туры и искусств» (Республика Бурятия) для совместной работы по программам профессиональной переподготовки по направлению «Музееведение», с ФГБОУ ВО «Арктический государственный институт культуры и искусств» по информационно - библиотечным технологиям, с Якутским Колледжем Связи и Энергетики им. П.И. Дудкина по направлению «Аудио-визуальные технологии».
Данные о профессиональной переподготовке специалистов культуры Республики Саха (Якутия) в 2017-2018 годах приведена в таблице 1.
Выводы и предложения
Таким образом, проведённый анализ показал, что в учреждениях культуры большая часть специалистов испытывает необходимость повышения уровня своей квалификации. Самосознание специалистов культуры Республики Саха (Якутия), в связи с внедрением профессиональных стандартов, повышается в улучшении и развитии своих профессиональных компетенций.
Система дополнительного профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия) нуждается в разработке акций, проектов, нормативных документов, способных сформировать пространство социального взаимодействия этих учреждений с субъектами в сферы, таких как потребители услуг, резидентские программы поддержки культуры, образовательные программы дополнительного профессионального образования, запросы работодателей.
В развитии ДПО отрасли существуют задачи, которые не стали предметом решения и обсуждения, но будут актуальны в ближайшем будущем: 1. Формирование единой поддерживающей инфраструктуры, включающей ресурсные центры, центры компетенций, технопарки, малые инновационные предприятия, базовые кафедры, стажировочные площадки, технологические платформы на условиях интеграции специализированных единиц - субъектов сети, деятельность
которых координируется не только командно-административными методами, но прежде всего рыночными механизмами, основанными на праве собственности, мотивации и принципах конкуренции 2. Создание общих сервисов ДПО в сфере культуры, к которым относятся:
- анализ профессиональных дефицитов учреждений культуры по решению насущных задач отрасли;
- разработка адресных (под нужды конкретного учреждения) и персонифицированных (индивидуализированных под возможности, способности сотрудника учреждения) программ переобучения;
- набор сотрудников на образовательные программы;
- подготовка экспертов, способных создать, разработать образовательные ресурсы под новые профессии или, в крайнем случае, ориентированных на освоение новых компетенций;
- трудоустройство переобученных;
- отслеживание карьеры и повышение квалификации основных кадров;
- одновременное создание базы данных по региональному рынку труда;
- разнообразные информационные порталы о мероприятиях сферы, единой библиотечной системе, коллективно используемых культурных ресурсах [5].
В целях эффективного развития формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов необходимо:
- введение лицензированных программ профессиональной переподготовки работников культуры и искусства;
- создание новых образовательных проектов (образовательное турне, образовательная миграция, ведение е-1еаттд), инноваций и стартапов, созданных на базе новых технологических платформ, инициатив и знаний;
- создание экспериментальных опорных баз.
Библиографический список
1. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Москва: МГУК, 1998.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: Пед. академия наук СССР 1957.
3. Борисов K.A., Борисов Ю.С. К проблеме совершенствования системы повышения квалификации муниципальных служащих (на примере Республики Саха (Якутия)). Available at: https://pandia.ru/text/77/125/164.php
4. Садриев РИ. Проблемы развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов социокультурной сферы и искусства в контексте современных образовательных трендов. Культура и образование: инновационные технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2014: 3 - 6.
5. Гомбоева М.И., Спандерашвили Н.И. Социокультурные основания современных практик дополнительного профессионального образования сферы культуры и искусства. Гуманитарный вектор. 2018; Т. 13; № 3: 159 - 167.
Refеrences
1. Zharkov A.D., Chizhikov V.M. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUK, 1998.
2. Rubinshtejn S.L. Bytie isoznanie. Moskva: Ped. akademiya nauk SSSR, 1957.
3. Borisov K.A., Borisov Yu.S. Kprobleme sovershenstvovaniya sistemy povysheniya kvalifikacii municipal'nyh sluzhaschih (na primere Respubliki Saha (Yakutiya)). Available at: https://pandia.ru/text/77/125/164.php
4. Sadriev R.I. Problemy razvitiya sistemy professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii specialistov sociokul'turnoj sfery i iskusstva v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh trendov. Kul'tura i obrazovanie: innovacionnye tehnologii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2014: 3 - 6.
5. Gomboeva M.I., Spanderashvili N.I. Sociokul'turnye osnovaniya sovremennyh praktik dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sfery kul'tury i iskusstva. Gumanitarnyj vektor. 2018; T. 13; № 3: 159 - 167.
