Научная статья на тему 'Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции'

Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ 2025 / НОВЫЕ ТИПЫ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеева З.К., Строгова Н.Е.

Анализируется развитие компетентностного подхода в настоящее время в разных странах (Канада, США, Финляндия, Китай, Корея, Россия), раскрываются современные версии ключевых компетенций. Обсуждается версия «новой грамотности» как сущности человека, который видит и виден, слышит и слышим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN EDUCATION SYSTEMS OF THE DIFFERENT COUNTRIES ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

In article contemporary development of competence-based approach in the different countries is analysed (Canada, USA, Finland, China, Korea, Russia), the modern key competences are revealed. The article discusses the version of the "new literacy as the essence of a person who sees and is visible, hears and heard.

Текст научной работы на тему «Особенности компетентностного подхода в современных системах образования: ключевые компетенции»

особенно в области гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания;

- общественные организации и объединения, в особенности ветеранские и ставящие своей задачей содействие воспитательным процессам;

- учреждения и организации, занимающиеся, в числе прочих задач, подготовкой кадрового резерва государственной службы;

- органы государственного управления, управляющие системой образования региона и осуществляющие контроль за ее деятельностью.

Правильным решением является создание научно-методического центра кадетского образования.

Резюме.

1. Развитие системы кадетского образования отвечает интересам личности, общества и государства.

2. Оптимальным путем развития системы кадетского образования является модернизация, для которой необходим анализ и поиск ресурсов на региональном уровне.

3. Обязательными, как показывает практика, следует считать административный, кадровый, научно-методический, общественно-политический, экспериментальный, финансовый и материальный ресурсы.

Главными предпосылками модернизации системы кадетского образования являются признание его государственной значимости (формируется в общественном сознании), единство его концептуальных основ (формируется в педагогической науке и практике).

1. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея» // ТАСС. URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 28.08.2017).

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Анализируется развитие компетентностного подхода в настоящее время в разных странах (Канада, США, Финляндия, Китай, Корея, Россия), раскрываются современные версии ключевых компетенций. Обсуждается версия «новой грамотности» как сущности человека, который видит и виден, слышит и слышим.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, ключевые компетенции, компетентности, целевая модель компетенций 2025, новые типы грамотности.

Много написано о том, с какими трудностями столкнулась отечественная система образования в связи с внедрением компетентностного подхода. Преобразования на

2. Ильинский И. М. Основы концепции воспита -ния жизнеспособных поколений. URL: http://www.ilinskiy. ru/publications/sod/konts-vosp-5.php (дата обращения: 28.08.2017).

3. Владимиров А. И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность // Кадет. URL: http://www. kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm (дата обращения: 28.08.2017).

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Правительство Российской Федерации. URL: http:// government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 28.08.2017).

5. Статистическая информация 2014. Общее образование // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn—80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения: 28.08.2017).

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / пер. О. Ю. Уральской. М. : Междунар. отношения, 1998. 216 с.

7. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Гарант. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4r27sNyq4 (дата обращения: 28.08.2017).

8. Владимиров А. И. Об инновационных Вооруженных силах России, национальной военной мысли, военной науке и профессиональном военном образовании // Кадет. URL: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/Ob_innov_VSRRhtm(дата обращения: 28.08.2017).

© Асриев А. Ю., 2018

3. K. BaKweeea, H. E. Строгоea Z. K. Baksheeva, N. E. Strogova

FEATURES OF MODERN EDUCATION SYSTEMS OF THE DIFFERENT COUNTRIES ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH

In article contemporary development of competence-based approach in the different countries is analysed (Canada, USA, Finland, China, Korea, Russia), the modern key competences are revealed. The article discusses the version of the "new literacy as the essence of a person who sees and is visible, hears and heard.

Keywords: competence-based approach, competences, key competences, competence, target model of competences 2025, new types of literacy.

его основе продолжаются до сих пор. В связи с этим представляют интерес вопросы внедрения компетентностного подхода за рубежом сравнительно с Россией: какие ком-

петенции выступают в роли приоритетных, какова связь подготовки учащейся молодежи и современного мирового рынка труда? В качестве объектов сравнения мы рассматривали образовательные системы Канады, США, Финляндии, Китая, Кореи.

