УДК 377.1
E. C. Давиденко, Н. Л. Байдикова
Давиденко E. C., кандидат педагогических наук, доцент;
доцент Института лингвистического и педагогического образования,
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; e-maiL: [email protected]
Байдикова Н.Л., кандидат педагогических наук, доцент;
доцент Института лингвистического и педагогического образования,
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»;
e-maiL: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается понятие «универсальные компетенции», обосновывается необходимость их формирования у студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности, предлагаются способы их развития при обучении иностранному языку. Для определения основных групп универсальных компетенций авторами статьи был проведен анализ отечественных и зарубежных образовательных документов, содержащих требования к уровню подготовки молодых специалистов. Сравнительный анализ позволил определить четыре основные группы универсальных компетенций. Для формирования когнитивных и социальных групп универсальных компетенций при обучении иностранному языку в вузе рекомендуется соблюдать дидактический принцип сознательности, опираться на личностно-деятельностный подход, использовать технологии проблемного обучения, применять интерактивные формы обучения. Для формирования и развития личностных компетенций рекомендуется тщательный отбор учебных материалов, которые должны способствовать воспитанию студентов и иметь проблемный характер. Использование разнообразных компьютерных программ при обучении ИЯ позволяет развить ИКТ-компетенции.
Ключевые слова: универсальные компетенции; когнитивные и метакогнитив-ные компетенции; компетенции коммуникации и социального взаимодействия; личностные компетенции; ИКТ-компетенции.
E. S. Davidenko, N. L. Baydikova
Davidenko E. S., PhD (Pedagogy), Associate Professor;
Associate Professor of the Institute of Linguistic and PedagogicaL Education, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy (MIET); e-maiL: [email protected]
Baydikova N. L., PhD (Pedagogy), Associate Professor;
Associate Professor of the Institute of Linguistic and PedagogicaL Education, NationaL Research University of ELectronic TechnoLogy (MIET); e-maiL: [email protected]
UNIVERSAL COMPETENCES DEVELOPMENT AT UNIVERSITY EFL CLASSES
The paper discusses the concept of "universal, competences" necessary for modern university graduates, as weLL as methods of their development when teaching a foreign Language. To identify the main groups of universaL competences, the authors use comparative anaLysis of the Russian FederaL State EducationaL Standards of Higher Education of the third generation and some foreign educationaL documents which List the competences that shouLd be buiLt whiLe training young professionaLs. The comparative anaLysis carried out by the authors made it possibLe to identify four main groups of universaL competencies. To deveLop cognitive and sociaL interaction groups of universaL competences when teaching a foreign Language in a university, it is proposed to use consciousness-based education, the Learner centred approach, the technoLogy of probLem-based Learning and interactive forms of Learning. The deveLopment of personaL competences is faciLitated by the instructive and probLematic character of the foreign Language materiaLs used in the cLassroom. The use of a variety of computer programs in EFL teaching can contribute to the buiLding of ICT competences.
Key words: universaL competences; cognitive and metacognitive competences; communication and sociaL interaction competences; personaL competences; ICT competences.
Введение
Вопросы поиска путей повышения конкурентоспособности (как интегративного показателя профессиональной подготовки) выпускников вузов на рынке труда всё больше интересуют ученых, работодателей и преподавателей вузов. Повышению конкурентоспособности субъектов образовательного процесса способствует интернационализация образования, в частности, в области лингвистической подготовки специалистов.
Понятие «интернационализация образования», появившееся в 90-е годы прошлого века трактуется исследователями по-разному. Чаще всего под интернационализацией высшего лингвистического образования понимают студенческую и преподавательскую мобильность, преподавание ряда предметов на английском языке, развитие международных программ, практику «двойных дипломов». Успешность решения проблем интернационализации лингвистического образования зависит от результатов целого ряда теоретических и практических исследований, связанных с изучением отдельных вопросов
этих проблем. К таким вопросам относится, например, определение номенклатуры компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов, чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке труда. Приобретение этих компетенций является важным как для выпускников лингвистических направлений подготовки при осуществлении переводческой и преподавательской деятельности, так и для выпускников нелингвистических вузов (в том числе и технических направлений подготовки) при осуществлении профессиональной коммуникации на иностранном языке.
