Научная статья на тему 'Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов'

Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5492
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ / PRESCHOOL EDUCATION / MODERNIZATION / INTERACTION / PRESENT PROBLEMS OF THE RUSSIAN FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Е. В.

В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования в условиях глобальных вызовов образованию, касающиеся, главным образом, организации продуктивного взаимодействия с родителями, обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается необходимость акцентировать внимание при модернизации дошкольного образования на интересы основных участников образовательного процесса – родителей, детей как непосредственных потребителей образовательных услуг, и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of preschool education in the conditions of global challenges

The article considers the main problems in the sphere of preschool education in the conditions of global challenges to the education, mainly concerning the organizing of effective interaction with parents, renovating of preschool education and improvement of professional activity of teachers in preschool educational institutions. The need to focus attention at modernization of preschool education according to the interests of the main participants of educational process – parents, children as the direct consumers of educational services, and teachers, is especially emphasized.

Текст научной работы на тему «Модернизация дошкольного образования в условиях глобальных вызовов»

УДК 373.2

МОДЕРНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

Е.В.Мигунова

MODERNIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF GLOBAL CHALLENGES

E.V.Migunova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, elena.migunova@novsu.ru

В статье рассматриваются основные проблемы в сфере дошкольного образования в условиях глобальных вызовов образованию, касающиеся, главным образом, организации продуктивного взаимодействия с родителями, обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Особо подчеркивается необходимость акцентировать внимание при модернизации дошкольного образования на интересы основных участников образовательного процесса - родителей, детей как непосредственных потребителей образовательных услуг, и педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, модернизация, взаимодействие, современные проблемы российской семьи

The article considers the main problems in the sphere of preschool education in the conditions of global challenges to the education, mainly concerning the organizing of effective interaction with parents, renovating of preschool education and improvement of professional activity of teachers in preschool educational institutions. The need to focus attention at modernization of preschool education according to the interests of the main participants of educational process - parents, children as the direct consumers of educational services, and teachers, is especially emphasized.

Keywords: preschool education, modernization, interaction, present problems of the Russian family

Одной из основных задач российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества. Цель модернизации образования, в т.ч. и дошкольного, - создание механизма устойчивого развития системы образования в целом, для ее решения поставлена приоритетная задача: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

В Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возмож-

ные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является гарантирование доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Задачи модернизации дошкольного образования требуют, по мнению Д.И.Фельдштейна, глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической состав-

ляющих в контексте принципиально важных изменений. В современном мире изменились не только условия, социальное пространство существования ребенка, система его отношений, изменился сам ребенок.

Среди современных вызовов, связанных с процессами глобализации и информационным взрывом, особо выделяется кризис традиционной модели детства.

Взросление детей происходит в изменившихся условиях, их опыт существенно отличается от родительского. Происходят изменения и в привычных механизмах семейного воспитания. Современной семье предоставляется больше возможностей выстраивать карьеру, уже существует понятие «бикарьерная семья», когда оба родителя нацелены на карьеру, соответственно, у них не хватает времени на воспитание ребенка, и в связи с этим детьми занимается вспомогательный персонал. Сокращение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, недостаток сотрудничества в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Современная семья дает родителям больше возможностей не продлевать неудачный брак, жить с сегодняшним партнером, соединяя детей от разных браков и т. д. Дети недополучают заботу, ласку, родительскую любовь, что не реализует их потребность быть признанными, успешными, не обеспечивает в полной мере психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность, ответственность за себя и других. Острым вопросом стоит насилие взрослых по отношению к детям, девиантное поведение супругов.

Это происходит в обстановке изменившейся системы отношений не только взрослых и детей, но и самих взрослых, включая отношения между супругами, понимания ими ценностей, а главное, в условиях потери ответственности за детей, приводящей к их психическому напряжению, ограничения активности и самостоятельности ребенка, усиливающейся ориентации детей на потребление.

Наблюдается тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, его низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на родительство; миграция населения, связанная с трудоустройством, которая обусловила рост числа семей, где один из супругов не может постоянно выполнять свои роли.

В современных условиях преобладают однодетные семьи, в детских садах одновозрастные группы, мала численность совместного проживания многопоколенных семей, дворовое общение нарушено, -все это свидетельствует об отсутствии разновозрастного общения, в котором передается опыт от старших к младшим.

Д.И.Фельдштейн указывает на то, что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума - семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развернутом социальном, в том числе новом зна-

ниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, педагогов. В условиях актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей в жизни.

Исследователями отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности под действием компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость. Как следствие - повышенный уровень тревожности, неуверенность, одиночество, страх, и при этом - инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность [1].

