16. Ivanov I.S., Ivanova Zh.B., Kuskov A.S. (2017) Nastolnye igry kak nestandartnyj interaktivnyy metod obucheniya bakalavrov yurisprudencii [Board games as a non-standard interactive teaching method of Bachelors of Law] Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Konsept". Vol. 9, 44-51. (in Russian).
17. Kasatkina N.S. (2017) Situacionnaya zadacha kak sredstvo podgotovki budushchego pedagoga k vzaimodejstviyu s obuchayemymi. [Situation task as means of future teachers training for interaction in learning] Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 9, 43-48. (in Russian).
18. Situacionnyj analiz ili anatomiya Keys-metoda (2002). [Situation analysis or Case method anatomy] Editor Surmina Yu.P., Kiev. Centr innovacij i razvitiya Publ. (in Russian).
19. Gladkih I.V. (2005) Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnyh kejsov. [Methodical recommendations of training cases development] Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta.. Vol. 2, 169-194. (in Russian).
20. Shkitina N.S. (2015) Empaticheskaya sostavlyayushchaya professionalnoj kompetentnosti budushchego uchitelya [Empathic component of future teacher professional competency] Vestnik Chelabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6, 113-118. (in Russian).
21. Kyveryalg A.A. (1980) Metody issledovaniya v professionalnoj pedagogike [Research methods in professional pedagogy] Tallin, Valgus Publ. (in Russian).
22. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios, 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 15th March 2018).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.09
УДК 37.032 ББК 74.00
С.Д. Кириенко1, А.С. Микерина2
1 ORCID № 0000-0002-3957-0292, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: cdk_09@mail.ru 2 ORCID № 0000-0002-8867-0302, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: mikerinaas@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАцИОННыХ
и коммуникационных технологий В ПРАКТИКЕ дошкольных ОБРАЗОВАТЕЛьныХ
организаций
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме применения информационных и коммуникационных технологий в практике детских садов. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективного управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме применения информационных и коммуникационных техно-
логий, управления информационным образовательным пространством, организации информационной образовательной среды в ДОО, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, анкетирование, методы статистической обработки данных.
Ре.зультаты. К теоретическим результатам можно отнести определение организационно-педагогических условий управления информационной образовательной среды в ДОО. Практическим результатом является разработка и реализация проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО». Для конкретизации и уточнения деятельности в рамках реализации проекта авторами был составлен план мероприятий.
Обсуждение. Подчеркивается, что реализация представленного проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО» способствует повышению ИКТ-компетенции участников образовательного процесса; эффективности процесса управления ДОО через формирование информационной инфраструктуры управления ДОО; эффективности качества образовательного процесса в ДОО.
Заключение. Делается вывод о том, что создание необходимых организационно-педагогических условий способствует эффективному управлению использования образовательных ресурсов ИОС ДОО.
Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационная образовательная среда; ИКТ компетентность, информационная инфраструктура управления ДОО, информационные ресурсы, единое информационное пространство, информационные технологии, коммуникационные технологии.
Основные положения:
• определены организационно-педагогические условия управления информационной образовательной среды в ДОО;
• разработан проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО»;
• доказана результативность разработанного проекта управления информационным образовательным пространством в дошкольной образовательной организации.
1. Введение (Introduction)
Процесс информатизации в дошкольных образовательных организациях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Информационные технологии значительно расширяют возможности в сфере дошкольного образования, они позволяют повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей в процессе организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Проблемами создания информационной образовательной среды, ее содержанием, структурой, особенностями ее формирования и развития занимались А.А. Андреев, Ю.С. Брановский, П.В. Веденеев, С.Г. Григорьев, Р.Ю. Гурников-ская, О.А. Ильченко, А.А. Кузнецов, Е.В. Мельникова, В.П. Мозолин, С.В. Па-нюкова, С.Н. Поздняков, Е.С. Полат,
И.В. Роберт, В.И. Солдаткин, А.П. Тряпи-цына и др. [1; 2].
