Научная статья на тему 'Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России'

Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ / МЕДИАЦИЯ В РОССИИ / ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ / BULLYING IN SCHOOL / MEDIATION IN RUSSIA / MEDIATOR / SCHOOL RECONCILIATION SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ю.Н.

В данной статье приведены результаты теоретического исследования закономерностей развития медиации в России. Они составлены на основе анализа мониторинга восстановительных практик. Полученные результаты констатируют, что школьные службы примирения являются одним из методов профилактики буллинга, которые способствуют объяснению причины поведения, отработке навыков выхода из конфликтных ситуаций без применения психологического и физического насилия.Выводы свидетельствуют о бурном развитии примирительных практик, увеличение не только количества, но и качества служб примирения. Разрабатываются новые программы медиации. Улучшается система мониторинга, которая позволяет контролировать развитие медиации и является инструментом для анализа реального развития служб примирения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of mediation is as a form of prevention of bullying in Russia

This article presents the results of a theoretical study of the patterns of mediation development in Russia. They are based on the analysis of monitoring of recovery practices. The obtained results state that school reconciliation services are one of the methods of bullying prevention that contribute to the explanation of the cause of behavior, the development of skills to exit from conflict situations without the use of psychological and physical violence.The conclusions indicate the rapid development of conciliatory practices, an increase not only in the quantity, but in the quality of reconciliation services. New mediation programs are being developed. The monitoring system is improving, which allows monitoring the development of mediation and is a tool for analyzing the real development of reconciliation services in Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России»

Развитие медиации как формы профилактики буллинга в России

Development of mediation is as a form of prevention of bullying in Russia

Рудакова Ю. Н.

Студентка 3 курса, ф-т Психология САФУ им. Ломоносова, РФ, г. Архангельск e-mail: r85077@yandex.ru

Rudakova Yu.N.

3d year student, Faculty of psychology NARFU Russia, Arkhangelsk e-mail: r85077@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье приведены результаты теоретического исследования закономерностей развития медиации в России. Они составлены на основе анализа мониторинга восстановительных практик. Полученные результаты констатируют, что школьные службы примирения являются одним из методов профилактики буллинга, которые способствуют объяснению причины поведения, отработке навыков выхода из конфликтных ситуаций без применения психологического и физического насилия.Выводы свидетельствуют о бурном развитии примирительных практик, увеличение не только количества, но и качества служб примирения. Разрабатываются новые программы медиации. Улучшается система мониторинга, которая позволяет контролировать развитие медиации и является инструментом для анализа реального развития служб примирения в России.

Annotation.

This article presents the results of a theoretical study of the patterns of mediation development in Russia. They are based on the analysis of monitoring of recovery practices. The obtained results state that school reconciliation services are one of the methods of bullying prevention that contribute to the explanation of the cause of behavior, the development of skills to exit from conflict situations without the use of psychological and physical violence.The conclusions indicate the rapid development of conciliatory practices, an increase not only in the quantity, but in the quality of reconciliation services. New mediation programs are being developed. The monitoring system is improving, which allows monitoring the development of mediation and is a tool for analyzing the real development of reconciliation services in Russia.

Ключевые слова: Буллинг в школе, медиация в России, школьные службы примирения

Key words: bullying in school, mediation in Russia, mediator, school reconciliation services

Формирование субъектной жизненной позиции и качеств, способствующих социализации в современных условиях, закладывается в большей мере в образовательных учреждениях.

Так как школа является важным институтом для становления личности, является немаловажным изучение проблем, сопровождающих школьную жизнь. Одной из проблем является школьная травля (буллинг). Явление буллинга имеет широкий интерес у исследователей, это связано с увеличением запросов практики на профилактику буллинга, недостаточная разработка и внедрение программ профилактики в образовательные учреждения.

И. С. Кон, отечественный исследователь проблемы буллинга, приводит в своей статье следующую статистику: 1200 детей ответили на вопросы интернет-сайта KidsPoll, из них 576 подвергались буллингу, в том числе180 детей - неоднократно, 504 ребенка сами им занимались. Данный пример говорит о широком распространении данного психологического феномена в повседневной жизни.

Норвежский психолог Д. Ольвеус, работающий много лет над проблемой буллинга, дает определение феномену, которое становится общепринятым. «Буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [1].

