Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий Добикова Т. И.
Добикова Татьяна Ивановна /Dobikova Tatyana Ivanovna - педагог, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Росинка», г. Надым
Аннотация: данная статья нацелена на родительскую общественность, вовлечение их в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий. Взаимодействие родителей и педагогов - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризовать деятельность педагога и детского учреждения в целом.
Abstract: this article is aimed at the parent community, involving them in the educational process of preschool through information technology- communication. The interaction of parents and teachers - a necessary condition for the full development of preschool children, as the best results are achieved where teachers and parents act in concert. The use of ICT in educational process - this is one of the modern trends in preschool education. Means of information-communication technologies help teacher to diversify forms of support to the educational process, improve the quality of the work with the parents of pupils, as well as to popularize the work of the teacher and the activities of the institution as a whole.
Ключевые слова: педагог, родители, ребенок, ИКТ, воспитание, образование. Keywords: teacher, parents, child, ICT, education, training.
Наше будущее - это дети, а детский сад и семья - два важных инструмента социализации детей. Как музыка держится на трех китах (песня, танец, марш), так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих - педагог + родители + ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты достигаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Беда многих современных семей - отстраненность от педагогического процесса ДОУ, причина которой, прежде всего, в их занятости; и в связи с недостаточным количеством времени они не имеют возможности взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка. Данную проблему можно и нужно решать с помощью нового современного вида взаимодействия воспитателей и родителей - использование информационно-коммуникативного пространства [1].
Ведь сегодня сама жизнь диктует нам качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду: прогресс широким шагом шагнул в детский сад, а в свете нового федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. и вступившими в силу в январе 2014 г. ФГОС ДО. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи потребовалось расширение информационного пространства. Это стало возможным благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Что же такое ИКТ? ИКТ - это информационная технология, это технология доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе - это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникационных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом [2].
Итак, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), и мы понимаем, что сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ является важным направлением работы дошкольного учреждения. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению у детей и вовлечь родителей в активную образовательную деятельность.
Сегодня сотрудничество с родителями реализуется через разнообразные формы общения.
К традиционным формам взаимодействия с родителями относятся классические родительские собрания и консультации. Традиционные формы работы с родителями при всех их положительных характеристиках имеют объективные трудности, это:
- ограниченное количество времени у родителей как для посещения родительских собраний, так и для посещения консультаций в детском саду;
- отсутствие возможностей для современного предоставления необходимой информации родителям.
В свою очередь нетрадиционные формы работы с родителями делятся на четыре вида:
1. Информационно-аналитическая форма направлена на выявление интересов, запросов родителей через:
- анкетирование, тестирование, «Почту доверия», «Волшебный сундучок», «Как отвечать на детские вопросы?», «Почему ребенку нужна игра?» и др.
- вечер вопросов и ответов;
2. Познавательная форма дает возможность познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей через:
- семейные клубы, деловую игру, тренинги, аукцион полезных советов, педагогический совет с участием родителей, конференции и мини-собрания, совместные экскурсии, походы и т. д.
3. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми через:
- мастер-классы;
- проведение различных конкурсов и спортивных соревнований;
- участие в выставках совместного творчества;
- создание семейных газет и т. д.
4. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:
- презентацию дошкольного учреждения;
- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
- родительские собрания с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду;
- информационные стенды;
- информационные папки в родительском уголке.
Какие же технические средства применимы в детском саду? На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня использование ИКТ в детском саду позволяет:
- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре, а для родителей - привлечь дополнительное внимание к теме или проблеме обсуждения;
- в доступной форме, ярко, образно преподнести материал;
- привлечь внимание движением, звуком, мультипликацией.
Как уже было сказано выше, для эффективного взаимодействия детского сада и семьи требуется расширение информационного пространства. Благодаря ИКТ, родители могут «приоткрыть занавес» и посмотреть, как их ребенок растет, развивается, проживает то время, пока находится в детском саду. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию и реализации совместных проектов при помощи ИКТ.
Какие же условия необходимы для того, чтобы родители из пассивных участников образовательного процесса стали активными его участниками и плавно влились в это информационное пространство? Это:
1. Соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, большой экран, телевизор, видеомагнитофон, DVD, Интернет и т. д.
2. Педагог, владеющий компьютерными навыками.
3. Родитель, владеющий компьютерными навыками.
4. Умение пользоваться учебными электронными изданиями, материалами из Интернета.
5. Аудио и видео материалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные педагогом, родителями.
Я хочу поделиться опытом работы нашего учреждения в этом направлении.
В нашем деском саду сложилась система, позволяющая вовлекать семьи воспитанников в процесс воспитания и образования детей согласно задачам учреждения. Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, о наших формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок - родитель - педагог» предлагаем различные формы: дни открытых дверей, семейный клуб, гостиная для родителей будущих первоклассников, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, мастер -классы, индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиция педагогов и родителей по актуальным проблемам [3].
Педагогами активно используются следующие формы работы с использованием ИКТ [4]:
- проведение практических занятий с использованием мультимедийной презентации, что значительно повышает интерес детей и родителей к теме занятия и способствует эффективному повышению уровня познавательных возможностей;
- не менее эффективная форма работы - это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь ее объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и
следовать им, необходимо предложить определенный алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей;
- родительские собрания, круглые столы и др. с показом видеофильмов, мультимедиа презентациями о жизни детей в детском саду или пояснительным материалом по теме собрания.
