систе-/ / мы дошкольного образования к про___'V блеме речевого развития воспитанников детских садов привлечено пристальное внимание педагогического сообщества и самого широкого круга родителей (или законных представителей) детей дошкольного возраста. Актуальная востребованность решения задач развития речи у воспитанников дошкольных образовательных организаций обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает резкое снижение темпов речевого развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, что проявляется в нарушениях звукопроизношения, сужении объема словаря, трудностях овладения грамматическими формами родного языка, низким уровнем развития связной речи. Особое место в дошкольной педагогике занимает проблема снижения речевой активности детей в целом, уменьшение объема речевой продукции детей, увеличение количества детей с задержкой речевого развития.

Наличие такого рода проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста затрудняет весь процесс воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду, так как от уровня развития речи зависит освоение содержания всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Невозможно переоценить роль успешного развития речи при подготовке дошкольника к дальнейшему обучению в школе. При этом уровень развития устной речи важен не только для дальнейшего овладения детьми письменной речью, что имеет прямую зависимость, но и для усвоения всех школьных предметов.

Актуальность и значимость развития речи детей дошкольного возраста подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), где выделена особым образом образовательная область «Речевое развитие». ФГОС ДО предусматривает решение таких задач речевого воспитания детей, как «...владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синте-тической активности как предпосылки обучения грамоте» [11].

В научных исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, М.И. Лисиной, Ф.А. Сохина, С.Л. Рубинштейна, О.С. Ушаковой, Д.Б. Эльконина,

В.И. Ядэшко и др. раскрываются возрастные особенности речевого развития детей дошкольного возраста, и подчеркивается уникальность, неповторимость, самобытность, сензитивность этого возрастного периода для развития речи.

В методической копилке дошкольного образования накоплен обширный практикоориенти-рованный опыт исследований по речевому развитию дошкольников. Это исследования М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик, Н.А. Стародубовой, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др.

Несмотря на непрестанные поиски ученых в области развития речи детей раннего и дошкольного возраста, наблюдается насущная необходимость разработки и апробации новых средств и методик, направленных на решение задач речевого воспитания в детском саду. Одним из таких новых средств стали информационно-коммуникационные технологии.

Задача информатизации образования закреплена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3. Так в содержание Закона включены статьи: 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», 29 «Информационная открытость образовательной организации», 98 «Информационные системы в системе образования» [3].

Дошкольное образование, являясь первым уровнем общего образования в Российской Федерации, также включено в процесс информатизации. Новоселова С.Л. отмечает, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании изучаются в исследованиях Э.Ф. Алиевой, К.Ю. Белой, О.А. Бизиковой, Н.Н. Булгаковой, Ю.М. Горвиц, Г.С. Гушлевской, Е.В. Зворыгиной, О.А. Карабановой, И.И. Комаровой, Л.А. Леоновой, Е.М. Марич, В.В. Моторина, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, П.Д. Рабинович, О.Р. Радионовой, А.В. Туликовой, Л.Д. Чайновой и др.

В центре внимания ученых-педагогов использование игровых компьютерных программ в работе с дошкольниками. Исследования убедительно доказывают, что средства информационно-коммуникационных технологий особым образом обогащают и обновляют дидактику детского сада.

В тоже время, вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста остаются мало исследованы.

Нами проводилось исследование эффективности применения компьютерных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста на базе детских садов города Нижнего Новгорода. В

экспериментальной работе приняли участие 162 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет.

Исследование включало использование компьютерных игр, созданных педагогами в программах «SMART Notebook 11» и «Microsoft Power Point» и направленных на развитие всех компонентов речевой системы: 1) воспитание правильного звукопроизношения; 2) развитие словаря; 3) формирование грамматического строя речи; 4) развитие связной речи.

Исследовательская работа включала в себя три этапа.

1 этап - констатирующий эксперимент.

Цель этапа: анализ уровня речевого развития

детей старшего дошкольного возраста.

Задачи этапа:

1) поиск и анализ педагогической диагностики, направленной на определение уровня речевого развития детей 5-6 лет;

2) проведение педагогической диагностики уровня речевого развития детей 5-6 лет;

3) анализ особенностей развития речи детей 5-6 лет.

Участники этапа: воспитатели и дети экспериментальной и контрольной групп.

