Научная статья на тему 'Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации'

Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Филатова Ольга Михайловна

Введение: современные тенденции развития дошкольного образования, связанные с определением соответствия реальных результатов деятельности дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО, инициируют разработку эффективной системы качества дошкольного образования как ключевого направления его модернизации. Материалы и методы: методология статьи основывается на теоретическом изучении проблемы качества дошкольного образования. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения исследуемой проблемы и предложить комплекс управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающий построение системы менеджмента качества. Результаты исследования: раскрывая психолого-педагогические характеристики понятия «качество дошкольного образования» авторы подчеркивают, что данная категория исследуется с точки зрения фактического соответствия условий, организации, способов оценивания свойств и результатов образования, воспитательно-образовательного процесса необходимым требованиям стандарта. Разработка модельных критериев оценки качества дошкольного образования остается дискуссионной проблемой, требующей своего дальнейшего развития в условиях вариативности. Динамичность характеристик качества дошкольного образования обуславливает построение и развитие системы менеджмента качества в условиях дошкольной образовательной организации. Разработка и внедрение подобной системы предъявляет высокие требования к управленческой компетентности руководителя, которая рассматривается авторами как комплекс ценностно-мотивационных, аналитико-проектировочных, организационно-исполнительских, коммуникационно-деятельностных, рефлексивно-оценочных компетенций. Выделены составляющие и индикаторы достижения предлагаемых компетенций. Значимыми условиями проектирования процесса развития управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации рассматриваются инновационная составляющая управленческой деятельности и разработка индивидуально-ориентированной программы повышения уровня управленческих компетенций. Обсуждение и заключения: рассмотренные теоретические положения, характеризующие проблемы и перспективы повышения качества дошкольного образования, дополняют методику дошкольного образования как начальной ступени системы непрерывного образования личности. Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации на основе реального уровня сформированности управленческих компетенций руководителя и индивидуальных траекторий их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Филатова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF ADMINISTRATIVE COMPETENCES OF THE HEAD OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction: the current trends of development of preschool education connected with definition of compliance of real results of activity of the preschool educational organization to requirements of FGOS TO initiate development of the effective quality system of preschool education as key direction it modernization. Materials and methods: the methodology of article is based on theoretical studying of a problem of quality of preschool education. The research is conducted on the basis of the methods of the analysis and generalization which allowed to select key provisions of the studied problem and to offer the complex of administrative competences of the head of the preschool educational organization providing creation of a quality management system. Results: disclosing psychology and pedagogical characteristics of the concept "quality of preschool education" authors emphasize that this category is investigated in terms of the actual compliance of conditions, the organization, ways of estimation of properties and results of education, educational and educational process to necessary requirements of the standard. Development of model criteria for evaluation of quality of preschool education remains the debatable problem demanding the further development in the conditions of variability. The dynamism of characteristics of quality of preschool education causes construction and development of a quality management system in the conditions of the preschool educational organization. Development and deployment of a similar system places great demands on administrative competence of the head which is considered by authors as a complex of valuable and motivational, analitiko-design, organizational and performing, communication and activity, reflexive and estimated competences. Components and indicators of achievement of the offered competences are allocated. The innovative component of administrative activity and development of the individual-based program of increase in level of administrative competences are considered by significant conditions of design of development of administrative competences of the head of the preschool educational organization. Discussion and Conclusions: the considered theoretical provisions characterizing problems and the prospects of improvement of quality of preschool education supplement a technique of preschool education as initial step of a system of continuous education of the personality. The prospect of further researches assumes design of a quality management system of the preschool educational organization on the basis of the actual level of formation of administrative competences of the head and individual trajectories of their improvement.

Текст научной работы на тему «Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-7

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

И. Б. Бичева1*, О. М. Филатова2*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: irinabicheva@,bk. ru Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация *e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: современные тенденции развития дошкольного образования, связанные с определением соответствия реальных результатов деятельности дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО, инициируют разработку эффективной системы качества дошкольного образования как ключевого направления его модернизации. Материалы и методы: методология статьи основывается на теоретическом изучении проблемы качества дошкольного образования. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения исследуемой проблемы и предложить комплекс управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающий построение системы менеджмента качества. Результаты исследования: раскрывая психолого-педагогические характеристики понятия «качество дошкольного образования» авторы подчеркивают, что данная категория исследуется с точки зрения фактического соответствия условий, организации, способов оценивания свойств и результатов образования, воспитательно-образовательного процесса необходимым требованиям стандарта. Разработка модельных критериев оценки качества дошкольного образования остается дискуссионной проблемой, требующей своего дальнейшего развития в условиях вариативности. Динамичность характеристик качества дошкольного образования обуславливает построение и развитие системы менеджмента качества в условиях дошкольной образовательной организации. Разработка и внедрение подобной системы предъявляет высокие требования к управленческой компетентности руководителя, которая рассматривается авторами как комплекс ценностно-мотивационных, аналитико-проектировочных, организационно-исполнительских, коммуникационно-деятельностных, рефлексивно-оценочных компетенций. Выделены составляющие и индикаторы достижения предлагаемых компетенций. Значимыми условиями проектирования процесса развития управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации рассматриваются инновационная составляющая управленческой деятельности и разработка индивидуально-ориентированной программы повышения уровня управленческих компетенций.

Обсуждение и заключения: рассмотренные теоретические положения, характеризующие проблемы и перспективы повышения качества дошкольного образования, дополняют методику дошкольного образования как начальной ступени системы непрерывного

образования личности. Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации на основе реального уровня сформированности управленческих компетенций руководителя и индивидуальных траекторий их совершенствования.

Ключевые слова: дошкольное образование; качество дошкольного образования; руководитель дошкольной образовательной организации; система менеджмента качества; управленческая компетентность; управленческие компетенции.

Для цитирования: Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 7.

DESIGN OF ADMINISTRATIVE COMPETENCES OF THE HEAD OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

I. B. Bicheva1*, O. M. Filatova2*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: irinabicheva@,bk.ru Federal State Government-financed Establishment «Penza State University»,

Penza, Russian Federation *e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

ABSTRACT

Introduction: the current trends of development of preschool education connected with definition of compliance of real results of activity of the preschool educational organization to requirements of FGOS TO initiate development of the effective quality system of preschool education as key direction it modernization.

