Научная статья на тему 'Обучение студентов языкового вуза иноязычной письменной речи на основе информационных технологий'

Обучение студентов языкового вуза иноязычной письменной речи на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
33
4
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 / СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС "ВИКИ" / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / WEB 2.0 TECHNOLOGIES / SOCIAL SERVICE «WIKI»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Попова Марина Ионнарьевна

Рассматривается опыт использования информационных технологий в обучении студентов языкового вуза иноязычной письменной речи. Выявлена роль внедрения технологий Web 2.0 в развитии навыков самостоятельной работы студентов. Автор считает, что внедрение технологий Web 2.0 в образование является обоснованным. Использование технологий Web 2.0 в обучении иноязычной письменной речи позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обучения в вузе. А также совершенствовать навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Попова Марина Ионнарьевна,

In this article experience of use of information technologies in teaching written aspect of foreign language to students of language high school is considered. The role of introduction of technologies Web 2.0 in the development of skills of independent work of students is revealed. The author considers that introduction of technologies Web 2.0 in education is well-founded. The use of technologies Web 2.0 in teaching written aspect of foreign language allows to reach certain level of language competence during period of study in high school. It also allows to improve skills and abilities in the subsequent professional work.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов языкового вуза иноязычной письменной речи на основе информационных технологий»

• создать условия для организации профориен-тационной работы на всех уровнях: школьном, муниципальном, субъектном и определения управленческих функций различных структур в профо-риентационной работе;

• использовать возможности и объединить воспитательный потенциал субъектов сельского социума для формирования профессионального самоопределения старшеклассников;

• сформировать положительное отношение к труду;

• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• создать гибкую систему управления взаимодействием субъектов государственно-общественного управления профессиональной ориентацией школьников.

Подготовка технических кадров из числа сельских школьников является одной из главных задач сегодняшней школы и в этом большую роль играет грамотно поставленная профориентационная работа, которая должна проходить через всю систему учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения. Таким образом, перед педагогическими коллективами общеобра-

зовательных учреждений стоит большая работа по улучшению её качества.

Литература

1. Борисов Е.А. Послание Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн), 10 ноября 2010 г.

2. Габышева Ф.В. Актуальные вопросы формирования регионально-муниципальной модели системы образования в Республике Саха (Якутия) // Нар. образование Якутии. - 2005. - № 2. - С. 3-9.

3. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. - Ростов на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1972. - С. 199.

4. Климов Е.А. Путь в профессию.- Л.: Лениздат, 1974. - С.190.

5. Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 39.

6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - С. 8.

7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод.пособие. - М.: Академия. - С. 11.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Машинъян Е.В. Педагогические условия формирования у старших школьников готовности к принятию решения о выборе профессии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 18 с.

УДК 378.881.111.1:004 (571.56)

Обучение студентов языкового вуза иноязычной письменной речи на основе информационных технологий

М.И. Попова

Рассматривается опыт использования информационных технологий в обучении студентов языкового вуза иноязычной письменной речи. Выявлена роль внедрения технологий Web 2.0 в развитии навыков самостоятельной работы студентов. Автор считает, что внедрение технологий Web 2.0 в образование является обоснованным. Использование технологий Web 2.0 в обучении иноязычной письменной речи позволяет достичь определенного уровня иноязычной компетенции в период обучения в вузе, а также совершенствовать навыки и умения в последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, технологии Web 2.0, социальный сервис «вики», обучение иноязычной письменной речи, обучение студентов языкового вуза, Интернет-ресурсы.

The experience of information technologies use in teaching higher linguistic school students foreign language written speech is considered. The role of introduction of technologies Web 2.0 in the development of skills of original work of students is revealed. It is shown that the use of Web 2.0 technologies in teaching foreign language written speech allows to reach certain level of language competence during the period the higher school course and to improve skills and abilities in the subsequent professional work.

Key words: information technologies, Web 2.0 technologies, "wiki" social service, teaching foreign language written speech , teaching higher linguistic school students, Internet-resources.

ПОПОВА Марина Ионнарьевна - ст. преподаватель Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ

Письмо как цель обучения присутствует на всех этапах обучения иностранному языку. Возрастание роли письма в учебном процессе связано также с использованием творческих, интерактивных форм работы с языком (проектный метод). Все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий (ИТ)для лучшего развития навыков письменной речи у студентов языкового вуза. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Грамотное внедрение информационных технологий, в частности технологий Web 2.0 , в учебный процесс, значительно повышает уровень коммуникативной культуры, активизирует развитие письменной иноязычной речи у студентов.

По мнению Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез [1, с. 158], лингвистические и психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют о том, что устная и письменная формы общения, при всех присущих им особенностях, не являются обособленными системами. Они взаимодействуют и постоянно проникают друг в друга.