Статья поступила в редакцию 15.07.19
УДК 37.013.78
Masharova T.V., Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),
E-mail: mtv203@mail.ru
MEDIATION AS A MEANS OF CONFLICT RESOLUTION IN TODAY'S EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The term "mediation" has long been established in the theoretical and practical field of domestic education. The article clarifies what the meaning of the word "mediation" is. One of its meanings is a way to resolve conflicts with the help of a third, independent and disinterested party. In other words, it is a process where participants (parties, conflicting parties) resolve the conflict with the help of an impartial (third) party, namely a mediator. Mediation also appears as a way to resolve disputes that belong to the category of alternative with the participation of an intermediary. Speaking in pedagogical language, mediation is a method based on respect for the individual, voluntary participation and expression of will, freedom of choice and decision-making, focusing on the protection and satisfaction of the interests of the parties, subject to the provision of equal rights to all parties to the dispute. Another meaning of the word is the definition of mediation as an out-of-court practice that does not require the participation of state bodies. Another value: mediation at school (in fact) - a method, the essence of which is to educate the student's personality. School mediation proceeds from the position that the conflict involves hope for improvement and a radical change in the situation, a clear understanding of the problem, the adoption of the disputing parties to each other. The article presents characteristics and classification of school conflicts and considers the individual techniques and technologies of mediation to resolve these contradictions used in the educational organization.
Key words: mediation, mediator, conflict, resolution, conflict resolution, educational environment, method of dispute resolution, student, school mediation, school service of reconciliation (mediation).
Т.В. Машароеа. проф. Департамента педагогики, Институт педагогики и психологии, Московский городской педагогический университет,
г. Москва, E-mail: mtv203@mail.ru
МЕДИАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Термин «медиация» давно утвердился в теоретическом и практическом поле отечественного образования. В данной статье мы вначале уточним, в чём заключается смысл слова «медиация». Одним из значений слова медиация является посредничество, способ разрешения конфликтов при помощи третьей, независимой и незаинтересованной стороны. Другими словами, это процесс, где участники (стороны, конфликтующие стороны) решают конфликт
при помощи беспристрастной (третьей) стороны, а именно медиатора. Медиация также предстает как способ решения споров, относящихся к категории альтернативных при участии посредника. Высказываясь педагогическим языком, медиация - это метод, в основе которого выступает уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выбора и принятия решений, акцентирующих внимание на защите и удовлетворении интересов сторон, при условии соблюдения предоставления равных прав всем участникам спора. Ещё одним значением слова является определение медиации как внесудебной практики, не требующей участия государственных органов. Другое значение: медиация в школе (по сути дела) - метод, сущность которого заключается в воспитании личности обучающегося. Школьная медиация исходит из положения, что конфликт предполагает надежду на улучшение и кардинальную перемену ситуации, на четкое понимание проблемы, принятие спорящими сторонами друг друга. Также в статье далее представим характеристику и классификацию школьных конфликтов, а затем рассмотрим отдельные техники и технологии медиации по разрешению этих противоречий, применяемые в образовательной организации.
Ключевые слова: медиация, медиатор, конфликт, разрешение, способ разрешения конфликтов, образовательная среда, способ разрешения споров, обучающийся, школьная медиация, школьная служба примирения (медиации).
Известно, что термин «медиация» давно утвердился в теоретическом и практическом поле отечественного образования. В данной статье мы вначале уточним значение и смысл слова «медиация», представим характеристику и классификацию возникающих в образовательных организациях конфликтов, а также рассмотрим отдельные техники и технологии медиации по решению конфликтов, охарактеризуем значение медиации как эффективного средства по урегулированию конфликтов в образовательной организации.
Слово «медиация» происходит от знакомого всем ещё со школьной скамьи понятия «медиана» (от лат mediana - середина). Термин «медиация» так же происходит от лат слова mediatio, что означает посредничество. Таким образом, одним из значений слова медиация является посредничество, способ разрешения конфликтов при помощи третьей, независимой и незаинтересованной стороны. Другими словами, это процесс, где участники (стороны, конфликтующие стороны) решают свой конфликт при помощи беспристрастной (третьей) стороны, а именно медиатора.
Рассмотрим, кто же такой медиатор? Медиатор - это нейтральный посредник, ведущий примирительной встречи, создающий условия для конструктивного общения сторон, конфликтующих сторон. Ведущий нужен, так как конфликтующие стороны порой находятся в состоянии эмоционального напряжения, им тяжело общаться конструктивно, самим вести поиски решения из сложившейся ситуации. Ведущий, занимающий нейтральную позицию, в равной степени поддерживает обе стороны.
В настоящее время медиация становится и выступает как отдельная профессия и официально закреплена в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Ф3 [1]. Она в качестве одной из форм альтернативного урегулирования конфликтов (споров) утверждена и на правовой основе документов России: в действие этот закон был введён 1 января 2011 г
Не менее важно и то, что медиация предстает как способ решения конфликтов, относящихся к категории альтернативных и рассматриваемых при участии посредника. Медиация - это метод, в основе которого находится уважение к личности, участие на добровольной основе, свобода выбора и принятия решений, акцентирующих внимание на позицию защиты и удовлетворении интересов сторон. Главным становится условие соблюдения предоставления равных прав всем участникам конфликта. Еще одним значением слова является определение медиации как внесудебной практики, не требующей участия в своем процессе государственных органов.