Materials and methods: the methodology of article is based on theoretical studying of a problem of quality of preschool education. The research is conducted on the basis of the methods of the analysis and generalization which allowed to select key provisions of the studied problem and to offer the complex of administrative competences of the head of the preschool educational organization providing creation of a quality management system.

Results: disclosing psychology and pedagogical characteristics of the concept "quality of preschool education" authors emphasize that this category is investigated in terms of the actual compliance of conditions, the organization, ways of estimation of properties and results of education, educational and educational process to necessary requirements of the standard. Development of model criteria for evaluation of quality of preschool education remains the debatable problem demanding the further development in the conditions of variability. The dynamism of characteristics of quality of preschool education causes construction and development of a quality management system in the conditions of the preschool educational organization. Development and deployment of a similar system places great demands on administrative competence of the head which is considered by authors as a complex of valuable and motivational, analitiko-design, organizational and performing,

communication and activity, reflexive and estimated competences. Components and indicators of achievement of the offered competences are allocated. The innovative component of administrative activity and development of the individual-based program of increase in level of administrative competences are considered by significant conditions of design of development of administrative competences of the head of the preschool educational organization.

Discussion and Conclusions: the considered theoretical provisions characterizing problems and the prospects of improvement of quality of preschool education supplement a technique of preschool education as initial step of a system of continuous education of the personality. The prospect of further researches assumes design of a quality management system of the preschool educational organization on the basis of the actual level of formation of administrative competences of the head and individual trajectories of their improvement.

Keywords: preschool education; quality of preschool education; head of the preschool educational organization; quality management system; administrative competence; administrative competences.

For citation: Bicheva I.B., Filatova O.M. Design of administrative competences of the head of the preschool educational organization // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. Р 7.

Введение

Современные условия развития дошкольного образования, отражающие соответствие реальных результатов деятельности дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО как нормообразующего документа, инициируют разработку эффективной системы качества дошкольного образования в условиях его модернизации. Это связано со следующими тенденциями:

— признание дошкольного детства самоценным периодом, определяющим жизненные ценности личности и формирующим качество жизни ребенка в современных (реальных, настоящих) и будущих условиях;

— осознание дошкольного образования в единой системе непрерывного образования как начального этапа и предпосылки обеспечения качества общего среднего образования;

— повышение требований социума (прежде всего, родителей) к качеству предоставляемых образовательных услуг и получению детьми качественного образования.

Данная статья решает следующую задачу: провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме качества дошкольного образования и определить содержание управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающих построение системы менеджмента качества.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научно-теоретических положений, раскрывающих психолого-педагогические основы понятия «качество» в области дошкольного образования; обосновании роли управленческой компетентности руководителя дошкольной образовательной организации в построении системы менеджмента качества.

Практическая значимость работы заключается в том, что авторами предложены управленческие компетенции руководителя дошкольной образовательной организации, позволяющие на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность и учитывать основополагающие принципы менеджмента качества дошкольной

образовательной организации с целью достижения оптимального баланса внутренних и внешних условий деятельности дошкольной образовательной организации и гармонизации отношений с педагогами и социальным окружением, эффективного выполнения норм профессиональной этики.

Обзор литературы

В научно-педагогических исследованиях понятие «качество образования» исследуется с точки зрения фактического соответствия условий, организации, способов оценивания свойств и результатов образования, воспитательно-образовательного процесса необходимым требованиям стандарта. Как подчеркивает В.М. Полонский, качество образования обеспечивается соответствием между планируемыми целями в воспитании и обучении и определенным уровнем знаний и умений выпускников образовательных учреждений: конкретными достижениями в умственном, физическом и нравственном развитии [20]. О.А. Сафоновой акцентируется внимание, что «качество дошкольного образования характеризуется совокупностью его свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребёнка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду» [21, с. 24].

Изучение научных публикаций по исследуемой проблеме позволяет выделить наиболее значимые направления научного поиска, раскрывающие различные содержательные смыслы качества дошкольного образования: методологические (Т.И. Алиева, И.Б. Едакова, М.В. Крулехт, Л.Г. Логинова, Л.А. Парамонова, Н.В. Федина, др.), управленческие (К.Ю. Белая, Л.В. Горина, З.А. Климентьева, О.Л. Князева, Л.Г. Логинова, А.М. Моисеев, Р.Б. Стеркина, Е.Г. Юдина, др.), критериально-оценочные (Т.Н. Богуславская, Н.А. Виноградова, Н.А. Веракса, Н.Г. Дубешко, Н.В. Микляева, Т.А. Никитина, Н.В. Рогожкина, О.А. Сафонова, О.А. Скоролупова, Н.В. Федина, Л.И. Фишман, др.), др.

И.Б. Едакова подчеркивает, что различные теоретико-методологические модели и подходы обуславливают неоднозначность определения качества образования. Так, качество в личностно ориентированной модели образования определяется уровнем развития личности, в культуросообразной - творчества. Системный подход определяет качество как систему знаний и готовности выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую, деятельностный подход - как готовность к выполнению новых функций, способов и умений, программно-целевой подход - как реализацию целей. Особенностью результативного подхода при оценке качества является определение реальной степени тех изменений и достижений, которые отражают конкретные результаты деятельности за определённый период, а затратного подхода - в определении возможных и реальных затрат и ресурсов для достижения того или иного результата [13].

О.А. Скоролупова и Н.В. Федина, исследуя концептуальные подходы к определению и оценке качества дошкольного образования, отмечают их комплексный и интегративный характер, выражающий степень соответствия дошкольного образования ФГОС ДО. Требования, заложенные в данном документе к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения, являются для дошкольных образовательных организаций эталоном, на основании которого сравниваются исходное (фактическое) состояние и процесс изменений как планируемый результат. Кроме того,

авторами указывается на необходимость установления соответствия «потребностям и ожиданиям заказчика образовательных услуг» [23, с. 14].

