Научная статья на тему 'Использование средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования'

Использование средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1345
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Вера Евгеньевна

В настоящее время использование информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, является актуальной проблемой современного образования. Весь информационный поток, используемый в образовательной деятельности, направлен на достижение конкретной цели научить детей думать. Вместе с увеличением объема информации меняются и средства для ее обработки и передачи. Использование педагогами дошкольного образовательного учреждения в своей профессиональной деятельности средств ИКТ и возможностей компьютера помогает сэкономить время при подготовке к занятиям, позволяет трудные для понимания моменты показать в динамике и, тем самым, визуализировать тот материал, который детям тяжело показать в реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Information and Communication Technologies in the Professional Work of the Teacher of Preschool Education

Аt present the use of information and communication technologies in the educational process, including pre-school educational institutions, is an urgent problem of modern education. All the information flow used in educational activities is aimed at achieving a specific goal to teach children to think. Along with the increase in the volume of information, the means for its processing and transfer also change. Using ICT tools and computer capabilities in the professional activities by teachers of preschool educational institutions helps to save time in preparing for classes, allows to show difficult moments for understanding in dynamics and, thereby, visualize the material that children can hardly show in real life.

Текст научной работы на тему «Использование средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»

УДК 004.912

В.Е. Евдокимова, г. Шадринск

Использование средств информационных коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога дошкольного

образования

В настоящее время использование информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, является актуальной проблемой современного образования. Весь информационный поток, используемый в образовательной деятельности, направлен на достижение конкретной цели - научить детей думать. Вместе с увеличением объема информации меняются и средства для ее обработки и передачи. Использование педагогами дошкольного образовательного учреждения в своей профессиональной деятельности средств ИКТ и возможностей компьютера помогает сэкономить время при подготовке к занятиям, позволяет трудные для понимания моменты показать в динамике и, тем самым, визуализировать тот материал, который детям тяжело показать в реальной жизни.

Информационные коммуникационные технологии, образовательный процесс

V.E .Evdokimova, Shadrinsk

The Use of Information and Communication Technologies in the Professional Work of the Teacher of Preschool Education

At present the use of information and communication technologies in the educational process, including pre-school educational institutions, is an urgent problem of modern education. All the information flow used in educational activities is aimed at achieving a specific goal - to teach children to think. Along with the increase in the volume of information, the means for its processing and transfer also change. Using ICT tools and computer capabilities in the professional activities by teachers of preschool educational institutions helps to save time in preparing for classes, allows to show difficult moments for understanding in dynamics and, thereby, visualize the material that children can hardly show in real life.

Key words: information and communication technologies, educational process.

В настоящее время система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, способствующих обновлению возможностей традиционных методов. Внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность не только школьного, но и дошкольного учреждения является одним из приоритетов образования. Их применение становится все более актуальным. Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОСДО),внедрениеинформационных коммуникационных технологий призвано улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить процесс их усвоения, поэтому воспитатель должен использовать данные технологии в работе во всех сферах своей деятельности. С помощью средств ИКТ педагог дошкольного образования (воспитатель) может не только развить логическое мышление детей, но и усилить творческую составляющую учебного процесса, повысив тем самым эффективность и качество образовательного процесса.

При внедрении средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс ДОУ не важен стаж работы педагогов или их образование, а важно желание и стремление их освоения. Многие педагоги отказываются применять информационные коммуникационные технологии в своей деятельности. Как показывает опрос, большинство воспитателей не используют

средства ИКТ, ссылаясь на большую загруженность при подготовке к занятиям, нехватку времени и страх перед компьютером и техническими средствами обучения. На самом деле средства ИКТ призваны не затруднять процесс обучения и отнимать время педагогов в процессе подготовки к занятиям, а помогать.

Средства информационных коммуникационных технологий, используемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), можно условно разделить на технические и программные.

К техническим средствам ИКТ относят различную технику, например, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску, принтер, телевизор, видеомагнитофон, DVD-плеер, магнитофон, видеокамеру, фотоаппарат и пр., которая используется как непосредственно на занятиях, так и во внеучебной деятельности ДОУ.

