Научная статья на тему 'Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста'

Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2994
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PRESCHOOL AGE / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROGRAM / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / ENVIRONMENTAL OBJECTIVE-SPATIAL MEDIUM / ENVIRONMENTAL CULTURE / VALUES-BASED ATTITUDE TO NATURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION ORGANIZATION METHODS AND FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Бичева Ирина Борисовна, Ханова Татьяна Геннадьевна

Данная статья представляет собой попытку авторов проанализировать состояние проблемы экологического образования детей дошкольного возраста в современной теории и практике дошкольного образования. Установлено, что идея экологического образования сегодня перешла из стадии широкого обсуждения в стадию активной разработки и реализации. Экологическое образование является одной из основных составляющих единого образовательного процесса. Общепризнано, базовая основа личности человека формируется в дошкольном детстве, в том периоде, когда педагоги и родители формируют будущие приоритеты и предпочтения воспитанников. Для формирования основ экологической культуры нет возрастных границ, но в дошкольном возрасте проще это сделать: дети особенно восприимчивы, эмоционально отзывчивы, настроены на позитив. Систематическое знакомство с миром природы, познание её взаимосвязей и закономерностей, бережное к ней отношение, ощущение ответственности за окружающий мир и в итоге, экологически-грамотное поведение, составляют сущность современного экологического образования. Полноценное экологическое образование дошкольников является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее гармоничное развитие взрослой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Бичева Ирина Борисовна, Ханова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approaches to Implementing the Objectives of Environmental Education of Pre-School Children

The given article represents the authors’ attempt to analyze the status of problem of environmental education of pre-school children within the modern theory and practice of pre-school education. It is identified that the idea of environmental education has transited today from the phase of broad discussion into the phase of active development and implementation. Environmental education is one of the main components of common educational process. It is generally recognized that the basic ground of human personality is formed within pre-school childhood, during the period when pedagogues and parents form future priorities and advantages in trainees. There are no age margins for the basis of environmental culture formation, but in pre-school age, it is easier to make: children are especially perceptive, emotionally responsive, set to positive. Systematic cognition of the world of nature, getting knowledge on its interconnections and regularities, caring attitude to it, perception of responsibility for environment and as a result, environmentally conscious behavior, соmpose the essence of modern environmental education. Adequate environmental education of pre-school children is the basis to build further harmonious development of adult personality.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 114-121.

удк 373.24 Н. в. Белинова, И. Б. Бичева, Т. Г. Ханова

Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста

Данная статья представляет собой попытку авторов проанализировать состояние проблемы экологического образования детей дошкольного возраста в современной теории и практике дошкольного образования. Установлено, что идея экологического образования сегодня перешла из стадии широкого обсуждения в стадию активной разработки и реализации. Экологическое образование является одной из основных составляющих единого образовательного процесса. Общепризнано, базовая основа личности человека формируется в дошкольном детстве, в том периоде, когда педагоги и родители формируют будущие приоритеты и предпочтения воспитанников. Для формирования основ экологической культуры нет возрастных границ, но в дошкольном возрасте проще это сделать: дети особенно восприимчивы, эмоционально отзывчивы, настроены на позитив. Систематическое знакомство с миром природы, познание её взаимосвязей и закономерностей, бережное к ней отношение, ощущение ответственности за окружающий мир и в итоге, экологически-грамотное поведение, составляют сущность современного экологического образования. Полноценное экологическое образование дошкольников является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее гармоничное развитие взрослой личности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная программа, экологическое образование дошкольников, экологическая предметно-пространственная среда, экологическая культура, ценностное отношение к природе, методы и формы организации экологического воспитания

Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019

Mo. 6 (36). pp. m-m. _

N. V. Belinova, I. B. Bicheva, T. G. Khanova

Modern Approaches to Implementing the Objectives of Environmental Education of Pre-School Children

