Научная статья на тему 'Реализация восстановительного подхода в практике деятельности образовательных учреждений Кировской области'

Реализация восстановительного подхода в практике деятельности образовательных учреждений Кировской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ / MEDIATION / RESTORATIVE MEDIATION / SCHOOL MEDIATION / CONCILIATION SCHOOL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машарова Татьяна Викторовна, Созонтова Мария Викторовна

Статья посвящена реализации восстановительного подхода в образовательных учреждениях Кировской области. Представлены основные направления деятельности лаборатории медиации областного Института развития образования, обеспечивающей научно-методическое сопровождение деятельности школьных служб примирения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the restorative approach in the practice of educational institutions of Kirov Region

The article is devoted to the implementation of the restorative approach in educational institutions of Kirov Region. The principal activities of the mediation laboratory of the regional institute for the development of education, which provides scientific and methodological support of conciliation school services, are revealed.

Текст научной работы на тему «Реализация восстановительного подхода в практике деятельности образовательных учреждений Кировской области»

да является на сегодня тем педагогическим инструментом, который позволит вооружить детей, подростков и молодежь необходимыми для успешной жизнедеятельности компетенциями, что, в свою очередь, позволит повысить качество человеческого капитала россиян и реализовать многие социально-экономические, политические, социокультурные проекты, «запущенные» в нашей стране.

Библиографический список

1. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Дис. ... д-ра пед. наук. - Курск, 2011.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

3. Заир-Бек Е.С. Понятие «образовательная среда школы» и подходы к ее оцениванию в современных исследованиях [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/ 1683.htm

4. Панов В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития // Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопси-центр РОСС, 2000. - С. 205-206.

5. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М.: Моск. гор. психолого-пед. ун-т, 2002.

6. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя: Учебное пособие. - М.: Прометей, 1997.

7. Соловейчик С.Л. Непрописные истины воспитания. - М., 2011.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.

УДК 371

Машарова Татьяна Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

Созонтова Мария Викторовна

кандидат педагогических наук Институт развития образования Кировской области mtv203@mail.ш, sozontova.mariya@mail.ш

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена реализации восстановительного подхода в образовательных учреждениях Кировской области. Представлены основные направления деятельности лаборатории медиации областного Института развития образования, обеспечивающей научно-методическое сопровождение деятельности школьных служб примирения. Ключевые слова: медиация, восстановительная медиация, школьная медиация, школьные службы примирения.

Школа - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и осуществляющий взаимодействие различных социальных групп. Школьная жизнь, однако, не всегда способствует социализации подростков: освоению ими навыков общения, формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых адаптации в обществе. А дети, особенно в подростковом возрасте, часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами.

Довольно часто, реагирование на конфликтные ситуации, которое практикуется педагогами и школьной администрацией носят обвинительный и карательный характер. Такие способы реагирования оставляют подлинные конфликты неразрешенными, что существенно снижает развивающий потенциал образовательный среды, поскольку оставляют в ребенке чувство враждебности по отношению к взрослым.

Назревающая социальная потребность в научных подходах к разрешению конфликтов привела к тому, что во второй половине XX века выдели-

лась специальная область знания - конфликтология. В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования Я.А. Анцупова, А.А. Бодалева, Ф.М. Бородкина, А.К. Зайцева, И.А. Коха, Н.И. Леонова, Н.Н. Обозова, А.И. Шипилова, и др.

В рамках прикладных исследований в сфере конфликтологии активно разрабатывается и внедряется в практику восстановительный подход к разрешению конфликтов в детской среде. Возникло целое научное направление, получившее название школьной медиации.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

Восстановительная медиация - технология, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах раз-

решения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

В качестве нормативно-правового основания развития медиации в системе отечественного образования выступают федеральные законы «Об образовании», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Последний определяет медиацию как внесудебную и обеспечивает российское общество понятием медиации - новым инструментом системы альтернативного разрешения споров. Сегодня государство признает за медиацией статус законного способа урегулирования конфликтов и споров, определяет процедуру медиации, сферы деятельности медиаторов, защищает их конфиденциальность, и, самое главное, предопределяет необходимость создания института медиации в России.