Совершенствование качества дошкольного образования в новых условиях отражает вопросы повышения эффективности системы управления в области кадровой, экономической и финансово-хозяйственной деятельности дошкольных образовательных организаций. Например, в исследованиях К.Ю. Белой показано, что достижение качества дошкольного образования осуществляется посредством управления педагогическим процессом и его составляющими, а также с помощью личностных субъективных аспектов в системе управления [1]. Л.Г. Логинова указывает на зависимость эффективности различных видов деятельности (административной, экономической, методической, воспитательно-образовательной), направленных на повышение качества принятия управленческих решений, развитие профессиональной компетентности педагогов от уровня управленческой культуры руководителей и культуры управления развитием персонала [16, с. 35]. По мнению Л.В. Гориной, на качество дошкольного образования непосредственно влияет профессиональный рост педагогов и их стремление к успешной педагогической деятельности, «суть которой детерминирована умением проектировать и реализовывать в педагогическом процессе дошкольного учреждения условия, необходимые для формирования тех или иных качеств в развитии ребенка» [10, с. 374].

О.А. Сафонова подчеркивает, «номенклатура показателей качества дошкольного образования должна отражать интегральные свойства, присущие целостному образовательному процессу и его результату, и простые свойства, характеризующие компоненты образовательного процесса, его ресурсное обеспечение и происходящие в нём подпроцессы» [21, с. 31-32]. Ученым выделяются основополагающие принципы, следование которым формирует такое целостное представление о качестве образования, обеспечиваемое дошкольной образовательной организацией:

— адекватность, позволяющая наиболее полно выявлять общую направленность на сохранение дошкольного детства как самоценного периода жизни в единстве с обеспечением полноты и целостности развития каждого ребёнка;

— достоверность и объективность, характеризующиеся тем, что выбранные показатели отражают именно те свойства, которые необходимо измерить, и исключающие субъективизм измерений и оценки;

— соотносимость показателей качества дошкольного образования с его базовыми значениями;

— прогностичность, выражающаяся в отборе таких показателей, которые позволяют определить дальнейшие тенденции развития объекта мониторинга» [21, с. 31-32].

В работах О.А. Скоролуповой и Н.В. Фединой описываются возможные организационные схемы оценки и управления качеством дошкольного образования с точки зрения соответствия нормативно-правовым документам. Учеными предлагается трехуровневая система измерения параметров качества: локальный (уровень дошкольной образовательной организации); муниципальный (уровень муниципальных органов управления образованием) и региональный (уровень уполномоченных органов по контролю и надзору). Для каждого уровня определены вид, процедуры и методы оценки качества. Например, для дошкольных образовательных организаций это мониторинг, процедура которого включает наблюдение за собственной деятельностью по условиям реализации и результатам освоения ООПДО (самообследование, самооценка и самоанализ), а также

систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации. Контроль качества дошкольного образования на муниципальном уровне обеспечивается теми же процедурами и методами, но организуется по различным муниципальным дошкольным образовательным организациям и дополнительно включает комплексные и тематические проверки. Сопоставление самооценок дошкольных образовательных организаций и оценок контролирующих органов, по мнению авторов, будет обеспечивать необходимую объективность, изменяя тенденции как к их завышению, так и занижению. Процедурами государственной оценки качества дошкольного образования определены лицензирование и государственный надзор [23, 26].

Подобный подход согласуется с современными системами менеджмента качества, поскольку предполагает внутренний аудит дошкольной образовательной организации и независимую экспертизу органов контроля, а сравнительный анализ результатов оценки направлен на совершенствование деятельности дошкольной образовательной организации с целью достижения инновационного уровня развития.

Анализ публикаций по исследуемой проблеме, характеризуя научно-практический опыт применения процедуры оценки качества дошкольных образовательных организаций, свидетельствует, что ученые выделяют ряд негативных факторов, снижающих возможность в удовлетворении запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг (воспитанников, родителей, общества) в получении качественного образования:

— различие в подходах к оценке качества образования и оценочных технологий со стороны педагогов и контролирующих инстанций;

— отсутствие согласованности содержания программ дошкольного образования в условиях их вариативности;

— расширение содержательного компонента дошкольного образования, особенно в области познавательного развития за счет дублирования содержания начального образования;

— усиление роли тестирования знаниевых основ дошкольного образования в период подготовки к школе, что приводит к недооценке результатов воспитательной деятельности и таких показателей качества, как индивидуальный уровень и динамика развития ребенка в области развития мышления, коммуникации, эмоционального благополучия и состояния здоровья;

— неравномерность развития конъюнктуры рынка образовательных услуг, что вызывает необходимость постоянного мониторинга требуемых специалистов (логопедов, хореографов, инструкторов по физической культуре и спорту, др.), изменение инфраструктуры и преобразование предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации; др.

По мнению Т.Н. Богуславской, существующая система направлена «на оценку образовательных условий дошкольной образовательной организации, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка». Используемые формы в дошкольном образовании не способствует развитию, поскольку выступают в функции ревизора [7, с. 53]. В то же время процедура оценки является индикатором перспектив и развития всей отечественной системы дошкольного образования [8, с. 147].

Таким образом, необходимость разработки модельных критериев оценки качества дошкольного образования остается дискуссионной проблемой. Актуальным направлением

исследований является выбор адекватных критериев оценки, значений показателей, отражающих и характеризующих реальный уровень качественного состояния дошкольных образовательных организаций и всей системы дошкольного образования и потенциальные возможности их развития в условиях вариативности.

Решение данных проблем во многом определяется уровнем профессиональной квалификации педагогов и способностью руководителей дошкольных образовательных организаций выстраивать систему управления профессиональными и социокультурными отношениями, соответствующими нормативным требованиям и инновационному характеру развития дошкольного образования.

Материалы и методы

Методология статьи основывается на теоретическом изучении проблемы качества дошкольного образования. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения исследуемой проблемы и предложить комплекс управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающий построение системы менеджмента качества.

Объект исследования - качество дошкольного образования.

Субъект исследования - управленческая компетентность руководителя дошкольной образовательной организации как условие развития системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации.