Сроки проведения этапа: с 01.09.2017 по 01.10.2017

2 этап - формирующий эксперимент.

Цель этапа: разработка и апробация системы педагогической работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных игр.

Задачи этапа:

1) разработать систему педагогической работы по речевому развитию детей 5-6 лет с использованием компьютерных игр, включающую все компоненты речевой системы: звуковую культуру речи, словарь, грамматический строй речи и связную речь;

2) апробация системы педагогической работы по речевому развитию детей 5-6 лет с использованием компьютерных игр;

3) внесение корректив и изменений в систему работы по результатам апробации.

Участники этапа: воспитатели и дети экспериментальной группы.

Сроки проведения этапа: разработка с 01.10.2017 по 30.10.2017; апробация с 01.11.2017 по 01.04.2018.

3 этап - контрольный эксперимент.

Цель этапа: анализ результативности и эффективности использования компьютерных игр в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи этапа:

1) проведение повторной педагогической диагностики уровня речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп;

2) выявление изменений в уровне развития речи детей экспериментальной и контрольной групп;

3) формулирование выводов об эффективности и результативности созданной системы педагогической работы по развитию речи с использованием компьютерных игр.

Участники этапа: воспитатели и дети экспериментальной и контрольной групп.

Сроки проведения этапа: с 01.04.2018 по 30.04.2018.

На этапе констатирующего и контрольного экспериментов нами была использована педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня речевого развития детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной «Методики обследования развития речи дошкольников».

Приведем результаты обследования уровня развития речи на этапе констатирующего эксперимента.

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

высокий уровень хороший уровень уровень ниже

среднего

экспериментальная группа

контрольнаяiруппа

Рис. 1 Сравнительный анализ уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной групп

на этапе констатирующего эксперимента

Сравнительный анализ результатов обследования уровня развития речи у детей обеих групп показал, что на высоком уровне нет ни одного ребенка, ни в одной из групп. На хорошем уровне в контрольной группе оказалось больше детей - 38,5%, чем в экспериментальной - 27%. На уровне ниже среднего на начало экспериментальной работы оказалось большее количество детей экспериментальной группы - 73%, а в контрольной - 61,5%.

Таким образом, перед началом проведения формирующего эксперимента, дети экспериментальной группы показывали достаточно низкий уровень развития речи, что требовало проведения системы педагогической работы.

На формирующем этапе мы разрабатывали, а затем апробировали в экспериментальной группе детей 5-6 лет систему работы с использованием компьютерных игр.

Система работы по использованию компьютерных игр в развитии речи детей 5-6 лет включила в себя разработку и систематизацию компьютерных игр, созданных в программах «SMART Notebook 11» и «Microsoft Power Point», распределенных по основным направлениям развития речи воспитанников (см. рис. 2).

Исходя из основных направлений развития речи детей, нами были определены разделы педагогической работы. Выбор направлений развития речи, а соответственно и разделов работы, был обусловлен исследованиями возрастных особенностей развития речи детей дошкольного возраста.

Каждый раздел включил в себя:

1) игры для формирования у детей первоначальных умений и навыков;

2) игры для упражнения и закрепления умений и навыков.

Компьютерные игры для развития грамматического строя речи

Использование компьютерных игр в

развитии речи _

Компьютерные игры

для воспитания звуковой культуры речи

Компьютерные игры для развития словаря

Компьютерные игры для развития связной речи

Рис. 2 Направления работы по использованию компьютерных игр в развитии речи детей

Приведем примеры игр, включая дидактическую и игровую задачу.

1 раздел - Компьютерные игры для развития словаря

1. Игры для формирования у детей первоначальных умений и навыков.

1. Игра «Посуда»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о предметах посуды, их назначении; активизировать в речи названия посуды; вводить в словарь детей обобщающее слово «посуда».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

2. Игра «Мебель»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о предметах мебели, их назначении; активизировать в речи названия предметов мебели; вводить в словарь детей обобщающее слово «мебель».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

3. Игра «Одежда»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о предметах одежды, их назначе-

нии; активизировать в речи названия предметов одежды; вводить в словарь детей обобщающее слово «одежда».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

4. Игра «Овощи»

Дидактические задачи: закреплять представления детей об овощах, их свойствах и качествах; активизировать в речи названия овощей; вводить в словарь детей обобщающее слово «овощи».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

5. Игра «Фрукты»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о фруктах, их свойствах и качествах; активизировать в речи названия фруктов; вводить в словарь детей обобщающее слово «фрукты».

