I УДК 378.147 ББК 74.263.2Р
актуальность обучения будущих учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в условиях виртуализации и информатизации современного образования
А. А. Ляш
В статье обоснована актуальность подготовки будущих учителей информатики в области использования информационно-образовательных систем (ИОС). Автором показана целесообразность использования не только самих информационно-образовательных систем, но и конкретных их технологий при решении профессионально-педагогических задач, определенных современными условиями виртуализации и информатизации образования. Представлена классификация задач современного учителя по видам его профессиональной деятельности. Предложена модель методики обучения будущих учителей информатики использованию ИОС в профессиональной деятельности как актуальной задачи методики информатики. Определено понятие профессиональной готовности учителя информатики в указанном виде деятельности, сформулированы уровни, критерии и показатели ее сформированности. Кратко описано содержание предлагаемой методики обучения в виде перечня модулей. Описаны опыт внедрения разработанной методики и перспективы ее дальнейшего развития и внедрения в рамках образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: информационно-образовательная система, подготовка учителя информатики, методика обучения информатике, профессионально-педагогические задачи, формирование профессиональной готовности к деятельности в области использования информационно-образовательных систем, уровни профессиональной готовности, показатели и критерии, виртуализация и информатизация образования.
THE RELEVANCE OF TRAINING FUTURE COMPUTER SCIENCE TEACHERS TO USE INFORMATION AND EDUCATION SYSTEMS IN TERMS OF VIRTUALIZATION AND INFORMATIZATION OF MODERN EDUCATION
A. A. Lyash
The article substantiates the relevance of training future teachers of computer science within the use of the information and education systems (IES). The author describes the practical use of both information and education systems, as well as their concrete technologies when solving the professional and pedagogical tasks determined by modern conditions of virtualization and informatization of education. Classification of tasks of modern teachers according to the types of their professional activity is presented. The model of a training technique for future teachers of computer science to use information and education systems in their professional activity is offered. The concept of professional readiness of computer science teachers is defined and levels, criteria and indicators of its completeness are formulated. The maintenance of the offered training technique in the form of the list of modules is briefly described. Experience of introduction of the developed technique and prospect of its further development and introduction within educational process of higher education institution are described.
Keywords: information and education system, computer science teachers training, technique of computer science teaching, professional and pedagogical tasks, formation of professional readiness for performing in the field of use of information and education systems, levels of professional readiness, criteria and indicators, virtualization and informatization of education.
Глобальная информатизация современного общества, затронувшая практически все сферы жизнедеятельности человека, привела к тому, что организация образовательного процесса в вузе или школе в большей мере опирается на использование информационных и телекоммуникационных технологий, включая информационно-образовательные системы (ИОС) [1-2]. Данное направление информатизации образования характерно не только как для реализации управленческих, так и прямых учебно-воспитательных функций образования. В качестве примера можно привести достаточно широкое использование различных электронных учебно-методических комплексов, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), образовательных порталов, сайтов (и др.) как в рамках осуществления дистанционного, так и в рамках традиционного обучения. В то же время следует отметить, что в последнее время достаточно актуальными становятся вопросы организации воспитательной работы и взаимодействия с родителями с использованием различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этом аспекте следует выделить, в первую очередь, специализированные сервисы (например, Единая образовательная сеть России «Дневник.ру»), а также традиционные сервисы (например, электронная почта, программы для on-line общения) и общедоступные (например, социальные сети, сервисы для проведения вебинаров и др.).
Одним из актуальных и перспективных направлений развития образовательных технологий в условиях глобальной информатизации современного социума сегодня, на наш взгляд, является использование технологий виртуализации в образовательном процессе, в частности, в рамках профессиональной подготовки современного специалиста [3-5]. Данные технологии позволяют реализовать достаточно широкий спектр задач как для организации взаимодействия в системе «учитель - ученик», так и для организации учебно-воспитательного процесса в целом. Здесь мы считаем необходимым перечислить и акцентировать ваше внимание на таких технологиях виртуализации, которые сейчас активно используются в учебном процессе, как: виртуальные машины (например, VMWare, VirtualBox, Xen и др.), вирту-
альные образовательные среды (например, системы управления обучением и др.), облачные технологии (например, сервисы Google, обработка графических изображений, создание презентаций, сервисы совместного доступа к интерактивным доскам и др.) и т. д.
