Научная статья на тему 'Модель сетевого продвижения школьных служб медиации'

Модель сетевого продвижения школьных служб медиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САЙТ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ / MEDIATION / SCHOOL SERVICE OF RECONCILIATION / INFORMATION SUPPORT / THE WEBSITE OF THE SCHOOL SERVICE OF RECONCILIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Андрей Валерьевич, Корнеева Вера Александровна, Степанова Анастасия Александровна

Статья освещает одну из самых актуальных и востребованных практик в современном образовательном процессе: «инъектирование» в школьную среду служб примирения. Основным инструментом конфликторазрешения выступают медиация и различные виды посредничества. В ходе реализации инновационной проекта отдельным направлением в работе администрации образовательных учреждений выступает информационное сопровождение своей деятельности и PR. Наиболее эффективная форма создание и администрирование интернет сайта школьной службы примирения, а также задействование других сетевых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Андрей Валерьевич, Корнеева Вера Александровна, Степанова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF NETWORK PROMOTION OF SCHOOL MEDIATION SERVICES

The article deals with one of the most important and popular practices in the modern educational process: "injection" of the departments of reconciliation into the school environment. The main tool of conflict resolution is mediation. During the implementation of innovative projects in educational institutions their administration should provide information support of its activities and PR. The most effective form is creation and administration of the website of the school service of reconciliation, as well as the involvement of other network resources.

Текст научной работы на тему «Модель сетевого продвижения школьных служб медиации»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 371.125.8 ББК Ч420.41

ГСНТИ 15.41.21; 15.81.21

Код ВАК 19.00.05; 19.00.07

Волков Андрей Валерьевич,

технический директор, ООО «ФОСТ», 620024, г. Екатеринбург, ул. Новостроя, 1а; e-mail: 9221134373@mail.ru

Корнеева Вера Александровна,

заведующий отделением конфликтологии и управления, кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; аспирант, кафедра теории и истории политической науки, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: ya-krasawka@ya.ru

Степанова Анастасия Александровна,

аспирант, кафедра акмеологии и менеджмента, Институт менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: stepanova.step@mail.ru

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиация, школьная служба примирения, информационное сопровождение, сайт школьной службы примирения.

АННОТАЦИЯ. Статья освещает одну из самых актуальных и востребованных практик в современном образовательном процессе: «инъектирование» в школьную среду служб примирения. Основным инструментом конфликторазрешения выступают медиация и различные виды посредничества. В ходе реализации инновационной проекта отдельным направлением в работе администрации образовательных учреждений выступает информационное сопровождение своей деятельности и PR. Наиболее эффективная форма - создание и администрирование интернет сайта школьной службы примирения, а также задействование других сетевых ресурсов.

Volkov Andrej Valer'evich,

Technical Director LLC "FOST", Ekaterinburg

Korneeva Vera Aleksandrovna,

Head of the Department of Conflictology and Management, Department of Social Psychology, Conflictology and management, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University; Post-graduate Student, Department of Theory and History of Political Science, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

Stepanova Anastasia Alexandrovna,

Post-graduate Student, Department of Acmeology and Management, Institute of Management and Law, Ural State Pedagogical University

MODEL OF NETWORK PROMOTION OF SCHOOL MEDIATION SERVICES

KEYWORDS: mediation; school service of reconciliation; information support; the website of the school service of reconciliation.

ABSTRACT: The article deals with one of the most important and popular practices in the modern educational process: "injection" of the departments of reconciliation into the school environment. The main tool of conflict resolution is mediation. During the implementation of innovative projects in educational institutions their administration should provide information support of its activities and PR. The most effective form is creation and administration of the website of the school service of reconciliation, as well as the involvement of other network resources.

