СоВетНиК, 2019 № 1
УДК 378
И. Б. Бичева, А. В. Хижная, О. В. Дряхлова
Роль экологической компетентности педагога в профессиональной деятельности
В данной работе обосновывается актуальность развития экологической компетентности педагога образовательной организации. Проведен анализ научно-теоретических положений, раскрывающих понятие «экологическая компетентность». Выделены проблемы, возникающие у педагогов в процессе экологического воспитания детей и свидетельствующие о недостаточном уровне развития их экологической компетентности. Акцентировано, что важным фактором повышения уровня экологической компетентности педагога является осознание ими экологических проблем современности, владение экологической обстановкой в мире, стране, регионе. Экологическая компетентность педагога образовательной организации рассматривается авторами как системная личностно-профессиональная характеристика, включающая сформированность экологически-целесообразных мотивов и ценностных ориентаций, актуальных экологических знаний и умений, ответственного этико-когнитивного поведения и опыта практико-ориентированной природоохранной деятельности. Определены критерии (мотивация отношения к природе, экологическая осознанность, экологические установки) и основные результативные показатели сформированности экологической компетентности педагога образовательной организации.
Ключевые слова: экологическая компетентность, педагог, образовательная организация, эколого-профессиональная деятельность, сформированность экологической компетентности
I. B. Bicheva, A.V. Khizhnaya, O.V. Dryakhlova
The role of environmental competence of the teacher in professional activities
The relevance of development of ecological competence of the teacher of the educational organization is proved in this work. The analysis of the scientific-theoretical provisions opening the concept "ecological competence" is carried out. The problems arising at teachers in the course of ecological education of children and demonstrating the insufficient level of development of their ecological competence are allocated. It is accented that an important factor of increase in level of ecological competence of the teacher is understanding of environmental problems of the present by them, possession of an ecological situation in the world, the country, the region. The ecological competence of the teacher of the educational organization is considered by authors as the system personal and professional characteristic including formation of ecological and expedient motives and valuable orientations, relevant ecological knowledge and abilities, responsible ethic and cognitive behavior and experience of the practical-focused nature protection activity. Criteria (motivation of the relation to the nature, ecological sensibleness, ecological installations) and the key productive indicators of formation of ecological competence of the teacher of the educational organization are defined.
Keywords: ecological competence, teacher, educational organization, ecological and professional activity, formation of ecological competence
No. 1
The State Counsellor, 2019
овременная ситуация общественного развития инициирует преобразования в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций, в том числе, в сфере экологического образования. Важным условием достижения необходимого качества профессиональной деятельности становится высокий уровень развития экологической компетентности педагога, позволяющий обоснованно осуществлять природоохранную деятельность, демонстрируя культуру познания, критическое осмысление изучаемых явлений, ответственное отношение к природному окружению.
Между тем исследования показывают, что педагоги образовательных организаций в целом не подготовлены к профессиональной деятельности в области экологического образования и воспитания. Данные, полученные Г.В. Буковской [3], свидетельствуют, что из 136 педагогов общеобразовательных школ Тамбовской области лишь 50% занимаются экологическим образованием школьников, опираясь на чувство своего профессионального долга, 11% готовы заниматься им по наставлению администрации, 39% полагают, что школа не может влиять на решение экологических проблем и преподаваемая ими дисциплина не располагает к осуществлению профессионального экологического образования, организации эколого-образовательно-го процесса.
Это подтверждает достаточно низкий уровень развития экологической компетентности педагогов: отсутствует системность в самообразовании, в освоении программ экологической направленности и применении современных технологий экологического образования; отмечается неготовность к эколого-педагоги-ческой деятельности в целом, эколого-про-светительской работе с обучающимися, не осознанность целей и задач экологического образования, неумение организовать предметно-пространственную экосреду и т.д.
Учеными подчеркивается особая роль экологической компетентности личности в решении задач образования для устойчивого развития. Основной характеристикой экологической компетентности рассматривается интегративность личностных свойств и качеств, обеспечивающих формирование экологической культуры и образованности, готовность к эффективной эколого-профес-сиональной деятельности и экологическому просвещению, др. Например, О.Г. Роговая указывает на необходимость решения эколо-
го-педагогических задач как основного педагогического условия развития экологической культуры на протяжении всего непрерывного процесса образования в процессе целостной эколого-педагогической деятельности [7]. Э.Ф. Садыковой и А.А. Ниязовой отмечается, что экологическая компетентность «не является отдельно стоящим столпом образовательной деятельности, а востребована во многих сферах социальной практики, в том числе, в системах образования различного уровня, учреждениях социальной сферы, дополнительного образования, общественных организациях, СМИ» [8].