Сказанное подтверждает актуальность перечисленных выше вопросов для профессиональной подготовки современного учителя, и в частности учителя информатики, и показывает, что обучение этим вопросам целесообразно проводить в рамках методики обучения информатике и ИКТ. В то же время необходимо, на наш взгляд, в рамках обучения этим вопросам в условиях широкого внедрения компетентностной парадигмы в вузах России уделять внимание обновлению технологий обучения, направленных на поддержку основных идей компетентност-ной образовательной парадигмы, и внедрять в образовательный процесс методы и средства активного обучения, технологии личностно-ориентированного и контекстно-деятельност-ного подходов в обучение студентов.
Теория и практика профессиональной подготовки современного учителя достаточно пристальное внимание уделяет сегодня таким понятиям, как «профессионально-педагогическая компетентность» и «готовность к профессионально-педагогической деятельности». Содержательно данные понятия описываются через совокупности профессиональных задач современного учителя и дифференцируются на разные уровни и виды [6]. Проанализировав существующие в этой проблематике научно-методические работы (В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой [7], А. А. Вербицкого и О. Г. Ларионовой [8], И. А. Колесниковой [9], А. К. Марковой [10]), мы будем рассматривать готовность к профессиональной деятельности учителя как один из основополагающих этапов становления его профессиональной компетентности и профессионализма. Все это в полной мере относится и к подготовке будущего учителя информатики в различных видах его деятельности в условиях информатизации современного образования, в частности, в области использования педагогических технологий ИОС в образовательном процессе в школе.
В рамках нашей работы под информационно-образовательной системой мы (согласно
С. Д. Каракозову [11]) понимаем совокупность вычислительного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения и системного персонала, обеспечивающего поддержку динамической (изменяющейся во времени) информационной модели системы образования для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства. В то же время, говоря о педагогических технологиях ИОС, мы делаем акцент на изучении тех ее особенностей и технологических возможностей, которые будут являться актуальными и востребованными при использовании данной системы для реализации традиционного обучения.
Что же касается проблемы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию педагогических технологий ИОС обучения в профессиональной деятельности, то она до сих пор остается до конца не решенной, что подтверждается проведенным анализом как выполненных диссертационных исследований за последние 10 лет (Е. В. Лобанова (2005), А. С. Копылов (2007), В. В. Мешков (2007), В. В. Королева (2008), С. Л. Атанасян (2009), С. А. Баженова (2009), В. В. Коршунова (2009), В. В. Михаэлис (2009), И. В. Холодкова
(2009), О. В. Данилова (2010), В. А. Кудинов
(2010), Т. Б. Павлова (2010), М. А. Сурхаев (2010), Е. В. Филимонова (2010), Г. А. Будникова (2011), С. В. Коровин (2011), А. А. Карнаухова (2011), Н. С. Прокопова (2011), А. В. Козлова (2012), С. Ю. Привалова (2012), Е. В. Чернобай (2012), Д. А. Ежиков (2013), А. В. Иванова (2013), Э. А. Первезенцева (2013), А. Ю. Скорнякова (2013) и др.), так и анализом содержания образовательных стандартов. Поскольку данное исследование выполнялось в период с 2009 по 2014 г., то нами были проанализированы следующие стандарты, действующие в разное время: (1) ГОС ВПО по специальности 050202 «Информатика» (2005); (2) ГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 540200 «Физико-математическое образование» (2005, 4 года обучения); (3) ГОС ВПО подготовки магистров по направлению 540200 «Физико-математическое образование» (2005, 2 года обучения); (4) ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 050100 «Педагогическое образование» (2009, 4 года обучения; 2011, 5 лет обучения); (5) ФГОС
ВПО по направлению подготовки магистров 050100 «Педагогическое образование» (2010, 2 года обучения).