В настоящее время руководители дошкольных образовательных организаций заинтересованы в современных способах управления информационной образовательной средой. Это вызвано необходимостью систематизации в разработке, накоплении и практическом применении информационных образовательных ресурсов в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) [3].
Образовательный процесс в детском саду можно рассматривать как информационный, связанный с организацией производства, хранения, обмена и потребления различной информации. Таким образом, среду, в которой данный процесс протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды [4].
Сегодня существует множество трактовок понятия «информационная образовательная среда» (далее - ИОС). По
о <
о"
X
ф
С)
мнению В.А. Красильниковой, А.С. За-варихина, Т.Н. Казариной, ИОС - это социально-психологическая реальность, представляющая собой совокупность созданных психолого-педагогических условий, обеспечивающих познавательную деятельность и доступ к информационным образовательным ресурсам на основе современных информационных технологий [5]. А.А. Андреев, В.И. Сол-даткин и другие сходятся во мнении, что ИОС представляет собой единое информационно-образовательное пространство, интегрирующее информацию, компьютерно-телекоммуникационные, учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия [6].
По мнению Е.В. Мельниковой и П.В. Веденеева, ИОС - это система психолого-педагогических условий и программно-аппаратных средств, обеспечивающая информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса [7].
По мнению С.А. Назарова, ИОС -это педагогическая система, объединяющая информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, инструменты управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, ориентированные на формирование интеллектуально-развитой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [8].
Построение информационной образовательной среды (далее - ИОС) относится к одной из сложных технических задач, позволяющих кардинально модернизировать технологическую основу системы образования, обеспечить переход к открытой образовательной системе, соответствующей стандартам постиндустриального общества [9-11].
Существуют различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. К субъектам образовательного процесса исследователи относят детей и воспитателей, к объектам - средства и инструменты образовательной деятельности. Другие исследователи (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт и др.), рассматривая
компоненты образовательной среды, выделяют: субъекты среды, источники образовательной информации, инструменты образовательной деятельности и средства коммуникаций, а также предметное и методическое содержание образовательной среды [12]. Применение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) позволяет расширять состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Среду, формирующуюся на основе использования средств ИКТ, называют информационно-коммуникационной образовательной средой (далее - ИКОС).
Выделяют три типа ИОС. К первому типу относится среда, ориентированная на представление знаний. В данную ИОС встраивается определенная методика обучения. Второй тип среды ориентирован на самостоятельную деятельность по приобретению знаний. Обучение в таком типе ИОС - активный процесс, направленный на извлечение, конструирование знания, а не на воспроизведение. Третий тип ИОС - смешанный. Для него характерна интеграция двух предыдущих типов сред. Смешанный тип среды одновременно является источником учебно-методического знания в конкретной области и средством организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности [13; 14].
Ряд исследователей (Е.В. Баранова, Е.З. Власова, И.Б. Государев, И.К. Елизарова, А.Н. Костиков, В.П. Соломин) считают, что ИОС любого ОУ должна включать три основных блока:
• Блок обеспечения программно-аппаратной организации информационной среды;
• Блок обеспечения учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
• Блок обеспечения организации деятельности педагогического коллектива в самой среде [15; 16].
ИОС образовательного учреждения, по их мнению, характеризуется следующим:
1. Является открытой самоорганизующейся системой.
2. Постоянно повышается уровень организации и технического оснащения ИОС.
3. Характеризуется единством педагогических целей и задач, решаемых субъектами образования, администрацией и другими сотрудниками дошкольной образовательной организации.
4. Обеспечивает взаимодействие субъектов образования в различных видах профессиональной деятельности с применением ИКТ [17; 18].
