Научная статья на тему 'Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ'

Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4270
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бардашова Галина Александровна, Кормильцева Мария Владимировна

В статье рассматриваются особенности, трудности и результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольную образовательную среду. Представлено описание опыта разработки и реализации ИКТ в образовательной области «Музыка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бардашова Галина Александровна, Кормильцева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду ДОУ»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

J

л

Бардашова Галина Александровна

музыкальный руководитель высшей категории Кормильцева Мария Владимировна

кандидат психологических наук, педагог-психолог

МБДОУ № 416 mashaperv@rambler.ru г.Екатеринбург

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОУ

______________________________________________________________Г

Аннотация: В статье рассматриваются особенности, трудности и результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольную образовательную среду. Представлено описание опыта разработки и реализации ИКТ в образовательной области «Музыка».

Ключевые слова: инновация, информационно-коммуникационные технологии, внедрение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Термин «инновация» в России вновь стал активно использоваться современной наукой и практикой, что напрямую связано с модернизационными процессами, происходящими в различных сферах: технологической, социальной, экономической, образовательной, политической. Тем не менее, сущность инноваций остается прежней. Они включают научно-исследовательскую деятельность и ее результаты, творческую деятельность, внедрение результатов творческих разработок и экспериментирование с ними, коммерционализацию. Только этап коммер-ционализации позволяет сделать изобретение, творческий результат, новацию достоянием многих, что, в свою очередь, приносит общественно-полезный результат, действует на благо социума, т.е. позволяет реализовать инновацию.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это те же самые новшества, результат научно-исследовательской деятельности изобретателей, а их внедрение в образовательный процесс - инновационная деятельность, которая в идеале должна принести социально и личностно полезный результат.

Глобальная информатизация школьного и профессионального образовательного пространства выдвигает особые требования к организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста: ребенок, впервые идущий в школу, должен обладать определенным запасом знаний, уметь самостоятельно приобретать новые, самостоятельно учиться, должен уметь пользоваться компьютером, обладать развитыми интеллектуальными, творческими, способностями, что позволит ему успешно учиться, адаптироваться и реализовывать свои возможности.

Несмотря на это, на сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения не удовлетворяют выше обозначенные потребности в полной мере. Сложившаяся ситуация связана, в первую очередь, с недостаточным развитием и применением информационно-коммуникационных технологий в образовательной среде детских садов (тогда как на других ступенях образования данные технологии активно используются).

В связи с этим в современных реалиях назрела острая необходимость активной реализации информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений, за счет чего будет достигнута качественная образовательная подготовка дошкольников, обеспечено максимально полное личностное и психическое развитие детей.

Большой вклад в разработку идеи использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, воспитания и развития дошкольников в России внесли Д. Л. Баландин, К. Ю. Белая, Н. Е. Веракса, Э. М. Дорофеева, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, Е. Б. Соловьева, А. В. Туликов, В. В. Фаныгина и др. Однако сегодня отсутствует системный, планомерный и единообразный подход к реализации ИКТ непосредственно в дошкольных образовательных учреждениях.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

45

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения и повышают конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных услуг. Возможность использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, облегчает процесс усвоения материала, расширяет кругозор, повышает уровень использования наглядности на занятиях, порождает у детей интерес к предмету познания.

Специалисты в области дошкольного образования выделяют множество положительных моментов использования ИКТ:

• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

• глубже постигаются понятия числа и множества;

• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;

• тренируется эффективность внимания и память;

• раньше овладевают чтением и письмом;

• активно пополняется словарный запас;

• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

• развивается воображение и творческие способности;

• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления;

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их [1,2,4,5].

Вместе с тем, можно выделить ряд трудностей, с которыми есть вероятность столкнуться при внедрении информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении:

• недостаточное техническое оснащение ДОУ;

• недостаточная разработанность обучающих и развивающих программ для детей дошкольного возраста;

• возникновение затруднений у педагогов при использовании компьютера в своей деятельности вследствие того, что специалисты имеют разный уровень ИКТ-ком-петентности.

Эффективному внедрению инноваций в образовательный процесс ДОУ способствуют различные факторы в своей совокупности (рис.1).

Психологическая

готовность

субъектов

образовательного

пространства

ДОУ

Научнометодические основы процесса инновационной деятельности ДОУ

Техническая оснащенность образовательног о пространства ДОУ

Уровень

профессиональной и инновационной компетентности педагогического состава

Эффективная и качественно результативная инновационная деятельность

Рис.1. Условия эффективного внедрения инноваций в образовательный процесс ДОУ

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

В МБДОУ № 416 г.Екатеринбурга в 2009-2011 гг. в рамках работы сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО [3,6] реализован пилотный проект обучения музыке детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий, в рамках которого были изучены пути развития, определены этапы внедрения и модель применения ИКТ в образовательной области «Музыка» (табл.1).

Таблица 1

Модель по использованию ИКТ в образовательной области «Музыка»

Вид деятельности ИКТ

Слушание 1. Мультимедийная презентация: беседы о композиторе, о театре, о музыкальных жанрах. 2. Видеофильмы о классической и народной музыке. 3. Слайд-шоу о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестров.

МРД и Танец 1. Мнемотаблицы: ориентирование в пространстве, дидактические игры. 2. Интерактивная доска: дидактические игры.

Пение 1. Слайд-шоу: иллюстрации к песням. 2. Мультимедиа - дидактические игры. 3. Микрофон - исполнение караоке.

