Научная статья на тему 'Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике'

Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2153
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В РФ / ЗАДАЧИ И ТРУДНОСТИ ИХ СОЗДАНИЯ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ / MEDIATION / SCHOOL MEDIATION / STAGES OF DEVELOPMENT AND ORGANIZATION OF SCHOOL RECONCILIATION SERVICES IN RUSSIA / THE CHALLENGES AND DIFFICULTIES OF THEIR CREATION / MODELS OF ORGANIZATION OF SCHOOL SERVICES OF RECONCILIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются некоторые понятия медиации, школьной медиации, школьные службы примирения, задачи и трудности их создания, модели организации школьной службы примирения, рекомендации Минобрнауки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXISTING APPROACHES OF SERVICES IN DOMESTIC SCHOOL MEDIATION THEORY AND PRACTICE

This article discusses some concepts of mediation, school mediation, school service of reconciliation, tasks and difficulties of their creation, models of organization of school services of reconciliation, recommendations to the Ministry of education and science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике»

УДК 37.01

Анализ существующих подходов организации служб школьной медиации в отечественной теории и практике

Г.П. 3EPH0BA, К.П.Н., доцент, в.н.с.

Научно-методический центр педагогической рискологии. E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8).

В статье рассматриваются некоторые понятия медиации, школьной медиации, школьные службы примирения, задачи и трудности их создания, модели организации школьной службы примирения, рекомендации Минобрнауки РФ.

Ключевые слова: медиация, школьная медиация, этапы развития и организации школьных служб примирения в РФ, задачи и трудности их создания, модели организации школьной службы примирения.

С большим сожалением приходится констатировать конфликтогенность современного мира в целом и российского общества в частности. Школа - это срез общества, и для нее характерны разнонаправленные конфликты в процессе социального и педагогического взаимодействия:

- между учениками;

- между учителями и учениками;

- между учителями и родителями.

И конфликты эти бывают порой очень жесткими и чреватыми травматическими последствиями для всех сторон. Таковыми являются конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной муль-тикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим».

Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений или не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.

Но если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков. Также если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими. А поскольку для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных, а то и криминальных черт характера.

Что можно предложить в ответ? В Москве был создан центр «Судебно-правовая реформа», и с 2000 года он организует в России школьные службы примирения - российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях). Цель службы - способствовать зарождению и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров, конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для достижения этой цели работает команда взрослых и школьников разных классов.

В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть «за стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Если подростки самостоятельно принимают решение, скорее всего они его выполнят. Поскольку часто взаимопониманию мешают гнев, обида, предубеждение друг против друга, нужен нейтральный посредник (медиатор). Он подготовит участников к встрече и поможет им организовать конструктивный диалог. Встреча проводится только при добровольном согласии участников. Идея школьной службы примирения, разрабатываемая общественным центром «Судебно-правовая реформа», базируется на стандартах восстановительной медиации, принятых в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, и соответствующем этим стандартам порядке работы медиатора. На этой основе разработана модель школьной службы примирения, описанию которой посвящено немало публикаций. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгогра-

де и Волжском, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и др. В 2010 году, по данным Фонда защиты детей от жестокого обращения, школьные службы примирения вошли в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребенка». В 2011 году Московской городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав было принято постановление о создании в каждом общеобразовательном учреждении службы примирения. В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в Национальную стратегию действий в интересах детей 2014-2017 годов и в План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2014-2017 годы.

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Медиация проводилась по конфликту между учителем и учеником, конфликт был успешно разрешен. По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на 2011 год в разных регионах России действовали 615 школьных и 61 территориальная служба примирения. В ходе разных восстановительных программ было разрешено более 3 тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовало около 10 тысяч человек. Районные (муниципальные) службы примирения проводят примирительные встречи по делам из судов, комиссий по делам несовершеннолетних, а также поддерживают школьные службы примирения на своей территории. В своей работе они опираются на стандарты восстановительной медиации.

В современных научных исследованиях даются разные толкования понятия «медиация». Вот некоторые из них:

Медиация (от лат. mediare - «посредничать») - форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника).

Медиация - это метод, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора.

Медиация - это и эффективная методика разрешения споров между разными уровнями большого коллектива.

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Анализируя их, вы видите, что медиация - это метод, методика, форма. К большому сожалению, в научном сообществе не существует общепринятого научного понятия медиации. Так же обстоят дела с понятием школьной медиации. Вот некоторые из них.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.