Проектирование ИОС — одна из ведущих задач, решаемых дошкольной образовательной организацией в рамках развития процессов информатизации.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Значимость проблемы определяется, с одной стороны, потребностью государства и общества в развитии информационного пространства дошкольного образования и, с другой — отсутствием программ и проектов, нацеленных на создание ИОС в ДОО и его управление [19; 20]. В ходе проведения исследования нами была выдвинута рабочая гипотеза. Эффективное управление ИОС дошкольной образовательной организации, возможно при следующих организационно-педагогических условиях:
• создание материально-технической базы, необходимой для полноценного функционирования ИОС;
• рациональное размещение, хранение и использование базы данных образовательных ресурсов ДОО;
• формирование ИКТ-компетент-ности сотрудников ДОО.
Для проверки выявленных организационно-педагогических условий нами была изучена информационная образовательная среда дошкольной образовательной организации.
С целью проверки поставленной нами гипотезы были определены задачи исследования:
1. Определить исходный уровень материально-технической базы, необходимой для полноценного функционирования ИОС, рациональности размещения, хранения и использования базы данных образовательных ресурсов ДОО,
формирования ИКТ-компетентности сотрудников ДОО.
2. Проверить способы создания организационно-педагогических условий как средства повышения эффективности управления ИОС ДОО.
3. Показать возможность использования ИКТ-средств в образовательной деятельности педагогов ДОО.
3. Результаты (Results)
В результате проведения исследования организационно-педагогических условий управления ИОС в ДОО, нами были сделаны выводы, что создание материально-технической базы, необходимой для полноценного функционирования ИОС, находится на среднем уровне, рациональное размещение, хранение и использование базы данных образовательных ресурсов ДОО — на низком уровне, формирование ИКТ-компетентности педагогов ДОО — на низком уровне.
С целью повышения эффективности ИОС в ДОО нами был разработан и реализован проект «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО».
В качестве основных задач проекта были определены:
Создание единого информационного пространства ДОО.
Организация подготовки педагогических кадров к эффективному применению, как в управленческом, так и в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
Обеспечениеучастникамобразователь-ного процесса свободного доступа к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
Применение информационных и коммуникационных технологий в управленческом и образовательном процессе.
Разработка банка дидактических и методических материалов, обеспечивающих эффективное применение информационных и коммуникационных технологий в работе ДОО.
Реализация проекта осуществлялась поэтапно. Для конкретизации и уточнения деятельности в рамках реализации проекта нами был составлен план мероприятий (табл. 1).
о ^
0
X
X
* [г
-Q ГО
1 п I S
0 I
® о
1 *
н
N
О Ф
^ Is ш * 2 ¡1 1°
ГО _0 S I
о ^
6-S
И
ф ч
X Ф
£ *
i с ф £
S ГО S О.
ас С m
Табл. 1. План мероприятий по реализации проекта Tab. 1. Project implementation plan
Этап реализации проекта Ответственные Предполагаемый результат
1 2 3
I этап. Анализ состояния ИОС в ДОУ
Изучение теоретических и практических основ создания заведующий, старший воспитатель Уточнение понятий «ИОС», «компоненты ИОС»
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОУ и развития ИОС в ДОО заведующий, старший воспитатель Определение проблем, связанных с функционированием ИОС в ДОУ
II этап. Планирование создания ИОС
Планирование закупки технических средств заведующий, главный бухгалтер, зам. зав. по АХЧ Выбор поставщиков товаров, определение цены товара, составление сметы
Планирование создания и размещения ИОР и ЭОР старший воспитатель Определение способов наилучшего использования ИОС
III этап. Организация программно-технического комплекса
Приобретение технических средств главный бухгалтер, зам. зав. по АХЧ Приобретение сервера, ноутбуков, принтеров, МФУ, музыкальных центров, магнитофонов, диктофона, проектора для стационарного использования, экрана на штативе для использования в группах.