Методологической основой статьи выступают: концепция личностно-профессионального развития педагога (К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков, В.А. Сластенин,

A.И. Щербаков и др.); теория развития личности, характеризующая ее психолого-педагогические особенности в процессе взаимодействия с группой (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.С. Жеребова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышов, др.); принцип взаимодействия педагогической науки и педагогической практики (В.И. Журавлев,

B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, В.М. Полонский и др.).

Результаты исследования

Поскольку проблема качества является многомерной, включающей систему различных показателей, то и выбор основных методологических подходов рассматривается как их интеграция, способствующая комплексному изучению качества и его результативной оценке.

Аксиологические основы отражают ценности в структуре и содержании системы оценки качества в соответствии с идеями гуманизации, прежде всего, в реализации прав ребенка на индивидуальность и самоценность развития и проявление творчества. Социокультурные основы определяют характер взаимодействия и общения ребенка с социальным окружением (другими детьми, взрослыми) и предметным миром (степень проявления самостоятельности и социальной компетентности в решении разнообразных ситуаций) и обуславливают необходимость соблюдать нормы общечеловеческой культуры при построении воспитательно-образовательной среды дошкольной образовательной организации, определении содержательных аспектов дошкольного образования, выборе форм освоения ребенком культуры как системы ценностей. Компетентностные основы

обеспечивают оценку качества сформированности необходимых компетенций, способов поведения и отношений воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Как отмечают Н.А. Виноградова, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Е.Г. Юдина, уровень развития профессиональной компетентности педагогов обеспечивает решение проблемы качества дошкольного образования, поскольку характеризует способность к личностно ориентированному взаимодействию с ребенком, правильному проектированию и организации предметно-развивающей среды, реализации образовательных программ, дидактического, методического обеспечения и технологий дошкольного образования [9, 24].

Контент-анализ исследований позволяет выделить две группы факторов, влияющих на качество дошкольного образования: внутренние и внешние.

Внутренние факторы отражают оценку фактического состояния деятельности дошкольной образовательной организации на соответствие требуемым нормам ФГОС ДО: профессиональная компетентность педагогов, характер педагогических взаимоотношений, качество реализации образовательной программы и образовательного процесса, др. Следует подчеркнуть, что особенности личности педагога влияют на становление и развитие личности ребенка, поскольку он (ребенок) овладевает нормами, правилами и конкретным содержанием, присваивает опыт социального поведения в процессе совместной деятельности, подражая тем образцам, которые демонстрирует педагог. Характер педагогического взаимодействия с воспитанниками, родителями, другими педагогами регламентируется социальными, этическими и культурными нормами, сложившимися в общественном мировоззрении. Поэтому уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов является ключевым условием, обеспечивающим повышение качества выполнения общепедагогической (обучающей), воспитательной и развивающей функций профессиональной деятельности.

Внешние факторы являются для дошкольной образовательной организации обстоятельствами, опосредованно влияющими на качество ее деятельности: условия воспитания ребенка в семье, социально-экономические условия развития, наличие/отсутствие конкурентных преимуществ, особенности индивидуального развития воспитанников, др. При оценке качества дошкольной образовательной организации необходимо принимать во внимание обе группы факторов, учитывая их постоянную изменчивость в условиях вариативности дошкольного образования, образовательных потребностей общества, развития государственной и финансовой политики. Например, изменения в профессиональном развитии педагога связаны с приобретением/развитием личностных качеств, обеспечивающих непрерывный рост профессионального мастерства и направленных на активную мотивацию личностно-профессионального саморазвития. Данные изменения могут выражаться в качестве проявления профессионально-творческих способностей, формирования индивидуального профессионального стиля, понимания сущности педагогической технологии, овладения интерактивными формами и методами обучения и др.

Одним из механизмов разработки стратегии повышения качества дошкольной образовательной организации является «дорожная карта», содержание которой отражает управленческие, методические и информационные вопросы реализации ФГОС ДО.

Н.Г. Дубешко как механизм управления качеством образования в дошкольном учреждении рассматривает научную и практическую организацию мониторинга [12]. Автором предлагается структурно-функциональная модель мониторинга качества образования дошкольного учреждения, основополагающим принципом которой выступает

эффективность, ориентирующая на достижение максимального результата при наименьших затратах с учетом имеющихся ресурсов, сроков достижения, степени соответствия результатов целям образования, концепции и задачам развития дошкольной образовательной организации. Компонентный состав системы мониторинга (нормативно-целевой, методический, процессуальный) связывается с функциями управления и процедурами мониторинга качества образования, а критериями эффективности предлагаемой системы обосновываются целевая, ресурсная, социально-психологическая и технологическая эффективность.

Динамичность характеристик качества дошкольного образования обуславливает построение системы управления, соответствующей, с одной стороны, объективным закономерностям развития, нормам, предъявляемым к дошкольной системе, а с другой, основанной на инновационных управленческих и педагогических аспектах и направленной на развитие умений предвидеть будущие результаты и способы достижения эффективных изменений. В рассматриваемом контексте особую роль приобретает развитие системы менеджмента качества с целью достижения оптимального баланса внутренних и внешних условий деятельности дошкольной образовательной организации и гармонизации отношений с педагогами и социальным окружением, эффективного выполнения норм профессиональной этики, ориентации на перспективу саморазвития и совершенствования.

Содержание понятия «менеджмент качества» позволяет выделить пять направлений, последовательная реализация которых обеспечивает координацию деятельности дошкольной образовательной организации в области качества: политика - планирование - управление -улучшение.

С позиции управления качество дошкольной образовательной организации можно рассматривать как достижение более высоких значений ее функционирования и перспективу развития в соответствии с заданными требованиями. Успешность системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации возможна, если руководитель имеет ясное представление о перспективах профессионально-образовательного развития, как на индивидуальном, так и государственном уровнях, способен выявлять сильные и слабые стороны деятельности дошкольной образовательной организации, устанавливать нормативные требования к деятельности дошкольной образовательной организации на их соответствие, учитывать потребности и ожидания педагогов, родителей, профессиональной общественности.