Вд

• се чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии, насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но в первую очередь на качестве жизни его участников. Безусловно, одной из ключевых предпосылок продуктивного взаимодействия являются доверие участников друг к другу и их собственное чувство безопасности (в широком смысле) в этом взаимодействии. Особую остроту придает ситуация социальной и экономической нестабильно-

сти современного российского общества, а также специфические характеристики поликультурного образовательного пространства. На сегодняшний день медиация -один из лучших инструментов (или даже единственный), позволяющих не только решить проблему насилия в школе, но и оказать существенное влияние на сам дух учебного процесса, вселить в детей чувство защищенности и научить их принимать взгляды и убеждения других людей, отвергая паттерны насильственного взаимодействия [1, с. 27]. Иными словами, школьная

© Волков А. В., Корнеева В. А., Степанова А. А., 2016

медиация - это инструмент формирования и самопознания личности в условиях любого учебно-воспитательного процесса, будь то семья, дошкольное учреждение, школа или вуз, причем речь идет о личности всех участников этого процесса - ученика, учителя, родителей учащегося. Медиация становится одним из инструментов и главным лейтмотивом в деятельности школьных служб примирения, открытие которых переживает бум в настоящее время не без поддержки государственных структур.

История развития школьных служб примирения началось с центра «Судебно-правовая реформа», он с 2000 года создает в России школьные службы примирения -российскую модель школьной медиации, посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях [2, с. 6-7]. Цель службы - способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде и Волжском, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других.

Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в московской школе № 464, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Медиация проводилась по конфликту между учителем и учеником, конфликт был успешно разрешен [2, с. 8]. Москва является ведущим центром медиации в России.

По данным ежегодного мониторинга, проводимого Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на начало 2013 г. в 15 территориях уже действовали 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 г. ими в ходе проведения различных восстановительных программ было разрешено около 5 тыс. конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали более 17 тыс. человек, находящихся в конфликте [4]. В 2013 г. мониторинг проводился только по 284 школьным службам примирения, взаимодействующим с Ассоциацией восстановительной медиации, ими за 2013 г. были проведены 1698 восстановительных программы, в которых приняли участие 6637 человек.

В 2004 году в Пермском крае начался областной проект, в котором школьные службы примирения встраивались в городскую систему профилактики правонарушений. Через 2 года в ходе своего развития проект служб примирения получил поддержку правительства Пермского края, и в

результате службы примирения были созданы в большинстве школ Пермского края.

За 10 лет своего существования школьные службы примирения сумели разрешить 1326 случаев, что является наивысшим результатом по России. Всего в Перми существует более 400 действующих школьных служб примирения, которые развиваются как в плане применения методик разрешения конфликтов, так и в проведении семинаров, форумов, обучении, где волонтеры школьных служб примирения делятся своим опытом.

Пермь сделала хороший шаг в снижении преступности своего региона. Пермяки стараются обезопасить будущее всего поколения, настоящее уже не исправить, а вот подрастающее поколение учится и хочет жить в мире и согласии.

Можно заметить, что чаще всего школьные службы примирения создаются в городах поселкового типа. Это можно объяснить тем, что в крупных городах подростки более социализированы, чем дети в малых городах и деревнях.

В крупных городах дети могут обратиться к уполномоченным по делам несовершеннолетних, позвонить в анонимную службу помощи подросткам, обратиться в суд и т. д., а в малых городах все друг друга знают, и посвящать в произошедший конфликт подросток никого не будет. В созданной службе подростку окажут помощь в разрешении конфликта и вся информация останется только в том кабинете, где проходила работа медиатора (из личной беседы с О. П. Махневой).

В малых городах взрослые и дети заинтересованы в том, чтобы окружающие жили в мире и согласия, чтобы разрешали конфликт мирным способом. В Пермской области в городе Лысьва школьная служба примирения помогает разрешать и конфликты, не относящиеся к школе, подросткам. Люди идут за помощью туда, значит, это действительно работает.

В Свердловской области в соответствии с Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.12.2014 г. № 964-и «О создании и развитии служб школьной медиации в государственных и муниципальных образовательных организациях Свердловской области на 2015 год» куратором деятельности служб медиации является ГБОУ СО «Центр психологической реабилитации и коррекции «Ладо»». Центр должен обеспечивать информационно-методическое сопровождение деятельности служб медиации, в том числе в рамках выездов в муниципальные образования, расположенные на территории Свердловской области [9].

Центр «Ладо» реализовал следующие проекты.

