(№.4
The State Counsellor, 2017
Ирина Борисовна БИЧЕВА
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru
УДК 378.2
И.Б.Бичева
Карьерная компетентность будущих педагогов дошкольного образования: теоретический контекст
В данной работе обоснована актуальность развития карьерной компетентности будущих педагогов дошкольного образования. Выделены карьерные факторы, оказывающие виляние на цели построения карьеры современного педагога и условия, влияющие на ее развитие. Карьера будущего педагога дошкольного образования рассматривается как один из значимых показателей уровня и качества жизнедеятельности личности, ее успешности в достижении определенного статуса и повышения эффективности профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сделан вывод, что формирование карьерной компетентности будущих педагогов дошкольного образования актуализируется факторами, обуславливающими разнообразие вариантов и динамичность векторов построения карьеры педагога: неопределенность и нестабильность социально-экономического развития; конкуренция между дошкольными образовательными организациями в области предоставления дополнительных образовательных услуг, др. Теоретический контекст развития карьерной компетентности личности свидетельствует о важности исследуемой проблемы. Целесообразность формирования карьерной компетентности будущего педагога дошкольного образования обуславливает перспективные направления, связанные с целями, содержанием и технологиями профессиональной подготовки обучающихся.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная подготовка, педагог дошкольного образования, карьерная компетентность, построение карьеры
I.B.Bicheva
Career competence of future preschool teachers: theoretical context
In this work the relevance of development of career competence of future preschool teachers is proved. The career factors rendering wagging on the purposes of creation of career of the modern teacher and a condition influencing her development are allocated. The career of future preschool teacher is considered as one of significant indicators of level and quality of activity of the personality, her success in achievement of a certain status and increase in efficiency of professional activity in the preschool educational organization. The conclusion is drawn that formation of career competence of future preschool teachers is staticized by the factors causing a variety of options and dynamism of vectors of creation of career of the teacher: uncertainty and instability of social and economic development; the competition between the preschool educational organizations in the field of providing additional educational services, other. The theoretical context of development of career competence of the personality testifies to importance of the studied problem. The expediency of formation of career competence of future preschool teacher causes the perspective directions connected with the purposes, contents and technologies of vocational training of students.
Keywords: preschool education, vocational training, preschool teacher, career competence, creation of career
государственный СоВет-ник, 2017
овременное профессиональное об-£ разование, отражая социально-экономические особенности общественного развития, характеризуется открытостью, гибкостью и динамичностью. Это повышает значимость подготовки профессионально компетентных, образованных специалистов, способных к творческой самореализации в процессе карьерного продвижения в профессии. Поэтому развитие карьерной компетентности будущих педагогов дошкольного образования необходимо рассматривать как необходимое условие достижения высокого уровня профессионального мастерства и квалификации [2, 3, 10, 12].
Термин «карьера» в теории управления обозначает результат, заключающийся в осознании личностью своей позиции и способов поведения в сфере осуществления профессиональной деятельности и связанный с успешным должностным (или профессиональным) ростом, достижением определенного социального статуса.
Современные социально-экономические преобразования обуславливают непрерывное приобретение и обновление знаний на протяжении всей профессиональной деятельности человека, что во многом связано с такими факторами карьеры, как:
- приоритет временных контрактов, что предполагает частичную (неполную) занятость человека и влияет на обеспеченность занятостью;
- наличие повторяющихся изменений в карьере, нескольких сфер деятельности, компаний или самостоятельной деятельности;
- акцент на непрерывность саморазвития и развития способности самостоятельно обеспечивать себе занятость и управлять собственной карьерой;
- интернациональный характер карьеры (расширение карьерных границ и увеличение доли внешнего рынка труда), что приводит к непредсказуемости трудовых перемещений; др.
Данные карьерные факторы оказывают влияние и на цели построения карьеры:
- получить работу (должность), соответствующую самооценке и в условиях, благоприятно действующих на состояние здоровья и повышающих работоспособность;
- заниматься профессиональной деятельностью, приносящей моральное удовлетворение;
- иметь хорошо оплачиваемую работу (должность);
- заниматься деятельностью, раскрывающей потенциальные профессиональные возможности и развивающие их;
- заниматься деятельностью, позволяющей
№°4
проявлять свои творческие способности;
- заниматься различными видами деятельности, позволяющими достигнуть необходимую и достаточную степени независимости;
- иметь работу (должность) с возможностью дальнейшего активного обучения/самообучения;
- иметь работу (должность) с гибким графиком, позволяющим реализовать себя и как профессионала, и как жену (мать), др.
