Научная статья на тему 'Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования'

Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСПЕШНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / AKMEOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SUCCESS / ACHIEVEMENT / PROFESSIONAL SKILL / PRESCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Хижная Анна Владимировна, Десятова Светлана Вячеславовна

В данной работе обоснована актуальность проблемы профессионального развития педагогов дошкольного образования. Проведен научно-теоретический анализ основных особенностей акмеологического подхода, влияющих и оказывающих воздействие на процесс достижения педагогами высокого уровня выполнения профессиональной деятельности. Выделены мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивнооценочные группы факторов, направленные на достижение педагогами дошкольного образования личностнопрофессиональной успешности, и образующие единое акмеологическое пространство дошкольной образовательной организации. Сделан вывод, что достижение педагогом уровня мастерства повышает его профессиональную востребованность, самоактуализацию, уверенность в своих возможностях, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Сделан вывод, что применение акмеологического подхода приобретает особую значимость при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов и особенности методического сопровождения условиях дошкольной образовательной организации. Представленные в статье теоретические положения и выводы дополняют теорию и методику дошкольного образования в решении проблемы профессионального развития педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Хижная Анна Владимировна, Десятова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmeological foundations of professional development of teachers of preschool education

In this work the relevance of a problem of professional development of preschool teachers is proved. The scientific-theoretical analysis of the main features of akmeological approach influencing and making impact on process of achievement of performance of professional activity by teachers of high level is carried out. The motivational, cognitive, technological, reflexive and estimated groups of factors directed to achievement of personal and professional success by preschool teachers, and forming uniform akmeological space of the preschool educational organization are allocated. The conclusion is drawn that achievement of skill by the teacher of level increases his professional demand, self-updating, confidence in the opportunities, aspiration to self-knowledge and self-improvement. The conclusion is drawn that application of akmeological approach gains the special importance at design of an individual trajectory of professional development of teachers and feature of methodical maintenance conditions of the preschool educational organization. The theoretical provisions and conclusions presented in article supplement the theory and a technique of preschool education in a solution of the problem of professional development of pedagogical personnel of the preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 48-53.

УДК 378 И. Б. Бичева, А. в. Хижная, С. В. Десятова

Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования

В данной работе обоснована актуальность проблемы профессионального развития педагогов дошкольного образования. Проведен научно-теоретический анализ основных особенностей акмеологического подхода, влияющих и оказывающих воздействие на процесс достижения педагогами высокого уровня выполнения профессиональной деятельности. Выделены мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивно-оценочные группы факторов, направленные на достижение педагогами дошкольного образования личностно-профессиональной успешности, и образующие единое акмеологическое пространство дошкольной образовательной организации. Сделан вывод, что достижение педагогом уровня мастерства повышает его профессиональную востребованность, самоактуализацию, уверенность в своих возможностях, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Сделан вывод, что применение акмеологического подхода приобретает особую значимость при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов и особенности методического сопровождения условиях дошкольной образовательной организации. Представленные в статье теоретические положения и выводы дополняют теорию и методику дошкольного образования в решении проблемы профессионального развития педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: акмеологический подход, профессиональное развитие, успешность, достижение, профессиональное мастерство, педагог дошкольного образования

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018

No. 2 (32). pp. 48-53. imm »wii .-wr^

i. B. Bicheva, A. v. Hizhnaya, s. v. Desjatova

Akmeological foundations of professional development of teachers of preschool education

In this work the relevance of a problem of professional development of preschool teachers is proved. The scientific-theoretical analysis of the main features of akmeological approach influencing and making impact on process of achievement of performance of professional activity by teachers of high level is carried out. The motivational, cognitive, technological, reflexive and estimated groups of factors directed to achievement of personal and professional success by preschool teachers, and forming uniform akmeological space of the preschool educational organization are allocated. The conclusion is drawn that achievement of skill by the teacher of level increases his professional demand, self-updating, confidence in the opportunities, aspiration to self-knowledge and self-improvement. The conclusion is drawn that application of akmeological approach gains the special importance at design of an individual trajectory of professional development of teachers and feature of methodical maintenance conditions of the preschool educational organization. The theoretical provisions and conclusions presented in article supplement the theory and a technique of preschool education in a solution of the problem of professional development of pedagogical personnel of the preschool educational organization.