Все эти особенности и изменения требуют переосмысления отношений образовательных учреждений и семьи, создания конструктивных инструментов взаимодействия с семьями, вопросов обновления содержания дошкольного образования, совершенствования профессиональной деятельности педагогов.

Среди стратегий развития сферы образования и социализации детей до 2020 года обозначены: выявление семей, в которых нет достаточного социального и культурного капитала для поддержки развития детей; создание для них специальных курсов по повышению родительской компетентности, оказание индивидуальной поддержки; привлечение наиболее активных и компетентных семей к управлению образовательными учреждениями; развитие инклюзивного образования; развитие системы психолого-медико-социального сопровождения; модернизация программ дополнительного образования; поддержка одаренных детей [2].

Д.И. Фельдштейном выявлены пути реализации нового подхода к дошкольному образованию: поиск педагогических идей по обновлению содержания, образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста; модернизации технологий дошкольного образования; повышение профессионального мастерства и престиж педагогического труда; создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания; привлечение внимания органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития системы дошкольного образования детей; особое внимание уделить предшкольному образованию детей, не охваченных дошкольным образованием [3].

Рассмотрим одно из направлений модернизации дошкольного образования - взаимодействие с родителями в условиях непростой сложившейся обстановки.

Сегодня очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными требованиями.

С целью реализации такого взаимодействия на основе обобщенного опыта педагогов Новгородской

области используются следующие формы: открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей (с включением беседы с родителем, ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести в круг интересов); педагогический совет с участием родителей (с включением интервью с родителями, обсуждение педагогических ситуаций, телефон доверия, на его анализе планируется дальнейшая работа с родителями); посещение семьи; педагогические беседы с родителями с целью оказания своевременной помощи родителям, достижения единой точки зрения в вопросах воспитания; тематические консультации (плановые, неплановые по инициативе обеих сторон); групповые собрания родителей (выступление педагогов, психолога, медицинского работника, музыкального работника, родителей); круглый стол (с участием специалистов); конференции с родителями (моделирование жизненных ситуаций педагогами, профильными специалистами, родителями в занимательной форме); письменные формы общения (еженедельные записки, личные блокноты, ящик для предложений); использование приемов создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, член родительского комитета, команда пап); клубы на основе взаимодействия взрослых и детей, в т.ч. Клуб Молодой семьи, Клуб пап, Клуб выходного дня («Вместе с мамой и папой!»), презентация семейных и творческих проектов - журналы, книги, энциклопедии, газеты и др.; творческие накопительные альбомы; портфолио и др.

Развитие взаимодействия ДОУ с родителями направлено на:

- сотрудничество родителей друг с другом с целью обмена опытом, оказания поддержки, по вопросам трудоустройства, здоровья, жилья, ухода за детьми, образованием, выявления общих проблем и особенностей (например, дети с особо развитым мышлением, лидеры, художественные таланты и др.);

- обучение родителей, в т.ч. с использованием презентаций (психологические особенности личности ребенка, эмоциональное развитие ребенка, развитие сюжетно-ролевой игры дошкольника, социальная компетентность ребенка, создание комфортной семейной обстановки, влияние супружеских отношений на воспитание детей, одаренные дети и др.);

- неформальные встречи родителей и педагогов, диспуты, клубы по интересам, «вечер вопросов и ответов», оформление фотостендов; обмен литературой, аудио-, видео-, Интернет- ресурсами, проведение мастер-классов, взаимодействие с социумом;

- непосредственное участие родителей в образовательном процессе, в управлении им (проведение «Дней соучастия», проектная деятельность, наблюдательные Советы, Клуб выходного дня, «Моя профессия»);

- увеличение доли дополнительных платных образовательных услуг, учитывающих интересы детей, способствующих их разностороннему развитию, развитию творческого потенциала, таланта.

Взаимодействие с семьей в современных условиях деятельности дошкольных образовательных учреждений играет одну из основных ролей. С целью осуществления дифференцированного подхода к ра-

боте с родителями необходим учет структуры и социального положения семьи, типа и стиля семейных отношений, уровня педагогической культуры. Отношения с родителями строятся на доверии, базируются на принципах открытости, взаимопонимания. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи, поиска форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию их активной позиции.

Еще одним из путей модернизации дошкольного образования является, безусловно, обновление его содержания. В связи с внедрением Федеральных государственных требований к структуре и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных учреждениях особое внимание уделяется процессу модернизации образования детей дошкольного возраста, направленному на повышение качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении оптимальных условий для развития личности дошкольников и активизации инновационной деятельности.

Приоритетом является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе [4].

