Научная статья на тему 'Развитие умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети Vk. Com'

Развитие умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети Vk. Com Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВЕБ 2.0 / ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТ / WEB 2.0 / WRITING SKILLS / LINGUISTIC STUDENTS / SOCIAL NETWORK / INTERNET PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Марина Ионарьевна

Статья посвящена проблеме развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети vk.com. Автор предлагает алгоритм развития умений письменной речи студентов, в котором представлены четыре этапа: организационный, подготовительный, процессуальный и оценочный. В статье описан Интернет-проект со студентами из Университета Нью-Мексико (США) и Северо-Восточного федерального университета (Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic Students’ Writing Skills Development Via Social Network vk.com

The article is devoted to the problem of linguistic studentswriting skills development via social network vk.com. The author suggests algorithm of the development of writing skills in which four stages are presented: organizational, preparatory, procedural and assessing. The Internet project among students from New Mexico University (USA) and North Eastern federal university (Russia) is described in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети Vk. Com»

УДК 378.881.111.1 (470)

ББК 81.2 Англ. (2 Рос) я 73

Попова Марина Ионарьевна

соискатель кафедра английской филологии Северо-Восточный федеральный университет

г. Якутск Popova Marina Ionarievna Applicant for a Degree Chair of the English Philology North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov

Yakutsk

marina_popova777@mail.ru

Развитие умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза

на основе социальной сети vk.com

Linguistic Students’ Writing Skills Development Via Social Network vk.com

Статья посвящена проблеме развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети vk.com. Автор предлагает алгоритм развития умений письменной речи студентов, в котором представлены четыре этапа: организационный, подготовительный, процессуальный и оценочный. В статье описан Интернет-проект со студентами из Университета Нью-Мексико (США) и Северо-Восточного федерального университета (Россия).

The article is devoted to the problem of linguistic students’ writing skills development via social network vk.com. The author suggests algorithm of the development of writing skills in which four stages are presented: organizational, preparatory, procedural and assessing. The Internet project among students from New Mexico University (USA) and North Eastern federal university (Russia) is described in the article.

Ключевые слова: иноязычная письменная речь, языковой вуз, социальная сеть, Веб 2.0., Интернет проект.

Key words: writing skills, linguistic students, social network, Web 2.0, Internet project.

Одной из основных задач системы образования на современном этапе является повышение качества подготовки квалифицированных работников для отраслей культуры, науки, образования и производства. Ориентация процесса обучения на результат позволила компетентностной модели организации педагогического процесса стать доминирующей в отечественной педагогике (Алмазова Н.И., 2003; Болотов В.А., 2003; Хуторской А.В., 2003; Зимняя И.А., 2006; Шадриков В.Д., 2006). Цель обучения иностранным языкам на современном этапе - это развитие у студентов коммуникативной компетенции, способности к межкультурной коммуникации и к использованию изучаемого языка как инструмента этой коммуникации. Выпускник языкового вуза должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Он должен владеть способностью самостоятельно приобретать новые знания с помощью информационных технологий и использовать их в практической деятельности. Преподаватель высшей школы должен использовать в обучении иностранным языкам методы, средства и формы, которые содействуют развитию данной способности.

Процесс приобщения студентов к иноязычной культуре требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. Это требует интеграции в учебный процесс новых форм и методов обучения, способствующих эффективному формированию у студентов необходимых компетенций.

Информатизация образования (Роберт И.В., Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю.) позволила расширить диапазон методов и форм обучения в развитии речевых умений и формировании языковых навыков студентов. Информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.

В последние годы появился ряд работ как отечественных (Титова С.В., Та-таринова М.А., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Горошко Е.И., Филатова А.В., Павельева Т.Ю., Маркова Ю.Ю. и др.), так и зарубежных (Kennedy K.,Gonzalez D., Lowe C., Williams T., Bloch J., Ebner M., Lienhardt C., Clam D., Freedman T. И др.) авторов, в которых рассматривается образовательный потенциал сервисов и служб сети Интернет применительно к обучению иностранному языку и развитию иноязычной коммуникативной компетенции. В большинстве из указанных работ прослеживается тенденция все более активного применения в обучении видам речевой деятельности сервисов Веб 2.0. По мнению многих авторов [1,3,4,7], технологии Веб 2.0 в обучении аспектам языка создают условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Необходимо отметить, что существует достаточное количество работ, на которые можно ориентироваться при рассмотрения проблемы развития умений письменной речи студентов языкового вуза на основе технологий Веб 2.0. Анализ ряда исследований показал, что в последние годы в исследованиях уделяют внимание вопросам, обсуждаемых в статье: теоретические основы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании (Роберт И.В., Полат Е.С., Андреев А.А., Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю., Чичерина Н.В.); содержание обучения письменной речи в языковом вузе (Бим И.Л., Каплич Л.В., Соловова Е.Н., Филатов С.Г., Шамов