Keywords: akmeological approach, professional development, success, achievement, professional skill, preschool teacher

А ктивные изменения, проявляющие в // процессах совершенствования и адаптации системы образования к международным требованиям и тенденциям российского общества, направлены на обновление содержания всех уровней образования, подбор инновационных форм и методов осуществления профессиональной деятельности, а также развития способностей педагогов к системному освоению научных достижений, творческому освоению и применению передового педагогического опыта.

Одна из основных особенностей современного периода развития системы образования, в том числе, дошкольного, связана с внедрением ФГОС ДО, что предполагает уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка. Достижение нового, современного качества дошкольного образования связывается с созданием условий, направленными на развитие личности ребенка, а высокий уровень профессионализма педагога дошкольного образования запрашивается современным обществом и родителями, как заказчиками воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.

Это обуславливает, с одной стороны, необходимость формирования у педагогов уровня профессиональной компетентности, соответствующего новой образовательной ситуации. А с другой стороны, предполагает разработку методического сопровождения профессионального развития педагога дошкольного образования, основанного на изменениях, происходящих в обществе, перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, запросах и учете потребностей участников воспитательно-образовательных отношений (педагогов, воспитанников, родителей, др.). Следовательно, формирование педагога-профессионала, владеющего эффективными образовательными технологиями, способами индивидуализации воспитания и образования своих воспитанников; мотивированного на собственное профессиональное развитие и достижение высоких профессиональных результатов - важное направление деятельности современной дошкольной образовательной организации, отвечающей требованиям времени и соответствующей актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В деятельности дошкольных образовательных организаций педагог-мастер становится основным условием повышения качества образовательных услуг. Поэтому перспектива профессионального развития педагогов, в том числе в области дошкольного образования, связывается с реализацией акмеологического подхода, как основополагающего теоретического учения, обосновывающего сущность достижения профессиональных вершин (от греч. - акте - вершина, зрелость, расцвет).

Целью публикации является контекстуальный анализ акмеологического подхода и обоснование факторов достижения личностно-професси-ональной успешности педагогов дошкольного образования.

Методологические ориентиры акмеологии раскрываются учеными в соответствии с тремя сферами деятельности, направленными на изучение мастерства и его вершин: естественнонаучной, технологической и гуманитарной, создающих социокультурное динамическое пространство взаимодействия и образования личности. В каждой из сфер рассматриваются ак-меологическая проблематика, онтологическая определенность, концептуально-методологическое построение акмеологических технологий и методов.

Основополагающим принципом акмеоло-гического подхода является принцип акмеоло-гического сопровождения, предполагающий обоснованную диагностику и коррекцию; комплексность; этапность; самоактивизацию системы психолого-акмеологических служб; непрерывность сопровождения на всех этапах профессионализации; фасилитацию пространства педагогических отношений; обратную связь; рефлексивность; продуктивность; квалифицированную пропаганду психологии (Я. Н. Бережнова, Т. П. Демидова, И. В. Дубровина, Н. В. Клюева, Б. Б. Косов, М. И Кряхтунов, С. В. Недбаева, Р. В. Ов-чарова, В. В. Семикин, Н. В. Самоукина, др.).

Кроме того, акмеологический подход базируется на конкретных методологических принципах акмеологии (личностный, субъек-тно-деятельностный, активности, соотношения актуального и потенциального, оптимальности, др.), учет которых позволяет исследовать личность педагога как субъекта профессиональной деятельности, реализующего социальный заказ общества по воспитанию и развитию воспитанников, и как субъекта, управляющего своей жизнью, собственным саморазвитием и самосовершенствованием (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Г. С. Михайлов, др.).

Акмеологическое направление, основанное на идее преобразования имеющегося профессионального уровня развития в высший, обуславливает, по мнению К. А. Абульхановой, В. С. Агапова, А. А. Бодалева, А. А Деркача, В. Г. Зазыкина, Л. В. Кузьминой, Л. Г. Лаптева, В. Л. Маркина, Е. В. Селезневой, Л. А. Степновой и других ученых, создание специальных условий, позволяющих личности проявить свою профессиональную активность и профессионализм в соответствии с вектором ее личностного развития и содержанием социально-профессиональных стратегий.

