УДК 371.13
И. Б. Бичева, А. В. Хижная
Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе
витагенного опыта
В данной работе обосновываются возможности витагенной технологии в процессе управления профессиональным развитием педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. Целью данной технологии является личностно ориентированное образование на основе разных видов опыта педагогов, уровня развития их профессиональной компетентности и здоровья. В соответствии с положениями витагенной технологии показано, что процесс управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации претерпевает ряд существенных изменений, связанных с его новыми целями и задачами, содержанием, технологиями и результатами. Идеи витагенной технологии позволили определить принципы управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации. Раскрыты три этапа реализации процесса управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации, содержание мониторинга каждого этапа, направленные на усиление осознанности восприятия реального и приобретаемого нового опыта. Выделены преимущества использования технологии витагенного обучения в процессе управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: управление, витагенный опыт, профессиональное развитие, дошкольная образовательная организации, педагог дошкольного образования, витагенная технология обучения.
I. B. Bicheva, A. V. Khizhnaya
Management of professional development of teachers of the preschool educational organization on the basis of vitagen
experience
In this work possibilities of vitagenny technology are proved in process of management of professional development of teachers in the conditions of the preschool educational organization. The purpose of this technology is personally focused education on the basis of different types of experience of teachers, the level of development of their professional competence and health. According to provisions of vitagenny technology it is shown that process of management of professional development of teachers of the preschool educational organization undergoes a number of the essential changes connected with his new purposes and tasks, contents, technologies and results. The ideas of vitagenny technology have allowed to define the principles of management of professional development of teachers of the preschool educational organization. Three stages of realization of process of management of professional development of teachers of the preschool educational organization, content of monitoring of each stage directed to strengthening of sensibleness of perception real and the gained new experience are opened. Advantages of use of technology of vitagenny training in process of management of professional development of teachers of the preschool educational organization are marked out.
Keywords: management, vitagenny experience, professional development, preschool educational organizations, preschool teacher, vitagenny technology of training
государственный СоВет-ник, 2018
овременные тенденции развития дошкольного образования связаны с концептуальными преобразованиями его методологических основ и находят свое выражение в ФГОС ДО. Это обуславливает развитие у педагогов способности к творческой активности, позитивной мотивации на непрерывность самопознания, ответственности и самостоятельности в процессе профессионального становления и развития. Данное положение предъявляет особые требования к управлению профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации как процесса целенаправленного и упорядоченного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Цель управления в данном аспекте рассматривается как достижение нового желаемого результата профессионального развития каждого педагога при сохранении стабильности и качества его профессиональной деятельности.
Актуальным в управлении профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации становится сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее их развитие и направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого; как комплексный метод, последовательно и поэтапно обеспечивающий информационные, аналитические, диагностические, консультационные способы профессиональной деятельности, др. (Л.Н. Бе-режнова, М.Р. Битянова, А.А. Ефимов, Е.И. Казакова, Н. Л. Коновалова, О.А. Сергеева, А.П. Тряпицына, др.). Вышеизложенное позволяет заключить, что сопровождение профессионального развития педагога дошкольного образования:
- включает систему необходимых процедур (организационных, диагностических, просветительских, обучающих, др.), направленных на разработку плана (программы) работы и условия для ее реализации;
- обеспечивает взаимодействие субъектов профессиональной деятельности как непрерывную, системную, последовательно направленную деятельность по приобщению педагогов к новым социальным условиям жизнедеятельности.
Управление профессиональным развитием педагога дошкольной образовательной организации, учитывающее его опыт, имеет большое значение, поскольку реальный опыт конкретного педагога является для него социально-значимой ценностью и может служить важным источником познания для других участников
№ 3
профессиональных отношений. Ануфриева Д.Ю., характеризуя «личный опыт педагога» как целостное образование и основание его активности, актуализирующее способность к личностно-профессиональному развитию, определяет его как «процесс и результат проживания явлений профессиональной действительности в системе взаимосвязанных между собой процессов восприятия, переживания, рефлексии и смыслополагания» [1, с. 193].
Подчеркнем, способность педагогов объективно оценивать и сравнивать собственный субъективный опыт с опытом своих коллег способствует формированию целостного взгляда на решение многих профессиональных задач, поскольку в процессе обсуждения учитывается каждое мнение и приобретается новое знание (опыт), новые качества и личностно-про-фессиональные свойства. Это обуславливает более широкое применение витагенной технологии обучения, целью которой является личностно ориентированное образование на основе разных видов опыта педагогов, уровня развития профессиональной компетентности и здоровья.