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

Аналогичны по своим задачам и другие игры на первоначальное формирование умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Игры для упражнения и закрепления умений и навыков.

1. Игра «Аналогии»

Дидактические задачи: развивать умение устанавливать аналогии между заданными предметами; развивать лексические связи; расширять значения слов.

Игровая задача: заполнить карточку с картинками.

2. Игра «Назови одним словом»

Дидактические задачи: активизация в речи

обобщающих понятий «посуда», «одежда», «обувь» и др.; развитие операций обобщения и классификации.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

3. Игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи: активизация в речи

обобщающих понятий «посуда», «одежда», «обувь» и др.; развитие операций обобщения и классификации.

Игровая задача: найти ненужную картинку и услышать звук.

4. Игра «Овощи-фрукты»

Дидактические задачи: закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»; упражнять в классификации предметов.

Игровая задача: сложить в корзинку, вазу, кастрюлю овощи и фрукты.

2 раздел - Компьютерные игры для воспитания звуковой культуры речи

1. Игры для формирования у детей первоначальных умений и навыков.

1. Игра «Найди звук р»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «р»; упражнять в выделении звука «р» в словах.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

2. Игра «Найди звук л»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «л»; упражнять в выделении звука «л» в словах.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

3. Игра «Найди звук с»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «с»; упражнять в выделении звука «с» в словах.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

4. Игра «Найди звук ш»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звука «ш»; упражнять в выделении звука «ш» в словах; развивать лексические связи между словами; развивать связную речь.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

Аналогичным образом проводятся игры и на другие звуки.

2. Игры для упражнения и закрепления уме-

ний и навыков.

1. Игра «Дифференциация звуков р-л»

Дидактические задачи: упражнять детей в

произношении звуков «р», «л»; упражнять детей в дифференциации звуков «р», «л».

Игровые задачи: поселить в домики картинки; собрать картинки в корзинки; помочь рыбке добраться до реки.

2. Игра «Смешарики»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звуков «с», «ш»; упражнять детей в дифференциации звуков «с», «ш».

Игровые задачи: последовательное, аркадное выполнение заданий с разными игровыми персонажами.

3. Игра «Винни Пух»

Дидактические задачи: упражнять детей в произношении звуков «з», «ж»; упражнять детей в дифференциации звуков «з», «ж».

Игровые задачи: последовательное, аркадное выполнение заданий с разными игровыми персонажами.

3 раздел - Компьютерные игры для развития грамматического строя речи

1. Игры для формирования у детей первоначальных умений и навыков.

1. Игра «Предлоги»

Дидактические задачи: упражнять детей в пространственной ориентировке; формировать умения образовывать предложно-падежные формы существительных; упражнять в использовании предлогов в, на, за, под и т.д.

Игровая задача: сменить картинку на слайде, если правильно назовешь.

2. Игра «Скажи правильно»

Дидактические задачи: упражнять детей в образовании форм существительного множественного числа, Родительного падежа; согласовании существительного и прилагательного.

Игровые задачи: последовательное, аркадное выполнение заданий.

3. Игра «Найди маму и детеныша»

Дидактические задачи: активизировать в

речи названия детенышей животных; упражнять детей в образовании форм множественного числа, Родительного падежа.

Игровые задачи: найти детенышу маму.

2. Игры для упражнения и закрепления умений и навыков.

1. Игра «Приключения гномика»

Дидактические задачи: формировать умение

образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; активизировать использование в речи слов по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Животные», «Мебель» и др.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий с игровым персонажем.

2. Игра «Грамматика»

Дидактические задачи: закрепление умений образования форм существительного; активи-

зировать использование в речи слов по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Животные», «Мебель» и др.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

4 раздел - Компьютерные игры для развития связной речи

1. Игры для формирования у детей первоначальных умений и навыков.

1. Игра «В огороде»

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

2. Игра «Настоящий друг»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

3. Игра «Любимая игрушка»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении словосочетаний и предложений разных типов; продолжать учить составлять описательное, повествовательное высказывание и рассуждение.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

2. Игры для упражнения и закрепления умений и навыков.