Таким образом, выдвижение управленческих аспектов с целью повышения качественных показателей дошкольной образовательной организации основывается на необходимости разработки системы менеджмента, проектирование которой носит индивидуальный характер. Это связано с тем, что каждая дошкольная образовательная организация имеет собственные специфические особенности и условия.

К основополагающим принципам менеджмента качества дошкольной образовательной организации следует отнести:

— ориентацию на государственный заказ и потребителей образовательных услуг;

— непрерывное развитие, совершенствование и улучшение образовательных услуг;

— согласованное и взаимовыгодное сотрудничество с различными организациями, вовлеченными в деятельность дошкольной образовательной организации;

— измеримость и достоверность мониторингового сопровождения, коррекцию промежуточных результатов;

— персональную ответственность за достижение эффективного и оптимального результата и делегирование полномочий с учетом равных возможностей различных сторон взаимодействия;

— командный менеджмент и лидерство; др.

Учет данных принципов является обязательным условием эффективности управленческой деятельности руководителя в достижении дошкольной образовательной организацией необходимого качества.

Вышеизложенное позволяет обозначить ряд важных положений, соответствующих направлениям менеджмента качества. Приступая к разработке системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации, руководитель должен:

— исследовать имеющиеся условия и потенциальные возможности эффективного повышения качества дошкольной образовательной организации (сетевые, информационно-коммуникационные, кадровые, психолого-педагогические, программно-методические, дидактические, предметно-пространственные, воспитательно-образовательные, социально-экономические, др.), используя необходимые оценочно-измерительные материалы и методы диагностики с четкими критериями оценки;

— определить миссию дошкольной образовательной организации в современных условиях преобразования дошкольного образования, наметить стратегию и тактику развития;

— осознанно и целенаправленно ставить значимые цели, обеспечивающие повышение качества дошкольной образовательной организации и запрашиваемые заказчиками и потребителями образовательных услуг (обществом, родителями, детьми) по всем параметрам оценки: индивидуальные достижения воспитанников, педагогов, родителей, реализуемые образовательные программы и технологии, обеспеченность условий воспитательно-образовательного процесса;

— рассчитать различные альтернативные варианты перехода дошкольной образовательной организации от исходного состояния к новому качественному состоянию, а также возможные риски с учетом реального уровня развития профессиональной компетентности и инновационности педагогов, наличия необходимых ресурсов, образовательных потребностей социального окружения, влияния объективных факторов экономического развития, др.;

— определить актуальное содержание работы с субъектами взаимодействия, четкую и разумную последовательность его освоения, выбирая для этого соответствующие технологии, в том числе технологии обучения взрослых обучающихся;

— обеспечить мониторинговое сопровождение процесса управления изменениями педагогических действий, индивидуального профессионального продвижения педагогов, др.;

— принимать управленческие решения, делегируя полномочия и распределяя зону ответственности, поддерживая мотивационную готовность педагогов к непрерывному повышению уровня профессионального развития и вовлекая их в процесс проявления творчества; др.

Разработка и внедрение подобной системы усиливает значимость целенаправленного, комплексного и скоординированного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, что предъявляет высокие требования к управленческой компетентности руководителя дошкольной образовательной организации.

З.А. Климентьева выделяет в структуре управленческой компетентности педагога и руководителя дошкольного образования следующие компоненты: «способность стратегического видения миссии дошкольной образовательной организации, наличие инновационного потенциала и гуманистическую направленность личности, высокий уровень коммуникативной культуры, организаторские способности, мотивированность на непрерывное повышение собственной профессиональной компетентности» [15, с. 136.].

Управленческая компетентность обусловлена опытом, мотивами, индивидуальными возможностями руководителей непрерывно самообразовываться и самосовершенствоваться в области управления дошкольной образовательной организацией, проявляется в творческой реализации управленческой функции в соответствии с потенциалом социально-образовательных процессов. В соответствии с данным положением наиболее важными и актуальными в развитии системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации являются личностно-профессиональные характеристики руководителя, обеспечивающие системное, нормативное, конструктивное, деятельностное отношение к управлению. В этой связи управленческую компетентность руководителя дошкольной образовательной организации можно рассматривать как комплекс следующих компетенций и их составляющих:

— ценностно-мотивационных (целеустремленность, целеполагание, мотивация, осознанность, убежденность, стратегическое видение, др.);

— аналитико-проектировочных (планирование и коррекция стратегических и тактических способов развития дошкольной образовательной организации, управленческих решений на основе анализа, др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— организационно-исполнительских (ответственность, инициативность, стратегическое видение, результативность в достижении результатов, следование нормам, др.);

— коммуникационно-деятельностных (влияние, сотрудничество, взаимодействие, уважительное и доброжелательное отношение, др.);

— рефлексивно-оценочных (объективность, адаптивность, открытость к изменениям, ориентация на достижение качественного результата, др.).

Оценка сформированности предлагаемых компетенций предполагает определение индикаторов их достижения.

Ценностно-мотивационные компетенции:

— четко представляет образ желаемого будущего дошкольной образовательной организации, ее приоритеты (миссию), систему ценностей, традиций, культуры;

— ставит конкретные и достижимые цели и задачи инновационного развития, необходимые для повышения уровня предоставления образовательных услуг, в том числе дополнительных и вариативных;

— применяет различные способы мотивации педагогов для достижения запланированного результата, учитывая профессиональные интересы каждого педагога, запросы социума и стратегию развития дошкольной образовательной организации;

— владеет методами убеждения, аргументации позиции, ведения полемики; др.

Аналитико-проектировочные компетенции:

— владеет диагностическими методами исследований, в том числе мониторингом родительской активности при разработке комплекса образовательных услуг и программы развития дошкольной образовательной организации, выбора содержания и организационных

форм межсубъектного взаимодействия с учетом образовательных потребностей детей, педагогов и заказа родителей;

— своевременно замечает и анализирует внешние и внутренние изменения используемых ресурсов (информационных, административных, социальных, мотивационных, программных, методических, материально-технических, др.);

— интерпретирует аналитические результаты и устанавливает их соответствие с нормативно требуемыми для проектирования управленческих задач и решений;

— определяет управленческое воздействие, объективно осуществляет постановку и распределение задач, делегирование полномочий и ответственности; др.