Школьная медиация - это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом как между собой, так и с представителями других возрастных групп. При столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше. Каковы же цели метода школьной медиации?

• Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

• Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уни-

кальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам).

• Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д., и именно они должны выступать посредниками при урегулировании школьного конфликта, а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное -предупреждение конфликтов.

Говоря об истории развития и организации школьных служб примирения в России можно выделить несколько этапов.

1-й этап - 1999 год. Сотрудники центра СПР (общественный центр «Судебно-правовая реформа») проводят программы примирения по делам, поступающим из суда, Таганского РОВД, КДН и ОВД. Но поскольку в этих программах участвуют несовершеннолетние, в основном обучающиеся в школах района, то налаживаются контакты с 10 школами района. Через некоторое время работа напоминает «скорую помощь»: звонок из школы, приезд ведущих, попытка разрешить одним махом все проблемы. После 20 программ за месяц стала ясна необходимость появления ведущих в самой школе. И не только потому, что успеть везде невозможно, но и потому что нужно знать специфику школы, налаживать внутренне связи. А главное, что разрешение конфликта должно стать ответственностью самой школы.

Сложности:

- были попытки привлечь СПР для работы с плохим поведением: «пере-

воспитайте этого хулигана» (то есть «сделайте его послушным»). От сотрудников СПР поступало заявление, что хотя воспитательные моменты наблюдаются, но программы проводятся только по конкретным случаям и только добровольно;

- были попытки использовать медиацию для сбора информации (чтобы ведущие «стучали» начальству) - поступал отказ со ссылкой на конфиденциальность.

2-й этап - 2000-2001 годы. Начало проектов в Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске.

Задача - доказать, что программы примирения в школе возможны.

Восстановительные программы в школах реализуются в разных вариантах:

1) взрослый ведущий (социальный педагог или психолог) сам проводит программы;

2) взрослый ведущий привлекает к своей деятельности нескольких подростков;

3) группа подростков проводит примирительные встречи, а взрослый курирует эту группу, организует эту работу, а также помогает в сложных случаях (например, если в конфликте участвуют родители).

Собственно, именно последний вариант был назван «школьной службой примирения» (ШСП). Подростки-ведущие смогли получить доступ к таким конфликтам (и решать их), о которых взрослые и понятия не имели. В качестве кураторов работали социальные педагоги (Новгород), заместители директора по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и - позднее - уполномоченный по правам ребенка (Волгоград). Первая программа примирения успешно прошла в одной из школ Москвы по случаю конфликта между учителем и учеником. Ведущими выступали ученики школы.

Сложности:

- не использовалась правозащитная тематика (детские правозащитные приемные), поскольку было опасение, что подростки будут «судить» сверстников и учителей. Давать технологию примирения, позволяющую согласовывать интересы, организаторам казалось более адекватным;

- отказ от роли школьных «конфликт-менеджеров», которые вмешиваются в конфликт и пытаются решить ситуацию прямо на месте. Наоборот, много обсуждалось, как ШСП может встроиться в структуру школы и за счет этого обрести устойчивость.

3-й этап - 2002-2003 годы. Решался вопрос встраивания в струк-

туру школы и работы с подростковыми «стрелками». Служба должна была взаимодействовать с административным процессом, то есть получать информацию о конфликтах от администрации и определенную информацию и ценности транслировать наверх. Также служба получала информацию от подростков из школы (в том числе со «стрелок») и какую-то информацию о себе транслировала в школьное сообщество. Вопрос, как это должно выглядеть на практике, обсуждался в каждой конкретной школе.

Другим направлением деятельности стал вопрос сохранения ценностей службы. В качестве ответа появились:

1) система подготовки, включающая обучение, супервизию (то есть оказание помощи в обсуждении, затруднении), работу на командообразование, написание отчетов, изучение литературы по данной теме и пр.;

2) клуб ведущих, где ведущие обсуждали свои различные сложности и удачные находки;

3) вопросы рекламы службы среди учителей, учеников, родителей, жителей города и пр.;

4) дальнейшее сопровождение ведущими своих подопечных - своеобразное курирование на определенный срок (обычно месяц).

5)работа в парах «опытный ведущий - новичок» и пр.

Сложности:

- при отсутствии работы с конфликтами служба рискует превратиться в клуб, где преимущественно будут обсуждаться личностные проблемы ведущих, или просто выродиться в тусовку.

