Научная статья на тему 'Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации'

Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2298
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ / РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА / АДАПТАЦИЯ / INTERACTION / COOPERATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / FAMILY / CHILD OF EARLY AGE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Муравьева Ирина Александровна

В данной работе проведен анализ исследований, раскрывающий проблему взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Выделены факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений в современной системе дошкольного образования. Взаимодействие между участниками воспитательно-образовательных отношений (педагогами, родителями и воспитанниками) определяется авторами как особая форма связи по взаимному обогащению различных сфер деятельности, имеющих социально значимый характер. Представлены результаты анкетирования родителей детей раннего возраста, проведенного на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» г. Н. Новгорода. Цель исследования: определение потребности родителей детей раннего возраста к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации. Выявлены проблемы, связанные с недостаточным уровнем осознания родителями важности активного сотрудничества и конструктивного взаимодействия с педагогами. Большинство родителей испытывают определенные сложности и затруднения по воспитанию ребенка и высокую потребность в повышении своей родительской компетентности. Сделан вывод о необходимости разработки системы взаимодействия, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, основанной на стратегии сотрудничества и партнерства и учитывающей потребности и интересы семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Муравьева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and features of interaction with parents of children of early age in the preschool educational organization

In this work the analysis of researches opening an interaction problem with parents during adaptation of the child of early age to the preschool educational organization is carried out. The factors reducing qualitative characteristics of process of interaction of participants of the relations in the modern system of preschool education are allocated. Interaction between participants of the educational and educational relations (teachers, parents and pupils) is determined by authors as a special form of communication by mutual enrichment of various fields of activity having socially important character. Results of questioning of parents of children of the early age which is carried out on the basis of municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 16" of of N. Novgorod are presented. Research objective: definition of need of parents of children of early age to cooperation and interaction with teachers during adaptation of the child to the preschool educational organization. The problems connected with the insufficient level of understanding by parents of importance of active cooperation and constructive interaction with teachers are revealed. Most of parents experience certain difficulties and difficulties on education of the child and the high need for increase in the parental competence. The conclusion is drawn on the need of the development of the system of interaction providing increase in professional competence of teachers and parents on maintenance of process of adaptation of children of early age to the preschool educational organization based on the strategy of cooperation and partnership and considering requirements and the interests of family.

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018

№ 6 (30). С.87-91. . . . . . . .

удк 378.2 И. Б. Бичева, И. А. Муравьева

Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

В данной работе проведен анализ исследований, раскрывающий проблему взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Выделены факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений в современной системе дошкольного образования. Взаимодействие между участниками воспитательно-образовательных отношений (педагогами, родителями и воспитанниками) определяется авторами как особая форма связи по взаимному обогащению различных сфер деятельности, имеющих социально значимый характер. Представлены результаты анкетирования родителей детей раннего возраста, проведенного на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» г. Н. Новгорода. Цель исследования: определение потребности родителей детей раннего возраста к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации. Выявлены проблемы, связанные с недостаточным уровнем осознания родителями важности активного сотрудничества и конструктивного взаимодействия с педагогами. Большинство родителей испытывают определенные сложности и затруднения по воспитанию ребенка и высокую потребность в повышении своей родительской компетентности. Сделан вывод о необходимости разработки системы взаимодействия, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, основанной на стратегии сотрудничества и партнерства и учитывающей потребности и интересы семьи.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, дошкольная образовательная организация, семья, ребенок раннего возраста, адаптация

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 18 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 87-91.

Problems and features of interaction with parents of children of early age in the preschool educational organization

In this work the analysis of researches opening an interaction problem with parents during adaptation of the child of early age to the preschool educational organization is carried out. The factors reducing qualitative characteristics of process of interaction of participants of the relations in the modern system of preschool education are allocated. Interaction between participants of the educational and educational relations (teachers, parents and pupils) is determined by authors as a special form of communication by mutual enrichment of various fields of activity having socially important character. Results of questioning of parents of children of the early age which is carried out on the basis of municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 16" of of N. Novgorod are presented. Research objective: definition of need of parents of children of early age to cooperation and interaction with teachers during adaptation of the child to the preschool educational organization. The problems connected with the insufficient level of understanding by parents of importance of active cooperation and constructive interaction with teachers are revealed. Most of parents experience certain difficulties and difficulties on education of the child and the high need for increase in the parental competence. The conclusion is drawn on the need of the development of the system of interaction providing increase in professional competence of teachers and parents on maintenance of process of adaptation of children of early age to the preschool educational organization based on the strategy of cooperation and partnership and considering requirements and the interests of family.

