Научная статья на тему 'Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации'

Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1111
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД / СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ / ФУНКЦИИ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАТОРА / MEDIATION / A MEDIATION APPROACH / SCHOOL MEDIATION SERVICE / FUNCTION OF MEDIATION SERVICES / THE PRINCIPLES OF NEUROTRANSMITTER ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева И. В., Куницына С. М.

Рассматривается организация деятельности служб школьной медиации в образова тельных организациях; разграничиваются понятия «медиация» и «медиативный под ход»; рассматриваются основные задачи деятельности, функции и принципы работы медиатора; обозначены трудности в организации деятельности этих служб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Афанасьева И. В., Куницына С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the organization of activity of school mediation services in educational institutions; delimited by the concept of «mediation» and «a mediation approach»; the basic tasks, functions and principles of work of the mediator; marked difficulties in the organization of these services

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования служб школьной медиации в образовательной организации»

УДК 371.8.06

И.В. АФАНАСЬЕВА, С.М. КУНИЦЫНА

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Рассматривается организация деятельности служб школьной медиации в образовательных организациях; разграничиваются понятия «медиация» и «медиативный подход»; рассматриваются основные задачи деятельности, функции и принципы работы медиатора; обозначены трудности в организации деятельности этих служб.

Ключевые слова: медиация, медиативный подход, служба школьной медиации, функции служб медиации, принципы деятельности медиатора.

The article considers the organization of activity of school mediation services in educational institutions; delimited by the concept of «mediation» and «a mediation approach»; the basic tasks, functions and principles of work of the mediator; marked difficulties in the organization of these services.

Keywords: mediation, a mediation approach, school mediation service, function of mediation services, the principles of neurotransmitter activity.

К неблагоприятным тенденциям, которые наблюдаются в современном обществе, следует отнести социальное расслоение; слабо работающие «социальные лифты», которые обеспечивают равный доступ молодых людей в сферы общественной жизни; миграционные процессы, в результате которых обостряются межнациональные проблемы и отношения; все еще остается размытой система нравственных ценностей и ориентиров; для молодежи доминантой остаются потребительские ценности, деградирует культура; наблюдается культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие сострадания; общение между людьми часто заменяется на общение в социальных сетях; в образовательных организациях постоянно усложняются программы, растет нагрузка. Подобные

© Афанасьева И.В., Куницына С.М., 2016

явления оказывают негативное влияние на социум и прежде всего на детей и подростков. Несмотря на это, забота о детях, защита и соблюдение их прав остаются для государства приоритетным направлением социально-экономического развития.

В Российской Федерации создано большое количество органов и организаций, которые оказывают помощь детям в области защиты их прав и интересов, помогают социализироваться, защищают детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К их числу относятся:

• центры социальной помощи семье и детям;

• центры психолого-педагогической помощи населению;

• центры экстренной психологической помощи по телефону;

• социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

• социальные приюты для детей;

• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

• реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

• центры социального обслуживания населения;

• комплексные центры социального обслуживания населения;

• центры органов внутренних дел для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

• специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

• другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей [3].

Однако зачастую работа этих организаций не всегда эффективна с точки зрения новых и постоянно возникающих проблем и вызовов. В связи с этим возникла необходимость создания в образовательных организациях специальной службы, которая бы оказывала психологическую, социальную и юридическую помощь детям и подросткам. Данная служба получила название «Служба школьной медиации».

Правительство Российской Федерации разработало распоряжение от 30 июля 2014 г. №1430 «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» (далее - Концепция). В данном документе определен порядок создания служб школьной медиации, раскрыта структура, сфор-

мулированы цели и задачи ее деятельности.

Согласно Концепции под медиацией понимается способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора [3]. Медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры. Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает одной из конфликтующих сторон. Умение реализовывать медиативный подход в практической деятельности - одна из необходимых компетенций, особенно для представителей социально ориентированных профессий [3].

Из данных определений можно сделать вывод о том, что медиация и медиативный подход несколько отличаются. Медиация - это особая процедура, а медиативный подход - это некий теоретико-практический инструментарий, который ежедневно применяется работниками образовательных организаций. Медиатору необходимо специальное обучение, овладение навыками медиации как полноценной процедуры. Деятельность медиатора подлежит сертификации.