Характерной особенностью действующих на сегодняшний день образовательных стандартов (ФГОС ВПО 2009, 2011) по направлению 050100 «Педагогическое образование» является наличие такого требования к будущему специалисту, как владение профессиональной компетенцией «способность использовать возможности образовательной среды, в том числе и нформа ционной, для обеспеч ени я кач ества учебно-воспитательного процесса» (ПК-4) независимо от конкретного выбранного профиля. Это, в свою очередь, позволяет нам высказать предположение об актуальности формирования готовности к использованию педагогических технологий ИОС не только для будущих учителей информатики, но и для учителей-предметников в целом.
В настоящее время планируется введение новых стандартов ФГОС ВО (так называемые ФГОС 3+). Характерным для нового поколения стандартов является разделение присваиваемой квалификации на академический и прикладной бакалавриат (для направления 44.03.01 «Педагогическое образование» в том числе) и достаточно небольшой набор унифицированных дисциплин в базовой части Блока 1 («Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура»). Поскольку указанные нормативные документы в настоящее время находятся в стадии рассмотрения и утверждения, то мы в нашей работе не останавливались подробно на их изучении и анализе.
Приведенная выше компетенция (ПК-4, образовательный стандарт по направлению 050100 «Педагогическое образование»), разумеется, не описывает всех профессиональных задач учителя (информатики в том числе) - его деятельность настолько многогранна, что весь спектр задач охватить в рамках одной работы невозможно. В связи с этим нами были проанализированы только преобладающие виды профессиональной деятельности учителя [12]: учебно-воспитательная и организационно-управленческая. На основе проведенного анализа были выделены следующие профессиональные задачи и подзадачи (рис. 1).
Как видно из рисунка, все задачи мы представили в тесной взаимосвязи, разделив на четыре уровня. Первый (внутренний) уровень включает в себя преобладающие виды деятельности, о которых шла речь выше. Второй уровень показывает элементы процессуальной компоненты педагогической технологии, раскрывающие более детально выделенные виды деятельности. На третьем уровне показаны профессиональные задачи, выделенные на основе анализа видов деятельности учителя. И, наконец, четвертый (внешний) уровень представляет собой непосредственно учебные задачи, трансформированные из профессиональных задач.
На основании предложенных задач нами была разработана методика обучения будущих учителей информатики деятельности в области использования ИОС на основе контекстного обучения. В рамках предложенной модели мы
выделили следующие компоненты методики обучения:
1. Целевой компонент является основополагающим и отражает непосредственно цель и предполагаемый результат обучения.
2. содержательный компонент направлен на отбор и структуризацию содержания обучения в соответствии с ведущими принципами отбора содержания обучения и его дальнейшее преобразование в содержание учебной дисциплины. В нашем конкретном случае данный компонент базируется на двух составляющих: а) теоретических знаниях, как совокупности базовых понятий, правил, законов, принципов, суждений из теории, технологии и практики ИОС и отражающихся в теоретическом блоке содержания обучения, и б) технологических умениях, соответствующих основным видам деятельности учителя и определяю-
Разработка средств для изложения нового материала
Разработка средств для
закрепления изученного материала
Организация самостоятельной работы
Использование современных аппаратных Использование СИиКТ и средств и программных средств для изложения длЯ организации самостоятельной и закрепления учебного материала и внеклассной работы
«
К
я о в я я
я 0> н н
ц
ц Я я Л
я е я Й о
2
Щ
и и
Щ
я о а.
9 в
i §
■О §
2 я ю
¡- а
И
о
= а
i? £ °
Определение методов и форм учебной деятельности учащихся
8 Р. о -вв в
§ 5
и
Й в1
2 ^ * Ч щ й в ё Я Ю
а «
5 а.