В развитии экологической компетентности педагога существенное значение имеет его экологическое сознание, которое определяется не только как базовый уровень экологической компетентности, но и как важное звено экологического образования личности в целом (А.В. Гагарина, А.А. Иващенко, В.И. Панова, М.А. Соломкина и др.). Следовательно, признаками экологического сознания педагога можно считать:
• осознание себя как части большой системы (природы), живущей по неподвластным человеку законам;
• переосмысление вопросов взаимодействия человека и окружающего мира;
• опора на научные факты и изыскания;
• построение личных гуманистических ценностей на основе общей глобальной задумки;
• стремление действовать на благо сохранения природы и жизни на планете.
Контент-анализ исследований, характеризующих экологическую компетентность педагогов (Н.Д. Андреев, Г.В. Буковская, И.В. Буркина, А.Н. Глазачев, А.А. Ниязова, О.Г. Роговая, Э.Ф. Садыкова, Е.И. Чердымова и др.), позволяет выделить в ее структуре следующие компоненты:
• специальная компетентность в области экологии характеризуется знаниями науки, готовностью и умением применять эти знания на практике;
• методическая компетентность отражает способность педагога к эколого-пе-дагогической деятельности с детьми и выражается в умениях анализировать, проектировать, организовывать, оценивать и корректировать процесс экологического воспитания, образования и просвещения обучающихся, их родителей, создавая специальную экологическую среду;
Госу^арс^^ВеннЫй ^оВетНиК, 2019
№ 1
• социально-психологическая компетентность включает ценности, ориентации, нормы и правила, обеспечивающие восприятие природы и общества и их взаимоотношения, а также определяющие экологическую направленность личности в системе экологического образования, др.;
• аутопсихологическая компетентность проявляется в особенностях самореакции на достоинства и недостатки эко-лого-педагогической деятельности специалиста и личности педагога, а так же построение своей системы взаимоотношений с природной средой.
Обобщая вышеизложенное, следует, что экологогически компетентный педагог профессионально ориентируется в сфере экологического образования и воспитания, владеет необходимыми компетенциями для решения экологогических практико-ориентированных задач и готов к эколого-профессиональной деятельности, способен актуализировать имеющиеся знания экологического характера и свой опыт, эффективно реализовывать их в воспитательно-образовательном процессе.
Решение проблемы повышения экологической компетентности педагогов образовательных организаций во многом обусловлено государственной политикой в области экологического образования. Как указывается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 Ы7-ФЗ «Модель экологического воспитания и образования в целях достижения максимальной эффективности необходимо выстраивать на принципах всеобщности и преемственности, объединяя в единую цепь все уровни образовательной системы - начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием» (ст. 72, п.1).
Поэтому, осознание педагогами образовательных организаций экологических проблем современности, владение экологической обстановкой (в мире, стране, регионе) можно рассматривать важным условием развития экологической компетентности. Например, организуя работу по повышению экологической образованности педагогов, следует исследовать проблемы планетарного масштаба, изучать меры, направленные на улучшение экологической ситуации и предотвращение экологических катастроф. Важно показать взаимосвязь глобальных экологических проблем и региональных. Так, экологические проблемы Нижегородской области связаны
с развитием промышленности, сельского хозяйства, загрязнением воздуха выбросами автотранспорта и промышленных предприятий, др. В процессе их изучения и сопоставления с мировыми экологическими проблемами у педагогов формируется индивидуальная позиция и понимание своей роли в приобщении обучающихся к новой экологической этике - этике ответственности. Совместное обсуждение с обучающимися различных проблем в области экологии обеспечивает осознанность природоохранной деятельности, смысл которой заключается в формировании личностных, познавательных, социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий для сохранения и улучшения экологической обстановки.
Вышеизложенное позволяет определить экологическую компетентность педагога образовательной организации как системную личностно-профессиональную характеристику, включающую сформированность экологически-целесообразных мотивов и ценностных ориентаций, актуальных экологических знаний и умений, ответственного этико-когни-тивного поведения и опыта практико-ориен-тированной природоохранной деятельности.
В качестве критериев сформированности экологической компетентности педагога мы выделяем мотивацию отношения к природе, экологическую осознанность, экологические установки. В рассматриваемом контексте результат сформированности экологической компетентности выражается в том, что педагог проявляет готовность к реализации экологического образования и воспитания обучающихся, демонстрирует реальный социокультурный опыт в области экологии, стремится к изучению актуальных экологических проблем (глобальных, региональных), непрерывному развитию экологической образованности и культуры, овладению современными программами и технологиями экологического образования и воспитания обучающихся, др.