Авторы настоящей статьи ставят целью на основе анализа отечественных и зарубежных образовательных документов определить базовый список универсальных компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, и предложить способы их формирования при обучении иностранному языку (ИЯ).
Компетентностный подход к проектированию целей обучения
В настоящее время обязательные требования к результатам освоения образовательных программ в вузах закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах последнего поколения соответствующих направлений подготовки, разработанных с учетом профессиональных стандартов [ФГОС ВО 3++]. В основе образовательного процесса, осуществляемого по этим стандартам, лежит ком-петентностный подход.
Вслед за И. А. Зимней [Зимняя 2009], под компетентностью мы понимаем формируемый в образовательном процессе интегративный результат, а под компетенцией - его целевую основу, нормативное требование, определенное в том или другом программном документе, например, в ФГОС ВО. Следовательно, компетентностный подход к проектированию целей обучения подразумевает определение круга компетенций, которые должны привести к формированию компетентно стей в структуре личности студента. При этом следует подчеркнуть, что компетенция имеет непростую структуру. Она предполагает определенные знания, навыки, умения и необходимые для их воплощения свойства личности. Исследователи Р. Н. Азарова и Н. М. Золотарева трактуют ее как «способность применять знания,
умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [Азарова, Золотарева 2010, с. 16].
Универсальные компетенции в российских образовательных стандартах
Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников российского вуза, подразделены в ФГОС ВО 3++ на универсальные (УК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Набор универсальных компетенций полностью совпадает в стандартах всех технических направлений подготовки бакалавров и включает восемь групп компетенций [Федеральные государственные образовательные стандарты 2018]:
• УК-1. Системное и критическое мышление
• УК-2. Разработка и реализация проектов
• УК-3. Командная работа и лидерство
• УК-4. Коммуникация
• УК-5. Межкультурное взаимодействие
• УК-6. Самоорганизация и саморазвитие
• УК-7. Здоровьесбережение
• УК-8. Безопасность жизнедеятельности.
Такие же УК предусматриваются и в стандартах для лингвистических и педагогических направлений подготовки (44.00.00 «Образование и педагогические науки», 45.00.00 «Языкознание и литературоведение») [там же].
Универсальные компетенции в зарубежных образовательных документах
В различных зарубежных документах, в которых обозначены требования к уровню подготовки молодых специалистов, также перечисляются компетенции, необходимые выпускнику вуза для успешной деятельности в современном мире.
Например, в документе Совета Европы об изучении иностранного языка, обучении ему и об оценке компетенций владения иностранным языком (2001) отмечается, что изучение и использование языка развивает у обучающихся не только коммуникативные, но и общие компетенции. Общие компетенции обеспечивают любую деятельность, в том числе и коммуникативную, и включают знания (эмпирические
и академические), умения и ноу-хау, экзистенциальную компетенцию (совокупность индивидуальных характеристик человека, черт характера, взглядов, представлений о себе и об окружающих, готовность к социальному взаимодействию), а также способность учиться (умение и желание открывать для себя другое - будь то другой язык, культура, новые люди или области знания) [Общеевропейские компетенции ... 2001-2003].
В некоторых зарубежных образовательных документах используется термин «skills», подразумевающий знания, навыки, умения, мастерство, квалификацию и соответствующий понятию «компетенция». В частности, выражение «hard skills» обозначает профессиональные компетенции, а термин «soft skills» - общие, универсальные, надпрофессиональные, метапредметные, социальные, личностные компетенции. Согласно данным ряда исследований, именно от высокого уровня сформированности универсальных компетенций зависит успех выпускников в их профессиональной сфере [Klaus 2010].
В целом ряде зарубежных работ, касающихся бизнеса, науки, культуры и образования термин «компетенции», без которых нельзя обойтись в современном мире, называют также термином «21st century skills» («компетенции XXI века»). Чтобы быть востребованным специалистом, необходимо иметь не только профессиональные компетенции, но и универсальные компетенции, помогающие человеку определить свое место в жизни, реализовать свои жизненные цели, адаптироваться к меняющимся условиям. Современного профессионала отличает наличие у него способности мыслить критически и творчески подходить к делу, проявлять инициативность и ответственность, способность к работе в команде и т. п.