Творчество 1. Компьютер: создание образов (рисуем и сочиняем музыку сами). 2. Компьютер: дидактические игры «Мелодии Гарика» и «Группа Оранги».

Праздники и развлечения 1. Видеофильмы о природе, Великой Отечественной войне, параде на Красной площади. 2. Слайд-шоу о семье, об урожае.

Реализация пилотного проекта происходила согласно календарно-тематическому плану образовательной деятельности ДОУ, а ИКТ использовались при работе как со всей возрастной группой, так и небольшими подгруппами.

С группой проводился просмотр мультимедийных презентаций о театре оперы и балета, о народном фольклоре; слайд-шоу о творчестве композиторов, знакомство с музыкальными инструментами народного и симфонического оркестра, видеозаписи классической музыки, балетов и детских мюзиклов, а также проводятся дидактические игры (1 раз в месяц).

С подгруппой детей занятия были направлены на развитие творческой самостоятельности, велось обучение навыкам работы на компьютере, дошкольнику предоставлялась возможность выразить свое

отношение к музыке, к окружающему миру (1 раз в неделю).

Также эффективно использовались ИКТ и в работе с родителями: активная интернет-переписка, в ходе которой решались вопросы как по проведению праздников, пошиву детских костюмов, так и по воспитанию и развитию детей.

Для успешной реализации поставленных задач использовались следующие технические средства: компьютеры, мультимедийная установка, планшеты, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, CD и DWD проигрыватели, микрофон.

В результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в области «Музыка» в МБДОУ № 416, было выявлено:

• интерактивная доска помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми;

• электронные средства обучения позволяют передавать информацию быстрее, нежели традиционные;

• ИКТ позволяют улучшить восприятие и запоминание материала детьми за счет увеличения количества иллюстрационного материала;

• ИКТ позволяют педагогу осуществлять субъект-субъ-ектное взаимодействие с детьми;

• создание единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения позволяет педагогу сократить временные затраты на подготовку к занятиям;

• ИКТ способствуют одновременному использованию графической, текстовой, аудиовизуальной информации;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);

• возможность использования приемов объяснения в игровой форме;

• использование ИКТ побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая самостоятельный или совместно с родителями поиск в сети Интернет.

В процессе реализации пилотного проекта производился анализ степени эффективности использования ИКТ в образовательной области «Музыка» по сравнению с предыдущим учебным годом, когда данные технологии не внедрялись (табл. 2). Критериями оценки выступили следующие показатели: высокий уровень - дети справляются с заданием самостоятельно и свободно, обладают творческим потенциалом, проявляют живой интерес к музыке; средний уровень - дети справляются с заданием с помощью педагога, не обладают творческим потенциалом; низкий уровень - дети затрудняются в выполнении задания , не проявляют особого инте -реса к музыке.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

47

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Таблица 2

Сравнительная таблица формирования музыкальной образованности детей

2009-2010 уч. год (без использования ИКТ)

Начало года Конец года

Высокий уровень - 0% Средний уровень - 20% Низкий уровень - 80% Высокий уровень - 0% Средний уровень - 80% Низкий уровень - 20%

2010-2011 уч. год (с использованием ИКТ)

Начало года Конец года

Высокий уровень - 0% Средний уровень - 50% Низкий уровень - 50% Высокий уровень - 20% Средний уровень - 80% Низкий уровень - 0%

В результате сравнительного анализа было выявлено: музыкальные занятия без использования ИКТ способствуют повышению музыкальной образованности детей, но не повышают творческий потенциал, тогда как применение данных технологий позволяет научить детей грамотно и лаконично составлять анализ музыкальных произведений, вырабатывает потребность слушать музыку, говорить о ней, что говорит об эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также апробированная система работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в музыкально-образовательную деятельность дала положительные результаты не только в музыкальном развитии детей, но и в формировании их личностных качеств и характеристик:

• сформировалось сознательное отношение к музыке;

• повысился художественно-эстетический вкус;

• возрос познавательный интерес, использование ИКТ сформировало потребность самостоятельно осуществлять поиск новой информации, обмениваться опытом;

• появилась оригинальность и творческая самостоятельность;

• сформировались коммуникативные, лидерские качества, чувство уверенности в собственных возможностях;

• возрос творческий потенциал, т.к. с использованием ИКТ возможностей для реализации своих замыслов появилось гораздо больше.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий (инноваций) в образовательный процесс ДОУ обеспечивает общественно ценный результат: высокий уровень развития различных сфер у ребенка, интерес к обучению, готовность к школе. Однако эффективность данной инновационной деятельности зависит от разных факторов: техническая оснащенность ДОУ, профессиональная и инновационная компетентность педагогов, научно-методическое сопровождение процесса. Особую роль играет психологическая готовность руководства, педагогов, детей и их родителей к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство ДОУ, которая обеспечивает эффективность и результативность данной инновационной деятельности.

Литература

1. Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников [Электронный ресурс] /

О. С. Амунова // Режим доступа: www.nsportal.ru.

2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи / Е. П. Вренева // Логопед.- 2010.- № 5.- С.46-52.

3. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76)

2010. С.32-42.

4. Калинина Т. В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т. В. Калинина // Управление ДОУ,- 2008.- № 6.- С.32-38.

5. Комарова Т С. Инновационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / И. И. Комарова, Т. С. Комарова, А. В. Туликов и др.- М.: Мозаика-Синтез,

2011. - 128 с.

6. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

7. Таратухина М. С. Развитие потенциальной готовности руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности / М. С. Таратухина // Дис. канд. пед. наук.- Великий Новгород, 2004.- 253 с.

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.