Научная статья на тему 'Информационные технологии в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения'

Информационные технологии в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / СЕРВИСЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИА / WEB-САЙТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина О.В.

Рассматриваются вопросы обучения магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Медиация в системе образования», использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения в рамках учебного курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MEDIATOR IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues of training of masters in the direction of training "Pedagogical education" on the profile of "Mediation in the system of educational" for the use of information and communication technologies in the professional activity of the mediator of an educational institution in the framework of the training course "Information technologies in professional activity".

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения»

подготовке, а в профессиональной деятельности требуется выполнение особых функций и трудовых усилий для достижения необходимого результата.

Реализация компетентностного подхода в азиатских странах связана прежде всего с целостным развитием человека, - образованного, культурного, умеющего жить в гармонии с окружающим миром, что говорит о более развернутом и широком влиянии системы образования на подготовку к трудовой деятельности и жизни человека в обществе.

Можно сделать вывод о том, что многие исследователи сходятся в мнении о наиболее актуальных (ключевых) компетенциях для недавних выпускников общего и высшего образования и молодых специалистов - поиск и эффективное использование информации, решение и устранение проблем и принятие решений, эффективная работа в команде, лидерство, эффективная коммуникация, аналитическое и критическое мышление и др., что обеспечило бы им эффективное выполнение профессиональной деятельности на рабочем месте.

Российский опыт внедрения компетентностного подхода в систему образования в начале XXI века также свидетельствует об актуальности формирования универсальных ключевых компетенций. В практике отечественной системы образования особое внимание уделяется когнитивным, социально-поведенческим и цифровым навыкам для решения человеком повседневных и профессиональных задач, что свидетельствует о том, что данные ключевые компетенции тесно связаны с мышлением, гармоничным взаимодействием с собой и другими, новой грамотностью в формировании целостного человека.

1. Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 96-103.

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассматриваются вопросы обучения магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Медиация в системе образования», использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения в рамках учебного курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медиация в образовательном учреждении, сервисы образования, онлайн-анкетирование, мультимедиа, web-сайт.

2. Кузьмин Е. Я. Рынок труда и профессий для молодых специалистов: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 138-141.

3. Васютина Н. Ю. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. URL: 11йр://открытыйу-рок.рф/статьи/581708/ (дата обращения: 15.02.2018).

4. Черноглазова Л. С. Профессионализм как фактор оптимизации профилактической деятельности специалистов социальной сферы // Вестник Приднестровского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 1(46). С. 71-79.

5. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». Сентябрь 2017. URL: https://vbudushee.ru/files/ 4countrycases_1.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

6. American Management Association. Critical Skills Survey. URL: p21.org/storage/documents/Critical Skills Survey Executive Summary.pdf (дата обращения 15.02.2018).

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

8. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.

9. Цуканова Н. Е., Вертакова Ю. В. Формирование компетенций специалистов как результат качества образовательной деятельности // Известия Курского государственного технического университета. 2009. № 1(26). С. 55-60.

10. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http:// d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_ tcm26-175469.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

11. Ключевые компетенции и новая грамотность. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/ (дата обращения: 15.02.2018).

© Бакшеева З. К., Строгова Н. Е., 2018

О. В. Воронина O. V. Voronina

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MEDIATOR IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues of training of masters in the direction of training "Pedagogical education" on the profile of "Mediation in the system of educational" for the use of information and communication technologies in the professional activity of the mediator of an educational institution in the framework of the training course "Information technologies in professional activity".

Keywords: information and communication technologies, mediation in educational institution, education services, online survey, multimedia, web-site.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность педагога любой специальности является в настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования [1]. На современном этапе развития электронного обучения дисциплина, определенная в стандарте, как «Информационные технологии в профессиональной деятельности» практически для всех профилей педагогического образования направлена на освоение магистрантами технологий электронного обучения и разработку электронного курса по своей предметной области. В рассматриваемом контексте обособленно выделяется профиль обучения «Медиация в системе образования». Проведя анализ научной литературы в сфере применения ИКТ в работе медиатора образовательного учреждения, мы обнаружили явное отсутствие упоминания о возможности и необходимости использования их в рассматриваемой профессиональной деятельности. В то же время существует довольно много публикаций на тему использования ИКТ в работе школьного психолога [2; 3]. Но главный объект внимания психолога - ребенок, а главный объект внимания медиатора - предмет спора.

Понятие медиации в образовательном учреждении для правовой системы нашей страны является относительно новым. Медиация является одной из технологий альтернативного урегулирования споров, в котором участвует какая-либо третья нейтральная сторона, не заинтересованная в данном конфликте [4]. Этой стороной и является медиатор. Он помогает сторонам выработать определенное соглашение по предмету конфликта, при этом стороны полностью сами принимают решения по урегулированию спора и условиям его разрешения.