Программными средствами ИКТ называют программное обеспечение (программы), которое педагоги используют для создания различных дидактических материалов, методических разработок, цифровых образовательных ресурсов и пр. Данные средства также можно подразделить на программы для педагогов (работа с текстом, работа с изображениями, работа со звуком, работа с видео и пр.), а также компьютерные программы для дошкольников.

Изучая и используя различные программы, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности, педагог не только повышает эффективность образовательного процесса, но и повышает свою компетентность в сфере информационных коммуникационных технологий, что совсем немаловажно в настоящее время.

В рамках данной статьи остановимся более подробно именно на программных средствах ИКТ. Чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, педагог должен создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в педагогической деятельности, т.е. обладать целым рядом профессиональных компетентностей, в том числе и ИКТ-компетентностью.

Под ИКТ-компетентностью в профессиональном стандарте педагога понимается квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач [6].

При этом ИКТ-компетентность в данном документе рассматривается как:

- Общепользовательская ИКТ-компетентность, которая предполагает умение работать со средствами ИКТ; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе; клавиатурный ввод; аудиовидиотекстовая коммуникация; навыки поиска информации в сети Интернет;

- общепедагогическая ИКТ-компетентность включает деятельность по планированию и анализу образовательного процесса; организацию образовательного процесса; подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой; использование визуальной коммуникации; оценивание качества цифровых образовательных ресурсов по отношению к заданным образовательным задачам их использования;

- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность отражает профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности, а именно области, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализируя профессиональный стандарт педагога можно сказать, что ИКТ-компетентность является одной из основных компетентностей воспитателя и

рассматривается, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать, анализировать, организовывать, представлять, передавать нужную информацию учащимся; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать учебные проекты.

Выделим основные направления работы педагога дошкольного образования, когда используются информационные коммуникационные технологии: ведение документации, создание печатных информационных материалов (индивидуальных консультаций, буклетов), дидактических материалов, электронных образовательных ресурсов (презентаций).

Рассмотрим более подробно способы работы в программных продуктах офисного пакета Microsoft Office по указанным выше направлениям.

Ведение документации. Чаще всего в профессиональной деятельности педагоги при работе с документацией используют программу MS Word. Данная программа представляет собой текстовый процессор, поэтому ее чаще всего и используют при работе с текстом. Особое внимание в данной статье уделим такому направлению работы педагога, как ведение различной документации, так как в профессиональной среде педагогу ДОУ часто приходится сталкиваться с созданием различных текстовых документов, таких как списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, конспекты занятий, консультации для родителей, диагностика, отчеты и пр. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.

Использование в текстовых документах сложных интерактивных механизмов (ссылок, гиперссылок, указателей, закладок, автоматического оглавления, списков литературы) поможет эффективно организовывать работу с документами любой сложности. Рассмотрим некоторые команды и кнопки программы MicrosoftWord, которые помогают быстро и качественно отформатировать текст.

Поля документа. По умолчанию программа создает следующие поля: нижнее и верхнее поля по 2 см, левое - 3 см, а правое -1,5 см. Но если нужно изменить настройки, то это быстро сделать можно, используя группу Параметры страницы на ленте Разметка страницы. По щелчку на команде Поля откроется список, в котором следует выбрать строку Настраиваемые поля.

Форматирование документа. Строгих требований к печатному тексту нет, но основные настройки следующие: заголовок текста должен быть по центру; у каждого абзаца - красная строка; выравнивание основного текста - по ширине страницы; расстояние между строками стандартно 1пт или 1,5 пт; размер шрифта 14, а название TimesNewRoman.