Приобретение лицензионных программных продуктов главный бухгалтер, старший воспитатель Приобретение программ: «Дошкольная психодиагностика», «Образовательная коллекция», «Познавательная коллекция» и других для работы сервера, ноутбуков
Монтаж и настройка проводной и беспроводной сети в ДОО зам. зав. по АХЧ, старший воспитатель Наличие сети ЛД/1-Р1 на всей территории ДОО, совместное использование сервера ДОО
IV этап. Обучение персонала информационно-коммуникационным технологиям, адекватным их рабочему месту
Обучение педагогов базовым ИКТ старший воспитатель Компетентность педагогов в сфере базовых ИКТ
Обучение сотрудников работе с ИОР и ЭОР, расположенных на сервере старший воспитатель Компетентность сотрудников ДОО в управлении и использовании ИОР и ЭОР
Обучение педагогов работе с блогом старший воспитатель Компетентность педагогов в создании и управлении интернет-представительства
V этап. Создание комплекса ИОР и ЭОР
Загрузка и упорядочивание ЭОР на сервере старший воспитатель Наличие образовательных и познавательных программ на персональных компьютерах для работы с детьми
Создание отдельных блогов узкими специалистами и воспитателями старший воспитатель Наличие у каждого специалиста и отдельной группы ДОО своего блога для работы с семьями воспитанников
о <
о"
X
Ф
S ^
S
о
1 2 3
VI этап. Анализ достигнутых результатов развития
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОО заведующий, старший воспитатель Определение достигнутых результатов, связанных с функционированием ИОС в ДОО
VII этап. Апробирование практического применения ресурсов ИОС
Внедрение использования ИКТ- средств в образовательный процесс заведующий, старший воспитатель Электронное планирование образовательной деятельности, самообразование педагогов, применение ИКТ-средств в работе с родителями
Внедрение управленческого контроля через использование серверного оборудования заведующий, старший воспитатель Экономия временных ресурсов
VIII этап. Анализ достигнутых результатов развития ИОС ДОО (полгода)
Анализ состояния и функционирования ИОС в ДОО заведующий, старший воспитатель Определение достигнутых результатов
Реализация проекта осуществлялась поэтапно: начиная с организации программно-технического комплекса, обучения персонала информационно-коммуникационным технологиям, и заканчивая созданием комплекса информационных образовательных ресурсов.
4. Обсуждение (Discussion)
Реализация проекта «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОО» позволила решить поставленные задачи:
• повысить ИКТ-компетенции участников образовательного процесса;
• повысить эффективность процесса управления ДОО через формирование информационной инфраструктуры управления ДОО;
• повысить эффективность качества образовательного процесса в ДОО посредством использования программного
обеспечения; индивидуализации процесса обучения; повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применения дидактического материала, методических разработок, компьютерных программ педагогами в образовательном процессе).
5. Заключение (Conclusion) Сравнительный анализ данных нулевого и итогового срезов позволяет сделать вывод о том, что создание необходимых организационно-педагогических условий способствует эффективному управлению использования образовательных ресурсов ИОС ДОО.
6. Благодарности (Acknowledgments) Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ № 18-013-00743 от 19.09.2017 г. по теме «Становление основ информационной грамотности дошкольников».
Библиографический список
1. Андреев, А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах [Текст] / А.А. Андреев // Инновации в образовании. - 2004. - № 6. -С. 98-101.
2. Брановский, Ю. Работа в инновационной среде [Текст] / Ю. Брановский, А. Беляева // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 193-200.
3. Уваров, А. Информатизация образования как инновационный процесс [Текст] / А. Уваров, Г. Водопьянов // Народное образование. - 2007. - № 9. - С. 139-145.
и <
CD
X
Ф
S ^
ci
О
4. Кириенко, С.Д. Использование образовательных технологий в практике работы дошкольных образовательных организаций [Текст] / С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 226-232.
5. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат [Текст] / В.А. Кра-сильникова // Информатика и образования. - 2003. - № 4. - С. 21-27.
6. Информационная образовательная среда университета: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. В.П. Соломина. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 92 с.
7. Малиатаки, В.В. Информационная образовательная среда: исторический аспект [Текст] / В.В. Малиатаки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 82-2. - С. 103-108.
8. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза [Текст] / С.А. Назаров // Научная мысль Кавказа. - 2006. - Спецвыпуск № 2. - С. 69-71.
9. Батенова, Ю.В. Психология применения информационных технологий в образовании [Текст] / Ю.В. Батенова // Мир образования- образование в мире. - 2007. - № 1. - С. 186-194.