Раскроем значение понятия «медиация» применительно к образовательной организации. Медиация в школе - метод, сущность его заключается в воспитании личности обучающегося. Школьная медиация основывается на том положении, что конфликт предполагает надежду на улучшение и кардинальную перемену ситуации, на четкое понимание возникающей проблемы, принятие конфликтующими сторонами, сторонами друг друга. Основываясь на таком отношении к конфликту, участникам процедуры эффективно принять конструктивное решение. Строя работу по методу школьной медиации, позволяющей каждому участнику конфликта (сторонам, конфликтующим сторонам) разрешить его самостоятельно (с участием посредника, организовывающего процесс переговоров) на основе представлений о своих интересах (в отличие от директивного разрешения конфликта, когда кто-либо в роли арбитра выносит решение), для реализации данной технологии внутри образовательной организации создается школьная служба медиации (примирения). Школьная служба примирения (медиации) сочетается со структурой образовательной организации, органами ученического самоуправления в различных формах. Назовем эти форм: клуб, детско-взрослое сообщество, социальный проект. Школьники, прошедшие обучение по восстановительным технологиям, обучаясь на медиатора, ведущего примирительных встреч (медиатора), получают уникальный опыт сглаживания конфликтных ситуаций, споров и организации сложной коммуникации. Участие в данной процедуре (технологии медиации) меняет личность подростков, так как им требуется проявлять толерантность, уметь видеть разные точки зрения, помогать договариваться конфликтующим сторонам.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [2], Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ [3], положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г № 167-р [4], письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 [5] - вот те основные нормативно-правовые документы, на которые опираются в своей деятельности школьные службы примирения (медиации).
Общеизвестно, что в структуре плана мероприятий Правительства РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы указано, что в образовательных организациях требуется организовать деятельность школьных служб примирения (медиации), ориентированных на урегулирование конфликтов; меры профилактики правонарушений среди детей и подростков; изменение отношений в образовательной организации. Таким образом, школьная служба примирения (медиации) выступает структурой, целью которой является решение конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Также ведущей задачей выступает перевод негативных реакций взрослых и подростков на конструктивные переговоры сторон и восстановительные действия.
Процесс создания школьных служб примирения в образовательных организациях и процесс обучения будущих медиаторов (взрослых и детей) включает в себя не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Особо отметим в статье, что ведущую роль в этом процессе отводится трансляции ценностных представлений и концепций, образующих платформу для воспитания культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.
В настоящее время исследователями отмечается тот факт, что любое педагогическое взаимодействие является потенциально (имплицитно) конфликтным, так как там участвуют люди различной возрастной категории, отличающиеся способностями применять различные статусы, владеющие определенным уровнем эрудиции, жизненным опытом, ценностями и представлениями о нормативном поведении. Подводя итог сказанному, охарактеризуем следующие особенности современных подростков: высокий эмоциональный дискомфорт и низкие активные действия; определенно низкий уровень компетентности и самостоятельности в принятии каких-либо решений; рост «экранной» зависимости, «клиповое» мышление; рост индивидуализации, критичности по отношению ко взрослым, идёт поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности; изменения в ценностных ориентациях (первое место - интеллектуальность, образованность; второе место - воля, настойчивость, ориентированность на достижения; третье место - соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). На последнем месте в градации ценностей располагаются нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.
Такая ситуация способствует созданию конфликтной среды в образовательных организациях, где обучающиеся проводят значительную часть своего времени. Обучающиеся зачастую не имеют опыта в решении конфликтов и не осознают суть процессов своего взросления и постепенного вхождения во взрослый мир, не умеют выйти из той или иной жизненной ситуации или принять нужное решение. Взрослые, которые не имеют подобные знания, каковы причины тех или иных проблем своих детей и каким способом можно эффективно решать конфликты, могут совершать ошибки, иногда - непоправимые.
В связи с этим в профессиональных стандартах педагога особое внимание отведено знаниям и умениям, требуемым для результативной организации воспитательной деятельности [6]. Представим одни из них, непосредственно касающиеся рассматриваемой проблемы создания и организации школьных служб примирения (медиации): проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка; создание, поддержка уклада, деловой дружелюбной атмосферы и традиций в деятельности школы; воспитание толерантности и поведения в изменяющейся поликультурной среде; усиление конструктивных воспитательных методов родителей (законных представителей) обучающихся, оказание помощи семье в вопросах воспитания; акцент на защиту достоинств и интересов обучающихся, оказание помощи детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях и/ или конфликтной ситуации; определение параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, подготовка программ профилактики различных форм насилия в образовательной организации; разработка и осуществление реализации программ развития образцов и ценностей социального поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, установление толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Следует отметить, что главным фактором конфликтогенности педагогического взаимодействия выступает различное понимание на его цели, а также допустимый или неприемлемый стиль взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности. Обратим особое внимание читателей на особенности школьных конфликтов, о возникновении которых зачастую не имеют представления взрослые. Бывает, участники конфликта могут продолжать обучение в одном классе или одной школе, и у них может продолжаться затянувшийся многолетний кон-
фликт. В данной статье считаем необходимым рассмотреть только конфликты с участием детей. Определим несколько групп таких конфликтов.
