Научная статья на тему 'Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями'

Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC RESOURCES / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATIONAL SPHERE / ITC / INTERACTIVE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Елена Владимировна

В статье представлена авторская разработка электронного ресурса, приуроченная к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года «Знатоки Олимпийского движения». Новизна данного электронного ресурса заключается в повышении знаний об истории олимпийского движения, физического воспитания и представлений о спорте у детей дошкольного возраста 5-7 лет, в развитии основ информационной культуры личности ребенка через интеграцию компьютерных игровых средств в коррекционном процессе. Методика предполагает системность и комплексность в обучении, взаимодействие и контроль со стороны педагога, а также содействует развитию личностных качеств у детей: формирует навыки самоконтроля, самопроверки и способности к саморегуляции. Электронный продукт может использоваться логопедами, дефектологами, педагогами ДОУ, педагогами дополнительного образования, частных и семейных ДОУ, родителями, учитывая интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности (познавательной, игровой, социально-коммуникативной, речевой и физической), а также детьми в самостоятельной деятельности. Автор отмечает, что интерактивное обучение, проводимое с помощью описанной методики, существенным образом ускоряет передачу знаний, развивая различные психические функции детей, таких, как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Дети успешнее и быстрее адаптируются к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Training as a Way to Develop Motivational Sphere and Cognitive Activity in Children with Speech Disorders

The paper presents the original software called Olympic Movement Gurus which was developed in time for the holding of the 2014 Olympic Games in Sochi. The aim of the software is to enhance knowledge about the history of the Olympic movement, physical education and awareness of sport among preschool children aged 5-7, to foster the basics of child’s information culture by integrating computer games into the correctional process. The methodology involves a systematic and comprehensive approach to learning, interaction and teacher’s control. It also helps to improve children’s personal qualities by forming their self-control, self-test skills and ability for self-regulation. This software may be of use to speech therapists, pediatricians, preschool and further education teachers, private and family preschool institutions, parents, taking into account the integration of educational areas in various cognitive, socio-communicative, verbal and physical activities, as well as children in their own independent activity. The author notes that interactive teaching based on using the technique, significantly accelerates transfer of knowledge by developing various mental functions in children, e.g. their visual and auditory perception, attention, memory, verbal and logical thinking. Children tend to adapt to the environment and ongoing social changes faster and better.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями»

E. В. Алексеева

Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями

Алексеева Елена Владимировна - учитель-логопед, " У научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии Мц им. А.Р. Аурия, аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова (г. Москва, Россия)

В статье представлена авторская разработка электронного ресурса, приуроченная к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года «Знатоки Олимпийского движения». Новизна данного электронного ресурса заключается в повышении знаний об истории олимпийского движения, физического воспитания и представлений о спорте у детей дошкольного возраста 5-7 лет, в развитии основ информационной культуры личности ребенка через интеграцию компьютерных игровых средств в коррекционном процессе. Методика предполагает системность и комплексность в обучении, взаимодействие и контроль со стороны педагога, а также содействует развитию личностных качеств у детей: формирует навыки самоконтроля, самопроверки и способности к саморегуляции. Электронный продукт может использоваться логопедами, дефектологами, педагогами ДОУ, педагогами дополнительного образования, частных и семейных ДОУ, родителями, учитывая интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности (познавательной, игровой, социально-коммуникативной, речевой и физической), а также детьми в самостоятельной деятельности. Автор отмечает, что интерактивное обучение, проводимое с помощью описанной методики, существенным образом ускоряет передачу знаний, развивая различные психические функции детей, таких, как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Дети успешнее и быстрее адаптируются к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интерактивная игра, интерактивное обучение, электронные ресурсы, познавательная деятельность, мотивационная сфера.

Interactive Training as a Way to Develop Motivational Sphere and Cognitive Activity in Children with Speech Disorders Alekseeva Elena, Speech Therapist, Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia) The paper presents the original software called Olympic Movement Gurus which was developed in time for the holding of the 2014 Olympic Games in Sochi. The aim of the software is to enhance knowledge about the history of the Olympic movement, physical education and awareness of sport among preschool children aged 5-7, to foster the basics of child's information culture by integrating computer games into the correctional process. The methodology involves a systematic and comprehensive approach to learning, interaction and teacher's control. It also helps to improve children's personal qualities by forming their self-control, self-test skills and ability for self-regulation. This software may be of use to speech therapists, pediatricians, preschool and further education teachers, private and family preschool institutions, parents, taking into account the integration of educational areas in various cognitive, socio-communicative, verbal and physical activities, as well as children in their own independent activity. The author notes that interactive teaching based on using the technique, significantly accelerates transfer of knowledge by developing various mental functions in children, e.g. their visual and auditory perception, attention, memory, verbal and logical thinking. Children tend to adapt to the environment and ongoing social changes faster and better. Keywords: ITC, interactive games, interactive learning, electronic resources, cognitive activity, motivational sphere.

Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и самоконтроля дошкольников, их мотиваци-онной готовности к межличностному взаимодействию была и остается. Любой вид игры, в частности компьютерная интерактивная игра, которая является компонентом информационно-коммуникационных технологий, - обучает, развивает, социализирует и способствует повышению мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями. Вот почему данная проблема остается актуальной в педагогике и коррекционном процессе.

Современная российская система школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования находится в стадии постоянного динамического обновления, этим и обусловлен научный и практический интерес к инновационным тенденциям, в частности, к изучению компьютерных интерактивных игр, их влияния на формирование и развитие универсальных личностных качеств ребенка-дошкольника и школьника, необходимых для его социализации. Необходимость применения компьютерных технологий в кор-рекционном процессе уже не вызывает сомнений. Использовать мультимедийные ресурсы, ограничиваясь показом презентаций, или использовать их только как демонстрационный материал значит значительно сужать возможности мультимедиа технологии. Игровые компьютерные средства можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду, и как методику коррекционного обучения.

