УДК 371.3 ББК 74.489
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
I Н.Ю. Королева
52
Аннотация. В работе приводятся некоторые аспекты процессов виртуализации современного образовательного процесса: трансформация предметных сред в электронные интерпретации виртуальных сред обучения как интерпретаций методических теорий; актуальность понятия «информационно-коммуникационно-технологическая компетентность». В статье обосновывается необходимость формирования у магистрантов направления «.Педагогическое образование» готовности к использованию современных программных решений сетевых технологий в своей профессиональной деятельности в условиях виртуализации образовательной среды для реализации методик обучения предмету. В качестве решения возникающей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов в работе описывается курс по выбору для магистрантов «Сетевые сервисы в деятельности педагога».
Ключевые слова: виртуализация образовательного процесса, готовность педагога к деятельности в условиях виртуальной образовательной среды, социальные сетевые сервисы.
DEVELOPMENT OF READINESS OF MASTER'S DEGREE STUDENTS IN "PEDAGOGCIAL EDUCATION" FIELD TO OPERATION IN VIRTUAL LEARNING ENVIRONMENT
I N.Yu. Koroleva
Abstract. The article presents some aspects of processes of virtualization of contemporary educational process: transformation of subject environments into electronic interpretations of virtual learning environments as interpretations of methodological theories; relevance of the content "informational-communicational-technological competence". The article elaborates on the
necessity to develop the readiness to use contemporary program solutions for network technologies in students' professional activities under the conditions of virtualization of learning environment and for the implementation of methodologies for subject teaching. As a solution for the arising task of professional training of future specialists the article provides the optional course for master's degree students "Networking Services in Teaching Activities".
Keywords: virtualization of educational process, teacher's readiness to operation in virtual educational environment, social networking services.
Одной из наиболее характерных особенностей современного информационного общества, как глобальной системы, является лавинообразное нарастание процесса его виртуализации. Современное виртуальное пространство становится пространством не только общества, науки, но и системы образования. Виртуальные университеты, дистанционное образование, мобильные электронные школы1, видеосвязь и т.д. — все это становится обыденным делом и влечет за собой целый ряд последствий, которые еще не осмыслены в полном объеме, но уже в той или иной мере учитываются в перспективах развития современной российской системы образования как на уровне общего, так и профессионального [1—4; 6—9].
Процесс виртуализации образования, по мнению Ю.Б. Рубина и А.А. Андреева, объективен, закономерен и обусловлен рядом факторов — это: (1) потребности работодателей на макро- (государство, фирмы и т.д.) и микро- (конкретные личности) уровне; (2) стремительное развитие телекоммуникационных и информационных систем, которые открывают но-
вые дидактические и управленческие возможности для совершенствования системы образования; (3) внутренние потребности самой системы образования, связанные с обеспечением широким слоям населения качественного, доступного, мобильного, фундаментального образования; (4) политические инициативы; (5) инновационная деятельность в сфере бизнеса; и др. И, по мнению этих ученых, виртуализация образования может рассматриваться как объективный процесс движения от очного через дистанционное к виртуальному образованию, которое вбирает в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения образования 53 и должно быть адекватно нарождающемуся российскому информационному обществу [5].
Виртуализация образования и, в частности, образовательных сред и образовательного процесса, безусловно, актуализирует межпарадиг-мальный подход к созданию и реализации различных интерпретаций методических теорий. Именно меж-парадигмальный подход, рассматриваемый в работе [6] как: (1) исследовательская методология, базовым
1 Мобильное электронное образование. — URL: http://mob-edu.ru/blog/articles/ smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/
54
методом которой является философский метод гуманитарного познания — межпарадигмальная рефлексия; (2) теория концептуального моделирования педагогических систем и образовательных процессов, «объединяющая» знания и достижения различных образовательных парадигм и использующая философские, формально-логические и математические парадигмы для «порождения» новых методических теорий; (3) теоретическая основа для педагогического проектирования и реализации учебного процесса, рассматриваемого в контексте взаимосвязанной совокупности целей, содержания, методов и средств обучения, исходя из основных положений различных образовательных парадигм и подходов к организации учебного процесса позволит в полной мере обоснованно, качественно и эффективно реализовать качественные образовательные среды и эффективный образовательный процесс в условиях глобальной виртуализации образования.