The given article represents the authors' attempt to analyze the status of problem of environmental education of pre-school children within the modern theory and practice of pre-school education. It is identified that the idea of environmental education has transited today from the phase of broad discussion into the phase of active development and implementation. Environmental education is one of the main components of common educational process. It is generally recognized that the basic ground of human personality is formed within pre-school childhood, during the period when pedagogues and parents form future priorities and advantages in trainees. There are no age margins for the basis of environmental culture formation, but in pre-school age, it is easier to make: children are especially perceptive, emotionally responsive, set to positive. Systematic cognition of the world of nature, getting knowledge on its interconnections and regularities, caring attitude to it, perception of responsibility for environment and as a result, environmentally conscious behavior, compose the essence of modern environmental education. Adequate environmental education of pre-school children is the basis to build further harmonious development of adult personality.

Key words: pre-school age, educational process, educational program, environmental education of pre-school children, environmental objective-spatial medium, environmental culture, values-based attitude to nature, environmental education organization methods and forms

_Введение

I / ередко можно наблюдать, как часто / / дети искренне радуются, созерцая

___' V распустившийся цветок или наблюдая

за стайкой рыбок в аквариуме, но в тоже время способны безжалостно пнуть незнакомый гриб или раздавить муравья. Средства массовой информации в последнее время рассказывают о зверствах, которые творят подростки по отношению к животным, когда ради максимального количества «лайков» они лишают жизни «братьев наших меньших». Ответственность родителей и педагогов в этих вопросах очень велика, именно поэтому в последнее время активно заговорили о духовно-нравственных ценностях, где экологическое воспитание является одной из основных составляющих духовного развития человека [8]. Экологическое образование является составной частью единого образовательного процесса, охватывающего все возрастные категории обучающихся, от дошкольников до выпускников вузов. В этом суть концепции непрерывного образования, базирующейся на принципе преемственности: детский сад - школа - профильное учебное заведение. На подготовительном уровне, соответствующем дошкольному и начальному школьному возрасту, в процессе начального экологического просвещения закладывается фундамент дальнейшего развития личности. Основной задачей на этом уровне является выявление и развитие способностей, склонностей и интересов ребенка, развитие потребностей к познанию мира. В этот период необходимо заложить основы экологической культуры, правильного отношения к объектам природы, себе и людям как части природы. Исходя из обозначенной проблемы, следует определить цель данной статьи: показать современные векторы развития экологического образования детей дошкольного возраста как одного из приоритетных направлений дошкольного образования, определить наиболее продуктивные методы и формы его реализации.

_Материалы и методы

Материалами для исследования послужили научно-педагогические исследования ученых в области экологического образования (С.Д. Деря-бо, В.А. Зебзеева, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, О.А. Соломенникова, др.), а также инновационный опыт осуществления образовательной деятельности по воспитанию основ экологической культуры дошкольников, широко представленный в педагогической печати [например, Т.В. Мискевич, Д.С. Мукумова, Ж.Н. Лифанова, А.Г. Платова, О.П. Пиянзина, Т.Б. Семенова, О.А. Сте-шина, Т.Г. Ханова]. Анализ ряда исследований [2, 6, 12] показывает, насколько своевременным и

актуальным, а главное - универсальным, является экологическое образование. Дело в том, что из познания взаимосвязей организма с окружающей его средой, происходит ясное понимание места человека на Земле и в социуме, возникает чувство личной ответственности за возникающие отношения и происходящие перемены, приходит осознание необходимости действий, направленных на сохранение объектов природы, восстановление ее ресурсов. В ходе исследования был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме, обобщение практического опыта работы дошкольных организаций, систематизация и обобщение полученных данных.

_Результаты исследования

Деятельность педагога в процессе экологического образования дошкольников состоит из двух взаимосвязанных процессов: экологического обучения и экологического воспитания, что приводит к формированию у обучающихся экологического мировоззрения, которое проявляется в различных формах экологической культуры. Предполагается, что экологические знания, усваиваемые в процессе экологического обучения, способствуют формированию экологического сознания, внешним откликом которого является соответствующее поведение. В данном контексте также можно говорить о формировании экологической грамотности ребенка.