Рекомендуем применить данные настройки после того, как весь текст уже набран. Для форматирования всего документа следует выделить весь текст. Быстрый способ -использовать клавиатуру, а именно сочетание клавиш CTRL+A. Затем на вкладке Главная в группе Абзац с помощью стрелки в правом нижнем углу группы открываем диалоговое окно Абзац и выбираем нужные настройки. Для изменения названия шрифта в документе, его размера, начертания (полужирный, курсив, подчеркнутый) и видоизменения (зачеркнутый, подстрочный, надстрочный и пр.) следует перейти на вкладку Главная в группе Шрифт с помощью стрелки в правом нижнем углу группы открываем диалоговое окно Шрифт и аналогично изменяем настройки по своим требованиям.

Номера страниц в документе. Часто при работе с документом нужно расставить номера страниц. Это можно сделать с помощью вкладки Вставка, группы Колонтитулы, Номер страницы. Из раскрывшегося списка выбрать нужное расположение номера

страницы, при этом открывается дополнительное меню Работа с колонтитулами. Если в документе есть титульный лист, то нумерация страниц на нем не должна ставиться, поэтому на ленте Работа с колонтитулами нужно поставить галочку в пункте Особый колонтитул для первой страницы.

Автоматические списки. Если в документах есть списки, то их целесообразно настроить автоматически и отсортировать по алфавиту.

Различают три вида списка: маркированный, нумерованный, многоуровневый. В маркированных списках перед каждым пунктом ставится специальный знак, отмечающий элемент списка (маркер). В нумерованных списках используется последовательность чисел. Каждый элемент такого списка имеет свой индивидуальный номер. Многоуровневый список представляет собой иерархическую структуру из списков вышеописанных типов. Для добавления маркированного или нумерованного списков на вкладке Главная в группе Абзац следует использовать команды «Маркеры» и «Нумерация». Чтобы закончить набор текста в виде списка (отменить список) следует повторно применить команду «Маркеры» / «Нумерация».

Если к документу прилагается список литературы, то его можно также оформить в виде нумерованного списка, предварительно отсортировать все его пункты в алфавитном порядке с помощью команды «Сортировка» на вкладке Главная в группе Абзац. Если в тексте документа указаны ссылки на источники использованной литературы, то к списку литературы целесообразно применить команду «Перекрестная ссылка». Данная команда позволит построить связь между ссылкой в документе и источником литературы, при этом список должен быть оформлен автоматически, иначе перекрестную ссылку не применить. Для добавления ссылки необходимо определить место ссылки, добавить в текст квадратные скобки, поставить внутри скобки курсор и, перейдя на вкладку Вставка и в группе Ссылка выбрать команду «Перекрестная ссылка». В открывшемся окне выбрать нужный источник литературы из предлагаемого списка. Если список литературы изменился путем добавления или удаления некоторых источников, то все ссылки можно изменить автоматически по всему тексту одновременно, используя команду Обновление. Данная команда запускается с помощью контекстного меню (меню вызывается щелчком правой кнопки мыши).

Оглавление документа. Если документ состоит из множества страниц и содержит заголовки, то можно в документе создать автоматическое оглавление, в котором будет отображаться структура документа. Для создания оглавления требуется выполнить определенные алгоритм.

1. Разбить текст на основные части и озаглавить их (главы, параграфы).

2. Каждому заголовку присвоить стиль оформления Заголовок 1 с помощью вкладки Главная, группа Стили.

3. К остальному тексту с помощью вкладки Главная, группа Стили применить основной стиль.

4. Установить курсор в начало документа в то место, где должно находиться оглавление.

5. На вкладке Ссылки в группе Оглавление выбрать команду Оглавление -Автособираемое оглавление 1. После выполнения данной команды оглавление появится в выбранном месте.

Такое оглавление позволит совершать навигацию по всему документу.

Если требуется изменить текст в оглавлении, то его следует менять не в оглавлении, а в самом тексте документа (в заголовках). А оглавление просто нужно будет обновить с помощью контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши.

Создание печатных информационных материалов. Очень часто педагогам дошкольного образования приходится проводить как групповые, так и индивидуальные консультации с родителями, или выступать на педсоветах перед коллегами. Чтобы выступление не казалось скучным, одновременно с презентацией можно подготовить и информационные буклеты, памятки для родительских собраний. Такой раздаточный информационный продукт всегда имеет положительный отклик.