1. Конкурс «Лучший видеоролик о службе медиации в образовательных организациях Свердловской области». Организатором конкурса выступил ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо» совместно с АНО «Уральский центр медиации» при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В Конкурсе могут принять участие обучающиеся образовательных организаций общего и профессионального образования Свердловской области в возрасте 12-20 лет в различных номинациях.

2. Научно-практическая конференция «Культура мира и согласия как основа консолидации российского общества».

3. Круглый стол «Создание и развитие служб школьной медиации» (4 июня 2015 г.). Ведущим круглого стола выступила Валентина Леонидовна Баженова, начальник отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В мероприятии также приняли участие министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И. Биктуганов, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, директор ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо» И. В. Пестова, директор ГСКОУ СО «Специальная школа-интернат № 17» М. М. Иц-кович, директор АНо «Уральский центр медиации» О. П. Махнева, консультант уполномоченного по правам человека в Свердловской области А. В. Загайнов.

В ходе работы круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:

- подведение итогов обучения участников пилотного проекта по внедрению служб школьной медиации;

- обсуждение первого опыта использования технологий медиации в урегулировании конфликтов между участниками образовательных отношений и создания служб школьной медиации;

- формирование предложений по дальнейшему развитию пилотного проекта.

4. Курс «Медиативные техники при разрешении конфликтов в сфере образования: правовые аспекты». В обучении приняли участие 17 специалистов из 8 образовательных учреждений Свердловской области. По окончании обучения слушатели представили итоговые работы по созданию и организации служб медиации в своих образовательных организациях, а также каждый из них получил печатный вариант сборника методических рекомендаций «Организация деятельности служб школьной медиации в

образовательных организациях», составленный ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо».

5. Сборник методических рекомендаций «Организация деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях».

6. Семинар «Создание школьных служб примирения: методология и технология».

Значимым событием для Екатеринбурга является организация и проведение трехдневного семинара-тренинга Антона Юрьевича Коновалова, научного сотрудника лаборатории ювенальных технологий, на тему «Создание школьной службы примирения» (14-16 октября 2015 г.). На семинаре обсуждались два основных вопроса: что такое восстановительная медиация и как создать школьную службу примирения (медиации).

Среди слушателей были представители образовательных учреждений Екатеринбурга и Свердловской области (Ирбит, Верхняя Пышма, Березовский, Невьянск, Первоуральск, Богданович, Карпинск, Полев-ской). В части учебных заведений уже созданы подобные примирительные структуры. На сегодняшний день А. Ю. Коновалов подтвердил свой приезд для проведения занятий с руководителями и кураторами ШСП образовательных учреждений Свердловской области по второму модулю: «Решение групповых конфликтов «Круг сообщества»». По окончании обучения выдается сертификат о прохождении тренинга от Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа», г. Москва.

Это лишь малая часть статистических данных по вопросу внедрения в структуру образовательного учреждения школьных служб примирения. Однако для потребителя образовательной и посреднической услуги поиск данных начинается не со статистических сводных таблиц, а с более тривиальных форм получения информации.

Перед директором и куратором, инициирующими создание школьных служб медиации, стоит множество задач: создание и утверждение законодательной базы службы, определение координаторов, кураторов и волонтеров, организация прохождения их обучения, выбор мероприятий и форм работы службы. Это лишь малая часть целей и задач, стоящих перед ОУ в процессе проектирования и развертывания службы. Среди документооборота и командообразования, на наш взгляд, отдельное немаловажное место должна занимать деятельность по информационному сопровождению своей деятельности и РЯ-менеджменту. Эффективной формой в данном случае является организация и администрирование ин-

тернет-сайта школьной службы примирения (ШСП).

Особенно теперь, в век компьютерных технологий, дети с детства окружены всевозможными гаджетами и предпочитают проводить свой досуг именно за игрой на телефоне или планшете, нежели с другими детьми на улице. В наши дни это острая проблема, ведь зависимость от гаджетов не только повышает уровень конфликтности в ОУ, но и негативно сказывается на процессе социализации детей. «Зависимость подростков от гаджетов некоторыми из них все-таки осознается в той или иной степени. Они признают, что не могут без них, что без гаджетов происходит своего рода ломка. Им не хватает сенсорного воздействия, они не знают, чем занять самих себя».