«Письменная речь характеризуется такими свойствами, как развернутость, многословность, понятность, аргументированность. Продуцирование такой речи требует владения языковыми конструкциями, которые передают богатство характеристик явления в их взаимосвязи и динамике. Это обособленные и необособленные обороты, различные типы сложных предложений, модальные конструкции» [2, с. 33].

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез считают, что показателями сформированности умений письма являются:

1) успешность осуществления письменного общения;

2) качество содержания продуцируемого письменного текста;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3) качество языковой стороны письменного текста;

4) степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.

Степень самостоятельности определяется:

1) уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста;

2) отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста;

3) отсутствием необходимости помощи [1, с. 265-266].

Именно информационные технологии, в частности, технологии Web 2.0 могут стать основой методологии современного образования, о чем в данной статье пойдет речь.

Использование ИТ может способствовать повышению интереса обучаемых к изучаемой дисциплине, развитию творческих способностей обучающихся. В то же время информационные технологии могут, по мнению А.Н. Кулика [3, с. 927], приводить к информационным перегрузкам и вызывать стрессовые состояния и «раскачку» психики у учащихся. Обучение с помощью ИТ представляет собой процесс взаимодействия компьютера, обучающего и обучаемых. В этой связи ряд авторов отмечают необходимость психолого-педагогического обоснования при создании компьютерных обучающих программ, разработки специальной методологии и методик преподавания с использованием компьютерных технологий. Электронные учебные пособия должны создаваться как триада «информация+методика+программное обеспечение».

А.Т. Хроленко, А.В. Денисов делят информационные технологии на коллективные и индивидуальные. Коллективные технологии делятся на технологии общего пользования, способные решать неограниченный круг задач, и технологии специализированные, тематические, создаваемые с целью решения определенных задач. К первым относятся, например, технологии, основанные на корпусной лингвистике, ко вторым - ресурсы для исследования топонимики (например, тематический web-сайт с интерактивной базой данных о топонимах (географических названиях) Европейского Севера России с библиографической базой данных по прибалтийско-финской и саамской топонимии [4, с. 43]. Индивидуальными информационными системами можно назвать те системы, которые создаются если не самим пользователем, то при активном его участии и ориентированы на решение определенных исследовательских задач [4, с.51].

А.А. Толмачева в своей работе дает следующее определение информационным технологиям: под информационными технологиями, в широком смысле, понимаются методы и способы накопления, передачи, обработки и хранения информации на базе технических средств, которые изменялись и совершенствовались на протяжении веков по мере развития науки и техники. В настоящее время их основой являются, прежде всего, компьютерные средства [5, с. 3].

Также существуют более лаконичные дефиниции информационной технологии, например, Т.М. Третьяк в своей статье приводит следующее определение: информационная технология (компьютерная технология) - это процесс подготовки и передачи информации ученику. Она использует в качестве средства обучения компьютер. Возможность представления информации на компьютере

позволяет изменять и обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы [6].

Использование информационных технологий в образовании - более узкое понятие, являющееся одним из обязательных этапов массовой информатизации образования наряду с освоением средств новых информационных технологий и разработкой специализированного программного обеспечения [5, 7].

Как считает Е.С.Полат, основными характеристиками применения современных ИТ являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности студентов [8, с.88].

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование ИКТ, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентирован-ный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения [8, с. 85].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

При работе с информационными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого поддерживать и направлять развитие личности студентов, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение времени на самостоятельную индивидуальную и групповую работу студентов, отход от традиционной формы чтения лекции с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера [9].

Развитие технологий Web 2.0 оказало существенное влияние на создание, распространение и интерпретацию контента сайтов (текстового и графического) наполнения в Интернет-сообществе. В зависимости от контента и направленности социальные сервисы сети Интернет разделяются на множество групп: Блоги, Твиттер (Twitter.com), Вики (Wiki) [10].

Web 2.0 - это широко используемый в компьютерных кругах термин. Своему появлению он обязан Тиму О' Рейли, который в известной статье «Что такое Web 2.0?» зафиксировал основные тен-

денции в появлении в сети Интернет большого числа социальных сервисов и служб, объединенных общими принципами и способствующих созданию Интернет-сообщества в противовес уже ушедшему Веб 1.0 [11].