В научной литературе конфликты между учителем и учеником условно принято разделять на три группы: первые - конфликты деятельности, вторые - конфликты поступков и третьи - конфликты отношений (взаимодействия).
Первые, конфликты деятельности, в которых рассматривается и анализируется успеваемость обучающегося, выполнение им учебных заданий, а также в них характеризуется отказ обучающегося выполнять учебное задание или дается информация о некачественном его выполнении (так называемый конфликт неподчинения). Отказ выражается словесно или при помощи действий. Это обусловлено тем, что обучающийся может отстаивать своё мнение. Причинами такого поведения могут быть следующие: утомляемость, затруднении в освоении основной образовательной программы по учебным предметам, а иногда и неуместное замечание педагога.
Вторые, конфликты поступков, где дается оценка нарушений обучающимся правил поведения в образовательной организации и вне её. Также данные конфликты имеют название конфликты единства. Подросток ведет себя так, как принято в среде его одноклассников. У подростков существует стереотип боязни выглядеть слабаком, маменькиным сынком, неженкой. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами.
Третьи, конфликты отношений (взаимодействия), появляющиеся на фоне эмоционально-личностных отношений обучающихся между собой и педагогами образовательной организации. В качестве примера отметим, что среди обучающихся самыми распространенными являются конфликты лидерства: борьба за авторитет; соперничество, обман, сплетни, оскорбления, клевета, обиды; симпатия без взаимности; подлость и предательство, подхалимство, лицемерие; враждебность к «липовым» отличникам, медалистам и любимчикам педагогов; личная обида; ложь и высокомерие. Данные конфликты «учитель - ученик» помимо мотивационных предполагают и нравственно-этический характер. Подобные конфликты возникают тогда, когда обучающиеся намеренно к учителю неуважительно относятся. Обучающиеся знают, что учителя легко можно спровоцировать на конфликтную ситуацию и с умыслом устраивают подобные ситуации, чтобы вывести учителя из равновесия и чтобы он потерял терпение. Данные конфликты приобретают личностное значение, в результате чего способствуют появлению неприязни обучающегося к педагогу.
Конфликты отношений (взаимодействия) могут появляться в том числе и из-за смысловых барьеров. Данные предпосылки в общении образуются следующим образом: ребёнок, понимая необходимость требований взрослых, не принимает их, так как они не соотносятся с его опытом, взглядами и отношениями. Порой смысловые барьеры возникают из-за неверной позиции воспитательных направлений деятельности взрослых к ребёнку. Преодоление подобных смысловых барьеров эффективно решить, если педагог обладает следующим представленным рядом умений: знает и заостряет свое внимание на психологических особенностях обучающегося; отдает должное в понимании его интересов и убеждений, заостряет внимание на возрастных особенностях; принимает во внимание его перспективы и трудности.
Далее в статье считаем целесообразным представить особенности конфликтов «учитель - ученик». Участники подобных конфликтов обладают разным социальным статусом, чем и характеризуется их поведение в конфликтной ситуации. Также разница и значение в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтных ситуаций [7]. Наличие других обучающихся делает их самих из свидетелей обстоятельств - участниками, а конфликт носит воспитательное значение. При разрешении конфликта профессионализм педагога способствует тому, что он берёт на себя инициативу при его решении и на главное место ставит интересы личности обучающегося как формирующейся. Разного рода промахи и ошибка педагога в процессе решения конфликта способствуют возникновению новых проблем и конфликтных ситуаций, в которые становятся вовлечены другие обучающиеся.
Основной задачей педагога становится научить детей и подростков понимать позицию взрослых и научить взрослых понимать язык детей и подростков. Общеизвестно, что одни и те же слова, действия, обстоятельства, события имеют разный смысл для разных людей. Приведём пример одного из замечаний педагога обучающемуся: «Ты опять устроил драку с Петровым после уроков». Подобное выражение имеет одно и то же значение для обоих участников. На уровне значений слов никаких трудностей во взаимопонимании между общающимися нет: и тот, и другой понимают, о чём идёт речь. Но личностное понимание сути у них может быть разным. Для педагога драка в образовательной организации означает проявление нарушения дисциплины. Для самого обучающегося это выступает ещё одна попытка избежать издевательства Петрова над ним как более слабым, как-то пытаться отстоять свои права.
