Мероприятие 11. Провести мониторинговые социологические исследования
Работать по ФГОС дошкольного образования - значит отвечать на вызовы современной социокультурной ситуации. Речь идет о разных стартовых возможностях и социокультурных ситуациях развития детей. Важно понять, что должна и может компенсировать общественная система дошкольного образования при реализации ФГОС ДО. Чем я могу помочь ребенку из неполной семьи или с низким уровнем стартовых возможностей?
Назовем тематику социологических исследований, которые необходимо проводить в детском саду при реализации ФГОС дошкольного образования: Родители и взаимодействие с детьми. Эмоциональное самочувствие взрослого при общении с ребенком. Родительские стратегии воспитания. Ценностные ориентации родителей и воспитания. Ситуация развития ребенка в семье. Структура семейного досуга. Динамика изменения игровых предпочтений. Удовлетворенность системой дошкольного воспитания.
Мероприятие 12. Руководитель планирует содержание и формы контроля реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду
Целесообразность этих мер обусловлена тем, что заведующая несет юридическую от-
ветственность за реализацию ФГОС ДО и отчитывается на предмет качества дошкольного образования.
В основу реализации контролирующей функции следует положить критерии деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО, о которых говорилось выше:
1) изменяет ли педагог формы взаимодействия с детьми;
2) реструктуризирует ли содержание образовательной деятельности;
3) рационально ли организует предметно-пространственную среду;
4) обеспечивает ли эффективное взаимодействие с родителями.
Все вышесказанное подчеркивает особый тип Стандарта, связанный с поддержкой разнообразия детства, необходимостью осуществления единого стратегического направления деятельности в системе дошкольного образования на современном этапе с сохранением принципа вариативности. ■
Литература
1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: Сфера, 2005.
2. Журнал динамики достижений детей группы детского сада / С. В. Никитина, Н. Г. Петрова, Л. В. Свирская. - М.: Линка-Пресс, 2008.
3. Короткова НА. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 208 с.
4. Свирская Л. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Линка-Пресс, 2012.
Статья поступила в редакцию 1 7.06.201 5 г.
Г ^ Смотрите канал журнала «СДО» ЛтЩ на YouTube: http://www.youtube.com/user/JournalPreschool Читайте все самые свежие новости v ш дошкольного образования в ленте «СДО» в Twitter: https://twitter.com/sdo_preschool /Л Facebook: ^ ЧГ https://www.facebook.com/sdojournal
Грузия. Детский сад на борту списанного самолета Як-42
В детстве все мальчишки мечтают стать космонавтами, а девчонки представляют себя певицами или актрисами. А вот дети, которые ходят в самый необычный детский сад в мире в грузинском городе Рустави, все как один мечтают связать свою будущую жизнь с небом: здесь сплошь подрастающие пилоты и стюардессы. Почему так? Гари Шапидзе оборудовал уникальный детский сад ... на борту списанного самолета Як-42.
Самолет, на борту которого сегодня обитают детишки, до недавнего времени был собственностью компании Georgian Airways.
Его выкупил директор детсада, Гари Шапидзе, которому принадлежит идея организовать столь необычное дошкольное учебное заве-
ДЕТСКИЕ САДЫ МИРА
й
дение. Конечно, интерьер самолета был частично переоборудован, здесь появились столы для занятий и множество игрушек, но вот кнопочная панель в кабине пилотов осталась нетронутой! А что может быть занимательнее для детей, чем оказаться в настоящей кабине, где можно насчитать больше полутора тысяч кнопок.
Одновременно на борту самолета может находиться 15 детей, помимо кнопочной панели, сохранены также всевозможные рычаги и переключатели, что способствует развитию мелкой моторики у юных пилотов. На то, чтоб полностью оборудовать самолет, у Шапидзе ушло несколько месяцев, однако его труды оказались оправданными: детсад пришелся по душе не только юным посетителям, но и их родителям.