В ряде исследований отмечается, что основная масса трудоспособного населения планеты плохо готова к требованиям современного мирового рынка труда, работодатели чаще стали предъявлять не столько требования к профессиональным знаниям, сколько к универсальным, ключевым компетенциям кандидатов на работу. Современная статистика свидетельствует о сравнительно низком (30 %) профильном трудоустройстве выпускников [1; 2]. Очевидно, что компетенции выпускников школ и вузов должны включать не только знания и умения по дисциплинам как результат узкопрофессиональной подготовки, но и выходить за их пределы.

Понятие ключевых (универсальных) применяется для особо важных компетенций, которые актуальны в разных сферах жизни и способствуют успеху.

В настоящее время на мировом рынке труда востребованы следующие ключевые компетенции: критическое мышление, эффективная коммуникация и работа в команде, генерирование идей. Их востребованность подтвердилась вкладом в будущее новых поколений, поддержкой лидерства, повышением уровня стандартов и ожиданий в учебных планах, повышением возможностей изучения стратегий и качества образования, нарастанием сложности изменений в образовании. Трансформация образования в XXI веке -это глобальный вызов, который требует сотрудничества на национальном и международном уровне.

В Европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества». В глоссарии Европейского фонда образования термин «компетентность» понимается как способность делать что-либо хорошо или эффективно; в соответствии с требованиями, предъявляемыми при устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции [3].

В материалах симпозиума Совета Европы отмечено, что ключевые компетенции строятся на основе показателей: изучать, искать, думать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело [4, с. 73]. Оксфордско-Кембриджская образовательная программа содержит ключевые компетенции 2000. Они используются при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при профессиональной подготовке [3].

В новом подходе к образованию ученые Финляндии обращают серьезное внимание на результаты образования в стране. Финская система образования опирается на Европейскую рамку ключевых компетенций и реализует идею об универсальных компетенциях. В начале XXI века данная образовательная система - одна из лучших в мире по обеспечению соответствия навыков людей потребностям экономики и высокому рейтингу глобальной конкурентоспособности талантов. Выделены семь универсальных компетенций в сфере общего образования (мышление и умение учиться; культурная компетентность, взаимодействие и самовыражение; забота о себе и управление повседневной

жизнью; мультиграмотность; ИКТ-грамотность; карьерное развитие и предпринимательство; участие, вовлеченность и построение устойчивого будущего). Они включены в программы обучения и оценки по всем учебным предметам, прописаны ожидаемые результаты.

В Канаде (2014 г.) принят новый подход к определению и измерению универсальных компетенций XXI века. Их внедрение в учебный процесс обосновано рядом причин: переходом к «экономике знаний», необходимостью того, что образовательная система должна в большей степени отвечать потребностям повседневной жизни, готовить к работе в условиях вызовов современности, с опорой на современные технологии для трансформации и оптимизации процесса обучения, обновление учебных планов. Среди универсальных компетенций приняты такие, как воспитание характера, креативность, гражданская грамотность, кооперация, коммуникация, критическое мышление и решение проблем, что позволит в образовании сместить акцент от запоминания фактов к пониманию «больших идей», к способности применять полученные знания для решения практических задач, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

Залог успеха ученые провинции Онтарио (Канада) видят в повышении квалификации педагогов в области универсальных компетенций, которые смогут сформировать их в обучающихся; внедрение принципа обучения через исследования.

В США работодатели не удовлетворены сформирован-ностью компетенций у выпускников вузов, молодых специалистов, отсутствием у них ряда ключевых компетенций. Они плохо подготовлены к эффективному выполнению профессиональных обязанностей на рабочем месте в соответствии с актуальными запросами рынка труда. Между тем современный американский бизнес нуждается в сотрудниках, обладающих универсальными (ключевыми) компетенциями, в ряду которых представлены: критическое мышление, эффективная коммуникация, работа в команде и генерирование идей, грамотная расстановка приоритетов при решении проблем, организационная осведомленность, корпоративная культура, активность, самосознание и самоконтроль, лидерство, способность к самообучению, информационно-компьютерная грамотность, креативность. Востребованность их формирования у молодых сотрудников все возрастает.