Создание и использование буклетов можно отнести к следующему направлению профессиональной деятельности воспитателя - создание печатных информационных материалов.

Информационные буклеты можно создавать в программе MS Publisher. Это программа готовых шаблонов, кроме буклетов и памяток в ней можно создавать грамоты, благодарственные письма, программки к мероприятиям и пр. При запуске программы следует выбрать нужный вид документа.

Рассмотрим основы работы в данной программе на примере создания буклетов. При запуске программы следует выбрать вид документа - буклет. Открывшийся документ состоит из двух страниц. Первая страница - это внешние странички буклета, на них располагается контактная заголовок, дополнительная и информация. На второй странице размещается вся основная информация по теме.

В шаблоне дана разметка, которая позволяет ориентироваться на страничках буклета, а дополнительные подсказки указывают куда лучше поместить информацию.

С помощью программы MS Publisher педагог может создавать любые раздаточные материалы в одном дизайнерском оформлении как для индивидуальных и групповых консультаций для родителей на родительских собраниях, так и для коллег на педагогических советах и методических объединениях. Использование программы MS Publisher значительно сокращает время подготовки к родительским собраниям и помогает расположить родителей к непринужденному общению.

Создание дидактических материалов, обучения. Используя средства ИКТ, а именно графические редакторы, создают собственные иллюстративные материалы, повышающие дидактические возможности занятий. Иллюстративные материалы обеспечивают формирование образов и понятий, способствуют прочному усвоению знаний, повышают интерес к изучаемому материалу, делают процесс усвоения более легким.

К средствам наглядности, активизирующим познавательную деятельность можно отнести дидактические карточки, созданные и подобранные по различным темам, помогают дошкольникам легче воспринимать изучаемый материал. Используя графические редакторы можно создать плакаты или серию плакатов по определенной теме. Плакаты используются как при изучении нового материала, так и для повторения, закрепления пройденного.

Рассмотрим пример создания дидактической карточки для детей дошкольного возраста на примере использования программы MicrosoftWord, которая содержит встроенный векторный графический редактор.

Чтобы создать графический рисунок в программе MicrosoftWord, следует обратиться к вкладке Вставка и группе Фигуры. С помощью встроенных фигур можно создать, например карточки на ориентацию на листе бумаги, ребусы, головоломки и пр.

Рассмотрим создание подомных дидактических материалов на примере создания карточки «Помоги муравью добраться до муравейника» (рис. 1).

Рис. 1. Дидактическая карточка

Для создания графического объекта использованы фигуры Линии, Стрелки и Овал.

При добавлении фигуры на листке бумаги в программе открывается дополнительное меню Средства рисования. На ленте этого меню можно изменить внешний вид фигуры, например, сделать линию пунктирной или изменить ее цвет, толщину. Для этого выбираем команду Контур фигуры.

После создания графического объекта, все фигуры, из которых он состоит, следует сгруппировать. Для группировки объектов выделяют первый, затем нажимаю клавишу Shift и, удерживая ее, выделяют остальные объекты. Затем в меню Средства рисования в группе Упорядочить выбрать команду Группировать.

Создание электронных образовательных ресурсов (презентаций).

Чаще всего педагоги, создающие электронные образовательные ресурсы, используют программу MicrosoftPowerPoint. Данная программа позволяет создавать как линейные, так и интерактивные мультимедийные презентации.

Линейная презентация представляет собой последовательную смену слайдов, интерактивная основана на использовании гиперссылок и управляемых кнопок. В отличие от линейной интерактивная презентация может состоять из одного или нескольких слайдов, в зависимости от поставленной дидактической задачи. Интерактивные мультимедийные презентации позволяют удобно и эффектно представлять информацию. Они сочетает в себе динамику, звук и изображения, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, так как одновременное воздействие на два органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь большего эффекта.