1 июня 2012 года вышел Указ президента Российской Федерации В.В. Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы». Указ фиксирует цель «формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка». В данном документе среди мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия, есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

В соответствии с пунктом 4 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить соответствующие региональные стратегии действий в интересах детей.

В Кировской области обозначенный документ был разработан и утвержден в июне 2013 года. В разделе «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» заданы следующие направления деятельности:

1. Развитие сети психолого-педагогических служб для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением.

2. Организация лаборатории медиации на базе кафедры педагогики и психологии института развития образования Кировской области.

3. Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия на базе учреждений социальной защиты населения и учреждений молодежной политики.

4. Организация школьных служб медиации, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.

5. Включение в порядок проведения конкурса общественных инициатив в сфере государственной молодежной политики специальной номинации: «Социальные проекты, направленные на развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия».

Указанные направления и выступили предпосылками для организации лаборатории медиации на базе областного Института развития образования.

На первом этапе своей деятельности лаборатория медиации столкнулась с дефицитом научнометодического обеспечения развития школьной медиации в образовании, дефицитом кадрового обеспечения (сокращение педагогов-психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях). Стало понятно, что организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области школьной медиации и создание школьных служб примирения в образовательных учреждениях потребует серьезных временных и интеллектуальных усилий.

Сегодня главная цель деятельности лаборатории - это подготовка педагогических кадров по вопросам использования примирительных технологий в своей профессиональной деятельности. Лаборатория ставит задачу организации информационно-методического центра для проведения су-первизий, разбора сложных ситуаций в процессе использования примирительных технологий, оказание профессиональной помощи действующим медиаторам. Также в числе задач деятельности лаборатории ставятся такие, как подготовка методических рекомендаций по созданию «Школьных служб примирения» на базе образовательных учреждений.

Сбор и анализ информации обо всех мероприятиях международного, регионального, территориального и окружного уровня, посвященных вопросам создания служб медиации в образовательной среде, сбор и анализ информации о состоянии действующих служб медиации (статистические данные) позволяют планировать мероприятия по подготовке и повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования восстановительных технологий в профессиональной деятельности.

Апробация научно-методических результатов деятельности лаборатории происходит, в первую очередь, в базовых образовательных учреждениях

Департамент образования Кировской области Институт развития образования Кировской области Кафедра педагогики, психологии и управления образовательными

системами

Аналитико-

прогностическое

направление

Мониторинг эффективности деятельности обученных специалистов, информационная рекламная деятельность

Организационно-

педагогическое

направление

Организация и проведение конференций, совещаний конкурсов. Работа с базовыми образовательными учреждениями

Учебно-методическое

направление

Подготовка

педагогических кадров по вопросам использования примирительных технологий (курсы повышения квалификации, методические семинары).

Научно-методическое

направление

Экспертиза деятельности специалистов ведущих восстановительные программы на территории Кировской области, супервизии специалистов, осуществляющих восстановительные процедуры.

Школьные службы примирения на базе образовательных учреждений города и области

Рис. 1. Концептуальные направления деятельности лаборатории медиации

Института. Это четыре школы различных типов, реализующих программы общего образования и имеющих опыт экспериментальной работы. Формат апробации различен: от семинаров-тренингов и краткосрочных курсов до конференций и открытых выездных мероприятий. Сотрудники лаборатории сегодня активно работают над организацией сетевой платформы научно-методического опыта школьных медиаторов.

Концептуальные направления деятельности лаборатории медиации представлены на рисунке 1.

Реализация данных направлений связана с обновлением подходов к научно-методическому сопровождению профессионального роста педагогов. Сотрудниками лаборатории медиации разработана программа повышения квалификации «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде», программа творческой лаборатории «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе» («Школьные службы примирения»).

Программа повышения квалификации «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде» рассчитана на педагогических работников (учителя, социальные педагоги, психологи, заместители директоров по УВР, уполномоченные по правам ребенка). Цель программы - повышение профессиональной готовности и компетентности педагогов при разрешении конфликтных ситуаций через применение восстановительных технологий. В ходе реализации программы планируется:

1) сформировать у педагогов представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;

2) сформировать навыки применения восстановительных технологий в практике педагогической деятельности;

3) способствовать развитию у педагогов коммуникативных, рефлективных навыков, необходимых для работы в качестве медиатора.