Нельзя не отметить, что виртуализация образовательных сред открывает простор для реализации сетевых моделей в образовании. Тенденция перехода образовательных структур на сетевую модель рассмотрена в работе С.Д. Каракозова и К.Г. Митрофанова, где сказано, что «одним из путей реализации задачи доступности и достижения качества образования является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями (организациями)» [7, с. 181]. Технологически сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями в условиях виртуализации образования на уровне организации учебного
процесса может быть реализовано на основе дистанционных образовательных технологий, информационно-образовательных систем и виртуальных сред обучения различным учебным дисциплинам [8; 9].
Тем не менее, надо отметить, что если под процессом обучения понимать процесс формирования у обучаемого некоторой системы знаний, умений и навыков деятельности в определенных ситуациях, то, по мнению В.С. Ефимова, можно говорить о том, что виртуальность является одним из его основополагающих принципов. Обращение к воображению обучаемого как к механизму порождения виртуального мира (образа, ситуации) происходит в данном случае повсеместно [10].
С технологической точки зрения, виртуальное обучение представляет собой закономерное развитие методов использования средств ИКТ в системе образования, которое, в большей мере выступает средством интенсификации учебного процесса. Современная технологическая база (средства информационно-коммуникационных технологий во всей совокупности аппаратных, программных и информационных решений) позволяет превратить совокупные знания, которыми располагают образовательные учреждения, в виртуальный ресурс, доступный обучаемому в любое время, в любом месте.
С педагогической точки зрения, можно говорить о том, что традиционные среды обучения учебным предметам трансформируются в виртуальные предметные среды, представляющие собой некоторые (конкретные) интерпретации методических систем обучения предметам или
виртуальные среды обучения предметам, под которыми, без учета средств их реализации, можно понимать конкретные реализации методических теорий на практике [11].
Процесс формирования электронных интерпретаций виртуальной среды обучения предмету, на наш взгляд, состоит из четырех этапов:
(1) — порождение виртуальной предметной среды из предметной области;
(2) — погружение виртуальной предметной среды в методическую науку;
(3) — формирование виртуальной среды обучения предмету; (4) — порождение электронных интерпретаций виртуальной среды обучения предмету.
Необходимым условием трансформации виртуальной предметной среды в виртуальную среду обучения предмету является адекватное отражение модели профессиональной деятельности специалиста предметной области в учебных задачах содержания обучения, решаемых с использованием виртуальной среды обучения предмету. Это, на наш взгляд, главный методический аспект, который надо учитывать при построении и выборе виртуальной среды обучения предмету в качестве современной интерпретации МСО. Данное условие обеспечит реализацию деятельностного подхода в образовательной практике и будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущего специалиста, способного решать практические задачи, возникающие в профессиональной деятельности данной предметной области. Более того, реализация указанного выше условия будет способствовать сокращению разрыва между научным познанием, основанным на широком
использовании современных информационно-коммуникационных технологий, имеющем место в самой науке, и учебным познанием, реализуемым посредством виртуальной среды обучения предмету [12].
Исследования авторов в области виртуализации совокупного знания привели к созданию организационной формы, получившей название виртуального учебного пространства (ВУП), которая, по их мнению, объединяет знания в систему по предметно-модульному принципу: он наиболее подходит для образования системы, превращающей знания в виртуальный ресурс с точки зрения его контекста [10].
Современная технологическая система виртуального обучения, как правило, включает такие подсистемы, как: (а) Средства обучения: виртуальные (миры, симуляторы, библиотеки и др.) и виртуализованные (аудио, видео, обучающие системы и др.); (б) Средства виртуального педагогического общения (соответствующие средства ИКТ); (в) Организационные формы проведения учебных 55 занятий: виртуализированные (традиционные) и виртуальные (инновационные); (г) Методическая среда, характеризующаяся методами активного обучения [5].
С технологической точки зрения, любая виртуальная среда обучения представляет собой интегрированное использование средств информационно-коммуникационных и сетевых технологий в целях обучения и образования. Причем, использование самих ИКТ-средств выступает не самоцелью, а лишь средством интенсификации учебного процесса. И именно современная технологическая ба-
56
за ИКТ-средств в настоящее время позволяет превратить совокупные знания, которыми располагают образовательные учреждения, в виртуальные ресурсы, доступные обучаемому в любое время, в любом месте и в любом контексте, определяемом самим обучаемым.