Гари Шапидзе очень рад, что ему удалось воплотить в реальность свой смелый замысел. Он отмечает, что процесс адаптации к новой группе зачастую проходит у ребят достаточно сложно, однако необычный дизайн и царящая здесь атмосфера праздника поможет преодолеть множество психологических проблем. ■
http://www.kulturologia.
ru/blogs/080113/1 7617/
Е. Г. Амелина, Е. Л. Мещанинова
Работа с сюжетными картинками в комплексной коррекции дошкольников
Амелина Елена Георгиевна - нейропсихолог, клинический психолог, специалист в области нейропсихологической диагностики и коррекции детей с трудностями школьного обучения, научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)
Мещанинова Екатерина Леонидовна — ведущий специалист, научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии (г. Москва, Россия)
Статья посвящена целесообразности использования наглядных пособий для повышения эффективности педагогического процесса. Авторы подчеркивают эффективность использования наглядных материалов, в частности сюжетных картинок как средства обучения (коррекционных занятий), направленного на развитие высших психических функций. Авторы отмечают, что для коррекции и абилитации детей с задержками и искажениями психоречевого развития используется программа комплексной нейропсихологической коррекции для детей дошкольного и школьного возрастов. Описывается случай обращения в центр родителей ребенка с недостаточной сформированностью ряда психических функций (двигательных, пространственных, речевых, мнестических). Для достижения целей коррекционной работы были использованы методы, преимущественно носящие игровой характер, с использованием сюжетных картинок. Исходя из результатов повторного обследования, авторы констатировали выраженную положительную динамику в формировании ряда психических функций: двигательной сферы, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, регуляторных и мнестических функций, повышение уровня работоспособности. Делается вывод, что появлению положительной динамики во многом способствовала работа с сюжетными картинками.
Ключевые слова: психоречевое развитие, высшие психические функции, воображение, абстрактное мышление, навыки обобщения, аффективное побуждение, наглядные пособия, сюжетные картинки.
Working with story pictures in a complex correction of preschoolers Amelina Elena, Neuropsychologist, Clinical Psychologist, Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia) Meshchaninova Ekaterina, Leading Specialist, Scientific Research Center of Child Neuropsychology (Moscow, Russia) The article is devoted to the feasibility of using visual aids to enhance the efficiency of the pedagogical process. The authors emphasize the efficient use of visual aids, such as story pictures as means aimed at the development of higher mental functions. The authors note that for correction of children with mental and speech delays the program of the complex neuropsychological correction is used. A case-study of treatment of a child with insufficient formation of a number of mental functions (motor, spatial, verbal, mnemonic) is described. To achieve the goals of the correctional methods of work are connected with play and story pictures. Based on the results of re-examination the authors note positive dynamics in the formation of a number of mental functions: the motor sphere, hemispheric interaction, spatial representations, regulatory and mnemonic functions. It is concluded that work with story pictures has greatly contributed to the emergence of positive dynamics. Keywords: psychological and speech development, higher mental functions, imagination, abstract thinking, affective motivation, visual aids, story pictures.
у
ш
В настоящее время число детей с отклонениями в психическом развитии возрастает с каждым годом. Появляется все больше детей с задержками и искажениями психоречевого развития, несформированностью произвольной саморегуляции, низким уровнем работоспособности и т.д. Все эти факторы могут привести к когнитивной и эмоциональной неготовности к обучению.
Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происходит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. К. Д. Ушин-ский считал, что основой обучения является единство слова и наглядности. Целесообразность использования наглядных пособий для повышения эффективности педагогического процесса признается большинством педагогов и психологов. Среди основных преимуществ применения наглядного материала отмечается:
• повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации;
• улучшение систематизации материала;
• повышение усваиваемости;
• развитие способности к обобщению;
• расширение запаса знаний об окружающем мире;
• увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматических форм);
• развитие внимания и памяти, зрительного и слухового восприятия.