Для того, чтобы этого достичь, в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования ставятся две базовые задачи:

1) ознакомление детей с явлениями и объектами природы;

2) «развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями» [14], а основным содержанием экологического воспитания является «формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве» [11]. Таким образом, складывается своеобразная формула экологического образования: «знание + отношение = поведение», причем именно поведение ребенка является определяющим в данном процессе. А «правильное поведение» - это отражение в соответствующих действиях лучших качеств человеческой души. Например, полагая, что суть экологического воспитания дошкольников заключается в усвоении ими таких нравственных понятий как ответственность, забота, красота и доброта, В.А. Зебзеева выстраивает свою работу с детьми вокруг основного стержня - системы ценностей: «Природа наш общий дом», «Забота», «Сопереживание», «Доброта» и «Здоровье» [6]. Несомненно, такая задача, нацеленная на развитие в ребенке луч-

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 6 (36)

ших душевных качеств вне зависимости от методологической составляющей, является, на наш взгляд, основной.

На каждом этапе в процессе непрерывного образования у детей формируется соответствующая готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, которая к концу начального обучения включает [19]:

1) эмоциональную готовность - это эмоциональная восприимчивость к миру окружающей природы, переживание чувств удивления, восторженности, позитивное эмоциональное отношение к объектам и явлениям живой и неживой природы;

2) деловую готовность - это предоставление детям возможности реализовать свои знания и умения в практической эколого-ориентирован-ной деятельности, участвовать в нестандартных образовательных и практических ситуациях;

3) интеллектуальную готовность - это определенный уровень сформированности экологических знаний и представлений детей, возрастной уровень эрудиции и развития познавательного отношения к миру природы, осознание себя носителем экологической культуры [19].

Таким образом, экологическое образование дошкольников является базовой составляющей единого образовательного процесса. При этом задача экологического обучения состоит в усвоении знаний об окружающей природе и о взаимосвязях между природными объектами, а задача экологического воспитания - формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; в итоге экологическое мировоззрение ребенка проявляется в его поведении. В процессе образования у детей формируются соответствующие готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой и, как результат образования - ключевые компетентности, позволяющие принимать «правильные» решения в определенных ситуациях.

Осознание значимости экологического образования породило множество образовательных программ, которые можно условно разделить на две большие группы: «Я и природа» и «Природа и я» в зависимости от доминирования антропоцентрического или общебиологического подхода. Причем базовая программа образования нацеливает на антропоцентрический подход, а экологическая составляющая - на общебиологический. Однако, для реализации любой программы необходимо наличие определенных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых процесс экологического образования невозможен. Некоторые методисты и педагоги-практики (В.И. Андреев, С.Н. Николаева, Е.Ю. Замотаева, Е.В. Дмитриева, Н.В. Фролова, Л.А. Каменева, О.В. Семенова и др.) выделяют ряд таких условий [6, 7, 11, 17] для успешной работы в рамках экологического образования. В первую очередь, сегодня

отмечается необходимость наличия у обучаемых базовой системы элементарных экологических знаний, которые наиболее успешно формируются в процессе регулярных наблюдений за природными явлениями и объектами.

Затем следует трудовая деятельность детей, осознанная и эмоционально позитивно окрашенная, с элементами самостоятельности. Далее указывается на способность детей к эстетическому восприятию природы, что способствует бережному к ней отношению, при этом особую роль играет художественное слово в его разных формах (литература, живопись, музыка и т.д.), посредством которого искусно выражается отношение к природе, и которое является образцом для подражания. Не менее важным считается непрерывное (систематическое) общение детей с объектами живой природы, которые чутко реагируют на изменения окружающей обстановки и способны приносить радость в общении. Многие педагоги выделяют дидактические игры экологического содержания, позволяющие детям усваивать основные жизненные положения [15]. И, наконец, главнейшим условием успешной работы по экологическому образованию является естественно-научная осведомленность, экологическая культура педагогов и, что также важно, родителей, для успешного формирования у ребенка основ экологического сознания. Особо следует остановиться на личности педагога в образовательном процессе, поскольку, в первую очередь, дети обучаются, наблюдая поведение взрослого, запечатлевая его поступки и его отношение к возникающей проблеме, поэтому взрослый, компетентный, максимально тактичный, обладающий чувством меры, становится своеобразным «наглядным пособием». Это самый действенный метод - личный пример, поскольку дети, а особенно дошкольники, в высшей степени эмоционально восприимчивы и подражательны.