Реализация программ развития, разработанных в соответствии с ФГТ Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляется по следующим направлениям: активизация развития учреждения дошкольного образования средствами совместной работы с родителями и муниципальной общественностью; личностно-ориентированная направленность образования дошкольников; обновление ресурсов образовательной среды; обеспечение профессионального развития педагогических кадров; создание новых механизмов оценки качества образования; внедрение новых форм социального партнерства; информатизация образовательного пространства (систематизация, обновление информационных ресурсов, разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, разработка системы организации консультативной методической поддержки в области освоения педагогами современных коммуникативных технологий и применения их в образовательной практике ДОУ, создание банка электронных обучающих и развивающих циклов, программ, дидактических и методических материалов на основе внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ и др.).

Принципиальным требованием к дошкольному образованию является гибкость образовательных программ, «подстраиваемость» под различные потребности семей (группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования, семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центры игровой поддержки ребенка и др.).

Выделим еще одно направление модернизации дошкольного образования - совершенствование профессиональной подготовки педагогов.

Один из вызовов современному дошкольному образованию создает новая категория семей - это образованные семьи с высокими ожиданиями в отношении образования своих детей. Такие родители (чаще всего это семьи с одаренными детьми) относятся к педагогам уважительно, но критически, а их деятельность расценивают как оказание услуги, а не как подвижничество. Увеличение в обществе доли таких семей создает, с одной стороны, новые возможности для образовательного учреждения, с другой, - новые требования к педагогу, к освоению новых видов деятельности - проектной, творческой, исследовательской, владению новыми технологиями, в т.ч. и информационными.

Об этом же говориться и в Указе В.В.Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», который направлен на обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни каждого ребенка. В нем выделены основные проблемы в сфере детства: распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей; нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Одним из путей решения этих проблем обозначено обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с ребенком и его семьей, обеспечение профилактики семейного неблагополучия, индивидуализированной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Д.И.Фельдштейн, обосновывая роль педагогов, работающих в условиях модернизации системы образования, пишет о том, что им предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту [3].

Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки специалистов, способных гибко адаптироваться в быстро меняющихся ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике; самостоятельно критически и творчески мыслить, уметь видеть проблемы и искать вариативные пути решения, используя современные технологии; грамотно работать с информацией; быть контактным в различных социальных группах, иметь навыки командной работы в различных областях.

С этой целью в ДОУ, в том числе и в Новгородской области, организуется психолого-педагогическое сопровождение педагога, направленное на развитие, прежде всего, его психологической готовности к инновационной деятельности, создание условий для самосовершенствования, формирование соответствующих потребностей и мотивов. Но, тем не менее, остается еще достаточно много проблем, в которых педагоги современных ДОУ недостаточно компетентны (например, вопросы инклюзивного образования, когда в группе детского сада из 25 человек - один ребенок с особенностями в развитии, и педагоги не знают, что с ним делать; или вопросы развития одаренных детей, которых педагоги не знают чем занять; вопросы все более усиливающейся агрессивности детей и т.д.).

Дошкольное образование и воспитание сегодня приобретают особую значимость. Это связано с ростом потребности в таких услугах в результате повышения рождаемости в России, также в последние годы проведены исследования, подтверждающие эффективность инвестиций в ранний возраст с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей детей и качества человеческого капитала в целом. Поэтому в таких условиях важно перейти на новый уровень отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи, предполагающий создание конструктивных инструментов взаимодействия, использовать инновационный подход к вопросам обновления и вариативности содержания дошкольного образования и мотивировать педагогов к инновациям, самоизменению, творчеству, совершенствовать их профессиональную подготовку с учетом модернизации дошкольного образования.

1. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. C. 28-32.

2. Каспржак А.Г., Фрумин И.Д. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. №1 . С.6-58.

3. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. 2009. №1. С. 8-14.

4. Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. М.: Линка-Пресс, 2008. 224 с.

Bibliography (Transliterated)

1. Fel'dshtejn D.I. Sovremennoe Detstvo: problemy i puti ih reshenija // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. №2. C. 28-32.

2. Kasprzhak A.G., Frumin I.D. Razvitie sfery obrazovanija i

socializacii v Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive: doklad jekspertnoj gruppy // Voprosy

obrazovanija. 2012. №1 . S.6-58.

3. Fel'dshtejn D.I. Sushhnostnye osobennosti sovremennogo detstva i zadachi teoretiko-metodologicheskogo obespechenija processa obrazovanija // Pedagogika. 2009. №1. S. 8-14.

4. Nikitina S.V. Ocenka rezul'tativnosti i kachestva dosh-kol'nogo obrazovanija. M.: Linka-Press, 2008. 224 s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.