1. Игра «Ларец с сюрпризом»

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений разных типов; упражнять детей в составлении описательных, повествовательных высказываний и рассуждений.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

2. Игра «Осень»

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений разных типов; упражнять детей в составлении описательных, повествовательных высказываний и рассуждений.

Игровая задача: последовательное, аркадное выполнение заданий.

3. Игра «Что сначала, что потом?»

Дидактические задачи: упражнять детей в

составлении высказывания по серии сюжетных картинок.

Игровая задача: собрать картинки в нужной последовательности.

4. Игра «Что перепутал художник?»

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении высказывания типа рассуждений.

Игровая задача: найти ошибку художника и

услышать звук.

Психолого-педагогические условия применения компьютерных игр нами были сформулированы на основании исследований Э.Ф. Алиевой, К.Ю. Белой, О.А. Бизиковой, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгиной, О.А. Карабановой, В.В. Моторина, С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку, Л.Д. Чайновой и др.

Психолого-педагогические условия применения компьютерных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

1. Обязательное проведение предварительной работы перед использованием игр. Предварительная работа должна включать в себя формирование или активизацию знаний и лексики детей в той сфере действительности, которой посвящена игра. Например: игрушки, посуда, профессии, транспорт и т.п.

2. Стимулирование познавательной и речевой активности при проведении игры через проблемные вопросы, прямое предложение, поощрение и т.п.

3. Создание положительного психоэмоционального фона при проведении игр. Ребенок должен чувствовать ситуацию успеха при выполнении заданий, особенно, если это касается первоначальных игр с компьютером.

4. Продумывание игровой задачи для каждой игры, для поддержания интереса детей.

5. Обеспечение в электронном образовательном материале повторяемости и постепенности прохождении дидактического содержания.

6. Выполнение требований к оформлению игр в соответствии с охраной зрения: контрастность фона и рисунков, крупные рисунки, четкость изображений, незаслоняемость изображений.

7. Выполнение санитарно-эпидемиологических требований при проведении компьютерных игр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компьютерные игры проводились как на занятиях, так и в свободное время в ходе совместной деятельности воспитателя и детей.

Оборудование для проведения компьютерных игр с детьми: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, аудио колонки, экран.

На этапе контрольного эксперимента проводилась повторная педагогическая диагностика уровня речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп.

Проведенное сравнение уровня развития речи детей экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показывает значительные положительные изменения в речи у воспитанников. Так на высоком уровне развития речи не было ни одного ребенка - 0%, а стало

- 30,7%, на хорошем уровне было - 27%, а стало

- 53,8%, на уровне ниже среднего было - 73%, а осталось - 15,5%.

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

53.80%

27,00%

>,50%

- 0,00% У

высокий уровень хорошим уровень уровень ниже

среднего

уровень развития речи в экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента уровень развития речи в экспериментальной группе па этапе контрольного эксперимента

Рис. 3 Сравнительный анализ уровня развития речи в экспериментальной группе на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

57,70%

61,50%

38,50%

11,50%

30,80/

высоким уровень хорош и и уровень уровень ниже

среднего

уровень развития речи в контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента

уровень развития речи в контрольной группе на этапе контрольного эксперимента

Рис. 4 Сравнительный анализ уровня развития речи в контрольной группе на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии речи детей экспериментальной группы после апробации системы педагогической работы по развитию речи с использованием компьютерных игр.

Сравнение уровня развития речи детей контрольной группы также выявляет положительные изменения. Так на высоком уровне не было ни одного ребенка - 0%, а стало - 11,5%, на хорошем уровне было - 38,5%, а стало - 57,7%, на уровне ниже среднего было - 61,5%, а осталось - 30,8%. Таким образом, в развитии речи детей контрольной группы также наблюдается положительная динамика, хотя она не столь ярко выражена, как в экспериментальной группе.

Сравнительный анализ уровня развития речи в экспериментальной и контрольной группах на

этапе контрольного эксперимента показывает значительное преобладание в показателях экспериментальной группы. Так на высоком уровне в экспериментальной группе находится 30,7% детей, а в контрольной - 11,5%, на хорошем уровне в экспериментальной группе - 53,8%, а в контрольной - 57,7%, на уровне ниже среднего в экспериментальной только 15,5%, а в контрольной - 30,8%.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в изменении уровня речевого развития по сравнению с контрольной группой.