Рассмотрим некоторые из зарубежных образовательных документов более подробно.
Так, ЮНЕСКО, в сотрудничестве с партнерами, разработало документ, содержащий инструментарий диагностики качества общего образования [General Education System URL]. В этом документе приводятся перечни ключевых компетенций, которые заявлены в качестве приоритетов образовательной политики в таких странах, как Великобритания (Северная Ирландия и Шотландия), Норвегия, Австралия, Индонезия, Сингапур, Намибия и ЮАР [Examples of countries' definitions of key/core competencies].
Перечни не представляют собой упорядоченные классификации и отличаются друг от друга по количеству пунктов (от трех до десяти), а также степенью их детализации. Кроме того, наблюдается отсутствие единства терминологии. Но даже беглый взгляд на данные списки ключевых компетенций позволяет выявить наиболее часто встречающиеся целевые установки. Например, в пяти перечнях из восьми встречаются коммуникативные навыки (социальное взаимодействие, работа в команде, сотрудничество), компетенции, связанные с когнитивной сферой (критическое мышление, решение проблем), умения пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, личностные качества / черты характера.
Некоммерческая международная организация «Центр перепроектирования учебных программ» (Center for Curriculum Redesign) предложила свою модель образования в XXI веке, включающую четыре измерения [Fadel 2015]:
1) знания (что мы знаем и понимаем);
2) навыки (как мы используем то, что знаем): креативность, критическое мышление, коммуникация, сотрудничество;
3) характер (как мы ведем себя и позиционируем себя в мире): сознательность, смелость, способность быстро восстанавливаться, моральные качества, лидерство;
4) метаобучение (рефлексия и саморегуляция в обучении)1.
Таким образом, авторы указанного документа выделили компоненты ключевых компетенций, необходимых образованному человеку в XXI веке.
Швейцарская организация «Всемирный экономический форум», в 2015 году на своей странице в Интернете опубликовала отчет «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий» [New Vision for Education]. В этом документе на основе анализа научной литературы и информации о ситуации в образовании примерно в ста странах мира констатируется наличие существенного разрыва между запросами современного рынка и уровнем развития у молодежи необходимых качеств, названных «компетенциями XXI века». Авторы документа выделяют три основные группы компетенций (на базе рассматриваемых ими 16 компетенций),
1 Четыре измерения Фаделя предлагаются в нашем переводе.
необходимых современному специалисту для достижения успеха в экономике инновационного типа.
I. Базовые компетенции для решения повседневных задач:
1) умения чтения и письма;
2) математическая грамотность;
3) естественнонаучная грамотность;
4) ИКТ-грамотность;
5) финансовая грамотность;
6) культурная и гражданская грамотность.
II. Компетенции для решения более сложных,
нетипичных задач:
7) критическое мышление;
8) креативность;
9) умение общаться;
10) умение работать в команде.
III. Личностные качества для адаптации в мире:
11) любознательность;
12) инициативность;
13) настойчивость;
14) способность адаптироваться;
15) лидерские качества;
16) социальная и культурная грамотность [Луо, Бутенко 2015, с. 78-79].
Согласно документу Всемирного экономического форума «Будущее трудовой деятельности: занятость, компетенции и карьерная стратегия в условиях четвертой промышленной революции» [The future of jobs ... URL], мы живем в эпоху, когда новые технологии стремительно меняют мир и требования к рабочей силе. В связи с этим, в 2016 году на Всемирном экономическом форуме на основании опроса мнения экспертов был составлен перечень из 10 компетенций, которые будут актуальны в 2020 году [The 10 skills you need ... URL]:
1) комплексный подход к решению проблем (complex problem
solving);
2) критическое мышление (critical thinking);
3) креативность (creativity);
4) умение управлять людьми (people management);
5) умения взаимодействия (coordinating with others);
6) эмоциональный интеллект (emotional intelligence);
7) умение формулировать собственное мнение и принимать решения (judgment and decision-making);
8) клиентоориентированность (service orientation);
9) умение вести переговоры (negotiation);
10) когнитивная гибкость (cognitive flexibility).