A.Н.); критерии оценки письменной речи обучающихся (Зимняя И.А., Баранов М.Т.,Солдатова Н.В., Татаринова М.А., Бим И.Л., Миролюбов А.А., Сафонова

B.В., Гром Е.Н., Кузьмина Л.Г., Самарова О.А.). [2]

Тем не менее, несмотря на тот факт, что работы, посвященные проблеме развития умений письменной речи средствами информационнокоммуникационных технологий, занимают существенный объем в научной литературе, нужно признать, что существует ряд аспектов и проблем, которые ос-

тались недостаточно разработанными, а именно: не обоснованы методические условия развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей; не разработана методическая система развития умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей; не разработан алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей.

Таким образом, проблема развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей актуальна и требует изучения.

Необходима разработка научно-обоснованной и экспериментальнопроверенной методики развития умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети vk.com. Для этого нужно выявить и обосновать методические условия развития умений письменной речи на основе социальных сетей; разработать алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей; проверить его эффективность в ходе экспериментального обучения.

Развитие умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальных сетей будет успешным при следующих условиях: учитываются дидактические свойства социальных сетей: лаконичность, публичность, линейность, гипертекстовая структура и исследовательский потенциал; в содержание обучения письменной речи входят лексико-грамматический, орфографический и пунктуационный, стилистический, структурно-организационный, содержательный, социокультурный и психологический компоненты; соблюдаются определенные методические условия для развития умений письменной речи на основе социальных сетей: а) сформированность у студентов к моменту обучения ИКТ компетентности; б) мотивация студентов принимать участие в Интернет-обучении в сотрудничестве; в) направленная работа преподавателя на формирование мотивации у студентов к самостоятельной учебной деятельности; г) включение в методику заданий для работы над содержанием, структурой и язы-

ковой корректностью продуцируемых в социальной сети письменных речевых произведений; д) наличие технологии и алгоритма обучения; алгоритм обучения включает 4 этапа: организационный, подготовительный (технический), процессуальный, оценочный.

Ключевым понятием в работе выступает социальная сеть vk.com. Она является одним из сервисов Интернета нового поколения Веб 2.0, представляя собой систему, позволяющую пользователям отправлять текстовые сообщения (до 700 символов), создавать Сообщества (группы, официальные страницы и встречи), размещать аудиозаписи, видеозаписи, фотографии; пользователь получает право самостоятельно в личных целях создавать, использовать и определять содержание собственной персональной страницы и условия доступа других пользователей к ее содержанию, а также получает возможности доступа и размещения информации на персональных страницах других пользователей.

Алгоритм развития умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети vk.com предполагает четыре этапа (организационный, подготовительный (технический), процессуальный и оценочный) и пятнадцати шагов: 1) знакомство студентов с целью Интернет-проекта; 2) знакомство с принципами работы на сайте vk.com; 3) знакомство студентов с критериями оценки их участия в Интернет-проекте; 4) знакомство студентов с алгоритмом действий, которому они должны следовать; 5) регистрация студентов на сайте vk.com (если они являются незарегистрированными на сайте); 6) публикация студентами пробных сообщений; 7) определение преподавателем и студентами списка тем для изучения; 8) представление студентов в созданной преподавателем группе; 9) сбор релевантной информации в разных поисковых системах, анализ, синтез полученной информации; 10) выделение проблем для обсуждения; 11) решение определенной учебной задачи (обсуждения, комментарии, публикация вопросов и ответов); осуществление преподавателем мониторинга работы студентов, фиксация спорных или противоречивых моментов для последующего разъяснения; 12) представление студентами своих письменных ра-

бот в группе на сайте vk.com; 13) рефлексия; 14) самооценка; 15) оценка деятельности студентов преподавателем.

Обучение по развитию умений письменной речи студентов языкового вуза на основе социальной сети vk.com проводилось на базе Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) в 2011-2012 учебном году.

