материалам курса и средствам коммуникации с преподавателями. Посредством дистанционных технологий педагоги самостоятельно изучают теоретические вопросы, представляют выполненные аттестационные задания (проекты, технологические карты, конспекты НОД, фрагменты рабочих программ), проходят тестирование.
Одной из форм организации образовательного процесса по программам повышения квалификации является стажировка, которая выступает новым и эффективным механизмом как для слушателей программ курсов повышения квалификации, так и для педагогов, которые представляют опыт инновационной работы своей образовательной организации. Целью стажировки является формирование и закрепление в процессе деятельности профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Реализация программ повышения квалификации в форме стажировки предполагает обязательную организацию работы слушателей на стажировочных площадках на базе МБДОУ г. Сургута (№ 56 «Искорка», № 39 «Белоснежка», № 81 «Мальвина», № 64 «Радуга», № 78 «Ивушка» и др.) Участвуя в работе стажировочных площадок, педагоги получают возможность включиться в реальный процесс дошкольной образовательной организации, представляющей инновационные технологии; самостоятельно проектировать образовательный маршрут в соответствии с актуальными потребностями конкретной педагогической ситуации; познакомиться с моделями образовательных систем, обеспечивающих современное качество дошкольного образования и др.
Таким образом, курсы повышения квалификации составляют основу для развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновления теоретических и практических знаний педагогов дошкольного образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамовских, Н.В. Содержательные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов [Текст] / Н.В. Абрамовских // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5. - С. 169-171.
2. Каратаева Н.А. Конструирование рабочей программы воспитателя: научно-практический дискурс [Текст] / Н.А. Каратаева, О.В. Крежевских // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 52-60.
3. Лашкова, Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования : междунар. науч. журн. - 2013. - № 5 (42). - 482 с. - С. 265-267.
4. Толмачева, В.В. Методологические подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО [Текст] / В.В. Толмачева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - С. 126-129.
5. Шанц, Е.А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Щанц // Концепт. - 2013. - Спецвып. № 02. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2013/13523.htm.
УДК 373.2
А.В. Коуров, г. Шадринск
Применение информационно-коммуникационных технологий педагогами дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается возможности применение информационно-коммуникационных технологий в ДОО. Содержание ИКТ-компетенции педагогических работников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольная образовательная организация, ИКТ-компетенции.
A. V. Kourov, Shadrinsk
The use of information and communication technologies by teachers of preschool educational organizations
The article considers possibilities of application of information and communication technologies in the PEO. The content of the ICT competence of teachers.
Keywords: ICT, pre-school educational organization, the ICT competence.
Современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [6]. Информационно-коммуникационные технологии открывают образовательным учреждениям огромные перспективы на протяжении всех этапов системы непрерывного образования.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании - первого уровня образования - диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать ИКТ в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в социальное пространство. Внедрение указанных технологий в современное дошкольное образование не только целесообразно, но и актуально и позволит достичь цель, которую ставит перед педагогами «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» - «...скрепление уровней и видов образования в единое целостное здание современного конкурентоспособного образования, выступающего основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики» [1].
В педагогической науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода, информационно-коммуникационные технологии - это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [6].
Современная образовательная парадигма, строящаяся на информационно-коммуникационных средствах обучения, берет за основу не передачу детям готовых знаний, умений и навыков, а формирование у ребенка умений самостоятельной деятельности. При этом работа детей во время непосредственной образовательной деятельности носит характер общения с педагогом, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Одним из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО) должны стать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий изменяет традиционный
характер и процедуру управления воспитательно-образовательным процессом ДОО, так как предусматривает распределение обязанностей между «естественным» и «искусственным» интеллектом.
Внедрение информационных технологий в работу ДОО необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения субъектов: воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов, родителей и детей. Системе управления дошкольным образованием требуется не только новая техника, но и люди - технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать. Специалисту необходимо:
• эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;
• поощрять педагогические инновации, основанные на использовании современных информационных технологий;
• уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения информационных технологий;
• активно участвовать в процессе апробации образовательных электронных изданий и ресурсов;
• активно участвовать в научно-методической работе, пропагандировать возможность использования информационных технологий в образовании.
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры. Как отмечает Ю.М. Горвиц, человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности [2]. ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере» [3, с.33]. Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОО. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ-компетентности.
По результатам проведенного анкетирования нами были выявлены причины личной заинтересованности педагогов в повышении уровня ИКТ-компетентности:
• экономия времени при разработке дидактических материалов;
• перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
• переход на новый уровень педагогического мастерства.
Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма мало продуктивны в «автономном режиме». Необходимо постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью в ДОО должны использоваться педагогические мастерские и наставничество. Эффективна и такая форма работы, как работа в паре: пару составляют педагог, владеющий ИКТ, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере, что помогает последнему приобрести практические навыки работы с ИКТ.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие
мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИКТ-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. Педагоги разрабатывают и готовят:
• компьютерные презентации «Наша группа»;
• электронные методические материалы и презентации для занятий;
• информационные буклеты для родителей;
• групповые газеты.
Разработанная система повышения ключевой ИКТ-компетентности педагогических работников должна привести к следующим результатам:
• умение создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т.д.);
• умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
• активное использование информационных технологий в деятельности
ДОО;
• владение навыков поиска информации в сети Интернет;
• владение программой создания мультимедийных презентаций;
• умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
• владение способами и методами применения ИКТ в работе с детьми [5]. Таким образом, информационная среда ДОО включает: методическое
обеспечение; базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows; аппаратный комплекс: компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office (Microsoft Word - текстовый процессор, Microsoft Excel - электронные таблицы, Microsoft Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Adobe Photoshop -графический растровый редактор; Internet Explorer - веб-браузер) [4].
Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : распоряжение от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. - Режим доступа: http://government.ru/docs/16479/.
2. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц, А.А. Чайнова, Н.Н. Поддъяков. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.
3. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе [Текст] / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М. : Просвещение, 2011. - 190 с.
4. Коуров, А.В. Компьютерные технологии в вузе [Текст] / А.В. Коуров // Инновационные технологии в современном российском образовании : сб. науч. тр. - М., 2009. - С. 103-106.
5. Очирова, О.Д. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ [Текст] / О.Д. Очирова, Л.А. Шаманова // Педагогика: традиции и инновации : материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 60-62.
6. Словарь педагогического обихода [Текст] / под ред. проф. Л.М. Лузиной. - Псков : ПГПИ, 2003.