Авторы большинства современных методик экологического образования дошкольников [В.А. Зебзеева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, др.] единодушны в понимании необходимости совместной деятельности детей и родителей. Причем в некоторых случаях участие родителей в реализации программы является необходимым условием ее осуществления. Педагогу просто необходимо сделать родителей своими союзниками и партерами. Такая деятельность достигается путем реализации совместных проектов на основе объединяющей всех участников образовательного процесса идеи. Следует заметить, что хорошим стимулом для такого рода совместной деятельности является участие в каком-либо общественном движении или государственной программе. Например, международная программа «Экош-колы / Зеленый флаг» предлагает для реализации четыре основные темы: «Вода», «Энергия», «Мусор» и «Изменение климата» и разработан-

ную методику совместной деятельности, которая основывается на семи конкретных шагах: создание Экосовета, проведение исследования экологической ситуации, разработка плана действий по снижению нагрузки на окружающую среду, мониторинг и оценка, включение экологической тематики в обучающие курсы, предоставление информации и сотрудничество, формулировка и принятие «Экологического кодекса» [16]. В целом, привлечь родителей к образовательному процессу можно в рамках любой программы. К примеру, родителей всегда интересует информация о практическом применении растений, что может служить отправной точкой для природоохранных бесед, экскурсий, стимулом для оказания помощи в работах по оформлению участка, создания экологической тропы, цветника и т.д.

[I]. Чаще же всего основными методами работы с родителями являются: индивидуальные беседы, родительские собрания и открытые занятия. Сегодня набирают популярность мастер-классы, круглые столы, экологические акции, флешмобы и др. Практически все известные методики экологического образования дошкольников указывают на необходимость создания так называемой «эколого-развивающей среды». И что интересно, создание, поддержание и усовершенствование такой специализированной среды в процессе педагогической деятельности само по себе тоже выступает как метод экологического воспитания подрастающего поколения [11].

В процессе экологического образования дошкольников в настоящее время используются разнообразные методы обучения: практические (игра, моделирование, опыты и т.д.), наглядные (наблюдение, рассматривание картин, просмотр презентаций и фильмов и т.д.) и словесные (беседы, рассказы, чтение художественных произведений и т.д.) [9]. Основным методом ознакомления детей с природой традиционно признается наблюдение - «специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы»

[II]. Основанное на чувственном восприятии, наблюдение активизирует мыслительную деятельность, позволяет сравнивать и обобщать объекты, делать закономерные выводы. Причем выводы могут касаться как логической структуры наблюдаемого объекта, так и установлению временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (что от чего происходит) связей. В силу возрастных особенностей ребенку сложно сопоставлять явления, наблюдаемые через значительные промежутки времени (весна-лето или осень-зима), ему не сразу дается усвоение сезонных изменений в природе и понимание цикличности природных процессов. Но дошкольник способен анализировать статические и сравнивать краткосрочные наблюдения (утро-день или вчера-сегодня). В силу этого, для младшего

возраста, длительное наблюдение должно быть разбито на систему кратковременных наблюдений и связано с фиксацией результатов. В итоге формируется внешний «архив» наблюдений, который и позволяет сравнивать объекты или явления через длительные промежутки времени.