Для успешной педагогической деятельности в условиях виртуализации образовательных сред педагог — выпускник вуза должен обладать рядом профессиональных компетенций, приведенных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС-3). Основу профессиональной компетентности, согласно работам А.К. Марковой, составляет профессиональная готовность. Именно на ее основе развивается профессиональная компетентность будущего специалиста. Отметим, что теория профессиональной готовности специалиста является одной из наиболее разработанных психолого-педагогических теорий профессиональной подготовки специалиста. В научной литературе приводится достаточное количество различных подходов к определению понятия «профессиональная готовность» и формулируются этапы ее становления. В контексте нашей работы остановимся на трактовке профессиональной готовности педагога как базовой основе его профессиональной компетентности и будущего мастерства. При этом считается, что высший уровень профессиональной готовности — это начальный уровень компетентности, и о его достижении можно говорить только в том случае, если обучаемый демонстрирует творческий подход к решению профессиональных задач и использует эффективные способы их решения [13].
В своей работе Ю.Г. Татур описывает компетентность специалиста с высшим образованием как проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования [14].
Приведем трактовку понятия информационная компетентность педагога, которая описывается В.А Адольфом, согласно работе [15], как:
(1) компонент ключевой компетентности в подготовке педагога предполагает освоение обобщенных видов информационной деятельности человека на основе использования ИКТ;
(2) компонент базовой компетентности в подготовке педагога предполагает освоение информационной деятельности, способов использования ИКТ в образовательном процессе, в профессионально-педагогической деятельности учителя;
(3) компонент специальной компетентности в подготовке педагога предполагает обеспечение готовности учителя к использованию различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в предметной методике [16—18].
На наш взгляд, актуальным остается понятие «информационно-коммуникационно-технологической компетентности» (ИКТ-компетент-ность), описанной в работе [19] как «способность использовать информационные и коммуникационные тех-
нологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях» [там же, с. 16].
В контексте нашей работы можно указать выводы, сделанные Е.А. Ра-китиной, относительно компетентности выпускников вузов в сфере информационных видов профессиональной деятельности: (1) понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в профессиональной деятельности; (2) знание свойств и характеристик профессионально важной информации; (3) знание основных типов информационных систем, используемых в профессиональной деятельности, и владение навыками работы с этими системами; (4) сформированная потребность в использовании средств ИКТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия со средствами автоматизации [20].
Виртуализация образования ставит перед педагогами все новые задачи по эффективному применению современных сетевых технологий и социальных сетевых сервисов в образовательном процессе. Безусловно, особую значимость приобретает подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях виртуализации образовательных сред как различных интерпретаций методических теорий [12].
Различные магистерские программы профессиональной подготовки по направлению «Педагогическое образование», согласно ФГОС, предусматривают учебную дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности», в рамках которой изучаются возможности современных информационных технологий и особенности их применения в рамках различных предметных областей. Расширение и углубление профессиональной подготовки будущих учителей в области программных решений сетевых технологий, на наш взгляд, возможно предусмотреть за счет вариативной части соответствующего блока учебного плана.
Одним из способов решения задачи формирования готовности к деятельности в условиях виртуализации образовательных средявляется, как нам представляется, реализация курса по выбору «Социальные сетевые сервисы в деятельности педагога», направленного на изучение будущими педагогами возможностей использования социальных сетевых сервисов для решения различных педагогических задач в рамках поддержки традиционного учебного процесса, или в современной терминологии — смешанного обучения (blended learning), которое рассматривается как образовательная технология, основанная на концепции объединения технологий классно-урочной системы и электронного обучения, базирующаяся на новых дидактических возможностях, предоставляемых современными ИКТ.
Целью данного курса по выбору выступает обучение будущих учителей основным видам современных интернет-технологий, методическим и техническим аспектам их исполь-
57
58
зования в образовательном процессе. Основными задачами курса выступает формирование:
• умений использовать социальные сетевые сервисы и сетевые приложения для создания и хранения информации различного вида (документы, презентации, аудио-, видео, фото);
• умений организовать совместную работу по обработке различной информации;
• умений проектировать и создавать образовательные интернет-ресурсы, в том числе распределенные, с использованием различных сетевых инструментов;
• умений организовывать учебный процесс средствами современных сетевых технологий.