Ж. Пиаже говорил о связи интеллекта и эмоций ребенка - для функционирования интеллекта необходима энергия эмоций, импульсом ко всякой деятельности (в том числе и обучению) служит аффективное побуждение. Поэтому если содержание наглядного материала (сюжетных картинок) вызывает интерес и благоприятные эмоции, то педагог может ожидать от ребенка повышение мотивации к учебной деятельности, побуждение способности обобщать, рассуждать и анализировать.
Характерной особенностью детей с задержками в развитии, как отмечал К. Левин (1933), является недостаточное развитие фантазии, снижение способности к абстракции и обобщению. Кроме того, исследования Л. С. Выготского (1935), С.Л. Рубинштейн и др. указывают на значимую роль воображения для эффективности усвоения детьми новых знаний. Использование сюжетных картинок позволяет стимулировать развитие воображения, абстрактного мышления и навыков обобщения - визуализация цельного сюжета при помощи нескольких сюжетных картинок (ребенок
описывает сюжет целиком или достраивает недостающее звено сюжета).
Современные авторы также подчеркивают эффективность использования наглядных пособий как средства обучения (коррекционных занятий), направленного на развитие высших психических функций.
В. П. Глухов (1994) говорил об использовании наглядных материалов, в частности сюжетных картинок, для формирования связной речи у детей. Навыки монологической речи у детей формируются при составлении высказываний по наглядному восприятию, воспроизведении прослушанного текста, составлении рассказа-описания, рассказывании с элементами творчества.
М. М. Кольцова предлагает использовать сюжетные картинки как основу для сочинения ребенком сказок. Сочинение сказок детьми активизирует мышление, воображение, способствует повышению речевого развития. Автор отмечает, что детские сказки являются продуктом того, что дети слышали и выучили ранее или же видят сейчас, и на основе этого, проявляя свои творческие способности, дети вносят элементы нового в уже известные сюжеты. Составление сказок, рассказов по картинкам является одним из важнейших проявлений развития мыслительно-речевой деятельности ребенка - происходит тренировка способностей к словесному мышлению и его связному выражению, речь становится более произвольной, осознанной.
Т. А. Ткаченко (1999) также говорит об эффективности использования наглядных пособий для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Моделирование плана высказывания, по его мнению, должно строиться следующим образом: задания составляются в порядке возрастающей сложности, в результате происходит постепенное убывание наглядности, «свертывание» плана высказывания. Автор говорит, что работа должна состоять из последовательных этапов:
1. Пересказ рассказа по наглядному действию.
2. Пересказ по следам наглядного действия.
3. Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.
4. Пересказ рассказа по сюжетной картине.
5. Рассказ по сюжетной картине.
По мнению Т. А. Ткаченко, такая система позволяет детям, не владеющим развернутыми смысловыми высказываниями, сформировать связную речь. После того, как навык составления предложений по одной сюжетной картинке сформирован, следует перейти к обучению
составления предложений и рассказов по двум или нескольким предметным картинкам. А в качестве заключительного этапа работы предлагается обучать детей выделять главную мысль в рассказе. Это необходимо для формирования внутренней речи у детей, которая сокращает развернутое высказывание до свернутой смысловой схемы [Л. С. Выготский].
Таким образом, использование наглядного материала, а именно, обучение составлению рассказов по сюжетным картинкам является важной составляющей общей коррекционной работы с дошкольниками.
Пример применения методики нейропсихологической коррекции ребенка с диагнозом эпилепсия
Для коррекции и абилитации детей с задержками и искажениями психоречевого развития в нашем Центре используется программа комплексной нейропсихологической коррекции для детей дошкольного и школьного возрастов.
Коррекционная работа с детьми предусматривает решение следующих задач:
• развитие когнитивных способностей (устранение учебной неуспеваемости);
• коррекция неблагоприятных личностных особенностей (решение поведенческих проблем);
• развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных умений;
• психолого-педагогическая работа с родителями. [Ж.М. Глозман, 2009].