Под витагенностью понимается «процесс становления личности в процессе жизнедеятельности под воздействием проживаемых жизненных событий» [4, с. 26]. Как указывают А.С. Белкин и Н.О. Вербицкая, «смыслом витагенного опыта является конструирование способа жизнедеятельности на основе приобретаемого жизненного опыта при условии сбалансированного удовлетворения фундаментальных витальных потребностей личности» [4, с. 27]. К фундаментальным витальным потребностям относят индивидуально-органические (здоровье), родовые (любовь), когнитивно-праксеологические (познание), социабельные (общение), трансцендентальные (вера), реализация которых осуществляется в различных видах жизнедеятельности личности.
В соответствии с положениями данной технологии управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации претерпевает ряд существенных изменений.
Главная цель управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенной технологии видится в развитии их профессионального сознания, что предполагает решение задач, направленных на:
- актуализацию всех видов опыта педагога, признание его индивидуальности и самоценности;
- осмысление каждым педагогом собственного реального личного, жизненного и профессионального опыта и его преобразование соответственно меняющихся условий жизнедеятельности;
- активизацию, структурирование и актуализацию потребностей педагогов по приобретению нового опыта;
- приобщение педагогов к разнообразному опыту (отдельных педагогов, педагогических групп, сообществ) и осмысление его ценности;
- формирование конструктивного отношения к новым знаниям в изучаемой области;
- присвоение новых ценностей, норм, знаний и их применение в профессиональной деятельности.
Изменение содержания управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации обеспечивается «личностно-присвоенной формой жизненного опыта, а технологические изменения - моделированием процесса проживания обучаемым событийного ряда с целью приобретения нового жизненного опыта, а также конструированием формы жизнедеятельности в рамках приобретения витагенного опыта» [4, с. 29]. Наиболее значимыми методами работы становятся ситуационные, игровые и методы моделирования реальной жизнедеятельности, направленные на интенсификацию профессионального развития личности педагогов; оказание им своевременной и оперативной поддержки в решении разноплановых проблем на основе их комплексного восприятия; определение конкретных педагогических воздействий, предупреждающих их возникновение; оптимальную адаптацию к профессиональной среде; формирование доброжелательных отношений с собой, миром, другими педагогами, социумом; проявление профессионального творчества и инициативности; др.
В соответствии с идеями витагенного образования, управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации строится на следующих принципах:
- принцип полноты и многофункциональности разных видов опыта;
- принцип опоры на разные виды опыта в реализации жизненно важных витальных потребностей;
- принцип опережающего формирования и развития профессиональных потребностей;
- принцип ценностного отношения к опыту педагога как источнику его саморазвития, самосовершенствования, самообразовывания;
- принцип витагенной обусловленности управления профессиональным развитием.
Учет данных принципов позволяет организовывать совместное познание и интерактивное взаимодействие педагогов, обогащая опыт каждого, мотивируя на его изучение, преобразование в собственной деятельности, достижение состояния эмоционального успеха и профессионального признания.
Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации, основанное на витагенной технологии, организуется в три этапа. На первом этапе определяется главная проблема и ставится цель по изучению актуального содержания. Второй этап предполагает поиск информации и систематизацию выводных знаний под точную цель, структурирование имеющегося или нового знания, разработку проекта (или программы) по достижению цели. Третий этап обуславливает осознание полученных результатов с позиции их качества. Для этого производится выделение ошибок, их причин и выбор способов исправления. С целью усиления осознанности восприятия своего реального и приобретаемого нового опыта на каждом этапе с педагогами проводится мониторинг. Диагностические процедуры первого и третьего этапа могут включать методики, связанные с изучением уровня готовности осваивать или демонстрировать разные виды опыта, исследование личностно-профессиональных качеств, др. В процессе реализации второго этапа используются методики, посредством которых происходит обсуждение профессиональных проблем, позиций и идей педагогов, способов достижения поставленных целей, др.