Наиболее удобным образом фиксировать результаты краткосрочных наблюдений можно через систему моделей, соответственно доступных для понимания ребенком определенного возраста. Под моделью понимается специально созданный объект (схему, конструкцию), который отображает структуру, существенные свойства и признаки, а главное, скрытые взаимосвязи и взаимоотношения между элементами данного объекта [17]. Примерная классификация моделей, применяемых сегодня в экологическом образовании дошкольников, включает в себя: 1) модель экосистем (леса, луга, водоема и т.д.), 2) модель формы (величины, количества, характера поверхности) листа, 3) модель мимикрии, 4) традиционные календари (погоды, наблюдений за птицами, за ростом и развитием растений, длительности светового дня и др.), 5) модель живого организма, 6) модель строения растений и т.д. [10]. Так, при обучении дошкольников наиболее часто применяется календарь природы, построенный на использовании двух основных методов: наблюдения и моделирования [21].

В современной практике дошкольного образования широко используется решение экологических задач в ходе эвристической беседы. Занимательные вопросы побуждают детей к размышлению, приучают к самостоятельности в процессе познания, активизируют инициативу и придают мысли критичность, формируют творческое отношение к решению поставленной задачи. Дети свободно излагают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят [2]. Поскольку изначально дошкольнику легче установить сходство между объектами природы, то прием сравнения позволяет углубить мыслительный процесс и выявить более сложные для описания различия между природными объектами. Особый интерес и в то же время сложность для детей дошкольного возраста представляют положения, входящие в противоречия с их собственным опытом или уже приобретенными знаниями, например, «почему говорят, что уже весна, а на самом деле на улице такой снегопад, что до садика всю дорогу замело?» И приходится выстраивать целую цепочку умозаключений, чтобы связать в единую логическую схему усвоенные знания и реальные факты. Кроме того, постановка эвристической задачи может служить основой для конкретных наблюдений или опытнической деятельности.

Решение задач экологического образования дошкольников невозможно без опоры на наглядность. Как известно, мышление в этом возрасте отличается конкретностью и наглядностью

и носит образный характер. В силу этих особенностей, первостепенное значение сегодня приобретает вопрос о создании и наполнении экологической предметно-пространственной среды дошкольной организации. Следует подчеркнуть, что «красиво и правильно оформленная территория дошкольного учреждения имеет большое значение для эстетического, интеллектуального и физического воспитания ребенка» [1]. Особенно это значимо для детей, проживающих в крупных городах, и лишенных возможности живого общения с природой. Т.А. Серебрякова всю совокупность эколого-развивающей среды дошкольного учреждения объединяет понятием «экологический ландшафт», где выделяет семь основных компонентов: групповые уголки природы, зимний сад, комната природы, живой уголок, экологическая тропа, экологическая лаборатория и озелененные пространства на территории участка [12, 17]. Понятно, что с точки зрения дошкольника, даже такие небольшие по объему компоненты эколого-развивающей среды, как уголок природы или экологическая лаборатория, действительно могут восприниматься в масштабе ландшафта, как целый мир.

Экскурсия является одной из основных форм организации работы с детьми в рамках экологического образования. «Экологическая экскурсия - форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях» [3]. По характеру решаемых педагогических задач выделяется четыре основных вида экскурсий: природоведческая, собственно экологическая, на сельскохозяйственный объект и экскурсия эстетической направленности [11]. Следует отметить, что, хотя экскурсия, как вид образовательной деятельности, является «одной из самых сложных и трудоёмких форм обучения для детей дошкольного возраста» [4], она, в тоже время, как ни одна другая форма деятельности познавательна, эмоционально окрашена и результативна. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу» [20]. Наблюдение чистоты и гармонии в природе учит детей красоте и закономерности в жизни. Однако, для того, чтобы достичь полномерного результата, экскурсия должна иметь четкую структуру, которая позволяет оптимальным образом распределить время и избежать ошибок. Одним из вариантов организации экскурсионной деятельности может быть следующий: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор природного материала, игра с собранным природным материалом, подведение итогов [7]. Причем первый и последний пункты в данной схеме являются обязательными, так как позволяют донести цель, сконцентрировать внимание на определенных задачах и подвести итоги.