Комплексность коррекции заключается в сочетании в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции.
Работа с сюжетными картинками, включенная нами в комплексную коррекцию, ставит перед собой следующие задачи:
• закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
• формирование навыков построения связных монологических высказываний;
• развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
• целенаправленное воздействие на активацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Формирование у детей навыков построе-
ния связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
• усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частицами - фрагментами рассказа и др.);
• формирование навыков планирования развернутых высказываний;
• обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами языка [В.П. Глухов].
Описание случая
Родители Вики (6,6 лет) обратились в наш центр в январе 2013 года с жалобой на быструю утомляемость и невнимательность.
В 2,6 года у Вики наблюдался единичный эпилептический приступ. На основании мониторинга Вике был поставлен диагноз - эпилепсия и назначена противосудорожная терапия (конвулекс, макситопир). После обследования невропатологом был поставлен диагноз ЗПРР.
Первое нейропсихологическое обследование показало, что девочка адекватна в ситуации обследования, наблюдалась некоторая расторможенность, эмоциональная лабильность. У Вики наблюдалось незнание временных показателей (дата дня рождения).
Вика медлительна и аспонтанна при вхождении в деятельность. Корректурная проба показала низкую умственную работоспособность, флуктуации умственной работоспособности, истощае-мость и неизбирательность в выполнении пробы (смешение перцептивно близких стимулов).
Были выявлены неполная сформированное^ реципрокной координации, пространственные дефекты в праксисе позы.
Проба на динамический праксис выполнялась сопряженно с психологом. Наблюдалась дезавтоматизированность движен и й.
В гностической сфере наблюдались неполная сформированность предметного гно-зиса, дефекты акустического гнозиса по типу недооценки.
При обследовании у Вики были выявлены дефекты просодики речи (смазанность), скан-дированность, бедность экспрессивной речи, вербальные и литеральные парафазии, поиск слов в спонтанной речи. При составлении рассказа наблюдались контаминации, глагольная слабость, отсутствие в речи союзов, предлогов и связующих элементов.
При обследовании мнестической деятельности была выявлена низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания, повышенная
тормозимость следов, флуктуации мнестиче-ской деятельности, трудности включения, трудности удержания последовательности стимулов, незапоминание смысловых элементов текста, трудности усвоения двигательной программы, трудности воспроизведения двигательной программы. Истощаемость при заучивании.
В пробах на интеллектуальную деятельность была выявлена невозможность понять смысл сюжетной картинки и рассказа, несфор-мированность процессов обобщения и выведения логических связей.
Таким образом, у ребенка наблюдается недостаточная сформированность ряда психических функций (двигательных, пространственных, речевых, мнестических) на фоне низких нейродинамических показателей, слабости межполушарного взаимодействия, трудностей включения в произвольную деятельность, удержания программы действий.
Основные направления коррекции
На основании данных нейропсихологиче-ского обследования были поставлены следующие цели коррекционной работы:
• повышение нейродинамических показателей;
• расширение словарного запаса;
• расширение возможностей программирования и контроля деятельности;
• развитие пространственных функций;
• развитие интеллектуальных функций;
• развитие мнестических функций.
Для достижения поставленных целей были использованы следующие методы, преимущественно носящие игровой характер.
1. В связи с диагнозом «эпилепсия» было невозможно использовать дыхательную гимнастику для повышения нейродинамических показателей. Поэтому использовались хлопки в ладоши под ритмическую музыку и методы двигательной коррекции.
2. Для расширения возможностей программирования и контроля также были использованы методы двигательной коррекции.
3. Для развития словарного запаса, пространственных, интеллектуальных и мнестических функций было принято решение использовать сюжетные картинки.
На занятиях были использованы сюжетные картинки из игры «Расскажи мне, расскажи...» (рис. 1).
