Научная статья на тему 'Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников'

Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / INTERACTIVE FORMS OF WORK / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SUPPORT / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ / COOPERATION WITH PARENTS / РОБОТОТЕХНИКА / ROBOTICS / ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ / INTERACTION WITH FAMILIES / LEGO-DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунеева Ирина Владимировна, Сотова Инна Сергеевна, Ханова Татьяна Геннадьевна

В данной работе рассмотрена проблема организации и осуществления эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Установлено, что применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми и родителями требует от педагога высокого уровня профессиональной компетентности, которая заключается не только в знании современных интерактивных форм и методов работы, умении ориентироваться в новом формате образовательного процесса, но и учете индивидуальных потребностей и интересов родителей, специфики их социальных запросов в современных социокультурных условиях. Одним из актуальных вопросов в системе дошкольного образования является активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие творческих способностей детей, формирование исследовательских умений в решении познавательных задач, что, в свою очередь, актуализирует проблему поиска технологий, позволяющих реализовать ключевые идеи концепции развивающего обучения. В статье представлена характеристика одной из таких технологий технологии образовательной робототехники и лего-конструирования. Сделан вывод, что активное использование педагогами эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников в реализации данной технологии рассматривается как результат повышения их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунеева Ирина Владимировна, Сотова Инна Сергеевна, Ханова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies of interaction of teachers with family families

In this paper, the problem of organization and implementation of effective interaction between teachers of pre-school institutions and families of pupils is considered. It is established that the use of innovative educational technologies in working with children and parents requires a high level of professional competence from the teacher, which consists not only in knowledge of modern interactive forms and methods of work, the ability to orientate in a new format of the educational process, but also to take into account the individual needs and interests of parents, the specifics of their social needs in modern socio-cultural conditions. One of the urgent issues in the system of preschool education is the activation of the cognitive activity of pupils, the development of creative abilities of children, the formation of research skills in cognitive tasks, which, in turn, actualizes the problem of searching for technologies that make it possible to realize the key ideas of the concept of developmental learning. The article describes the characteristics of one such technology the technology of educational robotics and lego-designing. It is concluded that active use by teachers of effective forms of interaction with families of pupils in the implementation of this technology is viewed as a result of increasing their professional competence.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С 232-236. \л Г г -TI-V

УДК 373.3 и. в. Сунеева, И. С. Сотова, Т. Г. Ланова

Интерактивные технологии взаимодеиствия педагогов с семьями воспитанников

В данной работе рассмотрена проблема организации и осуществления эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Установлено, что применение инновационных образовательных технологий в работе с детьми и родителями требует от педагога высокого уровня профессиональной компетентности, которая заключается не только в знании современных интерактивных форм и методов работы, умении ориентироваться в новом формате образовательного процесса, но и учете индивидуальных потребностей и интересов родителей, специфики их социальных запросов в современных социокультурных условиях. Одним из актуальных вопросов в системе дошкольного образования является активизация познавательной деятельности воспитанников, развитие творческих способностей детей, формирование исследовательских умений в решении познавательных задач, что, в свою очередь, актуализирует проблему поиска технологий, позволяющих реализовать ключевые идеи концепции развивающего обучения. В статье представлена характеристика одной из таких технологий - технологии образовательной робототехники и лего-конструирования. Сделан вывод, что активное использование педагогами эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников в реализации данной технологии рассматривается как результат повышения их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательная технология, интерактивные формы работы, методическое обеспечение, дошкольное образование, сотрудничество с родителями, робототехника, лего-конструирование, взаимодействие с семьями

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 232-236.

i. V. Suneiev, i. S. Sotova, T. G. Khanova

Interactive technologies of interaction of teachers with family families

In this paper, the problem of organization and implementation of effective interaction between teachers of pre-school institutions and families of pupils is considered. It is established that the use of innovative educational technologies in working with children and parents requires a high level of professional competence from the teacher, which consists not only in knowledge of modern interactive forms and methods of work, the ability to orientate in a new format of the educational process, but also to take into account the individual needs and interests of parents, the specifics of their social needs in modern socio-cultural conditions. One of the urgent issues in the system of preschool education is the activation of the cognitive activity of pupils, the development of creative abilities of children, the formation of research skills in cognitive tasks, which, in turn, actualizes the problem of searching for technologies that make it possible to realize the key ideas of the concept of developmental learning. The article describes the characteristics of one such technology - the technology of educational robotics and lego-designing. It is concluded that active use by teachers of effective forms of interaction with families of pupils in the implementation of this technology is viewed as a result of increasing their professional competence.