В данной статье определим, какие же меры можно предпринять, чтобы конфликтов в образовательной организации стало намного меньше? Бесспорно, процесс создания школьных служб примирения (медиации) способствует тому, что снижается количество конфликтных ситуаций, если администрации образовательной организации следует заострить свое внимание на вопросах формирования межличностных отношений в подростковом коллективе, организацией общения. Назовем мероприятия, которые необходимо организовывать администрации школы и которые должны быть направлены на профилактику конфлик-
тов между обучающимися. К ним отнесём следующие: изучение и постоянное ведение контроля за процессом формирования коллектива между обучающимися, выявление лидеров среди обучающихся, в том числе и негативных, стремление переориентировать негативное отношение, взгляды на положительное; выявление обучающихся с низким статусом (зачастую это слабые или просто «другие» дети), необходима попытка изменения их статуса при помощи создания для такой категории обучающихся ситуаций успеха; организация творческой, интенсивной деятельности, которая бы обеспечивала занятость обучающихся, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; формирование норм и традиций в коллективе обучающихся, основой которых выступают забота, внимание друг к другу, доброта, ответственность; проведение игровых тренингов, направленных на формирование общения, также ориентированных на воспитание взаимопонимания, выработку принципов общения в коллективе обучающихся, коррекцию взаимоотношений между обучающимися.
Отметим, что профилактика конфликта (конфликтных ситуаций) выступает как ведущий вид деятельности школьных служб примирения (медиации), представляющий собой выявление, устранение, снижение или ослабление причин конфликта. В данном процессе медиаторам требуется начинать именно с себя, чтобы достичь положительных результатов (это своего рода своеобразный кодекс медиатора): осуществление контроля за своими эмоциями, чувствами, необходимо быть объективным, предлагать обучающимся высказать свои претензии, свое мнение по поводу ситуации; не навязывать обучающемуся своё понимание его отношения; не допускать оскорблений в сторону обучающегося; не провоцировать обучающегося на зарождение конфликта, если сам обучающийся ведет себя агрессивно, не акцентировать внимание на рассмотрение личности обучающегося, его семьи; осуществлять оценивание только его конкретных действий; позволить себе и обучающемуся ошибиться, помня известное выражение, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; в независимости от полученных итогов работы необходимо стараться не разрушить отношений с обучающимся (при разговоре отметить, что сожалеете по поводу возникновения конфликтной ситуации, выразите своё отношение к обучающемуся); не нужно опасаться возникновению конфликтов с обучающимися, а требуется попытаться его конструктивно решить; необходимо производить оценку в обучающихся их способностей понимать вас, соглашаться с вами.
В данном процессе ведущему примирительной встречи не имеет право принимать решения по спору и оказывать давление на стороны. Ведущий занимается организацией содействия конфликтующим сторонам, которые участвуют добровольно, находятся в процессе поиска взаимоприемлемого решения, которое удовлетворило бы их в дальнейшем, их интересы и потребности. Основная задача медиатора в ходе разрешения конфликта состоит в том, что он должен внимательно выслушать мнение каждого участника, принять их переживания, помочь каждому понять происшедшее, собственное состояние, отношение к событию. В качестве основных функций медиатора выступают представленные ниже: мотивация конфликтующих сторон, сторон к участию в процессе медиации; проведение процесса переговоров (организация процедуры, закрепление регламента, заключение соглашения и контроль за его выполнением); изучение, поиск и анализ возможной информации и привлечение конфликтующих сторон к рассмотрению конфликтной ситуации (выявлению её основных причин); снятие эмоционального напряжения у конфликтующих сторон в ходе переговоров; избежание оценочных суждений и эмоциональных реакций на происходящие события, процессы; стимулирование конфликтующих сторон к генерированию идей относительно решения конфликта, контроль за степенью их реалистичности; обучение конфликтующих сторон процессу ведения переговоров с установкой на сотрудничество без «переговорных уловок» - таких, как запугивание, манипуляция, эмоциональное давление, шантаж, обман.
В процессе медиации медиатор настраивает конфликтующие стороны на то, чтобы они выполняли следующие условия: были готовы попытаться вместе разрешать спорные вопросы; предоставляли необходимую информацию для разрешения конфликта; были терпимыми друг к другу; с уважением относились к ценностям и интересам друг друга; выявляли свои истинные интересы и отличали их от сиюминутных желаний и позиций; определяли последствия и альтернативы в случае срыва переговоров; не смешивали эмоции, оценки, интерпретации от объективных фактов; стремились к реалистичному, выполнимому, долгосрочному соглашению, удовлетворяющему обе стороны.
Далее школьная служба медиации (примирения) принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта [8]. При получении информации (устно или письменно) о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации образовательной организации, членов службы примирения, родителей (законных представителей), сотрудников правоохранительных органов, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав школьная служба примирения (медиации) принимает решение о возможности или невозможности реализации программы примирения в отношении сторон конфликта. Назовем ведущие принципы медиации.