В течение одного семестра студенты кафедры английской филологии приняли активное участие в Интернет-проекте в социальной сети vk.com. В эксперименте приняло участие 53 студента из Северо-Восточного федерального университета и Университета Нью-Мексико (США). Группа «Альбукерке-Якутск: Языковой и культурный обмен» была создана преподавателями с целью языкового и культурного обмена. Руководителями выступили преподаватели Попова М.И. (СВФУ) и Башарина О.К. (Университет Нью-Мексико). Группа была закрытой, чтобы студентам было более комфортно общаться на различные темы, предложенные преподавателями в начале проекта. На обсуждение были предложены следующие темы: «Знакомство», «Как вы проводите свое свободное время?», «Ты любишь путешествовать? В каких странах ты побывал? Какую страну ты бы хотел посетить? Почему?», «Какие фильмы вам нравятся?», «Если бы ты выиграл 1 миллион долларов, как бы ты их потратил?», «Напиши о самом счастливом и самом грустном дне в твоей жизни», «Достопримечательности вашего города», «Любите ли вы караоке? Что вы обычно поете?». Две последние темы были предложены самими студентами. Тема свободного времени оказалась самой популярной, участники Интернет-проекта выставили 106 сообщений. Интересно то, что студенты СВФУ свободное время проводят с друзьями, в то время как студенты Университета Нью-Мексико предпочитают индивидуальные виды хобби, такие как рисование, изготовление украшений, кунг-фу, альпинизм, бег, аэробика. Участников проекта объединяет любовь к просмотру различных фильмов, компьютерные и видео игры, рок-музыка и игра на музыкальных инструментах. Вторая по популярности тема - путешествия.

Всем без исключения интересны зарубежные страны, студенты из Альбукерке ездят в разные города и страны намного чаще, чем студенты СВФУ. Этот факт легко объяснить географической удаленностью Якутии от центральной России и Европы, а также высокой стоимостью авиабилетов и проживания за рубежом. Приятно заметить, что студентов СВФУ живо интересует родная республика, многие планируют объездить отдаленные местности, лучше узнать родную культуру и традиции. Третьей по популярности темой оказалась тема любимых художественных фильмов и сериалов.

В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты:

• Анализ полученных в исследовании данных позволяет говорить о том, что якутские студенты выявили совпадение интересов со студентами из Университета Нью-Мексико.

• Все студенты находят гораздо больше положительных, чем отрицательных моментов в совместном проекте.

• Выделены актуальные для обсуждения темы (достопримечательности вашего города, как вы проводите свое свободное время, счастливые и грустные моменты вашей жизни, какие фильмы и музыкальные композиции вам нравятся, какие зарубежные страны вы бы хотели посетить).

На заключительном этапе письменные работы студентов были сопоставлены с письменными работами студентов, у которых традиционное обучение. У студентов, на занятиях которых был использован Интернет-проект, повысилась степень познавательной активности, творчества и самостоятельности, наблюдается улучшение и автоматизация навыков письменной иноязычной речи, а также степени дисциплинированности и заинтересованности в учебном процессе. Студенты узнали много новых фактов об образе жизни студентов из Альбукерке, научились общаться с ними на новом уровне, студентов СевероВосточного федерального университета удивила довольно значительная разница в возрасте, тот факт, что студенты из Альбукерке самостоятельно оплачива-

ют обучение в своем университете, берут займы в банках, имеют семьи. Студентов удивило наличие у студентов из Альбукерке нескольких хобби: игра на музыкальных инструментах, занятие спортом, особенно альпинизмом, сноубордом, хоккеем, рисование, а также тот факт, что те много путешествуют. Студенты СВФУ отметили, что в отличие от студентов из Университета Нью-Мексико, у них более пассивное времяпровождение, так они предпочитают смотреть телевизор, читать, находиться в компании друзей, общаться компаниями.

Использование Интернет-проекта в социальной сети vk.com оказалось эффективным, так как существенно индивидуализируется процесс обучения, разрешается задача активизации группы во внеучебное время, облегчается процедура проверка письменных работ, появляется новая форма контроля деятельности студентов, на занятиях создается комфортная для межличностного общения психологическая обстановка. Как показал эксперимент, в конце семестра студенты сформировали умения письменной речи по изучаемым аспектам (написание обзора фильма, эссе), а также продемонстрировали способность критически мыслить, обсуждая содержание работ однокурсников. Интересно отметить, что во время сессии Skype на одном из последних занятий, когда была организована беседа с преподавателем Ольгой Башариной из Университета Нью-Мексико, студенты были открытыми для общения, заинтересованными, активно задавали вопросы. В будущем, планируется чередовать общение студентов с иностранными студентами посредством Skype с общением в сети. После завершения проекта у студентов улучшились навыки говорения на изучаемом языке. Студентам, письменно выразившим свои мнения, намного легче говорить на уже известные темы, которые были отражены в письменных работах и комментариях к работам однокурсников.

Еще один важный момент организации методики обучения иноязычной письменной речи на основе социальной сети связан с наличием четкого алгоритма действий по работе в Интернет-проекте. Анализ ряда работ отечествен-

ных и зарубежных авторов, посвященных использованию Интернет-технологий в процессе обучения иностранному языку, свидетельствует о том, что обучающимся должен быть четко представлен алгоритм учебного взаимодействия с использованием социальных сервисов. В противном случае, как свидетельствуют работы Дж. Блох [6] и Т. Фридмана [7], обучающиеся будут уделять недостаточное внимание определенным аспектам языка, или вовсе будут их игнорировать. Четко следуя алгоритму, преподаватель иностранного языка может достигнуть желаемого результата при формировании умений иноязычной письменной речи студентов языкового вуза.