10. Батенова, Ю.В. Информационное пространство: междисциплинарный ракурс [Текст] / Ю.В. Батенова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2015. - № 4. - С. 7-19.
11. Батенова, Ю.В. Готовность педагогов к использованию информационно- коммуникационных технологий для развития дошкольников [Текст] / Ю.В. Батенова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2017. - № 2 (46). - С. 42-49.
12. Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации [Текст] / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 2008. - № 5. - С. 3-15.
13. Batenova Yu.V., Dolgova V.I., Emel'yanova I.E., Volchegorskaya E.Yu., Shayakhmetova V.K. (2017) Preschool child development in the organized information space. Espacios. Vol. 38 (56), 5. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385605.html (Accessed 15th May 2018). (In Russian).
14. Emel'yanova I.E., Dolgova V.I., Pikuleva L.K., Kirienko S.D., Emel'yanova L.A. (2017) The problems of functioning of the basic department of humanitarian pedagogical university. Man in India. Vol. 97 (22), 147-155. Available from: http://serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1512368477.pdf (Accessed 15th May 2018). (In Russian).
15. Информационные технологии в управлении образованием. Часть I [Текст]: пособие для системы доп. проф. образования / под ред. С.М. Авдеевой, М.Ю. Барышниковой, А.А. Елизарова. - М.: НФПК,2006. - 168 с.
16. Информационные технологии в управлении образованием. Часть II [Текст]: пособие для системы доп. проф. Образования / под ред. С.М. Авдеевой, М.Ю. Барышниковой, А.А. Елизарова. - М.: НФПК, 2006. - 208 с.
17. Бухарова, Г.Д. Методологические подходы к использованию ИКТ в формировании информационных компетентности и компетенций [Текст] / Г.Д Бухарова, Д.А. Стариков // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы. - 2008. - № 3 (11). - С. 18-23.
18. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность [Текст] / Е. Доманский // Народное образование. - 2008. - №2. - С. 261-267.
19. Кузбецкий, А. Информационно-коммуникативные технологии в управлении образованием [Текст] / А. Кузбецкий, Т. Смыковская // Народное образование. - 2008. - №1. - С. 105-112.
20. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст]: учебное пособие для системы доп. проф. образования / Н.Н. Курова. - М.: Федерация Интернет Образования, 2002. - 64 с.
S.D. Kirienko1, A.S. Mikerina2
1 ORCID No. 0000-0002-3957-0292, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: cdk_09@mail.ru 2 ORCID No. 0000-0002-8867-0302, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: mikerinaas@yandex.ru
USAGE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract
Introduction. The authors examine the relevance of the problem of information space management in preschool educational organization; provides an overview of the main ideas of modern researchers on the application of information and communication technologies in the practice of kindergartens. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of effective management of information educational space in preschool educational organization.
Materials and Methods. The main methods of the research are the analysis of scientific literature
devoted to the problem of usage of information and communication technologies, management of p
information educational space, organization of information educational environment in the Pre-school Educational Organization (PEO); as well as diagnostic methods, including observation, description, survey, methods of statistical data processing.
Results. Theoretical results include the definition of organizational and pedagogical conditions of management of information educational environment in the PEO. The practical result is the development and implementation of the project "Usage of information and communication ° technologies in the educational process of PEO". To specify and clarify the activities in the framework to of the project the authors have made the plan. o.
Discussion. It is emphasized that the implementation of the project "Usage of information and o communication technologies in the educational process of PEO" promotes the ICT competence o development of the participants of the educational process; the effectiveness of the management of PEO through the formation of information infrastructure management of PEO; the effectiveness of the quality of educational process in PEO.
Conclusion. It is concluded that the creation of the necessary organizational and pedagogical conditions contributes to the effective management of the usage of educational resources of the IOS PEO.
Keywords: informatization; information and communication educational environment; ICT competence; information infrastructure of PEO management; information resources; single information space; information technologies; communication technologies.