В любом образовательном учреждении обучаются дети разных слоев населения и разных стилей воспитания, что создает потенциально конфликтную среду, в которой учащиеся обязаны находиться большую часть своего времени. Если у ребенка возникает конфликт с учителем или одноклассниками, вряд ли он будет думать об учебе, кроме этого важным вопросом для многих является общение со сверстниками, их социальная роль в коллективе и т. п.

В своем интервью основатель и президент Научно-методического центра медиации и права профессор Ц. А. Шам-ликашвили определила школьную медиацию как метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе, который призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия. По словам Ц. А. Шамликашвили, школьная медиация призвана научить детей, показать им на реальном примере, что существует множество возможностей для реализации интересов, для ненасильственного, мирного выхода из конфликтных ситуаций; помочь в формировании личного позитивного опыта выхода из конфликта и обретении уверенности в своих силах [5].

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную медиативную практику позволяет сделать работу медиатора более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного медиатора, расширяя возможнос-

ти организации его взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Перечислим основные возможности ИКТ в работе медиатора образовательного учреждения:

1) моделирование и анализ конфликтных ситуаций;

2) разработка опросов, анкет, тестов, методик и т. п., а также возможность их дистанционного прохождения;

3) обработка результатов автоматизированными информационными средствами, которые упрощают работу и экономят время;

4) использование средств мультимедиа: презентации, видеоролики и т. п. помогают охватить большее число участников, а также наглядно и более доступно представить информацию различного вида;

5) ресурсы интернета позволяют быстро и своевременно получить самую новую и необходимую информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов;

6) использование электронных ресурсов и библиотек, где хранятся учебники и статьи, которые могут помочь медиатору в работе.

Учебный курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по профилю «Медиация в системе образования» призван развивать информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ) будущего медиатора. Профессиональная компетентность определяется, как способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [6].

ИКТ компетентность педагогического работника ориентирована на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, это преимущественно личностно-деятельнос-тная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе [7].

Исходя из перечисленных профессиональных задач медиатора образовательного учреждения и возможностей применения средств ИКТ в его профессиональной деятельности, мы предлагаем следующую структуру курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Теоретическая часть курса содержит сведения, касающиеся психолого-педагогических и дидактических особенностей применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе:

1. ИКТ как объект изучения: даются основные понятия, возможности и классификации ИКТ; излагаются вопросы развития информационных технологий обучения и безопасной работы в интернете.

2. ИКТ как средства учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности: формулируются цели и задачи их использования в образовательном процессе, рассматриваются изменения в организации и методах обучения при введении ИКТ в образовательный

процесс, основные направления использования ИКТ в деятельности медиатора.

Практическая часть курса представлена лабораторными работами, предназначенными для освоения приемов использования ИКТ на различных этапах профессиональной деятельности медиатора. В начале каждого занятия демонстрируются возможности применения некоторых приложений и web-проектов, в методических рекомендациях к каждой лабораторной работе имеется перечень вопросов и заданий, соответствующих проблеме исследования. Затем предлагаются ссылки на конкретные сервисы для самостоятельного освоения и возможного использования в медиативной работе:

1. Лабораторная работа «Ресурсы интернета». Возможность использования интернет-ресурсов позволяет иметь самую актуальную и своевременную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. Магистранты ищут информацию по различным направлениям работы медиатора («Медиация в образовании», «Профилактика конфликтов в студенческой среде», «Оценка конфликтной ситуации» и т. д.).

2. Лабораторная работа «Web сервисы образования». В ней предлагается обзор сервисов в группах по темам использования в образовательном процессе. Принцип работы не сложен - достаточно воспользоваться шаблоном, которых предложено достаточно много на портале сервисов образования [8].

3. Лабораторная работа «Онлайн анкетирование». Оперативная информация дает возможность медиатору своевременно распознать зачатки негативных отклонений в образовательном процессе. Одной из важнейших составляющих работы медиатора является профилактика конфликтных ситуаций. Анализ социально-психологического климата в школе позволяет медиатору выявить проблемные места в отношениях между работниками школы, руководством и учителями, внутри педагогического коллектива, в среде учащихся, между учащимися и учителями и тем самым дает возможность оценить ситуацию и предотвратить, возможно, зарождающийся конфликт. Поэтому так важно для медиатора владеть навыками организации онлайн опроса. На занятии предлагается несколько тем опроса (например, «Конфликтный ли Вы человек?», «Что Вы знаете о службе школьной медиации?»), как варианты наиболее простых онлайн редакторов тестов и опросников используются сервисы SImpoll (http://simpoll.ru/) и OnlineTestPad (https://onlinetestpad.com/ru).