Цель нашей исследовательской работы - раскрыть тему информационного сопровождения школьных служб примирения в России.

Задачи:

1) проанализировать наличное состояние информационного пространства ШСП в России;

2) выделить основные формы информационного сопровождения деятельности ШСП;

3) рассмотреть правовые основы деятельности сайтов ШСП и других форм информационного сопровождения их работы;

4) установить общие закономерности в выборе форм и содержания информационного сопровождения ОУ деятельности служб примирения;

5) выявить проблемное поле в состоянии сайтов отечественных ШСП;

6) разработать ряд рекомендаций по эффективному информационному сопровождению функционирования ШСП.

Мы беремся исследовать оперативную интернет-среду, доступную для всех участников образовательного процесса. Очевидно, что для большинства поиск и знакомство с услугой/информацией начинается в сети Интернет. Каждый пользователь сети надеется на наличие отдельного, информационно насыщенного и специально организованного сайта по интересующей теме. Так, запрос в поисковых системах (браузерах) по вопросу «Сайт школьной службы примирения» выводит большое количество результатов - более 1000000 ответов.

Напомним, что на сегодняшний день популяризацией деятельности ШСП занимаются две структуры: заведующий по воспитательной работе и классные руководители. По нашему мнению, большую часть нагрузки по информированию участников образовательного процесса о доступности

примирительных услуг должно нести интернет-пространство.

Первой задачей в данной исследовательской работе стоит анализ наличного состояния информационного пространства ШСП в России. Знакомство с сайтами отечественных ШСП позволило выявить следующие общие моменты в их содержании:

1. К формам информационного сопровождения деятельности служб примирения относятся:

• информационные стенды;

• страничка на сайте школы;

• школьные газеты;

• слайд-шоу;

• видеоролик (через youtube.com);

• буклеты.

Пример презентации службы примирения (из опыта школы №27 Волгограда):

- Подготовлена наглядная агитация (плакаты, визитки, листочки для записок, ручки, ящик с прорезью)

- В фойе школы оформлена стена: название службы, плакаты, ящик обратной связи, вопросы для обратной связи, шарики, цветы/растения.

- Около стены стояли дежурные (3 чел.), которые привлекают внимание проходящих детей, отвечают на вопросы, раздают визитки, напоминают об обратной связи, следят за порядком.

- Сформированы и подготовлены три агитбригады по три человека (ведущий, мальчик и девочка, всего 9 чел. из 9-10, 8 и 7 классов), которые сочинили и отрепетировали презентацию в стихах со сценкой и плакатами (на 3 минуты).

- Агитбригады прошли по всем классам (42 класса) и выступили перед детьми.

- Организована работа телефона доверия для детей (пятница, с 16 до 18 час. 79-24-27).

- По итогам дня дети и педагоги -участники презентации провели встречу с чаепитием. Высказали свои ощущения и мнения о презентации.

2. ШСП в большинстве случаев имеют ссылку на интернет-странице сайта школы, но не имеют своего сайта.

3. У малой части служб представлен логотип, девиз и название, а имеющиеся логотип, девиз и название представляют собой малоузнаваемые, отчасти простые образы. Среди прочих можно встретить такие названия, как «Диалог», «Солнышко», «Компромисс», «Созвездие добра».

В планировании ШСП пункт о разработке сайта закладывается либо в качестве намерения, либо уже закрепленной обязанности (см. таб. 1, 2).

Таблица 1

Пример закрепления ответственности по информационному сопровождению деятельности ШСП за работником педагогического коллектива

Информирование на сайте школы всех участников образовательного процесса о создании школьной службы _примирения (медиации)_

До

01.04.2014 г

Ответственный за школьный сайт

Таблица 2

Выдержка из Порядка создания и поддержки ШСП ряда задач по информационному сопровождению (автор — А. Ю. Коновалов)

Содержание деятельности (может реализовываться одновременно) Исполнители Партнеры Итоговый документ

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива (классных руководителей) Куратор Возможна помощь координатора

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей Куратор Информация от куратора координатору, м. б. фото

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников Куратор, подростки Информация от куратора координатору, м. б. фото

Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы Куратор, подростки Информация от куратора координатору

1. Идеи создания сайта и пропагандисткой деятельности рассматривается обособленно друг от друга.