Highlights:
• The organizational and pedagogical conditions of information educational environment management in PEO have been determined;
• The project "Usage of information and communication technologies in the educational process of PEO" has been developed»;
• The effectiveness of the developed project of information educational space management in preschool educational organization has been proved.
References
1. Andreev A.A. (2004) Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah [Some problems of pedagogy in modern informational and educational environments] Innovacii v obrazovanii. 6, 98-101. (In Russian).
о cl
С
(Л ф
'га _о о с
-Л
о ф
+-<
с
о +-<
го о 'с
Е Е о о
73 С
го с о
ф
га го
(Л
3
2. Branovskij Yu, Belyaeva A. (2002) Rabota v innovacionnoj srede [Work in an innovative environment] Vysshee obrazovanie v Rossii. 1, 193-200. (In Russian).
3. Uvarov A., Vodop'yanov G. (2007) Informatizaciya obrazovaniya kak innovacionnyj process [Informatization of education as an innovative process] Narodnoe obrazovanie. 9, 139-145. (In Russian).
4. Kirienko S.D. (2016) Ispol'zovanie obrazovatel'nyh tekhnologij v praktike raboty doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Usage of educational technologies in practice of work in preschool educational institutions] Aktual'nyeproblemy doshkol'nogo obrazovaniya: osnovnye tendencii iperspektivy razvitiya v kontekste sovremennyh trebovanij. Sbornik materialov XIVmezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, Izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 226-232. (In Russian).
5. Krasil'nikova V.A. (2003) Informatizaciya obrazovaniya: ponyatijnyj apparat [Informatization of education: conceptual glossary] Informatika i obrazovanie. 4, 21-27. (In Russian).
6. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda universiteta: uchebno-metodicheskoe posobie [Information educational environment of the University: teaching manual] (2008) Ed. Solomin V.P. Saint Petersburg, Akademiya Issledovaniya Kul'tury Publ. (In Russian).
7. Maliataki V.V. (2008) Informacionnaya obrazovatel'naya sreda: istoricheskij aspekt [Informational educational environment: historical aspect] Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 82-2, 103-108. (In Russian).
8. Nazarov S.A. (2006) Pedagogicheskoe modelirovanie lichnostno-razvivayushchej informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza [Pedagogical modeling of personality-developing information and educational environment of the University] Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2, 69-71. (In Russian).
9. Batenova Yu.V. (2007) Psihologiya primeneniya informacionnyh tekhnologij v obrazovanii [The psychology of the information technology usage in education] Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 1, 186-194. (In Russian).
10. Batenova Yu.V. (2015) Informacionnoe prostranstvo: mezhdisciplinarnyj rakurs [Information space: a multidisciplinary perspective] Novoe vpsihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. 4, 7-19. (In Russian).
11. Batenova Yu.V. (2017) Gotovnost' pedagogov k ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij dlya razvitiya doshkol'nikov [Teachers' readiness to use information and communication technologies for the development of preschool children] Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanij. 2. 46, 4249. (In Russian).
12. Robert I.V. (2008) Teoreticheskie osnovy razvitiya informatizacii obrazovaniya v sovremennyh us-loviyah informacionnogo obshchestva massovoj global'noj kommunikacii [Theoretical bases of informatization development of education in modern conditions of information society in mass global communication] Informatika I obrazovanie. 5, 3-15. (In Russian).
13. Batenova Yu.V., Dolgova V.I., Emel'yanova I.E., Volchegorskaya E.Yu., Shayakhmetova V.K. (2017) Preschool child development in the organized information space. Espacios. Vol. 38 (56), 5. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385605.html (Accessed 15th May 2018). (In Russian).
14. Emel'yanova I.E., Dolgova V. I., Pikuleva L.K., Kirienko S.D., Emel'yanova L.A. (2017) The problems of functioning of the basic department of humanitarian pedagogical university. Man in India. Vol. 97 (22), 147-155. Available from: http://serialsjournals.com/serialjournalmanager/pdf/1512368477.pdf (Accessed 15th May 2018). (In Russian).