Процесс развития экологической компетентности педагога образовательной организации во многом обуславливается как непрерывным самообразованием педагога, так и его методическим сопровождением за счет специально подобранных средств, форм и методов активного экологического познания, в том числе информационных [1; 10].
Перспектива дальнейших исследований предполагает разработку модели повышения экологической компетентности педагога образовательной организации.
No. 1
Thhe State Counsellor, 2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Бичева И.Б. Информационная культура как фактор социокультурного развития будущего педагога // Нижегородское образование. 2017. No 1. С. 118-122.
2. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. No 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-12812018-6-2-3
3. Буковская Г.В. Эколого-педагогическая компетентность учителя как проблема развития экологического воспитания и образования. [Электронный ресурс]. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2007/02/03.pdf (дата обращения: 19.11.2018)
4. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экологические пределы» глабального мира // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2017. No 1. С. 56-60.
5. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2014. No 6. С. 729.
6. Ниязова А.А., Доронина Н.А. Социально-экологическое взаимодействие: сущность, субъекты и компоненты // Таврический научный обозреватель. 2015. No 4-3. С. 23-26.
7. Роговая О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 185 с.
8. Садыкова Э.Ф., Ниязова А.А. Формирование экологических компетенций в процессе подготовки будущих педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. No 11-9. С. 2066-2069. [Электронный ресурс]. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35897 (дата обращения: 20.11.2018).
9. Соломкина М.А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация // Экология человека, 2000.
10. Ханова Т.Г. Мартынова И.Г. Платова А.Г. Курбатова А.С. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. No 1 (25). С. 263-272.
11. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. No 25. С. 9.
REFERENCES
1. Bicheva I.B. Information culture as a factor in the sociocultural development of the future teacher. Nizhny Novgorod education. 2017. no 1. pp. 118-122. (in Russ.)
2. Bicheva I.B., Filatova O.M. Prospects for teacher training: axiological approach. Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. vol. 6. no 2 (23). pp. 3. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2018-6-2-3 (in Russ.)
3. Bukovskaya G.V. Ecological and pedagogical competence of the teacher as a problem of the development of environmental education. Available at: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2007/02/03.pdf (accesed 19 November 2018) (in Russ.)
4. Glazachev S.N., Kosonozhkin V.I. Ecological Limits of the Global World. Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian Section). 2017. no 1. pp. 56-60. (in Russ.)
5. Kartavyh M.A., Veriaskina M.A. Pedagogical conditions for students to study the problems of ensuring environmental safety. Modern problems of science and education. 2014. no 6. pp. 729. (in Russ.)
6. Niyazova A.A., Doronina N.A. Socio-ecological interaction: essence, subjects and components. Tavrichesky Scientific Observer. 2015. no. 4-3. pp. 23-26. (in Russ.)
7. Rogovaya O.G. Formation of environmental and pedagogical competence: theoretical and methodological aspects. Saint-Petersburg, Publishing House of Herzen University. 2007. 185 p. (in Russ.)
8. Sadykova E.F., Niyazova A.A. Formation of environmental competencies in the process of preparing future teachers. Fundamental research. 2014. no. 11-9. pp. 2066-2069. Available at: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=35897 (accessed 20 November 2018). (in Russ.)
9. Solomkina M.A. Ecological consciousness: Concept, typology, interpretation. Human Ecology, 2000. (in Russ.)
10. Khanova T.G. Martynova I.G. Platov A.G. Kurbatov A.S. The organization of methodical work in the system of increasing the environmental and pedagogical competence of a preschool education teacher. Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic scientific journal. 2018. no. 1 (25). pp. 263-272. (in Russ.)
11. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios. 2017. vol. 38. no. 25. p. 9. (in Russ.)
Государственный Со-Ветник, 2019 Информация об авторах
Бичева Ирина Борисовна Россия, г. Нижний Новгород Доцент
кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Irina B. Bicheva (Russia, Nizhny Novgorod)
Associate Professor PhD in Pedagogical Sciences associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Anna V. Hizhnaya (Russia, Nizhny Novgorod)
Associate Professor PhD in Pedagogical Sciences Associate professor of the Department of professional education and management of educational systems Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Olga V. Dryaghlova (Russia, Bor, Nizhny Novgorod Region) Teacher organizer Public budgetary professional educational institution Borsky Provincial College E-mail: [email protected]
Хижная Анна Владимировна Россия, г. Нижний Новгород Доцент
кандидат педагогических наук доцент кафедры профессионального образования
и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]
£
Дряхлова Ольга Владимировна Россия, г. Бор, Нижегородская область Педагог-организатор Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Борский Губернский колледж» E-mail: [email protected]