Осуществляя управление профессиональным развитием педагогов в условиях дошкольной образовательной организации, особое внимание следует уделить:
- мотивации педагогов на углубленное изучение и осознание теории профессиональной деятельности, готовности применять теоретические знания в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;
- формированию индивидуальных позиций, ценностных ориентаций, убеждений, ответственности, потребности саморазвиваться и творчески самореализовываться на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности;
- развитию логичности, доказательности и аргументированности речи педагогов в процессе демонстрации разных видов опыта;
- исследованию профессиональных возмож-
Государственный СоВетНиК, 2018 № 3
ностей и ограничений педагогов, влияющих на Таким образом, управление профессио-успешное решение профессиональных задач и нальным развитием педагогов дошкольной функций; образовательной организации на основе ви-- проектированию программ профессио- тагенного опыта способствует их личностно нального развития педагогов на основе ре- ориентированному развитию, позволяет фор-альной оценки профессиональной ситуации и мировать мировоззренческую позицию, моде-действий по повышению уровня развития про- лировать содержательные и технологические фессиональных компетенций, др.; связи профессиональной деятельности в ре- разработке и реализации способов про- альной и будущей (перспективной) ситуации. фессиональной деятельности, соответству- Опыт каждого педагога уникален, так как фор-ющих опыту, обеспечивающих достижение мируется в различных ситуациях в процессе необходимого качества воспитательно-обра- его накопления, осмысления, систематизации зовательной работы с детьми и выполнение и тиражирования. Данный процесс отражает социального заказа на выполнение образова- непрерывность профессионального становле-тельных услуг, др. ния и развития личности педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Д.Ю. Проблема развития личного опыта педагога в философии // Философия образования. 2012. Т. 43. N 4. С. 188-193.
2. Батаршев А. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления и развития педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 19161920.
3. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. N 25. С. 9.
4. Белкин А.С., Вербицкая Н.О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. 2007. N 1. С. 26-32.
5. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. N 58-4. С. 33-36.
6. Бичева И.Б., Хижная А.В., Десятова С.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. N 2 (32). С. 48-53.
7. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. N 1 (21). С. 32-35.
8. Бичева И.Б., Юдакова О.В., Комлева А.С., Царева И.А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. N 56-6. С. 25-31.
9. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. N 4 (21). С. 25-28.
10. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Юдакова О.В. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. N 2. С. 44-50.
11. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
12. Маркова С.М., Наркозиев А. К. Исследование профессиональной деятельности профессионального образования: исторический подход // Вестник Мининского университета. 2017. N 1 (18). С. 14.
13. Фишер Н.В. Инновационные технологии в профессиональном образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2010. Вып. 1 (56). С. 117-122.
REFERENCES
1. Anufrieva D.Yu. The problem of developing the personal experience of the teacher in philosophy. Philosophy of Education. 2012. V. 43. no. 4. pp. 188-193. (in Russian)
2. Batarshev A.V. Psychological and pedagogical support of the professional-personal formation and development of the teacher. Concept. 2015. V. 13. pp. 1916-1920. (in Russian)
3. Belinova N. V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios. 2017. V. 38. no. 25. p. 9. (in Russian)
4. Belkin A.S., Verbitskaya N.O. Vitagenic education in the system of pedagogical knowledge (vital concept of personality). Pedagogical education in Russia. 2007. no. 1. pp. 26-32. (in Russian)
5. Bicheva IB, Melentovich AV, Desyatova SV Methodical work as a condition for professional development of the teacher of preschool education. Problems of modern pedagogical education. 2018. no. 58-4. pp. 33-36.
6.
7.
9.
(in Russian)
Bicheva I.B., Khizhnaya A.V., Desyatova S.V. Akmeologicheskih bases of professional development of teachers of preschool education. Perspectives of science and education. 2018. no. 2 (32). pp. 48-53. (in Russian)
Bicheva I.B., Khizhnaya A.V., Sundeeva M.O. Features of the formation of independence as a teacher-innovator. The State Counsellor. 2018. no. 1 (21). pp. 32-35. (in Russian)
Bicheva I.B., Yudakova O.V., Komleva A.S., Tsareva I.A. Competitiveness as an important personalityprofessional characteristic of a modern teacher. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56-6. pp. 25-31. (in Russian)
Bystrova N.V., Khizhnaya A.V., Emelina A.V., Sundeeva M.O. Basic principles of functioning and development of the educational system of the general educational organization. Karelian scientific journal. 2017. V. 6. no. 4 (21). pp. 25-28. (in Russian)
10. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Yudakova O.V. Increase the effectiveness of personnel management: trends and management features. Modern science-intensive technologies. Regional annex. 2016. no. 2. pp. 44-50. (in Russian)
11. Maier A.A. Maintenance of the professional success of the teacher of the Dow: a methodical manual. Moscow, TC Sfera Publ., 2012. 128 p. (in Russian)
12. Markova S.M., Narkoziev A.K. The study of the professional activity of professional education: the historical approach. Bulletin of the Minin University. 2017. no. 1 (18). p. 14. (in Russian)
13. Fisher N.V. Innovative technologies in vocational education. Bulletin of the Adyghe State University. Ser .: Pedagogy and psychology. 2010. Issue 1 (56). pp. 117-122. (in Russian)
Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна
(Россия, Нижний Новгород) Дойент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Хижная Анна Владимировна
Information about the authors Irina B. Bicheva (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Anna V. Hizhnaya (Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
(Россия, Нижний Новгород) Дойент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]