Обоснование и описание методики

Наш Центр детской нейропсихологии посещают дети разного возраста, но одной из ведущих проблем у детей является недоразвитие речи, вызванное несформированностью основных компонентов языковой системы, что несомненно затрудняет обучение и общение у детей. И задача логопеда Центра помочь детям справиться с речевыми дефектами, поэтому коррек-ционно-развивающее обучение носит комплексный характер с использованием традиционных логопедических техник, нейропсихологических методов и инновационных подходов - интерактивного обучения. Интерактивность подразумевает участие или влияние пользователя на

процесс презентации. И в коррекционной работе по обогащению, уточнению и активизации словаря по основным лексическим темам с детьми я использую авторские интерактивные презентации, изготовленные в программе Microsoft PowerPoint. Интерактивные игры создают условия и способствуют развитию ВПФ, умений сравнивать, анализировать, рассуждать и делать умозаключения, навыка общения, умений правильно составлять предложения правильной конструкции и активно использовать в речи слова по теме, развитию диалогической и связной речи, правильного звукопроизноше-ния и звуко-буквенного анализа. В своей работе я применяю как информационно-образовательные ресурсы, распространенные на сайте (ФЦИОР) для всех уровней, учитывая коррек-ционные задачи и индивидуальные возможности детей, так и собственные наработки. Хочу представить авторскую разработку электронного ресурса, посвященного Олимпийским играм в Сочи 2014 года «Знатоки Олимпийского движения».

Новизна данного электронного ресурса заключается в повышении знаний об истории олимпийского движения, физического воспитания и представлений о спорте у детей дошкольного возраста 5-7 лет, в развитии основ информационной культуры личности ребенка через интеграцию компьютерных игровых средств в коррекционном процессе. Методика предполагает системность и комплексность в обучении, взаимодействие и поддержка со стороны педагога, а также содействует развитию личностных качеств у детей: формирует навыки самоконтроля, самопроверки и способности к саморегуляции.

Содержание электронного ресурса включает три основных этапа обучения детей истории олимпийского движения и проблемам физического воспитания:

1 этап - история развития Олимпийских игр в Древней Греции. Данный этап (презентация) ведет к ознакомлению детей с историей развития игр, пособие выступает как наглядный материал, обучение под руководством взрослого, с музыкальным сопровождением греческой музыки.

2 этап - интерактивный. Ресурс содержит наглядный материал по анализу зимних и летних видов спорта, спортивного инвентаря, ознакомлению с атрибутами и символикой олимпиады. Задания 2 этапа включают: «аними-рованный кроссворд», «загадки», «составление из слов пословиц о спорте», «выдели лишний», «сложи разрезную картинку». На данном этапе дети проводят анализ осваиваемого содержания, овладевают умениями и навыками по данной теме.

3 этап - обратная связь. На третьем этапе у дошкольников развивается саморегуляция, совершенствуется самоконтроль. Все дети ставятся в одинаковые условия - одинаковые вопросы, определенный промежуток времени. Дошкольники получают обратную связь о характере развития их представлений. Этот этап позволяет детям старшего дошкольного возраста самостоятельно провести анализ по данной теме и определить результат освоения новой темы. На последнем слайде дети видят оценку своей деятельности, которая выражается словами «Молодец!», «Хорошо», что, безусловно, создает у ребенка ситуацию переживания успеха, а совет «Повтори еще раз» дает возможность повторить тестирование, способствует закреплению материала и достижению результата.

Заключение

Электронный продукт может использоваться логопедами, дефектологами, педагогами ДОУ, педагогами дополнительного образования, частных и семейных ДОУ, родителями, он может включаться в структуру НОД (Непосредственно образовательная деятельность) при обучении, учитывая интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности (познавательной, игровой, социально-коммуникативной, речевой и физической), а также может использоваться детьми в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием используют интерактивную игру в индивидуальной деятельности, возможна работа группой из 2-3 детей, и тогда происходит более интенсивное общение, развиваются

коммуникативные навыки. Благодаря теоретическим знаниям о спорте, у дошкольника будет расти интерес к занятиям по физической культуре, формироваться мотивация к здоровому образу жизни.

Опыт применения нами интерактивного обучения в коррекционном процессе показал, что создаются комфортные условия, при которых ребенок, активно взаимодействуя с компьютером, являясь его оппонентом, решает при этом задачи, поставленные педагогом, чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, это делает продуктивным сам процесс обучения. ИКТ, в частности интерактивное обучение, существенным образом ускоряют передачу знаний, развивая различные психические функции детей, такие как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Дети успешнее и быстрее адаптируются к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, в этом и состоит задача нашего Центра - обеспечить эмоционально-личностный рост каждого ребенка. ■

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. - М.: Академия, 2009.

4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. - М.: Питер, 2008.

5. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. (ред.) Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. - М.: Смысл, 2014.

6. Знатоки Олимпийского движения. Электронное пособие.

7. Луков М.И. Об осознании ребенком речи в процессе игры: Дис. ...канд. психол. наук. -Л., 1937.

8. Лурия АР. Письмо и речь: нейролингвис-тические исследования. - М.: Академия, 2002.

9. Титова Ю.О., Фролова О.С., Виннико-ва Л.М. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1-5 лет. - М.: Эксмо, 2010.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Статья поступила в редакцию 19.09.201 5 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.