Организационно-исполнительские компетенции:

— действует в соответствии с установленными нормативными требованиями и правилами;

— осуществляет обмен информацией между педагогами, родителями и социальным окружением по ключевым показателям и фактическими значениями деятельности дошкольной образовательной организации, используя интернет-возможности;

— создает информационную базу данных для проектирования возможных улучшений на основе профессиональных запросов и потребностей в конкретной и перспективной ситуации;

— сохраняет и демонстрирует профессиональную продуктивность в условиях неопределенности, постоянной нагрузки, ограничений по ресурсам и изменений;

— расширяет научно-методические и исследовательские возможности дошкольной образовательной организации посредством создания инновационного образовательного кластера совместно с различными учреждениями высшего образования, науки, культуры и бизнес-сообщества, а также попечительскими советами; др.

Коммуникационно-деятельностные компетенции:

— использует методы программно-целевого управления и технологии сотрудничества для осуществления профессиональной поддержки и расширения участия педагогов, родительской общественности в деятельности дошкольной образовательной организации, построения эффективной команды единомышленников;

— демонстрирует управленческую культуру, ответственность, самоуправление знаниями, критическое осмысление изучаемых явлений,

— проявляет ценностно-смысловое, конструктивное отношение и межсубъектную коммуникацию к управлению на различных его уровнях (глобальном, региональном, локальном, индивидуальном);

— контролирует проявление своих эмоций в конфликтных ситуациях;

— владеет способами разрешения профессиональных конфликтов; др.

Рефлексивно-оценочные компетенции:

— осуществляет самопознание как непрерывное изучение и осмысление своих индивидуальных особенностей, свойств, способов деятельности в различных ситуациях, в том числе, ситуациях морального выбора;

— оценивает реальную образовательную ситуацию в социопрофессиональном пространстве для сопоставления результатов своей работы и различных (конкурентных)

образовательных организаций, выявления собственных конкурентных преимуществ, передовых и результативных практик, перенятия положительного опыта и его адаптации;

— объективно оценивает наличный уровень развития профессиональной компетентности каждого педагога, воспитательно-образовательный процесс; др.

Значимыми условиями проектирования процесса развития управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации мы рассматриваем инновационную составляющую управленческой деятельности и разработку индивидуально-ориентированной программы повышения уровня управленческих компетенций.

К актуальным направлениям развития инновационности руководителя дошкольной образовательной организации можно отнести модернизацию управленческой деятельности, культурную трансформацию как основу внедрения прогрессивных методов управления, активное формирование управленческой профессионально-инновационной среды и др.

Модернизация управленческой деятельности находит свое выражение в изменениях целевого, содержательного, организационно-управленческого компонентов и затрагивает пространство деятельности руководителя, его функциональные особенности и компетенции, представления об ответственности и повышении аксиологических основ профессии.

Культурная трансформация как основа внедрения прогрессивных методов управления отражает идеи опережающего развития и соответствует принципам гуманизации. Предполагает совершенствование управленческой практики на основе нововведений, научного предвидения, прогнозирования ближайших и отдаленных профессиональных перспектив, развитие личностной активности, взаимоуважения, овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками кросс-культурной компетентности.

Активное формирование управленческой профессионально-инновационной среды призвано оптимизировать инновационный потенциал личности, необходимый для генерирования новых идей, развития инновационных компетенций, приобретения индивидуального опыта разработки, распространения и внедрения инноваций, расширения возможностей самообразования и др. Моделирование такой среды целесообразно рассматривать как пространство социально-активной управленческой деятельности руководителя.

Разработка руководителем индивидуально-ориентированной программы повышения уровня управленческих компетенций предполагает следующий механизм:

— анализ и оценка уровня управленческой подготовки, индивидуальных потребностей, потенциальных возможностей в приобретении и применении управленческих знаний, а также выявление имеющихся проблем и профессионально-управленческих достижений в сопоставлении с нормативными требованиями Профессионального стандарта педагога и ФГОС ДО;

— определение прогнозируемых результатов, соответствующих индивидуальным стратегическим и тактическим целям развития управленческих компетенций;

— планирование содержания развития управленческих компетенций, гибкого и индивидуального темпа обучения/самообучения;

— организацию процесса развития управленческих компетенций и его методическое сопровождение;

— постоянную рефлексию (осознанную оценку) промежуточных и итоговых результатов развития управленческих компетенций;

— необходимую коррекцию индивидуально-ориентированной программы повышения управленческих компетенций;

— разработку нового проекта (программы) развития управленческих компетенций.

Данная последовательность процесса развития управленческих компетенций является

цикличной, так как обеспечивает повторяемость элементов на новом, более высоком уровне.

Достижение необходимого качества дошкольной образовательной организации предполагает также создание и внедрение профессионально-образовательных проектов совместно с представителями науки, социальными партнерами (внешними и внутренними).

Обсуждение и заключения

Поскольку дошкольная образовательная организация - это целостная и динамично развивающаяся система, реальный уровень качественного состояния дошкольных образовательных организаций и всей системы дошкольного образования в условиях вариативности необходимо оценивать как многоаспектное явление в единстве воспитания и обучения ребенка, профессионального развития педагогов, учета образовательных запросов родителей. Это предполагает учет разнообразных точек зрения всех его участников: детей (с позиции интереса к обучению), родителей (с позиции эффективности обучения), воспитателей (с позиции оценки труда, индивидуальных достижений и успешных результатов профессиональной деятельности, состояния психического и физического здоровья воспитанников), руководителя (с позиции эффективности профессионального роста педагогов, индивидуального прогресса воспитанников, высокой оценки со стороны родителей и управляющих органов образования).

Достижение необходимого качества дошкольной образовательной организации является значимым условием повышения ее конкурентоспособности и социального статуса в обеспечении эффективности предоставляемых образовательных услуг, привлекательных и экономически выгодных для заказчиков.

Важная роль в данном процессе отводится системе управления качеством как фактору модернизации системы менеджмента дошкольной образовательной организации, основанной на принципах адекватности, объективности, достоверности, надёжности проведения процедур диагностики и оценки.