Основные группы универсальных компетенций
На основании проведенного нами анализа образовательных документов предлагаем выделить следующие четыре основные группы универсальных компетенций:
1) когнитивные / познавательные и метакогнитивные компетенции;
2) компетенции коммуникации и социального взаимодействия;
3) личностные компетенции;
4) ИКТ-компетенции.
Все универсальные компетенции, обозначенные в ФГОС ВО 3++, отражены в предлагаемой нами классификации (см. табл. 1).
Таблица 1
Компонентный состав универсальных компетенций, формируемых в вузе
№ Группы универсальных компетенций Компоненты
1. Когнитивные / познавательные и метакогнитивные / метапознавательные компетенции УК-1. Системное и критическое мышление УК-2. Разработка и реализация проектов Умение учиться Креативность Рефлексия, саморегуляция и самоорганизация в обучении Умение формулировать собственное мнение и принимать решения
2. Компетенции коммуникации и социального взаимодействия УК-3. Командная работа и лидерство УК-4. Коммуникация УК-5. Межкультурное взаимодействие Умение сотрудничать с людьми
№ Группы универсальных компетенций Компоненты
3. Личностные компетенции УК-6. Самоорганизация и саморазвитие УК-7. Здоровьесбережение УК-8. Безопасность жизнедеятельности Моральные качества Эмоциональный интеллект Культурная и гражданская грамотность
4. ИКТ-компетенции Умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями
Универсальные компетенции в таблице помечены кодом УК и дополнены некоторыми компетенциями, заимствованными нами из зарубежных источников. Если в отечественных ФГОС ВО 3++ умение использовать современные информационно-коммуникационные технологии рассматривается как одна из общепрофессиональных компетенций (ОПК) или как одна из профессиональных компетенций (ПК) в зависимости от направления подготовки, то в зарубежных документах ИКТ-компетенция считается одной из универсальных компетенций. На наш взгляд, ИКТ-компетенцию следует отнести к универсальным.
Проведенное изучение образовательных документов показало, что универсальные компетенции ФГОС ВО 3++ согласуются с ключевыми компетенциями, выделенными в зарубежных источниках. Считаем, что выявленные универсальные компетенции необходимо формировать у студентов вузов (независимо от направления подготовки) при обучении всем дисциплинам, в том числе и при обучении ИЯ. Рассмотрим далее возможности формирования УК на занятиях по иностранному языку.
Формирование универсальных компетенций на занятиях по иностранному языку в вузе
Для формирования когнитивных и метакогнитивных компетенций необходимо прежде всего опираться на один из ведущих дидактических принципов - на принцип сознательности обучения,
который предусматривает сознательное, рефлексивное отношение обучающихся к процессу изучения иностранного языка и предполагает такую преподавательскую деятельность, которая развивает
у студентов самостоятельность и творческий подход к учению, а также потребность в самообразовании и самовоспитании.
Личностно-деятельностный подход в обучении ИЯ также предполагает развитие когнитивных и метакогнитивных компетенций студентов. Как отмечает И. П. Павлова, «в рамках личностно-деятельност-ного подхода учебная деятельность рассматривается как взаимодействие между преподавателем и студентами и между студентами; сами студенты (учащиеся) считаются субъектами этой деятельности, изучая и усваивая учебный предмет, в том числе и иностранный язык, а преподаватель (учитель) становится их помощником, постепенно передавая им управление учебным процессом. Это усиливает их самостоятельность, а главная задача преподавателя (учителя) состоит в том, чтобы научить их учиться, в том числе и иностранному языку как средству общения и познания. Достижение целей обучения осуществляется в результате сотрудничества между студентами и преподавателем и между самими студентами» [Павлова 2016, с. 47].