2. Отсутствует статистика по деятельности ШСП. На сайте всего нескольких служб заложен пункт «результативность», не предполагающий математической обработки случаев обращения. Например: «В ходе работы начал складываться опыт и понимание, для чего служба нужна. Учащиеся уже знают о службе, ведущих и имеют представление о ее работе. У ведущих появился опыт проведения примирительных встреч. Появилось желание работать, умение заполнять документацию».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Создатели сайтов «отягощают» восприятие пользователя нормативно-правовой базой. В части случаев администраторы оформляют юридическую документацию не в качестве отдельной ссылки, а в виде размещения всего положения.

4. Методологическая «безадресность» сайтов. Лишь несколько абзацев (1-2) единичных интернет-страниц ШСП обращаются к потенциальным потребителям услуги. Например: «<Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и т. д., то вы можете обратиться в школьную службу примирения».

5. Отсутствие мотивирующей части текстового сообщения/обращения.

6. Представляется, что целью информационного сообщения в сети выступает манифестация самого факта появления инновационных социальных практик и их правое обеспечение.

7. Повышающим кредит доверия является открытая информация по руко-

водителю, волонтерам ШСП (ФИО, возраст, фото) и данным о прохождении ими обязательного обучения.

Среди самых распространенных «выкладок» отметим: цели и задачи ШСП, ее устав и положение, принципы деятельности, план мероприятий службы, состав, функции и полномочия службы примирения, а также годовые отчеты о деятельности.

В качестве правовых основ деятельности сайтов ШСП можно выделить следующие: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124 от 24.07.1998 г., Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г., Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» №193 от 27.07.2010 г., Федеральный закон №194 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»» от 27.07.2010 г., Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436 от 29.12.2010 г., Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149 от 27.07.2006 г., Закон РФ «О защите прав потребителя» №2300-1 от 07.02.1992 г., Федеральный закон «О персональных данных» №152 от 27.07.2006 г.

Рекомендуем следующие тематические рубрикаторы (табл. 3).

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 4 119

Таблица 3

Обязательный набор разделов на карте сайта школьных служб примирения

Главная (о безопасности обращения, статистика обращений) О примирении Наша команда

Новости Первый шаг Конфликтология - наука о гармонии / На заметку

Внутренний регламент Контакты Отзывы

Итак, мы предлагаем не менее 9 необходимых страниц-закладок в рамках сайтов ШСП: «Главная», «Наша команда», «О примирении», «Новости», «Первый шаг», «Конфликтология - наука о гармонии», или «На заметку», «Внутренний регламент», «Контакты» и «Отзывы».

В качестве наиболее эффективных форм информационного сопровождения деятельности ШСП можно выделить:

1) разработка собственного сайта;

2) создание странички на сайте «ВКон-такте»;

3) оформление и ведение стенда.

Задачи, решаемые эффективным информационным сопровождением деятельности ШСП:

1) популяризация и брендирование новой технологии примирительной процедуры;

2) мотивирование субъектов к участию в примирительной работе посредством информационного оперирования к чувствам безопасности и доверия;

3) повышение конфликтологической культуры участников образовательного процесса;

4) привлечение сторонних координаторов для участия в проектах ШСП.

Итак, во многих городах нет школьных служб примирения, а это обусловлено рядом противоречий. Во-первых, в России еще нет дипломированных специалистов в данной области и нескоро они появятся. Медиаторы проходят лишь курсы в данном направлении. А их профессия чаще всего -юрист, психолог, реже - конфликтолог. Во-вторых, многие родители не дают согласия на проведение медиации с участием своего

ребенка. В-третьих, во многих школах работу службы примирения невозможно организовать из-за сопротивления администрации школы или отсутствия даже специалиста-психолога.