Keywords: interaction, cooperation, preschool educational organization, family, child of early age, adaptation

I. B. BiCHEVA, I. a. MuRAVYEVA

никальность и самоценность дошкольного периода обуславливают особое отношение ученых и практиков дошкольного образования к имеющимся проблемам и способам их разрешения, прежде всего, в организации процесса адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации. Это связано с необходимостью учитывать возможности нервно-психического развития ребенка при осуществлении воспитательно-образовательных воздействий, а также современные представления о целях и задачах педагогики раннего возраста.

Проблема взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка раннего возраста находится в центре внимания психолого-педагогических исследований и практики работы дошкольных образовательных организаций (А.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.А. Бодалев, В.И. Загвязинский, Т.Н. Доро-нова, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, др.)

Взаимодействие в сфере педагогического знания раскрывает сущность личностных контактов участников профессиональной и воспитательно-образовательной деятельности с точки зрения взаимной активности и сотрудничества педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский); взаимности связи, обуславливающей воздействие субъектов друг на друга (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов); согласованной деятельности участников взаимодействия по достижению совместных целей, результатов, решению значимой для них проблемы или задачи, реализации какой-либо общей работы (Т.А. Березина, А.В. Мудрик, М.Н. Полякова). Важными личностными проявлениями, происходящими в образовательном пространстве, становятся взаимные изменения субъектов образования, взаимное обогащение участников образовательного процесса в различных сферах деятельности, проявляющиеся в особенностях поведения, деятельности, отношениях, установках (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю., Е.В. Коротаева).

В личностно-ориентированной модели образования цель педагогического взаимодействия определяется как обеспечение чувства психологической защищенности, доверия, радости, расширение «степени свободы» и развития индивидуальности субъектов взаимоотношений, их прав и способностей.

В этой связи важно подчеркнуть: особенность педагогического взаимодействия в условиях дошкольной образовательной организации состоит в том, что его результатом становится система преобразований личности педагога, родителей, воспитанников, как субъектов этого взаимодействия, связанная с установлением и развитием межличностных отношений и возможностью управлять воспитательно-образовательный процессом и поведением.

Педагогические аспекты взаимодействия родителей воспитанников и педагогов изучались

Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачевым, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким, др. Учеными подчеркивается значимость такого фактора, как признание субъектного опыта ребенка и его родителей. Именно индивидуальность и самобытность ребенка выступают главной ценностью образования, способствуя личностному росту и развитию.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в процессе воспитания дошкольников является взаимной деятельностью и предполагает ответственность взрослых, направленную на приобщение детей к пространству культуры, постижению ее ценностей и смыслов.

Как отмечается во ФГОС ДО [1], основанием для разработки новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации является следующая идея: за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Это повышает важность создания в дошкольной образовательной организации таких условий, которые обеспечивают сотрудничество, взаимодействие и доверительность отношений педагогов с семьями воспитанников с целью достижения качества в воспитании и образовании ребенка.

Значимым аспектом рассматриваемой проблемы является положение ученых о позитивной роли взаимодействующих взрослых в процессе воспитания и развития ребенка, поскольку конструктивный характер взаимодействия положительно влияет на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка. Следовательно, характер продвижения и развития ребенка (успешное, связанное с приобретением нового качества жизни или неуспешное, приводящее к последствиям для здоровья) во многом обусловлен характером складывающегося взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей.

Однако в современной системе дошкольного образования учеными и практиками определяются факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений. К таким факторам относят:

- приоритет производственных и общественных задач, длительное время господствующий в нашей стране, практически переложил ответственность за детей и их воспитание на общество и значительно снизил воспитательные возможности и функции семьи;

- сохранение противоречия между материальными и духовными запросами семьи, семейными и производственными обязанностями женщины и мужчины приводят к снижению статуса матери и отцовства, как важнейшего института социализации ребенка;

- снижение у многих родителей доверия к воспитателям, их не удовлетворенность каче-

ством предоставляемых образовательных и воспитательных услуг;

- стремление части родителей к необоснованному увеличению своих запросов, связанных с организацией дополнительных образовательных услуг без учета индивидуальных возможностей и возрастных особенностей детей;

- усиление конкуренции между дошкольными образовательными организациями различных форм собственности;

- затруднения, испытываемые педагогами при определении актуального содержания, методов и технологий взаимодействия с родителями; др.