Рис. 5 Сравнительный анализ уровня развития речи в экспериментальной и контрольной группах

на этапе контрольного эксперимента

высокий уровень хороший уровень уровень ниже

среднего

экспериментальная группа ■ контрольная группа

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробирован -ная система педагогической работы по развитию речи детей 5-6 лет с использованием компьютерных игр оказалась эффективной и результативной. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в дидактике до-

школьного образования в целом, и в методике развития речи воспитанников детских садов в частности, появилось новое эффективное средство - информационно-коммуникационные технологии, которые требует активного внедрения в систему работы дошкольных образовательных организаций.

литература

1. Гуцу Е.Г. Проблема целеполагания в деятельности преподавателя вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №1. URL:http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/96e/13-problema-tselepolaganiya-v-deyatelnosti-prepodavatelya-pedagogic (дата обращения: 13.10.2016).

2. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / Под ред. Л.А. Леоновой. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004. 64 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 2.12.2012 г. №273 - ФЗ в редакции от 01.09.2015 г. М.: ТЦ Сфера, 2016. 192 с.

4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. 96 с.

5. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-синтез, 2011. 128 с.

6. Красильникова Л.В., Вершинина А.Ю. Педагогическое моделирование как средство развития информационно-коммуникационной компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12-1 (66). С. 145-148.

7. Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79-84.

8. Красильникова Л.В. Пропедевтическая работа по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2011. 205 с.

9. Красильникова Л.В.. Старикова А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в математическом образовании детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 196-205.

10. Красильникова Л.В., Старикова А.Ю. Методическая работа по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). С. 127-130.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 с.

references

1. Gutsu Ye.G. Problema tselepolaganiya v deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/96e/13-problema-tselepolaganiya-v-deyatelnosti-prepodavatelya-pedagogic (Accessed: 13 october 2016).

2. Doshkol'nik i komp'yuter: Mediko-gigiyenicheskiye rekomendatsii/ Pod red. L.A. Leonovoy. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh, NPO «Modek» Publ., 2004. 64 p.

3. Zakon RF «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [The Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation"]

No. 273-FZ of December 29, 2012, as amended on 01.09.2015. Moscow, Sphere Publ., 2016. 192 p. [in Russian].

4. Karabanova O.A., Aliyeva E.F., Radionova O.R., Rabinovich P.D., Marich Ye.M. Organizatsiya razvivayushchey predmetno-prostranstvennoysredy vsootvetstviis Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya: metodicheskiye rekomendatsii dlya pedagogicheskikh rabotnikov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy i roditeley detey doshkol'nogo vozrasta. Moscow, Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya, 2014. 96 p.

5. Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii. Moscow, Mozaika-sintez Publ., 2011. 128 p.

6. Krasilnikova L.V., Vershinina A.YU. Pedagogicheskoye modelirovaniye kaksredstvo razvitiya informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2017, no 12-1 (66), pp. 145-148 (in Russian).

7. Krasilnikova L. Osoznannaya rechevaya aktivnost' detey 6-7 let. Doshkol'noye vospitaniye, 2008, no 4, pp. 79-84 (in Russian).

8. Krasilnikova L.V. Propedevticheskaya rabota po preduprezhdeniyu rechevykh narusheniy v rannem vozraste: uchebno-metodicheskoye posobiye. Nizhniy Novgorod, 2011. 205 p.

9. Krasilnikova L.V., Starikova A. Yu. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v matematicheskom obrazovanii detej doshkol'nogo vozrasta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2016, no 52-7, pp. 196-205. [in Russian].

10. Krasilnikova L.V., Starikova A.Yu. Metodicheskaya rabota po povysheniyu informatsionno-kommunikatsionnoy kompetentnosti pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 2017, no 6-1 (60), pp. 127-130.11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: Prikazy i pis'ma Minobrnauki RF. Moscow, Sfera Publ., 2016. 96 p.

Информация об авторах Красильникова Лариса Владимировна

(Россия, Нижний Новгород) Ддоцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Information about the authors

Krasilnikova Larisa Vladimirovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

Вялова Наталия Вячеславовна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: [email protected]

Vyalova Nataliya Vyacheslavovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior Lecturer of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.