В основу программы положен модульный принцип построения разноуровневой программы для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения в системе повышения квалификации. Образовательная программа включает в себя аудиторную и внеаудиторную нагрузку - теоретические и практические модули. Теория и практика чередуются таким образом, чтобы слушатели могли участвовать в практических занятиях, имея достаточные теоретические знания.

Занятия в рамках программы проводятся, в основном, в форме проблемных курсов. Также практикуются: семинар-исследование, семинар-дискуссия, рефлексивный, постоянно действующий семинар, дистантные семинары, консультации, стажировки, мастер-классы, творческие мастерские, деловые, проблемно-деловые, организационно-деятельностные игры, проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции, просмотр и анализ видеороликов.

Предусмотрена диагностика профессиональной готовности слушателей - многоступенчатая система, состоящая из анкетирования с целью выявления уровня знаний специалиста по рассматриваемой теме, собеседования с целью диагностики полученных знаний; круглого стола; зачёта с целью диагностики уровня полученных знаний.

Слушатель, освоивший программу должен обладать следующими компетенциями:

Знать:

1) особенности применения медиации в социальной и образовательной среде и при разрешении отдельных категорий споров;

2) правила проведения примирительной процедуры.

Уметь:

1) оказывать консультативную помощь по вопросам применения и организации процедуры медиации при разрешении отдельных категорий споров;

2) диагностировать конфликт;

3) организовывать и проводить процедуру медиации с учетом особенностей сферы возникновения конфликта;

4) проводить примирительную процедуру

Владеть:

1) технологиями разрешения конфликта, эффективного общения;

2) средствами, методами и формами предупреждения и регулирования конфликта.

Программа содержит четыре основных модуля: теоретико-методологический, содержательно-методический, практико-ориентированный и контрольно-оценочный.

Модуль 1 - теоретико-методологический. Модуль раскрывает основные принципы защиты прав детей в Российской Федерации, нормативно-правовое обеспечение защиты прав ребенка в России, общественные организации, занимающиеся правами детей.

Модуль 2 - содержательно-методический. Данный модуль представлен разделами:

2.1. Поведение и общение личности в конфликте.

2.2. Понятие о технологиях примирения.

2.3. Позиция ведущего программы примирения.

2.4. Документация ведущего программы примирения.

2.5. Виды программ примирения.

2.6. Технологии примирения в решении школьных конфликтов.

2.7. Организация работы школьных служб примирения: встраивание в структуру образовательного учреждения, организация системы работы.

Модуль 3 - практико-ориентированный. Слушателям представлена возможность на базе образовательных учреждений освоить техники эффективной профилактики конфликта и коррекции конфликтного взаимодействия, отработать навыки медиации.

Модуль 4 - контрольно-оценочный. Представлен входной и выходной диагностикой, предполагает также проведение круглого стола.

В рамках лаборатории организована работа базовых образовательных учреждений. Базовая площадка - это открытая, диагностически оснащенная система, обеспечивающая апробацию новых идей, моделей, программ, технологий. Целью создания базовых площадок является апробация методических рекомендаций по организации школьных служб примирения внедрение инновационных авторских программ педагогов. Задачи базовых площадок:

- создание единого информационного пространства на территории города;

- пропаганда восстановительных технологий;

- формирование информационно-методической базы для проведения обучающих семинаров и научно-практических конференций в рамках области.

С целью оценки уровня конфликтности образовательной среды школ города Кирова и области сотрудниками лаборатории подготовлены диагностические материалы для проведения мониторингового исследования. Целью проведения мониторинга является:

- установление лиц, из числа ближайшего окружения учащихся, которые чаще всего становятся участниками конфликтов (родители, педагоги, друзья, одноклассники);

- выявление ресурсов учащихся на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ранжирование причин возникновения конфликтных ситуаций среди учащихся (избиение, кража, обида, оскорбление, вымогательство, обман, недопонимание, ложь, сплетни, жадность, зависть);

- определение возможности участия сверстников в разрешении межличностных конфликтов.

