_СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА_
УДК 370.186
Гребенкин Евгений Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА МЕДИАТОРА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и специфика формирования профессионального портрета медиатора в России и Германии. На основе анализа литературы по проблеме выделены ключевые, базовые рамки, определяющие этику и принципы медиации: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия, беспристрастности и независимости. Обсуждаются законодательные основы школьной медиации, факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на формирование профессии медиатора в Германии и России. Определены пути и перспективы развития школьной медиации в России.
Ключевые слова: медиатор, медиация, школьная медиация, служба школьной медиации, профессиональный стандарт медиатора, роль и функции медиатора.
Школа и наука меняются непрерывно. Одной из приоритетных задач современной школы является совершенствование подготовки и переподготовки учителей, умеющих эффективно (компетентно) работать с учащимися не только в рамках учебной, но и внеучебной деятельности.
Одним из набирающих популярность видов внеучебной деятельности в школе является медиация - особая методика ненасильственного разрешения конфликтов.
Медиация - это переговоры по правилам. Метод примирения, основанный на том, что независимая и нейтральная третья сторона -медиатор помогает конфликтующим сторонам в сжатые сроки совместными усилиями и с учетом взаимных интересов прийти к решению желательному или, по крайней мере, приемлемому для каждой из них [5].
Поскольку проблема внедрения медиации в школах России является особым предметом дискуссий, представляется целесообразным параллельное рассмотрение результативного немецкого опыта школьной медиации.
Звание «медиатор» в Германии не защищено законом. Как особая сфера деятельности медиация образовалась сравнительно недавно. Первые квалифицированные школьные медиаторы появились в Германии около 1990 года. Для обеспечения должной квалификации и соответствующего каче-
ства подготовки медиаторов в системе образования был создан институт медиации и единый реестр медиаторов. Первым компонентом системы подготовки являются курсы повышения квалификации педагогов и администраторов образовательных учреждений, второй компонент - дополнительное образование школьников.
В Германии повышение квалификации в области медиации находится в ведении как государственных (Staatliche Fortbildung System), так и негосударственных учреждений (Freie Träger). Несмотря на разницу между государственным и негосударственным сектором, существуют единые стандарты повышения квалификации - 144 часа отводится на повышение квалификации у педагогов и 80 часов на обучение школьников. После окончания курсов и получения сертификата медиатора (Mediator) или специалиста по урегулированию споров (Streitschlichter) медиаторы-педагоги обучают медиаторов-ровесников (Shulmediator, Konfliktlotse). Различия в терминологии: медиатор, специалист по урегулированию споров или конфликтный лоцман для Германии не являются принципиальными [7].
Общеобразовательные и специальные школы выступают основными заказчиками повышения квалификации и оплачивают данный вид деятельности. С целью создания команды единомышленников из каждой
школы на курсы по медиации направляют не одного, а как минимум двух педагогов. Но окончание курсов не всегда свидетельствует о квалификации медиатора. Авторы учебного пособия «Mediation in der Schule» отмечают, что эффективность обучения составляет примерно 50 %, т. е. одним педагогам удается стать профессиональными медиаторами и организаторами, способными собрать и обучить команду (Schulmediatioren), а другим нет. Ключевыми критериями, способствующими успешности обучения медиации, они считают: предрасположенность к медиативной деятельности и стремление к самосовершенствованию [7].
Подготовка школьников-медиаторов проходит непосредственно в школах или клубах по месту жительства. Будущих медиаторов-ровесников набирают среди учащихся 7-9-х классов. Следует подчеркнуть, что формируется именно группа медиаторов, участниками которой являются администраторы школы, педагоги-медиаторы и школьники. Занятия со школьниками проводятся в форме тренингов. В настоящее время медиаторы-ровесники есть практически в каждом третьем образовательном учреждении Германии. В одних школах Германии акцент делается на решении межличностных конфликтов, в других - ключевую роль играет дидактико-воспитательный аспект, а конфликты и медиация используются скорее как средство развития конфликтологических компетенций.
Для России в целом и Новосибирска в частности медиация в системе образования - относительно новый вид деятельности. Границы применения медиации в РФ обозначены в Федеральном законе об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-Ф3 (статьи 7 и 11), поэтому любая иная деятельность в данной области является нелегитимной.