Keywords: professional competence, educational technology, interactive forms of work, methodological support, preschool education, cooperation with parents, robotics, lego-designing, interaction with families

овременную дошкольную организацию / невозможно представить без педагога,

V__<- способного эффективно организовать

процесс взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «обеспечение психолого-педагогической поддержки» семьям воспитанников и «повышение компетентности родителей в вопросах образования и развития детей» [9]. ФГОС ДО выделяет ряд условий, обеспечивающих успешную реализацию образовательной программы, и одно из них «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность» [9]. В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана: «информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создать условия для участия родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы» [9]. Обновление системы дошкольного образования, создание и внедрение в образовательную деятельность инновационных программ и технологий обусловили необходимость поиска наиболее эффективных путей и принципов построения сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников, обеспечения необходимых условий повышения уровня педагогической культуры родителей.

Стоит отметить, что важной тенденцией современного отечественного образования является стремление образовательных организаций к максимальной открытости, в становлении которой немаловажную роль играют родители воспитанников, которые и являются социальными заказчиками. Взаимодействие детского сада с родителями невозможно реализовать без учета потребностей и интересов семьи, оно строится исключительно на основе принципов индивидуализации, взаимного уважения и доверия. Основной задачей такого взаимодействия высту-

пает активизация субъектной позиции родителей, вовлечение их в образовательный процесс, оказание помощи в реализации воспитательных функций. Успешность решения данной задачи в значительной степени обусловлена уровнем сформированности профессиональной компетентности педагога в данной области [1]. Компетентность воспитателя в сфере взаимодействия с родителями воспитанников включает, прежде в всего, знание современных форм и методов общения с семьей, педагогический такт и психологическую поддержку, учет потребностей и интересов родителей, их социальных запросов, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье и т.д.

Согласно определению И.А. Зимней, под компетенцией следует понимать «внутренне потенциальное, сокрытое психологическое новообразование, представляющее собой знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентности человека» [3]. Другими словами, для того чтобы взаимодействие детского сада и семьи протекало продуктивно, современному педагогу необходимо быть высокообразованным, готовым к осуществлению разнообразных форм общения с родителями, профессионально компетентным и психологически настроенным на предстоящее сотрудничество. С этой целью в первую очередь необходимо создать условия для реализации специальной психолого-педагогической подготовки педагогов к взаимодействию с родителями, учитывая при этом ряд значимых факторов:

1) особенности современного дошкольника и детской субкультуры [2];

2) особенности современного семейного воспитания и родительства;

3) специфику образовательного процесса.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют компетенции практической готовности педагогов к работе с родителями и детьми. Выделим некоторые из них: интерес к внутреннему миру партнера, вера в его силы и возможности; позитивная направленность на воспитательную деятельность; установление доверительных отношений. Чтобы развивать личность ребенка, педагог и сам должен постоянно развиваться и совершенствоваться. Непрерывное педагогическое образование и повышение квалификации - основные слагаемые формирования профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования. Следует выделить несколько путей развития профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями:

- самостоятельное изучение педагогом правовых и нормативных документов, методической литературы;

- методическая работа внутри дошкольной организации в разных её формах;

- посещение районных и городских методиче-

ских объединений по данной проблеме;

- изучение передового педагогического опыта в районе, городе, электронной системе образования и т.д.

Однако, как показывает практика, педагоги зачастую не готовы к активным формам работы, что связано с тем, что повышение профессиональной квалификации осуществляется преимущественно в стандартных формах лекций и семинаров и не предполагает интерактивного взаимодействия. Такая форма подачи и усвоения материала переносятся педагогами в последующем и на систему общения с родителями воспитанников, что в результате приводит к разобщенности участников образовательного процесса, формальному решению возникающих вопросов, пассивному усвоению информации.

Основная роль в повышении профессиональной компетентности воспитателя, как в работе с детьми, так и в работе с родителями, по мнению большинства специалистов, принадлежит методической работе в детском саду с использованием интерактивных технологий. Так, согласно определению, данному Л.И. Фалюшиной, «методическая работа - это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса» [8]. Важно, чтобы педагог не только владел современными методиками и технологиями и умел ориентироваться в новом формате образовательного процесса, но, главное, был открыт к личностному общению с родителями воспитанников. Вовлечение родителей как активных субъектов и партнеров в образовательное пространство детского сада существенно меняет уровень взаимодействия, направленного на повышение педагогической культуры родителей с целью реализации наиболее оптимальных условий для развития личности дошкольника.