Одним из популярных видов разрешения конфликтов является медиация. Метод медиации подходит для решения проблемы буллинга, так как позволяет решить задачу создания культуры отношений в классе, позволяет понять участникам конфликта друг друга.

Медиация - это процесс урегулирования конфликтов посредством привлечения нейтральной стороны, способствующей налаживанию коммуникации между конфликтующими сторонами, а также сопровождающей процесс взаимодействия, с целью разрешения проблемной ситуации [6].

В.И Андреев выделяет основные принципы медиации:

1. Конфиденциальность

Конфиденциальность является залогом целостности процесса медиации, защиты прав сторон, включенных в процесс, медиатор обеспечивает неразглашение информации о процессе и о результатах. Но конфиденциальность не является ограничением или запретом мониторинга, оценки программ соответствующими людьми.

2. Беспристрастность

Центральной идеей медиации является беспристрастность медиатора к происходящему, в его работе главное быть честным и объективным, чем выше беспристрастность медиатора, тем выше эффективность работы. Влияние предубеждений, личного мнения медиатора, его предвзятости говорит о некомпетентности медиатора.

3. Добровольность

Медиация - процесс сугубо добровольный. Все участвующие стороны дают согласие на участие и имеют право на выход из процесса на любой стадии, стороны сами контролируют процесс и результаты медиации, являются активными участниками процесса.

В России медиация развивается в образовательной сфере в форме Школьных служб примирения более 12 лет. Становление служб примирения проходило по мере появления энтузиастов в различных регионах, лидеры этого движения из общественного центра «Судебно-правовая реформа» приложили немало организационных усилий [6].

На первых этапах развития деятельность служб примирения была мало заметна, но по мере увеличения числа проектов, реализуемых на федеральном уровне и в разных регионах, число территорий возрастает, а данная деятельность начинает приносить свои плоды и развиваться быстрее [5].

Существует два вида служб примирения: территориальные (муниципальные) и школьные. Нас интересует процесс развития школьных служб примирения.

В Школьную службу примирения входят координатор (медиатор) и учащиеся, которые находятся непосредственно в группе. Суть метода заключается в развитии, а также на поддержку конструктивных взаимодействий внутри школьных групп и восстановительной культуры взаимоотношений. Процесс медиации можно поделить на этапы. На первом этапе медиатор организует атмосферу доверия; на втором - анализ фактов и проблем, на третьем - поиск альтернатив для решения проблем, на четвертом - переговоры и принятие решения. Далее составляется итоговый документ, где прописывается план будущих действий, правовая

процедура и утверждение документа, выполнение.

Роль медиатора заключается в том, чтобы с помощью специальных знаний обеспечить конструктивное разрешение конфликта, но окончательное решение остается за участниками конфликта.

За рубежом практика медиации распространена шире, чем в России. В США многие модели «общинной» школьной медиации существуют и поддерживаются с 1984 г. американской Ассоциацией школьной медиации, а в России с 2002 года.

Целью нашего исследования является изучение развития медиации в наши дни, посредством анализа мониторингов восстановительных практик, проводимых в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации с 2012-2015 годов [5].

Коноваловым А. Ю., руководителем направления «Школьные службы примирения» МОЦ «Судебно-правовая реформа» предоставлены следующие данные.

В 2012 году сфера развития деятельности к разрешению конфликтов в школьной среде развивается неспешно, такая динамика оценивается положительно, так как позволяет сохранить контроль за процессами создания и работы служб.

Работа проводится в рамках восстановительного подхода, особенность которого заключается в том, что преступник рассматривается как автономный субъект, решающий самостоятельно, совершать ли повторно правонарушение, идентифицировать себя с девиантной ролью или вернуться в общество.

Принципы данного восстановительного подхода:

1. Восстановление способности взаимопонимания у сторон. Способность рассмотреть не только свою сторону ситуации, но и другую возможную сторону.

2. В случае правонарушения осознание ответственности обидчика. Возможные варианты заглаживания причиненного вреда для жертвы силами нарушителя.

3. Исцеление жертвы посредством заглаживания вреда нарушителем и ответами на волнующие для жертвы вопросы со стороны нарушителя.