Важным условием использования акмеоло-гичесого подхода является исследование социально значимых и творческих качеств, проявляющихся в процессе профессиональной

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 2 (32)

деятельности педагога, особенности проявления ими профессионализма и поведения вне профессиональной сферы. Данный аспект раскрывает роль акмеологии в изучении профессиональной деятельности личности с точки зрения ее продуктивности, предполагающей творческие достижения, социальное признание, личный успех. Ключевой акмеологической категорией в этой связи признается понятие «творчество», а развитие творческого потенциала - ключевым условием совершенствования личности в профессии.

Рассмотренные положения в полной мере относятся и к сфере дошкольного образования. Изучение профессионального становления, развития и совершенствования педагога дошкольного образования с позиции акмеологического подхода акцентирует необходимость учета различных факторов, влияющих и оказывающих воздействие на процесс достижения высокого (успешного) уровня выполнения педагогической деятельности и способствующих заслуженному общественному признанию и одобрению.

К факторам достижения личностно-профес-сиональной успешности педагога дошкольного образования мы относим следующие группы: мотивационные, когнитивные, технологические, рефлексивно-оценочные.

Группа мотивационных факторов отражает профессионализм личности (мотивы, ценности, личностные качества) и обуславливает личност-но-ориентированную направленность педагога на активное построение позитивных профессиональных стратегий, творческую самореализацию в профессии с учетом общечеловеческих ценностей. Данная группа факторов характеризуется:

- осознанием педагогом ценности и значимости профессии для личностного и профессионального развития;

- наличием уверенной позиции на динамику профессионального совершенствования;

- стремлением к достижению новых (положительных) результатов в повышении уровня профессионального мастерства и самореализации;

- восприятием педагогических инноваций и настроенностью на непрерывный творческий профессиональный поиск;

- выраженной потребностью в самоуважении, признании, доброжелательном отношении коллег, родителей и администрации к собственным успехам; др.

Группа когнитивных факторов направлена на актуализацию акмеологических знаний, акме-ологическое просвещение и проектирование оптимальной модели профессионального развития и характеризует:

- способность выполнять профессиональную деятельность на основе исследования реального состояния, в соответствии с гуманистическими тенденциями общественного развития, модельными представлениями и ожиданиями (социума, профессии);

- умение анализировать и решать профессиональные задачи, в том числе инновационными способами;

- умение проектировать и организовывать разные виды деятельности (с детьми, родителями, коллегами) в соответствии с выявленными проблемами; проектировать профессиональный рост и собственное профессиональное будущее;

- умение строить эффективную коммуникацию;

- умение осуществлять рефлексию личных достижений и затруднений; др.

Группа технологических факторов отражает деятельностную основу методической и технологической готовности педагогов к профессиональной деятельности, проявляясь в процессе реального взаимодействия и организации педагогической деятельности. Данная группа обуславливает:

- владение педагогами наиболее продуктивными и прогрессивными образовательными технологиями, методами, средствами, формами обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- проявление профессиональной коммуникации и культуры профессиональной деятельности, обеспечивающие конструктивное взаимодействие, согласованность и сотрудничество;

- разработку, реализацию, тиражирование инновационного профессионального опыта; др.

Группа рефлексивно-оценочных факторов характеризуется:

- осознанием профессионального самовыражения, самоутверждения и самоактуализации как условия непрерывного развития своей профессиональной зрелости, эрудированности, воспитанности, культуры, активности, ответственности, индивидуальности профессионального стиля;

- удовлетворением профессиональной средой и профессией;

- объективной оценкой своих особенностей, состояний, достижений, затруднений;

- восприятием и пониманием профессиональной деятельности как процесса постоянного самосовершенствования собственного опыта.

Предлагаемые группы факторов достижения личностно-профессиональной успешности педагога дошкольного образования образуют единое акмеологическое пространство дошкольной образовательной организации, призванное инте-гративно решать задачу достижения педагогами вершин профессиональной деятельности в современной социокультурной динамике развития в соответствие с этапами профессионального становления и развития: адаптация, профессионализация, мастерство.

Адаптация подразумевает профессиональное становление личности педагога на этапе вхождения в профессию, ее начального освоения и развития профессионально значимых лич-

ностных качеств и компетенций; формирование общего вектора профессионального стиля деятельности и педагогической позиции; способности адекватно оценивать и соотносить свои возможности, индивидуально-типологические особенности с требованиями профессии. На данном этапе происходит преломление теоретических знаний, полученных в период обучения, анализ и рефлексия имеющегося опыта в реальный опыт практической деятельности, проектирование на этой основе будущих профессиональных достижений.