Э &
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Организация учебного процесса (УП)
Организация удаленного взаимодействия с родителями
Удаленное взаимодействие с родителями
Разработка и реализация структуры ИОС
о
ку
О 0
оу
ТЭ
п> р
л
з Р И
я
о
N у Оо
О •
р
И я
Организация УП с использованием ИОС
03 и
о р С Н
я
а
о л
8 8
п>
о О
о о
8 Й о
е £
н 8 о
р о
в
Я 8
2 8
Ч §
а » о> 3 я о
Я V!
«I
I ё = 8 В =
п » 8
Разработка контрольно-измерительных материалов
Рис. 1. Классификация задач по видам профессиональной деятельности учителя
щихся совокупностью практических умений и навыков из области ИОС, которые составляют практико-технологический блок содержания обучения, включая упражнения по технологиям - задачный материал.
3. деятельностный компонент включает в себя отбор таких методов, средств и форм обучения, которые с наибольшей эффективностью будут соответствовать как поставленным целям обучения и отобранному в соответствии с этими целями содержанию, так и результативности обучения. Деятельностный компонент предлагаемой нами модели методики обучения базируется на:
• контекстном обучении (согласно [8]);
• модульной технологии организации процесса обучения (понимаемой нами по [1317] и др.);
• методах активного обучения (классификация методов обучения по [18]), среди которых мы выделяем - метод целесообразно подобранных задач, который в рамках методики обучения информатики подробно рассматривал-
ся Н. И. Рыжовой [19], метод кейсов (case-study), игровые методы (деловая игра);
• технологии электронного портфолио студентов, как одном из альтернативных способов качественной оценки достижений [20-22].
Обозначенные выше компоненты методики обучения мы представили в определенной взаимосвязи графически в виде схемы (см. рис. 2).
Как видно из предложенной схемы, в основе разработанной модели обучения лежит модель деятельности специалиста, при анализе которой вычленяются профессиональные задачи, составляющие в дальнейшем основу целей при разработке содержательного компонента. Каждая профессиональная задача подвергается детализации на более мелкие подзадачи (учебные задачи), показывающие, в принципе, каких именно результатов мы бы хотели добиться в ходе изучения того или иного содержания. На основе выделенных профессиональных и учебных задач строится содержательный компонент, представленный в виде отдельных модулей определенной структуры.
Метод целесообразно подобранных задач (по Н.И. Рыжовой)
<
н и а
ч <
я а
ы 1=
и
а
н и о п
на
ч ы
н «
и ч
н«
Ч N
4 о
5
Профессиональная задача 1
Учебная задача 1.1. Учебная задача 1.2. Учебная задача 1.3.
Профессиональная задача N
Учебная задача N. 1. Учебная задача N.2. Учебная задача N.3.
Модульная технология обучения (по М.Е. Лебедевой) МОДУЛЫ
Ориентационный блок
Цель освоения модуля
Результаты ^ освоения модуля
Рекомендуемые дополнительные материалы и литература
Содержательный
блок
Дидактическая составляющая
Технологическая
составляющая
Диагностический блок
Тестовые задания Контрольные
Рефлексивный блок
Портфолио 1
Метод кейсов (case-study)
МОДУЛЬ N
Ориентационный блок
Рекомендуемые дополнительные материалы и литература
Содержательный
блок
Дидактическая составляющая
Технологическая
составляющая
Диагностический блок
Тестовые задания
Контрольные вопросы
Рефлексивный блок
ПортфолиоN
Рис. 2. Модель методики обучения будущих учителей информатики деятельности в области использования
ИОС на основе контекстного обучения
Освоение каждого модуля осуществляется с использованием кейс-метода (case-study), то есть студенты не просто изучают предложенный им теоретический материал и выполняют соответствующие практические и лабораторные работы, а анализируют и решают предложенную им ситуационную задачу (кейс-задачу). Полученные решения кейс-задач, выполненные обучаемым, комплектуют в дальнейшем его электронное портфолио.