По результатам исследований американских аналитиков корпорации и ассоциации менеджмента готовы принять новых работников прежде всего с такими ключевыми компетенциями, как критическое мышление и умение решать проблемы, профессионально-компьютерная грамотность, эффективная работа в команде, креативность. Очень ценной является информация современных американских работодателей о тех компетенциях, которые представляют дефицит у новых работников: письменная коммуникация, лидерство, корпоративная этика, критическое мышление и умение решать проблемы, самоорганизация [5]. Речь идет не только о когнитивных компетенциях, но и о некогнитивных (мягкие навыки) компетенциях, которые характеризуют индивидуальность и лидерские качества, самосознание и стиль мышления, ценности человека, его ответственность, коммуникативность.

В Китае, как и других странах, в системе образования решается проблема развития компетенций в XXI веке. Ученые в 2016 г. разработали модель целостного развития человека в системе образования, в которой выделены три составляющие: саморазвитие человека, его социальная вовлеченность и культурные основы развития. Эта модель включает шесть универсальных (ключевых), компетенций. Это одновременно и «ключевые компетенции», и базовые установки на гуманитарный контекст (аккумуляция культуры, развитие общечеловеческих чувств, формирование эстетического интереса); научный подход (рациональное мышление, критический подход к формулированию вопросов/задач, смелость в освоении нового); умение учиться (обучение в радость, эффективное обучение, внимание к самооценке, работа с информацией и смыслами), здоровый образ жизни (признание жизни как ценности, ориентация на целостность личности, управление собой); принятие ответственности (общественная ответственность, национальная идентичность, понимание международного контекста); инновацион-ность и практичность (ценность работы, решение проблем, владение прикладными технологиями) [6]. Целью преобразований в образовательной системе Китая является усвоение компетенций, которое идет в процессе обучения от «предметных знаний до развития мировоззрения и характера» в зависимости от условий, контекста обучения и его структуры. Структура обновленного учебного плана базируется на межпредметных концепциях, темах и процессах, а методики обучения по ключевым предметам меняются в сторону практически ориентированных (например, при изучении технологии обучение идет через проекты, дизайн-ориентированное обучение).

В Корее ученые в XXI веке разработали для реформы системы общего образования новую программу, в которую включили шесть ключевых сквозных «компетенций XXI века»: управление собой, работа со знаниями и информацией, креативное мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность [6].

Целью данной программы является целостное формирование образованного человека, креативного, культурного, способного управлять собой и живущего в гармонии с окружающими и целым миром, обладающего этическими, демократическими и гражданскими установками. Внедрению новой программы национального общего образования (2017 г.) способствуют усовершенствованные методики оценки результатов обучения, переподготовка руководства образованием и учителей, популяризация реформы общего образования, обмен опытом, открытие официального сайта информационного центра по Национальной учебной программе.

Россия в начале XXI века так же, как и другие передовые страны, идет по пути разработки и внедрения компетенций в систему образования [7; 8]. Компетенция - это не только отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [9, с. 55-56]. Для ученика компетенция отражает предметно-деятельностную составляющую общего образования и призвана обеспечивать комплексное движение его к цели. Для решения этой задачи предприни-

мается в настоящее время глубокое внедрение в систему образования универсальных компетенций.

В России основным результатом деятельности образовательной организации должны быть не знания, умения, навыки сами по себе, а набор ключевых компетенций в различных видах деятельности. Ученые выделяют признаки таких ключевых компетенций: универсальные средства, инструменты, а именно способы, методы, приемы, достижения человеком значимых для него целей и результатов. Такими ключевыми компетенциями каждый ученик должен в той или иной степени овладеть; ключевые компетенции позволяют человеку достичь определенных результатов в решении проблемных ситуаций, справляться с ними одному или в сотрудничестве с другими, когда перечня необходимых средств нет. Набор ключевых компетенций определяется на основе социологических исследований, общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в определенное время; ключевые компетенции выбираются на основе признанных в обществе прав человека, демократических ценностей и целей развития общества. Ключевые компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

Новой реальностью для современного рынка труда являются современные «тренды» (геополитические, демографические и технологические), что затрудняет будущих работников, ставит их в неопределенность в обновляющихся требованиях. Современный рынок труда отличается особой сложностью, в его основу уже прочно вошли алгоритмы и компьютерные решения, но он ищет «человечного» работника со сложившейся устойчивой системой творческих, культурных, индивидуальных и коллективных ценностей и сформированными универсальными компетенциями XXI века.

В целевой модели компетенций 2025, предложенной российскими учеными, особое внимание уделяется навыкам: когнитивным (саморазвитие, организованность, управление, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность), социально-поведенческим (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие) и цифровым (создание систем, управление информацией) [10].