Результатом методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в работе с семьями воспитанников может стать использование разнообразных интерактивных форм взаимодействия с семьей [7]:

- анкетирование, позволяющее изучить интересы, потребности, социальные запросы семей;

- консультации, создание информационных лэпбуков, буклетов, в которых родителей знакомят с новыми технологиями образовательной работы;

- мастер - классы для родителей по использованию новых технологий;

- семейные клубы в рамках дополнительного образования;

- дни (недели) открытых дверей для родителей;

- дни дублера, где педагоги меняются ролями с родителями;

- совместные творческие проекты с использованием конструктивной деятельности;

- конкурсы и выставки, совместные развлечения, которые создают условия не только для демонстрации творческих работ, но и для коллективного общения;

- соревнования, совместные досуги, экскурсии и др.

Не всегда, к сожалению, процесс взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей происходит гладко и плодотворно, поэтому необходимо найти инновационные подходы, способствующие достижению основной цели взаимодействия: обеспечения единства подходов в воспитании и обучении дошкольников в целях их разностороннего развития и максимальной индивидуализации.

Общепризнано, что дошкольное образование является первой ступенью в процессе формирования базовых компонентов личности, поэтому непременно должно быть ориентировано на инновационные процессы [6]. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми дошкольного возраста следует считать образовательную робототехнику и лего-конструирование, которые в последнее время пользуются большой популярностью среди детей и родителей. На основе изучения и анализа педагогических технологий, был сделан вывод о том, что образовательная робототехника как инновационная технология способствует социализации и расширению социальных контактов с окружающим миром, предоставляет возможности для развития творческой инициативы и самореализации дошкольников, объединяет в единый образовательный процесс педагогов, родителей и детей [5]. В процессе занятий данным видом деятельности развиваются конструктивные и творческие способности, навыки взаимодействия и самостоятельности в принятии решений, раскрывается творческий потенциал воспитанников.

Действительно, внедрение робототехники в образовательный процесс дошкольного учреждения не случайно. Основная идея заключается, прежде всего, в использовании конструкторов LEGO, построенных по принципу от простого к сложному. Так, конструкторы LEGO серии Образование (LEGO Education) несут определенную смысловую нагрузку и знания, поскольку смоделированы таким образом, что в процессе занимательной игры дети получают максимум доступной информации о современной науке и технике, первоначальные знания по физике, математике, информатике; в процессе работы с конструктором становятся строителями, архитекторами, инженерами. Начиная с простого, ребенок постепенно, радуясь своим успехам, стремится к освоению сложного [10]. Реализуемые в детском саду программы по робототехнике

основаны преимущественно на моделировании, которое, в свою очередь, способствует освоению дошкольниками основных принципов программирования сконструированных моделей, развитию зрительно-моторной координации и изобретательских умений.

Причины активного внедрения робототехники в детском саду связаны с ее специфическими возможностями: в процессе занятия работают сразу два полушария головного мозга, задействована мелкая моторика во время работы с деталями конструктора. При чтении схемы и составлении конструкции надо научиться подбирать детали, соотносить их размер, считать в небольших пределах, следовательно, осуществляется знакомство с математикой и счетом. Кроме того, применение робототехники способствует освоению детьми первоначальных навыков программирования, конструирования, алго-ритмики, умению работать в команде и др. [4, с.103]. Дошкольник по природе своей является неутомимым исследователем, первооткрывателем, изобретателем, поэтому развитие технической пытливости его мышления, аналитического склада ума, творческих способностей - одна из важнейших задач дошкольного образования.

Следует добавить, что целенаправленная работа по обучению детей лего-конструированию и робототехнике играет первостепенную роль в подготовке к школьному обучению. У детей формируется стремление добиваться результата, самостоятельно находить новые знания об окружающем мире, зарождаются предпосылки учебной деятельности. Главное, что данная технология имеет преемственность со школой, она не заканчивается в детском саду, а продолжается в школе. Использование робототехники в дошкольной организации является новым направлением работы, тем самым вызывает интерес не

только у детей, но и у родителей, которые становятся активными партнерами в педагогическом процессе. Образовательная робототехника позволяет обеспечить взаимопонимание педагогов и родителей в педагогической среде детского сада, обмен знаниями и опытом так, чтобы не навязывать собственную точку зрения, а давать возможность каждому родителю стать активным участником образовательного процесса.

В рамках интерактивного взаимодействия педагогов с родителями реализуется позиция партнерства, построения диалога. Разнообразие инновационных форм взаимодействия дает возможность педагогу наладить взаимоотношения с семьями воспитанников, поднять уровень педагогической культуры родителей, обогатить социальный опыт детей. От того, насколько педагог сам компетентен в реализации технологии, насколько он сможет заинтересовать родителей, зависит, в конечном счете, эффективность ее внедрения. Успешность использования данных технологий обусловлена активностью позиций партнеров в режиме взаимодействия, использованием проблемных ситуаций, решением профессиональных задач. Интерактивные технологии основаны на взаимообучении, взаимопознании, предполагают обмен информацией и наличие обратной связи между сторонами.