Защита (качественная оценка) портфолио выполняется студентами на зачетном занятии с использованием игровых методов, а именно -деловой игры, в ходе которой каждый студент получает возможность провести частичную апробацию подготовленных им учебно-методических продуктов, выполнить самооценку своего портфолио по предложенным преподавателем вопросам на основе проведенной деловой игры и получить экспертное заключение одного из однокурсников, содержащее личное мнение относительно просмотренной работы, рекомендации и пожелания (прием «экспертиза»). Таким образом, каждый студент получает возможность сделать соответствующий вывод о достижении или не достижении поставленных целей и задач, качестве выполненной работы, обоснованности подобранных средств и технологий.
Результатом обучения, ожидаемым в ходе использования предлагаемой нами методики, по сути своей является сформированная на определенном уровне готовность будущего учителя информатики к решению профессионально-педагогических задач различного уровня сложности в области использования ИОС (см. рис. 3).
Предложенные уровни и решаемые в их рамках учебные профессиональные задачи ориентированы в первую очередь на будущих учителей информатики. Однако допустимо (как было сказано выше) использование данной модели методики для подготовки учителей-предметников в области использования педагогических технологий ИОС. В этом случае можно говорить о готовности на ключевом и базовом уровнях, а также на специальном уровне, но в
более ограниченном (чем для учителей информатики) варианте. Ограниченность в данном случае касается решения учебных профессиональных задач в области администрирования ИОС - для учителя-предметника в целом наиболее выполнимыми будут являться актуальные задачи администрирования ИОС в рамках учебного курса: настройка общих параметров курса, назначение ролей, создание групп, чистка курса, создание резервной копии.
Для проверки ожидаемого результата обучения нами была предложена методика определения сформированности указанной профессиональной готовности, включающая уровни формирования готовности специалиста (недопустимый, низкий, ограниченный, достаточный, высокий), а также ключевые критерии и показатели сформированности профессиональной готовности будущего учителя информатики в интересующей нас области использования ИОС: 1) осознанность действий при решении профессиональных задач, в основе которого лежит использование ИОС в учебном процессе; 2) направленность на профессиональную педагогическую деятельность в предметной области в условиях информатизации и виртуализации современного образования; 3) сформированная научно-технологическая основа действий (необходимая система знаний в области дистанционных образовательных технологий, в области теоретических и прикладных знаний создания и использования ЦОР для решения основных профессиональ-
Рис. 3. Уровни профессиональной готовности будущего учителя информатики в области использования педагогических технологий ИОС
ных задач в области использования ИОС); 4) целесообразность - умение четко и правильно ставить цели своей деятельности (выполнять их композицию и декомпозицию, доводя до последовательности конкретных действий, в процессе решения профессиональных задач учителя информатики); 5) освоенность действий (умения, навыки и опыт в решении профессиональных задач); 6) результативность при решении профессиональных задач в области использования ИОС [23].
Структура содержания предлагаемого обучения представлена в виде совокупности следующих модулей [3]:
Модуль 1. Основы информационно-образовательных систем обучения - педагогические принципы, положенные в основу распределенных ИОС; структура ИОС (объекты, элементы, навигация); возможности реализации ИОС (структура папок на информационно-образовательном сервере, Web-сайт, системы управления обучением (Learning Management System, LMS), конструкторы учебных курсов (технология Web-CD)); использование ИОС в учебном процессе.
Модуль 2. Основы технологии дистанционного обучения - технологии дистанционного обучения (модели, элементы дистанционного учебного курса); ЦОР, виды и классификация; проблемы проектирования и разработки цифровых (электронных) образовательных ресурсов; требования к ЦОР; интерактивность; проектирование и планирование проекта дистанционного курса; педагогический дизайн в проектировании и реализации ЦОР.
Модуль 3. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для изложения и закрепления изученного материала - аппаратные и программные средства, используемые для изложения и закрепления нового материала; электронный учебник (этапы разработки, основные структурные элементы, требования к содержанию, рекомендации по оформлению); организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения (информационные технологии дистанционного обучения; формы организации учебного процесса).