Одним из популярных видов социального сервиса Web 2.0 является Вики (Wiki), позволяющий одному человеку или группе людей создавать и размещать свой материал в сети Интернет. Преимущественно это научно-популярные или популярные тексты на разных языках различной тематики. Посредством сети Интернет в создании Вики-страниц может принимать участие неограниченное число людей, находящихся на неопределенном расстоянии друг от друга. Каждый зарегистрированный пользователь сервиса Вики может участвовать в создании, дополнении, корректировке и удалении контента (содержания сайта, включающего текстовый материал, картинки, фотографии, аудио- и видеофайлы, ссылки на другие ресурсы сети Интернет), а также может вернуться к первоначальной версии страницы, если переработанный вариант его не устраивает. В результате общественного шлифования создается достаточно корректный и относительно полный информационный материал, отражающий разные позиции по обсуждаемому вопросу. Многие страницы Вики имеют гипертекстовую структуру, что позволяет читателю легко переходить со страницы на страницу сети Интернет в поисках интересующей информации [12].

Современных студентов можно назвать «поколением Web 2.0», так как они являются активными пользователями социальных сайтов, таких как «Вконтакте», «Фейсбук», «Твиттер» и др. Многие из них уверенные, «продвинутые» пользователи, т.е. они не только общаются, отправляют и получают электронную почту, находят нужную им информацию, но также и создают, поддерживают свои сайты, блоги, наполняют их фотографиями, видео и делают гипертекстовые ссылки.

Сервис Вики подходит для организации самостоятельной работы студентов, групповой проектной работы, сетевых сообществ, в ходе которой студенты могут развивать умения и навыки письменной речи, пересказа, творческого мышления.

Для начала студентам необходимо объяснить сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе социального сервиса Вики. Студенты должны понять следующее: в чем заключается их работа, какой финальный продукт ожидается, как зарегистрироваться на сайте wikidot.com, как размещать материал на Вики-странице, как вносить изменения в размещенный материал. Студенты сначала готовят материал в формате Word, затем вместе с преподавателем

корректируют структуру материала, исправляют орфографические и грамматические ошибки. Следующий шаг - это размещение материала на Вики-странице. Дальше студенты сами могут заходить на страницу для корректировки, внесения, дополнения, изменений во фрагменты своего материала.

После участия в IV Международной конференции «Арктические рубежи. Жизнь на Крайнем Севере», которая прошла 24-29 января 2010 г. в г. Тромсе (Норвегия), преподавателем университета Тромсе Хильде Брокс и мной был инициирован Интернет-проект социального сервиса Wiki по дисциплине «Academic Writing» на сайте http:// academicwriting.wikidot.com/ [13]. Это сайт, который могут редактировать не только преподаватель, выполняющий функции администратора, но и, в большей степени, сами студенты-участники. Они могут добавлять необходимую информацию по мере прохождения учебного материала, вносить изменения в любую минуту.

Студенты английского отделения выставили свои работы, комментировали сочинения, обменивались сообщениями, их работы комментировали однокурсники и норвежские студенты. В ходе работы было отмечено, что большинство студентов проявляли самостоятельность и креативность, но, все же, студентам необходима была активная поддержка преподавателя.

На сайте есть отдельная гиперссылка на студенческие работы, место, где они выставляют свои письменные работы, в основном, эссе различных типов. Студенческие работы комментируются однокурсниками, преподавателем; на первом этапе комментарии делали норвежские студенты. Выяснилось, что норвежские студенты старше российских студентов, им по 25-30 лет, это связано с разницей в учебном процессе за рубежом, где они становятся студентами университета позже, чем в России. Соответственно, у них были существенные отличия от наших студентов. Тем не менее участие норвежских студентов было полезным фактором, стимулировавшим якутских студентов более тщательно готовить свои работы, следить за своей грамматикой и лексикой, предлагать интересные идеи.

В 2010 / 11 уч.г. в Интернет-проект включились семнадцать студентов 3-го курса. Использование технологий Web 2.0 в обучении данных студентов не представляло значительных трудностей, так как они имели представление о сайтах wiki. Подготовительный этап занял намного меньше времени. Через 2 недели после использования данного метода обучения студентами были выставлены их первые самостоятельные работы на учебном сайте. В мои задачи входило объяснение но-

вого материала, проведение традиционных занятий, кроме того, мы вместе со студентами делали планы будущих работ, проговаривали темы устно, записывали все идеи и мысли про их будущее эссе. Студенты были ознакомлены с тем, что работа с сайтом будет частью их самостоятельной работы. У большинства студентов была возможность использовать домашний Интернет и личные модемы. Некоторые работали в компьютерном классе библиотеки университета. В целом, каждый студент выставил 12 письменных работ на учебном сайте. По завершении курса обучения студенты выполнили проектную работу в форме презентационной программы.