Итак, интерактивные технологии взаимодействия участников образовательного процесса позволяют наладить продуктивное общение, что в свою очередь дает возможность воспитателю и родителю обмениваться коммуникативными ролями, что помогает значительно повысить эффективность обмена информацией. Обе стороны вместе преодолевают препятствия и вместе находят оптимальные способы решения педагогических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2003.

2. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. No. 3 (16). С. 22.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

4. Конюх В.Л. Основы робототехники. М.: Феникс, 2008. 288с.

5. Кутяева С.С., Ханова Т.Г. Lego конструирование как способ развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч.1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 199-201.

6. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Использование инновационных технологий художественно - эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации // Неофит. Выпуск 14: Сборник статей по материалам научно - практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 147-151.

7. Сунеева И.В., Ханова Т.Г. Методическое сопровождение внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс ДОУ // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 365-368.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. 262 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32с.

10. Ханова Т.Г. Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Современные проблемы педагогического образования. 2017. Вып. 57. Ч. IV. С. 203-210.

_REFERENCES

1. Bicheva I.B. Razvitie professionalnoy kompetentnosti pedagogicheskih kadrov doshkolnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniy [Development of professional competence of pedagogical staff of preschool educational institutions]: Diss. PhD in Ped. Sciences. Nizhny Novgorod, 2003 (in Russian).

2. Byvsheva M.V., Khanova T.G. Features of the social situation of development in preschool childhood. Vestnik Mininskogo universiteta - Bulletin of the University of Minin, 2016, no. 3 (16), pp. 22 (in Russian).

3. Winter I.A. Key competences - a new paradigm of the result of education. Vysshee obrazovanie segodnya - Higher education today, 2003. no. 5, pp. 34-42 (in Russian).

4. KonyuhV.L. Osnovy robototekhniki [Fundamentals of Robotics]. Moscow, Phoenix Publ., 2008. 288 p. (in Russian).

5. Kutyaeva S.S., Khanova T.G. Lego konstruirovanie kak sposob razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej doshkol'nogo vozrasta [Lego designing as a way of development of creative abilities of preschool children]. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Preschool and primary education: experience, problems, development prospects. Collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 parts]. Part 1. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 2018, pp. 199-201 (in Russian).

6. Potanina P.Yu., Khanova T.G. Ispol'zovanie innovacionnyh tekhnologij hudozhestvenno - ehsteticheskogo razvitiya detej v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Use of innovative technologies of artistic and aesthetic development of children in preschool educational organization]. Neofit. Vypusk 14: Sbornik statej po materialam nauchno - prakticheskih konferencij, aspirantov, magistrantov, studentov [Neofit. Issue 14: Collection of articles on the materials of scientific - practical conferences, graduate students, undergraduates, students]. Nizhny Novgorod: Izd-vo NGPU them. K. Minin, 2017, pp. 147-151 (in Russian).

7. Suneeva I.V., Khanova T.G. Metodicheskoe soprovozhdenie vnedreniya robototekhniki i legokonstruirovaniya v obrazovatel'nyj process DOU [Methodological support of the introduction of robotics and legkonkonstruirovaniya in the educational process PEI]. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Preschool and primary education: experience, problems, development prospects. Collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 parts]. Part 1. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 2018, pp. 365-368 (in Russian).

8. Falyushina L.I. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa vDOU [Management of the quality of the educational process in the PEI]. Moscow, ARCTI Publ., 2004, 262 p.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of preschool education]. Moscow, Center for Teacher Education Publ., 2014, 32 p. (in Russian).

10. Khanova T.G. Koltsova I.N., Suneeva I.V. Necessity of introduction of robotics and lego-construction in preschool institutions. Sovremennye problemy pedagogicheskogo obrazovaniya - Modern problems of pedagogical education. 2017, Vol. 57, Part IV, pp. 203-210 (in Russian).

Информация об авторах Сунеева Ирина Владимировна

(Россия, г.о. Бор, Нижегородская область) Заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад №25 «Ягодка» E-mail: irasuneeva@mail.ru

Information about the authors

Suneeva Irina Vladimirovna (Russia, Bor, Nizhny Novgorod region) Deputy head "Kindergarten № 25 "Yagodka" E-mail: irasuneeva@mail.ru

Сотова Инна Сергеевна

(Россия, Нижний Новгород) Заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад №7» E-mail: sotov_@mail.ru

Sotova Inna Sergeevna

(Russia, Nizhny Novgorod) Deputy head "Kindergarten № 7" E-mail: sotov_@mail.ru

Ханова Татьяна Геннадьевна

(Россия, Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина E-mail: tanyaha10@mail.ru

Khanova Tatyana Gennadievna

(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of Psychology and Pedagogy of preschool

and primary education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: tanyaha10@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.