Профессионализация предполагает идентификацию себя с профессией; формирование необходимой и достаточной степени развития профессиональных компетенций, обеспечивающих оптимальное выполнение функциональных обязанностей; актуализацию потребности выполнять деятельность на эталонном уровне. На данном этапе происходит исследование препятствующих и способствующих факторов индивидуально-личностного профессионального роста, проектирование стратегии профессионального развития и определение ключевых направлений достижения вершин профессионализма; разрабатывается программа личностно-профес-сионального развития; формируется социально одобряемая педагогическая позиция, четкая направленность и индивидуализация профессионального стиля деятельности.

Мастерство характеризуется высоким уровнем профессионализма личности и деятельности, устойчивостью педагогической позиции, сформированным индивидуальный стилем профессиональной деятельности, способностью демонстрировать свой опыт и готовностью осуществлять роль наставника. На данном этапе важно своевременно диагностировать профессиональные кризисы, не допуская профессионального (эмоционального) выгорания педагога и разрабатывая способы их предупреждения, снижения и преодоления, не допуская разрыва между реальным образом профессионала и его эталоном.

Следует подчеркнуть, что каждый этап, во-первых, включает свои вершины, достижение которых свидетельствует о реализации личностью определенных ступеней развития и приобретения личностно-профессионального опыта. А во-вторых, создает новые возможности для профессионального совершенствования и предполагает моделирование новой профессиональной стратегии развития личности педагога. Поэтому у педагогов важно формировать объективность самооценки, поскольку не умение педагога реально оценивать себя и свои достижения свидетельствует о профессиональной незрелости личности, приводит к искажению профессиональных результатов, усиливает мотивационную неудовлетворенность самого педагога и может привести к профессиональной изоляции педаго-

гическим сообществом и родителями, как заказчиков образовательных услуг.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: применение акмеологического подхода приобретает особую значимость при проектировании индивидуальной траектории профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации, предопределяя систему педагогических условий, направленных на изменение личностных установок, связанных с самоуправлением профессиональным развитием:

1. Изучение динамики профессионального развития личности, а именно:

- ценностных ориентаций, акмеологических позиций, отражающих направленность личности педагога и обуславливающие содержание и процесс реализации деятельности;

- личностных характеристик (мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных др.) на соответствие будущей профессии и возможности достичь уровня педагога-профессионала и новатора;

- способов осуществления профессиональной деятельности (технологий, методов, приемов достижения воспитательно-образовательных результатов);

- особенностей коммуникативного взаимодействия; др.

2. Выявление субъективных и объективных причин, способствующих или препятствующих достижению педагогами профессиональных вершин.

3. Согласование перспективных линий профессионального развития педагогов и выбор приоритетных целей.

4. Определение дифференцированного содержания и технологий профессионального развития педагогов.

5. Непрерывное методическое сопровождение и ресурсное обеспечение процесса профессионального развития педагогов.

6. Рефлексия промежуточных и итоговых результатов (затруднений, достижений) профессионального развития педагогов.

Реализация данных условий предполагает использование акмеологических технологий, среди которых следует выделить технологии самопознания, саморазвития, самореализации и сотрудничества.

Технология самопознания позволяет изучать психические процессы и явления, актуальные и потенциальные возможности конкретной личности; устанавливать соответствие реального уровня достижений в профессии с модельными характеристиками профессионального образа. Технология саморазвития отражает сознательное стремление субъекта деятельности сохранять и развивать свою индивидуальность. Технология самореализации раскрывает личностный потенциал с помощью применения специаль-

Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)

ных техник: инвентаризации, саморегуляции, самоутверждения. Технология сотрудничества основана на личностно-ориентированном взаимодействии в реализации субъект-субъектного характера отношений.

Таким образом, современные преобразовательные процессы обуславливают требования к личности как инициативной, организованной, обладающей высоким творческим потенциалом, способной активно формировать свое мировоззрение, развивать потенциальные возможности профессионального самосовершенствования, влияющие на достижение вершины профессионализма и мастерства.