Планируя карьеру, будущему педагогу важно учитывать как объективные, так и субъективные условия, которые могут оказать значительное влияние на ее развитие.
К объективным условиям относятся социально-экономические (уровень и качество образования; экономическая характеристика региона, в котором проживает педагог, др.) и организационные (общая численность сотрудников, направление деятельности и структура организации, в которой работает педагог, внешняя и внутренняя политика, действующие деловые связи и контакты, материальная и нематериальная мотивация кадров, др.).
Субъективные условия оказывают влияние на развитие педагога как профессионала и характеризуют особенности его психологического и личностного развития. Психологические особенности характеризуют эмоциональный интеллект; способность к объективной самооценке (себя, своих качеств, возможностей, особенностей деятельности); уровень притязаний личности; локус контроля. К личностным качествам, способствующим достижению успешности в карьерном росте, относят: коммуникабельность, самоактуализацию, способность определять приоритеты в последовательности решения производственных задач и проектировать свою работу, основываясь на принципах тайм-менеджмента. В тоже время наличие ограничивающих характеристик (завышенная/заниженная самооценка, неустойчивость профессиональной позиции, излишняя амбициозность и инициативность, низкий уровень развития профессиональной культуры, ответственности, коммуникации, целеполагания и планирования своей карьеры, др.) снижают индивидуальные возможности личности в профессиональной и карьерной самореализации.
На основании вышеизложенного следует, что изучение будущими педагогами дошкольного образования объективных и субъективных условий построения карьеры необходимо для карьерного роста и профессионального совершенствования. Следовательно, профессиональная подготовка будущего педагога должна обеспечивать понимание обучающимися собственных психологических особенностей и личностных характеристик; ис-
(№.4
The State Counsellor, 2017
следование личностно-профессионального потенциала и развитие способности его реа-лизовывать в различных видах деятельности (профессиональной, социальной, административной, др.).
Таким образом, карьера будущего педагога дошкольного образования - это один из значимых показателей уровня и качества жизнедеятельности личности, ее успешности в достижении определенного статуса и повышения эффективности профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации.
В исследованиях С.В. Клинникова, Е.А. Могилёвкина, Е.В. Садон, С.И. Осиповой, И.В. Янченко и других ученых понятие «карьерная компетентность» раскрывается как интегративное качество, представляющее собой соотношение собственно профессиональных компетенций (аксиологических, мотивационно-деятельностных, личностных, когнитивных, процессуальных) и компетенций, оказывающих влияние на развитие именно карьерной компетентности (осознанность собственного карьерного потенциала и движения, способность к профессиональной самореализации, рефлексии, готовность к достижению карьерных целей, др.).
Важно подчеркнуть, что формирование карьерной компетентности специалистов, в том числе будущих педагогов дошкольного образования актуализируется факторами, обуславливающими разнообразие вариантов и динамичность векторов построения карьеры педагога: неопределенность и нестабильность социально-экономического развития; конкуренция между дошкольными образовательными организациями в области предоставления дополнительных образовательных услуг, др. [6, 7].
Теоретический контекст развития карьерной компетентности личности свидетельствует о важности исследуемой проблемы.
Целесообразность формирования карьерной компетентности будущего педагога дошкольного образования инициирует пер-
спективные направления профессиональной подготовки обучающихся, связанные:
- во-первых, с целями, основанными на идее прогрессивного развития личности, ее активности к самопознанию, открытости новым идеям, способности непрерывно саморазвиваться и осознавать личностно-профес-сиональные возможности для достижения высокого уровня развития профессиональной компетентности, в том числе, карьерной; др.;
- во-вторых, с содержанием обучения, основанным на приоритете нравственно-этической и гуманитарной составляющей знания, позволяющей изучать психолого-педагогические проблемы с точки зрения ценности знаний о человеке, культуре, обществе и усиливающей воспитательный потенциал образования; др.;
- в-третьих, со способами изучения (технологиями), основанными на конструктивном взаимодействии, учете индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей личности; ориентирующими обучающихся на осознанное профессионально-творческое овладение профессией, культурой построения карьеры; развитие лидерских качеств обучающихся, как условий достижения конкурентоспособности в профессиональном движении;
др.[1, 4, 5, 9].