Решение указанных проблем возможного лишь при совместных усилиях дошкольной образовательной организации и семей воспитанников, что актуализирует необходимость построения конструктивного диалога, основанного на принципах сотрудничества, содружества, взаимопомощи и ответственности.

Анализируя сущностные характеристики взаимодействия как социально-педагогического процесса, важно отметить его гармонизирующую функцию, позволяющей перейти на новый уровень развития отношений.

В этой связи значимыми представляются исследования, раскрывающие влияние взаимодействия всех участников отношений, складывающихся в дошкольной образовательной организации (педагогов, педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и родителей) на процессы оптимизации семейной социализации воспитанников (М.М. Рамазова) и раскрывающие технологию сотрудничества (Е.А. Кудрявцева).

Контент-анализ исследований процесса взаимодействия между педагогами, родителями и воспитанниками позволяет выделить функционально-ролевой и личностный аспекты (Н.А. Бе-резовин, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский Е.А. Панько, В.А. Сластелин, др.). Функционально-ролевой аспект связан с реализацией конкретных функций и социальных ролей. Личностный аспект обусловлен индивидуальными особенностями, опытом и влияет на становление и развитие, прежде всего, мотивационно-ценностной сферы личности.

Осмысление понятия «взаимодействие» свидетельствует, что это достаточно сложный, многоплановый и многогранный процесс взаимной активности и сотрудничества, успех которого обусловлен учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания в контексте педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Л.С. Выготский, Л.А. Левшин, Х.Й. Лийметс, Б.Д. Парыгин, др.).

Данное положение раскрывает взаимодействие с точки зрения общения как процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен инфор-

мацией (информационный процесс), выработку единой стратегии взаимодействий, взаимного восприятия, сопереживания и понимания друг друга. Содержанием общения выступает коммуникация, а формой - процесс взаимодействия (Г.М. Андреева, А.В. Батаршев, др.).

Заключая все вышеизложенное, взаимодействие между участниками воспитательно-образовательных отношений (педагогами, родителями и воспитанниками) можно определить как особую форму связи по взаимному обогащению различных сфер деятельности, имеющих социально значимый характер.

С целью изучения потребности родителей детей раннего возраста к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации, нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 64 человека. Анкетирование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» г. Н. Новгорода.

Для проведения исследования нами была разработана анкета, включающая два блока вопросов.

Первый блок вопросов направлен на выявление потребности родителей в приобретении психолого-педагогических знаний и получении консультационной помощи и поддержки по вопросам воспитания ребенка раннего возраста и организации процесса адаптации:

1. Знаете ли Вы, что такое адаптация ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации и как организуется данный процесс?

2. Стремитесь ли Вы к изучению психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания ребенка раннего возраста?

3. Имеете ли вы представление о том, по какой программе работает группа, в которую поступает Ваш ребенок? Необходимы ли для Вас эти знания?

4. Хотели бы Вы взаимодействовать с сотрудниками и специалистами дошкольной образовательной организации по интересующим Вас вопросам?

5. По каким вопросам семейного воспитания Вы могли бы поделиться с нашими педагогами и другими родителями? Готовы ли Вы поделиться своим опытом?

По данному блоку вопросов было выявлено, что:

- более половины родителей (68%) испытывают затруднения в определении понятия «адаптация»;

- лишь 8% родителей постоянно стремятся к изучению психолого-педагогической литературы по вопросам воспитания ребенка раннего возраста. Около половины всех опрошенных отметили, что читали литературу по воспитанию, когда ребенок только родился, и сейчас иногда

читают статьи по воспитанию детей в сети Интернет;

- 74% родителей не имеют четких представлений о том, по какой программе работает группа, в которую поступает ребенок, а 34% родителей отметили, что им это не важно, поскольку «главное - чтобы ребенку было уютно и комфортно;

- 100% родителей не готовы к демонстрации своего опыта семейного воспитания, поскольку, как отмечают, «никогда не задумывались, есть ли он у них».

В тоже время, потребность родителей в повышении своих знаний и представлений по вопросам воспитания ребенка составила 88%, что свидетельствует о высокой степени готовности родителей получать психолого-педагогическую помощь и консультационную поддержку по вопросам воспитания ребенка раннего возраста и организации процесса адаптации.

Второй блок вопросов направлен на выявление потребности к участию в воспитательно-образовательной работе группы и дошкольной образовательной организации в целом:

1. Отчего зависит Ваше участие / неучастие в деятельности дошкольной образовательной организации и группы, которую посещает Ваш ребенок? Готовы ли Вы участвовать в воспитательно-образовательной работе?