Для решения повседневных и профессиональных задач в проекте Высшей школы экономики (Россия) обращается внимание на следующие ключевые компетенции: связанные с мышлением (критическое и креативное мышление), связанные со взаимодействием с другими (коммуникация, кооперация), связанные со взаимодействием с собой (умение учиться, саморегулирование, самоорганизация). Но главный признак новизны предложенного проекта заключается в новых типах грамотности, которые прослеживаются в отраслевой (финансовая, медицинская, экологическая и др.), базовой когнитивной (читательская, математическая, цифровая, информационная) и некогнитивной (управление телом, управление эмоциями) грамотности. Планируемый результат данного проекта - целостный «сложный» человек, адаптирующийся, обучающийся, принимающий ответственность, активный. Новая грамотность понимается как сущность такого человека (видит и виден, слышит и слышим) [11].

Подводя итоги, следует отметить, что ключевые компетенции в образовательных системах европейских стран сконцентрированы преимущественно на профессиональной

подготовке, а в профессиональной деятельности требуется выполнение особых функций и трудовых усилий для достижения необходимого результата.

Реализация компетентностного подхода в азиатских странах связана прежде всего с целостным развитием человека, - образованного, культурного, умеющего жить в гармонии с окружающим миром, что говорит о более развернутом и широком влиянии системы образования на подготовку к трудовой деятельности и жизни человека в обществе.

Можно сделать вывод о том, что многие исследователи сходятся в мнении о наиболее актуальных (ключевых) компетенциях для недавних выпускников общего и высшего образования и молодых специалистов - поиск и эффективное использование информации, решение и устранение проблем и принятие решений, эффективная работа в команде, лидерство, эффективная коммуникация, аналитическое и критическое мышление и др., что обеспечило бы им эффективное выполнение профессиональной деятельности на рабочем месте.

Российский опыт внедрения компетентностного подхода в систему образования в начале XXI века также свидетельствует об актуальности формирования универсальных ключевых компетенций. В практике отечественной системы образования особое внимание уделяется когнитивным, социально-поведенческим и цифровым навыкам для решения человеком повседневных и профессиональных задач, что свидетельствует о том, что данные ключевые компетенции тесно связаны с мышлением, гармоничным взаимодействием с собой и другими, новой грамотностью в формировании целостного человека.

1. Подольский О. А., Погожина В. А. Ключевые компетенции выпускников и молодых специалистов при приеме на работу // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 96-103.

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАТОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассматриваются вопросы обучения магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Медиация в системе образования», использование возможностей информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения в рамках учебного курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, медиация в образовательном учреждении, сервисы образования, онлайн-анкетирование, мультимедиа, web-сайт.

2. Кузьмин Е. Я. Рынок труда и профессий для молодых специалистов: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 138-141.

3. Васютина Н. Ю. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. URL: 11йр://открытыйу-рок.рф/статьи/581708/ (дата обращения: 15.02.2018).

4. Черноглазова Л. С. Профессионализм как фактор оптимизации профилактической деятельности специалистов социальной сферы // Вестник Приднестровского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 1(46). С. 71-79.

5. Компетенции 21 века в национальных стандартах школьного образования. Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». Сентябрь 2017. URL: https://vbudushee.ru/files/ 4countrycases_1.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

6. American Management Association. Critical Skills Survey. URL: p21.org/storage/documents/Critical Skills Survey Executive Summary.pdf (дата обращения 15.02.2018).

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

8. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.

9. Цуканова Н. Е., Вертакова Ю. В. Формирование компетенций специалистов как результат качества образовательной деятельности // Известия Курского государственного технического университета. 2009. № 1(26). С. 55-60.

10. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http:// d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_ tcm26-175469.pdf (дата обращения: 15.02.2018).

11. Ключевые компетенции и новая грамотность. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/ (дата обращения: 15.02.2018).

© Бакшеева З. К., Строгова Н. Е., 2018

О. В. Воронина O. V. Voronina

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE MEDIATOR IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues of training of masters in the direction of training "Pedagogical education" on the profile of "Mediation in the system of educational" for the use of information and communication technologies in the professional activity of the mediator of an educational institution in the framework of the training course "Information technologies in professional activity".

Keywords: information and communication technologies, mediation in educational institution, education services, online survey, multimedia, web-site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.