В заключение исследования проблемы отметим, что акмеологическая направленность личности педагога дошкольного образования характеризует его общую ориентированность на прогрессивное развитие в различных сферах деятельности (профессиональной, общественной, социальной, др.), детерминируя целенаправлен-

ную творческую активность в любом направлении и побуждая к поиску эффективных способов профессионального развития. Признание педагога мастером своей профессии повышает профессиональную востребованность личности, обеспечивая, с одной стороны, ее потребность в самоактуализации, а с другой - повышая уверенность в своих возможностях и стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Представленные в статье теоретические положения и выводы дополняют теорию и методику дошкольного образования в решении проблемы профессионального развития педагогических кадров дошкольной образовательной организации.

Рассмотренные положения актуализируют дальнейшие исследования, связанные с разработкой методического сопровождения индивидуальной траектории профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с методологией ак-меологического подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. № 25. С. 9.

2. Бичева И.Б. Развитие критичности как важного качества будущего педагога дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 28-32.

3. Бичева И.Б., Хижная А.В., Емелина А.В., Баскакова Н.В. Кейс-задача как инновационный способ подготовки будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (8). С. 35-41.

4. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-5

5. Бичева И.Б., Юдакова О.В., Комлева А.С., Царева И.А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25-31.

6. Бородулина Е.М., Портнова А.Г., Каган Е.С. Акмеологическая компетентность личности в профессиональной деятельности педагогов // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. С. 9.

7. Деркач А.А. Акмеологический словарь. М.: Изд-во РАГС. 2005.161 с.

8. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1 (45). С 11-16.

9. Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.

10. Лукьянова М.И. Формирование акмеологической позиции личности как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 124.

11. Назаров С.А. Модель повышения уровня акмеологической зрелости в процессе профессионального развития личности // Акмеология. 2017. № 4 (64). С 76-78.

12. Огородова Т.В. Акмеологические основы педагогической деятельности: учеб.-метод. пособие. Ярославль: ЯрГУ. 2010. 83 с.

REFERENCES

1. Belinova N. V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios. 2017. V. 38. No. 25. P. 9.

2. Bicheva I.B. Development of criticality as an important quality of the future teacher of preschool education. Perspectives of science and education. 2017. no. 4 (28). pp. 28-32. (in Russian)

3. Bicheva I.B., Khizhnaya A.V., Emelina A.V., Baskakova N.V. Case-problem as an innovative way of preparing future teachers. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56 (8). pp. 35-41. (in Russian)

4. Bicheva I.B., Filatova O.M. Formation of the teacher-leader in the educational process of the university. Bulletin of the University of Minin. 2017. no. 3 (20). p. 5. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2017-3-5 (in Russian)

5. Bicheva I.B., Yudakova O.V., Komleva A.S., Tsareva I.A. Competitiveness as an important personality-professional characteristic of a modern teacher. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56-6. pp. 25-31. (in Russian)

6. Borodulina E.M., Portnova A.G., Kagan E.S. Acmeological competence of the individual in the professional work of teachers. Psychological research. 2012. V. 5. no 25. p. 9. (in Russian)

7. Derkach A.A. Acmeological dictionary. Moscow, Publishing house RAGS. 2005. 161 p. (in Russian)

8. Derkach A.A. Psychological and acmeological foundations and means of optimizing the personal and professional development of a competitive specialist. Acmeology. 2013. no. 1 (45). pp. 11-16. (in Russian)

9. Kashapov MM Acmeology: a study guide. YSU named after P.G. Demidov. Yaroslavl, YarSU Publ., 2011. 112 p. (in Russian)

10. Lukyanova M.I. Formation of the acmeological position of the personality as a condition for the professional and personal formation of the future specialist. Modern problems of science and education. 2014. no 5. p. 124. (in Russian)

11. Nazarov S.A. Model of increasing the level of acmeological maturity in the process of professional development of personality. Acmeology. 2017. no. 4 (64). pp. 76-78. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ogorodova TV Acmeological foundations of pedagogical activity: the teaching method. allowance. Yaroslavl, YSU Publ., 2010. 83 p. (in Russian)

Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru

Хижная Анна Владимировна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: xannann@yandex.ru

Десятова Светлана Вячеславовна

(Россия, Нижний Новгород) Магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина E-mail: miheeva86@yandex.ru

Information about the authors

Bicheva Irina Borisovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: irinabicheva@bk.ru

Hizhnaya Anna Vladimirovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of professional education and management of educational systems. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: xannann@yandex.ru

Desjatova Svetlana Vjacheslavovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Magistrant

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: miheeva86@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.