4-й этап - 2004 год. В Перми и Лысьве начался новый проект, в котором ШСП встраивалась в городскую систему профилактики правонарушений. При этом служба рассматривалась:

1) как помогающая социализации подрастающего поколения, поскольку подростки, владеющие «открытой коммуникацией» и ценностями примирения, смогут более успешно взаимодействовать с обществом;

2) дающая городу новых эффективных специалистов в социальной сфере;

3) кадровый проект для социальных педагогов школ, позволяющий им овладеть новой технологией и быть востребованными на более высоком уровне на рынке труда.

Обсуждается вопрос работ ШСП и социального педагога с новым объектом - «социальной связанностью». Некоторое количество программ было проведено во взаимодействии с мировым судом, милицией (ПДН), КДН и ЗП.

Сложности:

- хотя сами программы примирения проводятся только добровольно (то есть при явном согласии сторон), на предварительную встречу администрация обычно направляет. Мы исходим из того, что для принятия добровольного решения и человека должна быть информация, какие варианты у него есть. А на предварительной встрече как раз и обсуждаются разные варианты.

5-й этап - 2005 год. Начали создаваться ШСП в Волгограде, Томске, Тюмени. Попытки создать городскую межшкольную службу в Петрозаводске, где существует пейджер «Примирение», на который может позвонить любой конфликтующий подросток, и Великом Новгороде. Счет школ с ШСП в России уже измеряется десятками.

В Перми создается программа «Воздушный змей» по подготовке подростков-медиаторов. После семинара в Дзержинске обсуждается вопрос использования в школе линейки программ от очень простых (восстановительный расспрос) до сложных (семейные и школьные «конференции»).

Сложности:

- служба не должна перерасти в обучающую программу по конфликтологии (игры, тренинги, лагеря), но без работы с конфликтами и принятия важности миссии смены мировоззрения с карательного на восстановительный не произойдет.

2006 год. На данный момент модель службы состоит из следующих элементов:

1) в службе есть 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10-го классов, взрослый, курирующий службу и несколько подростков в группе поддержки (например, рисуют стенгазеты по ШСП);

2) ставится вопрос: как взаимодействовать службе с пространством школы? Для этого обсуждается, с какими ситуациями работает служба, откуда получает информацию (социальный педагог, ящик обращений, от сверстников и пр.) и как при этом соблюдается конфиденциальность, что происходит в случае успешного примирения сторон, где и в какое время проводятся программы, как ШСП взаимодействует с КДН и педсоветом, что и как сообщает о себе (реклама), завоевание высокого статуса. Все это закрепляется в положении о службе;

3) как удержать ценности службы и мастерство. Сюда входят вопросы: обучения, включая отбор, суперви-зию, тренинги, литературу и фильмы, составление отчетов; работа в паре (опытный ведущий - новичок), вопросы командообразования и проектирования

службой своего места в школе и своего развития. А также вопросы клуба ведущих, презентаций на межшкольном уровне, конференций и пр. Начался проект ШСП в городе Урай. Администрация Пермской области издала приказ о создании ШСП во всех школах Перми и области. После этого остро встал вопрос: что может стать показателем качественной работы службы? Ясно, что это не может быть обещание снизить уровень вторичной преступности, поскольку тот зависит от многих показателей. Но тогда что? Может быть, снижение силовых (карательных) воздействий на подростков со стороны как взрослых, так и сверстников?

Сложности:

- пока служба во многом держится на энтузиастах. Хочется добиться большей устойчивости. И еще одна проблема: как сделать так, чтобы приказ сверху не превратился в количественные показатели (кто проведет больше программ примирения), а реакцией на него не стали приписки и отписки?

В настоящее время при создании служб школьной медиации используется весь накопленный опыт с поправкой на региональные, муниципальные возможности (социальные, финансовые, педагогические и др.).

При разработке метода школьной медиации за основу был взят медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.

Что означает «понимать»? На первый взгляд, если есть коммуникация, то все очень просто: «я сказал - ты понял». Однако это кажущаяся простота.

В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию - мало, ее еще нужно правильно понять.

И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода школьной медиации является позитивное общение. Школьная медиация -это своеобразная школа общения.

Интеграция метода школьной медиации начинается с обучения взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода. Воспитатели, педагоги, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, сотрудники органов опеки и попечительства, работники правоохранительных органов, работающие с трудными подростками, несовершеннолетними правонаруши -телями, и другие, кто работает в воспитательно-образовательной системе в силу своей профессиональной деятельности, стоят «на передовой», и именно им приходится искать пути разрешения этих непростых конфликтных ситуаций, стрессогенных не только для самих участников, но и для тех, кто пытается их разрешить.