4. Лабораторная работа «Мультимедиа в работе медиатора». Для человека, живущего в современном информационном обществе, характерно стремление к визуальному восприятию информации, как следствие, в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Мультимедиа определяют как взаимодействие визуальной и звуковой информации под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. В качестве задания предлагается подготовить в PowerPoint мультимедиа презентацию для

учащихся по направлению «Профилактика и предупреждение конфликта» c видеорядом для наглядной демонстрации примеров школьных конфликтов и вариантов их разрешения.

5. Лабораторная работа «Издательские системы в работе медиатора». Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает медиатору создавать разного рода буклеты, памятки с необходимой информацией по возникшей или ожидаемой проблеме. В качестве примера на занятии разрабатывается буклет для родителей в форме памятки, включающий рекомендации по оценке ситуации; беседе с ребенком; разговоре с учителем.

6. Лабораторная работа «ИКТ в психолого-педагогических исследованиях». Для любого направления работы медиатора в образовательном учреждении необходима тщательная подготовка, включающая диагностику, а затем анализ конфликтной ситуации. Средства ИКТ позволяют проводить исследования в интерактивном режиме, удобном для исследуемого, передавать результаты исследования на любое расстояние в любое время, упрощая и ускоряя процесс обработки, передачи и представления информации, сокращая сроки обработки данных и сохраняя анонимность пользователей. На занятии предлагается освоить возможности интерактивного web-сервиса Survio, который позволяет быстро подготовить вопросы анкеты, а затем получить результаты опроса в виде сводного отчета в различных форматах документа (см. рис.).

I<|— ■М-р-

рис. Результаты опроса в Survio

7. Лабораторная работа «Web-сайт школьной медиации» На этом занятии рассматриваются основные этапы подготовки сайта, согласно которым определяется цель создания сайта, разрабатывается его структура, определяется макет дизайна сайта, выбирается средство реализации на бесплатном хостинге и заполнение сайта контентом.

Web-сайт может представлять онлайн платформу школьной службы медиации, где учащиеся и их родители могут получить актуальную информацию о различных

ситуациях и мероприятиях образовательного учреждения, ответить на вопросы анкеты и получить квалифицированную оценку и помощь медиатора. В работе за основу берутся два бесплатных сервиса Wix (https://ru.wix.com) и Jimdo (https://www.jimdo.com) для создания flash сайтов, далее магистранты сами выбирают тему сайта и предпочтительное средство реализации своих идей из списка предложенных в лабораторной работе (пример сайта магистрантов «Примирение» https://wkuzia.wixsite.com/primirenie).

8. Лабораторная работа «Информационная безопасность в работе школьного медиатора». Как и любому участнику образовательного процесса, медиатору следует соблюдать безопасность в операциях с информацией в интернете, нужно помнить, что на нем лежит ответственность за педагогическое воздействие на детей.

В современном обществе в условиях доступности информации, часто носящей противоречивый, агрессивный и негативный характер (которая может влиять на социально-нравственные ориентиры общественной жизни ребенка), и возникновении ситуаций, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения, медиатор, как, впрочем, и любой учитель, должен знать о негативных формах и способах воздействия ИКТ на состояние учащихся; о методах защиты; правилах и нормах сетевого этикета; видах поведения, отклоняющихся от установленных норм, в том числе зависимости от компьютерных игр и методах работы по их предупреждению.

В связи с этим в рамках рассматриваемой лабораторной работы магистрантам предлагается:

- осуществить поиск базовых концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области, к которым относятся: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N ДЛ-115/03 о направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов интернета; Концепция информационной безопасности детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р на порталах информационно-поисковых систем ГАРАНТ ( http://base.garant.ru) и КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru);

- подготовить буклет «Советы родителям по информационной безопасности детей в интернете».

9. Лабораторная работа «Видео и телеконференции, форумы и чаты». На занятии рассматриваются телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между участниками образовательного пространства на примере сервиса Tinychat. Телеконференции позволяют установить дистанционное общение группы специалистов и всех желающих (в них могут принимать самое активное участие и сами школьники) и обсудить текущую актуальную проблему. Школьный медиатор довольно эффективно может применять видеоконференции для моделирования обстоятельств возникновения конфликтов и представления путей разрешения возможных предметов спора для анализа ситуаций и онлайн консультаций.

В качестве самостоятельных, внеаудиторных заданий на образовательном портале edu.omgpu предлагается

работа с элементами: лекция (в ней нужно ознакомиться с теорией и выполнить соответствующие задания); рабочая тетрадь (направлена на работу с интернет-ресурсами); обратная связь (предлагается анкета для медиатора); форум (служит для обсуждения проблем использования ИКТ в образовательном учреждении); глоссарий (систематизирует понятийный аппарат изучаемой предметной области); для контроля знаний представлен тест.

По завершении курса магистранты должны подготовить итоговый отчет с обязательными ссылками на источники, который включает в себя:

1. Введение:

- Понятие медиации в образовательном учреждении.