Модуль 4. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для организации самостоятельной работы учащихся - использова-
ние электронных ресурсов для самостоятельной работы учащихся (электронные библиотеки, образовательные ресурсы Интернет и пр.); использование электронных ресурсов для обсуждений в ходе самостоятельной работы учащихся (форумы, чаты, электронная почта и пр.).
Модуль 5. Технологии разработки мультимедийных составляющих ИОС для организации проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - типы, виды и методы контроля в учебном процессе, достоинства и недостатки; тесты: общая характеристика, этапы составление тестов, формы заданий, требования к тестовым заданиям; средства разработки и проведения тестов (системы тестирования, он-лайн-тестирование, возможности ЬМ5); средства для разработки контролирующих материалов (кроссворды, опорные конспекты и т. д.).
Модуль 6. Технология организации обучения с использованием ИОС - особенности использования ИОС при традиционном и дистанционном обучении; этапы внедрения ИОС в учебный процесс (тестирование и отладка на локальном компьютере, размещение ИОС на сервере, разработка методических рекомендаций по использованию ИОС, использование ИОС в учебном процессе).
Модуль 7. Технология организации взаимодействия с родителями на базе ИОС - личност-но-деятельностный подход как основа образовательного процесса; виды и формы взаимодействия учителя с родителями; особенности использования ИОС для организации взаимодействия с родителями; использование средств сетевых коммуникаций для организации взаимодействия с родителями (электронные журналы, доски объявлений, рассылки, телеконференции и др.).
В качестве одного из перспективных направлений дальнейшего развития содержания предлагаемого обучения можно рассматривать включение модуля «Администрирование информационно-образовательной системы обучения», более глубоко изучающего вопросы администрирования системы управления обучением (СУО), как средства для реализации ИОС. Содержание данного модуля включает в себя два раздела: базовая настройка СУО (установка и начальная настройка СУО, настройка внешнего вида, настройка инструментов оце-
нивания и стандартные дополнения) и расширенная настройка СУО (настройка системы с помощью конфигурационных файлов; расширенная конфигурация аутентификации пользователей; настройка взаимодействия СУО с вебсервером; интеграция сервисов работы с документами и файлами; интеграция мультимедиа-возможностей) [24]. Надо отметить, что включение данного модуля позволит расширить формирование профессиональной готовности до специализированного уровня, включающего решение не только учебных профессиональных задач по организации учебного процесса при помощи ИОС (специальный уровень), но и задач по внедрению, использованию и сопровождения ИОС в целом, что является более широкой задачей в указанной области.
Апробация разработанной модели методики обучения будущих учителей информатики в области использования ИОС проводилась на базе факультета физико-математического образования, информатики и программирования ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет» и на базе кафедры теоретических основ информатики института физико-математического образования Алтайской государственной педагогической академии (ФГБОУ ВПО «АлтГПА», г. Барнаул) в период с 2011 по 2014 г.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литвиненко, М. В. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования [Текст] / М. В. Литвиненко, Н. И. Рыжова // Информатика и образование. -2007. - № 7. - С. 119-121.
2. Каракозов, С. Д. Подготовка системного аналитика информационно-образовательных систем [Текст] / С. Д. Каракозов, Н. И. Рыжова // Успехи современного естествознания. -2004. - № 5. - С. 258.
3. Королева, Н. Ю. Содержание дисциплины «Педагогические технологии информационно-образовательных систем обучения» как условие формирования готовности будущих учителей информатики к деятельности в условиях виртуализации образовательного процесса [Текст] / Н. Ю. Королева, А. А. Ляш, В. В. Печатнов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4 (23). - С. 211-214.
4. Королева, Н. Ю. Принципы взаимодействия образовательных сред в условиях виртуализации учебного процесса (на примере подготовки учителей биологии и информатики) [Текст] / Н. Ю. Королева, Е. Г. Митина, Н. И. Рыжова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6-2. - С. 271-274.
5. Королева, Н. Ю. Виртуальные машины как средство обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям [Текст] / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, О. И. Ляш // Информатика и образование. - 2007. - № 10. - С. 97-99.