Различные творческие работы, связанные с креативной деятельностью и изначально основанные на подражании образцу, имеют индивидуальный характер и отражают конкретное мировоззрение ребенка. Очень часто такие работы выполняются вместе с родителями и способствуют более тесному общению всех участников образовательного процесса. Для более успешного усвоения материала, связанного с экологической тематикой, целесообразно использовать игры, в том числе, интерактивные, экспериментирования, комплексные или интегрированные занятия, просмотр видеоматериалов и презентаций [18]. Грамотно организованный праздник-развлечение способствует усвоению информации и закреплению необходимых знаний, поскольку процесс обучения проходит на эмоционально-приподнятом фоне. Кроме того, хорошей формой организации работы является подготовка дошкольников к такому празднику, и, что особенно важно, это также позволяет привлечь родителей к образовательному процессу.

Одной из современных форм организации работы с детьми дошкольного возраста является «квест». Квест - это «поисково-познавательное мероприятие, которое с помощью игровой деятельности позволяет активизировать и закрепить целевой материал» [14]. В зависимости от основной задачи, квест может иметь различное направление и проводиться в различных условиях в разное время года. Например, в зимний период можно организовать праздник-развлечение «Экологический квест в зимнюю сказку», который состоит из двух этапов. На подготовительном этапе в каждой группе дети вместе с родителями строят ледяные и снежные скульптуры, разрабатывают маршрут по своему участку. Затем совершаются «путешествия» по проложенным тропам, где дети не только играют со снежными скульптурами, но и узнают, чем зимняя жизнь растений и животных отличается от жизни в другие сезоны, и в какой помощи нуждаются растения и животные. Квест как педагогическая технология, формирует поисково-познавательный интерес и художественно-эстетическое мировоззрение, способствует сплочению педагогов и родителей, развивает детскую инициативу [14].

_Обсуждение результатов

Изучив современный опыт экологического образования дошкольников, следует отметить, что сегодня первостепенное значение придается воспитанию эмоционально-ценностного отношения детей к природе в рамках реализации гу-манно-деятельностного подхода. Главное, сформировать у дошкольников необходимые умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, а прежде, системы элементарных экологических представлений. Решению данной задачи способствует исполь-

зование преимущественно активных методов и форм работы с детьми. Игра, экспериментирование, наблюдение, разнообразные творческие работы детей, решение занимательных речевых и практических задач, квесты - сегодня рассматриваются как наиболее оптимальные пути воспитания основ экологического культуры подрастающего поколения. Подчеркнем, полноценное экологическое образование детей дошкольного возраста - это тот фундамент, на котором будет выстраиваться дальнейшее разностороннее развитие личности.

Заключение

Таким образом, выбор какой-либо формы организации работы с детьми в рамках экологического образования зависит в первую очередь от

наличия в дошкольном учреждении определенных компонентов эколого-развивающей среды. При наличии возможностей воспитатель может использовать как классические (экскурсия, организация наблюдений, дидактические игры), так и современные (творческая работа, праздник-развлечение) формы. Для работы по экологическому образованию утверждены методики и разработан понятийный аппарат, определены необходимые условия обучения и обозначены ключевые компетенции для учащихся разного возраста. Особое значение имеет совместная с родителями деятельность педагогов по экологическому образованию дошкольников. В зависимости от наличия в образовательном учреждении тех или иных компонентов эколого-развивающей среды, педагогический коллектив выбирает наиболее оптимальные формы работы с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева С.Н., Афанасьева О.Н. Этноэкологическое образование детей через организацию познавательных прогулок по территории дошкольного учреждения // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/465577 (дата обращения: 1.12.2018)

2. Бичева И.Б. Педагогические условия формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 2(26). С. 259-270.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.

4. Еркина С.В., Ковбаса О.Ю., Казакова И.В. Экологические экскурсии как форма экологического образования дошкольника // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. № 1 (10). С. 79-82.