Сложные конфликтные ситуации в воспитательно-образовательной сфере возникают ежеминутно, так же как и в жизни в целом. Медиация относится к конфликтам как к неотъемлемой части жизни. Понятно, что часто конфликт несет деструктивный потенциал, хотя без конфликта не было бы и развития. Поэтому одна из задач школьной медиации - направить энергию конфликта не в деструктивное, а в созидательное русло. Ведь главная цель медиации в воспитательно-образовательном контексте - выработка сторонами взаимо-удовлетворяющего решения, ориентированного на будущее сотрудничество.

Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей.

Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, а также сознавая силу своего влияния на окружающий мир. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком.

Одной из форм обучения детей медиации для снижения конфликтности на территории воспитательно-образовательных учреждений является созда-

ние взрослыми «групп равных» среди младших и старших подростков. Те взрослые, которые обучены школьной медиации, работают с детьми в «группах равных». Это позволяет активно вовлекать в работу самих детей. Обучая ровесников («группы равных»), мы создаем условия для разрешения ими межличностных конфликтов, а с другой стороны - даем им возможность самореализации. Дети сами становятся распространителями идей медиации.

Чтобы усилить возможности метода школьной медиации, в него были интегрированы еще два очень важных блока. Это блок правового просвещения, ориентированный на всех участников образовательного процесса. Блок правовых знаний, в котором предусмотрена информация для родителей, детей и всех работников образовательной системы. Необходимость создания такого ликбеза для детей и взрослых нам подсказал опыт, с которым постоянно приходится сталкиваться в работе. Мы поняли, что на самом деле педагогическим кадрам очень не хватает правовых знаний. Часто это становится поводом и причиной очень сложных конфликтов, очень глубоких, с одной стороны, перерастающих порой в правовые конфликты, а с другой, часто становящихся причиной психологической травматизации детей.

Сложные отношения, бывает, складываются между родителями и преподавателями в силу правовой неграмотности обеих сторон, а также неумения общаться друг с другом, слушать и слышать другую сторону, сопереживать. Часто учителя становятся жертвами недопонимания и потребительского отношения родителей. Поэтому важно, чтобы каждая сторона поняла, что у всех есть равные права, была осведомлена об этих правах, при этом в полной мере осознавая, что за любым правом следует обязанность и ответственность. И если нам удастся хотя бы мелкими шажками распространить эти знания, организовать просветительскую деятельность в этой среде, то мы не только сделаем первые шаги к улучшению условий для всех участников образовательного процесса, но и создадим реальный фундамент для совершенствования правовой культуры в целом.

Второй блок - это блок нейропсихологии, который мы так и назвали - «Подход к пониманию того, почему ребенок не хочет учиться, и как ему помочь». Дело в том, что это длинный, трудный путь. Но в складывающихся сегодня условиях мы обязаны обратить внимание на нужды таких детей, тем более что с каждым годом их число увеличивается. Современная образо-

вательная система все больше становится нормативной. Детей, отвечающих этим нормативным требованиям, очень мало, и те, кто не вписывается в эти обезличенные нормы, невольно оказываются аутсайдерами, «вторым сортом», что неизбежно приводит к тому, что дети сильно страдают. Существующая статистика указывает на то, что более 80% детей не укладываются в нормативные требования, предъявляемые еще в дошкольном учреждении. При этом оказывается, что тому есть объективные причины. Дети с подобными отклонениями часто страдают недостаточностью функции центральной нервной системы. Но, к сожалению, существование этих причин остается скрытым, невыявленным, непонятым. Взрослые чаще всего не обладают информацией о причинах, не укладывающихся в стандартные представления поведенческих реакций. Такие дети в существующих условиях с наибольшей вероятностью оказываются отвергнутыми в обществе, прежде всего сверстников, и не понятыми взрослыми. В первую очередь их отвергает среда, в которой они учатся, где они проводят большую часть времени. Будучи отвергнутыми учителями, своими сверстниками, лишенными чаще всего помощи и понимания в силу неграмотности в этом вопросе родителей, именно эти дети и пополняют группы риска, становясь потенциальными кандидатами на то, чтобы их жизненный сценарий развивался по негативному пути. Часто они пополняют ряды трудных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.