В общей сложности, созданные в Кировской области механизмы урегулирования конфликтных ситуаций, альтернативные административным, -это новое, но весьма перспективное направление в профилактике детских конфликтов. Использование восстановительного подхода уже имеет положительные результаты. Это отметили комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные службы региона.

Впереди у нас дальнейшее наращивание научно-методического опыта, инструктирование вновь создаваемых служб примирения, разработка новых программ повышения квалификации школьных психологов. И поскольку лаборатория медиации -это один из шагов на пути к созданию здоровой и безопасной образовательной среды в школах, целесообразность расширения ее функционала очевидна.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. - СПб., 2011.

3. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: Сб. статей. - М.: МОО Центр «СПР», 2005.

4. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. -2008. - № 2.

5. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта // Справочник заместителя директора школы. - 2008. - №5.

6. Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

7. Официальный сайт Общественного центра «Судебно-правовая реформа»: http://sprc.ru/

shsp_index.html.

8. Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Концепция и практика восстановительной медиации. Вып. 7. -М.: Центр «СПР», 2010.

9. www.mediacia.com

УДК 376

Емцова Ольга Михайловна

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

shomih@mail.ru

Кучинский Виктор Францевич

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

franc68@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматривается проблема дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация и индивидуализация обучения химии на основе технологии укрупнения дидактических единиц, личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение детей-инвалидов, ндивидуальный подход, обучение химии.

Современный информационный этап развития общества предъявляет все более жесткие требования к выпускнику массовой школы вообще и к выпускнику коррекционно-образовательных учреждений в частности. Это связано с непрерывным ростом объема информации, необходимостью ориентации в увеличивающемся потоке информации и его обработки. Исследователи в области применения информационнокоммуникативных технологий в образовании (А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, И.В. Роберт, Е.М. Вайендорф-Сысоева, Т.П. Зайченко и др.), а также исследователи в области индивидуализированного (И. Унт, А.С. Границкая, И.Я. Якиманская и др.), адаптивного и коррекционного обучения (И.М. Титова, И.С. Иванова, О.В. Леонтьева и др.) отмечают сложность построения обучения, отбора содержания и организации индивидуализированного обучения в ситуации возрастания потока мало-структурированной информации, в которой школьнику необходимо ориентироваться. Организация специализированного обучения рассматриваемой категории учащихся требует учета многих факторов, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их родители и педагоги. В этом случае учебные предметы в дистанционном обучении (ДО) детей с ОВЗ выполняют не только цели и задачи предметного обучения, но и являются важнейшим средством овладения информационно-коммуникативными умениями для дальнейшей социализации в меняющемся мире [3; 4; 5].

Обучение детей с ОВЗ в школе, а затем в вузе -задача, требующая от государства и общества значительных усилий социально-экономического, за-

конодательного и морально-нравственного характера. Проблема развития инклюзивного образования из разряда социально-педагогических и организационно-управленческих, решаемых правовыми и организационными действиями, требует постепенного обращения к проблемам дидактико-ме-тодическим. В России на современном этапе наряду с попытками внедрения инклюзивного образования всё большее развитие получает дистанционное обучение детей с ОВЗ. Ситуация в нашей стране на данный момент такова, что в обычных школах нет необходимых условий для интегрированного обучения. Большинство образовательных учреждений рассчитано на учащихся, не имеющих ограничений по здоровью. В тоже время, в российской системе образования принят ряд мер по оптимизации обучения детей с ОВЗ. Для этих учащихся, главным образом, имеющих соматические заболевания, нарушения опорно-двигательной системы и ДЦП, возможно получение образования в домашних условиях с помощью ИКТ. Однако не все категории детей с ОВЗ могут обучаться дистанционно. Такая форма обучения в основном пригодна для детей, у которых сохранен интеллект (они должны обучаться по общеобразовательным программам) и нет медицинских противопоказаний для работы за компьютером.

Дистанционное обучение учебных предметов требует оптимизации форм и методов обучения, адаптации существующих учебных программ для освоения учебных предметов в условиях дефицита учебного времени, а также ограничения работы ребенка за компьютером. Исследования в этом направлении проводятся на базе Центра обучения детей-инвалидов республики Калмыкии, одной из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.