1. Добровольность участия для конфликтующих сторон, в которой выступление всех спорящих сторон в процесс медиации имеет добровольный характер (никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят
этого по какой-либо причине), а медиатор - быть свободно выбранным (никто не может назначить его кандидатуру); все решения принимаются только по взаимному согласию сторон; каждая сторона в любой момент может отказаться от процесса медиации и прекратить переговоры.
2. Равноправие сторон - сторонам даётся одинаковое право высказывать свои мнения, составить повестку переговоров для рассмотрения, определить приемлемость предложений и условий соглашения.
3. Нейтральность медиатора - в равной степени он поддерживает стороны и их желание разрешить конфликт. Медиатору необходимо сохранять независимую, беспристрастную позицию к каждой из сторон и предоставить им равное право участия в переговорах (если медиатору трудно обеспечивать нейтральность, невозможно избежать эмоциональных оценок, он должен отказаться от ведения процесса).
4. Конфиденциальность - процесс медиации является тайным (за исключением - сведений, связанных с возможной угрозой жизни, предполагаемым совершением преступления. При определении этих фактов медиатор оповещает участников о том, что данная информация будет разглашена). Медиатор осуществляет ведение записей и составление отчётов для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения (медиации). При открытой публикации имена участников должны быть изменены.
5. Информированность сторон - медиатору требуется предоставление сторонам всей нужной информации о сути процесса медиации, её дальнейшем процессе и возможных трудностях и итогах.
6. Независимость служб примирения (медиации) - служба самостоятельна в определении форм деятельности и организации процесса медиации.
7. Компенсация вреда обидчиком - в случаях, где имеются обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в компенсации вреда, причиненного жертве.
8. Ответственность сторон и медиатора - медиатор выполняет роль ответственного за безопасность участников и за соблюдение принципов и стандартов. Обе стороны конфликта несут ответственность за результат медиации. Медиатор не имеет права советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Медиация состоит из представленных ниже этапов.
1. Письменный запрос одной из сторон конфликта о применении медиации. В течение 30 дней после получения предложения ответа не последует, предложение считается отвергнутым.
2. При получении согласия второй стороны заключают письменное соглашение о применении медиации, в котором определяются: предмет спора; личность медиатора; организация, ответственная за проведение медиации; план проведения медиации; сроки реализации медиации.
3. Медиатор выполняет свои следующие функции: изучение точек зрения сторон; беседы со сторонами; поиск компромисса и принятие решения. Медиатор не предлагает сам решения и не побуждает стороны к его выполнению, а способствует тому, чтобы стороны пришли к решению самостоятельного решения и определили для себя наиболее приемлемый компромисс.
4. Заключение медиативного соглашения между сторонами. При заключении соглашения учитываются все важные обстоятельства сторон и определяются сроки их исполнения. При желании сторон соглашение может быть утверждено судом как мировое соглашение.
5. Выполнение принятого решения сторонами. Стороны должны добровольно выполнять принятое решение.
В процессе проведения первой встречи необходимо ввести правила общения между сторонами во время процесса медиации, которые затем требуется соблюдать: недопущение оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны; конструктивное изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов; конфиденциальность - неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе - в качестве свидетельских показаний в суде; полная добровольность участия в медиации: каждый из участников медиации может выйти из процесса медиации в любой момент, если сочтет дальнейшее её проведение бессмысленным.
Вначале медиации медиатор знакомится с ее участниками. В процессе работы медиатор строго следит за тем, чтобы соблюдали требования ее участники, создаёт доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать своё мнение о ситуации.
В процессе стадии прояснения конфликта регламентируются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.
На стадии разрешения конфликта стороны обсуждают варианты решения. Также на данном этапе эффективно применять метод «мозгового штурма» и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также определяются преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам определить критерии оценки альтернатив решения конфликта.
В заключение процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть чётким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках, что облегчит выполнение соглашения сторонами.
Не менее важно и то, что в процессе медиации могут применяться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, других психотерапевтических подходов. Особо следует отметить тот факт, что медиаторы могут работать поодиночке и в парах (ко-медиация). Например, с разнополыми участниками конфликта могут работать медиаторы разного пола с целью исключения эффекта гендерной коалиции.
При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник: техники рефлексивного вмешательства - установка и поддержка контакта с участниками конфликта; техники контекстуального вмешательства - формирование благоприятного климата переговоров; техники независимого вмешательства - процесс принятия решений и анализ вариантов.
В качестве первого примера приведём технику контракта (списков).
1. Стороны конфликта документально предъявляют свои претензии друг другу в формате требований. Нужно достаточно чётко изложить претензии, избегая общих фраз.
2. При рассмотрении требований с каждой стороны заключается договор: каждый будет делать то, что просит другой, в ответ на собственные уступки. За один период необходимо рассматривать не больше трёх пар требований.