Системное обновление дошкольной образовательной организации в исследуемом контексте акцентирует необходимость выявления сильных и слабых сторон управленческой деятельности руководителя и развития его управленческих компетенций (ценностно-мотивационных, аналитико-проектировочных, организационно-исполнительских,

коммуникационно-деятельностных, рефлексивно-оценочных) как необходимого условия профессионализма.

Высокий уровень развития управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации позволяет научно обоснованно осуществлять качественную оценку ее деятельности по достижению необходимой степени гарантированно предоставляемых образовательных услуг, соответствующих государственным нормативам, ожиданиям и запросам потребителей.

В условиях социальных преобразований развитие управленческих компетенций руководителя обеспечивает его управленческую эффективность в процессе взаимодействия с различными профессиональными и общественными структурами по решению задач

повышения качества дошкольной образовательной организации. Это требует от руководителя проявления профессиональной активности, коммуникабельности, решимости, влиятельности, постоянного анализа и осознания имеющихся проблем реальности и рефлексии своей деятельности, способности соотносить свои ценностные идеалы и ориентации с актуальными на данный момент общественного развития.

Рассмотренные теоретические положения, характеризующие проблемы и перспективы повышения качества дошкольного образования, дополняют методику дошкольного образования как начальной ступени системы непрерывного образования личности.

Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации на основе реального уровня сформированности управленческих компетенций руководителя и индивидуальных траекторий их совершенствования.

Список использованных источников

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.

2. Бичева И.Б., Бичева М.В. Формирование конкурентоспособности специалиста сервисного предприятия - важнейшее направление организованного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 465.

3. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-4. С. 33-36.

4. Бичева И.Б., Хижная А.В., Десятова С.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. №2(32). С. 48-53.

5. Бичева И.Б., Хижная А.В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта // Государственный советник. 2018. №3(23). С. 36-40.

6. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. №1(21). С. 32-35.

7. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. №4. С. 52-63.

8. Богуславская Т.Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации // Проблемы современного образования. 2017. №4. С. 142-149.

9. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

10. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, №4. С. 372-375.

11. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Управление развитием образовательной организации на основе результатов самооценки // Нижегородское образование. 2017. №2. С. 30-35.

12. Дубешко Н.Г. Перспективы формирования и развития системы менеджмента качества дошкольного образования с позиции системного и функционального подходов // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы

VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции. Шадринск, 2018. С. 265-270.

13. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Начальная школа плюс до и после. 2013. №12. С. 17-22.

14. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Юдакова О.В. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №2. С. 44-50.

15. Климентьева З.А. О развитии управленческих компетенций будущих педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций // Образование и саморазвитие. 2013. №4(38). С. 134-139.

16. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПК и ПРО, 2003.

17. Микляева Н.В. Мониторинг дошкольного образования: проблемы и пути решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4, №4. С. 3-10.

18. Моисеев А.М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. №3(63). С. 178191.

19. Наливайко Н.В., Косенко Т.С., Яковлева И.В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. №4(73). С. 143-152.

20. Полонский В.М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4(19) С.6-15.

21. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 47 с.

22. Сафонова О.А. Технология и эффекты независимой оценки качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. №4. С. 16.

23. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание. 2012. №2. С.13-27.

24. Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Юдина Е.Г. Новые правовые и экономические основы повышения качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. №1. С. 12.

25. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АРКТИ, 2011. 262 с.

26. Федина Н.В. Управление дошкольным образованием: оценка качества // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 4, №20. С. 11-21.

27. Фишман Л.И. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг: опыт определения и дифференциации понятий (часть 1) // Наука и школа. 2017. №3. С. 10-24.

28. Babayeva A., Zakablukovskiy E., Smetanina T., Shmeleva N., Shilovskaia N. Perceiving quality of life in modern urban space: Regional aspect // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106. Article №01003. DOI: 10.1051/matecconf/201710601003

29. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

30. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Experience of approbation and introduction of the model of management of students' Independent work in the university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 387-397. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_50

31. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Рр. 12650-12657.

32. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

33. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 29. P. 7.

34. Kaznacheeva, S.N., Chelnokova, E.A., Bicheva, I.B., Smirnova, Z.V., Lazutina, A.L. Worldwide management problems // Man in India. 2017. Vol. 97(15). Pp. 191-199.

35. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N. (et al.) Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.

36. Lyashenko, M.S., Mineeva, O.A. Methodological approaches to pedagogical culture understanding in pedagogical research // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2018. Vol. 5(35). Pp. 10-17. DOI: 10.32744/pse.2018.5.1

37. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

38. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K. (et al.) New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie - Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63.

39. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Pp. 549-556.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Belaya K.Y. Manual DOW: control and diagnostic function. Moscow, TC Sfera Publ., 2005. 64 p. (In Russ.)

2. Bicheva I.B., Bicheva M.V. Formation of the competitiveness of the specialist service company - the most important direction of organized learning. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2. P. 465. (In Russ.)

3. Bicheva I.B., Melentovich A.V., Desyatova S.V. Methodical work as a prerequisite for the professional development of a teacher of preschool education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 58-4, pp. 33-36. (In Russ.)

4. Bicheva I.B., Hizhnaya A.V., Desyatova S.V. Acmeological bases of professional development of teachers of preschool education. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 2(32), pp. 4853. (In Russ.)

5. Bicheva I.B., Hizhnaya A.V. Management of the professional development of teachers of preschool educational organizations on the basis of vitagenic experience. Gosudarstvennyj sovetnik, 2018, no. 3(23), pp. 36-40. (In Russ.)

6. Bicheva I.B., Hizhnaya A.V., Sundeeva M.O. Features of the formation of independence as a teacher-innovator. Gosudarstvennyj sovetnik, 2018, no. 1(21), pp. 32-35. (In Russ.)

7. Boguslavskaya T.N. Formation of approaches to assessing the quality of preschool education. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2012, no. 4, pp. 52-63. (In Russ.)

8. Boguslavskaya T.N. Evaluation of the quality of preschool education in the conditions of its standardization. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2017, no. 4, pp. 142-149. (In Russ.)