Когда учитель видит, что ребенок неусидчивый, непослушный, не выполняет заданий, конечно, у учителя это вызывает раздражение. Он начинает внутренне обвинять ребенка в том, что в его действиях присутствует злой умысел, что ребенок дурно воспитан. Возникает конфликт уже между учителем и родителями. На самом деле нужно на ребенка обратить внимание, оказать ему профессиональную консультативную помощь и попытаться выявить истинные причины такого поведения (чаще всего действительно существует дефект центральной нервной системы, который не является патологией как таковой, но при этом требует определенной коррекции и индивидуального подхода). Специалистами разработан и интегрирован блок нейропсихологии, для того чтобы в рамках обучения школьные медиаторы, которые будут заниматься школьной медиацией, родители, которые будут обучаться или каким-то образом участвовать в программе, знали и умели распознавать

в детях проявления, симптомы, чтобы впоследствии они не блуждали в потемках, а понимали, что таким детям можно и нужно помогать. В некоторых случаях после выявления причин они могут эту помощь оказывать и сами, просто проявляя больше чуткости и понимания, более творческий подход в отношениях с собственными детьми. Но одной из важнейших задач этого блока является просвещение, знания, которые позволяют изменить взгляд на ситуацию, осознать свои возможности и отказаться от бессильной разрушительной для себя и окружающих позиции, неизбежно приводящей к конфликту.

Модели организации школьной службы примирения.

На данный момент существуют три организационные модели школьной службы примирения. К ним относятся:

- профилактическая модель;

- воспитательная (педагогическая) модель;

- сервисная модель.

В рамках первой, профилактической модели служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формирует взгляд на службу примирения как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения в этом варианте работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается в рассматриваемом контексте по «производственным показателям»: количеству и сложности проведенных программ, снижению уровня конфликтности в школе.

Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о ее результатах перед директором или его заместителем. Д.В. Рогаткин условно называет такую организацию деятельности административно-профилактическим вариантом.

В рамках административно-профилактического варианта заказчиком является администрация школы. Именно ее и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчиненную администрации школы . Это один из способов обслуживания администрации, заказавшей

службе запуск процесса декриминализации школы и предоставившей ей для этого свои ресурсы. Служба в контексте профилактического подхода работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования . И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иной взгляд на службу школьной медиации создает воспитательная (педагогическая модель). В рамках этого подхода создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально значимой деятельности, которая формирует воспитательный коллектив детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. В данном случае служба не рассматривается как «производственная структура», реально способная влиять на криминальные процессы. Она воспринимается как воспитательная программа - некий хороший клуб, и в организационном плане остается довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из ее форм.

В рамках воспитательного подхода в роли заказчиков выступают сами дети, занимающиеся в службе примирения. Они приходят в службу именно заниматься и тем самым дают ей заказ на свое развитие. Дети обучаются навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества. И используют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: «Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться». Заметим, что воспитательный подход имеет очень хорошие перспективы для развития прежде всего в детских организациях и системе дополнительного образования.

Итак, в описании профилактического и педагогического подходов мы увидели два варианта организационного оформления службы: в качестве структурного подразделения социально-педагогического блока школьной администрации и в качестве воспитательного коллектива (организационно, это может быть клуб, детская организация, объединение дополнительного образования

и пр.). Но есть и третий вариант - организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления.

Научно-методическая база школьного самоуправления разработана, к сожалению, очень слабо. Проясним некоторые моменты. Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление и дает право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие) в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают совместными, с участием и педагогов, и родителей, и учеников - например, совет школы, либо раздельными - например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей», например учеников. Такие органы соответственно являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестает быть необходимой.

Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь материала становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями. Отметим некоторые особенности службы примирения: в системе школьного самоуправления служба является независимым, автономным органом, не подчиняющимся никакому другому. Она, как «власть учеников» (или педагогов, родителей), выстраивает с «властью директора» партнерские отношения. Это означает не только иной способ кооперации, но и другой уровень ответственности. Как только директор перестает быть для службы примирения вышестоящим органом, она лишается не только директорского контроля, но и административного прикрытия. Служба в статусе органа самоуправления берет на себя всю полноту ответственности за результаты своей активности, зная, что в случае конфликтов по поводу проведения программ директор имеет все основания быть ни при чем. Еще одна особенность заключается в том, что служба примирения не может ничего приказывать ученикам, и в этом направлении не следует искать в ней ресурс для подчинения детей.