3. Через неделю вновь организуется встреча у медиатора, где и обсуждаются вопросы, что удалось и что не удалось выполнить, и на основании этого анализа вносятся коррективы в договор. Если все требования рассмотрены, можно включить несколько пунктов для представления.
Для увеличения результативности применения техники можно предложить участникам конфликта вести дневник, где будут отмечаться положительные изменения в поведении партнёра. Также эффективно использовать определенные формуляры и затем на их основе строить графики освоения навыков решения проблем.
В качестве второго примера представим главные ориентиры восстановительного способа при разрешении конфликтов [9]: ответственность стороны, заключающаяся в осуществлении обязательств по компенсации вреда, причинённого потерпевшему; осознание участниками конфликта в принятии решения по поводу проступка; «вхождение» правонарушителя в общество (группу, класс, школу).
Восстановительная медиация выступает в качестве процесса, где медиатор способствует созданию условий, чтобы люди понимали друг друга и договаривались о нужных для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - об устранении причиненного вреда). Структуру восстановительной медиации представим следующим образом: 1) примирительная встреча; 2) восстановительные действия; 3) совместный поиск и реализация решения; 4) личная ответственность за изменение ситуации; 5) осознание последствий; 6) понимание другого; 7) понимание себя; 8) примирение.
Далее в статье представляется целесообразным представить принципы восстановительного подхода: добровольность участия сторон, осознание ответственности за разрешение конфликтов самим участникам, особое внимание участников процесса на устранение вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем её участникам, ответственность сторон конфликта за разрешение ситуации и выполнение условий договора, нейтральность позиции медиатора.
В заключение отметим, какое значение имеет программа примирения (медиации) для самих участников. Совершившему правонарушение (проступок) обучающемуся: определить для себя причины своего поступка и его последствия; извиниться перед другой стороной; предоставить компенсацию причиненного вреда здоровью; завоевать уважение и наладить разрушенные отношения.
Потерпевшей стороне: избегать негативных переживаний и стремления отомстить; поверить в существование и возможность справедливости.
Родителям: помочь своему ребёнку в трудной жизненной ситуации; формировать у него ответственное и взрослое поведение; пересмотреть собственное поведение, перенять медиативный опыт разрешения спорных ситуаций.
Руководству образовательной организации такая программа даёт следующие результаты: представление и организация собственной инновационной практики примирения (медиации), когда спорные ситуации решаются внутри и силами самой образовательной организации; установившиеся методы и приемы педагогов, администрации, обучающихся и родителей меняются естественным образом; для всех участников образовательных отношений образовательная среда выступает комфортной; директор затрачивает меньше своего времени на разбирательства по поводу возникновения конфликтов; на основе восстановительных практик осуществляется дополнение и усиление применяемых в образовательной организации форм управления, развития и воспитания обучающихся; преимущества и результаты восстановительной медиации получают своё распространение среди обучающихся и педагогических работников, а также среди родителей; главными носителями этих ценностей выступают сами участники образовательного процесса.
Обучающимся программа медиации поможет в следующем: уметь общаться со сверстниками и взрослыми, уметь доказывать, приводить доводы; осознавать мотивы поведения свои, сверстников и взрослых; овладевать навыками самоорганизации, становиться ответственными и культурными; уметь предупреждать или конструктивно выходить из конфликта; оказывать помощь другим понять друг друга и примириться; осваивать новую профессию медиатора;
успешно налаживать контакты и общение обществе при помощи цивилизованных способов взаимодействия с окружающими.
Благодаря участию в службе примирения (медиации) у подростков формируются следующие навыки: подростки лучше знают обстановку в образовательной организации и общаются со сверстниками на одном языке; подростки доверяют своим ровесникам и поделятся самым сокровенным; опыт работы в качестве медиатора положительно влияет на подростков, поскольку им требуется принимать разные точки зрения, проявлять толерантность и уважение, помогать сторонам конфликтной ситуации слышать друг друга и договариваться; это эффективные способы самоуправления и социализации, где подростки получают необходимые навыки ответственного конструктивного поведения.
Библиографический список
Таким образом, школьная служба примирения (медиации) включает определенные процессы. В процессе медиации формируется новый тип реагирования на конфликтные и прочие сложные ситуации благодаря тому, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется на основе разного типа восстановительных программ (медиации, кругов сообщества, школьных конференций, семейных конференций [10]. Также наблюдается перемена сложившихся установок педагога, администрации, школьников и родителей на разрешение конфликтов; происходит формирование ценностей восстановительной культуры. В заключение хотелось бы отметить, что в образовательной организации традиционные формы управления, развития и способы воспитания обучающихся дополняются на основе применения восстановительных практик.
1. Об альтернативной процедуре урегулирования спорое с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-Ф3 (последняя редакция). Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038
2. Об образовании в Российской Федерации. Закон РФ № 273 от 29.12.2012. Москва: Проспект, 2013.
3. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 24 июля 1998 г N 124-ФЗ. Available at: https:// base.garant.ru/#friends
4. Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года N 167-р (с изменениями на 13 октября 2017 года). Режим доступа: http://docs. cntd.ru
5. Методические рекомендации Минобрнауки России по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования № ВК-844/07 от 18.11.2013 г). Available at: минобрнауки.рф
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н (в ред. приказа от 05.08.2016 № 422н, с изм., внесенными приказом от 25.12.2014 № 1115н). Available at: http://www.consultant.ru
7. Машарова Т.В. Социальная компетентность личности и движущие силы ее развития. Актуальные вопросы современной науки: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Горловка, 2011: 103 - 106.
8. Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Служба школьной медиации. Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». 2014; 2.
9. Коновалов А.Ю. Восстановительная медиация и службы примирения в образовательной сфере. Директор ССУЗа. 03. 2014: 29 - 35.
10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям. Педагогическое обозрение. Ноябрь 2010; 10 (107): 8 - 9.
References
1. Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii). Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 № 193-FZ (poslednyaya redakciya). Available at:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Zakon RF № 273 ot 29.12.2012. Moskva: Prospekt, 2013.
3. Ob osnovnyh garantiyah prav rebenka v Rossijskoj Federacii»(s izmeneniyami i dopolneniyami). Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 1998 g. N 124-FZ. Available at: https://base.garant. ru/#friends
4. Ob utverzhdenii plana meropriyatij na 2015-2017 gody po realizacii vazhnejshih polozhenij Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 fevralya 2015 goda N 167-r (s izmeneniyami na 13 okiyabrya 2017 goda). Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru
5. Metodicheskie rekomendacii Minobrnauki Rossii po organizacii sluzhb shkol'noj mediacii v obrazovatel'nyh organizaciyah (Pis'mo Minobrnauki Rossii Rukovoditelyam organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii, osuschestvlyayuschih gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya № VK-844/07 ot 18.11.2013 g.). Available at: minobrnauki.rf
6. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 № 544n (v red. prikaza ot 05.08.2016 № 422n, s izm., vnesennymiprikazom ot 25.12.2014 № 1115n). Available at: http://www.consultant.ru
7. Masharova T.V. Social'naya kompetentnost' lichnosti i dvizhuschie sily ee razvitiya. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki: Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorlovka, 2011: 103 - 106.
8. Krivcova A.S., Huhlaeva O.V. Sluzhba shkol'noj mediacii. 'Elektronnaya sistema Obrazovanie: «Spravochnik pedagoga-psihologa. Shkola». 2014; 2.
9. Konovalov A.Yu. Vosstanovitel'naya mediaciya i sluzhby primireniya v obrazovatel'noj sfere. Direktor SSUZa. 03. 2014: 29 - 35.
10. Shkol'naya sluzhba primireniya: ot idei k dejstviyam. Pedagogicheskoe obozrenie. Noyabr' 2010; 10 (107): 8 - 9.
Статья поступила в редакцию 29.06.19
УДК 37.035.1.7
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: mok54@mail.ru
Tsymbal A.V., Physical Education Teacher, Yalta Secondary School n.a. the Holy Tsarevich Alexy (Yalta, Russia), E-mail: dasnasta24109@mail.ru
PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF THE BASIS OF HEALTHY LIFE STYLE IN CHILDREN IN THE CONDITIONS OF SMALL COMPLEX SCHOOL. The article is interesting because it presents a set of requirements for modern teachers working in a small school. The article presents the preliminary results of a scientific study on the formation of children's foundations of a healthy lifestyle in a small school, which was held on the basis of Yalta secondary school named after St. Tsarevich Alexei. The authors conducted a serious study among teachers and students, the purpose of which was the study of ideas about the basics of a healthy lifestyle of students in a small school. The program of pedagogical support of students is presented, the results of its testing are recommended for use in the framework of the educational program in schools of Yalta. The authors concluded that the formation of the need for a healthy lifestyle in a small school is provided by the presence of teaching staff with professional knowledge and skills; with developed communicative, reflective and empathic abilities and skills; understand the essence of a healthy lifestyle and have the willingness and desire to carry out appropriate activities, that is, to apply innovative forms and methods of work to promote a healthy lifestyle of children.
Key words: pedagogical support, scientific research, diagnostic support, experimental work, personal development of children of an ungraded school.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского г. Ялта, E-mail: mok54@mail.ru
А.В. Цимбал, учитель физкультуры, Ялтинская общеобразовательная школа имени святого цесаревича Алексея, E-mail: dasnasta24109@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Статья интересна тем, что в ней представлен комплекс требований, предъявляемый к современным педагогам, работающим в малокомплектной школе. В статье представлены предварительные результаты научного исследования по формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях малокомплектной школы, которое проводилось на базе Ялтинской общеобразовательной школы имени святого цесаревича Алексея. Авторами проведено