Периодически в детском саду воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог выпускают информационные буклеты различной тематики и распространяют их среди родителей.
Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Это то, что делают педагоги для расширения границ общения и информированности родителей о жизни и развитии детей в ДОУ, но при этом родители - пассивные наблюдатели. А как же сделать родителей активными участниками педагогического процесса?
Уверена, что главный фактор между воспитателями, родителями и детьми - установление отношений доверия, сотрудничества и партнерства.
Педагог:
- должен быть компетентен в вопросах воспитания и образования детей;
- должен быть авторитетом для родителей и детей;
- должен уметь заинтересовать родителей и сделать их активными участниками жизни группы и ДОУ.
Родители:
- должны хотеть стать активными участниками педагогического процесса детского сада;
- должны быть заинтересованы в успехах своих детей;
- должны стремиться всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
У себя в группе мы создали такие условия для взаимодействия с родителями, которые позволили нам убрать из выше перечисленных факторов слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать, что наши родители являются активными участниками педагогического процесса не только группы, но и детского сада.
Наши родители принимают активное участие:
- в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты (они понимают, что работа над составлением и подготовкой презентации семейного проекта, его публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно -коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня самооценки ребенка). Использование ИКТ в проектной деятельности - это реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии используются практически на каждом этапе исследовательской деятельности: поиск информации, ее обработка, оформление проекта и его презентация;
- в создании мультимедийных презентаций к занятиям (ребенок, чьи родители готовили презентацию, рассказывает данный материал, что безусловно положительно влияет на развитие у детей навыков общения и способствует повышению уровня самооценки ребенка, авторитета среди других детей и пробуждает у других детей желание стать такими же выступающими);
- оказывают помощь в создании дидактических пособий: «Веселая азбука», «Моя семья», «От А до Я», «Лесная математика» и игр «Кто лишний?», «Что сначала, что потом?», «Найди нужный предмет?» и др. -это позволяет родителям быть в курсе тем, изучаемых ребенком в детском саду (ребенок презентует игру детям группы, рассказывает правила игры, становится первым ведущим, что вызывает только положительные эмоции, добавляет уверенности в себе и повышает авторитет родителей в глазах ребенка);
- книжки-малышки разной тематической направленности - дают возможность родителям проявить умения и творчество при подборке материала и оформлении книжки-малышки;
- создают презентации, семейные электронные газеты собственных семейных ресурсов в развитии личности ребенка;
- в издании информационных листов и буклетов, содержащих информацию для детей, с последующим распространением среди детей группы, что также позволяет родителям стать частью жизни ребенка в детском саду;
- при помощи фото и видеоаппаратуры создают для детей слайд-шоу и видеофильмы о прошедших мероприятиях: экскурсии в пожарную часть и ГИБДД города, школы, музей и библиотеку, участии в выставках разной тематики и соревнованиях по разным видам спорта, в организации и проведении которых принимают активное участие.
Мы работаем в тесном контакте со специалистами нашего ДОУ. Родители не всегда проявляют заинтересованность в занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, считая, что если учитель-логопед (педагог-психолог) - «сильный» педагог, то справится сам без их помощи. Для того чтобы развеять неправильное мнение о «легкой» работе логопеда ( психолога ) и повысить интерес к занятиям у родителей и детей, логопеды (психологи) дают определенные задания «на дом», например, сделать мнемотаблицы для
заучивания стихов, для составления описательных рассказов, сделать подборку картинок, загадок и т. д. Такие простые приемы позволяют вовлекать родителей постепенно, увеличивая их заинтересованность в успехах ребенка, дают возможность почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса ДОУ.
Все семьи, которые принимают участие в воспитательно-образовательном процессе, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города - награждаются грамотами и подарками от детского сада [5].
Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых. Мы призываем всех педагогов направить свои творческие способности и умения в русло технических инноваций для получения еще лучших результатов работы.
В заключение хочется отметить, что используя ИКТ в своей работе, мы открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми и родителями входим в увлекательный мир информации, коммуникации и технологии, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное - эта работа доставляет нам огромное удовольствие.
В перспективе расширение применения ИКТ в детском саду при взаимодействии с родителями: создание видеоклипов (роликов) с участием детей, использование электронной фоторамки для информирования родителей о событиях прошедшего дня и др. Будем рады, если наша работа в этом направлении после ознакомления поможет педагогам более активно использовать информационно-коммуникационные технологии для активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ [6].
Закончить мы хотим словами Марка Цукерберга: «Каждую сотню лет средства массовой информации претерпевают изменения. Сейчас настало время тотального обмена информацией между конкретными людьми. В этом и состоит будущее...»
Литература
1. Горвиц Ю. М., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание - 1991. - № 5.
2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьярков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 1998 г.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М, Сфера, 2008.
4. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. -С. 53-57.
5. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997.
6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-ПРЕСС, 1994. - 204 С.
7. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. - М.: «Гелиос АРБ», 2000.