В качестве результата практического освоения курса планируется создание магистрантами следующих информационных продуктов: (1) личных интернет-хранилищ учебной мультимедийной информации с использованием различных сетевых сервисов (закладок, презентаций, аудио- и видео-информации); (2) различных документов для совместной работы (текстов, презентаций, таблиц, анкет); (3) образовательного (тематического) блога (или web-про-екта) и др.
После изучения курса, на наш взгляд, основу соответствующей профессиональной компетенции магистранта должны составить:
знания:
• основных возможностей современных сетевых технологий для хранения мультимедийной информации;
• современных интернет-технологий предъявления учебной информации;
• технологии использования сетевых ресурсов для образовательного процесса;
• возможностей сетевых сервисов для групповой работы над документами различного вида для осуществления учебного процесса;
• возможностей организации управления сетевым учебным процессом;
умения:
• использовать социальные сетевые сервисы для организации групповой работы над различными документами для разработки учебно-методических материалов;
• использовать различные интернет-сервисы для организации хранилищ мультимедийной информации;
• использовать различные сетевые визуальные технологии для разработки образовательных web-ресурсов (блога, сайта).
При этом теоретическая часть курса предполагает обсуждение таких вопросов, как: современные концепции «Web 2.0» и «Образование 2.0.»; понятие об облачных технологиях; обзор современных интернет-технологий и сетевых сервисов для образовательного процесса; основные принципы работы сетевых сервисов для совместной работы и возможности применения рассматриваемых сетевых сервисов в учебно-воспитательном процессе. А практическую часть курса предлагается строить по модульному принципу и, в зависимости от времени, отводимого на изучение курса, включать в курс освоение таких учебных модулей, как: «Сетевые сервисы для хранения мультимедиа-ресурсов»; «Работа с сервисом "Документы Google"»;
«Создание и настройка сетевого ресурса (блог, сайт)»; «Специализированные сетевые сервисы (закладки, сетевые интерактивные доски, интеллектуальные карты, вики, геосервисы и др.)» т.д.
В качестве примера приведем краткое содержание некоторых модулей описываемого нами курса.
Модуль «Сетевые сервисы для хранения мультимедиа-ресурсов» Цель: научиться использовать различные сетевые сервисы для хранения мультимедийной информации. Результат:
знать: основные возможности сетевых сервисов для хранения информации различного вида;
уметь: использовать различные сетевые ресурсы для хранения мультимедийной информации;
владеть: технологиями создания интернет-хранилищ для информации различного вида (презентации, аудио-, видео, фото, закладки); План освоения модуля: Изучите следующие темы: Социальные сетевые сервисы (сервисы Web 2.0): их виды и основные характеристики. Методические и технологические аспекты использования сервисов для хранения мультимедийной информации в образовательном процессе.
Выполните лабораторные работы: Сервисы для хранения фотографий. Сервисы для хранения презентаций. Средства для хранения закладок на интернет-ресурсы.
Выполните самостоятельную работу: Хранение аудио- и видеоинформации сети Интернет.
Ознакомьтесь с примерными тестовыми заданиями к модулю.
Защитите модуль, представив преподавателю в качестве результата ссылки на адреса, созданных интернет-хранилищ информации различного вида: фото, презентаций, закладки на различные интернет-ресурсы, аудио-, видео.
Модуль «Работа с сервисом "Документы Google"»
Цель: научиться создавать и работать с документами, используя сервис «Документы Google». Результат:
знать: основные возможности сетевого сервиса «Документы Google» для создания, хранения и использования документов в образовательном процессе.
уметь: создавать, публиковать различные документы (тексты, электронные таблицы, презентации) для совместного использования;
владеть: технологиями работы с различными документами для совместного использования на основе сервиса «Документы Google».
План освоения модуля: сп
Изучите следующие темы, осуще- 59 ствив в сети Интернет поиск необходимой информации: Система Google, ее основные возможности и сервисы. Технология создания и публикации документов для совместного использования в сети Интернет. Использование документов различного вида (текстов, презентаций, электронных таблиц) для совместного доступа в образовательном процессе.