Процесс приобретения студентами личного опыта общения с иноязычной культурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. Интернет-проект в социальной сети vk.com оказался эффективным инструментом межкультурного взаимодействия студентов из Якутска (Росиия) и Альбукерке (США), языковой и культурный обмен между студентами прошел успешно, выявив совпадение интересов у сторон.

Вышеизложенное определяет необходимость и значимость подобных проектов на основе социальной сети vk.com для развития навыков иноязычной письменной речи студентов языкового вуза. Приведенный выше анализ работ свидетельствует о том, что развитие умений письменной речи средствами социальной сети находится в прямой зависимости от ряда педагогических условий. К таким условиям можно отнести следующие:

• сформированность ИКТ компетенции обучающихся;

• наличие мотивации обучающихся принять участие в Интернет-обучении в сотрудничестве;

• наличие заданий для работы над содержанием и над языковой структурой

письменных работ студентов;

• наличие технологии или алгоритма обучения.

Библиографический список

1.Новосельцева, Н.Н. Технологии web 2.0: инновационный способ орга-

низации внеаудиторной работы студентов по английскому языку в вузе [Текст] / Н.Н. Новосельцева, Л.В. Корухова // Современные технологии обучения иностранным языкам: междунар. научн.-практ. конф. (г. Ульяновск, 26 января 2011 г.).: сб. науч. тр./ Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. техн. ун-та, 2011.-

С.105-108.

2. Пустовалова, О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер» (английский язык, неязыковой вуз) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед, наук/ О.В. Пустовалова. - Москва: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, 2012. - 32 с.

3.Пронина, О.Г. Использование технологии Web 2.0 в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / О.Г. Пронина // Язык и культура. - 2010. - №1.

- С. 92-98.

4. Сысоев, П.В. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис вики в обучении иностранному языку [Текст] / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2009.- №5. С. 2-8.

5. Татаринова, М.А. Теоретические основы создания и использования дистанционного курса обучения иноязычной письменной речи для студентов 2

- 3 курсов лингвистического вуза: на материале английского языка [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ М.А. Татаринова. - Москва: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, 2005. - 25с.

6. Bloch, J. Abdullah’s Blogging: A Generation 1.5 student enters the blog-osphere / J. Bloch // Language Learning and Technology. 2007. - Vol.11, №2. -P.25-37.

7. Terry Freedman and individual contributors. The amazing Web 2.0 projects.

- Terry Freedman Ltd., 2010. - 121 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/DUMACORNELLUCIAN/amazing-web-2-proiects-by-terryfreedman (дата обращения: 25.06.2013).

Bibliography

1. Bloch, J. Abdullah’s Blogging: A Generation 1.5 Student Enters the Blog-osphere / J. Bloch // Language Learning and Technology. 2007. - Vol.11. - №2. -P.25-37.

2. Novoseltseva, N.N. Web 2.0 Technology: Innovative Way To Organize Higher School Students’ Out-Of-Class Activity in English: Collection of Scientific Works [Text] / N.N. Novoseltseva, L.V. Korukhova. - Ulyanovsk: Publishing House of Ulyanovsk State Technical University, 2011. - P.105-108.

3. Pronina, O.G. Using Web 2.0 Technology In Teaching a Foreign Language in a Higher School [Text] / O.G. Pronina // Language and Culture. - 2010. - №1. - P. 92-98.

4. Pustovalova, O.V. Methods of Students’ Writing Skills Development on the Basis of Twitter (English, Non-Linguistic Higher School) [Text]: Synopsis of Diss.

... Cand. of Ped. / O.V. Pustovalova. - M.: Moscow State Liberal Arts University n.a. M.A. Sholokhov, 2012. - 32 p.

5. Sysoev, P.V. Web 2.0 Technology: Wiki Social Service In Teaching a Foreign Language [Text] / P.V.Sysoev, M.N. Evstigneev // Foreign Languages at School.

- 2009. - №5. - P. 2-8.

6. Tatarinova, M.A. Theoretical Bases for Creating and Using a Distant Course for Teaching Students Foreign Written Speech in Higher Linguistic School: By the Example of English [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. / M.A.Tatarinova. -M.: Institute of Contents and Training Methodology of RAS, 2005. - 25 p.

7. Terry Freedman and Individual Contributors. The Amazing Web 2.0 Projects [Electronic Resource] / Terry Freedman Ltd., 2010. - 121 p. - Access Mode: http://www.slideshare.net/DUMACORNELLUCJAN/amazing-web-2-proiects-by-terryfreedman (Application Date: 25.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.