Опыт организации школьных служб примирения показывает, что государство пробует внедрять в образовательную структуру данную организацию. Для школьных служб примирения необходимы специалисты, которые имеют специальное образование и которым участники конфликтов смогут доверять. Кроме того, речь должна идти о наличии самостоятельного специалиста в области 1Т-технологий.

Анализ форм и содержания информационного сопровождения деятельности школьных служб примирения показал, что, во-первых, большинство структур придерживаются схожих форм самопрезентации (среди самых распространенных «выкладок» отметим цели и задачи ШСП, ее устав и положение, принципы деятельности, план мероприятий службы, состав, функции и полномочия службы примирения, а также годовые отчеты о деятельности); во-вторых, наличие целого ряда существенных недостатков в организации информационного сопровождения ШСП.

Все вышеуказанные факты свидетельствуют о необходимости разработки и использования качественно новых концептов информационного дискурса деятельности ШСП. Очевидно, что школьный проект по институализации процедуры примирения - сложносоставной объект конфликт-менеджмента, требующий реализации большого круга направлений всеми контрагентами образовательного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коновалов А. Ю. Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования: обзор опыта разных стран // Психологическая наука и образование. 2014. №3. URL: http: //psyedu.ru/journal/ 2014/3/Konovalov.phtml.

2. Коновалов А. Ю. Опыт работы школьных служб примирения в России. М., 2014.

3. Коновалов А. Ю. Работа школьных служб примирения // Вестник восстановительной юстиции. 2002. №4. URL: http://sprc.ru/wp-content/uploads/20l2/o8/Вестник-восстановительной-юстиции-№-4.pdf.

4. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений : практ. руководство. М. : Судебно-правовая реформа, 2014.

5. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. 2014. №11.

6. Организация деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях : метод. рекомендации. Полевской, 2014.

7. Ресурсный центр медиации. URL: http://mediators.ru/rus/training_of_mediators/education_centres/cmp.

8. Служба примирения в Финляндии. URL: www.sovittelu.fi/index.php/ru.

9. Центр психолого-педагогической, медицинской и оциальной помощи «Ладо». URL: http: / / centerlado.ru.

10. Шамликашвили Ц. А., Хазанова М. А. Метод «Школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. № 2.

REFERENCES

1. Konovalov A. Yu. Modeli raboty s konfliktami na osnove vosstanovitel'noy mediatsii v sisteme obrazovaniya: obzor opyta raznykh stran // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. №3. URL: http: //psyedu.ru/journal/ 2014/3/Konovalov.phtml.

2. Konovalov A. Yu. Opyt raboty shkol'nykh sluzhb primireniya v Rossii. M., 2014.

3. Konovalov A. Yu. Rabota shkol'nykh sluzhb primireniya // Vestnik vosstanovitel'noy yustitsii. 2002. №4. URL: http://sprc.ra/wp-content/uploads/2012/08/Vestnik-vosstanoviternoy-yustitsii-NQ-4.pdf.

4. Konovalov A. Yu. Shkol'naya sluzhba primireniya i vosstanovitel'naya kul'tura vzaimootnosheniy : prakt. rukovodstvo. M. : Sudebno-pravovaya reforma, 2014.

5. Monitoring vosstanovitel'nykh praktik // Vestnik vosstanovitel'noy yustitsii. 2014. №11.

6. Organizatsiya deyatel'nosti sluzhb shkol'noy mediatsii v obrazovatel'nykh organizatsiyakh : metod. rekomendatsii. Polevskoy, 2014.

7. Resursnyy tsentr mediatsii. URL: http://mediators.ru/rus/training_of_mediators/education_centres/cmp.

8. Sluzhba primireniya v Finlyandii. URL: www.sovittelu.fi/index.php/ru.

9. Tsentr psikhologo-pedagogicheskoy, meditsinskoy i otsial'noy pomoshchi «Lado». URL: http: / / centerlado.ru.

10. Shamlikashvili Ts. A., Khazanova M. A. Metod «Shkol'naya mediatsiya» kak sposob sozdaniya bezopas-nogo prostranstva i ego psikhologicheskie mekhanizmy / / Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. № 2.

Статью рекомендует д-р политич. наук, проф. О. Ф. Русакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.