Ключевые, базовые рамки, определяющие этику медиации, отражены в принципах медиации:
- принцип добровольности - субъект права не может принимать участие в данной процедуре против своей воли;
- принцип конфиденциальности - под-
разумевает неразглашение информации, полученной в ходе медиации;
- принцип сотрудничества и равноправия дает сторонам право на объективное рассмотрение всех обстоятельств конфликта или правонарушения независимо от финансовых и административных возможностей оппонентов;
- принцип беспристрастности и независимости медиатора обусловлен двумя предыдущими принципами.
С 2007 г. появились первые проектные площадки по внедрению школьной медиации. Дополнительным импульсом для ее развития стало письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» [4].
Появление данного документа означало, что с 2013 г. медиация в системе школьного образования получила официальное признание. До этого момента она внедрялась на уровне частных проектов и инициатив. Главным инициатором распространения нового опыта стал московский центр «Судебно-правовая реформа». Специалисты данного центра ездили по разным городам России и обучали педагогов и школьников основам восстановительной медиации.
На первых обучающих тренингах довольно часто приходилось слышать реплики, которые звучали от «опытных» педагогов, что медиация для них не является ноу-хау: «Мы и так умеем разрешать конфликты, только делаем это по-своему». Некоторые педагоги путали медиацию с медитацией, функцию медиатора с функцией психолога.
Практика показала, что конфликтологический профессионализм педагога должен строиться не только на личном опыте, но и на знании содержания конфликта, гибком использовании основных правил его урегулирования, а также работы с эмоциями. В медиации вместо того, чтобы давать «правильные» ответы (советы), необходимо задавать правильные вопросы. Ниже перечислим личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать медиатор.
- Медиатор не является судьей и не выносит приговора, следовательно, он не несет
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
прямой ответственности за результат переговоров.
- Медиатор не является психологом или психотерапевтом.
- Медиатор не является адвокатом, отстаивающим чьи-либо интересы, он всегда придерживается нейтральной позиции.
- Медиатором может быть только тот человек, который пользуется уважением и доверием со стороны обеих конфликтующих сторон.
- Медиатор не имеет личной заинтересованности в конфликте.
- Медиатор не оценивает, не осуждает, он принимает всерьез все позиции, интересы и претензии конфликтующих сторон и помогает им адекватно выражать свои мысли и эмоции.
- Медиатор несет ответственность за организацию и проведение примирительной процедуры, предложения по урегулированию конфликта должны быть сформулированы самими участниками конфликта.
- Если процедура примирения начала выходить из-под контроля, он может от нее отказаться, подобным образом могут действовать и другие участники переговоров.
В научно-методической литературе нет единой точки зрения относительно профессионального портрета человека, занимающегося посреднической деятельностью в социальной и образовательной сфере. Отдельно стоит обратить внимание на роль медиатора как педагога, т. к. дидактический аспект в медиации является одним из ключевых. Медиатор не только разъясняет сторонам особенности медиативного процесса, но и учит вести переговоры, сдерживать эмоции, определять собственные потребности, выявлять интересы и обдумывать решения.
Медиатор должен уметь направлять конфликт в рациональное русло, а также быть:
- хорошим и терпеливым слушателем (активное слушание);
- беспристрастным и уверенным в себе ведущим;
- неподкупным и объективным;
- гибким и изобретательным;
- нейтральным в отношении оценки человека [9].
В медиации интересно то, что, во-первых,
никто заранее не знает, какое решение будет принято во внимание, а во-вторых - то, что решение постепенно или спонтанно будет найдено самими конфликтующими сторонами. Медиатор настраивает стороны на позитив, переводя фокус отношений с прошлого на будущее. Положительные формы поведения не приобретаются механически. Усвоение различных аспектов ненасильственного разрешения конфликтов - длительный и сложный процесс как для педагогов, так и для учащихся.
В процессе внедрения медиации неизбежно возникают проблемы общего и частного характера. Педагоги могут ошибочно набрать в команду медиаторов-ровесников школьников, которые недостаточно мотивированы или ангажированы. Важно, чтобы у медиатора-ровесника была хорошая подготовка. Медиатор-ровесник должен быть способен проводить медиативную процедуру самостоятельно, без привлечения взрослых.
Медиация - процесс добровольный. Чтобы медиация прижилась в школе, необходимо потратить три-четыре года. Привычки и менталитет у педагогов меняются долго. Учителя-медиаторы должны работать коллегиально со школьниками. Более того, важным фактором развития медиации является обмен опытом и посещение постоянно действующих семинаров. «Служба медиации» должна быть выделена как особая структура, работающая на территории школы.