Орган самоуправления создается для решения проблем участников школьного сообщества, представления их интересов в жизни школы. Оцениваться работа органа самоуправления, следовательно, будет по тем результатам, которых ему удалось добиться в интересах своих «заказчиков», например учеников. В чем же состоит заказ учеников к службе примирения? Очевидно, в том, чтобы получить возможность мирного разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Служба, отвечая на этот заказ, предоставляет ученикам такие услуги. Собственно, в этом и есть смысл понятия «служба» («служба», «услуга», «сервис» - по сути, это слова-синонимы, имеющие в английском языке единый аналог - service). Служба работает на выполнение определенного заказа, обслуживает. Заметим, что понятие службы прекрасно соответствует сути самоуправления.

Как орган ученического самоуправления, служба охватывает школьников, которые нуждаются в помощи в разрешении конфликтов. Оцениваться работа службы, следовательно, будет

по тому, насколько успешно она справляется с заказом учеников. Это не означает, что служба не будет работать с информацией, которую передает администрация школы. Факт согласия ученика на участие в программе - это и есть момент поступления заказа. А критерий эффективности - способность службы справиться с теми ситуациями, которые к ней поступают.

Итак, цель службы примирения, обслуживающей учеников, - выполнение запросов школьников на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций. Специалисты в области целеполагания резонно заметят, что цель нужно формулировать иначе. Например, как «снижение уровня конфликтности в школе», «воспитание установок толерантного сознания», в конце концов та же самая «профилактика правонарушений» и т.п. Но в том-то и дело, что служба не может поставить себе цели самостоятельно. Цели службе ставит заказчик. Если заказчики - сами ученики, то они от подобных целей очень далеки. Их цель

- получить возможность некарательного, конструктивного разрешения конфликтов.

Таким образом, мы можем говорить о третьем подходе - сервисном. В отличие от профилактического и воспитательного, он не направлен на видоизменение детской среды. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача - удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услуг. В центре внимания подхода

- фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослый.

Сервисный подход для самоуправления вполне органичен. Вместе с тем в рамках самоуправления может быть развернут и профилактический подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в административно-профилактическом варианте. Реализация профилактического подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический актив. Выборный орган с представительными функциями - школьный парламент решает, что ученическому самоуправлению необходимо управлять процессами криминализации, и для этого нужно создать службу примирения. В этом варианте она будет реализовывать цели профилактического подхода. Но специфика состоит в том, что служба уже не является частью административной системы школы.

Но как же быть со школами, в которых ученического самоуправления нет и, по сути, создание службы примирения будет первым признаком его появления? Означает ли вышесказанное, что служба примирения может выступать в качестве органа самоуправления, координирующего процессом декриминализации школьной среды, только в том случае, если к моменту ее зарождения в школе работает ученический актив, способный быть заказчиком такой деятельности? На наш взгляд, не означает. Заказчиком в отсутствие системы самоуправления может выступить группа инициаторов создания службы примирения - как правило, детско-взрослая команда, озабоченная ситуацией и готовая ее изменять. Пока эта команда существует, служба будет работать на эту задачу. Поскольку, как мы уже подчеркивали, органы самоуправления не имеют возможности диктовать свою волю ученикам, а вопросы комплектования и полномочий службы официально оформляются школьными локальными актами, то каких-либо особых проблем, связанных с неформальным статусом заказчика, не возникает. Собственно, группа участников школьной жизни реализует свое право на участие в управлении школой через инициативу создания нового органа самоуправления.

Служба примирения может быть не только органом ученического самоуправления. Она может быть органом ученическо-педагогического самоуправления (заказчики - ученики и педагоги либо ученический и педагогический активы) с совместным комплектованием из числа ребят и учителей; органом родительского самоуправления - с комплектованием из числа родителей по их же заказу. Возможны и другие комбинации с учетом того, что органы школьного самоуправления могут быть как раздельными, так и совместными.

Как видим, интересы заказчика являются определяющими для характера деятельности службы. Вследствие этого появляются различные варианты целеполагания, комплектования и организации работы службы, сформированной в качестве органа самоуправления.

Интересен вопрос о руководителе службы, созданной в статусе органа ученического самоуправления. Очевидно, что взрослый не может руководить ученическим органом. Такой орган должен иметь систему детской самоорганизации, а взрослый может помогать в качестве консультанта, куратора. Для того чтобы перейти к такому способу взаимодействия, особое значение при-

обретает компетентность взрослого в вопросах формирования и сопровождения детской команды .