Выполните лабораторные работы: Создание текстов для совместного использования. Совместная работа над презентацией. Создание электронных форм и их использование в сети.
Выполните самостоятельную работу: Сетевые электронные таблицы.
Ознакомьтесь с примерными тестовыми заданиями к модулю.
Защитите модуль, представив преподавателю в качестве результата ссылки на адреса документов, созданных для совместного использования.
Модуль «Издание и настройка блога»
Цель: научиться создавать и настраивать образовательный (тематический) блог. Результат:
знать: основные виды блогов и возможности их использования в образовательном процессе; сайты, предоставляющие возможности для создания и работы с блогами;
уметь: создавать и настраивать блоги; размещать на блогах различные виджеты и гаджеты для организации эффективной работы;
владеть: технологиями работы с различными видами и типами бло-гов (учителя, класса, ученический).
60 План освоения модуля:
Изучите следующие темы: Понятие блога, его назначение, особенности и структура. Возможности использования блогов в образовательном процессе. Основные технологии создания блога и работы на нем.
Выполните лабораторные работы: Знакомство с различными типами блогов для образовательного процесса. Создание и настройка блога. Размещение на блоге виджетов (гад-жетов). Цитирование, перепубликации презентаций на блоге.
Выполните самостоятельную работу: Работа с лентами новостей RSS и Atom (в сервисе Google Reader). Использование в сообщениях блога документов, созданных в системе «Документы Google».
Ознакомьтесь с примерными тестовыми заданиями к модулю.
Защитите модуль, представив преподавателю в качестве результата ссылку на адрес созданного ресурса.
Итоговой (зачетной) работой, о которой студент должен быть заранее осведомлен, позволяющей оценить усвоение учебного материала, может выступить создание «личной информационно-образовательной среды», объединяющей все сетевые сервисы и ресурсы сети Интернет, освоенные студентом в процессе изучения курса, и включающей следующие этапы: (1) проектирование, (2) выбор сетевых инструментов для ее разработки и (3) практическая реализация среды.
В заключение отметим, что разработанное нами содержание курса, направленного на формирование профессиональной готовности магистрантов направления «Педагогическое образование» к деятельности в условиях виртуальной образовательной среды и развитию на ее основе соответствующей профессиональной компетентности, апробировалась нами и используется в рамках образовательного процесса ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»2. Описанная в статье методика, учитывает наши ранее полученные научно-педагогические и методические результаты [11-12; 21-25].
2 См. образовательный ресурс: http://www.mshu.edu.ru/lms/course/view.php?id=174
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин М.В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики [Текст] / М.В. Кларин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. -№ 4 (19). - С. 54-62.
2. Иванова, С.В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах [Текст] / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. -
2014. - № 2 (30). - С. 40-49.
3. Ткаченко, Е.В. Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы [Текст] / Е.В. Ткаченко // Отечественная и зарубежная педагогика. -
2015. - № 3. - С. 11-22.
4. Осмоловская, И.М. Пространство дидактических проблем [Текст] / И.М. Осмоловская // Ценности и смыслы. - 2015. -№ 2 (36). - С. 85-92.
5. Рубин, Ю.А. Педагогическая система виртуального обучения [Текст] / Ю.А. Рубин, А.А. Андреев [Электронный ресурс]. - URL: http://ito.bitpro.ru/1999/III/2/266. html (дата обращения: 16.08.16).
6. Каракозов, С.Д. Использование межпара-дигмального подхода в условиях полипа-радигмальности современного образования: актуальность и сущность [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 5. - С. 146-150.
7. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 4-1. - С. 180-182.
8. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 202-204.
9. Тельнюк, И.В. Актуальность и приоритетные направления развития образовательной среды профессиональной подготовки преподавателей-медиков в условиях информатизации [Текст] / И.В. Тельнюк // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО -Югры, НВГУ: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции /
Отв. редактор М.В. Худжина. - Нижневартовск: Из-во Нижневартовского университета, 2015. - С. 89-92.