15. Informacionnye tekhnologii v upravlenii obrazovaniem [Information technologies in education management] Chast' I: posobie dlya sistemy dop. prof. obrazovaniya (2006) Eds. Avdeeva S.M., Barysh-nikova M.Yu., Elizarov A.A. Moscow, NFPK Publ. (In Russian).
16. Informacionnye tekhnologii v upravlenii obrazovaniem [Information technologies in education management] Chast' II: posobie dlya sistemy dop. prof. obrazovaniya (2006) Eds. Avdeeva S.M., Barysh-nikova M.Yu., Elizarov A.A. Moscow, NFPK Publ. (In Russian).
17. Buharova G.D., Starikov D.A. (2008) Metodologicheskie podhody k ispol'zovaniyu IKT v formiro-vanii informacionnyh kompetentnosti i kompetencij [Methodological approaches to the ICT usage in the formation of information competence and competences] Uchebnoe zanyatie: poisk,, innovacii, perspektivy. 3. 11, 18-23. (In Russian).
18. Domanskij E. (2008) Informacionnoe obshchestvo i obrazovanie: mifologiya i real'nost' [Informait tion society and education: mythology and reality] Narodnoe obrazovanie. 2, 261-267. (In Russian). CO
19. Kuzbeckij A., Smykovskaya T. (2008) Informacionno-kommunikativnye tekhnologii v upravlenii obrazovaniem [Information and communication technology in educational management] Narodnoe obra-zovanie. 1, 105-112. (In Russian).
20. Kurova N.N. (2002) Proektnaya deyatel'nost' v razvitoj informacionnoj srede obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebnoe posobie dlya sistemy dop. prof. obrazovaniya [Project activities developed in the information environment of the educational institution] Moscow, Federaciya Internet Obrazovaniya Publ. (In Russian)
Б01: 10.25588^Ри.2018.03.10
УДК 378.637.016 ББК 74.489.0
И.В. Кудинов
ORCID № 0000-0003-0367-0002, доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научной и инновационной деятельности, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация. Е-тай: ilyakudinov@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация ^
Введение. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что прорывные | 1Т-решения в различных областях жизнедеятельности человека, развитие технологий элек- § тронного образования, возросшая потребность в быстром и узкоспециализированном об- « разовании в настоящее время принципиально изменяют роль и функции высших учебных заведений. Цель статьи заключается в обобщении опыта Башкирского государственного пе- § дагогического университета им. М. Акмуллы по разработке методологии электронного обра- о зования профильного вуза и частных методик по онлайн- и оффлайн-обучению в системе высшего образования, по проведению научных исследований в области качества производства и результатов освоения массовых открытых онлайн-курсов. В статье раскрываются основные векторы развития деятельности университета: реализация субъектно-ориентированной образовательной технологии, организация обучения с применением массовых открытых онлайн-курсов, переход к активным и проектным формам работы, разработка и реализация сетевых образовательных программ, развитие методики имитационного (симуляционного) обучения, интеграция обучения с производством, реализация программ дуального обучения. Представленная в статье система электронных образовательных ресурсов, созданных в БГПУ им. М. Ак-муллы, позволяет обеспечить сопровождение профессионального роста учителей, выстроить вертикаль взаимодействия от ученика до профессора вуза, осуществить методическую, организационную и содержательную поддержку школ, внедрить массовые открытые просветительские онлайн-курсы для родителей учащихся.
Материалы и методы. В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы сформированы три инновационные площадки (лаборатории), исследующие информационные технологии в образовании: «Методология субъектно-ориентированного обучения в высшей школе» (занимается разработкой теоретико-методологических основ субъектно-ориентированного профессионального образования с учетом требований подготовки компетентного специалиста), «Дидактический дизайн» (разрабатывает визуальные дидактические средства для системы образования), «Бимодальный университет как стратегия инновационного и опережающего развития вуза» (занимается теоретическим обоснованием
т
о
X .0
га х о s
о
о ф
-&
о с
о
X