При создании службы не в качестве ученического, а в качестве совместного органа самоуправления с участием детей и взрослых вопрос руководства также встанет на повестку дня. Совместный орган вполне допускает взрослого в качестве руководителя, но при этом он не может быть ни назначенным директором, ни самопровозглашенным. Должна быть предусмотрена определенная процедура решения вопроса о лидерстве. Вариант утверждения кандидатуры руководителя службы представительным органом самоуправления возможен, однако он де-факто приводит к ситуации подчиненности службы. Есть и другой вариант - предусмотреть в положении о службе должность руководителя как выборную. Разумеется, выбирать руководителя должны активисты службы примирения, в том числе дети. Причем выбирать на определенный срок. Возможно, ежегодные выборы в качестве руководителя службы определенного взрослого будут скорее церемонией, чем реальной борьбой за власть (если, конечно, этот взрослый не довел группу до того состояния, когда она готова «проглотить» своего руководителя). Но эта церемония играет важную роль в обозначении статуса службы как органа самоуправления.

Существует возможность создания вертикальной модели организации службы примирения. При этом следует учесть опыт Пермского края. Исходя из названного опыта работы, школьная служба примирения может курироваться муниципальной службой примирения, которая организовывается на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центра диагностики и консультирования, а также являться одним из направлений работы муниципальной ювенальной службы. Первые два учреждения относятся к системе образования и являются субъектами профилактики. Работа муниципальной службы примирения в них проводится по двум основным направлениям. Первое - обеспечение поддержки школьных служб примирения. В данное направление деятельности входят проведение конференции руководителей ШСП, круглые столы, слеты учащихся; организация курсов по внедрению восстановительных технологий (метода школьной медиации), а также проведение обучения ровесников-медиаторов.

Юным миротворцам приходится сталкиваться с различными ситуа-

циями: от классического обзывания до серьезных конфликтов, в которые могут быть втянуты как ученики, так педагоги и родители. Конечно, в самых сложных случаях подключаются специалисты муниципальной службы. И второе направление -реализация программ примирения. Проблемы, с которыми обращаются в службу, достаточно серьезные. Это бродяжничество, суицид, драки, возмещение материального ущерба, детско-родительские отношения, семейные конфликты, разводы. Работа организуется по заявкам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела опеки и попечительства, по личным обращениям граждан.

Таким образом, нами рассмотрены модели горизонтальной организации школьной службы примирения, а также предложен вариант вертикальной организации службы примирения в рамках муниципального образования.

Анализ мониторинговых исследований организации школьных служб медиации позволяет констатировать, что в соответствии с рекомендациями Минобрнауки (29 декабря 2015 года Минобрнауки РФ направило в регионы для возможного применения (!) в образовательных организациях Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения, а также Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации) в Российской Федерации реализуется две модели:

1) службы школьной медиации (развивает Федеральный институт медиации);

2) школьные службы примирения (МОО «Общественный центр «Судебно-правовая реформа» и Всероссийская ассоциация восстановительной медиации).

Следовательно, школам надо выбрать, какую модель создавать и реа-лизовывать.

В зависимости от выбора модели решаются следующие вопросы:

1) выбираются организации для сотрудничества;

2) устанавливаются принципы, цель, задачи, методы, технологии, способы и т.д; нормативно-правовая база;

3) в каждой школе создается (или на базе одной - несколько) ШСП;

4) создание команды (только взрослые или в качестве волонтеров входят дети);

5) выстраивается вертикаль управления моделью (например, региональный представитель - муниципальный - школьный и др.);

6) определяются управленческие функции;

7) определяются качественные характеристики (критерии) деятельности (именно деятельности, а не фиктивного создания службы на бумаге) и др.

В заключение хочется сказать, что любые инновации всегда вызывают дискуссии. Медиация не является исключением. Ее внедрение в школе может проходить сложно и болезненно, встречать сопротивление со стороны отдельных педагогов, но несмотря на это, полноценное разрешение конфликтов невозможно без специальной подготовки учителей к новому типу взаимоотношений. Медиация учит активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека, нивелировать собственные интересы ради достижения общих интересов. Наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта оказывает вовлечение конфликтующих сторон в совместную деятельность. Чем раньше будет проведена необходимая диагностическая работа и инициированы переговоры, тем успешней получится результат.

В сравнении с традиционными способами урегулирования конфликтов медиация может оказаться приемлемой и эффективной альтернативой. Профилактика и коррекция конфликтов строятся на обучении позитивным способам коммуникации. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеклассной и воспитательной работы определяют профессионализм педагога, а также сохраняют его собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога носят функцию техники личной психологической безопасности в профессиональной деятельности.