10. Ефремов, В.С. Виртуальное обучение как зеркало новой информационной технологии [Текст] / В.С. Ефремов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cfin.ru/press/ management/1999-6/11.shtml (дата обращения: 12.07.16)
11. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету: понятие и процесс формирования [Текст] / Н.Ю. Королева // Проблемы информатики. - 2009. - № 2. -С. 80-84.
12. Королева, Н.Ю. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды [Текст] / Н.Ю. Королева, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 2. - С. 196-199.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1996.
14. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Текст] / Ю.Г. Татур // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
15. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография [Текст] / Под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.
16. Адольф, В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога [Текст] / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Информатика и Образование. - 2006. - № 1.
17. Филимонова, Е.В. Содержание подготовки к информационно-аналитической деятельности для учителя информатики в контексте его обучения информационному моделированию [Текст] / Е.В. Филимонова, Н.И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3 (15). -С. 259-264.
18. Ляш, А.А. Методика обучения будущих учителей информатики использованию
61
62
информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] /
A.А. Ляш. - М., 2015. - 26 с.
19. Бурмакина, В.Ф. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность [Текст] /
B.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н. Фалина. - М.: НФПК, 2007. - 56 с.
20. Ракитина, Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Е.А. Ракитина. -М., 2002. - 48 с.
21. Королева, Н.Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса [Текст] / Н.Ю. Королева, А.А. Ляш, В.В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. 2010. - № 4 (23). - С. 211-214.
22. Королева, Н.Ю. Виртуальные машины как средство обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям [Текст] /Н.Ю. Королева, О.И. Ляш, Н.И. Рыжова // Информатика и образования. - 2007. - № 10. - С. 97-99.
23. Рыжова, Н.И. Изучение основ работы с виртуальными машинами [Текст] / Н.И. Рыжова, Н.Ю. Королева, О.И. Ляш // Информатика и образования. - 2008. - № 8. - С. 59-70.
24. Ляш, А.А. Модель методики обучения учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [Текст] / А.А. Ляш, Н.И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 1. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/107-8369 (дата обращения: 24.10.2016).
25. Ляш, А.А. Некоторые вопросы подготовки бакалавров специального (дефектологического) образования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [Текст] / А.А. Ляш, И.В. Шуньгина / Современное образование: традиции и инновации. - 2014. - № 2. - С. 59-62.
REFERENCES
1. Adolf V.A., Stepanova I.Ju., Metodologi-cheskie podhody k formirovaniju informa-cionnoj kultury pedagoga, Informatika i Ob-razovanie, 2006, No. 1. (in Russian)
2. Burmakina VF., Zelman M., Falina I.N., Bolshaja Semerka (B7). Informacionno-kommunikacionno-tehnologicheskaja kom-petentnost, Moscow, NFPK, 2007, 56 p. (in Russian)
3. Efremov VS., Virtualnoe obuchenie kak zerkalo novoj informacionnoj tehnologii, available at: http://www.cfin.ru/press/manage-ment/1999-6/1 l.shtml (accessed: 12.07.2016). (in Russian)
4. Filimonova E.V, Ryzhova N.I., Soderzhanie podgotovki k informacionno-analiticheskoi deyatelnosti dlya uchitelya informatiki v kon-tekste ego obucheniya informacionnomu mod-elirovaniyu, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2009, No. 3 (15), pp. 259-264. (in Russian)
5. Ivanova S.V., Sovremennoe obrazovatelnoe prostranstvo v sociokulturnom i geo-politicheskom aspektah, Cennosti i smysly, 2014, No. 2 (30), pp. 40-49. (in Russian)
6. Karakozov S.D., Koroleva N.Ju., Ryzhova N.I., Ispolzovanie mezhparadigmalnogo podhoda v uslovijah poliparadigmalnosti sovremennogo obrazovanija: aktualnost i sushhnost, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2011, No. 5, pp. 146-150. (in Russian)
7. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaja organizacija obrazovanija: tendencii i per-spektivy, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
8. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizatsiya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)
9. Klarin M.V., Innovacionnoe obrazovanie: konceptualnye vyzovy dlya didaktiki, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogi-ka, 2014, No. 4 (19), pp. 54-62. (in Russian)
10. Kompetentnostnyj podhod v pedagogiches-kom obrazovanii: kollektivnaja monografija, ed. V.A. Kozyreva i N.F. Radionovoj, St. Petersburg, 2004, 392 p. (in Russian)
11. Koroleva N.Ju., Virtualnaja sreda obuchenija predmetu: ponjatie i process formirovanija, Problemy informatiki, 2009, No. 2, pp. 8084. (in Russian)
12. Koroleva N.Ju., Ryzhova N.I., Virtualnaja sreda obuchenija predmetu kak interpretacija metodicheskoj sistemy obuchenija v uslovi-jah IKT-nasyshhennoj obrazovatelnoj sredy, Mir nauki, kultury, obrazovanija, 2009, No. 2, pp.196-199. (in Russian)
13. Koroleva N.Yu., Lyash A.A., Pechatnov V.V., Soderzhanie discipliny "Peda-gogicheskie tehnologii informacionno-obra-zovatelnyh sistem obucheniya" kak uslovie formirovaniya gotovnosti budushih uchitelei informatiki k deyatelnosti v usloviyah virtu-alizacii obrazovatelnogo processa, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 4 (23), pp. 211-214. (in Russian)
14. Koroleva N.Yu., Lyash O.I., Ryzhova N.I., Virtualnye mashiny kak sredstvo obucheniya budushih uchitelei informatiki setevym tehnologiyam, Informatika i obrazovaniya, 2007, No. 10, pp. 97-99. (in Russian)
15. Lyash A.A., Metodika obucheniya budushih uchitelei informatiki ispolzovaniyu informa-cionno-obrazovatelnyh sistem v profession-alnoi deyatelnosti, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2015, 26 p. (in Russian)
16. Lyash A.A., Ryzhova N.I., Model metodiki obucheniya uchitelei informatiki ispol-zovaniyu informacionno-obrazovatelnyh sistem v professionalnoi deyatelnosti, Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, No. 1, available at: http://www.sci-ence-education.ru/107-8369 (accessed: 24.10.2016). (in Russian)
17. Lyash A.A., Shungina I.V., Nekotorye vo-prosy podgotovki bakalavrov specialnogo (defektologicheskogo) obrazovaniya v oblasti informacionno-kommunikacionnyh tehnologii (IKT), Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii, 2014, No. 2, pp. 59-62. (in Russian)
18. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moscow, 1996. (in Russian)
19. Osmolovskaya I.M., Prostranstvo didak-ticheskih problem, Cennosti i smysly, 2015, No. 2 (36), pp. 85-92. (in Russian)
20. Rakitina E.A., Postroenie metodicheskoj sistemy obuchenija informatike na dejatel-nostnoj osnove, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2002, 48 p. (in Russian)
21. Rubin Ju.A., Andreev A.A., Pedagogiches-kaja sistema virtualnogo obuchenija, available at: http://ito.bitpro.ru/1999/IÏÏ/2/266. html (accessed: 16.08.2016). (in Russian)
22. Ryzhova N.I., Koroleva N.Yu., Lyash O.I., Izuchenie osnov raboty s virtualnymi mashinami, Informatika i obrazovaniya, 2008, No. 8, pp. 59-70. (in Russian)
23. Tatur Ju.G., "Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezultatov i proektirovanii standar-tov vysshego professionalnogo obrazovanija", in: Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara. Avtorskaja versija, Moscow, Issledovatelskij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. (in Russian)
24. Telnyuk I.V, "Aktualnost i prioritetnye naprav-leniya razvitiya obrazovatelnoi sredy profes-sionalnoi podgotovki prepodavatelei-medikov v usloviyah informatizacii", in: Tradicii i innovacii v obrazovatelnom pmstranstve Rossii, HMAO - Yugry, NVGU: Proceedings of the IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferencii, ed. M.V Hudzhina, Nizhnevartovsk, Izdatelstvo Nizhnevartovskogo universiteta, 2015, pp. 89-92. (in Russian)
25. Tkachenko E.V., Nepreryvnoe professional-noe obrazovanie Rossii: problemy i perspe-ktivy, Otechestvennaya i zarubezhnaya ped-agogika, 2015, No. 3, pp. 11-22. (in Russian)
63
Королева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Мурманский арктический
государственный университет, [email protected] Koroleva N.Yu., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Assistant Professor, Mathematics, Physics and IT Department, Murmansk Arctic State University, [email protected]