Результаты использования информационных технологий в преподавании дисциплины «Письменная практика основного иностранного языка» оказались эффективны. Разработав смешанное обучение по этой дисциплине, мы достигли основных целей данного курса, а именно: научить студентов ясно, сжато и логично выражать свои мысли в письме. Студенты на каждом занятии работали, приобретая и развивая технику написания каждого вида работы, доказательством тому являются положительные оценки их работ. Используя компьютер, образовательный сайт wiki на занятиях по дисциплине «Письменная практика основного иностранного языка», студент развивает как письменную речь, так и устную. Все работы студенты выставляли на сайт academicwriting.wikidot. com. Наблюдения показали, что работа с компьютером, в частности с текстовым редактором, развивает сразу несколько навыков: быстро и правильно печатать на изучаемом языке, грамотно писать, а также пользоваться другими сопутствующими программами.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Работая над проектом, студенты работали как индивидуально, так и в группах. Групповая работа, как правило, развивает навыки коллективных действий, коллективное мышление, организаторские способности, также развивает навыки самостоятельной учебной деятельности, т.е. умение планировать, вычленять задачу, умение осуществлять самоконтроль. Индивидуальная работа, в основном, развивает лидерские качества, навыки самостоятельной работы.

В Интернете содержится безграничный объем информации, хроники исторических событий, сводок новостей и пр. При выполнении Интернет-проекта студенты получили много актуальной и интересной информации, расширяя свой кругозор и развивая интеллектуальные способности. Во время защиты своих проектов при помощи мультимедиа презентаций они практически не допускали грамматических ошибок в речи, что свидетельствует о глубокой проработке материала.

Не менее значимым является и то, что студенты имели возможность читать, а также комментировать работы своих однокурсников на сайте, что помогло им сформировать не только письменную монологическую речь, но и письменную диалогическую речь.

Внедрение информационных технологий, в частности, технологий Web 2.0, в преподавание «Письменной практики основного иностранного языка» позволяет более полно удовлетворить потребность творческой личности, поскольку появляется осознанная заинтересованность в получении знаний. Также в отличие от традиционной системы обучения, учебный процесс с использованием информационных технологий в преподавании «Письменной практики основного иностранного языка» протекает более динамично, повышается интерес к дисциплине, активизируется учебно-познавательная деятельность.

Проводя наше исследование, мы подтверждали важность внедрения информационных технологий, точнее, технологий Web 2.0, в образовательный процесс. Тщательный отбор материала в соответствии с целями каждого модуля, содержанием обучения, особенностями студентов (уровнем обученности и обучаемости) позволяет повысить эффективность обучения.

Было доказано, что успешное обучение иностранному языку возможно, если формировать положительную мотивацию в обучении иноязычной письменной речи на основе использования видов и типов упражнений и применять технологии Web 2.0.

Согласно итогам нашего исследования, использование информационных технологий в условиях вуза является эффективным. Оно создало комфортные условия для проведения процесса обучения.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс технологий Web 2.0 вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование образовательных сайтов позволяет не только повысить эффективность обучения, но и развить навыки самостоятельной работы.

Следовательно, внедрение информационных технологий, в частности, технологий Web 2.0, в преподавание «Письменной практики основного

иностранного языка» необходимо, так как для развития навыков и умений по данной дисциплине недостаточно только учебника, необходимы электронные образовательные средства.

Литература

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-336 с.

2. Суворова Е.Г. и др. Обучение письменной речи в процессе работы над текстом по специальности: методические рекомендации «Методика обучения письменной форме коммуникации». - М., 1983.

3. Информатизация и «интернетизация» социально-гуманитарных наук и образования в России: некоторые итоги и проблемы // Материалы конференции. Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. -М.: Логос, 2003. - 424 с.

4.Хроленко А. Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство/А.Т. Хроленко, А.В.Денисов. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 128 с.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Толмачева А.А. Использование информационных технологий в образовании «исключительных детей » в США: автореф. дис. - Курск, 2006 (http://kursk-uni.ru).

6. Третьяк Т. М. Информационные технологии в образовании // Международный конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО -1999) http://ito.edu.ru/1999/II/1/134.html.

7. Цели обучения иностранному языку / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой.- Воронеж : Интерлингва, 2007.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. - М., 2009.

9. Полат Е. С. Интернет на лекциях иностранного языка // ИЯШ. - 2008. - № 2. - С. 14 - 19.

10. СысоевП.В., ЕвстигнеевМ.Н. Технологии Веб 2.0: в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2009. -№3.

11. О' Рейли Т. Что такое Веб 2.0 //Компьютерра Онлайн. - 2005. Электронный ресурс www.computerra.ru/ think/234100.

12. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис блогов в обучении иностранному языку//Иностранные языки в школе. - 2009. - №5.

13. http://academicwriting.wikidot.com/.