Таким образом, целенаправленное развитие карьерной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в условиях профессиональной подготовки в вузе становится одним из ключевых факторов формирования профессионального мышления обучающихся и должно основываться на актуальных принципах построения стратегии карьерного роста: постоянной постановке новых целей профессионального роста; целесообразности планируемых карьерных действий в соответствии с поставленной целью; гибкого построения карьеры на основе проектирования вектора индивидуального профессионального роста; успешного построения карьеры и признания профессиональным сообществом; др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. № 25. С. 9.
2. Белинова Н.В., Старикова А.Ю. Проблема подготовки педагогов дошкольного образования: региональный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 2. С. 108-110.
3. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета», 2014. № 2 (6). С. 11.
4. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.
5. Бичева И.Б., Филатова О.М. Формирование педагога-лидера в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 5.
6. Бичева И.Б., Юдакова О.В., Комлева А.С., Царева И.А. Конкурентоспособность как важная личностно-профессиональная характеристика современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 25-31.
7. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Емельянова А.М., Сулимова И.Д. Развитие карьерной компетентности будущих магистров дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 81-87.
ГосударстВеннЫй СоВТниК, 2017
8. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.
9. Найбауэр А.В. Итоги переходного периода введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насущные проблемы и возможные решения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №1. С.14-19.
10. Садон Е.В., Могилёвкин Е.А. Карьерные компетенции будущего специалиста в период профессиональной подготовки в вузе // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1 / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 428 - 449.
11. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг: монография. Оренбург: РИО ОУНБ им. Крупской, 2009. 186 с.
12. Янченко И.В. Формирование карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании: автореф. дис... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 23 с.
REFERENCES
1. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. T. 38. № 25. p. 9.
2. Belinova N.V., Starikova A.Yu. Problema podgotovki pedagogov doshkolnogo obrazovaniya: regionalnyy aspekt // Obschestvo: sociologiya, psikhologiya, pedagogika. 2016. № 2. pp. 108-110.
3. Bicheva I.B. Formirovanie karernoy kompetentnosti bakalavrov ekonomiki // «Vestnik Mininskogo universiteta», 2014. № 2 (6). p. 11.
4. Bicheva I.B., Desyatova S.V., Czareva I.A. Razvitie pedagogicheskogo tvorchestva buduschego pedagoga // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1 (25). pp. 73-77.
5. Bicheva I.B., Filatova O.M. Formirovanie pedagoga-lidera v obrazovatelnom processe vuza // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 3 (20). p. 5.
6. Bicheva I.B., Yudakova O.V., Komleva A.S., Czareva I.A. Konkurentosposobnost kak vazhnaya lichnostno-professionalnaya kharakteristika sovremennogo pedagoga // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-6. pp. 25-31.
7. Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Emelyanova A.M., Sulimova I.D. Razvitie karernoy kompetentnosti buduschikh magistrov doshkolnogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-8. pp. 81-87.
8. Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V. Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 11. pp. 4690-4698.
9. Naybauer A.V. Itogi perekhodnogo perioda vvedeniya Federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya: nasuschnye problemy i vozmozhnye resheniya // Sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2016. №1. pp.14-19.
Sadon E.V., Mogilyovkin E.A. Karernye kompetencii buduschego specialista v period professionalnoy podgotovki v vuze // Socialnaya psikhologiya truda: teoriya i praktika. T. 1 / otv. red. L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2010. pp. 428 - 449.
Czaricenceva O.P. Karernye orientacii sovremennoy molodezhi: teoriya, eksperiment, trening: monografiya. Orenburg: RIO OUNB im. Krupskoy, 2009. 186 p.
Yanchenko I.V. Formirovanie karernoy kompetentnosti studentov v professionalnom obrazovanii: avtoref. dis.. .kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2013. 23 p.
10.
11.
12.
Информация об авторе:
Бичева Ирина Борисовна
(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: irinabicheva@bk.ru
Information about the author:
Bicheva Irina Borisovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool and primary education Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: irinabicheva@bk.ru