6. Рыжова, Н. И. Направления формирования профессиональной готовности будущего специалиста к информационно-аналитической деятельности [Текст] / Н. И. Рыжова,
B. И. Фомин, Е. В. Филимонова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. -
C.247-251.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: колл. моногр. [Текст] / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.
8. Вербицкий, А. А. Личностный и компетент-ностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
9. Колесникова, И. А. Основы технологической культуры педагога [Текст] / И. А. Колесникова. - СПб.: Дрофа, 2003.
10. Маркова, A. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
11. Каракозов, С. Д. Педагогическое проектирование информационных систем управления образованием [Текст] / С. Д. Каракозов, В. М. Лопаткин // Ползуновский вестник. -2005. - № 1.
12. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И. В. Богданов, С. В. Лазарев, С. С. Ануфриенко и др. - Режим доступа: http:// www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html (дата обращения: 19.12.2014).
13. Рыжаков, М. В., Зачетно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы [Текст] / М. В. Рыжаков, Л. О. Филатова // Профильная школа. - 2004. - № 6. - С. 6-12.
14. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие
для вузов / Д. В. Чернилевский. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
15. Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей [Текст] / О. Б. Даутова, О. Н. Крылова; под ред. А. П. Тря-пицыной. СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
16. Лебедева, М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / М. Б. Лебедева. - СПб., 2006. - 34 с.
17. Максудова, Л. Г. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения [Текст]: метод. пособие / Л. Г. Максудова, М. В. Литвиненко, В. В. Абросимов. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. - 59 с.
18. Смолкин, А. М. Методы активного обучения [Текст] / А. М. Смолкин. - М.: Высш. шк., 1991. - 176 с.
19. Лаптев, В. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки [Текст] / В. В. Лаптев, Н. И. Рыжова, М. В. Швецкий. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003. - 352 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
21. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
22. Турик, Л. А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 281 с.
23. Ляш, А. А. Модель методики обучения учителей информатики использованию информационно-образовательных систем в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А. А. Ляш, Н. И. Рыжова // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/107-8369 (дата обращения: 15.02.2013).
24. Кушнир, М. В. Методические основы подготовки специалистов в области администрирования систем управления обучением [Текст] / М. В. Кушнир, А. А. Ляш // Актуальные проблемы развития науки и образования: сб. науч. тр. по материалам Между -нар. науч.-практ. конф. 5 мая 2014 г.: в 7 ч. -М.: АР-Консалт, 2014. Ч. 5. - С. 120-122.
REFERENCES
1. Litvinenko M. V., Ryzhova N. I. Napravleniya razvitiya sistemy podgotovki spetsialista v us-loviyakh informatizatsii obrazovaniya. Infor-matika i obrazovanie, 2007, No. 7, pp. 119-121.
2. Karakozov S. D., Ryzhova N. I. Podgotovka sistemnogo analitika informatsionno-obrazo-vatelnykh sistem. Uspehi sovremennogo estest-voznaniya, 2004, No. 5, p. 258.
3. Koroleva N. Yu., Lyash A. A., Pechatnov V. V. Soderzhanie distsipliny "Pedagogicheskie tekh-nologii informatsionno-obrazovatelnykh sistem obucheniya" kak uslovie formirovaniya goto-vnosti budushchikh uchiteley informatiki k dey-atelnosti v usloviyakh virtualizatsii obrazovatel-nogo protsessa. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 4 (23), pp. 211-214.
4. Koroleva, N. Yu., Mitina E. G., Ryzhova N. I. Printsipy vzaimodeystviya obrazovatelnykh sred v usloviyakh virtualizatsii uchebnogo protsessa (na primere podgotovki uchiteley bi-ologii i informatiki). Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 6-2, pp. 271-274.
5. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I., Lyash O. I. Vir-tualnye mashiny kak sredstvo obucheniya budushchikh uchiteley informatiki setevym tehnologiyam. Informatika i obrazovanie, 2007, No. 10, pp. 97-99.