Вербальной поддержки со стороны школьного руководства недостаточно. Программа может стать успешной лишь тогда, когда она инициирована не только администрацией, но и большинством педагогов и родителей. Администраторы должны заботиться о финансовой, психологической и другой поддержке медиаторов. Например, могут быть оплачены семинары по медиации и предоставлены часы на медиативную деятельность.
Могут также возникнуть сложности в повседневной работе (например, трудно выделить соответствующее помещение для медиации). Начинающие медиаторы часто жалуются на отсутствие практики. Лучшим способом разрешения этой проблемы является продуманная система сотрудничества
с социальным педагогом и администраторами, она должна быть отлажена таким образом, чтобы для всех в школе стало нормой, хорошей привычкой обращаться за помощью к медиатору. Самыми убедительными доказательствами преимущества медиации над другими способами разрешения конфликтов могут быть только позитивно разрешенные случаи и систематические обращения за помощью.
Медиация как процесс мирного и цивилизованного урегулирования конфликта является средством демократизации школьной жизни только тогда, когда педагоги и школьники выполняют важную социальную роль не только во время переговорного процесса, но и во всех остальных ситуациях школьной повседневности.
Профессиональная деятельность современного педагога протекает в вариативном образовательном пространстве, накапливающем опыт работы с детьми из разных культурных слоев. В то время как политики и ученые ищут причины и определяют масштабы угроз и рисков, педагоги-практики находят практическое решение проблем, опираясь на нетрадиционные средства профилактики насилия в широком смысле этого слова.
Любые педагогические инновации всегда вызывают бурные дискуссии. Медиация является инновацией, которую до сих пор многие школьные педагоги воспринимают негативно, поэтому большое значение имеет просветительская работа с педагогическим коллективом.
Внедрение медиации в школе может проходить достаточно сложно и болезненно, а также встречать сопротивление со стороны консервативных педагогов, но, несмотря на это, благополучное разрешение конфликтов невозможно без специальной подготовки учителей к новому типу взаимоотношений со школьниками на базе иных ценностных ориентиров.
Школьная медиация как система необходима российскому образованию, потому что
до настоящего времени у нас отсутствовали реальные технологии цивилизованного и ненасильственного разрешения конфликтов, так или иначе затрагивающие интересы педагогов и школьников.
Библиографический список
1. Бесемер Х.Медиация: посредничество в конфликтах. - Калуга, 2004. - 176 с.
2. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. - СПб.: Светлячок: Речь, 2001. - 128 с.
3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. - М., 2012. -256 с.
4. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155557/ (дата обращения: 20.10.2015).
5. Пель Махтельд. Приглашение к медиации: практ. рук. о том, как эффективно предложить разрешение конфликта посредством медиации. -М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2009. - 400 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р [Электронный ресурс]. -URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=166695 (дата обращения: 24.10.2015).
7. Jamie Walker. Mediation in der Schule: Konflikte Lösen in der Sekundarstufe 1. - Berlin, 2001. - 223 s.
8. Monk G., Winslade J. Narrative Mediation: A new approach to conflict resolution [Электронный ресурс]. - URL: http://narrative-mediation. crinfo.org (дата обращения: 24.10.2015).
9. Recommended standards for school-based peer mediation programs [Электронный ресурс]. -URL: http://www. creducation.org/resources/Recom-mended_Standards_Final_Formatted.pdf (дата обращения: 24.10.2015).
_СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА_
Grebenkin Evgeny Vladimirovich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Correctional Pedagogy and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THE SPECIFIC OF FORMING THE PROFESSIONAL PORTER OF MEDIATOR IN THE SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND GERMANY
Abstract. In the article reviewing the problems and specifics of forming the professional porter of mediator in the system of school education the in Russia and Germany. Based on analysis of literature on the problem the main, basic frameworks are distinguished. They define ethics and principle of mediation: the principle of voluntariness; the principle of confidentiality; the principle of communication and equality; the principle of impartiality and independence. The laws connected with school mediation are discussed, the factors that influence positively and negatively on forming of the profession of mediator in Germany and Russia. The ways of development of school mediation in Russia are defined.
Keywords: mediator, mediation, school mediation, school mediation service, professional standard of mediator, role and functions of mediator.
Поступила в редакцию 30.10.2015