Отсюда возникает вопрос: кто может выполнять функции медиаторов в образовательных организациях? Предполагается, что в структуру служб школь-

ной медиации будут входить педагоги, обучающиеся и родители. Из числа педагогов в службу школьной медиации желательно включить заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога. Первоначально обучение пройдут педагогические работники, которые, в свою очередь, обучат обучающихся и родителей. Так, в ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» разработаны программы повышения квалификации педагогических работников, которые будут выполнять функции медиаторов в образовательных организациях, а именно:

1. «Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб школьной медиации». В программе рассматривается нормативно-правовое законодательство в сфере обеспечения прав субъектов образовательных отношений; структура и функции служб медиации (региональный и федеральный уровень); организация службы медиации в образовательной организации.

2. «Медиация. Базовый курс». В программе представлены новые социально-психологические и социально-педагогические технологии, обеспечивающие эффективность реализации целей и задач медиативного подхода в деятельности служб школьной медиации; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

3. «Реализация педагогического потенциала семьи в работе службы школьной медиации». Целью изучения учебного курса является развитие профессиональной культуры педагогических работников в области использования педагогического потенциала семьи в работе службы школьной медиации.

Пройдя обучение, педагоги обучают медиативной процедуре обучаю-

щихся (желательно старшеклассников). Участие обучающихся в примирительной процедуре важно, поскольку подросткам легче понять друг друга, кроме того, они приобретают необходимый опыт конструктивного разрешения конфликтов, который будет необходим в дальнейшем.

Итак, медиатор - нейтральный человек, помогающий конфликтующим сторонам в разрешении спора, конфликта. Его основной задачей является организация конструктивного диалога, при котором обе конфликтующие стороны стараются понять друг друга и найти решение, которое бы их удовлетворило. Причем это решение они ищут самостоятельно.

К более общим задачам служб школьной медиации следует отнести:

• обеспечение защиты, помощи и гарантий прав и интересов детей;

• профилактика, реабилитация и коррекция поведения обучающихся (следует обратить особое внимание на обучающихся из группы риска, на обучающихся с девиантным и деликвент-ным поведением);

• помощь несовершеннолетним, нарушившим закон;

• помощь в реабилитации детям, отбывшим наказания в детских колониях;

• помощь семье в разрешении конфликтов с детьми, а также помощь в разрешении конфликтов между родителями обучающихся;

• помощь несовершеннолетнему в заглаживании вины перед пострадавшим.

Сама процедура медиации строится на следующих принципах:

• Добровольность участия сторон.

• Информированность сторон.

• Нейтральность посредника (медиатора).

• Конфиденциальность процедуры.

• Ответственность сторон и медиатора.

• Заглаживание вины обидчиком.

• Самостоятельность служб примирения.

Службы школьной медиации в образовательной организации выполняют ряд функций: восстановительную, образовательную, воспитательную, профилактическую.

Суть восстановительной функции заключается в следующем. Служба медиации занимается восстановлением эмоционального состояния пострадавшего, способствует возмещению материального вреда потерпевшему со стороны обидчика. Кроме того, восстанавливает обидчика в коллективе сверстников, поддерживает его действия по возмещению ущерба, восстанавливает положительные отношения пострадавшего с его обидчиком.

Образовательная функция. На практических занятиях медиатор обучает понимать внутреннее состояние людей, налаживать контакт, организовывать рациональное разрешение конфликта, ответственно относиться к собственным поступкам и поступкам окружающих. Эти знания пригодятся не только при взаимодействии субъектов в образовательной организации, но и в повседневной жизни.

Воспитательная функция. Работа служб школьной медиации позволяет формировать такие качества личности,

как ответственность (внешняя, обеспечивающая возложение ответственности на субъект за результаты его деятельности, и внутренняя, внутренние формы саморегуляции деятельности субъекта) [2], доброта, отзывчивость, умение сопереживать и др.

Профилактическая функция связана с профилактикой правонарушений. Кроме того, субъекты учатся предвидеть последствия своих действий и в соответствии с этим корректируют свое поведение.

Временные трудности, которые имеют место в деятельности службы школьной медиации, связаны с отсутствием квалифицированных кадров, выполняющих роли медиаторов, недостаточно разработанной нормативно-правовой базой по организации деятельности таких служб, отсутствием специально разработанных программ подготовки медиаторов. Вероятно, этим можно объяснить тот факт, что деятельность служб медиации носит фрагментарный характер и практикуется всего лишь в нескольких районах Московской области. Даже столь незначительный опыт деятельности таких служб позволяет увидеть тенденции, благоприятствующие созданию безопасной атмосферы в школе через повышение уровня эмпатии у субъектов образовательного процесса, заметное снижение конфликтов в образовательных организациях.

1. Афанасьева И.В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1. С. 14-17.

2. Куницына С.М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе: дис.... канд. пед. наук. М, 2011. 178 с.

3. Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реали -зации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 г. № 1430.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.