6. Ryzhova N. I., Fomin V. I., Filimonova E. V. Napravleniya formirovaniya professionalnoy go-tovnosti budushchego spetsialista k informatsi-onno-analiticheskoy deyatelnosti. Mir nauki, kul-tury, obrazovaniya, 2009, No. 3, pp. 247-251.
7. Kompetentnostnyy podkhod v pedagogicheskom obrazovanii: koll. monogr. St-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2004.
8. Verbitskiy A. A., Larionova O. G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podhody v obrazovanii. Problemy integratsii. Moscow: Logos, 2009.
9. Kolesnikova I. A. Osnovy tehnologicheskoy kulturypedagoga. St-Petersburg: Drofa, 2003.
10. Markova A. K. Psihologiya professionalizma. Moscow, 1996.
11. Karakozov S. D., Lopatkin V. M. Pedagogiches-koe proektirovanie informatsionnykh sistem upravleniya obrazovaniem. Polzunovskiy vest-nik, 2005, No. 1.
12. Bogdanov I. V., Lazarev S. V., Anufrienko S. S. i dr. Psihologiya i pedagogika. Available at: http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html (accessed: 19.12.2014).
13. Ryzhakov M. V., Ryzhakov M. V., Filatova L. O. Zachetno-modulnaya sistema obucheniya kak variant organizatsii profilnogo obucheniya na starshei stupeni shkoly. Profilnaya shkola, 2004, No. 6, pp. 6-12.
14. Chernilevskiy D. V. Didakticheskie tehnologii v vysshey shkole: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: YuNITI-DANA, 2002.
15. Dautova O. B., Krylova O. N. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii v profilnom obu-chenii: ucheb.-metod. posobie dlya uchiteley. St-Petersburg: KARO, 2006.
16. Lebedeva M. B. Sistema modulnoy profession-alnoy podgotovki budushchikh uchiteley k ispolzovaniyu informatsionnykh tekhnologiy v shkole. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). St-Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 2006.
17. Maksudova L. G., Litvinenko M. V., Abrosimov V. V. Razrabotka i postroenie uchebnykh modu-ley dlya sistemy distantsionnogo obucheniya: metod. posobie. Moscow: Izd-vo MIIGAiK, 2006.
18. Smolkin A. M. Metody aktivnogo obucheniya. Moscow: Vyssh. shk., 1991.
19. Laptev V. V., Ryzhova N. I., Shveckii M. V. Metodicheskaya teoriya obucheniya informa-tike. Aspekty fundamentalnoy podgotovki. St-Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2003.
20. Polat E. S., Buharkina M. Yu., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Novye pedagogicheskie i informat-sionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifikatsii ped. kadrov, Moscow: Akademija, 2002.
21. Pedagogicheskie tehnologii distantsionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademija, 2006.
22. Turik L. A., Osipova N. A. Pedagogicheskie tehnologii v teorii i praktike: ucheb. posobie. Rostov-on-Don: Feniks, 2009.
23. Lyash A. A., Ryzhova N. I. Model metodiki obucheniya uchiteley informatiki ispolzovaniyu informatsionno-obrazovatelnykh sistem v pro-fessionalnoy dejatelnosti. Sovremennye proble-my nauki i obrazovaniya, 2013, No. 1. Available at: http://www.science-education.ru/107-8369 (accessed: 15.02.2013).
24. Kushnir M. V., Lyash A. A. Metodicheskie os-novy podgotovki spetsialistov v oblasti admin-istrirovaniya sistem upravleniya obucheniem. Aktualnye problemy razvitiya nauki i obrazovaniya. Proceedings of the International Conference, Moscow, 2014. Moscow: AR-Konsalt, 2014, Vol. 5, pp. 120-122.
Ляш Ася Анатольевна, старший преподаватель кафедры физики, информатики и информационных технологий Мурманского государственного гуманитарного университета e-mail: [email protected]
Lyash Asya A., Senior Lecturer, Physics, Computer Science and Information Technology Department, Murmansk State Humanities University e-mail: [email protected]