5. Ефименко Л.И., Казакова И.В., Еркина С.В. Формирование ключевых компетентностей в практике экологического образования старших дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (11). С. 33-36.

6. Зебзеева В.А. Система экологического образования детей старшего дошкольного возраста: этапы, опыт реализации // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 203-205.

7. Каспарова О.В., Гандина В.Н., Щеповских О.В. Волжская земля - Родина моя: программа по эколого-краеведческому образованию дошкольников. Тольятти, 2013. 298 с.

8. Курбатова А.С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 407

9. Лифанова Ж.Н., Ханова Т.Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. С. 204-206.

10. Мукумова Д.С. Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях // Студенческая наука XXI века: материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4 (7). С. 78-80.

11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 184 с.

12. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: метод. рекомендации для дошкольных учреждений. М.: Новая школа, 2003. 32 с.

13. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 304 с.

14. Пиянзина О.П., Мискевич Т.В., Семенова Т.Б. Эко-квест для дошкольников в зимний период // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (11). С. 142-144.

15. Платова А.Г., Ханова Т.Г. Игра как метод экологического воспитания в дошкольном возрасте // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. 2016. С. 70-73.

16. Сафина Э.Г., Зиятдинова Г.В. Реализация международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» как инновационная модель экологического воспитания дошкольников // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы III междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 272-274.

17. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 224 с.

18. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 77 с.

19. Стешина О.А. Особенности начального этапа экологического образования детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 226-228.

20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 371 с.

21. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 11.

22. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher. Espacios. 2017. Vol. 38. no. p. 9.

23. Minaeva E.V., Ivanova N.V., Suvorova O.V., Sorokina T.M., Akpayeva A.B. Examination of learning anti-motives in elementary school students with content analysis tools. Astra Salvensis. 2018. no. 6, pp. 329-339.

REFERENCES

1. Artemyeva S.N., Afanasyeva O.N. Ethno-ecological education of children through the organization of cognitive walks around the territory of preschool institutions. Pre-school education: experience and development prospects: materials of the III Vseros. scientific-practical conf. Editorial: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2017. Available at. https://interactive-plus.ru/ru/article/465577 (accessed 1 December 2018). (in Russian).

2. Bicheva I.B. Pedagogical conditions of the formation of a culture of health in children of preschool age. Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University. Electronic scientific journal. 2018. no. 2 (26). pp. 259-270 (in Russian).

3. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Ecological pedagogy and psychology. Rostov-on-Don, Phoenix Publishing House, 1996. 480 p. (in Russian).

4. Erkina S.V., Kovbasa O.Yu., Kazakova I.V. Ecological excursions as a form of environmental education of a preschooler. Pedagogical experience: theory, methods, practice: materials X Internat. scientific-practical conf. In 2 t. T. 2 / redkol .: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2017. no. 1 (10). pp. 79-82. (in Russian).

5. Efimenko L.I., Kazakova I.V., Erkina S.V. Formation of key competences in the practice of environmental education of senior pre-schoolers. Pre-school education: experience, problems and development prospects: materials of the XI International. scientific-practical conf. / Editorial: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2016. no. 4 (11). pp. 33-36. (in Russian).

6. Zebzeeva V.A. The system of environmental education of children of preschool age: stages, experience of implementation. A new word in science: development prospects: materials of the VII International. scientific-practical conf. In 2 t. T. 1 / redkol .: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2016. no. 1 (7). pp. 203-205. (in Russian).

7. Kasparova O.V., Gandina V.N., Shchepovskikh. O.V. Volga land - my homeland: a program for the ecological and local history education of preschoolers. Tolyatti, 2013. 298 p. (in Russian).

8. Kurbatova A.S., Khanova T.G. The impact of environmental education on the spiritual and moral development of younger schoolchildren. Modern problems of science and education. 2016. no. 6. pp. 407. (in Russian).