- Актуальность применения ИКТ в работе школьного медиатора.

- Возможности ИКТ в работе медиатора образовательного учреждения.

2. Обзор ИКТ для медиации в образовательном учреждении (названия программных средств, ссылки и скриншоты).

3. Примеры использования средств ИКТ в работе медиатора образовательного учреждения.

4. Выводы.

Использование ИКТ уверенно становится неотъемлемой частью образовательного процесса. ИКТ позволяют расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической и информационной культуры педагогов, учащихся и родителей. На мой вопрос на первом занятии «Как медиатор может использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности?» магистранты ответили молчанием даже после предложения поиска информации в интернете (поиск не дал положительных результатов). На последних занятиях курса при ответе на рассматриваемый вопрос ими были предложены примеры и различные варианты применения ИКТ практически для всех видов деятельности школьного медиатора, что подтверждает целесообразность и действенность предложенной методики. Информационные технологии не стоят на месте, с каждым годом, совершенствуясь, они способствуют более продуктивной работе медиатора, выступают мощным средством поддержки и сопровождения, становясь как бы четвертой стороной в службе медиации.

1. Современные проблемы информатизации образования : моногр. / рук. авторского коллектива и отв. ред. акад. РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. - 404 с.

2. Богдановская И., Зайченко Т., Проект Ю. Информационные технологии в педагогике и психологии : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2015. 206 с. URL: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/books/seria.php?Seria=%D3%F7%E5%E1% ED%E8%EA+%E4%EB%FF+%E2%F3%E7%EE%E2 (дата обращения: 12.09.2018).

3. Данелян Т. Я Информационные технологии в психологии : учеб.-метод. комплекс. М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2013. 226 с.

4. План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стра-

тегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, от 15 октября 2012 г. (пункты 59, 62 и 64). URL: http://www. garant.ru/PRoDUcts/IPo/PRIme/Doc/70142628/ (дата обращения: 25.11.2018).

5. Школьная медиация: дань моде или настоящий помощник в решении школьных конфликтов? URL: http://www. mediacia.com/publi.php?id=48 (дата обращения: 02.05.2018).

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная моногр. / под ред. проф. В. А. Ко-

УДК 373.24

РЕЧЕВОЕ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Рассматриваются социально-коммуникативное развитие и речевое развитие старших дошкольников. Разработана и реализована программа, целью которой являлось развитие речи и социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством игры в условиях группы детского сада. Специально организованная игровая деятельность способствует речевому развитию детей и развитию таких социально-коммуникативных умений и навыков, как готовность к совместному взаимодействию, инициативность, эмпатийность, доброжелательность, осознание своих поступков в игровой деятельности. Образовательные области ФГОС (речевое развитие и социально-коммуникативное развитие) являются взаимодополняющими, поскольку от уровня развития речи, сформированности социально-коммуникативных навыков и умений напрямую зависит эффективность общения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, Федеральный государственный образовательный стандарт, игровая деятельность, игра, старший дошкольник.

зырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.

7. Лапчик М. П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования : учеб. пособие. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 182 с.

8. Web сервисы для образования. URL: https://sites.google. com/site/badanovweb2 (дата обращения: 02.05.2018).

© Воронина О. В., 2018

Н. Н. Князева N. N. Knyazeva

SPEECH AND SOCIO-COMMUNICATIVE

DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE GAME WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF FSES

The article studies the socio-communicative development and speech development of older preschoolers. The purpose of the established and implemented program was the development of speech and social and communicative development of senior preschool age children through playing in a kindergarten group. Specially organized playing activity contributes to the children's speech development and the development of such social-communicative skills and abilities as readiness for joint interaction, initiative, empathy, benevolence, awareness of their actions in playing activities. The educational areas of the GEF: speech development and social and communicative development are complementary, since the effectiveness of communication between preschool children directly depends on the level of speech development and the formation of social and communicative knowledge and skills.

Keywords: speech development, social and communicative development, Federal state educational standard, playing activity, game, senior preschooler.

Дошкольное образование - одна из важнейших ступеней образовательной системы, значение которой трудно переоценить. Данный уровень образования заслуживает особого внимания, поскольку одной из важнейших задач дошкольного образования является гармоничное развитие ребенка, создающее фундаментальную базу для его дальнейшего обучения и личностного развития.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) речевое развитие включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; <...> понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Центральные задачи речевого образования, по мнению О. С. Ушаковой, состоят в «формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию» [2, с. 7].

Отечественными и зарубежными педагогами и психологами неоднократно подчеркивалось, что речь является средством развития общения, а потребность у детей в общении на ранних этапах онтогенеза является базисом для дальнейшего развития личности (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.). Дошкольный возраст, как пишет А. А. Леонтьев, это возраст, когда фактически закладываются основы личности, в это время у ребенка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.