Используемая в обучении ИЯ технология проблемного обучения также способствует развитию у студентов когнитивных и мета-когнитивных компетенций. Способ изучения языка «снизу вверх», когда преподаватель намеренно не разъясняет правила, а предлагает студентам самостоятельно исследовать факты языка, используя, например, корпусы текстов, побуждают студентов к непосредственному познанию действительности, к самостоятельному разрешению проблем и приводят их к собственным открытиям.
Необходимость формирования у студентов компетенций коммуникации и социального взаимодействия нередко недооценивается преподавателями ИЯ. Такие виды деятельности, как тренинги по развитию у них мотивации, их способности к лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций часто отдаются в вузах на откуп органам студенческого самоуправления. Но обучение студентов социальному взаимодействию может быть организовано в ходе учебного процесса по иностранному языку, поэтому на занятиях по иностранному языку рекомендуется применять следующие интерактивные формы обучения: дискуссии, кейсы, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры), разработки проектов, тренинги. Данные формы учебной работы позволяют поддерживать у студентов навыки командной работы, межличностного взаимодействия и сотрудничества [Байдикова, Давиденко 2018].
Для формирования личностных компетенций на занятиях по иностранному языку прежде всего следует использовать возможности, заложенные в самом содержании данной дисциплины, например, при работе с аутентичными иноязычными текстами. При выборе учебного текста следует учитывать его характеристики. Текст должен быть:
- интересным для молодых людей, отражать тенденции развития современного мира;
- иметь воспитательный потенциал и являться гуманистическим по содержанию;
- предоставлять возможности для обсуждения проблем.
Формирование ИКТ-компетенции на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку в вузе сегодня обеспечивается широкими возможностями программных средств и разработанных на основе их применения лингводидактических технологий обучения. Компьютерные программы по отработке лексического и грамматического материала, презентации, онлайн-тесты, подка-сты и видеоролики - вот далеко не полный перечень современного арсенала, имеющегося сегодня в распоряжении преподавателя ИЯ. Кроме того, уже разработаны системы обучения ИЯ, базирующиеся на использовании ИКТ. Например, М. Г. Евдокимова предлагает информационно-коммуникационную технологию формирования иноязычных профессиональных компетенций на базе проектного метода и системы программно-аппаратных средств обучения иностранным языкам [Евдокимова 2017]. В ходе формирования этих компетенций возможно одновременное формирование и универсальных компетенций.
Условия и приемы формирования вышеупомянутых основных групп универсальных компетенций представлены нами в таблице 2.
Таблица 2
Формирование УК на занятиях по иностранному языку в вузе
№ Группы универсальных компетенций Условия и приемы формирования УК
1. Когнитивные / познавательные и метакогнитивные / метапознава-тельные компетенции Дидактический принцип сознательности обучения. Личностно-деятельностный подход к обучению ИЯ. Технология проблемного обучения.
№ Группы универсальных компетенций Условия и приемы формирования УК
2. Компетенции коммуникации и социального взаимодействия Интерактивные формы обучения: дискуссии, кейсы, обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры), проектное обучение, элементы тренингов.
3. Личностные компетенции Содержание учебного материала при обучении ИЯ (современное, воспитывающее, проблемное).
4. ИКТ-компетенции Компьютерные программы по отработке лексического и грамматического материала, презентации, онлайн-тесты, подкасты, видеоролики и т. д.
Заключение
Таким образом, преподавателю ИЯ в современном вузе следует целенаправленно формировать у студентов универсальные компетенции, которые представлены нами в статье в виде четырех основных групп компетенций и отражены в таблицах 1 и 2.
Считаем, что преподавателям не следует подчинять учебный процесс исключительно только работе над языковыми и речевыми умениями, они не должны воспринимать необходимость интеграции формирования УК в учебный процесс как задачу, отвлекающую от академических целей. Осознание преподавателями ИЯ необходимости специального формирования у студентов высшей школы перечисленных в таблицах основных групп универсальных компетенций и разработка для этого соответствующей методики станут важным шагом в достижении качественного обучения иностранным языкам. Безусловно, это будет способствовать тому, что выпускники вузов смогут достойно выдержать конкуренцию на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Азарова Р. Н., Золотарева Н. М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. 52 с. URL : fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325222633. pdf
Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типологические особенности личности (экстраверсия / интроверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). C. 155-163. Евдокимова М. Г. Инновационная система профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М. : БИБЛИО-ГЛОБУС, 2017. 436 с. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14. Луо М. Э., Бутенко В., Полунин К. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий // Образовательная политика. 2015. № 2 (68). C. 72-110. URL : elibrary.ru/ download/elibrary_ 26029218_99145486.pdf Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург : Cambridge University Press, 2001 ; М. : МГЛУ, 2003. 256 с.