В презентацию, независимо от ее вида, можно добавлять различные объекты: текст, изображения, звук, видео, геометрические фигуры. К каждому объекту можно добавить анимационный эффект с помощью вкладки Анимация и назначить триггер (переключатель действия), но стоит помнить о требованиях, предъявляемым к презентациям для дошкольников:

Презентация для дошкольников представляет собой тематическую подборку изображений без описания или с краткими ее описаниями. При создании презентаций используются принципы методики раннего развития, которая подразумевает, что кратковременный просмотр изображений объектов помогает ребенку не только запомнить сам предмет, но и расширить кругозор малыша. Визуализация информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, анимация надолго привлекают и удерживают внимание ребенка.

Привлечь внимание детей к интерактивной презентации можно, используя присказку из старинных русских народных сказок: «Катись, катись, яблочко, по золотому блюдечку, покажи...». Рассмотрим технологию создания такой презентации. Фоном презентации будет выступать изображение блюдца, по которому по кругу будет катиться яблоко (рис.

2).

О

Рис.2 Интерактивная презентация.

Для передвижения яблока по краю блюдца нужно настроить анимацию для этого объекта на вкладке Анимация -:Пути перемещения - Круг и растянуть путь перемещения яблока по краю блюдца. Начало движения яблока и скорость движения педагог может установить самостоятельно по нужным параметрам.

Все остальные изображения будут сменять друг друга после того как яблоко пройдет

круг.

Первое изображение может появляться с началом движения яблока, поэтому следует установить его одновременное возникновение с предыдущим действием, скорость реализации анимации на слайде выбирается по усмотрению педагога, например, средняя. Следует отметить так же, что по завершении эффекта анимации изображение должно исчезать, освобождая место для появления следующего.

Далее следует аналогичным образом настроить другие, наложенные друг на друга изображения. У всех остальных изображений следует настроить начало смены изображения «После предыдущего», скорость произвольная (зависит от скорости движения яблока). Кроме смены изображений можно добавить в презентацию и соответствующее музыкальное сопровождение.

В итоге получается сказочная виртуальная экскурсия, которую можно использовать как шаблон, меняя только изображения.

Более подробно описать использование программы MicrosoftPowerPoint не позволяют рамки данной статьи.

Используя средства ИКТ на занятиях непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо с соблюдением норм в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

1. Образовательную деятельность с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После образовательной деятельности проводят гимнастику для глаз.

2. Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

3. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.

4. Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

Таким образом, применение средств информационных коммуникативных технологий в образовательной деятельности дошкольного учреждения, а именно программы пакета Microsoft Office, позволит повысить профессиональную ИКТ-компетентность педагогов дошкольного образования. Педагоги могут создавать свои методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей, сделав воспитательно-образовательный процесс ДОУ более продуктивным/

ЛИТЕРАТУРА

1. Евдокимова В.Е. Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - №4. - С.28-33.

2. Евдокимова В.Е. Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ // Дошкольное воспитание, № 4. - М. : ООО Изд.дом «Воспитание дошкольника», 2016. - С. 97-106.

3. Информационные технологии в образовании: учебное пособие [Электронный ресурс]. / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет», Министерство образования и науки Российской Федерации ; сост. В.В. Журавлев. - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 102 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://bibHodub.ru/mdex.php?page=book&id=457341

4. Комарова, И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений, специалистов метод.и ресурс. центров, работников органов управления образованием / И.И. Комарова, А.В. Туликов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 184 с.

5. Паклина, В.М. Подготовка документов средствами MicrosoftOffice 2013 : учебно-методическое пособие / В.М. Паклина, Е.М. Паклина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина ; науч. ред. И.Н. Обабков. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - 112 с; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276371

6. Профессиональный стандарт педагога: федеральный портал «Министерство образования и науки Российской Федерации». - М., 2013. [Электронный ресурс] URL: -: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 3071.

7. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12178427/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: федеральный портал «Министерство образования и науки Российской Федерации». - М., 2013. - Режим доступа: [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ 6261/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/5230/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%2 0%E2%84%96%201155%20%D0%BE%D1%8217.10.2013%20%D0%B3..pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.