9. Vinogradova N.A., Miklyaeva N.V. Quality management of the educational process in preschool. Moscow, Ajris-press Publ., 2006. (In Russ.)

10. Gorina L. V. Professional growth of teachers as a factor in improving the quality of pre-school education. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, 2014, vol. 3, no. 4, pp. 372-375. (In Russ.)

11. Gucu E.G., Kochetova E.V. Management of the development of educational organizations based on the results of self-assessment. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2017, no. 2, pp. 30-35. (In Russ.)

12. Dubeshko N.G. Prospects for the formation and development of the quality management system of preschool education from the perspective of a systemic and functional approach. Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, innovacii, poiski, perspektivy: materialy VIII Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinsk, 2018, pp. 265-270. (In Russ.)

13. Edakova I.B. On the issue of assessing the quality of preschool education in the context of the introduction of the GEF. Nachal'naya shkola plyus do i posle, 2013, no. 12, pp. 17-22. (In Russ.)

14. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., YUdakova O.V. Improving the efficiency of personnel management: trends and management features. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noeprilozhenie, 2016, no. 2, pp. 44-50. (In Russ.)

15. Kliment'eva Z.A. On the development of managerial competencies of future teachers and heads of preschool educational organizations. Obrazovanie i samorazvitie, 2013, no. 4(38), pp. 134139. (In Russ.)

16. Loginova L.G. Methodology of quality management of additional education of children. Moscow, APK i PRO Publ., 2003. (In Russ.)

17. Miklyaeva N.V. Monitoring of preschool education: problems and solutions. Standarty i monitoring v obrazovanii, 2016, vol. 4, no. 4, pp. 3-10. (In Russ.)

18. Moiseev A.M. Ensuring the quality of strategic management of a modern general education organization. Uchenye zapiski IUO RAO, 2017, no. 3 (63), pp. 178-191. (In Russ.)

19. Nalivajko N.V., Kosenko T.S., YAkovleva I.V. Modern personality in the information space: the possibilities of education. Filosofiya obrazovaniya, 2017, no.4 (73), pp. 143-152. (In Russ.)

20. Polonskij V.M. The dynamics of development and the ratio of the basic concepts of pedagogy. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika, 2014, no. 4 (19), pp.6-15. (In Russ.)

21. Safonova O.A. Quality management of education in preschool educational institution. The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. 13.00.01. Moscow, 2004. P.47. (In Russ.)

22. Safonova O.A. Technology and effects of an independent assessment of the quality of preschool education. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem, 2015, no. 4. P. 1б. (In Russ.)

23. Skorolupova O.A., Fedina N.V. The quality of pre-school education: conceptual approaches to the definition and assessment. Doshkol'noe vospitanie, 2012, no. 2, pp. 13-27. (In Russ.)

24. Sterkina R.B., Knyazeva O.L., YUdina E.G. New legal and economic foundations of improving the quality of preschool education. Doshkol'noe vospitanie, 2010, no. 1. P. 12. (In Russ.)

25. Falyushina L.I. Quality management of the educational process in pre-school. Moscow, ARKTI Publ., 2011. P. 2б2 (In Russ.)

26. Fedina N.V. Management of preschool education: quality assessment. Psihologiya obrazovaniya vpolikul'turnomprostranstve, 2012, vol. 4, no. 20, pp. 11-21. (In Russ.)

27. Fishman L.I. Quality and competitiveness of educational services: experience in defining and differentiating concepts (part 1). Nauka i shkola, 2017, no. 3, pp. 10-24. (In Russ.)

28. Babayeva A., Zakablukovskiy E., Smetanina T., Shmeleva N., Shilovskaia N. Perceiving quality of life in modern urban space: Regional aspect. MATEC Web of Conferences, 2017, vol. 10б, article no. 01003. DOI: 10.1051/matecconf/201710601003

29. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios, 2017, vol. 38, no. 25. Р. 9.

30. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Experience of approbation and introduction of the model of management of students' Independent work in the university. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. б22, pp. 387-397. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_50

31. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher. International Journal of Environmental and Science Education, 201б, vol. 11, no. 18, pр. 12б50-12б57.

32. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. б22, pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

33. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers. Espacios, 2018, vol. 39, no. 29. P. 7.

34. Kaznacheeva, S.N., Chelnokova, E.A., Bicheva, I.B., Smirnova, Z.V., Lazutina, A.L. Worldwide management problems. Man in India, 2017, vol. 97(15), pp. 191-199.

35. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N. (et al.) Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 2017, vol. 9, special Issue: SI. supplement: 2, pp. 1484-1493.

36. Lyashenko, M.S., Mineeva, O.A. Methodological approaches to pedagogical culture understanding in pedagogical research. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2018, vol. 5(35), pp. 10-17. DOI: l0.32744/pse.20l8.5.l

37. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. б22, pp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

38. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K. (et al.) New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia.

Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie - Psychological Science and Education, 2018, vol. 23, no. 1, pp. 52-63.

39. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training. European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, pp. 549-556.

© Бичева И.Б., Филатова О.М., 2019

Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: irinabicheva@bk.ru Филатова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация, e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

Information about the authors Bicheva Irina Borisovna - Ph.D., Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: irinabicheva@bk.ru Filatova Ol'ga Mihajlovna - Ph.D., Associate Professor, Federal State Government-financed Establishment «Penza State University», Penza, Russian Federation, e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

Вклад соавторов

Бичева Ирина Борисовна - анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме качества дошкольного образования, критический анализ и доработка текста, оформление библиографии.

Филатова Ольга Михайловна - подготовка начального варианта текста статьи; оформление статьи и подготовка библиографического списка.

Contribution of authors Bicheva Irina Borisovna - the analysis of domestic and foreign sources on a problem of quality of preschool education, the critical analysis and completion of the text, execution of the bibliography. Filatova Ol'ga Mihajlovna - preparation of initial version of the text of article; execution of article and preparation of the bibliography.

Поступила в редакцию: 09.01.2019 Принята к публикации: 31.01.2019 Опубликована: 25.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.