Павлова И. П. Принципы обучения иностранному языку: современная интерпретация // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2016. Вып. 14 (753). C. 45-63. URL : libranet.linguanet. ru/prk/Vest/14_753.pdf Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3 ++. URL: fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 Examples of countries' definitions of key/core competencies. URL : www.ibe.unes-co.org/en/geqaf/annexes/technical-notes/examples-countries'-definitions-keycore-competencies Fadel Ch. Redesigning the Curriculum for a 21st Century Education The CCR Foundational White Paper. 2015. URL : curriculumredesign.org/wp-content/ uploads/CCR-FoundationalPaper-Updated-Jan2016.pdf General Education System Quality Analysis / Diagnosis Framework (GEQAF). URL : www.ibe.unesco.org/en/general-education-system-quality-analysis diagnosis-framework-geqaf Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1-9. URL : connection.ebscohost.com/c/articles/52911024/communication-breakdown
New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology. URL : www3.
weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. URL : www. weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/
The future of jobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution. URL : www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs. pdf
REFERENCES
Azarova R. N., Zolotareva N. M. Razrabotka pasporta kompetencii: Metodicheskie rekomendacii dlja organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepoda-vatel'skih kollektivov vuzov. M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov: Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2010. 52 s. URL : fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325222633.pdf Bajdikova N. L., Davidenko E. S. Tipologicheskie osobennosti lichnosti (jekstra-versija / introversija) v kontekste lichnostno orientirovannogo obuchenija studentov nejazykovyh vuzov inostrannomu jazyku // Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 2 (796). C. 155-163. Evdokimova M. G. Innovacionnaja sistema professional'no orientirovannogo obuchenija inostrannym jazykam v nejazykovom vuze. M. : BIBLIO-GLOBUS, 2017. 436 s.
Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija //
Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 2. S. 7-14. Luo M.Je., Butenko V., Polunin K. Novyjvzgljad na obrazovanie :raskryvajapotencial obrazovatel'nyh tehnologij // Obrazovatel'naja politika. 2015. № 2 (68). C. 72-110. URL : elibrary.ru/ download/elibrary_ 26029218_99145486.pdf Obshheevropejskie kompetencii vladenija inostrannym jazykom: izuchenie, obuchenie, ocenka. Strasburg : Cambridge University Press, 2001 ; M. : MGLU, 2003. 256 s. Pavlova I. P. Principy obuchenija inostrannomu jazyku: sovremennaja inter-pretacija // Vestnik MGLU. 2016. Vyp. 14 (753). C. 45-63. URL : libranet. linguanet.ru/prk/Vest/14_753.pdf Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovanija 3 ++.
URL : fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 Examples of countries' definitions of key/core competencies. URL : www.ibe.unes-co.org/en/geqaf/annexes/technical-notes/examples-countries'-definitions-keycore-competencies Fadel Ch. Redesigning the Curriculum for a 21st Century Education The CCR Foundational White Paper. 2015. URL: http://curriculumredesign.org/wp-content/uploads/CCR-FoundationalPaper-Updated-Jan2016.pdf General Education System Quality Analysis / Diagnosis Framework (GEQAF). URL : www.ibe.unesco.org/en/general-education-system-quality-analysis diagnosis-framework-geqaf
Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1-9. URL : connection.ebscohost.com/c/articles/52911024/communication-breakdown
New Vision for Education: Unlocking the Potential of Technology. URL : www3.
weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. URL : www. weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ The future of jobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution. URL : www3.weforum.org/docs/WEF_ Future_of_Jobs. pdf