Задания по картинкам для развития речи:
• называние героев картинки («кто на картинке?»);
Рис. 1
• их описание («какая она (девочка)?»);
• описание действий героев («что делает?»);
• составление рассказа;
• ответы на вопросы нейропсихолога по картинке;
• придумывание загадок;
• составление вопросов по картинке.
Задания по картинкам для развития пространственной ориентации (использовались игрушки, повторяющие героев на картинке):
• расставь фигурки героев, как на картинке;
• найди, кто слева, справа, вверху, внизу;
• встань слева, справа, впереди, сзади от игрушки;
• возьми предмет в ту же руку, что и герой;
• повтори позу героя.
Задания по картинкам для развития мыслительных функций:
• посчитай героев;
• задания на анализ и синтез;
• задания на обобщение;
• логические загадки;
• аналогии.
Задания по картинкам для развития мнестических функций:
• после просмотра картинки ответить на вопросы.
Полученные результаты
После 20 занятий (10 занятий с включением работы с сюжетными картинками) было проведено повторное нейропсихологическое обследование, которое показало положительную динамику в состоянии ВПФ (рис. 2).
При повторной диагностике нейродина-мические показатели Вики значительно улучшились, исчезла неизбирательность в корректурной пробе, но при этом сохраняется недостаточная умственная работоспособность.
Проба на динамический праксис была выполнена самостоятельно, сбои присутствовали, но появилась самокоррекция. Пробу пракси-са позы пальцев Вика выполнила каждой рукой поочередно (а не двумя руками сразу, как при первичном обследовании), пространственный поиск уменьшился. В пробе на реципрок-ную координацию появилась одновременность действий. Но остались сбои.
Пробы на зрительный и акустический гно-зис уже не вызывали у Вики затруднений.
Рис. 2. Представленность синдрома до и после курса нейропсихологической коррекции
Проба на пространственный гнозис при первом обследовании не была проведена из-за отказа девочки. При повторном обследовании проба (соединение одинаковых элементов) не вызвала затруднений, но в пробе Бентона было сделано несколько пространственных ошибок (зеркальность).
Устная экспрессивная речь девочки стала более развернутой. В речи уже используются глаголы, местоимения и союзы. Литеральных парафазий стало заметно меньше. Цифровой ряд в обратном порядке сформирован. В пробе на понимание логико-грамматических конструкций ошибок не было.
В слухоречевой памяти отмечена значительная положительная динамика (увеличение объема воспроизведения и продуктивности запоминания). Трудности включения и истощае-мость отмечены не были. В зрительной памяти отмечаются трудности удержания последовательности стимулов. Проба на двигательную память стала доступна.
При исследовании мышления на первом обследовании отмечалась аспонтанность в интеллектуальной деятельности, необходимость стимуляции, инертность при решении задач на обобщение, затруднения при нахождении обобщающего понятия и низкий уровень обобщения, а также невозможность понять смысл
сюжетной картинки и рассказа. На повторной диагностике задания на обобщение и аналогии не вызывали затруднений. Пересказ текста и понимание смысла сюжетной картинки стали доступны с подсказкой специалиста.
Заключение
Таким образом, исходя из результатов повторного обследования, мы можем констатировать выраженную положительную динамику в формировании ряда психических функций: двигательной сферы, межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, ре-гуляторных и мнестических функций, повышение уровня работоспособности. И работа с сюжетными картинками во многом способствовала появлению положительной динамики. ■
Литература
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
2. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2009. - 194 с.
3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - 1994. - №2.
4. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. - М.,1987.
5. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. -М., 1985.
6. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж.М. Глозман. - М.: В. Секачев, 2006. - 96 с.
7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.
10. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. - М., 1999.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000.
12. Ушинский КД. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. 8 - Собр. соч. в 11 томах. - М.; Л., 1950. - 775 с.
13. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.
Статья поступила в редакцию 1 8.07.201 5 г.