2. Какие формы взаимодействия с дошкольной образовательной организацией (педагогами Вашей группы) Вы считаете наиболее содержательными и эффективными для Вас?

3. Какую помощь Вы ожидаете от педагогов дошкольной образовательной организации в процессе сопровождения Вашего ребенка в период адаптации?

Ответы по этому блоку вопросов показали следующие результаты:

- потребность родителей к участию в воспитательно-образовательной работе группы и дошкольной образовательной организации в целом характеризуется как «ярко выраженная»;

- участие/не участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации и группы, которую посещает ребенок, зависит от наличия у них свободного времени, от важности содержания встреч, от собственных интересов/ затруднений, др. (76% ответов);

- наиболее содержательными и эффективными формами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией (педагогами группы) родители (82%) считают те, которые позволяют им получать квалифицированную помощь специалистов, учитывают их мнение по воспитанию ребенка, др.

Таким образом, результаты анализа ответов родителей свидетельствуют о недостаточном уровне осознания важности активного сотрудничества и конструктивного взаимодействия с педагогами. Большинство родителей испытывают определенные сложности и затруднения, связанные с воспитанием ребенка и высокую потребность в повышении своей родительской компетентности.

Поэтому, становится очевидным, что в дошкольной образовательной организации необходимо разработать систему взаимодействия педагогов и родителей с целью повышения профессиональной компетентности по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Основой взаимодействия участников воспитательно-образовательных отношений должна стать стратегия сотрудничества и партнерства; учет потребностей и интересов семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

2. Белинова Н.В., Баринова Е.С., Быкова И.Г. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей педагога дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 18-24.

3. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Красильникова Л.В., Ханова Т.Г. Научно-исследовательская работа магистрантов, учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2017. 80 с.

4. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический институт. Нижний Новгород, 2003.

5. Бичева И.Б., Терехина А.Е., Удовика А.В. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 6-10.

6. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.

7. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама - рядом. Конспекты игровых сеансов с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 336с.

8. Царева О.С., Кулешова С.С., Бичева И.Б. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 162-164.

REFERENCES

Federal state educational standard of preschool education (order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 N 1155).

Belinova N.V., Barinova E.S., Bykova I.G. Nonconventional forms of interaction with family of the preschool teacher. Personality, family and society: questions of pedagogics and psychology. 2014. No. 39-1. pp. 18-24.

Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Hanova T. G. Research work of undergraduates, educational and methodical grant / Mininsky university. Nizhny Novgorod, 2017. 80 p.

Bicheva I.B. Development of professional competence of pedagogical personnel of preschool educational institutions: the abstract of the thesis for a degree of the candidate of pedagogical sciences / Volga state engineering teacher training college. Nizhny Novgorod, 2003.

Bicheva I.B., Terekhina A.E., Udovika A.V. Emotional wellbeing of the preschool child as a condition of development of the valuable attitude towards the health. Kindergarten from "A" to "Z". 2017. No. 1 (85). pp. 6-10.

Bicheva I.B., Filatova O.M. "Safety of the educational environment" as category of modern professional and pedagogical knowledge. Bulletin of the Minin university. 2017. No. 1 (18). P. 8.

Naybauer A.V., Kurakina O.V. Mama - nearby. Abstracts of game sessions with children of early age in the center of game support of development of the child: Methodical grant. Moscow, Mozaika-Sintez, 2017. 336 p.

Tsareva O.S., Kuleshova S.S., Bicheva I.B. Management of development of professional competence of teachers of the educational organization. Innovative technologies of management: the collection of articles on materials II of the All-Russian scientific and practical conference. Nizhny Novgorod state pedagogical university of K. Minin. Nizhny Novgorod, 2015. pp. 162-164.

Информация об авторах Information about the authors

Бичева Ирина Борисовна Bicheva Irina Borisovna

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,

кафедры психологии и педагогики дошкольного и associate professor of the Department of Psychology

начального образования and Pedagogy of preschool and primary education.

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им.К.Минина University (Minin University)

E-mail: irinabicheva@bk.ru E-mail: irinabicheva@bk.ru

Муравьева Ирина Александровна Muravyeva Irina Aleksandrovna

(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)

Магистрант Undergraduate

Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical

университет им.К.Минина University (Minin University)

E-mail: rinamuraveva92@rambler.ru E-mail: rinamuraveva92@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.