9. Lifanova J.N., Khanova T.G. Environmental education of children of preschool age using the capabilities of information and communication technologies. Pre-school and primary education: experience, problems and development prospects. Collection of articles on the materials of the All-Russian scientific-practical conference: in 2 parts. Part 1. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 2018. pp. 204-206. (in Russian).

10. Mukumova D.S. Formation in senior preschool children of ideas about seasonal changes. Student science of the XXI century: materials of the VII Intern. students scientific-practical conf. / Editorial .: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus, 2015. no. 4 (7). pp. 78-80. (in Russian).

11. Nikolaeva S.N. Methods of environmental education for preschoolers. A manual for students of secondary educational institutions. Moscow, Academy Publ., 2001. 184 p. (in Russian).

12. Nikolaeva S.N. Creating conditions for the environmental education of children: method. recommendations for preschool institutions. Moscow, New School Publ., 2003. 32 p.

13. From birth to school: The basic general educational program of preschool education / Ed. N.E. Veraksy, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2013. 304 p. (in Russian).

14. Piyanzina OP, Miskevich T.V., Semenova T.B. Eco-quest for preschoolers in the winter period. Pre-school education: experience, problems, development prospects: materials of the XI Intern. scientific-practical conf. / Editorial: O.N. Shirokov [et al.]. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2016. no. 4 (11). pp. 142-144. (in Russian).

15. Platova A.G., Khanova T.G. The game as a method of environmental education in preschool age. Actual problems

of preschool and primary education in the light of the implementation of the FGOS: Collection of articles on the materials of the All-Russian scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, MNSPU Publ., 2016. pp. 70-73. (in Russian).

16. Safina E.G., Ziyatdinova G.V. Implementation of the international program "Eco-Schools / Green Flag" as an innovative model of the environmental education of pre-schoolers. Modern Education in Russia and Abroad: Theory, Methods and Practice: Materials of the 3 rd International. scientific-practical conf. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2014. pp. 272-274. (in Russian).

17. Serebryakova T.A. Theory and methods of environmental education of children of preschool age: a textbook for stud. institutions higher. prof. Education. Moscow, Academy Publ., 2013. 224 p. (in Russian).

18. Solomennikova O.A. Environmental education in kindergarten. Program and guidelines. Moscow, Mosaic-Synthesis Publ., 2009. 77 p. (in Russian).

19. Steshina O.A. Features of the initial stage of children's environmental education. Education and Training: Theory, Methods and Practice: Materials II Intern. scientific-practical conf. Cheboksary, Interactive plus Publ., 2014. pp. 226-228. (in Russian).

20. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works. Moscow, The Enlightenment Publ., 1968. 371 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Khanova T.G., Byvsheva M.V., Demidova E.E. The use of the environmental calendar in the process of familiarizing older preschoolers with seasonal changes in nature. Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6. no. 2 (23). pp. 11. (in Russian).

22. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of the professional ethics education of the future teacher. Espacios. 2017. Vol. 38. p. 9.

23. Minaeva E.V., Ivanova N.V., Suvorova O.V., Sorokina T.M., Akpayeva A.B. Examination of anti-motives in elementary school students with content analysis. Astra Salvensis. 2018. No. 6, pp. 329-339.

Информация об авторах Белинова Наталья Владимировна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Бичева Ирина Борисовна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Ханова Татьяна Геннадьевна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и

начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: [email protected]

Ссылка для цитированияГОСТ

Белинова Н. В., Бичева И. Б., Ханова Т. Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 114-121. doi: 10.32744^е.2018.6.12

Information about the authors Natalia V. Belinova

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Psychology and Pedagogy

of Pre-School and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]

Irina B Bicheva

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]

Tatyana G. Khanova

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]

For ReferenceAPA

Belinova, N. V., Bicheva, I. B., & Khanova, T. G. (2018). Modern approaches to implementing the objectives of environmental education of pre-school children. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 36 (6), 114-121. doi: 10.32744/ pse.2018.6.12. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.