С сожалением можно констатировать тот факт, что в Московской области только в нескольких образовательных организациях создана одна из вышеназванных моделей школьной медиации и подготовлены соответствующие кадры. Тем не менее заявили об участии в информационно-образовательном проекте «Медиация в образовании» 180 образовательных организаций Московской области.

Однако пока в АСОУ нет подготовленных профессорско-преподавательских кадров по медиации и сертифицированных учебных программ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.twirpx.com/file/831955/ Зинова Е.Ю. (сост.) Организация школьной службы примирения DOC

2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. 112 с.

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

4. Коновалов А.Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. ст. М.: МОО Центр «СПР», 2005. С. 113.

5. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения // Справочник заместителя директора школы. № 2. 2008. С. 68-76

6. Лукманов Е.В. Психология школьного конфликта // Справочник заместителя директора школы. № 5. 2008. С. 61-67.

7. Овчинникова Т.С., Павлович Г.А. Служба примирения в образовательном учреждении. Тюмень: Изд-во предпринимателя Заякина В.В., 2008. 54 с.

8. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. 29 с.

9. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия. Центр «СПР». 31с.

10. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. 415 с.

11. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. 2010. № 10 (107). С. 8-9.

12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект, 2005. 336 с.

13. www.mediacia.com.

ANALYSIS OF EXISTING APPROACHES OF SERVICES IN DOMESTIC SCHOOL MEDIATION THEORY AND PRACTICE

ZERNOVA G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher

Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: zernova_gp@asou-mo.ru. ABSTRACT

This article discusses some concepts of mediation, school mediation, school service of reconciliation, tasks and difficulties of their creation, models of organization of school services of reconciliation, recommendations to the Ministry of education and science of the Russian Federation. Keywords: mediation, school mediation, stages of development and organization of school reconciliation services in Russia, the challenges and difficulties of their creation, models of organization of school services of reconciliation.

REFERENCES

1. Zinova Ye.YU. Organizatsiya shkol'noy sluzhby primireniya DOC (The organization of the DOC school reconciliation service) Available at: http://www. twirpx.com/file/831955/

2. Zedgenidze V. YA. Preduprezhdeniye irazresheniye konfliktovu doshkol'nikov [Prevention and resolution of conflicts for preschool children]. Moscow, Ayris - press Publ., 2006. 112 p.

3. Konovalov A.YU. Shkol'naya sluzhba primireniya i vosstanovitel'naya kul'tura vzaimootnosheniy: prakticheskoye rukovodstvo [School reconciliation service and restorative culture of relationships: practical guidance]. Moscow, MOO Tsentr «Sudebno-pravovaya reforma» Publ., 2012. 256 p.

4. Konovalov A. YU. Chetyre shaga k vosstanovitel'noy rabote sprostranstvom shkoly [Four steps to restorative work with school space]. Moscow, MOO Tsentr «SPR» Publ., 2005. p. 113.

5. Konovalov A. YU. School Reconciliation Service. Spravochnikzamestitelya direktora shkoly, 2008, no. 2, pp.68-76 (In Russian).

6. Lukmanov Ye. V. Psychology of school conflict. Spravochnik zamestitelya direktora shkoly, 2008, no. 5, pp. 61-67 (In Russian).

7. Ovchinnikova T. S, Pavlovich G. A. Sluzhba primireniya v obrazovatel'nom uchrezhdenii [The Service of Reconciliation in an Educational Institution]. Tyumen, predprinimatelya Zayakina V. V. Publ., 2008. 54 p.

8. Ovchinnikova T. S. Tekhnologiya vosstanovitel'nogo pravosudiya vsotsial'no - pedagogicheskoy deyatel'nosti [Technology of restorative justice in social and pedagogical activity]. Tyumen, Tyumenskiy izdatel'skiy dom Publ., 2006. 29 p.

9. Rabochaya kniga vedushchego programm vosstanovitel'nogo pravosudiya, Tsentr «SPR» [Working book of the leading programs of restorative justice, "SPR" Centre]. 31 p.

10. Sovremennaya konfliktologiya vkontekste kul'tury mira [Modern conflictology in the context of a culture of peace]. Moscow, 2001. 415 p.

11. School reconciliation service: from idea to action. Pedagogicheskoye obozreniye, 2010, no. 10 (107), pp. 8-9 (In Russian).

12. Shneyder L. B. Deviantnoyepovedeniye detey ipodrostkov [Deviant behavior of children and adolescents]. Moscow, Akademicheskiy Proyekt Publ., 2005. 336 p.

13. Available at: www.mediacia.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.