4. Составление плана будущих действий, позволяющих избежать повторения инцидента

Статистика гласит, что в Вологодской области на 2012 год существует 88 школьных служб примирения, в Пермском крае 534, в Москве 23, в Ставропольском крае 23, в Чувашской Республике 21, в Республике Саха -Якутия 14, в Красноярском крае 12, в Самарской области 10 .

Итак, на данном этапе существования служб примирения их основной чертой является эволюционный характер развития, их абсолютная зависимость от энтузиастов и лидеров. Тенденция развития служб примирения активизирована, пристальное внимание уделяется тем службам, которые в этом нуждаются, а именно, которые только начинают действовать, службам в Новгородской, Кировской областях, Республика Дагестан, Архангельской, Вологодской областях и в Республике Карелия. Также затрагивается вопрос структуры процесса медиации, взаимодействие координаторов и школьников следует развивать в большей мере.

В 2014 году количество территорий увеличивается до 19, что свидетельствует о прогрессивном развитии. В мониторинге по направлению Школьной примирительной службы участвуют следующие области:

Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Кировская область, Красноярский край, Липецкая область, Москва, Пензенская область, Пермский край, Республика Алтай, Чувашская Республика, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Республика Дагестан, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Тульская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра [3].

Важным вопросом является придание устойчивости создаваемым службам примирения за счет организации образовательных программ восстановительной медиации и создания команд в виде ассоциации восстановительной медиации.

В 2015 году количество территорий увеличивается до 22 регионов. В 80 % случаев в школьных службах примирения участвуют дети-волонтеры. Также сфера деятельности службы примирения расширяется, что связано с некоторыми тенденциями в образовательной сфере, а именно внедрена инклюзия - совместное обучение «разных» детей, введение ЕГЭ, объединение школ в комплексы.

На 4% больше поступает заявок от участников ситуации (46%), чем от работников образовательной организации (42%), что может свидетельствовать о возрастающем доверии к службам примирения. И о положительном результате работы. Возрастает число медиаторов в школьных службах примирения, в связи с этим устойчивость служб примирения увеличивается.

К тому же в России с 2015 года реализуется 2 модели медиации: служба школьной медиации, развиваемая Федеральным институтом медиации, и школьные службы примирения, разработанные «Общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации) [4].

Школьные службы примирения положительно оцениваются участниками и организаторами процесса.

Медиация дает возможность примириться, избегая учета в полиции. Позволяет увидеть конфликтующим сторонам альтернативы выхода из сложной ситуации.

Позитивно сказывается участие сверстников в процессе медиации, общение на равных способствует объяснению причины поведения, отработка навыков выхода из конфликтных ситуаций, без применения психологического и физического насилия, улучшить взаимопонимание, организаторы показывают правильный пример поведения, возможность вывести отношения на новый уровень.

Таким образом, медиация как метод профилактики конфликтов в общеобразовательных учреждениях в России развивается, увеличивается не только количество, но и качество служб. Разрабатываются новые программы.

Наличие школьных служб примирения в образовательных учреждениях уменьшит количество случаев буллинга и уровень жестокости подростков, так как основная цель медиации - это повышения уровня коммуникативной компетентности и культуры отношений в группе. Количество буллинг - структур будет снижается при наличии медиаторов-подростков в классе, это связано с тем, что число бездействующих свидетелей, наблюдающих за сценами насилия, уменьшится.

Подведя итог, хочется также отметить, что за 5 лет распространение медиации в России заметно увеличилось, Улучшилась система мониторинга, которая позволяет контролировать развитие медиации и является инструментом для анализа реального развития служб примирения в России.

Список используемой литературы:

1. Бочавер А.А., Холомов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен// Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. -Т.10. - №3. - С. 149-159.

2. Коновалов А.Ю. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран // Вестник восстановительной юстиции.- 2015. - № 12. - С. 75-82.

3. Коновалов А.Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2014 год, проводимый в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. - 2015. - № 12. - С. 157-182.

4. Коновалов А.Ю. Мониторинг деятельности школьных служб примирения за 2015 год, проводимый в рамках всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. - 2016. - № 13. - С. 192-222.

5. Коновалов А.Ю. Результаты мониторинга деятельности служб примирения в 2012 году // Вестник восстановительной юстиции. - 2011. - № 8. - С. 133-139.

6. Онучина А.В., Котряхов Н.В. Деятельность психолога-практика (медиатора) в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2016. - Т. 22. - № 3. - С. 69-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.